Святогорский старец Иерон и Ново-Афонский монастырь. Сергiй Шумило.
Схиархимандрит ИЕРОН
Другие иллюстрации см. предыдущую стр. "Мученики Новоафонские"
15/28 августа 1912 года почил о Господе святогорский подвижник, устроитель и первый игумен Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря в Абхазии схиархимандрит Иерон (мирское имя – Иван Васильевич Носов; он же Васильев)
-----------------------------------------------
Родился отец Иерон в крестьянской семье в 1829 году, в дер. Лоходомово Буйского уезда Костромской губернии. Был младшим из 6 сыновей. Отец умер, когда Ивану было 2 года, семья жила в бедности. Освоил грамоту с помощью братьев, учившихся в домашней школе. В 11-летнем возрасте был отправлен в С.-Петербург, служил в купеческих лавках. Имел склонность к уединенной, монашеской жизни, в 19 лет решил уйти на Афон. Добравшись до Одессы, не смог выехать без заграничного паспорта, вернулся в С.-Петербург, затем на родину. Приняв благословение матери на монашество, вновь отправился в столицу. Вскоре получил паспорт, а также рекомендательное письмо в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь от насельника этой обители иеросхим. Макария (Семыкина), находившегося в С.-Петербурге на послушании по сбору денежных средств. В феврале 1862 г. выехал на Св. Гору, по пути посетил Киев и Одессу, Константинополь и Фессалоники. По прибытии на Афон, в Свято-Пантелеимонов монастырь, по благословению духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцова), руководившего русской частью монастырской общины, в том же 1862 году был зачислен в братию. Проходил послушания сначала на огороде при монастырской келлии прп. Евфимия Великого, на Старом Руссике, затем в самой обители – на кухне, в литографической мастерской. Был духовным чадом, учеником и келейником старца Иеронима (Соломенцова), а позже и иеросхим. Макария (Сушкина).
14 марта 1864 г. иеросхим. Макарием (Сушкиным) был пострижен в мантию с именем Иерон, в честь св. мч. Иерона Мелитинского. 26 сентября 1867 года рукоположен во иеродиакона, 25 марта 1875 г. – во иеромонаха.
Служил помощником казначея, исполнял также обязанности эконома. За годы пребывания в строгом общежитии отец Иерон стяжал многие монашеские добродетели, а также приобрел опыт ведения монастырского хозяйства, обнаружил дарования инженера, строителя и архитектора, в полной мере реализованные в дальнейшем служении. Постриг в схиму принял 2 мая 1880 года.
В 1874 году русский Афонский Пантелеимонов монастырь оказался под угрозой закрытия, т.к. Прот Святой Горы вместе с греческим духовенством задумались о том, чтобы каким-то образом при помощи османских властей вывезти всю русскую братию обители в Малую Азию и оставить там для восстановления пустующего христианского монастыря.
В разгарэтих печальных событий в монастыре старцы Иероним и Макарий увидели необходимость теснее связать судьбу русской Афонской обители с родным отечеством, чтобы впредь не иметь опасений за теплое убежище
на случай угрозы выселения с Афона, а также послужить духовной пользе того края, который бы их приютил. Поэтому старцы Иероним и Макарий обратились к русскому послу в Константинополе графу Н. П. Игнатьеву, чтобы он исходатайствовал перед царём о "даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители". Одновременно в письме к наместнику Кавказа великому князю Михаилу Николаевичу они просили «благоволить им даровать и указать удобное место из не¬обозримых кавказских пределов для постройки обители и прире¬зать к ней часть земли и леса для обеспечения обители на будущие времена».
По ходатайству Н. П. Игнатьева это разрешение было получено, и в августе 1875 года монастырские уполномоченные во главе с деятельным помощником старцев Иеронима и Макария иеромонахом Арсением (Мининым) прибыли на Кавказ...
По поручению афонских старцев участок для новой обители выбирал отец Арсений. Им было избрано место, на котором, по преданию, принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. Также, избранная гора напоминала своими очертаниями Афонскую, а в древности здесь стояла столица Абхазского царства - Анакопия. 27 ноября 1875 года было опубликовано распоряжение императора Александра II об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха."
В конце 1875 – начале 1876 гг. на намеченное место прибыли самые мастеровые и опытные в строительных делах монахи, среди которых выделялся одаренный инженер и талантливый архитектор иеромонах Иерон (Васильев) – будущий настоятель новой обители.
29 сентября 1875 г. о. Иерон выехал с Афона в Константинополь, сопровождая экзархов Вселенского Патриарха Иоакима II, митр. Никейского Иоанникия и митр. Деркского Иоакима. В ночь на 28 ноября того же года он прибыл в Сухум, а 2 января 1876 г. – на место предполагаемой постройки новой обители в долине р. Псырцха, у развалин древнего храма во имя ап. Симона Кананита. Земельный участок был выделен наместником Кавказа вел. кн. Михаилом Николаевичем в «неотъемлемое достояние этой обители».
В письме на Афон от 14 января 1897 г. о. Иерон упоминал: «По прибытии на избранное для возведения монастыря место мы нашли его все густо заросшее лесом, переплетенным колючкою, а близ реки Псыртсхи - большое заросшее болотными растениями гнилое болото».
Всю зиму братия валили деревья, вырубали кустарники, вручную разбивали огромные камни, уравнивали горы и засыпали пропасти. Для расчистки плато надо было срезать часть горы, вывезти прочь десятки тысяч тонн горной породы и уравнять площадку. Из-за того, что местом для строительства была выбрана возвышенность на склоне горы, находящаяся на высоте 75 метров над уровнем моря, никаких подъездных путей не существовало.
Но, тем не менее, вся подготовка, а также закладка фундаментов и даже строительство некоторых церквей были выполнены всего за несколько лет. Возведение нижней части монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова началось в 1876 году. Первый Покровский храм был освящен в октябре того же года.
Отец Иерон лично принимал участие в расчистке места для первых монастырских зданий – храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 17 октября 1876), школы для абхазских мальчиков и др.
Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов строительство монастыря было приостановлено, постройки были разрушены турками. В связи с этим в начале апреля 1877 г. отец Иерон вместе с частью братии (всегонасчитывавшей 14 чел.) вынуждены были временно оставить обитель и перебраться в Богородице-Рождественский монастырь Гелати, ежедневно совершая богослужения. Некоторые иноки, пройдя медицинскую подготовку, служили санитарами в военном госпитале в Тифлисе.
В октябре 1878 г. о. Иерон с братией вернулся в Новоафонскую обитель и восстановил разрушенные во время войны здания. Так в 1879 году всего за четыре месяца был восстановлен Покровский храм.
После утверждения имп. Александром II определения Синода «Об учреждении мужского Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря в Сухумском отделе Закавказского края» (8 декабря 1879) обитель стала быстро созидаться, «соблюдая, как отрасль Афонского Пантелеимонова монастыря... общежительный устав афонских монастырей».
После кончины (17 ноября) иером. Арсения (Минина) старцы Свято-Пантелеимонова монастыря назначили о. Иерона наместником Новоафонской обители.
Уже в апреле 1880 г. в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре отец Иерон был избран (из 5 кандидатов посредством жребия) новоафонским игуменом. Церемония возведения во игумена Новоафонского монастыря состоялась 4 мая в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря, во время литургии. Игуменский жезл вручил митр. Пентапольский (Александрийского Патриархата) Нил, пребывавший на Афоне на покое. После этого, 7 мая, о. Иерон был утвержден в этой должности священноначалием Свято-Пантелеимонова монастыря и в тот же день выехал на место служения. В период пребывания в Пантелеимоновом монастыре он принял постриг в великую схиму с тем же именем.
С помощью оригинальных инженерно-строительных решений под руководством игум. Иерона в Новоафонском монастыре были произведены следующие работы: восстановлен из руин и 10 мая 1882 г. освящен древний храм во имя ап. Симона Кананита; выстроен т. н. верхний монастырь, в нем сооружены 3-этажные братские корпуса, возведены собор во имя вмч. Пантелеимона и 5 храмов-параклисов в братских корпусах. В нижней части монастыря были построены гостиницы, хозяйственные помещения и мастерские, связанные между собой железной дорогой с вагонетками, пристань, плотина со шлюзами и водопадом на р. Псырцха. Одновременно были осушены заболоченные места,
устроены пруды для разведения рыбы, сады с плодовыми и декоративными субтропическими растениями. Проложены пешеходные и экипажные дороги.
При основании соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты для колокольни.
20 июля 1889 г. о. Иерон прибыл в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, где 7 авгста в соборе во имя свт. Митрофана Воронежского был возведен в сан архимандрита, и уже 4 сентября того же года вернулся в кавказскую обитель.
14 января 1897 г. архим. Иерон избрал себе наместника-преемника – казначея иером. Илариона (Кучина; 1842 - ок. 1927).
Выстроенный игуменом Иероном Ново-Афонский монастырь современники называли «культурнейшим уголком всего Черноморского побережья», а его самого - «насадителем отечественной культуры» (Бронзов. 1913. С. 70-71).
20 июля 1889 года обители перешла завещанная ей чудотворная икона Богородицы "Избавительницы". После того как образ был принесен со Старого Афона на Новый, и совершено первое празднование в его честь, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.
Основное строительство продолжалось до марта 1896 года. 28 сентября 1900 года состоялось торжественное освящение главного престола соборного Пантелеимоновского храма, на которое собралось более двадцати тысяч паломников. По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей своего времени и стал одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля.
С 1890-х годов Ново-Афонский монастырь стал крупнейшим духовным центром Русской Церкви на Черноморском побережье Кавказа. Подворья монастыря были устроены в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске,Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, были устроены канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы.
В те годы слава о Ново-Афонской обители гремела на всю империю. Большинство путешественников добирались до монастыря по воде – на море они пересаживались на гребные монастырские лодки, а затем пешком с молитвою на устах шли в гору. От пристани к монастырским воротам вела вымощенная камнем дорога, украшенная пирамидальными кипарисами, с одной стороны которой шумела ветвями сосновая роща и источал ароматы сад из южных вечнозеленых растений, а с другой – сверкали на солнце окна цветущих оранжерей. На горном уступе, рядом с которым стоял храм Симона Кананита, монахи соорудили искусственный водопад. Для приезжающих паломников была открыта гостиница близ моря, пристроенная к древней оборонной башне XI века. Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников от крестьян до князей. Среди посетивших монастырь - святой император Николай II, наместник Кавказа и покровитель обители великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович,
писатели Антон Чехов и Максим Горький.
Монастырь развил широкую хозяйственную деятельность. Заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки Псырцхи была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов. Монастырь располагал собственной железной дорогой: паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. В 1902 году на реке Псырцхе иноки создали одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил, которая полностью освещала и снабжала электричеством все монастырские сооружения. Так появился водопад, который использовался как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. При обители работали самые разные мастерские: медницкая и токарная, столярная и литейная, кузнечная и слесарно-железная, кожевенная, позолотная, переплетная и часовая. На двух пасеках стояли ульи, из которых собирали мед. Поля регулярно засеивали картофелем, кукурузой и пшеницей, а в огородах обильно произрастали овощи. На склонах гор иноки развели фруктовые сады, где росли не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры - апельсины, лимоны, мандарины, оливки и даже бананы. Монахи также переняли местный опыт коневодства и открыли собственный конезавод. Во главе каждого дела был поставлен инок, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал сам настоятель обители архимандрит Иерон.
Обитель активно занималась и благотворительностью. Открыли мужскую школу для абхазских сирот, раздавали бесплатные медикаменты и продукты питания малоимущим, а также жертвовали другим менее богатым монастырям иконы, книги и церковную утварь. В те времена каждый православный человек мог в любое время дня и ночи постучаться в ворота монастыря и получить кров, еду, обувь, одежду и даже, если на то была необходимость, деньги на обратную дорогу.
Все это и многое другое – плоды неустанной деятельности архимандрита Иерона. За свои труды он имел многочисленные церковные и государственные награды: палицу (1880), наперсный крест (1884); орден св. Анны: 3-й (1896), 2-й (1900) и 1-й степени (1908), орден св. Владимира: 4-й степени (1903), 3-й степени (1905); «милостивый рескрипт» от наместника Кавказа вел. кн. Михаила Николаевича за устройство обители (2 сент. 1881), золотой наперсный крест с драгоценными украшениями от принца Александра Петровича Ольденбургского (1903). Был участником I Всероссийского съезда монашествующих (5-13 июля 1909).
Современники сравнивали архим. Иерона с «древними представителями великого иночества первых христианских веков» (Бронзов. 1913. С. 1). Он большое внимание уделял строгому соблюдению богослужебного чина и общежительных правил, своей подвижнической жизнью показывая пример смирения, послушания и братской любви. В
храм приходил всегда до начала полунощницы, ежедневно в будние дни совершал раннюю литургию. В воскресные и праздничные дни сам совершал позднюю литургию.
Для братии о. Иерон был «живою книгою устава монастырского» (Речь прот. Георгия Голубцова перед панихидой в 40-й день по кончине схиархим. Иерона // Бронзов. 1913. С. 73), старцем-наставником, имевшим благодатные дары непрестанной молитвы и прозорливости. Одновременно вел широкую благотворительную и культурно-просветительную деятельность, с целью преподавания Слова Божия среди местных язычников и мусульман содержал школу для абхазских мальчиков, оказывал различную помощь паломникам и местному населению.
Предчувствуя свою скорую кончину, отец Иерон 26 апреля 1912 г. подал в Синод рапорт об утверждении наместника иером. Илариона в должности настоятеля Новоафонского монастыря. 11 июня того же года еп. Сухумским Андреем (кн. Ухтомским) иером. Иларион был поставлен настоятелем с возведением в сан архимандрита.
15/28 августа 1912 года схиархимандрит Иерон мирно почил о Господе. Его отпевание совершил будущий новомученик еп. Андрей (кн. Ухтомский, +1937) Сухумский. Погребен старец был подле отстроенного им храма ап. Симона Кананита, с южной стороны. Однако в годы сталинского атеистического террора захоронение старца Иерона было осквернено, могила утрачена.
В последние годы в интернете стали активно распространяться ложные мифы, будто бы отец Иерон «благословил» будущего богоборческого палача и тирана И. Сталина (Джугашвили) на революционную деятельность, «предсказав его великое будущее» и т.п. Все эти мистификации не основаны на каких-либо реальных документах или фактах и выдуманы в последние годы для оправдания сталинского богоборческого террора 1930-х гг., в кровавой мясорубке которого погибли и многие насельники Ново-Афонского монастыря.
Известно, что духовные чада старца Иерона категорически отказывались признавать новоявленную богоборческую советскую власть, считая ее «антихристовой», а ее вождей В.Ленина и И.Сталина – «предтечами антихриста». Продолжая свое катакомбное служение в годы жесточайших сталинских гонений на веру Христову, многие из них уподобились мученических венцов.
Что касается отстроенной трудами о. Иерона Ново-Афонской обители, то в течение нескольких лет после установления советской власти духовные чада о. Иерона героически пытались сохранить обитель, но в 1924 году монастырь был закрыт богоборцами "за контрреволюционную агитацию". Некоторое время он стоял заброшенный, заболачивались пруды, остановилась электростанция, зарастали сады и огороды, подвергались осквернениям и разрушениям храмы и строения. Дабы пресечь нелегальные паломничества и молебны, большевики разрушили канатную дорогу для подъёма на Иверскую гору. Затем, в годы активного строительства на Кавказе санаторно-курортных комплексов, по распоряжению безбожной власти на территории монастыря решили открыть туристическую
базу. На месте разрушенного дома игумена после войны была построена дача для И. Сталина, где он неоднократно отдыхал. Чуть поодаль был выстроен дом для Л. Берии. Здесь, на святом месте, богоборческие вожди устраивали развлечения и предавались разврату, тем самым совершая ритуальные осквернения великой святыни. В последующие годы обитель продолжала разрушаться. В 1970-х годах строения монастыря серьезно пострадали: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены.
Сергiй Шумило
Использованная литература:
Монахологий Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Афон, 2013. С. 640; Православная энциклопедия. Т. 21, С. 314-316; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Поставление нового настоятеля в Ново-Афонском Симоно-Кананитском мон-ре // ДС. 1912. Вып. 10. С. 305-313; Памяти почившего старца архим. Иерона, игум. Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря на Кавказе // Там же. Вып. 12. С. 396-403; Бронзов А. А. Архим. Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. СПб., 1913; Восторгов И., прот. Очерк истории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. Салоники, 1996; Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь // К Свету. 1997. Вып. 16; Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхим. Иеронима и схиархим. Макария. Кн. 1: Иеросхим. Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова мон-ря / Авт.-сост. иером. Иоаким (Сабельников). М., 2001; Хотулева Е. Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе; И.Н. Абхазия и Ново-Афонский Симоно-Канонитский монастырь, М. 1898; Церковные Ведомости. 1895. № 37 и 1903. № 6, 32; Странник. 1876 г.; Кронштадтский маяк. 1912. 7; Русский инок. 1912. 12. 16.