НЕТ БОЛЕЕ ДЛЯ ТВАРИ СЧАСТЬЯ, В ТВОРЕНЬИ МИРА ПРИНИМАТЬ УЧАСТЬЕ
«Научное открытие,
Что мир всегда в развитии,
Несёт для веры катаклизм», –
Решает твёрдо атеизм.
И, празднуя победу,
Зовёт он всех к обеду,
Но обнаружилась беда —
Одна на блюде лебеда.
Победа эта мнима,
Стрела летит, да мимо:
Не в силах атеизм
Соделать атавизм
Из нерушимой веры.
Не сжать её размеры,
Не превратить религию
В забытую реликвию.
В наличии развития
Для веры нет разбития,
В развитии наличия
Для веры нет увечия.
И утвержденье-
Убежденье,
Что оно безбожно –
Ложно.
Наличие развития –
Вития о величии,
О мудрости и благости Творца.
Прийми хвалу без лести –
Творишь Ты с тварью вместе,
От жалости
И милосердия,
Не от святейшей шалости –
Для тварного усердия.
Творишь ты, Боже, синэргично (10)
Притом безмерно энергично,
Для чад не закрываются
Воротца
У Отца.
Призвал к участию
Ты всё творенье,
И быть нам в части
С тобою – счастье.
Начав творить мистерию
Ты миру дал материю,
Сверхпрочный материал
В фундамент заложил.
Чтоб выдержала стойко
Божественная стройка,
Чтоб долго, безупречно,
Чтоб с нами вместе, вечно,
Он счастливо зажил.
И вот затем живая тварь
(Весьма поздней, но тоже встарь)
Прошла с тобой филогенез,
Наш пращур
Мощь в себе наращивал
И на вершину Древа взлез.
Там изготовился типаж
Для операции
«Купаж».
И купно –
Крупной,
Не для грации,
Для черепной –
По врезке рацио.
Для повышения бытия
Без вразумленья-бития.
А в наш эон,
В наш чудный век,
Проходит трудно человек
Стезю духовной эволюции
С Тобою, Боже, в коалиции.
Хвала Тебе, Господь, что вложен
Тобой в нас дух.
И в результате,
О Создатель!
Тобой составлены из двух
Разнокалиберных природ
Мы, осчастливленный народ.
Как хорошо, что Ты нас сделал
Из каолина –
Лицами.
В тиши и в жизненной агонии
Я славлю чудо космогонии,
Прийми убогий глас горниста
В честь мудрого Космогониста!
Коснусь тут деликатной темы:
Ни старика, ни даже девы
Ей не оставить в равнодушьи,
Она – удушье
Для радушья.
Сверхтрепетная тема эта
О «Близком к двери» (11) конце света.
Горяч об этом вечный спор,
Нам говорят: «конец уж скор,
Давно созрел для жатвы колос» –
Мы слышим «близкодверцев» голос.
Хоть эта мысль парит над Русью,
Не верю в скорую парусию (12 )
«Близ при дверях?» –
я горький скептик,
В душе довлеет антисептик.
Опасно в жизни опираться
На историческую аберрацию.
Пришествия второго ждать опасно
В суровом напряжении напрасном.
Тоскливое опасно расслабленье
В мечтах о трудоизбавлении.
Ещё до ангельской трубы,
Когда откроются гробы,
Далече нам – был прав А.Мень,
И я во след кричу «Аминь».
И я, как он, произнесу,
Не в одиночестве в лесу,
И не келейно, шепоточком в ухо:
«В развитьи человеческого духа
Мы лишь ещё неандертальцы»,
Мы на ристалище лишь юные ристальцы.
До окончания пути,
До высоты Омеги
Ещё немало нам идти
Без лености и неги!
* * *
Даже собака
Сверху и сбоку,
А иногда при гляденьи в анфас,
Или же в сильном душевном волнении
При выполнении
Возгласа «Фас!»,
Очень на хозяина
(Иначе и нельзя ей),
Даже поразительно, бывает, как похожа —
Тем более
Твоей святою волею
Твоё творение, Боже,
Которое сподобил Ты зачать,
Несёт Твою, Творец, печать.
Как Сам Сын Божий,
(«Быша вся через Него же»)
(Иоан 1: 3)
Имеет воли и природы две,
Которые навеки в синергизме,
Так и в созданья мира механизме,
Усильем в паре —
Творца и твари,
Стараньем двух
Мир двигается вверх,
Согласно философии монизма,
К реальному святому коммунизму.
ВЕЛИКИХ БОЖЬИХ РЕВОЛЮЦИЙ Я НАСЧИТАЛ ЧЕТЫРЕ, О НИХ ПОЮ СИЮ РЕЛЯЦИЮ НА ГУСЛЯХ И ПСАЛТЫРИ
Мой Бог, Вселенную творя,
Ты применяешь принцип
Квалификации всеобщего труда:
Почётная работа – Богу-Принцу,
А тварью – добывается руда.
Ты повышаешь уровень творенья,
Обоживаешь то, что сотворил из бренья,
Где тварь не может эволюцией,
Ты сверху – Божьей революцией.
Твоих Великих Революций
Я насчитал четыре.
О них пою
Сию
Реляцию
На гуслях и псалтыри.
Взыграю я на древней лире –
На прославляющей псалтыри,
Твои дела озвучат гусли,
Мой Бог, во всехвалебном русле.
Творец наш Всемогущий!
Ты из небесной кущи,
Из собственного дома
(С домашнего ракетодрома)
Первичного Андрома
Заслал в ничто
В древесном семени.
(Ты совершил великий выброс,
Чтоб в древо жизни он бы вырос).
С сего начало бремени,
С сего начало времени,
Начало всех начал,
Когда ты мир зачал.
То было первой революцией.
(Архангельскими лицами
При сем хвалы свершался чин.
И мы в хваленьях не смолчим!).
В Великую Всемирную Вторую,
Жизнь неживой материи даруя,
Назад мильонов многолеточно,
Создал ты в море одноклеточных.
Для тварной жизни высшей пробы
Зашевелились анаэробы,
Для тварной жизни экстракласса
Зашевелилась биомасса.
И устремился штамм микробный
К предельной стадии — антропной.
Возникло много популяций
(О, Боже! Восприми реляцию —
Сию балладу,
Сию хвалу – Тебе в усладу).
Но самолично тот микроб
Так и не стал благоутроб.
И от Тебя, Господь, приватно,
До обезьяны, до примата
Сумел лишь только дорасти
(О, Боже! Юмор мой прости!).
Взлететь до ангельского чина
Без благодатного почина,
До Михаила, Гавриила,
Не в состоянии горилла.
Не вознеслась и шимпанзе
В мечтах, как ЗЭК из КПЗ,
От политического и до алкоголика
Она взлетать могла лишь только.
И вот, когда то Жизни Древо,
Для действа главного созрело,
Взросло к пределу высоты,
К творенью вельей красоты
Ты приступил, о Боже, Сам
(Внемли убогим словесам!).
Под ангельское «Исполла...» (13 )
Ты из ствола,
Его вершины
(Вот видишь, Боже,
Значит, тоже
Разрешимы
Не только мелкие, как просо,
Вопросы
Скромные,
Но и огромные
Погромные
Для сферы
Веры
Апологии,
Что разрослись в Антропологии),
Живой природе ум даря,
Ты выделал её Царя.
Совсем как в сказке у Коллоди,
Пиноккио в которой из колоды
Был телом
Сделан.
Зовётся он ещё и Буратино;
Не захотел Ты, чтоб из бурой тины
Тебе кадили
Крокодилы!
Не захотел, чтоб языком гориллы
С тобой творенье говорило!
По сей причине,
И от кручины
По отрочине,
Не от безделья
Ты выделал себе
Из дерева изделье
Велик, о Твой, Творец, почин!
Ты образом его почтил,
Ты даровал ему свободу.
А сам почил –
Для отдыха в Субботу.
И это было революцией
Всемирной – Третьей.
Ну как же гимна не воспеть ей,
Не воспеть Тебе:
Не бросил человека Ты в беде,
В грехопаденья катастрофе
(О, правый Боже,
Как не вхожи
Музы стопы
В мои строфы!).
Всемирной революцией четвёртой
(И в этот факт мы верим твёрдо)
Привита Отрасль к Жизни Древу –
Сам Бог вселился в Пресвятую Деву,
Чтоб довести всю тварь до вечности –
Предел гуманности, всечеловечности!
До высоты Омеги,
Без отдыха и неги
То древо высится, растёт,
Когда прийдешь – тогда расчёт.
Потребуешь отчёт
От каждой ветки,
Молодой и ветхой,
Каждого сука.
От той, которая суха,
Гнила,
Твоему Слову не вняла,
Чьи горечи полны плоды,
Ты всем дал света и воды.
А с Неба Отрасль:
Ветви, листья,
Что отросли при благовестьи,
Ты не схоронишь – сохранишь.
О ДРЕВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, В НЕБЕСНЫЙ ГРАД
БОГ ПОМЕСТИТ КОТОРОЕ
Когда приидет Царствие Твоё,
В него войдёт
Не только Древо Жизни,
Но ещё иное Древо,
Которого от древле
Век
С тех пор, как создан человек.
То Древо человеческой культуры,
Плоды которого
Пойдут Тебе в оброк,
(Таков уж над культурой рок).
Они есть Истина, Добро и Красота,
И для него предел земной
Всё тот же, не иной –
Омеги высота.
И испытается огнём
Второе это Древо,
Не побоится и оно большого перегрева
В горниле страшного Суда
(Отсюда всё пойдет туда).
Для твари высшая отрада,
Что для Божественного Града
В стройматериал Ты Древо пустишь
(Пойдёт в отходы только пустошь).
И не сгорит в огне то вечное,
Тобою к жизни что намечено,
Тобою, вечности Строителем,
Всецарственной (для всех) обители.
Тобою, вечной жизни Зодчим,
Для Града Славы в Царстве Отчем
(Как обжигают кирпичи
В специально сделанной печи,
Для повышенья прочности,
Чтоб избежать порочности).
И не сгорит от гнева
Культуры это древо,
Не пропадёт от града.
Плоды, пригодная рассада,
Заложатся тобою в склад
Для будущего сада
Во Царствии Твоём.
За это тоже,
Дивный Боже,
Хвалу Тебе поём!
Самоотверженных свершений
То древо творчества, труда.
Ты будешь гнать того в три шеи,
Чьё дело не войдёт туда.
Неверный раб во тьме кромешной
За то, что зарывал талант!
Не делом внутренним, а внешним
Души гранится адамант. (14)
Как у спортсменов, у штангистов
Не входит в счёт движенье «жим»,
Так и Тебя, дел внешних вместо,
Мы умным деланьем не ублажим.
Ведь аскетизм – лишь упражненье,
Развитье мускулов души,
Для приложенья
Напряженья,
Дела чтоб были хороши! (Мф.25: 35-36)
Судить Ты будешь по плодам,
Смоковницей сухой
Своих плодов Тебе не дам –
Замру перед Тобой! (Мф.21: 18-22)
При корне залегла секира,
Огню гиены пламенеть!
Хоть хилый плод сии стихиры –
Не дай мне, Боже, онеметь! (Мф.3: 10)
«Без дел мертва святая вера,
Как мёртво тело без души» (Иак.2: 26)
Дела – Твоя стальная мера,
Меня под ней не сокруши.
И даже тот, кому Ты Пастырь,
Без дел козлом пойдёт налево
(Мф.25: 32):
Когда больному нужен пластырь,
Чтоб рана брата не болела,
Брат не подаст – то злое дело,
Зло значит брата одолело.
Ты Сам не только заявил,
Не только Словом нам явил,
Явил и Словом-Делом (Ин.13:1)
Свою великую любовь,
Вскормив Пречистым Телом.
Твой Бога-Скульптора
Резец –
В предметы культа,
В образец
Нам надо брать
Для подражанья.
Не под угрозами
В дрожаньи
Тебе чтоб принесли
В святые закрома,
При том и не хромая,
Несметного,
Несмертного
Початки урожая.
Твоя большая плодотворность,
Твоя большая деловитость
Нам вдохновенье на моторность,
Ориентир на плодовитость.
Отца прославим многоплодьем
Мы по призыву Иоанна (Ин.15: 8),
Идеей-фикс в себя вколотим,
Она – Божественно-гуманна.
НЕБЕСНОМ ГРАДЕ МНОЖЕСТВО ЗЕМНОЙ КУЛЬТУРЫ: ОТ ИЗМЕРЕНЬЯ ЕДИНИЦ И ДО АРХИТЕКТУРЫ
Мой Бог! О том, что чудно Ты
Применишь в будущем плоды
Творимой на земле культуры,
За вычетом эрзац-халтуры,
Для пребыванья в вечности
На благо каждой личности.
О том, что в жизни вечной,
Как в нынешней, в конечной,
Тобой намечено
Наличие
Культуры отправленья (15 )
(За исключеньем той,
Что в грехоотравленьи),
Свидетельствует Откровенье.
Для уверенья приведу пример
И сферы измерения мер:
Небесный Град, хотя и Новый,
Но и совсем тупоголовый
Без дополнительного заверенья
Поймёт, что градоизмеренья
Употребляемые единицы
В нём будут очень старые –
Ветхозаветные,
И даже допотопные
(Самые простые и самые удобные).
Вот эти единицы – стадии
И даже локти (Откр.21:17)
(Что меньше на порядок,
Наверно, будут ногти).
Кстати,
Войдут во Град,
Конечно, те, кто в Сыне,
Но думаю, культурно – не босыми
(Меня Ты если пустишь,
Готов надеть хоть лапти).
Пример ещё (поймёт и дура0,
Что Новоградова архитектура –
Плод человеческого творчества-творенья,
От его отрочества до замытаренья.
Не мыслю Новый Град без стилей.
Молю, в него чтоб поместили
Всё лучшее, что здесь изобрело
Всемирное архитектурное бюро.
Чтоб разукрасить Град и вечный Божий пир,
Мне кажется там нужен и
сдержанный ампир,
Стиль хрупкий рококо
С избыточным барокко
(Конечно без грехов, дефектов и пороков).
Ещё один пример я дам:
Наш общий праотец Адам
В культурном благостном краю
(С Тобою будучи в Раю)
Давал названья, имена,
Культуры сеял семена (Быт.2: 20)
А вот святые имена,
Начертанные письмена,
Как высшая награда
У Града на стене, (Откр.21: 14)
Внизу, на основании.
Входящим чинно
Эти имена небеспричинно
Бросятся в глаза,
И даже егоза
Прочтёт их при сновании.
Святых великих имена
Узрят и над воротами:
Христиане-воины ротами
Чрез них войдут
В редут
Божественный,
Под ликование, торжественно,
На смотр великий, на парад.
Мой Бог! Я был бы бесконечно рад
Попасть к Тебе в Небесный Град!
Хотя б ползком,
Хотя б глазком
Взглянуть одним!
Хотя бы побывать под ним!
Мой Бог! Грехи мои прости,
Ты и меня в Свой Град пусти,
Прошу Тебя, пусти!
ПЛАЧ О ПРАВОСЛАВИИ, О ГРЕХАХ РОССИИ. БОГ БЫ НАС ПОМИЛОВАЛ, ЕСЛИ Б ПОПРОСИЛИ
Вы – соль земли. Если же соль
потеряет силу,
то чем сделать её солёною?
Она уже ни к чему
не годна, как
разве выбросить её вон,
на попрание людям (Мф. 5: 13)
О ЧЕМ ГЛАГОЛЕМ РЕДКО – О КРЕСТНЫХ НАШИХ ПРЕДКАХ
Тысячелетие Крещения России!
О сколько, Боже, мы просили,
Тебя просили
О России,
Просили о её спасении,
Просили дома и в рассеянии.
Праматерь наша – Киевская Русь.
(Я прадедов судить берусь
Для нашей пользы, не из-за пустой затеи
Скопировали веру с Византии.
В великой Византии того времени
Уж не крутились приводные ремени
Её духовного движения
(С того начало низверженья).
У ней случилась аберрация
(Нуждалась в срочной операции,
Хоть, может быть, практически
Её терапевтически
Лечить было полезней),
Страдала гречески-языческой
Наследственной болезнью.
Ей явно показалось
(Наверное зазналась),
Достигла будто совершенства
Византия-Ойкумена.
Была объявлена отмена
Прибавлений к веры символу,
Непокорным же небесными
Пригрозили силами.
Неумеренными порциями
Над еретиками, над иконоборцами
Громкими дымились победами,
Сами себя убедили,
Что навсегда победили,
Миру об этом поведали.
Твёрдо решили –
Достигли вершины,
Вечных времён полноты,
В вере своей никогда не грешили.
И от того навсегда нерушимы,
Но угасали от немоты.
Прозвучал громким словом один Палама,
Но и он немоты той не смог поломать.
Как застыло их догм развитие,
Началось Византии разбитие.
Из последних уж сил
Токовал –
Голосил,
Толковал –
Николай
Кавасила (16)
Дух стал сух.
Мира слух
Росой-оросом
Более не оросила.
Наступила пора
От величья двора,
От могущества Рима Второго
(От того, что вся жизнь нездорова)
От него (неизбежное сталось),
Ни кола,
Ни двора,
Ни колун-
Топора,
На канун
Ничего не осталось.
* * *
Когда Киевская Русь крестилась,
С Византии на неё переместилось,
С крёстной матери её духовной,
С благодатью вместе и греховное.
От Днепра, от крещенской купели,
Заунывные песни запели.
От Днепровской купели крещенья
Оказались во вражьем прельщеньи.
Из воды освящённой днепровской
Скромно, робко вышла, не броско,
Замерла во благом во говении,
А вперёд идти – нету рвения.
Нету в сердце огня.
Ночь, луна – слаще солнца и дня, (17)
Задышала одним лишь мечтанием –
Эхом матери стать в почитании.
От рождения
Стать отражением,
В послушании, в подражании,
Эхом к нам и пришло теперь поражение.
Как взглянула назад
Православная,
Так застыли глаза
У расслабленной,
Завороженно-
Замороженно.
Раздирало её раздвоение,
То, что стало теперь – воздаяние.
О СТАРЦЕ ЗОСИМЕ И ФЕРАПОНТЕ, КОТОРЫЙ ДУХОВНОСТЬ В РОССИИ ИСПОРТИЛ
Двоения веры
Нет в Завете,
Впервые заметил
Его Достоевский,
Тот самый,
Достаточно резкий
Достаточно веский.
И изобразил
С силою
Символы:
Зосиму,
А за сим
Ферапонта (18 )
Не с понта это сделал он,
Сделал это не с понта (19 )
(Вот видишь, Боже, я подвержен сбою,
Мне надо над собою
Усердно поработать,
С блатными посидел и стал «по фене ботать» (20)
Для того нам свыше сказано,
Залегло чтоб азами,
Не залетными фразами:
«Вы свет миру, вы соль земли»
(Мф.5:14),
А разве мы так себя повели?
Света, соли свойство,
Присущее храброму воинству, —
Не уклониться, в бок не уйти,
проникнуть во всё, что стоит на пути.
И в кулинарной притче
О закваске,
Что для теста (Мф.13:33),
Наличие