7 февраля, в день памяти Святых Новомучеников и Исповедников ХХ века, как и 7 ноября (в день большевистского октябрьского переворота 1917 года), православные христиане традиционно молитвенно чтут память миллионов жертв коммунистическо-богоборческого террора в СССР. Эти дни в отечественной истории отмечены трагическим началом торжества вероотступничества и богоборчества в нашем народе. Посягнув на власть православного монарха – помазанника Божия, русские люди под воздействием богоборческо-коммунистической идеологии ринулись в самоубийственном порыве разрушать православные храмы и святыни, восстав уже и против Самого Бога. Разгул богоборчества на некогда Святой Руси привел к невиданным в истории репрессиям против собственного народа, миллионам невинных жертв, в частности среди православного священства и монашества. По слову святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского, этот нераскаянный каинов грех наших предков до сих пор вопиет к Небу о невинно пролитой крови святых мучеников и исповедников Христовых. Покаянно-молитвенная память о них является не только обязанностью православных людей, но и залогом нашего очищения и спасения.
Поминая в эти дни имена жертв коммунистическо-богоборческого террора, предлагаем вспомнить и о подвиге Новомучеников Ново-Афонских, от безбожной советской власти убиенных.
В 2015 г. исполнилось 85 лет, как в г. Новороссийске чекистскими палачами 26 октября 1930 г. были расстреляны 12 монахов Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря в Абхазии, созданного стараниями Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Еще 9 новоафонских иноков тогда же были приговорены к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в сталинских концлагерях; практически никто из них не вышел на свободу. В результате проведенных в горах Абхазии массовых облав в 1930 г. органами ОГПУ было выявлено и арестовано несколько сот бывших насельников Ново-Афонского монастыря, а также бывших насельников Афонских подворий, скрывавшихся после их закрытия в горной местности Северного Кавказа. Среди репрессированных было немало иноков, что вернулись на Родину с Афона в 1913-14 гг., перед началом Первой мировой войны. Промыслом Божиим им суждено было в годы богоборческих гонений хранить очаги православия, нередко совершая свое служение в условиях подполья и катакомбной пастырской деятельности. По сведениям ОГПУ, только к началу 1927 года в горном районе Псху и озера Рица скрывалось до 400 монахов. Большинство из них подверглись арестам и репрессиям. Так сталинский коммунистический режим пытался покончить с «очагом» наследия и влияния Святой Горы Афон в СССР.
Редакция православного портала «Русский Афон» продолжает собирать сведения о репрессированных в годы коммунистических богоборческих гонений афонских иноках и подвижниках. Имеющиеся материалы просим
присылать на адрес редакции: afon@afonit.info
Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь в Абхазии был основан иноками Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря как российское представительство или «отрасль последнего в полной от него зависимости» [1]. Решение об этом было принято русскими святогорскими старцами Иеронимом (Соломенцовым) и Макарием (Сушкиным) после того, как в 1874 году русский монастырь на Афоне оказался под угрозой закрытия [2].
В разгар этих печальных событий старцы Иероним и Макарий увидели необходимость теснее связать судьбу русской афонской обители с родным отечеством, чтобы впредь не иметь опасений на случай угрозы выселения с Афона, а также послужить на духовно-просветительской ниве родному Отечеству. И такое прозорливое предчувствие старцев действительно оправдало себя, только несколько позже, когда в России после прихода к власти богоборцев-коммунистов начались небывалые в истории гонения на православие. Ново-Афонский монастырь в это смутное время стал центром и прибежищем для сотен монашествующих со всей России. Но это было потом...
История обители, ее создание и расцвет в дореволюционное время тесно связаны с учеником русских афонских старцев Иеронима и Макария – о. Иероном (Носовым, 1829- 1912), ставшим достойным их преемником на ниве подвижничества и духовного просвещения.
Благодаря стараниям о. Иерона Ново-Афонский монастырь с 1890-х годов стал крупнейшим православным духовным центром на Черноморском побережье Кавказа. К началу ХХ в. в братии Симоно-Кананитского монастыря насчитывалось до 600 человек [3]. Подворья обители были устроены в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, а также в высокогорном селе Псху, ставшем, после ликвидации советской властью монастыря, нелегальным центром монашества на Кавказе.
С установлением коммунистического богоборческого режима Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь оставался важным центром православия в крае. Сюда бежали от гонений из Центральной России многие православные священники и монахи-«тихоновцы», лишенные советской властью и обновленцами своих монастырей и храмов. Переехали на Новый Афон и многие насельники Афонских подворий, закрытых большевиками в Москве, Петрограде, Одессе и других городах. Сюда же перебрались и многие бывшие афониты, выехавшие с Афона в 1913-14 гг.
Несмотря на воцарившиеся революционную анархию и беззакония, нередкие нападения и грабежи революционно-большевистских банд, новоафонские иноки в течение нескольких лет пытались сохранить обитель от полного разорения. Однако в апреле 1921 года большевики национализировали монастырские земли Ново-Афонского монастыря [4]. На их базе был создан совхоз «Новый Афон» (впоследствии «Псырцха»), а из братии была организована «трудовая коммуна». За «контрреволюционную деятельность» на иноков была возложена «трудовая повинность» – работать в совхозе по восемь часов в день [5].
В результате
начавшихся гонений часть братии была вынуждена покинуть свою родную обитель и уйти в горы, рассеявшись по побережью и другим местам. В монастыре находились в основном больные, немощные, престарелые иноки. От многочисленного прежде братства осталось 250 человек [9].
Однако в сентябре 1924 года Ново-Афонский монастырь по решению советской власти был полностью закрыт «как очаг контрреволюционной пропаганды» [10]. Храмы обители подверглись разорению и поруганию. С 1925 года Новый Афон стал считаться советским курортом, а в монастырских зданиях разместилась «всесоюзная здравница» [11]. В последующие годы продолжался процесс превращения «монашеских жилищ» в «элитные» гостиницы, санатории и турбазы для партийных работников и сотрудников спецорганов. Храмы и другие монастырские здания использовались под клубы и другие советские «культурно-развлекательные» и пропагандистские учреждения, а на месте погребения устроителя обители схиархимандрита Иерона была организована танцплощадка [12]. Впоследствии, на месте разрушенного дома игумена, была построена дача для И. Сталина, где он неоднократно отдыхал. Чуть поодаль был выстроен дом для Л. Берии. Здесь, на святом месте, богоборческие советские вожди устраивали развлечения и предавались разврату, тем самым совершая ритуальные осквернения великой святыни.
В день закрытия обители, совершив последнее всенощное бдение, игумен Иларион призвал монахов свято хранить свой ангельский чин при всех испытаниях до самой смерти. Изгоняемые иноки со слезами обнимали и целовали кипарисы, когда-то ими посаженные. Они уходили навсегда и расставались со своей родной обителью, оставляя все, что было создано их руками за десятилетия непосильного труда и молитвы.
Изгнанные из Нового Афона и других кавказских обителей монахи, скрываясь от гонений и репрессий, расселились в горной долине у подножия Главного Кавказского хребта – в поселке Псху с его хуторами, а также неподалеку от озера Рица.
Как вспоминал кавказский монах-пустынник о. Меркурий, «все новоафонское братство устремилось в Сухум. Вечером, придя в кафедральный храм, они по окончании богослужения были разведены по всему городу сострадательными русскими прихожанами, по два, по три в их жилища, где они нашли для себя временный приют. В дальнейшем ново-афонские монахи ушли в горы и расселились, в основном в высокогорной долине Псху, чтобы в этом труднодоступном месте продолжать свое служение Богу». [13]
Как уже было сказано, еще до революции в поселке Псху о. Иерон предусмотрительно открыл подворье Ново-Афонского монастыря, где местные жители с большой любовью относились к монашествующим. Это позволило уже в годы советских гонений создать здесь, по сути, нелегальный монашеский центр, куда смогли бежать монашествующие и из других отдаленных регионов советской России.
По сведениям ОГПУ, к началу 1927 года в районе Псху и озера Рица насчитывалось до 400 монахов [14]. Только за два года, с 1928 по 1930 год, в долину Псху прибыло 214 человек,
из них 188 монашествующих. Монахи селились по нескольку человек в келлиях в окрестностях хуторов, в труднодоступных лесистых местах; некоторые келлии объединялись в скиты. Были иноки, которые подвизались в пещерах и скалах [15]. Пропитание добывали, возделывая огороды; проводили трудовую, молитвенную жизнь при «строжайшей монашеской дисциплине» [16]. В 1926 году на Псху было 12 священников, которые служили в 8 храмах, в т. ч. «потайных» [17], подземных; богослужение совершалось и под открытым небом в лесу [18].
Только за зиму 1929-1930 гг. на Псху обновилось около 12 икон [19]. Отмечены неоднократные случаи исцелений от тяжких болезней [20].
Чекистский агент Половнев позже писал: «За все десять лет в Псху не вырос ни один комсомолец, ни один коммунист» [21]. Новоафонскими монахами из своего нелегального центра в Псху рассылались листки, где говорилось о скором пришествии антихриста, а советские колхозы назывались «антихристовой жидовской коммуной» [22]. О настроениях, царивших среди монашествующих, рассказывал местный житель Ф.И. Сазонов: «по закону божьему к советской власти близко подходить нельзя. Деньги советские брать нельзя – это, значится, знак антихриста. В киперации ничего покупать нельзя, потому что там тоже антихристы ... Как разговор, так они супротив власти, да супротив власти, да на коммунистов, да на Ленина. Это, говорят, первейший антихрист» [23].
В результате таких настроений по советской России стала распространяться легенда, что «есть долина Псху, где нет советской власти» [24]. Потому сюда и устремились многие гонимые пастыри и монахи-«тихоновцы», среди них и бывшие афониты. В частности, здесь было немало иноков, что вернулись на Родину с Афона перед началом Первой мировой войны. Промыслом Божиим им суждено было в годы богоборческих гонений хранить очаги православия, нередко совершая свое служение в условиях подполья и катакомбной пастырской деятельности. Все они находили в районе Псху приют и укрытие.
Одно время здесь тайно скрывался и новосвященномученик Аркадий (Остальский), епископ Лубенский, который в 1926 г. сбежал из ссылки (расстрелян в 1937 г.). Окормлял ново-афонских изгнанников «тихоновский» епископ-исповедник Валаам (Лазаренко) Майкопский, тайно служивший в скиту в урочище Пеус (был выслежен чекистами и расстрелян в Майкопской тюрьме в 1930 г.).
Разгром чекистами нелегального центра новоафонского монашества в поселке Псху припал на 1930 год.
После того как органы ОГПУ с помощью засланной агентуры собрали сведения о монахах, 20 апреля 1930 года (в праздник Пасхи Христовой) из Сухума выехала «группа, выделенная обкомом КП(б)» с оперативными работниками ОГПУ и отрядом красноармейцев [25].
По прибытии «комиссии» в Псху начались массовые облавы, аресты и допросы новоафонских исповедников, твердо исповедовавших верность истинному православию и вере Христовой.
Вот только один из примеров поведения арестованных на допросе, проходившем в сельсовете: иеромонах Григорий
(Мамченко) («маленький, худой, сухой и горбатый» [26]), увидев на стене единственный на Псху «густо засиженный мухами» портрет Ленина, сказал: «Это Ленин, предшественник антихриста». Далее допрос протекал так:
- Мамченко, неужели ты веришь, что Николай II... с его чудовищной сворой душителей, палачей, разбойников – был помазаником божьим? ... Значит ты за возвращение царской власти?
- Само собой разумеется» [27].
Другой монах (Гривницкий) сказал: «Я христианин и по своим убеждениям не могу поддерживать власти антихриста» [28].
По результатам следствия зампред ЦИКа Абхазской ССР Малания составил список монахов и кулаков, подлежащих выселению не только из Псху, но и из Абхазии.
По результатам следствия зампред ЦИКа Абхазской ССР Малания составил список монахов и кулаков, подлежащих выселению не только из Псху, но и из Абхазии.
Чекистами было сфабриковано дело «монархической повстанческой организации, действовавшей в 1927-1930 годах в долине Псху и на озере Рица» [29]. Все иноки, находившиеся в селе Псху и окрестностях, были арестованы и 30 апреля отправлены под конвоем через перевал в Сухум.
Согласно воспоминаниям очевидцев, одну из групп арестантов (около 150 человек) чекисты расстреляли по дороге в Сухум. Убивали старых и немощных иноков; был убит 72-летний иеросхимонах Дорофей (Резников), застрелен новоафонец монах Макарий (Благовидов) и другие [30].
Оставшихся в живых по прибытии в Сухум разделили на две группы. Одну отправили в Новороссийск, другую – в Тбилиси [31].
В.Д. Пришвина описывает условия этапирования в Новороссийск: «Стариков и молодых, женщин и мужчин гнали через несколько перевалов с долины Псху и других мест и поселений. У моря всех погрузили на баржи, везли в невыносимой тесноте, как негров во времена работорговли. Монахи плыли и пели молитвы» [32]. Из-за чрезмерной перегруженности барж некоторых из арестантов утопили по пути к месту назначения.
В Новороссийске часть иноков приговорили к расстрелу, часть – к длительному заключению в сталинских концлагерях.
В настоящее время известны имена 21 насельника Ново-Афонского монастыря, которые находились в Новороссийске среди обвиняемых по следственному делу № 2606 Секретного отделения Черноморского окружного отдела ОГПУ о т. н. «монархической повстанческой организации, действовавшей в долине Псху и на оз. Рица с охватом территории Северного Кавказа» [33].
12 из них были приговорены к расстрелу постановлением коллегии ОГПУ от 8 октября 1930 года по статье 58 пункты 10, 11 УК РСФСР (контрреволюционная пропаганда и организационная деятельность, направленная на подготовку и совершение контрреволюционных преступлений). Приговор был приведен в исполнение 26 октября 1930 года в черте Новороссийска, на Косе, в семи километрах от города.
Вот имена этих 12 новоафонских иноков-новомучеников , расстрелянных
26 октября 1930 г. [34]:
Иеромонах Викторин (Беляев). Родился в 1881 году в Воронежской губернии. В Ново-Афонском монастыре пребывал с 1907 по 1924 год, когда удалился на Псху. Епископом Ереванским Антонием (Романовским), управляющим Сухумской епархией, рукоположен в священный сан (ок. 1926 года), для чего явился в Сухум, в «подпольный, на чердаке» молитвенный дом. На Псху подвизался в окрестностях хутора Серебряного. Арестован 23 апреля 1930 года «опергруппой ЧОО ОГПУ».
Иеромонах Макарий (Демин). Родился в 1877 году в Саратовской губернии. В возрасте 17 лет поступил в Ново-Афонский монастырь, в котором пребывал до 1923 года. Ушел в долину Псху и поселился на хуторе Санчарском. Арестован опергруппой 24 апреля 1930 года.
Cхимонах Александр (Артемьев). Родился в 1876 году в Псковской губернии. В Пантелеимоновом монастыре с 1908 года, в мантию пострижен в 1911 году с именем Алексий. Послушания проходил на Новой Фиваиде, на московском подворье, в Ново-Афонском монастыре, где был пострижен в схиму. Подвизался на Новом Афоне до закрытия обители. С 1924 года обитал на Псху, в районе хутора Ригдза. Арестован 24 апреля 1930 года.
Схимонах Афанасий (Малышев; в монашестве Гедеон). Родился в 1873 году в Ярославской губернии. В Пантелеимонов монастырь принят в 1898 году. Послушание нес в обители и на одесском подворье; пострижен в мантию в 1907 году. Примкнул к движению имябожников и был отправлен в Россию в 1913 году. Жил в Ново-Афонском монастыре до его закрытия, выполняя послушание в пошивочной мастерской. В 1924 году ушел на Псху, проживал на келлии на хуторе Водопад; принял постриг в великую схиму. Арестован 23 апреля 1930 года органами «ГПУ Абхазии».
Схимонах Феодул (Дьяченко). Родился в 1863 году в Могилевской губернии. В Пантелеимоновом монастыре с 1899 года, пострижен в мантию в 1906 году. Послушание проходил на Крумице. Вместе с другими участниками имябожнического движения выслан в 1913 году в Россию. Поступил в Ново-Афонский монастырь, а в 1921 году удалился на Псху, где обитал в скиту на хуторе Санчарском. Арестован 25 апреля 1930 года.
Монах Антонин (Головко). Родился в 1880 году в г. Александрии Херсонской губернии. Насельник Ново-Афонского монастыря с 1903 по сентябрь 1924 года, монашеский постриг принял в 1913 году. После закрытия обители находился в Сухуме, в ноябре 1928 года ушел на Псху и проживал там на хуторе Серебряном. Арестован опергруппой 24 апреля 1930 года.
Монах Варфоломей (Ковалевский). Родился в 1874 году в Донской области. Находился на Новом Афоне с 1902 года, впоследствии подвизался на Псху,
а с 1926 года — в одном из скитов близ оз. Рица. Арестован 24 апреля 1930 года опергруппой ЧОО ОГПУ.
Монах Димитриан (Овсюк). Родился в 1876 году в Черниговской губернии. На Новом Афоне с 1898 по 1924 год. После закрытия монастыря удалился на Псху и находился на хуторе Лакоба. Арестован в апреле 1930 года.
Монах Иоанн (Иероним?) (Романский). Родился в 1880 году в Каменец-Подольской губернии. В 1911 году был принят послушником в Свято-Николаевский монастырь близ Одессы, оттуда перешел в Ново-Афонский монастырь. После закрытия обители переселился на Псху, обитал близ Святой горы «под утесами скал». Арестован опергруппой ЧОО ГПУ 22 апреля 1930 года.
Монах Ипатий (Аббакумов). Родился в 1870 году в Полтавской губернии. На Новом Афоне подвизался с 1895 по 1922 год, когда переселился на Псху; находился там на хуторе Санчарском. Арестован органами ОГПУ 24 апреля 1930 года.
Монах Мефодий (Демиденко). Родился в 1878 году в Полтавской губернии. Жил при монастырях с 10-летнего возраста, на Новом Афоне подвизался с 1904 по 1924 год, впоследствии ушел на Псху. Арестован органами милиции в феврале 1930 года в Новороссийском районе за «разложенческую антиколхозную агитацию».
Монах Сосфен (Алексеенко). Родился в 1868 году в Витебской губернии. Находился на Новом Афоне с 1905 года. После закрытия монастыря переселился на Псху и пребывал там на хуторе Санчарском. Арестован в апреле 1930 года.
О тех трагических событиях сохранилось воспоминание очевидца Михаила Сергеевича Демиржана: «Однажды, было это в 1929 или 1930 году, пошли мы, несколько мальчишек, охотиться на перепелок. Тогда их тьма была, палкой можно было зашибить. Идем по пустырю, уже за каменоломней вдруг видим: машина едет грузовая. Пыли подняла тучу. Мы бы и не обратили внимания особого, да она остановилась. Постояла немного и дальше поехала, к Вербовой балке. Разглядеть мы успели двух попов (или монахов, не знаю, одежды у них были черные, длинные) и охрану. А через некоторое время со стороны Вербовой балки донеслись выстрелы. Ну, мы-то эти места хорошо знали, тем более, в Вербовой балке воду пили из родника всегда. В общем, домчаться туда нам ничего не стоило. Машины уже не было, уехала, видно, другой дорогой. Под старой вербой увидели помятую траву, на ней кровь. Решили подняться на дамбу, которая преграждала балку
Заглянули в шлюз, а там, на дне, то ли одежда черная монашеская, то ли сами эти священники убитые лежат. Разглядеть мы не успели, кто-то нас пугнул выстрелом со стороны Стегнеевой дачи» [35].
По сведениям Центрального архива ФСБ Российской Федерации, тела двенадцати расстрелянных монахов Ново-Афонского монастыря были захоронены в Новороссийске за кладбищем на старых каменоломнях [36]. Реабилитированы они были лишь с падением коммунистического режима и разоблачением сталинской репрессивной политики [37].
Помимо 12 приговоренных к расстрелу, 9 новоафонских иноков были приговорены к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в советских концлагерях:
Монах Акакий (Чиканов). Родился в 1878 году в Новгородской губернии. Поступил в Пантелеимонов монастырь в 1912 году, пострижен в мантию в 1915 году. Послушания проходил в монастыре и на московском подворье до его закрытия; с 1923 по 1924 год проживал в Ново-Афонской обители. Перешел в долину Псху, проживал на хуторе Водопад. Арестован 24 апреля 1930 года. В 1936 году досрочно освобожден из Белбалтлага (Карелия).
Монах Иларион (Потапов). Родился в 1868 году в Ярославской губернии. Находился в братии Ново-Афонского монастыря с 1895 по 1924 год. После закрытия обители проживал в с. Псху, затем на хуторе Ригдза, построив там келлию. Арестован 23 апреля 1930 года.
Монах Илия (Мироненко). Родился в 1891 году в Харьковской губернии. Монашествовал с 20 лет, в новоафонской братии состоял с 1915 по 1924 год, после закрытия монастыря удалился на Псху. Проживал на хуторе Санчарском. Арестован органами ОГПУ 24 апреля 1930 года. В феврале 1933 года досрочно освобожден.
Монах Иосиф (Чубченко). Родился в 1877 году в Екатеринославской губернии. На Новом Афоне с 1900 года. В 1924 году ушел на Псху и проживал там на хуторе Ригдза. Арестован 24 апреля 1930 года.
Монах Исихий (Кечкин). Родился в 1870 году в Пензенской губернии. Находился на Новом Афоне с 1898 по 1924 год, после закрытия монастыря выехал в Москву. Вернулся на Кавказ и с 1925 года проживал на Псху, на келлии вблизи хутора Серебряный. Арестован в апреле 1930 года. В феврале 1933 года досрочно освобожден.
Монах Иуст (Михайленко). Родился в 1863 году в Подольской губернии. В 1890 году уехал на Афон и подвизался в Пантелеимоновом монастыре до 1914 года. Выехал в Россию, где через полгода определился в Ново-Афонский монастырь; находился в нем до закрытия. В 1924 году поселился на Псху, в келлии под Святой горой. Арестован опергруппой 23 апреля 1930 года.
Монах Неарх (Жолобов). Родился в 1877 году в Вятской губернии. На Новом Афоне с 1914 по 1924 год. Впоследствии проживал на Псху, на хуторе Санчарском. Арестован органами ОГПУ 22 апреля 1923 года. Известно, что в 1931 году находился Белбалтлаге (Карелия).
Монах Тимон (Котенко). Родился в 1870 году в Черниговской
губернии. Монашествовал на Новом Афоне, после закрытия обители ушел на Псху, где пребывал на хуторе Ригдза. Арестован в апреле 1930 года. В марте 1933 досрочно освобожден.
Монах Фалалей (Балдесов). Родился в 1870 году в Могилевской губернии. С 1901 года в Пантелеимоновом монастыре, в мантию пострижен в 1908 году. Послушание проходил на Крумице, на одесском подворье. Впоследствии состоял в братии Ново-Афонского монастыря. После его закрытия переселился на Псху, на хутор Водопад. Арестован 24 апреля 1930 года. Известно, что в 1936 году находился в заключении в Кемеровской области.
Практически все они погибли в сталинских концлагерях. Реабилитированы в 1990 году [38].
Ныне в возрожденном Ново-Афонском монастыре ежедневно возносятся молитвы о невинно убиенных иноках. «Братия Симоно-Кананитского монастыря уповает, что они предстоят пред Господом нашим Иисусом Христом в лике святых мучеников и ходатайствуют за свою святую обитель» [39].
Также и в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре свято чтут память этих новоафонских иноков-новомучеников. Подробные сведения о них помещены в «Монахологии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря» [40], а также в пятом томе издательской серии «Русский Афон XIX-XX вв.» [41].
Двое из расстрелянных новоафонских подвижников – схимонах Гедеон (Малышев) и схимонах Александр (Артемьев) причислены к лику святых в сонме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, а также внесены в Собор Святых Русских Святогорцев [42].
Сергей Шумило,
Международный институт афонского наследия
Использованные источники и литература:
[1] Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афонской. –7-е изд. испр. и доп. – М.: Русский Пантелеимонов м-рь, 1886. С. 190.
[2] Пиголь П., игум. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь // История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года. Издательская серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков». Том 5. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 591-593.
[3] Там же. С. 635.
[4] Там же. С. 645; Революционные комитеты Абхазии в борьбе за установление и упрочение советской власти / Сб. док. и мат-лов. Сухуми, 1961. С. 210.
[5] Пиголь П., игум. Там же. С. 645.
[6] Революционные комитеты Абхазии... С. 260–261.
[7] Там же. С. 297.
[8] Пачулия В.П. По древней, но вечно молодой Абхазии. Сухум: Алашара, 1969. С. 117.
[9] Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 645.
[10] Там же. С. 646.
[11] Абхазская АССР. Сухуми, 1961. С. 40.
[12] Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 646.
[13] О закрытии Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря (записано монахом-пустынником отцом Меркурием) // Православная Абхазия. 1996, май. № 21. С. 6; Половинкин С. М. Имяславцы Кавказа // Восточнохристианская цивилизация и проблемы межрегионального взаимодействия. - М., 2004. - С.324-335;
Макарова Е.А. Имяславцы на Ставрополье в XX в. и их роль в сохранении исповедании веры в период массовых репрессий // Проблемы и перспективы исследования церковной истории северного Кавказа: материалы IV Свято-Игнатьевских чтений. Вып.II. Ставрополь, 2012. С.181-192.
[14] Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 647; Следственное дело № 2606 Секретного отделения Черноморского окружного отдела ОГПУ. Л. 39.
[15] Там же. Л. 58.
[16] Там же. Л. 259 об.
[17] Там же. Л. 87.
[18] В годы лихолетья // Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь // К Свету. М., 1997. Вып.
16. С. 112.
[19] Половнев И. Страна Псху. Очерки. Сухум, 1931. С.46; Половинкин С. М. Указ. соч. - С.324-335; Макарова Е.А. Указ. соч. С.181-192.
[20] В годы лихолетья. С. 112.; Следственное дело. Л. 100, 163 об., 293.
[21] Половнев И. Страна Псху. С.86.
[22] Там же. С. 63.
[23] Там же. С. 36.
[24] Там же. С.64.
[25] Следственное дело. Л. 296.
[26] Половнев И. Указ. соч. С.52.
[27] Там же. С.54.
[28] Там же. С.58.
[29] Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 648; Половинкин С. М. Указ.соч. - С.324-335; Макарова Е.А. Указ. соч. С.181-192; Следственное дело. Л. 42.
[30] Пиголь П., игум. Там же. С. 648; Следственное дело. Л. 38.
[31] В годы лихолетья // Ново-Афонский Симоно-Кананитский... С. 112.
[32] Пришвина В. Д. Иеромонах Онисим (Поль) (1899-1930) // Человек. 1991. № 5. С.112.
[33] Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 649-652; Следственное дело № 2606 Секретного отделения Черноморского окружного отдела ОГПУ. Л. 39.
[34] Пиголь П., игум. Там же. С. 649-652.
[35] Куров Г. Расстреляны в Новороссийске. «Открылась огромная траншея...» // Новороссийский рабочий. 1991. 24 декабря; Половинкин С. М. Указ.соч. С.324-335.
[36] Половинкин С. М. Там же. С.324-335; Макарова Е.А. Указ. соч. С.181-192; Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 649.
[37] Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 649-652; Вменихомся яко овцы заколения // Православная Абхазия. 1996. N 21. С. 3-4.
[38] Пиголь П., игум. Там же. С. 649-652; Вменихомся яко овцы заколения... С. 3-4.
[39] Вменихомся яко овцы заколения... С. 3-4.
[40] Монахологий Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Издательская серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков». Том 2. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2013. С. 640-652.
[41] История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1735 до 1912 года. Издательская серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков». Том 5. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 649-652.
[42] Русский Афонский Патерик // История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Издательская серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков». Том 4. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 581-602; Афонский Русский Патерик, или жития русских святых, подвизавшихся на Афоне, и афонских подвижников, просиявших в России / Институт Русского Афона. Святая Гора Афон, 2015. С. 187-191.