Откровение Иоанна приоткрывает завесу над Божьим замыслом: возведение творения
на новый, более высокий уровень. Но этот творческий замысел осуществляется в тяжелых условиях вынужденной войны, поднятой силами зла.
Для Бога война против тварных существ немыслима, ввиду абсолютной несоизмеримости сил. Возглавляет и ведет войну человек Иисус Христос, выполняющий волю Бога и Отца Своего. Сила Иисуса – в его святости. Противник не понимает этой силы и потому рассчитывает на победу.
Символ преисподней:
"прав тот, кто сильнее". Символ Бога:
"сильнее тот, кто прав".
Суть всей трагической истории христианства – осуществление правды и свидетельство правды в условиях, когда сила на стороне врага. О тех, кто подготовил победу Михаила в битве с драконом, сказано:
"Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти" 12:11. Сила святости может быть явлена лишь после того, как достигнет необходимой полноты свидетельство, подтвержденное жертвой. Даже во время священной войны силы зла, сконцентрированные на преисподнем звере, имеют значительные, хотя и временные успехи: на три с половиной года они захватывают власть над землей.
"И дано ему было вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем" 13:7.
"Здесь терпение и вера святых", – продолжает Откровение (13:10). Оказаться слабее противника, претерпеть разгром от него – но не отречься от своего свидетельства, сохранить веру и верность – только это делает возможной будущую победу.
"Ты немного имеешь силы. и сохранил слово Мое, и не отрекся от имени Моего", – говорит Иисус Филадельфийской общине (3:8). Душам "убиенных за слово Божие", требующим суда над убийцами, сказано,
"чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья, которые будут убиты, как и они, дополнят число" 6:9-1 1.
Последние жертвы в священной войне – это обезглавленные
"за свидетельство Иисуса и за слово Божие" (20:4), а также "два свидетеля", которые используют силы природы в своей войне против зверя (11:3-13). Они наполняют до краев чашу свидетельства и делают возможным явление праведной силы.
Символикой священной войны пронизано все Откровение, начиная с именования Иисуса: Вседержитель (по-гречески "Пантократор") – перевод еврейского "Саваоф": повелитель сонмов, армий (1:4).
Семь звезд в руке Иисуса (1:16) – символы всемирной власти, как их изображали на римских монетах; острый меч, выходящий из уст – знак готовности к битве; послания к семи церквам по форме
подобны императорским эдиктам, направленным "наместникам" (ангелам мест) в период подготовки к решающей битве; образ семи ангелов с трубами восходит к библейскому повествованию о нечестивом Иерихоне, разрушенном трубными звуками (Ис.Нав.6:1-19) по приказу
"вождя воинства Господня" (Ис.Нав. 5:13-15). В библейской традиции перед началом священной войны требовалось очищение воинов, исповедание дел Божиих, обращение военачальника к Богу за советом (Суд. 20:23-28; 1 Цар.14:37; 23:2-4). В Откровении Иоанна эти действия совершаются во время евхаристического богослужения на небесах (гл. 4 и 5). Книга с печатями, которую Сидящий на престоле передает Агнцу, может рассматриваться как "наказ" от Бога, содержащий план и цели войны. Само снятие печатей в шестой главе – этапы реальной битвы: всадник с луком на белом коне выходит, "чтобы победить" (это не Иисус, который вооружен мечом, а не луком); второму всаднику "дано взять мир с земли"; третий приносит голод; четвертый ведет за собой смерть и преисподнюю. После снятия пятой печати воинствуют души убиенных святых; с шестой печатью вступают в войну силы природы; седьмая печать открывает подробное изложение подготовки и хода последних решающих битв.
После событий, начавшихся вслед за снятием шестой печати, большинство людей думает, что наступил конец мира:
"И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца: ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?" 6:16-17. Однако, это – лишь начало самых важных событий:
"и сделалось на небе безмолвие, как бы на полчаса" (8:1), после чего начинают последовательно трубить семь ангелов. Каждая труба возвещает новый этап войны, в которую постепенно втягиваются все более мощные природные, человеческие, ангельские и демонические силы. Седьмая труба знаменует решающий этап, когда включаются главные действующие лица битвы: Михаил, дракон, зверь из бездны, зверь из земли, два свидетеля. Разрушительные реакции природы принимают все более глобальный характер:
"жена, облеченная в солнце", явно противостоит
"великой блуднице", "жене, сидящей на звере багряном" (17:1-18), связанной с нечестивыми культами и богоборческой цивилизацией возрожденного Вавилона (18:1-24).
Очевидно, они надеются на то, что Бог, Который одним дуновением может уничтожить весь космос и сотворить новый, не вмешается в сражение. Да и могут ли они всерьез верить в истинного Бога? Может ли извращенный разум вместить главную истину бытия – о том, что весь мир сотворен Единым Богом, Который пребывает вне мира? О том, что вне акта творения нет никакого первичного материала, из которого создавался бы мир; нет никакого первичного пространства, в котором бы Он размещался – вообще не было, нет
и не будет ничего, кроме Бога и Его творения.
Тот, кто способен вместить это откровение, непостижимое для собственных усилий тварного разума, тот не может не услышать голос Ангела, который возвещает "вечное Евангелие" всем народам и говорит:
"Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод" 14:6-7. Противник знает, что будет иметь дело "всего лишь" с человеком Иисусом – и в яростном безумии, опьяненный своей злобной силой, рассчитывает победить, или хотя бы добиться "ничейного" результата: Иисусу отдать небо, а за собой сохранить землю.
В этой битве объединенная магическая сила зла противостоит Логосу, истинному Слову, исходящему из уст Иисуса как обоюдоострый меч.
Победит тот, кто глубже постиг основы мироздания, тот, кому в большей мере подчиняются фундаментальные энергии тварного мира. Но истинное знание может приобрести лишь тот, кто имеет чистое сердце, кто искренне подчиняет свою волю – воле Божией.
Человек, отпавший от Бога, внутренне расщеплен, и его знание, сколь бы оно ни было обширным, в чем-то самом главном неизбежно окажется ложным. И он, пытаясь обратить в силу свое ущербное знание, обрекает себя на поражение.
"И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его" 19:20-21. Судя по описанию битвы, Иисус как бы проносится сверху над вражеским войском, не касаясь земли, что соответствует евангельскому пророчеству:
"Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой” Лк. 17:24. Так заканчивается священная война за овладение Землей и установление на ней Божьего царства.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------