Рудольф Зом. ЦЕРКОВНЫЙ СТРОЙ В ПЕРВЫЕ ВЕКА ХРИСТИАНСТВА. JPG
|
||||||
|
||||||
Пометки и подчеркивания в тексте о. Глеба Якунина
|
||||||
|
||||||
ЗОМ (Sohm) Рудольф (1841—1917), нем. протестантский историк Церкви, правовед и канонист. Был профессором в ун-тах Геттингена, Фрайбурга, Страсбурга и Лейпцига. В гл. работе "Церковное право" ("Kirchenrecht", Lpz., 1892, Bd. 1; т. 2 издан посмертно в 1923 в Мюнхене) З. развивал мысль об исключительно харизматич. природе первохрист. общины. Правовой характер церк. устройства, по З., был неизбежной уступкой чуждому Церкви духу. "Сущность Церкви, — писал он, — духовная; сущность права — мирская. Церковь хочет быть водимой, управляемой господством божественного Духа; право в состоянии произвести всегда только человеческое господство, по природе земное, погрешимое, подчиненное временному течению". Эти выводы З. сделал из детального анализа первохрист. экклезиологии и форм служения в апостольских общинах и древней Церкви.
Книга содержит богатейший материал по проблеме происхождения всех ступеней иерархии в Церкви. По мнению З., основа священства заключалась не в праве, а в его роли на евхаристич. собраниях. З. связывал свои исследования с практич. задачами пересмотра церк. права на новых основаниях. Из правосл. авторов более всего З. повлиял на протопр. Н. *Афанасьева. Справка взята с сайта "Евхаристическое содружество АНАФОРА" http://anaphora.ru/content/view/131/30/ "Церковь есть в силу своего идеала и своей сущности Христианство, Народ Божий и Царство Божие, Тело Христово на Земле. Немыслимо, чтобы Царство Божие обладало человеческими, правовыми формами устройства, чтобы Тело Христово было носителем человеческого правового господства. Сущность права противоположна идеальной сущности Церкви. Насколько правовой порядок находится в согласии с сущностью государства, настолько же он противоречит глубочайшей сущности Церкви." Р.Зом. |