Хилиазм не осужден Соборами. Виктор Капитанчук.
Виктор Капитанчук
 
   Земли и племена славянские как реки сольются в одно великое море
Православное, пред которым в трепете будут все народы. Другого царства более могущественного не будет на земле. Преподобный Серафим Саровский.

  Святые отцы о 1000 летнем царстве (Хилиазме).
С сайта: http://evlenga.nm.ru/

  Если мы начинаем беседовать на эту тему, то мы можем услышать следующее. Так вы имеете в виду учение о 1000 летнем царстве, называемое «хилиазмом»? Неужели вы не знаете, что хилиазм был осуждён Церковью на Втором Вселенском Соборе, и никакой речи о нём между православными не может быть.

  Известно, что было два направления в хилиазме, т.е. учении о 1000 летнем царстве Христа на земле. Духовно эти направления не просто различались, но были прямо противоположны. Основателем первого был еретик Керинф. Его представление о 1000 летнем царстве совпадали вполне с ветхим иудейским представлении о царстве Мессии, расцвете Иерусалима, восстановление Моисеевого закона и обрядности вместе со всеми ветхозаветными жертвоприношениями. Блаженство же праведников в этом царстве будет состоять во всевозможных чувственных удовольствиях. Таким же образом понимали 1000 летнее царство на земле и другие иудействующие еретеки, а в 4ом веке- еретик Аполлинарий.

  Другое направление, предоставленное отцами и учителями церкви представляло 1000 летнее царство после сокрушения Антихриста и связания сатаны как состояние подобное райскому состоянию человека, состояние в котором блаженство состоит не в чувственных удовольствиях, а заключается в отсутствии искушений, греха, пребыванию в благодати Божией и в гармонии с преображённой благодатью природой. Это состояние человечества понималось ими как некое среднее между предшествующим страдательным состоянием и будущим состоянием преображённого и прославленного творения, наступающим после Страшного суда и жизни будущего века. Среди этих святых отцов были мужи времён апостольских Папий, Иустин Мученик, Ириней Лионский, Ипполит, Мефодий, к ним примыкал и известный церковный писатель Лактанций.


Были же и такие толкователи, которые понимали пророчества о 1000 летнем царстве Апокалипсиса и связанные с ним пророчества Ветхого Завета о блаженном состоянии всей твари исключительно аллегорически. Они считали, что 1000 летнее царство во Христе уже наступило на земле с момента боговоплощения или с момента воскресения Христова. Некоторые из них считали, что пророчества относятся к пребыванию душ умерших святых со Христом на небесах, в то время, пока исторический процесс продолжается на земле.

Другие полагали, что как 1000 летнее царство описывается земная жизнь христиан до второго пришествия Христова, понимая под первым воскресением крещение или покаяние грешников.

Первое иудейско-чувственное понимание было совершенно не приемлемо для христианской церкви и единодушно отрицалось Святыми отцами.

Что же касается буквального понимания пророчеств в царствовании воскресших праведников на земле после падения Антихристова царства, которого придерживались некоторые великие отцы и учетеля Церкви первых веков, то со временем оно было почти совершенно вытеснено аллегорическим пониманием чему несомненно способствовало возникновение Христианской империи, сначала Византийской, а затем Российской, внешнее величие, могущество и пышность которых и могли восприниматься как уже наступившее царство святых на земле.

Появилось даже утверждение, что буквальное понимание пророчеств о 1000 летнем царстве, то есть хилиазм в любой его форме иудейско-чувственной или святоотеческой был осуждён церковью на втором Вселенском Соборе.

Поэтому чтобы исследуя этот вопрос, не впадать в противоречия с определениями церкви, необходимо прежде всего выяснить более конкретно, что же произошло на Втором Вселенском Соборе, что осудил и чего не осуждал Собор.

Приведём отрывок из сборника М.Барсова «Апокалипсис святого Иоанна Богослова» (Изд. Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1999г стр.235). «Если и можно было держаться учения о хилиазме, как частного мнения, то лишь до тех пор, пока не выразила об этом своего голоса Церковь вселенская. Но когда второй вселенский Собор в 381г, осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и учение его о 1000 летии Христовом, и для того внёс в самый символ веры слова о Христе; «Его же царствию не будет конца» - держаться этого учения даже в качестве частного мнения совершенно не позволительно православному христианину».

Совершенно согласны с тем, что не позволительно христианину держаться учения о 1000 летнем царстве Христовом на земле, наступающим после свержения Антихриста, и связания сатаны, если это учение осуждено Вселенским Собором. Но дело – то в том, что этого осуждения вовсе небыло. Встретившись впервые с утверждением об осуждении хилиазма на Вселенском Соборе мы, естественно, попытались найти источники, на основании которых такое утверждение делается. И не нашли. Зато нашли совсем противоположное.

Прежде всего нужно сказать, что к сожалению, до нас дошло очень мало документов, относящихся к деяниям Второго Вселенского Собора. Гораздо меньше, чем какого – либо другого. Но мы имеем текст всем известного Никео – Цареградского Символа веры, где указанное выше место;
«Его же царствию не будет конца», - действительно является одним из дополнений, сделанных Вторым (Цареградским) Собором к Никейскому Символу. Каким же образом появилось это дополнение? И действительно ли можно понимать его как осуждение Святоотеческго халиазма?

На Соборе действительно был осуждён ряд ересей, в том числе и апполинарианство и маркеллианство. Апполлинарианство осуждалось за то, что неправильно учило о боговоплощении. Обсуждались ли Собором хиллиастические воззрения Аполлинария или нет, мы не знаем. Но это и не так важно. Аполлинарий придерживался иудео – материалистического взгляда на 1000 летнее царство, за что и был порицаем Святыми отцами, в частности Василием Великим, например, в его письме к Евлогию и прочим епископам (265) Василий Великий пишет; «Блаженное упование, представленное жившим по Евангелию Христову, осмелился он толковать так низко и грубо, что превратилось оно в «бабьи басни» и иудейские сказания. Снова обещается возобновление храма, соблюдение подзаконного служения,и опять Архирей преобразовательный после Архиерея истинного, жертва за грехи после Агнца Божия … одним словом ; если ныне «Закон заповедей упразднен учением Христовым( Ефес 2,15) ; то явно ,что тогда учения Христовы будут заменены законными предписаниями».

Обсуждал или не обсуждал Второй Собор эти «иудейско- бабские басни», совершенно ясно,
1)что они абсолютно неприемлимы для православного сознания и
2)аполлинариев хилиазм не имеет ничего общего с хилиазмом Святых отцов, а потому и осуждение его никакого отношения к учению Святых о буквальном понимании 1000 летнего царства Христова на земле как особого благодатного состояния не имеет.


Что же касается происхождения добавления к никейскому символу слов ; «Которого царству не будет конца», то этот вопрос достаточно ясно освещён авторитетнейшим церковным учёным – историкомА. Спасским в его фундаментальном труде «История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов» (см: издание Сергиев Посад, 1914г, репринт 1995г стр.611-613). Дополнение, о котором идёт речь, имеет отношение, как пишет А.Спасский, не к Аполлинарию, а к другому богослову 4 века, лжеучение которого также подвергалась осуждению Второго Вселенского Собора – Маркеллу. А Спасский пишет о редакции Никейского Символа следующее. Первые две поправки(о творении неба и земли, а также изъятие выражения «из сущности Отца») имеют чисто догматическое, а не полемическое значение.

Далее цитируем;
« Большая часть других новых вставок преследует полемические цели и направлена против заблуждений Маркелла и Аполлинария.  Маркелл, епископ Анкирский, учил, что Сын Божий всегда существовал в Боге Отце как Его вечное слово. Своё личное бытиё он получает только вседствии воплощения во Христе. Слово Божие становится личностью. Христос основывает Своё Царство, но оно не вечно, и когда царство Христово, оно же 1000 летнее царство окончится, Слово опять возвратится в Бога Отца. Именно эта ересь была осуждена Вторым Вселенским Собором( см. С.В.Булгаков, «Настольная книга для священно – церковно служителей», изд. М.П.1993 с. 1629).

А.Спасский пишет далее;
«Маркелла имеет в виду уже прибавка во втором члене…» прежде всех веков»… Тоже нужно сказать и о другом выражении, направленном против Маркелла и совсем не встречающемся в никейском символе; (царству которого не будет конца). И этот пункт системы Маркелла очень рано обратил на себя внимание консервативного Востока. 4я формула Антиохийского Собора 341г. уже ведёт энергичную борьбу с ним. Своим точным определением вечности царства Сына Божия».

Далее А.Спасский рассматривает ряд других добавлений, имеющих уже отношение к лжеучениям Аполлинария. Но эти дополнения вызваны еретической Христологией Аполлинария и не имеют отношения к интересующему нас вопросу о Хилиазме.


1000 летнее царство, согласно Апокалипсису начинается на земле после сокрушения царства Антихриста, затем, после прохождения 1000 лет, освобождение на малое время сатаны, общение воскресение, Страшный Суд и вечное царство Христово в жизни будущего века. Таким образом, добавление к символу веры, сделанное на Соборе никак не относится к 1000 летнему царству на земле. Но самое интересное то, что Маркелл не только не был хилиастом. Напротив, откровение о 1000 летнем царстве он понимал точно также как другие противники хилиазма. Маркелл считал в конце 4-го века, что 1000 летнее царство Христово наступает не после свержения Антихриста, а уже существует на земле как следствие воплощения Логоса около 400 лет, просуществует всего 1000 лет, после чего Логос возвращается к Отцу и царство Его, связанное с Его воплощением прекратится.
 
Таким образом на 2-ом Вселенском Соборе был осуждён не хилиазм, а учение противоположное хилиазму, утверждающее, что царство Христово уже наступило и что оно кончится, продлившись 1000 лет. Нет таким образом никаких оснований утверждать, что хилиазм(имея ввиду хилиазм святоотеческий) был когда-либо осуждён Соборным голосом Церкви. Но он не был никогда и утверждён Соборным голосом Церкви. Канонический статус хилиазма – частное богословское мнение, по поводу которого Церковь должна ещё высказать своё Соборное определение. А до тех пор вопрос подлежит внимательному и осмотрительному исследованию, не претендующему ни на какое окончательное учительство, ибо это есть дело Церкви в лице её иерархии.

Вопреки мнению анонимного автора из «Христианского чтения» за 1852г, которое мы привели выше по сборнику Барсова о недопустимости для православных христиан придерживаться хилиазма как учения, осуждённого Вторым Вселенским Собором, в том же сборнике помещен большой отрывок из «Объяснения Апокалипсиса» Еп. Петра (237) в котором он излагает учение о 1000летнем царстве совершенно в соответствии с древними Св.Отцами – христианскими хилиастами, и отмежовываясь от хилиазма нехристианского.

Еп.Пётр пишет, что;
«В самом пророчестве явно предполагается, что империя зверя появлялась в мире и уже разрушена(до наступления 1000летнего царства – В.К.)… Следовательно, 1000летнее царствование Иисуса Христа со святыми будет уже в последние времена, по истреблении царства зверя или Антихриста, когда все иудеи и язычники присоединятся к церкви Христовой, которая в то время будет очищена от всех заблуждений, суеверий, соблазнов, грубых пороков плотских людей, чего теперь ещё не видно».

Одним из возражений противников учения о 1000 летнем царстве является то, что Священное писание, - говорят они, - предвозвещает одновременное и единственное всеобщее воскресение из мёртвых. В Апокалипсисе же говорится о первом воскресении, которое предшествует наступлению этого царства. Как же тогда понимать это первое воскресение. Здесь имеются две различные точки зрения. Одни сторонники аллегорического понимания считают, что первое воскресение – это жизнь душ праведников со Христом после их физической смерти. Эта жизнь не на земле, а на небе так как в этом случае отрицается воскресение тел в воскресении первом. Такое воскресение ожидает всех праведников, почивших во Христе. Но ведь в Апокалипсисе речь идёт не о всех праведниках, а только о убиенных, пострадавших от Антихриста. Поэтому такое толкование неизбежно вступает в противоречие с текстом Апокалипсиса. Другие, под воскресением первым понимают крещение и покаяние, дающие возможность на земле жить со Христом. Но и здесь мы видим тоже противоречие с Апокалипсисом.

Даже более того, сказано:
”Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом,над ними смерть вторая не имеет власти.” (Ап. 20,6).

Но разве не грозит “ смерть вторая “ грешникам, если они и крестились, и каялись, но продолжали после этого греховную жизнь?

Что же за « воскресение первое », неужели нельзя понимать это буквально, как воскресение в теле мучеников, пострадавших от Антихриста, разве это противоречит учению о всеобщем воскресении.

На этот вопрос мы, к счастью, можем получить ответ святого и мудрого пастыря церкви Митр. Филарета Московского. В том же достаточно объективном сборнике Барсова помещена его статья, в которой он пишет следующее:
«Воскресения первого, воскресения блаженных и святых должно искать между днём воскресения Христова и последним днём мира. Где же они? Подлинно, взятие Пресвятые Девы с телом на небо, по признакам, оставшимся на земле, подобное воскресению Христову, не есть ли первый пример первого воскресения?

Если Матерь Начальника воскресения последует за Ним в воскресении в третий день по своем успении;то не может ли случиться,что и некоторые другие, по преимуществу святые и достойные блаженства, как например те , которые жизнь свою отдали за имя Воскресителя , через многие, может быть века , однако же ранее последнего всеобщего воскресения умерших и изменения живущих получат некоторое предварительное , особенно им предоставленное участие , как в воскресении , так и в славе , и в блаженстве ему свойственных ? Как просто , по – видимому и непринужденно сим образом объясняются слова Тайновидца ».

Таким образом, св. Филарет Московский вполне допускает и считает наиболее вероятным частное воскресение, претворяющее всеобщее воскресение из мёртвых которое предсказано в Апокалипсисе и с которого начинается блаженство праведных в 1000 летнем царстве Христовом. Если бы учение о 1000 летнем царстве и воскресение мучеников, первое воскресение нельзя было бы понимать буквально как осуждённое церковью, разве мог бы святой и мудрый пастырь давать такое толкование, хотя бы предположительно, на текст Священного Писания?

Итак, во всяком случае нет никаких канонических препятствий для буквального понимания пророчеств Апокалипсиса о наступлении после сокрушения Антихриста и связания сатаны 1000 летнего царства святых.

При этом, конечно, нужно помнить о недопустимости иудео – материалистического понимания этого царства, которое неоднократно осуждалось Святыми отцами, противниками такого чуждого Евангелию хилиазма.

Что же касается христианского понимания 1000летнего царства, то оно нисколько Евангелию не противоречит. Его приверженцами были такие великие отцы церкви, как Св.Иустин Филосов, Св.Папий Иерапольский, Св.Ириней Лионский, Св Мефодий Патарский.

Особенно важно для нас учение св.Иренея Лионского, известного борца против ересей, изложенное в его пятой книге, начиная с XXXII главы. Его толкование текста Апокалипсиса и связанных с 1000летним царством ветхозаветных пророчеств о временах блаженного состояния всей твари на земле ещё до всеобщего воскресения и Страшного суда основаны на живом предании, полученном от самого Апостола Иоанна Богослова. Св. Ириней был ученикомПапия, который в свою очедь был учеником Иоана Богослова и товарищем Св. Поликарпа Смирнского. На них и ссылается Св. Ириней в своём учении.

Св. Ириней считает еретическими мысли тех, кто отрицает первое воскресение праведников и царство их до всеобщего воскресения и страшного суда:
«
Поелику мысли некоторых увлекаются еретическими речами и они не ведают распоряжений Божиих и таинства воскресения праведных и Царства, которое есть начало нетления и через которое достойные постепенно привыкают вмещать Бога, то необходимо сказать, что праведные должны сперва, воскресши для лицезрения Бога, в обновлённом создании получить обещанное наследие, которое Бог обещал отцам и царствовать в нём, а потом настанет суд. Ибо справедливо, что бы в томже создании, в котором подвизались или подвергались скорбям, всячески испытанные в страдании, они и получили плоды страдания своего, и в создании, в котором умерщвлены по любви к Богу, в том же и царствовали. (“Книга пятая”XXX11,1).

Далее св. Ириней говорит о том, что обетования, данные Богом Аврааму должны осуществиться на земле,”ибо Бог истинен и верен”:
“Если Бог обещал ему наследие земли, а он не получил его в течениие всего своего обитания то надлежит ему с семенем своим, т.е. боящимся Бога и верующим в Него, получить его в воскресение праведных.”

О том же исполнении обетований говорит Св. Ириней и в отношении благословения Исаака, данного Иакову;
«Если кто не будет понимать это в отношении к предопределённому царству( 1000 летнему царству воскресших праведников – В.К.), то войдёт в великое противоречие и несообразность как это случилось с иудеями, запутавшимися во всякой несообразности( там же ХХХ11,3).

Согласно Св. Иринею, не только праведные будут блаженствовать во Христе, но и произойдёт общее обновление твари, приведение её в райское состояние, хотя всё это ещё до Страшного суда и до всеобщего преображения спасённой твари. Вот в каких удивительных словах говорит об этом Св.Ириней:

«Итак, вышеприведённое благословение относится к временам Царства, когда будут царствовать праведные, восстав из мертвых, когда и тварь обновлённая и освобождённая будет плодоносить множество всяческой пищи от росы небесной и от тука земного. Так и пресвитеры, видевшие Иоанна, ученика Господня, сказывали, что они слышали от него, как Господь учил о тех временах и говорил: «придут дни, когда будут расти виноградные деревья, и на каждом будет 10 тысяч лоз, на каждой лозе 10 тысяч веток, на каждой ветке по 10 тысяч прутьев, на каждом пруте и на каждой кисти по 10 тысяч ягодин и каждая выжатая ягодина даёт по 25 мер вина. И когда кто-либо из святых возьмется за кисть, то другая(кисть возопиёт : я лучшая кисть, возьми меня; через меня благослови Господа …и прочие плодовые деревья, семена и травы будут производить в соответствующей сему мере, и все животные, пользуясь пищею, полуденной от земли, будут мирны и согласны между собою и в совершенной покорности людям».

«Об этом и Папий, ученик Иоанна и товарищ Поликарпа, муж древний, письменно свидетельствует … Когда же Иуда предатель не поверил сему и спросил, каким образомсотворится Господом такое изобилие произрастаний, - то Господь сказал: увидят это те, которые достигнут тех (времён )».

К тем же временам, после воскресения праведных на земле относит Св. Ириней и пророчества Исаии о блаженных днях, когда наступит чудесный мир даже и между животными :
«
волки и агнцы будут пастись вместе, и лев, как вол будет питаться плевелами, и змей будет есть землю, как хлеб; и они не будут вредить и делать на Святой горе Моей, говорит Господь ( Исаия LXV,25).

Св. Ириней не отрицает возможности и аллегорического понимания этих пророчеств Исаии, но это не упраздняет и буквального их понимания:
« Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежавшим к разным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными. Но, хотя и ныне это(справедливо) в отношении к некоторым людям, из различных племён приходящих в единомыслие веры, тем не менее в воскресение праведных сбудется и относительно животных, как сказано: ибо Бог богат всем. И надлежит, чтобы с обновлением творения все животные покорились и повиновались человеку и возвратились к первоначальной, Богом данной пище, - как они(первоначально) покорены были Адаму, т.е. произрастания земли. На иное, а не настоящие время указывает то, что лев будет питаться плевелами. Это означает обилие и питательность плодов, ибо если животное лев питается плевелами, то какова будет сама пшеница, от которой плевелы годны будут в пищу львов?»(гл. XXXIII, 4).

Это описание картины восстановления райского состояния мира после падения царства Антихриста, связания сатаны и воскресения праведных обладает для нас уникальной авторитетностью. Ведь описание это, как указывает сам Св.Ириней Лионский основано на словах самого Господа, переданных Иоанну Богослову, а от него – Св.Папию, который донёс их до самого Св.Иринея. Где здесь могла вкрасться человеческая фантазия и безответственный произвол в передаче такого драгоценного свидетельства, способных исказить его смысл? Кого из Святых можно заподозрить в этом? Ясно, что в этом случае мы получаем чистый, незамутнённый источник знания.

Поразительно и то, как могли некоторые переписчики средневековья опустить эти главы Св. Иринея, на том основании, что сами не разделяли его воззрений. Главы же эти сохранились в древних сирийских и армянских рукописях, а так же в отрывках у Евсевия и в параллелях Дамаскина. Теперь же они переиздаются, т.к. ни у кого не возникает сомнений в их подлинной принадлежности Св. Иринею. Это обстоятельство (опущение части текста при переписки в соответствии с собственными взглядами) ещё раз показывают, как человеческие пристрастия способны лишать объективности и ослеплять при обращении даже со столь драгоценными текстами, и как далеко может зайти в своём греховном дерзновении человеческий произвол ради утверждения своего собственного мнения.

Св. Ириней, опираясь на пророчество Исаии говорит ещё нечто чрезвычайно важное о этих временах царствия :
« Бог продолжит нас, людей, и умножатся оставшиеся на земле ( Ис.VI, II) … ни голос плача ни голос вопля не услышатся уже в нём, не будет там ни младенца, ни старца, который не исполнит времени своего; ибо юноша будет ста лет и грешник будет умирать ста лет и проклят будет, и построят домы и сами будут жить, и насадят винограды, и сами будут есть плоды их и будут пить вино. Не сами будут строить а другие жить, и не сами будут насаждать, а другие – есть. Ибо как дни древа жизни будут дни народа Моего, ибо дела трудов их будут пребывать» ( Ис. LXV, 18, 23) (Св. Ириней Кн. 5, ХХХI, 4).

Во-первых, совершенно ясно, что речь идёт о событиях на земле в земной истории, а не на небесах и не после Страшного суда. Бог продолжит … «людей, и умножатся оставшиеся на земле» Более того, люди в этот период будут жить, и года их продолжатся. Но грешники и в этом царстве праведников будут ещё умирать, «праведный человек, находясь на земле, уже забудет умирать» (XXXVI , 2).

Во-вторых, и это особенно замечательно в словах Св. Иринея, люди в 1000 летнем царстве не только будут жить наслаждаясь благодатью Божией и дарами обновлённой и подвластной человеку природы, но и будут заниматься в этом мире на очищенной и обновлённой земле созиданием культуры, смогут реализовывать заложенные в них Богом творческие возможности, возделывать окружающий их мир. Замысел Божий о хранении и возделывании человеком Эдемского сада сможет быть претворённым в действительность, хотя, возможно, несколько иначе, чем это было бы, если бы не произошло грехопадения первых людей.

Смысл тысячелетнего царства на земле, согласно Св. Иринею Лионскому, это и есть осуществление того, чему помешало осуществиться грехопадение. Он пишет :
«Поелику люди суть истинные ( люди ) , то необходимо должно быть истинным и местопребывание их и не обращаться в ничтожество, но преуспевать в своём бытии, ибо ни субстанция, ни сущность творения не уничтожается, - ибо истинен и верен Устроивший его, - но «проходит образ мира сего», т.е. то, в чём совершено преступление, потому что человек обветшал в этом… Когда же пройдёт этот образ, и человек возобновится и окрепнет для нетления так, чтобы он не мог уже обветшать, то будет небо новое и земля новая, в которых будет пребывать «новый человек, всегда о новом собеседующий с Богом».

Итак, в 1000 летнем царстве человек и сам приуготовляется к принятию нетления и принимает участие к приуготовлению всей твари, своего «истинного местопребывания». Когда же приуготовление это закончится, явятся новое небо и новая земля, жизнь будущего века.

Пока же «мир во зле лежит» и вся тварь совокупно стенает, ожидая откровения сынов Божиих.
Составил В.А. Капитанчук.













--------------------------------------------------------------------------------------------------------