В событиях Апокалипсиса упомянуто около 100 ангелов, выполняющих конкретные функции. В других местах Нового Завета говорится о великом множестве, "тьмах" ангелов (Евр. 12:22).
Кто такие ангелы? Это существа, главное отличие которых от человека состоит в отсутствии земного тела. Они сотворены задолго до человека и были призваны быть помощниками Бога на разных этапах природной эволюции и человеческой истории.
Обладая личным самосознанием и свободной волей, некоторые ангелы вступили в спор с Богом и даже дошли до разных степеней противодействия Ему. Архангел Михаил – глава тех ангелов, которые сохранили всецелую верность своему Творцу.
Кто выше по природе: ангел или человек? Другими словами: обладание земным телом – недостаток или преимущество?
Человеческое тело несет в своих неимоверно сложных и богатых структурах печать Божественной премудрости, полноту природной жизни и неисчерпаемый потенциал развития. Душа человека даже и после смерти качественно отличается от ангела именно тем, что она помнит все о жизни тела, с которым временно, до воскресения, рассталась. Хотя некоторые из ангелов обладают способностью вселяться в тела животных или человека и питаться их энергиями, однако никто из ангелов не может иметь такой полноты знания о теле, такого интимного и глубокого единства с каждой клеткой и молекулой тела, которое по природе свойственно душе человека.
Но, с другой стороны, сколько бедствий и ограничений приносит человеку его тело! Голод, болезни, возможность подвергнуться всяческому насилию, прикованность к месту, старение и неизбежная смерть – все эти беды и слабости, от которых свободен ангел, приносит человеку его телесная природа.
Однако, библейская традиция безоговорочно ставит человека выше ангела. В Священном Писании только человек назван
"образом и подобием" Бога (Быт. 1:26-27).
Поэтому сказано, что
"мы будем судить ангелов" (1 Кор. 6:3), "ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную" (Евр. 2:5). То, что отличает человека от ангела – природное тело, есть неотъемлемый элемент образа Божия в человеке, знак высшего человеческого достоинства.
Что же касается плачевного и болезненного состояния тела, то оно вызвано нарушением Божественного порядка бытия, в котором высшее должно служить низшему и сильное – немощному. В нашем же мирском строе жизни греховная душа эксплуатирует тело в целях наслаждения или тщеславия, вместо того, чтобы терпеливо взращивать его как бесценное Божие творение, готовя к будущему воскресению.
Каково же предназначение ангелов? Кроткое служение Богу в деле спасения и творческого возделывания природы и человека, но в то же время духовное воинствование против своих мятежных собратьев, творящих насилие над человеком и природой.
Так
и поступают архангел Михаил и ангелы его.
Михаил трижды упоминается в Откровении Даниила. Явившийся Даниилу "муж" (судя по описанию, Сам Иисус Христос как Бог) рассказывает о Своей борьбе против
"князя Персидского":
"вот Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне" (Дан. 10:13); "нет никого, кто поддерживал бы Меня в том, кроме Михаила, князя вашего" (Дан. 10:21). Здесь явно имеются в виду не названный по имени ангел-покровитель Персии и Михаил как ангел-покровитель Израиля.
Однако следующее упоминание о Михаиле в пророчестве Даниила заставляет думать о нем как о земном человеке. В связи с описанием походов "презренного" царя (в Откровении Иоанна ему соответствует образ "зверя из бездны"), Даниил говорит:
"И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего." Дан. 12:1.
О каком народе идет речь? Даниил явно имеет в виду Израиль; однако, в откровении Иоанна говорится о стремительном возникновении как бы нового народа из числа верующих в Иисуса Христа. Этот "новый Израиль" также имеет своего ангела - покровителя: это
"Ангел, восходящий от востока солнца и имеющий печать Бога живаго" (7:2). Он выстраивает народ по 12 коленам, ставя
"печати на челах рабов Бога нашего" (7:3). Трудно сомневаться, что покровителем нового Израиля является тот же архангел Михаил.
В Откровении Иоанна имеется прямое упоминание имени Михаила:
"И произошла на небе великая война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе" 12:7. Чрезвычайную важность имеет не только само это событие, но и контекст, в который оно вписано.
Посмотрим, что было непосредственно перед этим.
Иоанн видит "великое знамение":
"Жена, облеченная в солнце,… кричала от болей и мук рождения… "Дракон ... стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца" (12:1-4). Именно этого дракона низвергает Михаил, после того как попытка "пожрать младенца" не удается.
"И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти народы жезлом железным, и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его" (12:5). Связь между рождением младенца и низвержением дракона здесь настолько тесная, что напрашивается вывод – этот младенец и есть Михаил. Но если Ангел родился от женщины, значит, он стал человеком!
И это – великое событие в мире ангелов! Их глава отныне и навсегда приобретает собственное
человеческое тело и, сохраняя свойства ангела, дополняет их свойствами человеческой природы.
Через него и другие верные Богу ангелы каким-то образом получат возможность приобщиться к тайне человеческой жизни в теле, прежде всего – к тайне человеческой природы Иисуса Христа,
«во что желают проникнуть ангелы» (1 Петр. 1:12). А поскольку Иисус есть Бог, ставший человеком, то через человеческое тело для ангелов откроется новый путь общения с Богом. Нам еще предстоит говорить о роли архангела Михаила в Апокалипсисе, где он выступает и под другими именами. Но сейчас надо ответить на другой вопрос – кто же та женщина, которая рождает его?
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------