ПОСМЕРТНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДУШИ. РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ВЕЛИКУЮ СУББОТУ.

На Литургии Великой Субботы вместо Херувимской поется: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе помышляет…»
Однако, запрещая «помышлять о земном», Церковь в этих словах не запрещает «помышлять о небесном».
Что же произошло на небесах в ту Субботу, когда душа Иисуса Христа последовала путем всех умерших  до Него? Прежде всего, куда она последовала? Церковь отвечает на это: «Во гробе плотью, во АДЕ же душою…»
До этого, со времен Адама и до Иисуса,  души ВСЕХ умерших, грешным и праведных, попадали во власть «преисподней»: это – нематериальная область тварного мiра, в которой заточен и в которой в то же время господствует некий ангел, отпавший от Бога в незапамятно давние времена.  Подвергнутый Божественному проклятию, он лишен своего прежнего ангельского имени:  в Писании он упоминается под условными именованиями, кличками» (как «авторитеты» в уголовном мiре): «князь преисподней», Рахав, "сар шель ям" – князь моря, Балл Зебуб  – «повелитель мух» и т.д.
Поскольку смерть (разлучение души с телом) – не предусмотрена Божьим Замыслом для сынов Адама и Евы, и является прямым следствием греха (отпадения человека от Бога), то души умерших попадали в место, еще до сотворения человека порожденное  грехом ангельским: ад, преисподняя, море, бездна.
Души «праведников до Христа» оказывались в верхних, наименее тяжких областях преисподней – но все равно были «в заключении», не имея возможности вознестись к престолу Творца.
Все это «во мгновение ока» изменил Иисус. Его человеческая душа, пройдя «путем всея земли», не задержалась во власти преисподней – но своей необоримой мощью «разрушила врата ада». Тем самым заточенные души внезапно обрели свободу. Как же они ею воспользовались?
Святые души, при жизни познавшие Бога, устремились в несотворенное Божественное Небо, в котором пребывает Сам Творец, «сущий на небесах».
Закоренелые в грехе, озлобленные души – так и остались в преисподней: это единственное место, где они себя чувствуют как дома: «для кого тюрьма, а для кого мать роднА»…
Но есть люди, которые не принадлежат ни к той, ни к другой категории: ни к святым, ни к злодеям! Добрые – но не познавшие Бога; грешные – но не озлобленные; немощные духом – но не замкнувшиеся в гордыне: им нет места  ни у престола Божия, ни в мрачных подземельях ада! И таких душ среди умерших – подавляющее большинство  как во времена Евангелия, так и поныне. Где же пребывают они  после того, как Иисус разверз адские врата? На этот вопрос Церковь ясного ответа не дает. Это мудрое «умолчание» обусловлено прежде всего заботами «педагогическими»: к верующему предъявляются «максималистские» требования, без полутонов и промежуточных вариантов. Или покайся и до конца предай себя Богу – или душа твоя обречена на пребывание во мраке преисподней. Немощная человеческая природа такова, что без страха наказания большинство людей и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть как-то ограничить капризный произвол своей греховной воли. Так, апостол призывает: «иных же СТРАХОМ спасайте, исторгая из огня» (Иуд.1:23).
Но сейчас другие времена: этот «страх» практически уже перестал действовать – отчасти из-за того, что человечество повзрослело, отчасти же из-за того, что потеряло веру в Бога. Теперь на первый план в душевной жизни все больше выдвигается такая способность человека как разум, который категорически отказывается подчиняться тому, чего НЕ ПОНИМАЕТ.
Человечество вышло из возраста детского доверчивого послушания – оно вошло в подростковый возраст, в котором бунт и отрицание  всего прежнего сочетаются с искренней жаждой ПОНЯТЬ Отца и сознательно согласиться с Ним. Этот путь открыт: все, чему учит Писание и Церковь – не было ложным, все было направлено к цели нашего возрастания в духе и разуме. Но теперь, пользуясь разумом, мы можем увидеть новые, более глубокие смыслы в том, что нам уже давно известно.
Итак, вернемся  к теме Великой Субботы: ГДЕ пребывает великое множество душ, не святых, но и не преступных? Осторожные подходы к этому вопросу проявляет Католическая Церковь в своем учении о Чистилище: месте, где души находятся в промежуточном, неопределенном состоянии – иначе невозможно понять, какой смысл имеют молитвы об умерших. Но это учение требует углубления. ГДЕ находится это место и, главное, КТО в нем главенствует и определяет его специфику?
Писание дает на это ясный ответ: есть особое пространство тварного мiра, называемое «воздух», и есть особый ангел: «Князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2). Но если «воздух», значит – это НЕ преисподняя, НЕ море, не бездна. Об этом «князе» говорит Иисус: «Идет князь мiра сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Ясно, что этот тот же самый ангел, который искушал Его в пустыне (Мф.4:1-11). Он имеет символические именования: диавол (клеветник), лукавый (лживый), в Откровении Иоанна: «дракон, сходящий с неба», который предает власть «зверю, выходящему из бездны». Но его собственное, «ангельское» имя: Сатана (СатАн на иврите).
Различие и даже взаимная вражда между этими двумя богоборческими духами имеет простую психологическую проекцию. Если «князь преисподней» действует на наши низшие, животные начала, пробуждая в нас звериные, жестокие страсти, то «князь воздуха» воздействует на высшие проявления нашей психики: разум, интуицию, человеческие чувства. Богоборчество здесь проявляется через более «элитарные» свойства души, более утонченные страсти: гордыня, творческая зависть, презрение к животному началу в человеке, особенно в ближнем. По сути, Рахав хочет превратить человека в зверя, тогда как СатАн хочет превратить человека в бестелесного ангела, подобного себе.
И вот именно СатАн господствует в «воздухе»
– где пребывает большинство человеческих душ после смерти человека. Само это «царство», появилось только благодаря подвигу Иисуса, освободившего души от власти преисподней. СатАн хочет относиться к Иисусу не как к «врагу», но как к своему «помощнику» и «слуге»: для этого он искажает, «стилизует» образ Иисуса, данный в Евангелии и в Откровении. В этой «расстановке ролей» выражается убеждение – ангел в силу своей бестелесности якобы «выше» человека. Даже в Коране Иблис упрекает Аллаха за то, что тот требует от него «преклониться перед Адамом»: «Меня Ты сделал из огня – а его из комка слизи».  В художественной форме такое «евангелие от Сатаны (Воланда)» ярко представлено в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Если же рассматривать следы влияния СатАна в человеческой культуре после Иисуса, то они обнаруживаются везде – Церковь пребывает в неустанной борьбе против этого влияния с самого начала и доныне. Сопротивляется СатАну и здоровое человеческое начало, идущее от Адама – но без прямой помощи Божией оно постоянно терпит поражения.
СатАн претендует на то, что быть «мудрее и добрее Бога» – того Бога, который открыт нам в Писании. Учение о том, что в Лице Иисуса Бог Авраама, Исаака, Иакова, оставаясь Богом, становится также и человеком, СатАн, конечно, яростно отрицает, как и учение о Триедином Боге.

Ошибаются те, кто говорят, что о посмертном состоянии душ мы, якобы, «ничего не знаем». Об этом написано множество книг. Для того, кто хочет подробно и детально узнать состояние душ в этом «воздухе», достаточно, например, открыть книгу Эммануэля Сведенборга: «О небесном мире духов и об аде». Там подробно описано учение того, кто называет себя «господином» этого царства: имя СатАн он к себе не применяет – но называет себя «просто» «единым богом» – причем таким, который «не делится» на три части. «Люди церкви», верующие в Бога-Троицу, «не принимаются» в это царство… Многое открывает нам об этом и «Роза Мира» Даниила Андреева, который, описывая картину мира, как ее видит СатАн, был при этом добросовестным прихожанином церкви Ильи Обыденного в Москве. 

СатАн стремится прежде всего овладеть человеческим разумом, поэтому его влияние наиболее мощно проявляется в ложных учениях о Боге, человеке и мiре. Кратко перечислим их:
1. Недоверчивое и враждебное отношение к Библейскому откровение о Боге; ОТРИЦАНИЕ того, что Бог Моисея, Яхве – есть истинный Бог.
2. Учение о том, что Бог ПОДЧИНЕН человеческим понятиям о добре и зле. 
3. Учение о том, что Бог и Вселенная – это ОДНО И ТО ЖЕ, или грани одного и того же. 
4. Учение о том, что человек есть дух, воплощенный в теле, и отсюда – учение о ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ душ.
5. Глобальный ПЕССИМИЗМ: учение о том, что исторический процесс завершается победой сил зла.
 
Уже из этого перечисления можно видеть, насколько широкую и всеобъемлющую власть имеет СатАн над человеческим сознанием, в особенности над сознанием РЕЛИГИОЗНЫМ – в том числе и Христианским.
Человек вступил в царство разума – и Господь дал ему возможность укрепить и раскрыть мощь своего богозданного разума в борьбе с сильным противником.
В то же время разум – одна из важнейших, но не единственная способность человека. Как и другие проявления человека – наивысшее развития этой способности дается только путем приобщения к Богу через Его Энергии. Это означает – при всем уважении к своему разуму – не обожествлять его, но убедить его смириться и занять положенное ему, вполне достойное, место.
 
В этом, 2018 году, Великая Суббота совпала с Благовещением: тем решающим событием в деле Божественного домостроительства – которое радикально изменило ход человеческой истории. Бог, оставаясь Богом, стал также и человеком – никакой человеческий разум сам по себе постичь этого не может. Но если бы ВСЕ, что делает Бог, было бы человеку ПОНЯТНО – то какой же это Бог! Все, что мы знаем о Боге, мы знаем только от  Него Самого – но не от собственного ума.
 
Какова же дальнейшая  судьба тех душ, которые сейчас пребывают в «воздухе»? Прежде всего, их судьба определяется судьбой их временного «хозяина», изображающего из себя «единого бога». Эта судьба описана в Откровении  Иисуса Христа апостолу Иоанну: после битвы в небе (в «воздухе»!) с архангелом Михаилом, дракон «низвержен на землю». Последовательные этапы падения ангела по имени СатАн  отражены в текстах Священного Писания http://www.regels.org/Satan.htm
 
Когда СатАн низвержен, то подчиненное ему множество душ обретает свободу и каждому предстоит свой выбор: вернуться в преисподнюю или начать процесс приближения к Богу. Это – последний выбор перед ГЛАВНЫМ событием в истории Божьего Творения: всеобщим Воскресением, то есть воссозданием целостного человека – с душой и телом. Об этом пока нам открыто немного – но по мере приближения этого события тайна будет все более приоткрываться. Пока же нам надо исполнять то, что непосредственно стоит перед каждым из нас: здесь и теперь.
 
В силу того, что между любящими душами устанавливается глубокая связь, преодолевающая границу жизни и смерти,  наши молитвы об умерших имеют огромное значение для них. Возможно, некоторые из них уже сейчас с нашей помощью могут вырваться из своего «воздушного плена» и подняться в сферу Божественного Света. А если даже не сейчас, то мы поможем им подготовиться к моменту решающего выбора – когда «воздушное царство» будет разрушено Михаилом.
 
Но основа грядущей победы на всеми врагами Бога и человеческого рода –  уже заложена в нисхождении души Иисуса во ад и последующем Его телесном воскресении.
Великая Суббота 2018 г.