Этот образ поражает всех толкователей своей необычной космичностью. В Библии можно встретить множество грозных обличений тех, кто поклоняется солнцу, луне и звездам, а здесь все эти атрибуты неожиданно выступают в положительном контексте.
"И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она кричала от болей и мук рождения." 12: 1-2. Воздух и земля помогают этой женщине спастись от преследований дракона:
"И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия ... И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей!” 12:14-16. Если понимать это видение Иоанна как пророчество о какой-то реальной женщине, действующей в апокалиптическую эпоху, то кем она может быть?
Не есть ли она сама душа природы, ставшая человеком?
Поясним, что мы имеем в виду.
Почти все мировое религиозное сознание наделяет материальную природу чертами одушевленности. Не составляет исключения и Библия.
Так, Творец как бы дает творческое задание земле:
"да произведет земля душу живую" (Быт. 1:24); земля отказывается служить братоубийце Каину (Быт.4:12); земля содрогается в момент смерти Иисуса на кресте (Мф. 27:51). Апостол Павел, вероятно, имеет в виду всю материальную природу, когда говорит, что "
тварь покорилась суете не добровольно", что "она освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих". И далее продолжает:
"Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне; и не только она, но и мы сами, имея в себе начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" Рим. 8:20-23.
Мировое искусство всех времен и народов прозревало в природе начала жизни и сознания. Но особенно глубоко живая душа мира воспринималась в языческих религиях, которые нередко обожествляли эту душу, забывая о Том, Кто сотворил ее. От этого упорного заблуждения, от опасности нового язычества предостерегает один из ангелов Апокалипсиса:
"Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю и море и источники вод" 14:7.
Идет здесь речь о земле или о космосе в целом?
Известно, что вселенная стремительно расширяется и в результате этого уже
приобрела громадные размеры, а Земля и солнечная система занимают в ней очень скромное место на окраине одной из Галактик. Однако количества и размеры в духовном плане не имеют самостоятельного значения. Священное Писание все время учит нас: то, что происходит непосредственно от Бога, отличается, так сказать, "компактностью размеров" и при этом бесконечным богатством содержания.
Возможно, что весь космос ничего не значит для Творца мира без нашей маленькой планеты, на которой был распят Он Сам, ставший человеком.
В свете сегодняшних знаний нельзя отвергнуть возможность того, что некоторые из ангелов, отпавших от Бога, в своей творческой самодеятельности пытаются заселить космос формами жизни, отвергнутыми Богом еще в глубокой древности. Возможно, что, нарушая Божественный запрет, они продолжают вторгаться в нашу земную жизнь и готовы принять участие в некоторых событиях Апокалипсиса. И дела их будет судить Сидящий на престоле.
Символика Апокалипсиса говорит о том, что Жена, облеченная в солнце, есть именно душа нашей Земли, которая, став человеком, впервые обрела полноту личного бытия. Солнце, Луна и двенадцать звезд (указывающие, вероятно, на знаки Зодиака) есть те элементы ближнего космоса, которые реально влияют на жизнь Земли.
Обретая личное самосознание и свободную волю, земная природа выходит из прежнего рабского состояния, в котором она вынужденно подчинялась богоборческим силам. В апокалиптическую эпоху борьба за нее еще продолжается, но она уже способна совершать самостоятельные действия. Рождая Михаила, Жена, облеченная в солнце, соединяет три сферы сотворенного Богом мира: ангелов, природу и человека.
Это соединение, несомненно, означает и глубинную трансформацию самой природы, поворотный пункт ее эволюции. Возможно, что эта трансформация совершится в критический момент, когда природа окажется на краю гибели из-за безответственного поведения своего хозяина – человека.
Поскольку душа человека глубоко связана с душой природы, то могут начаться положительные изменения в подсознательных слоях человеческой психики. Темные силы поднимут отчаянную борьбу за сохранение этих бастионов своего влияния: конечная судьба человека будет по-прежнему определяться его свободной волей. Но возможности очищения души и исцеления тела в условиях земной жизни значительно возрастут, когда сама Мать-Земля будет сознательно способствовать этому.
Некоторые толкователи отождествляют с Девой Марией два позитивных женских образа Откровения Иоанна: Жену, облеченную в солнце, и Жену, Невесту Агнца (21:2; 21:9; 22:17). Не углубляясь в эту тему, ограничимся констатацией: в нашей системе толкования предполагается, что речь идет о ТРЕХ различных лицах женского рода.
Жена, облеченная в солнце, рождая архангела Михаила как человека, открывает путь мощного и светлого воздействия Божьих ангелов на жизнь природы, а
через нее – на жизнь человека. Она завершает дело, основу которого положила Мария, Мать Иисуса, соединившая в своем Сыне человека с Богом. Православное церковное сознание свидетельствует: Пресвятая Богородица стала сосудом Божественных Энергий, повелительницей ангелов, предстательницей за человеческий род и заботливой хозяйкой природы. Поэтому Жена, облеченная в солнце, теснейшим образом должна быть связана с Матерью Агнца и всегда будет находиться под Ее особым и постоянным благословением и покровительством.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------