Устроение и структура Апостольской Православной Церкви. Митр. Киевский Олег (Ведмеденко)
АПЦ фактически представляет собой конфедерацию независимых поместных Церквей, в каждой из которых присутствует вся полнота благодати.

  
Свои духовные корни Апостольская Православная Церковь (АПЦ) возводит к той Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви, с которой связывают себя так или иначе все не признающие РПЦ МП русские православные юрисдикции и в которой был крещен протоиерей Александр Мень. Апостольское преемство (каноническая линия епископата) АПЦ было восстановлено в 2000 году, благодаря Украинской Автокефальной Православной Церкви. АПЦ представляет собой либеральное направление, в отличие, например, от ИПЦ Митрополита Рафаила (Мотовилова). Впрочем, АПЦ полагает, что все крылья современного Истинного Православия являются выразителями идеи духовного возрождения Православия после катастрофы ХХ в.

  
Главным направлением (тенденцией развития) Апостольской Православной Церкви является восстановление доимперского (раннехристианского) устройства церковного управления (церковной демократии), прежде всего - соборноправия, утраченного еще при императоре Юстиниане, а сегодня же лишь декларируемого в православном Символе Веры. Еще одним направлением АПЦ является осуществление всеобъемлющих и последовательных реформ на благо Церкви и проповеди Евангелия.

    В Декларации об образовании АПЦ в частности говорится: "Мы считаем возможным принятие григорианского календарного стиля вслед за большинством Православных Церквей, в зависимости от желания верующего народа. Отмену системы церковных наград, порождающих карьеризм и коррупцию в Церкви. Ослабление жесткой практики постов (не возлагать на верующих "бремен тяжелых и неудобоносимых")...  Богослужение может совершаться по желанию верующих на любом языке. Каждое богослужение должно неукоснительно сопровождаться проповедью. Исключить из практики церковной жизни обязательные поборы за службы и требы (таксы за требы). Постепенно упрощать обрядовую сторону православного служения, освобождая его от византийской пышности...".

   В целом АПЦ не является поместной Церковью – ни Российской, ни Украинской, ни иного государственно-территориального подчинения. Об этом свидетельствует и само ее название – "Апостольская", в отличие от, скажем, Русской Православной Церкви (РПЦ), Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП), Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) и проч.


  В той же Декларации отмечено: ​​"Мы отказываемся от географического, национально-территориального принципа "канонической территории", по сути, представляющего собой средневеково-крепостнические пережитки государственного устройства, перенесенные в сферу церковной жизни...".
АПЦ зарегистрирована как централизованная религиозная организация под названием "Объединение православных общин апостольской традиции". Наша каноническая территория там, где нас принимают...

    Согласно Уставу АПЦ, должности Предстоятеля и региональных Митрополитов (Киевского, Московского, Западноевропейского и т.д.) являются выборными, на четыре года. Они избираются Собором АПЦ из числа епископов и выполняют делегированные им организующие, координирующие, контролирующие и представительские функции церковного управления. Предстоятель АПЦ является равным среди равных епископов Церкви – на сегодня им избран Митрополит Виталий (Кужеватов).
Митрополитом Киевским и всей Украины избран епископ Волынский и Галицкий Олег (Ведмеденко).

   АПЦ исповедует принцип, выраженный святым Игнатием Богоносцем: "Без епископа нет Церкви: где епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и соборная (вселенская) Церковь" (Послание к Смирнянам, VIII глава).

   Где епископ, там и Церковь. Учитывая это, каждый епископ АПЦ вправе принимать под свой омофор (непосредственное управление) любую общину, священнослужителя или мирянина по их просьбе.


  
АПЦ фактически представляет собой конфедерацию независимых поместных Церквей, в каждой из которых присутствует вся полнота благодати. Святой принцип соборности был так сформулирован блаженным Августином: "В главном – единство, во второстепенном – свобода, и во всем – любовь...". Уместно вспомнить, что на Первом Вселенском Соборе, принявшем православный Символ Веры, было представлено около ста независимых (автокефальных) Церквей.

Члены АПЦ имеют различные политические взгляды. В этом мы следуем Постановлению Всероссийского Поместного Собора от 2/15 августа 1918 года: "Упразднение общеобязательной церковной политики и предоставление на волю каждого члена Церкви заниматься или нет этой церковной политикой, но с обязательством, чтобы никто не занимался политикой от имени Церкви, а только от своего имени, и не переносил ответственности на Церковь за свою или чужую политическую деятельность, и чтобы не стремился вредить Церкви своей политической деятельностью".


   
Принцип принятия под омофор АПЦ простой, и полностью соответствует учению Христовой Церкви: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать..." (Иакова 4:6). Служение епископа состоит прежде всего в том, чтобы оберегать церковь от "идоложертвенного" (обрядоверия) и "крови" (агрессии и нетерпимости, духа насилия и корыстолюбия), от "удавленины" (формального, выхолощенного догматизма) и "блуда" (с миром) – см. Деяния, 15:29. Как и апостол наставляет: "Не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе..." (1-е Коринфянам, 5:11). Главный критерий – смирение. Православие – это дух смиренномудрия и мистический опыт Восточной Церкви.

Все храмы и церковное имущество в АПЦ принадлежат общинам, а не епархиальным управлением, как это принято в прочих традиционных церквях.
ОЛЕГ ВЕДМЕДЕНКО, епископ Луцкий и Волынский, митрополит Киевский и всея Украины.
Апостольская Православная Церковь