Лев Копелев
А.В.Ведерников
www.jmp.ru/jmp/03/01-03/07.htm
Архиепископ Ермоген (Голубев)
Митр.Николай, арх.Никон и прот. Н.Колчицкий в почетном карауле у гроба Сталина
Толпа на улицах Москвы в день похорон Сталина
Авторханов Абдурахман Геназович
(1908 – 1997)
А.И.Солженицын после выхода из лагеря, 1953 г.
Последнее фото Н.Хрущева. Июль 1971 г.
http://www.zn.ua/3000/3150/48113/
Сталин в нимбе. Современная народная икона.
http://www.dubus.by/modules/photo/viewcat.php?cid=2
1953
Январь
Серия судебных процессов со смертными приговорами над советскими чиновниками с
еврейскими фамилиями.    НРС, 1953, 14 янв.

Сообщения советской печати об аресте группы "врачей-отравителей":

Правда,  1953, 13
янв.:
"...Большинство участников террористической группы: Вовси, М.Коган, Фелъдман А., Гринштейн А., Этингер Я. и др., были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией "Джойнт", созданной американской разведкой якобы для оказания материальной помощи евреям в других странах.

На самом же деле эта организация проводит под руководством американской разведки широкую шпионскую террористическую и иную подрывную деятельность ...

Арестованный Вовси заявил следователю, что он получил директиву "Об истреблении руководящих кадров СССР" из США от организации "Джойнт" через врача в Москве Шимелиовича и известного буржуазного еврейского националиста Михоэлса".

Труд,  1953, 17
янв.:
"Сионизм стал инструментом американо-английских поджигателей войны ... Предатели и убийцы из "Джойнта" развернули свою преступную деятельность в нашей стране".

Правда,  1953, 14
февраля:
"Свора взбесившихся псов из Тель-Авива омерзительна и гнусна в своей жажде крови".

Л.Копелев, оценка сталинской национальной политики:
«Cталинский антисемитизм вовсе не был исключительным, случайным отклонением или болезненной манией.

Преследование "безродных космополитов", "агентов Джойнта" и т.п. было закономерным следствием всей великодержавной геноцидной политики. В 1936-1937 годах дальневосточные области были "очищены" от китайцев, изгнанных за рубеж или переселенных в Среднюю Азию; тогда же ленинградскую область "очистили" от финнов и эстонцев;  в 1937-1941 годах выселяли поляков из старых и новых областей у западной границы; в 1941 году за одну ночь ликвидировали Республику немцев Поволжья; в 1943-1944 годах расправились с калмыками,  чеченцами, ингушами, балкарцами, крымскими татарами, карачаевцами, месхами, а также с болгарами; в 1947-1952 годах выселяли на восток тысячи латышей, литовцев, эстонцев и западных украинцев.
А в 1953 году предстояло выселение евреев и абхазов
(Выд. мною - Л.Р. Старики в Абхазии рассказывали мне, что уже стояли на запасных путях множество теплушек для перевозки абхазов -    Л.Р.).  
      
Лев Копелев, Огонек, 1989, N 46, стр. 14

А.Борщаговский о готовившейся депортации евреев.
«Cсылка, депортация евреев страны – не миф, но мифологический, близкий к фантастике образ вожделений и тайных планов Сталина, его неутоленной жажды; дополнительный мотив ненависти из-за сознания невыполнимости его мечты. Он не в силах был пока справиться с этим и страдал, исходил ненавистью, его склеротические сосуды напрягались, грозя катастрофой. Всевозраставшая жажда такой расправы породила и новую волну репрессий, о которых писала Светлана Аллилуева, называя это состояние отца параноей.

Болезнь его была неизлечима, и наступили времена, когда он перестал ее скрывать, оставив в Политбюро, приснопамятного "Интернационализма" ради, одного Кагановича – самого ограниченного и жестого изо всех евреев, когда-либо возникавших в окружении Сталина. Немного поодаль или много ниже маячил верный раб и прислужник Мехлис – рядом с этими двумя голову не потревожит огорчительная мысль о каких-то завидных качествах еврейской натуры или ума.
А прирожденные приказчики обнаружатся в любом народе.

Новая вояна арестов 1948 года – результат долго копившейся ненависти, обдуманно начатого особого рода геноцида – "верхушечного",
- когда тирания, до поры не находя возможности  провести депортацию всего народа, с особой жестокостью уничтожает его интеллигенцию, культуру, язык, самобытность.  На подготовку ушли не месяцы – годы. Накопление агентурных данных велось уже в годы войны, а с 1946 года, с прихода в МГБ Абакумова, события приобретают пугающий размах. Усвоив замысел Сталина, уразумев eгo подспyдную черную страсть, Абакумов и его служба повели охоту за сотнями людей, обрекая их аресту и уничтожению.

Созданный в начале войны ЕАК оказался идеальной площадкой для осуществления злодейских замыслов, для истребления не только ненавистных палачам наборных еврейских  шрифтов, так называемых "квадратных" букв, но и живых, добрых, всю жизнь занятых благородным трудом, людей. Недоставало одного: "заказанного" Сталиным теppopa или подготовки к террору. Без параграфа о теppope, о готовности к террору обвинение представлялось незавершенным, сиротским. Оно не могло вызвать полного удовлетворения Сталина».         
А.Борщаговский. Обвиняется кровь, Новый Мир, №10, стр.1IЗ-115

Январь
Cтатья
А.Ведерникова в ЖМП "Голос Церкви" по поводу IV Всесоюзной Конференции сторонников мира в Москве:
«Борьба за мир трудна, но важнейшее условие победы – в наших руках; на него указал вождь Советского Союза И.В.Cталин, который сказал:
"Что же касается Советского Союза, то его интересы вообще неотделимы от дела мира во всем мире".
Об этом говорили все делегаты Конференции. О том же сказал в своей речи и Глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий, избранный в Президиум Конференции».

Богословские обоснования "борьбы за мир", (выд. мною – Л.Р.) намеченные в статье А.Ведерникова:

«...Церковь возводит свое единство в догмат веры и полагает его в основу всего обновленного бытия.

...Решая в земной жизни Богочеловеческие задачи,
они (церковные люди - Л.Р.) показывают миру высшей образец человечности.

...Отвечая на вечные запросы духа, Церковь велит нам следовать правде земной жизни, чтобы стать достойными Небесного Царства.

...Единство человеческого рода сознается всеми людьми, хотя и не всеми должным образом принимается. Но в достоинство семьи возводит всех людей именно Церковь Христова, которая считает их детьми Отца Небесного и ставит своей целью спасение всего человечества, всего мира.

...Насколько существенно содействие веры нашей – свидетельствует она сама, как восприятие Духа Божия, Который дает жизнь нашей душе и сообщает ей смыл, освещающий решение всех жизненных задач. О силе молитвы знает всякий, кто молится.

...Силою благословения Божия созидается на земле и Церковь Христова – этот "Cтолп и утверждение Истины" (1 Тим. 3:15), возносящийся среди изменчивых понятий мира, это таинственное Тело Христово (Еф. 1, 22-23), соединяющее в союз деятельной любви всех верующих в Искупление рода человеческого".      
ЖМП, 1953, N 1, стр. 30-ЗЗ

1 марта
Хиротония
Ермогена (Голубева) во епископа Ташкентского.  
  
ЖМП, 1953, N 3, стр. 5

4 марта
Всеобщее церковное молебствие о здравии тяжело больного (по сообщению Правительства)
И.В.Cталина.      ЖМП, 1953, N 3

5 марта
Сообщение Правительства о
смерти И.В.Cталина.

6 марта
Соболезнование в адрес Совета Министров СССР от
Патриарха Алексия по поводу кончины "незабвенного И.В.СТАЛИНА", "великого строителя народного счастья". "Светлая память о нем будет неизгладимо жить в сердцах наших.  С особым чувством непрестающей любви церковь наша возглашает ему  вечную память".
Известия, 1953, 10 мapтa

7 марта
Послание Патриарха
Алексия Патриарху Константинопольскому Афинагору по вопросу подготовки Всеправославного Предсоборного Совещания: возражения против права Вселенского Престола на иерархическое окормление православной диаспоры. ЖМП, 1953, N 5 стр. 4-8

8 марта
Митрополит Николай, Архиепископ Никон и протопресвитер Николай Колчицкий – в составе почетного караула у
гроба И.В.Сталина.    ЖМП, 1953, N 3, стр. 5

9 марта
Панихида по И.В.Сталину
в Патриаршем Богоявленском Соборе.
Речь Патриарха
Алексия перед началом паниxиды:
«Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало.

Упразднилась сила великая, нравственная, общественная; сила, в  которой народ ощущал собственную силу, которою он руководился в  своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет.

Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя.

Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; вoeнныe – его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него могучую поддержку и цeнныe указания.

Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его мнoгoгpaнных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами – пространно и убедительно говорили в печати и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники.

Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славныe деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его  всегда благожелательного, участливого отношения к нашим цepкoвным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им oтвepгнyт; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правителъством.

Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в его последний путь, "в путь  всея земли", горячей молитвой.

В эти печальныe для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих и из-за границы от Глав и представителей Церкви, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.

Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжелой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.

Вчера наша особая делегация в составе:
Высокопреосвященного Митрополита Николая; представителя Епископата, духовенства и верующих Сибири, архиепископа Палладия; представителя Епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о.Николая, возложила венок  к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.

Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом.

И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем
вечную память»  (подч. в тексте - Л.Р.)
     ЖМП, 1953, N 4,
стр. 3-4

6-12 марта
Соболезнования Предстоятелей православных Церквей.
Патриарх
Антиохийский и всего Востока Александр:
"Дамаск. 6.III.1953.
Весть о безвременной кончине гениального Вождя и создателя могущества великого Советского государства Иосифа Виссарионовича Cталина наполнила наши сердца глубочайшей скорбью. От своего имени, а также от имени всех вepных чад нашей Святой Церкви выражаем Вашему Блаженству, а также Православной Церкви Российской и всем ее верным чадам наше искреннейшее соболезнование по поводу столь тяжелой утраты. Просим передать Советскому Правительству выражение нашей безмерной скорби и глубокого сочувствия".

Архиепископ
Китайский и Пекинский Виктор:
"Пекин, 6.III. 1953.
Православные люди Восточно-Азиатского Экзархата потрясены смертью любимого Вождя – Генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина. Приносим Вашему Святейшеству, Правительству и всем гражданам Советского Союза чувства глубокого соболезнования по случаю постигшей наше Отечество и народы мира тяжкой, невозвратимой утраты".

Патриарх
Александрийский и всея Африки Христофор:
"Истамбул. 10.III.1953.
В эти дни выражаем наше сердечнейшее соболезнование Вашему возлюбленному Святейшеству, Вашему клиру и верующему православному русскому народу. Призываем на Вас милость и благословение Всемогущего Бога".

Соболезнования от Болгарской, Румынской и др. православных Церквей,  а также от архиепископа Кентерберийского и от главы Евангелическо-Лютеранской церкви Германии.
ЖМП, 1953, N 5

Перенос тела Сталина в мавзолей.

Даниил Андреев о похоронах Сталина:
"Похороны вождя, вернее, перенос его тела в мавзолей, превратились в идиотическое столпотворение. Морок его имени и его дел был так велик, что сотни тысяч людей восприняли его смерть как несчастье, даже в тюремных камерах некоторые плакали о том, что же теперь будет.

Толпы, никогда не удостаивавшиеся чести видеть вождя при его жизни, теперь жаждали лицезреть его хотя бы в гробу. Москва являла собой картину Бедлама, увеличенного до размеров мирового города.

Толпы залили весь центр, пытаясь пробиться к Дому Союзов, где был выставлен для обозрения труп тирана и откуда должно было выступить траурное шествие. Прилегающие улицы превратились в Ходынку. Люди гибли, раздавленные о стены домов и столбов фонарей, растаптываемые под ногами, срывающиеся с крыш многоэтажных домов, по которым они пробовали миновать клокотавшее внизу человеческое месиво.

Казалось, будто он, питавшийся всю жизнь испарениями страданий и крови, даже из-за гроба тянул к себе в инфракосмос горы жертв.

Ему, всегда отгонявшему от себя мысль о смерти, не озаботившемуся даже о сооружении для себя достойной усыпальницы, теперь приходилось улечься в саркофаг рядом с саркофагом его предшественника и, с вынутым мозгом, с телом, пропитанным консервирующими составами, стать объектом поклонения толп и толп.

Впрочем, раз уж пришлось умереть, он желал бы именно такой странной формы упокоения.

Эманации благоговейно склоняющихся людских множеств вливали бы в него силы даже и в загробном пути, пока спуск не увлек его слишком глубоко ...

Странно, что никто в свое время не обратил после смерти Ленина серьезного внимания на магический, вернее, демонический характер никогда и нигде не применявшегося способа создания квази-мощей.

Не задумывались над тем, как не вяжется это создание центра заупокойного культа ни с материалистической Доктриной, ни с личной скромностью первого вождя, ни со всей психологической атмосферой  революционного движения. Инициатором создания мавзолея был второй вождь ...

Cталин вполне допускал такую возможность, что он доживет до такой ступени в развитии науки, когда она сможет продлить его жизнь намного дольше естественного человеческого предела, а, может быть, и дать ему физическое бессмертие.

По-видимому, с годами эта мечта лишь укрепилась. Поэтому он планировал политику своей державы так, как будто ему никогда не придется сойти со сцены. Он не думал о тех, кто будут его преемниками, не делал никаких распоряжений на случай своей смерти, никаких завещаний.

Он мог бы сказать: "После меня хоть потоп", если бы его идею не выражал точнее другой афоризм:
"Я буду всегда. Предположение, якобы что-то будет
после меня, лишено смысла".

Бесчисленные скульптурные изображения собственной персоны, которые он тысячами насаждал везде, вовсе не следует понимать, как стремление увековечить свой образ в умах потомков, а самопрославление для современников. Характерно, что при всем многообразии форм прославления своей личности, он и не подумал, тем не менее, подготовить для себя мавзолей: он не желал допускать мысли, что когда-нибудь ему придется быть похороненным или мумифицированным ..."
Даниuл Андреев, Роза Мира

Из
откликов на смерть Cталина:
М.М.Карпович, главный редактор "Нового Журнала":
«В отношении к такому событию, как исчезновение со сцены Cталина, эмоциональный момент достиг крайнего напряжения. Слишком долго тень, падавшая от его зловещей фигуры, распространялась по всему миру. Слишком многое в жизни современного человечества было связано с его планами и действиями – прямо или косвенно.

...В его лице мы имеем парадоксальный, и ужасающий в своей парадоксальности, пример человека, сыгравшего огромную роль в мировой истории с более, чем ограниченными личными ресурсами. Безличный, безблагодатный, бесцветный вождь – какое трагическое завершение для русской революции, стоившей столько крови, столько
человеческих жизней, столько страданий!

Вот когда действительно встал над Россией "исполинский образ скуки", мерещившийся Гоголю!

...Безграничная воля к власти; настойчивость в достижении своих целей; предельная неразборчивость в средствах; беспощадность к врагам и соперникам; острый политический нюх и мастерство в политической интриге. все это качества, которые прекрасно могут уживаться с личной бесцветностью и с интеллектуальной посредственностью ...

Без некоторого подобия "харизмы" и такой, сам по себе безблагодатный, вождь обойтись не может, но это подобие создает для него покорный  аппарат, усердно пропагандирующий миф о его непогрешимости и гениальности.

Впрочем, для его престижа гораздо большее значение имеет доказанная им на практике полнота его власти, тот гипноз всемогущества, с помощью которого он держит в подчинении миллионы своих подданных..».
М.М.Карпович, После Сталина.  Новый Журнал, 1953, N 33, стр. 272-286

И.Эренбург:

"Мы давно забыли, что Cталин – человек. Он превратился во всемогущего и таинственного бога. И вот бог умер от кровоизлияния  в мозг. Это казалось невероятным ..."      
И.Эренбург, Собр. соч., Т. 9, стр. 33

А.Авторханов:
По поводу смерти Сталина.

(Получившийся "некролог"  по его собственному, более позднему, признанию, был "очень желчным"):

«Cталин, наконец, умер.
Перестало биться волчье сердце и работать дьявольский ум.
Ушел человек, в котором не было ничего человеческого –  ни души, ни любви, ни жалости.

Холодная жестокость профессионального палача и звериный инсгинкт самосохранения роднили его больше со звериным племенем, чем с родом человеческим.

Ушел человек, который обессмертил свое имя миллионами смертей самых  человечных из людей в чекистских подвалах, сибирских тайгах, колымских  рудниках, среднеазиатских песках и кавказских горах.

Ушел человек, который создал, укрепил и расширил беспрецендентную систему государственного рабства и черного мракобесия.

Ушел человек, который вырастил по своему образу и подобию целый легион народных палачей, жадно ухватившихся за осиротелый трон.

Ушел человек, который создал и вырастил первоклассную армию международных мастеров восстаний, революций и войн, готовых ввepгнyть человечество в новую катастрофу за идеи усопшего полубога.

Ушел человек, который на протяжении тридцати лет безнаказанно плавал в море крови отцов и братьев, в реках слез наших матерей и сестер.

Ушел самый проклятый из всех проклятых людей, которые когда-либо шагали по этой земле ...
(многоточие в тексте - Л.Р.)

Осиновый кол в его могилу!

Вечное проклятие его памяти!!

Истребительная война его наследству!!!

Таков приговор наших народов.

Таков он будет и у будущих поколений"».

(АМИНЬ! – Л.Р.)

Журнал "Свобoдный Кавказ", N 3(18), март 1953, цит. по: А.Авторxaнов, Технология Власти, Фр/Майн, 1974, стр. 7-8

"Чтобы вернуться в нынешних условиях СССР к классическому сталинизму, нужен диктатор, но уже более высокого класса, чем Сталин, что трудно себе представить даже теоретически".   
Там же, стр. 598
Примеч. Л.Р. Это будет уже сам Антихрист.

А.И.Солженицын:
«Так потупимся же перед великим Мясником, склоним головы и ссутулим плечи перед его интеллектуальной загадкой: значит, прав, оказался он, сердцевед, заводя этот страшный кровавый замес и проворачивая его год от году?

Прав – морально: на него нет обид! При нем, говорит народ, было "лучше, чем при Хруще": ведь в шуточный день 1 апреля, что ни год, дешевели папиросы на копейку и галантерея на гривенник. До смерти звенели ему похвалы и гимны ...
Ведь мы уважаем Больших Злодеев. Мы поклоняемся Большим Убийцам".   
А.И.Солженицын, Архипелаг Гулаг

Н.С.Хрущев:
"Сталиным были совершены yroловныe преступления, которые наказуются в любом государстве, за исключением государств, где правительства не руководствуются никакими законами, типа фашиcтских машин Гитлера или Муссолини.

...Ведь это элементарныe вещи: не Берия создал Сталина, а Сталин сотворил Берия. Сталин воспитал его. Сталин сотворил и Ежова ... А еще раньше был Ягода. Все они последовательно сходили со cцeны. Одни "герои", созданныe Сталиным, заменялись другими, и это тоже было вполне логичным для Сталина.

...Берия предcтал перед судом народа как пpecтyпник ...

Мы дали партии и народу неправильныe объяснения и все свернули на Берия. Он казался нам удобной фигурой, и мы сделали все, чтобы выгородить Сталина, не сознавая того, что выгораживаем прecтyпника, убийцу".
Н.С.Хрущев, Воспоминания, Огонeк, 1990, N 9, стр. 13-16

Р.Редлих:
"Образы Петра Верховенского и Смердякова ведут дальше, в сферу зла сатанинского, туда, где любая идея оборачивается ложью и служит лжи, где все – искаженная, пошлая имитация, где канонически, лично, не в аллегории правит тот, кого в Средние века называли imitator Dei 
("обезьяна Бога" - Л.Р.).

Верховенщина и смердяковщина, однако, пуcтяк по сравнению со cталинщиной. И Дocтоевский только предчувcтвовал путь, который Россия прошла не в воображении писателя, а в реальном иcторическом бытии.

И если Ленин, Бухарин и Троцкий, может быть, и были одержимы ложной идеей, то Сталин, Ежов и Берия не идеями были одержимы.

Сталинский функционализм на службе активной несвободы, cталинская "самая демократическая в мире" конституция на службе ежовского террора ведут дальше, чем тайное общecтво Петра Верховенского.

А расправа с соратниками Ленина страшней, чем убийcтвo Шатова.

Но осознание мистического начала в cталинщине еще ждет своего
Дocтоевского, и никому не ведомо, дождется ли".
Роман Редлих, Грани, Нью-Йорк, 1971, N 110

Священник Глеб Якунин
о культе Сталина и участии в нем Московской Патриархии:
"Стоило ли поднимать печальные, перевернугые страницы церковной истории?

Стоило ли, когда даже при легком касании этого прошлого поражает гротескность и карикатурность и самого "культа личности" и глубокая унизительность "шyтовской" роли при кровавом тиране, сыгранной Московской Патриархией?

Стоит ли заглядывать в эту бездну духовно-нравственного падения, невиданную во всей прошедшей церковной истории?

Мы отвечаем с полной уверенностью: не только стоит, но совершенно необходимо.

...Необходимо, потому что
нераскаянный, неизжитый грех, по учению святых Отцов, – корень греха еще более тяжкого. /выд. Л. Р./

Хотя нет в живых не только Сталина, но умер и последний великий тиран нашего времени Мао, все же нет гарантий, что вскоре не появится новый деспот, ужасней Гитлера, Сталина, Мао, – дyxoвные, исторические, политико-социальныe предпосылки этого в современном человечестве не изжиты.

Наконец, церковное покаяние и осуждение служения Московской патриархии "культу личности Сталина" необходимы потому, что Церковь получила грозное предупреждение от Самого Иисуса Христа о явлении в конце истории "человека греха", "сына погибели" (Второе послание к Ефесянам. 2:3) – антихриста и его предтеч, одним из которых был Сталин.

...Участие Московской Патриархии в служении культу Сталина – есть величайший грех религиозного отступления, впадение в языческое идолопоклонство. Без преодоления этого тяжкого грехопадения, без его осуждения соборным сознанием всей Русской Церкви немыслимо ее подлинное возрождение".
Священнuк Глеб Якунuн.  В сб. На пути к свободе совести, стр. 202-204

                                        

                                           
                                  КОНЕЦ  РАЗДЕЛА  "ДОКУМЕНТЫ  И  ФАКТЫ. 1917-53".







-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------