Может ли современная наука если не объяснить, то хотя бы дать надежду на объяснение того круга необычных психофизических феноменов, о которых появляется все больше сообщений в печати?
Сторонники жесткого научного рационализма утверждают: раз эти явления не вписываются в научную картину мира, значит они и не существуют вообще.
Исследователи же с интуитивно-мистическим складом ума полагают, что науке с ее экспериментально-математическим методом попросту нечего делать в этой сфере реальности, где царят иные законы и для описания которой нужны принципиально иные подходы.
Наиболее плодотворным представляется не упорное отстаивание сложившейся картины мира и не безоговорочное ее отрицание, но творческое и конструктивное расширение. Это расширение открывает новые возможности теоретического объяснения психофизических явлений.
Вот некоторые из них.
Лет десять назад американский физик Роберт Джан провел серию экспериментов по взаимодействию человеческой психики с различными типами генераторов случайных чисел. В многократных и разнообразных опытах обнаруживалось, что последовательность чисел переставала быть случайной: воля человека-оператора вносила в нее определенный порядок. Либо – что, пожалуй, еще более поразительно – последовательность оставалась случайной, но вероятность прекогниции (предузнавания) оператором последующего числа, которое выдаст генератор, превосходила все мыслимые возможности.
Р. Джан создал концепцию квантово-механического взаимодействия сознания с физическими системами. Используя математический аппарат квантовой механики, он представил взаимодействие двух индивидов или индивида с физической системой, обобщив способ описания взаимодействия атомов в теории ковалентных химических связей.
На протяжении многих лет я участвовал в разработке математической теории солитонов – теории нелинейных уравнений особого типа, бурно развивающейся в последние 20–30 лет. Открытия Р. Джана придали новый импульс моим исследованиям.
Солитон – это обычная волна, или, более широко, волновая структура (волновой пакет), внешняя устойчивость (точнее сказать – самотождественность) которой обусловлена ее внутренней подвижностью. Двигаясь как целое, солитон сопротивляется разрушению, пульсирует, «дышит», взаимодействует с окружающей средой: его динамика во многом напоминает поведение простейшего живого существа. Характерная черта динамики солитона — «гибкое» сочетание закономерности и случайности, или, говоря на математическом языке, детерминизма и стохастичности, а на языке психологическом – необходимости и свободы. Детерминистический аспект солитона образует логическую программу его структуры, так сказать, его «генотип»; стохастический аспект – его «плазму», позволяющую обогащать генотип новой информацией, воспринятой из среды, и наоборот, передавать в среду информацию с генотипа.
Солитоновая теория оказалась очень плодотворной
в объяснении ряда микрофизиологических явлений. В моих работах речь шла о законах формирования и движения нервного импульса, о механизме «считывания» информации с молекулы РНК, о резонансной модели молекулы ДНК, об изменениях колебательных спектров компонентов раковых клеток. Представление о солитонах помогло продвинуться в теории взаимодействия объектов, связь между которыми чрезвычайно слаба, а это, в частности, сфера космической физики, основы которой заложил наш великий соотечественник А. Чижевский. Сюда же относится и воздействие биологических объектов на эмульсии и коллоидные растворы, а также на сверхчувствительные приборы –такие, как крутильные весы или джозефсоновские магнитометры.
Теоретические исследования имели и практический выход. Мне удалось сконструировать серию лечебных аппаратов. Они являются генераторами электростатических и магнитных полей особой конфигурации: речь идет о новом классе сверхчувствительных психотронных приборов. Интересная подробность: в контур генератора мы вводили специальные минералы, срезы роговой оболочки и капсулы с тканевыми жидкостями пациента – в этом контексте вполне оправдали себя некоторые рецепты средневековой медицины. В многолетних клинических исследованиях была также установлена достоверная корреляция терапевтического эффекта с такими показателями, как фазы Луны, уровень солнечной активности и расположение некоторых планет. Но ведь именно с этими параметрами ближнего космоса имеет дело традиционная астрология!
Но помогут ли нам новые подходы солитонной физики в объяснении таких впечатляющих явлений, как предсказание случайных чисел операторами Р. Джана, перемещение предметов волевым усилием (Н. Кулагина) или плазменные светящиеся фигуры, представленные на фотоснимках эффекта Кирлиан?
Ключевым здесь становится понятие физического пространства или вакуума, способного воспринимать информацию, вносимую человеческим сознанием. Но возникла необходимость дополнить современную физическую модель вакуума новой гипотезой: «виртуальные» (т.е. непрестанно в каждой точке возникающие и исчезающие) электронно-позитронные пары вместе с сопутствующим электромагнитным полем могут в силу нелинейных эффектов образовывать солитонные состояния. Конечно, эти солитоны тоже «виртуальные», иначе их совокупность образовала бы особое, наблюдаемое обычными методами, физическое поле. Но можно предположить, что в процессе вакуумных флуктуации меняется, условно говоря, «материальный субстрат» солитона, а его «генотип», то есть информационное содержание, при этом не разрушается. Выражаясь математически, флуктуационное изменение носителя информации относится к стохастическому аспекту вакуумного солитона.
Если гипотеза верна, то вакуум является поистине неисчерпаемым хранилищем информации.
Чем меньше размер солитона, тем выше составляющие его частоты и соответственно больше информационная емкость вакуумной солитоновой ячейки. Оценить размер этой ячейки мы пока не можем, но ясно, что он на много
порядков меньше размеров нейрона головного мозга человека, а емкость такого нейрона составляет (оценка X. Хидена) 1012-И014 бит. Нет ничего невозможного и в том, что вакуумные солитоны образуют, подобно нейронам, информационные цепи.
Неужели вакуум представляет собой нечто вроде невидимого гигантского мозга? Мысль немного пугающая, но... почему бы и нет?
Если это действительно так, то многое становится понятным.
Например, предузнавание случайных чисел.
То что для нас случайность, для этого «космического мозга» – вычисляемое событие; все что выдает генератор случайных чисел, есть в конечном счете результат физических процессов в электронных схемах. Вакуумный «мозг» может эти процессы полностью охватить и во всех вариантах смоделировать их ход задолго до того, как они совершились в реальности (уточним: в нашей обычной физической реальности). В процессе подготовки оператор (если он не прирожденный талант) по существу учится входить в контакт с этим мировым «мозгом» и затем считывает с него предсказания результата. Можно предположить, что такие предузнавания возможны не только в отношении случайных чисел... Вспомним Нострадамуса и других великих предсказателей!
Интересный факт: даже самые удачные предсказания всегда носят несколько размытый и неоднозначный характер. Но, согласно солитоновой концепции, именно так и должно быть.
Далее – телекинез.
Здесь мы, по-видимому, вступаем в противоречие с первым законом термодинамики: каких бы нервно-физических затрат ни требовали от Н. Кулагиной ее демонстрации, выделяемая ею при этом электромагнитная энергия (а о какой еще может идти речь?) все же несоизмеримо мала, чтобы поднять в воздух двухсотграммовую гирьку. Но, может быть, тут имеет место совсем иной механизм перемещения предмета?
Согласно квантовой механике, любой материальный предмет есть в конечном счете большой волновой пакет (солитон), точнее, связанная совокупность таких солитонов (атомов). Чтобы заставить солитон двигаться, нужно согласованным образом изменить фазовые соотношения составляющих его волн (затраты энергии могут быть при этом ничтожно малы) – именно к этому сводится всякое воздействие на предмет. И тогда ни один закон не нарушается, а чудо – налицо!
Такое описание, не входя в принципиальное противоречие с естественнонаучным подходом, откроет возможность для конструктивного диалога физики с психологическими, мистическими и религиозными учениями. Например, Карл Юнг в своей знаменитой теории архетипов объяснил ряд явлений человеческой психики существованием коллективной бессознательной памяти, которая иногда прорывается в индивидуальное сознание. В рамках развиваемой нами концепции хранилищем такой коллективной памяти человечества как раз и выступает «космический разум», или «умный вакуум», информационные ячейки которого носят вполне физический характер..
КОНЦЕПЦИЯ ВАКУУМНОГО «СВЕРХМОЗГА» НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ
МИРА
Андрей БЕРЕЗИН, кандидат биологических наук
Наука и Религия 1991, №7