Обращение к делегатам V Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Найроби.  Свящ. Глеб Якунин, Лев Регельсон.
Обращение к делегатам V Ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Найроби.
Священник Глеб Якунин, Лев Регельсон.

Это обращение произвело на делегатов V-й Ассамблеи сильное впечатление. Впервые вопрос о положении христиан и нарушении прав человека в СССР был принят всерьёз на экуменическом собрании. Обсуждение, правда, было сорвано, митр. Никодим все же был избран вице-председателем, но тем не менее все почувствовали, что у Церкви в Сов. России есть другое измерение, не соответствующее официальному. Отныне полная ложь уже невозможна.
Редакция Вестника РСХД.



  ОБРАЩЕНИЕ К ДЕЛЕГАТАМ V АССАМБЛЕИ  ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ

   Уважаемые господа делегаты!
Откликаясь на призыв лидеров ВСЦ ко всем христианам принять посильное участие в деятельности Ассамблеи, сочли своим долгом и мы, члены Русской Православной Церкви, поделиться с Вами результатами наших размышлений.

   Размышления эти, явившиеся плодом неоднократных собеседований с нашими православными собратьями, относятся к попыткам осмыслить самую сущность экуменического движения.

   До возникновения этого движения верующие каждой христианской конфессии были склонны считать свое исповедание единственно правильным или наиболее правильным, и усматривали путь к христианскому единству в том, чтобы все остальные присоединились к уже найденной ими полноте истины, отказавшись от своих заблуждений.

   Такое убеждение было результатом не только конфессиональной гордости или недостаточной широты мысли, но и проявлением искреннего христианского максимализма, вызванного горячей любовью ко Христу и опасением хотя бы в малейшей степени нарушить Его заповеди.

   В противовес этому максимализму, экуменическое движение проникнуто духом терпимости и сотрудничества и отказом от взаимного прозелитизма.

   Естественно, что у многих христиан разных исповеданий возникают сомнения: есть ли эта попытка преодоления конфессиональной «ревности» – результат возрастания в сердцах верующих любви ко Христу, или, наоборот, результат охлаждения этой любви?

   Мы надеемся, что многие делегаты Ассамблеи, зная всю глубину и мучительность конфессиональных разномыслий, также, как и мы, убеждены в том, что лишь у подножия Голгофского Креста может родиться тот порыв любви, который в силах реально преодолеть конфессиональную ревность и отчужденность и подготовить сердца христиан к подлинному единству.

  Поскольку между христианами нет полного единодушия и в вопросе о том, что означает несение Креста в современном мире, мы полагаем, что сомнения в духовном качестве экуменического движения могут быть разрешены только в том случае, если и основу христианского единства будет положено исповедание Креста в его первичном евангельском смысле – как претерпения скорбей и мучений за Имя Христово.

  Трагический опыт Русской Православной Церкви за последние шесть десятилетий дает немало примеров возвышенных порывов христианской любви, возникших в ответ на массовое церковное исповедничество и мученичество, и рождающих надежду на возможность глубинного преодоления христианской раздробленности.

   Возможно, не все делегаты одинаково хорошо знают историю Русской Церкви этого периода, и поэтому мы сочли уместным кратко напомнить Вам о некоторых таких примерах, поистине достойных благодарной памяти и ревности подражания.

   Ещё в феврале 1918 года представители духовенства разных исповеданий, забыв недавние споры и тяжелые обиды, с удивительным мужеством и благородством выступили в защиту Русской Православной Церкви, первой принявшей на себя удар антирелигиозной политики только что родившейся власти.

   «Каковы бы ни были теоретические решения, положение православной Церкви в настоящую минуту является очень трагичным, и в этом наши глубокие симпатии на её стороне», – свидетельствовал евангелический пастор Вальтер.

   «Нельзя останавливаться на решении теоретических вопросов: слишком трагическая яркая картина развертывается перед нами в церковной жизни, чтобы не привлечь к себе всю силу нашего внимания...»,
– подхватывает армяно-григорианский священник Тер-Григориан.

  С выражением глубокого сочувствия к страданиям Русской Православной Церкви обратились к проходившему тогда Поместному Собору представители протестантских исповеданий в России.

   К голосу христиан присоединились иудеи и мусульмане.

  «С чувством особого волнения может говорить еврей о том, чему подвергается в настоящее время православная Церковь. Только сам носивший кандалы, носивший их долго и бесконечно тяжело, может понять переживания того, кому хотят эти кандалы надеть», – говорил петроградский раввин Каценелибоген.

  «Мы, мусульмане, так бережно охраняющие заветы своей религии, относимся с громадным уважением к религиозному чувству инаковерующих, и потому с особой грустью мы следим за терниями, выпавшими на долю православной Церкви и её прихожан», – продолжал свидетельство мусульманский имам Давлеканов.

  Вскоре присоединила свой голос сочувствия и поддержки и Католическая Церковь в лице кардинала Гаспари, обратившегося с энергичным протестом в адрес гонителей Православной Церкви.

   Голоса сочувствия и сострадания вызвали глубокий отклик в сердцах православных.

   Отвечая по поручению Собора на послание протестантов, Патриарх Тихон писал:

  «Повинуясь велению сердца, выражаем Вам и Вашим братьям по вере искреннюю благодарность за любовь и пожелание успеха трудам Священного Собора Православной Российской Церкви и молим Господа, да не оставит Вас Благий Человеколюбец без небесной награды за сострадательный отклик на скорби чающих Христова утешения. В печалях и бедах постигшего Православную Церковь гонения Мы непрестанно памятуем о Христе Иисусе, ублажающем «плачущих и изгнанных за правду» (Матф. V:4, 10)..»

  Когда в 1921 году Россию постиг небывалый голод, Патриарх Тихон обратился в первую очередь к главам православных и инославных церквей с призывом, во имя христианской любви, поднять народы мира на бескорыстную помощь умирающей от голода России. Вспомним этот вопль о помощи, с которым Россия обратилась к миру через своего Патриарха:

   «К тебе, человек, к вам, народы вселенной, простираю я голос свой:

   Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим. Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего, но до глубины сердца вашего пусть донесет голос Мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества. На помощь немедля! На широкую, щедрую, нераздельную помощь!

   К Тебе, Господи, посылает истерзанная земля наша вопль свой: "пощади и прости", к Тебе, Всеблагий, простирает согрешивший народ Твой руки свои и мольбу: "прости и помилуй" ».

  Христиане России никогда не забудут тех самоотверженных усилий, которые приложили католическая, англиканская и другие христианские церкви для организации помощи вымиравшим областям России.

  Православный верующий народ всегда будет помнить и то могучее свидетельство христианской солидарности, которое было явлено в международном движении протеста против массовых арестов и расстрелов духовенства и верующих в 1922 году. Мы никогда не забудем, что подняли это движение, вдохнули в него энергию и силу именно зарубежные братья-христиане: православные, англикане, католики, члены епископальной Церкви США (последние – по инициативе еп. Брента, тогдашнего главы зарождавшегося экуменического движения).

   Хотя около десяти тысяч священников, монахов и монахинь было все же тогда расстреляно, однако через несколько месяцев нарастающее всемирное негодование заставило ослабить волну репрессий и даже освободить из-под ареста Патриарха Тихона, что имело решающее значение для будущих судеб Русской Православной Церкви.

   Мы хотим напомнить делегатам Ассамблеи и о том мучительно постыдном факте, что всемирное моление 1930 года было встречено неодобрением и протестами со стороны тогдашнего официального возглавления Русской Церкви, отрицавшего наличие гонений и лжесвидетельствовавшего перед всем миром о том, что исповедники и мученики являются всего лишь политическими преступниками.

   Уже тогда перед христианской совестью зарубежных братье: встал вопрос: если насилие так  велико, что избиваемый вынужден улыбаться и протестовать против помощи – дает ли это основание, чтобы не защищать его?

   Напомним также, что эта позиция православных церковных лидеров сопровождалась духом крайней конфессиональной нетерпимости, в разительном противоречии с позицией Патриарха Тихона, при котором был создан специальный отдел Поместного Собора по воссоединению с инославными христианами.

   Этот дух нетерпимости сохранился и после того, как столкновение с фашизмом вынудило к восстановлению легальной Церкви в Советском Союзе.

   Это действенное проявление христианской любви, сорвавшее попытку уничтожения Русской Церкви одним ударом, больше приблизило грядущее христианское единство, чем многие теоретические конференции, к которым верующий народ в своей массе, как правило, остается глубоко равнодушным.

   Великим шагом в деле подлинного экуменизма стало всемирное моление за гонимую Русскую Церковь, организованное в 1930 году православными, католиками и протестантами в Европе. Русские христиане сохранят в своей благодарной памяти выдающуюся роль Папы Пия XI в организации этого моления, его гневные обличения в адрес гонителей, выраженную им великую скорбь о страданиях русского народа.

   В соответствии с националистической политикой Сталина, возрожденная Московская Патриархия поддерживала «модернизированную» концепцию «Москва – Третий Рим», с активной враждебностью к Римам I-му и II-му (Римская и Константинопольская Церкви), а также к Всемирному Совету Церквей.

   После смерти Сталина, параллельно с изменением политики от «холодной войны» к «разрядке напряженности», производилась и переориентация внешней церковной политики.

   В 1961 году Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей. Для Русской Церкви этот год был ознаменован возрастающей волной антирелигиозного разгула и повсеместных насильственных закрытий храмов, монастырей и духовных школ. Не менее жестокие преследования обрушились в это время и на протестантские общины.

   XXII съезд компартии объявил, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», – вероятно, именно для приближения этого события с 1959 по 1965 гг. на территории СССР было закрыто свыше 10 тысяч православных храмов.

   Рецидивы этого гонения имели место и в последующие годы. Последний такой акт – закрытие, а затем варварское уничтожение (в августе 1975 года!) православного храма в Житомире – памятника церковной архитектуры. Храм был взорван на глазах потрясенной толпы прихожан.

  Верующие Русской Церкви не строили особых иллюзий по поводу вступления Московской Патриархии во Всемирный Совет Церквей, – этот акт, санкционированный государственными органами в период жесточайшего гонения на религию, очевидно преследовал их собственные цели тактического характера, далекие от задачи укрепления христианских позиций в современном мире.

  Несмотря на это, православные верующие все же надеялись, что христианская солидарность и воля к подлинному единству окажутся сильнее влияния антихристианских сил, надеялись, что ВСЦ окажет энергичную поддержку своему новому члену, – выступит инициатором международного движения в защиту гонимого христианства, призовет всех христиан к единодушным молитвам за страждущую Церковь. Надежда эта подкреплялась и тем обстоятельством, что ВСЦ, кроме богословских собеседований и диалогов, включил в свою программу активное служение людям и обществу.

   В широкий круг внимания и интересов ВСЦ входила борьба за мир и ограничение гонки ядерного оружия, запрещение его испытаний, создание безъядерных зон. ВСЦ внимательно следил за развитием политических и военных конфликтов (Вьетнам, Ближний Восток, Нигерия, Кипр), взрывоопасных ситуаций (Куба, Сев. Ирландия), занимался вопросами расовой, этнической, национальной дискриминации, проблемами социальной несправедливости, взаимоотношениями богатых и бедных стран, регуляцией численности населения и борьбой с мировым голодом.

  Но среди широкого круга затрагиваемых важных проблем так и не заняла должного места тема религиозных гонений – казалось бы, центральная тема христианского экуменизма.

  Мир не услышал авторитетного голоса Всемирного Совета Церквей, когда была наполовину уничтожена Русская Православная Церковь; не слышно было этого голоса и тогда, когда в огромном Китае было ликвидировано легальное христианство; не раздался возмущенный протест ВСЦ тогда, когда была разгромлена религия в Албании – и когда в Албании расстреляли священника за крещение ребенка, ВСЦ промолчал снова.

  ВСЦ, состоящий в основном из представителей протестантских конфессий, не оказал поддержки и баптистам, иеговистам, пятидесятникам в СССР, когда их подвергали преследованиям и притеснениям, в частности, лишали родительских прав за попытку дать детям религиозное воспитание. И все-таки невозможно поверить, что в конце концов не проявит себя чувство подлинной христианской солидарности.

   С большим вниманием мы восприняли тот факт, что ВСЦ в этом году подал голос в защиту осужденного Георгия Винса, одного из лидеров баптистов-инициативников в СССР.

   Мы надеемся, что эта инициатива будет поддержана Ассамблеей, которая со всей серьезностью и ответственностью включит дело помощи христианам, подвергаемым преследованию в любой стране мира, в программу дальнейшей деятельности Всемирного Совета Церквей.

   Нам известно, что многие христиане глубоко переживают страдания своих собратьев и горят желанием оказать им помощь, но не всегда знают, как это лучше сделать.

   Мы берем на себя смелость поделиться с делегатами Ассамблеи рядом предложений.

   Прежде всего, нам кажется ошибочным рассматривать гонимых за Христа лишь как объект христианского сострадания. Мы часто забываем о том, что исповедники и мученики – это семя Церкви и слава Ее, что во всей христианской семье именно они ближе всех предстоят Самому Господу Иисусу, именно они наиболее прямо и непосредственно подражают Голгофскому Подвигу нашего Божественного Учителя.

  Этот первохристианский дух почитания исповедников – главное, что мы должны сегодня восстановить во всей мировой христианской общине: именно это почитание должно стать главным экуменическим делом, в общем горении сердец расплавляющим конфессиональную отчужденность!

   Прославление исповедников не означает, конечно, отказа от борьбы за облегчение их участи – оба эти дела неразрывно связаны друг с другом.

   Что же конкретно можно предпринять?

  Вот некоторые предложения.

   1. Необходимо, чтобы христиане всего мира знали своих исповедников, в какой бы стране они ни подвергались гонению и к какой бы конфессии они ни принадлежали.

   Сведения об исповедниках должны регулярно доходить до каждого верующего, или, по крайней мере, до каждого руководителя христианской общины – пресвитера, пастора или священника. Помимо того, что христиане могут максимально использовать средства массовой информации: радио, телевидение, газеты, журналы, – необходимо издание специального массового многоязычного бюллетеня, в котором обобщались бы сведения об исповедниках Христа во всем мире и во всех конфессиях (там же могли бы помещаться сведения и об исповедниках других религий).

  Не следует ли обсудить на Ассамблее вопрос об организации общими усилиями такого издания?*

   *Примеч. редакции Вестника РХД :
    Примером такого издания общегуманистической направленности может служить "Хроника защиты прав человека в СССР", выходящая в Нью-Йорке на русском и английском языках. В "Хронике" публикуются сведения об исповедниках веры.
   Большую деятельность в этом направлении развивает также популярный в России религиозно-культурный журнал "Вестник РХД", выходящий, однако, лишь на русском языке и небольшим тиражом.


2. Регулярно, по крайней мере ежемесячно, руководители всех общин могли бы проводить молитвенные собрания, посвященные исповедникам Христа во всем мире. Чтение информационных материалов, рассказ и проповедь о подвиге исповедников, молитва и медитация, обсуждение возможных действий рядовых верующих – все это имело бы огромное значение для духовного объединения христианства.

   Не могли бы мы договориться о том, чтобы такие молитвенные собрания проходили во всех христианских общинах мира в одни и те же дни?
    
   3. Ничто не может заменить личных духовных связей.

   Было бы чрезвычайно важно, чтобы верующие устанавливали личные контакты с исповедниками и их семьями путем переписки, материальной помощи семьям заключенных, посещения их при туристических и деловых поездках. Если каждая семья исповедника или он сам будут регулярно получать от своих друзей из разных концов света поздравительные открытки к христианским праздникам, какая это будет для них радость!

4. Современные гонители христианства чрезвычайно заботятся о своем международном авторитете и прилагают все усилия, чтобы предотвратить возможное движение протеста (один из главных приемов – клевета на исповедников).

  Если христиане смогут преодолеть в самих себе и в своих согражданах эгоистическое равнодушие к чужим страданиям, то они найдут способы поддерживать на должном уровне кампанию международного протеста против гонения на исповедников веры, где бы оно ни происходило.

   Если каждый верующий раз в месяц пошлет письмо протеста в адрес гонителей, если он одновременно будет воздействовать в соответствующем духе на общественное мнение своей страны, то это, безусловно, сильно охладит рвение врагов христианства.

5. Мы полагаем, что христиане поступят правильно, если обратят усилия и на поддержку исповедников других религий, а также всех борцов за свободу и достоинство человека, за сохранение в человеке образа Божия.

   Такими действиями христиане будут наилучшим образом свидетельствовать о Христе в современном мире, так, чтобы каждый мог сказать о христианах: поистине, эти люди нашли Бога, ибо они больше, чем все другие, любят человека!

   Исповедники гуманизма, самоотверженные борцы за человеческое достоинство, нуждающиеся в нашей христианской поддержке, имеются во многих странах современного мира, но мы, естественно, в первую очередь должны свидетельствовать о таких исповедниках в нашей стране.

   Только что приговорен к восьми годам лагерей Владимир Осипов, православный христианин, редактор русского национального журнала «Вече». Мы призываем делегатов Ассамблеи выступить самим и начать широкое международное движение за освобождение Владимира Осипова!

   Пусть этот шаг послужит новым доказательством жизненности христианского гуманизма!

   Одновременно с закрытием журнала «Вече», начато следствие по делу журнала «Евреи в СССР», в котором большое место занимал иудейско-христианский диалог. Редактору журнала Илье Рубину и его сотрудникам угрожает судебная расправа!

   Арестованы и ждут суда Андрей Твердохлебов и Сергей Ковалев, за свою деятельность в защиту инакомыслящих, в том числе верующих людей, томящихся в тюрьмах и лагерях. Они много сделали для того, чтобы мир узнал о мужественной борьбе баптистов-инициативников и литовских католиков. Христиане не должны остаться неблагодарными!

6. Одним из самых ужасных методов борьбы со свободой человеческой мысли и совести является принудительное заключение инакомыслящих в психиатрические больницы и насильственное применение к ним варварских методов «лечения», разрушающих их разум и психику.

   К несчастным узникам психиатрических застенков, больше чем к кому бы то ни было на нашей планете, применимы слова Роберта Коулза:
   «Такие люди знают, что такое покинутость и заброшенность. Иногда, недоумевая, они спрашивают себя, не находятся ли они в аду, именно сейчас. Для них небо – постоянное видение, так же, как вода для жаждущего в пустыне. Должен быть кто-то  спасающий их...»

   Не должны ли именно христиане возглавить непримиримо борьбу с этим поистине диавольским покушением на человеческую личность? Не раскрывается ли для нас именно сегодня подлинный смысл грозного Божественного Приговора: «кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5: 22).

   Мы призываем делегатов Ассамблеи добиваться обязательного международного контроля за деятельностью психиатрических больниц, ибо здесь мы сталкиваемся с угрозой человечеству не менее опасной, чем ядерные бомбы и бактериологическое оружие.

   Всем известна тяжелая судьба, постигшая генерала П. Григоренко, защитника крымских татар.

   Под влиянием неоднократных и настойчивых требований мировой общественности Григоренко, наконец, освобожден, но по-прежнему подвергается психиатрическому истязанию математик Леонид Плющ, один из организаторов Инициативной группы защиты прав Человека.

   Ни один случай заключения инакомыслящих или верующих в психиатрические больницы не должен ускользать от внимания мирового христианства!

   7. Некоторые христиане в нашей стране, измученные многолетними притеснениями и издевательствами, систематическими арестами и другими видами насилия, семьями или целыми общинами хотят покинуть СССР и поселиться там, где они смогут спокойно трудиться и исповедывать свою веру.

   С такими просьбами неоднократно обращались, например семьи латвийского баптиста, пресвитера Яниса Шмита, киргизского баптиста Гортфельда, давно и безуспешно добиваются права на выезд общины пятидесятников городов Находки и Черногорска. Ответом послужило лишь усиление репрессий.

   Мы призываем участников Ассамблеи усиленно молиться о них, не лишать их постоянного братского внимания и помочь им добиться осуществления элементарного права человека  покидать свою страну и возвращаться в неё обратно!

   8. Многие исповедники страдают сейчас за попытки издания и распространения Священного Писания и духовной литературы. В прошлом году в Литве была разгромлена типография баптистов-инициативников, конфисковано 30.000 Евангелий и арестованы 7 человек.

   Наша страна испытывает острую нужду в Священном Писании!

   Знают ли делегаты Ассамблеи, что советская таможня конфискует и уничтожает Евангелия, изъятые у иностранных туристов, если они везут более одного экземпляра, что в советских библиотеках рядовому читателю не дают Св. Писания, что Евангелие и духовную литературу запрещено иметь узникам тюрем и лагерей?

   По заказу Московской Патриархии и ВСЕХБ Библии печатались в государственных типографиях малым тиражом, но свободно купить их можно только за границей.

   Что можно сделать, чтобы обеспечить Священным Писанием христиан в СССР? Не следует ли добиваться, чтобы деятельность международных библейских обществ распространилась и на нашу страну?

   Заканчивая наше обращение, мы хотим отметить, что не  рассматриваем наши предложения как  единственно возможные или единственно правильные. Плюрализм современной жизни заставляет  каждую общину прилагать собственные творческие усилия для созидания новых форм христианской жизни, новых форм экуменического сотрудничества.

   При этом мы искренне надеемся, что наши предложения не останутся без отклика и побудят делегатов  Ассамблеи не только к размышлению, но и к действию.

   Пользуемся случаем пожелать успеха деятельности Ассамблеи.
    
  16 октября 1975 года, г. Москва
     
   Священник Глеб Якунин
   Лев  Регельсон 

   Вестник  РХД   № 116,  1976

Publications in TIME magazine, Nairoby