1 Аббат Себастьяно Мартене Душ Рейш в своей книге «Фатимская ясновидяшая рассказывает и отвечает на вопросы о явлениях» воспроизводит следующие документы:
а) серия опросов ясновидящих в эпоху самих явлений, произведенных виконтом де Монтело (псевдоним каноника д-ра Мануэля Нунеса Формигано от Лиссабонской патриаршей кафедры);
б) опрос, произведенный отцом Х.И.Йонгеном, встретившим сестру Лусию 3-4 февраля 1946 года и опубликовавшим в том же году отчет о беседах с нею в-майском, июльском и октябрьском номерах двухмесячного журнала «Посредница и Царица»;
в) идентификация исторических мест Фатимы, сделанных самой ясновидящей 20 мая 1946 года;
г) опросник д-ра Ж.Ж.Гоулвена, которому сестра Лусия письменно ответила 30 июня 1946 года (аббат Себастьяно Мартине душ Рейш со-с щает, что сестра Лусия послала рукопись епископу Лейрии, который перепечатал ее в трех экземплярах. Каждый из них был подписан самой ясновидящей и имел следующую судьбу: один был вручен л-ру Гоулвену, другой остался у самой Лусии, третий остался в архиве вместе с оригиналом на попечении епископа Лейрии);
д) опрос аббата Жозе Педро да Сильса (ставшего позднее епископом Визеи), которому ясновидящая отвечала 1 августа 1947 году.
Помимо этих показаний и бесед с отцом Марши и Уолшем, о которых мы здесь уже упоминали, у сестры Лусии был ряд бесед в течение пяти дней (с 16 по 20 сентября 1935 года) с писателем Антеро де Фигейредо, о которых она вспоминает в своих Записках (IV. стр. 368-376).
2 Канонический процесс, растянувшийся на восемь лет, в течение которых сестра Лусия была много раз опрошена, пришел к заключению, весьма благоприятному для подтверждения подлинности явлений. Епископ Лейрии, монсеньер Жозе Корейя да Сильва, в пасторском послании от 30 октября 1930 года выразился так:
Опуская по краткости ряд соображений, смиренно призывая Святого Духа Бога, вверяя себя Покрову Пресвятой Девы Марии, выслушав отцов — консультантов нашей епархии,
считаем своим долгом заявить:
а) объявить достойным веры видения детей в Кова да Ирия Фатимского прихода нашей епархии тринадцатого числа от мая месяца до октября;
б) официально разрешить культ Фатимской Богоматери» (см. «Освящение Церковью культа Фатимской Богоматери» отца Франсишку Рандейро. О.П., в: «Фатима. алтарь мира», т.2, стр. 79-180).
3 В издании Записок и Писем сестры Лусии о. Антонио Мария Мартине, О.И. приводит, среди прочего, несколько писем ясновидящей ее духовнику о. Жозе Фернандо Госалвешу О.И. и отмечает, что это тот,«у кого с ясновидящей была наибоее ценная переписка. Большинство этих писем касается вопросов совести и по этой причине не могут быть опубликованы в настоящее время»(стр. 399), В предисловии к той же книге (стр. XX) отец Мартине говорит, что писания ясновидящей помимо Записок«содержат
тысячи писем, по большей части написанных уже после ее вступления в кармелитскчй монастырь Святой Терезы в Коимбре 25 марта 1948 года».
Различные изложения событий, составленные сестрой Лусией, обычно обозначаются в Записках под цифрами I, II, III, IV.
Первое из них, написанное в простой школьной тетрадке, представляет собой собрание личных воспоминаний, которые должны служить для биографии Жасинты. 12 сентября 1935 года при эксгумации останков маленькой Фатимской ясновидящей, скончавшейя в 1920 году, было констатировано, что ее лицо оставалось неповрежденным. Епископ Лейрии, монсеньер Жозе Алвеш Коррейя да Сильва, послал сестре Лусии фотографию, сделанную по этому случаю, она же в благодарственном письме упомянула о достоинствах ее двоюродной сестры. Прелат распорядился тогда, чтобы сестра Лусия написала все, что она знает о жизни Жасинты. Таким образом появилась первая рукопись, законченная приблизительно к Рождеству 1935 года.
Относительно ее переписки с отцом Гонсалвешем сестра Лусия однажды упоминает о цензуре, что была наложена и составляла определенное препятствие для того, чтобы беседовать с ней о проблемах совести. Вот ее слова, приведенные в письме к тому же отцу (21 января 1940 года):«Уже давно я хотела бы вам писать, но многие веши не давали мне сделать это. Главной была цензура. Писать, не говоря о том, что следует сказать, казалось мне тратой вашего времени, писать под цензурой было невозможно. Необходимость была иногда очень большой, но приходилось терпеть. Все прошло, и наш Господь все предусмотрел и для каждой раны предписал средства. Он хорошо знает, что Он — единственный целитель на земле. Честно признаюсь вам, я сомневалась в том, что вы захотите тратить время на меня. Вот почему я безмерно благодарю вас за ваше письмо и любовь, которую вы проявили ко мне, указав мне путь. Да воздаст вам за это Господь» («Записки и Письма сестры Лусии», стр. 418).