Патриарх Сергий
Слева направо: управделами МП протоиерей Николай Колчицкий, м. Киевский Николай (Ярушевич), Париарший Местоблюститель, м. Московский Сергий (Страгородский), м. Ленинградский Алексий (Симанский).
Вильно. 27 апреля 1944 г. Первый и последний выпуск Пасторско-богословскх курсов. В центре митр. Сергий (Вознесенский). Снимок сделан за два дня до его убийства.
Митрополит Алексий (Симанский) с группой священников, награжденных медалями "За оборону Москвы".
Обложка книги: СТРАЖ ДОМА ГОСПОДНЯ.
Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Жертвенный подвиг стояния в Истине Православия.
Предисловие Патриарха Алексия II.
Автор-составитель Сергей Фомин. М. 2003 г
.
Форзац книги "Страж Дома Господня".
С.Фомин. М. 2003. Изд. Сретенского м-ря.
По благословению Патр. Алексия II.
Автор картины не указан.
Архиепископ Арсений (Жадановский)
Епископ Василий (Преображенский)
Генерал Власов. Речь перед строем добровольцев. Восточный фронт, октябрь 1944.
Генералы Власов и Жиленков на встрече у Габбельса. Февраль 1945 г.
Немецкая агитационная листовка УБИЙСТВЕННЫЙ БАЛАНС БОЛЬШЕВИКОВ
http://avn.thelook.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?
num=1192963898;start=all
На партизанских тропах Белоруссии.
http://www.pravmir.ru/article_1048.html
Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады, Герой Советского Союза Камрицкий К.Д. прикрепляет медаль «Партизану Отечественной войны II степени» священнику церкви Порховского района Пузанову Ф.А.
Андрей Шептицкий, митрополит УГКЦ
Митрополиты Анастасий и Серафим при обнародовании Манифеста КОНР.
http://www.dobr20.ru/nomer/8/118.htm
Митрополиты Анастасий и Серафим при обнародовании Манифеста КОНР.
http://www.dobr20.ru/nomer/8/118.htm
Учредительный съезд КОНР .
Плакат:
ДОЛОЙ СТАЛИНСКУЮ ПОЛИЦИЮ.  ДА ЗДРАВСТВУЮТ СВОБОДНЫЕ НАРОДЫ РОССИИ.
http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?p=753758
Письмо НКГБ СССР о формировании личного состава Поместного Собора РПЦ МП 1945 г.
1944
Январь
Начало приема студентов в православный Богословский Институт и на Богословско-пастырские курсы в Москве.  
ЖМП, 1944, N 1

11/24 января
День рождения (77-летие) Патриарха
Сергия. Литургия в домашней Крестовой церкви в сослужении кафедрального протоиерея, управделами Патриархии Николая Колчицкого. Поздравительное слово Н.Колчицкого.  
        ЖМП, 1944, N 2
, стр. 10


4/17 февр.

Поднесение московским духовенством панагии Патр. Сергию. Из речи
прот. А.М.Станиславского:
"...Возникавшие расколы разных толков: обновленцы, григорьевцы, иосифляне, на Украине – липковцы, булдовцы и другие стремились вырвать у Вас законную преемственную власть и, заменив ее собою, усиливались путем ложных толкований повести за собой православный народ, но Вы, Ваше Святейшество, как гранитный утес, твердо стояли на
камени истинно Православной Церкви, всем им своевременно в посланиях и письмах мудро и авторитетно давали отпор, основываясь на канонах и апостольских правилах, и тем сохранили святое православие от натиска мутных раскольнических теорий.

...Как известно, расколы теперь не имеют прежней интенсивности и, не имея глубоких корней в аргументации своих доводов, слабеют, а многие прежде активные раскольники, в сане епископском, сознав свои заблуждения, теперь обратились к Вашему Святейшеству с просьбой принять их в лоно истинно Православной Церкви".
                                       ЖМП, 1944, N 3, стр.25-26

Февраль

Статья
Патр. Сергия в ЖМП "Есть ли у Христа наместник в Церкви?" с прозрачными намеками, что "епископ какой-нибудь всемирной столицы" мог бы административно возглавить вселенскую Церковь.
Из статьи:
"
...Во свете апостольского учения о существенном единстве Христа-Главы с его Телом – Церковью становятся, в сущности, немыслимыми никакие рассуждения о каком-то наместничестве в Церкви. Об этом можно говорить лишь до тех пор, пока мы рассматриваем Церковь как земную, человеческую организацию, хотя и с небесными задачами.
На первом плане здесь – администрация, а для администрации неважно, от кого исходит распоряжение, лишь бы данное лицо имело надлежащие полномочия ...
(выделено мною - Л.Р.)

Правда, на практике всякая группа людей,
чтобы планомерно и успешно делать какое-нибудь общее дело, обыкновенно возглавляется кем-нибудь одним в качecтве руководителя. Как будто в этом направлении развивалось исторически и внешнее устройство Церкви ... Пожалуй, не будет ничего нарушающего описанный ход развития церковной жизни и неприемлемого и в том, если бы и всю вселенскую земную Церковь когда-нибудь возглавил тоже единый руководитель или предстоятель в качecтве, например, председателя Вселенского собора, но, конечно, не намecтника Христова, а только в качестве главы церковной иерархии; а также и в том, если таким возглавителем окажется епископ какой-нибудь всемирной столицы. (Примеч. Л.Р.: Что это - намек на себя? Предвосхищение сталинских завоевательных планов с Москвой в качecтве мировой столицы? Смысл статьи таков, что подсказывает Сталину именно такое решение.Или этот текст УЖЕ был согласован со Сталиным?).

Завершится ли когда-нибудь развитие церковной жизни таким единоличным возглавлением, мы не знаем. Не будем настаивать и на опасности сосредоточивать вселенскую власть в руках одного человека, подверженного всяким искушениям. Допустим даже, что единоличное возглавление в административном отношении будет полезно для Церкви (!!! - Л.Р.) ... Господь ведет свою Церковь Одному Ему извecrным и угодным путем, и путь этот не всегда совпадает с соображениями человеческой мудрости (Л.Р.: Снова намек на нетрадиционное решение проблемы административной власти во всемирной Церкви?).

...Как учреждение Божecrвенное и с задачами вышемирными, Церковь  не может существовать лишь человеческими средствами и человеческой мудростью. Поэтому Божecтвенный Глава не оставляет жизнь Церкви без Своего непосредственного вмешательства. Подобно тому, как древнему Израилю посылал Он судей и пророков, так и в Церкви Своей в моменты чрезвычайные Он обычно посылает людей исключительной благодатной одаренности, как бы пророков, сильных духом. Не имея официального назначения, эти люди самым делом выдвигаются из общей массы и становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официального характера, не является установленной в Церкви должностью и не всегда держится служебных рамок. Как и всякое пророчество, оно есть личный подвиг таких людей, дело их личной инициативы и ревности о Боге и Церкви Божией ..."
ЖМП, 1944, N 2, стр. 13-18

Примеч. Л.Р.: Вся эта статья представляется нам апофеозом логики самозванства: от узурпации власти в Помесгной Церкви к мечтам об узурпации власти в грядущей "Церкви Всемирной", построенной волей "Мирового вождя".

Кроме того, здесь находит свое завершение лжеучение митр. Сергия о том, что церковная власть
не является харизматической в силу правильного соборного избрания, но возникает в силу человеческого  соглашения для удобства административного управления. Харизмой же власти, по м. Сергию, может обладать лишь такой ее  носитель, который удостоен от Бога личного призвания и облагодатствования, подобно ветхозаветным Судьям и Пророкам.

Православный историк
о. Иннокентий Павлов о возникновении "вселенских" амбиций Московской патриархии:
Сталин чувствовал себя в то время как никогда близким к осуществлению мечты российских самодержцев – получить Балканы, а в перспективе и весь Ближний Восток в сферу своего влияния. Это и определило его политику в 1944-1949 гг., одним из орудий которой стала МП, породив в ней вскоре "вселенские" или всеправославные амбиции.

В 1944 г., через год после возрождения МП, советские войска как триумфаторы входят в балканские столицы. Без боя ими занимаются Бухарест (23 августа), София (15 сентября), и в результате боевой операции – Белград (20 октября). МП сразу же вступает в сношения с местными церковными властями, явно давая понять при помощи своих лубянских кураторов, что
отныне она их старшая сестра. Тем ничего не остаётся, как признать эту роль и даже порой идти на потери того, что нынешние незадачливые идеологи МП именуют "канонической территорией". Так, Румынская Православная Церковь в том же 1944 г. надолго потеряла Бессарабскую митрополию, вошедшую в состав Молдавской ССР, и, очевидно, навсегда – свою подлинную жемчужину – митрополию Черновицкую, ставшую заурядной епархией тогдашнего Украинского экзархата РПЦ МП.

Впрочем, у Вождя в связи осуществлением вековой мечты российских самодержцев – овладением Балканами – был и предмет тревожной озабоченности, а именно Греция. Одновременно с советской экспансией на Балканы британские войска в октябре-ноябре 1944 г. совершили высадку в Грецию (кстати, традиционно рассматривавшуюся как зону британского влияния), собственно, и решившую вопрос об её окончательном освобождении от немецко-итальянско-болгарской оккупации. Сталину тогда пришлось считаться с британским союзником. Однако и для своей экспансии в Грецию у него была тогда хорошая заготовка в виде ЭАМ (Национально-освободительного фронта) и 50-тысячной ЭЛАС (Греческой национально-освободительной армии), где на ведущих ролях были деятели контролируемой Москвой Коммунистической партии Греции. Эти детали приведены мной для того, чтобы были понятны последующие
мотивы "вселенских" замахов МП.
Иннокентий Павлов. НАПРАСНЫЕ ТРЕВОГИ. Заметки церковного историка в связи с возможной перспективой нового Всеправославного Собора. Часть 2. http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=932


Весна 1944

Присвоение Митрополиту
Дионисию Варшавскому титула "Патриарха всея Украины".
В.Гомартели:
В Вербное воскресенье эвакуированная в Варшаву Украинская Автокефальная иерархия поднесла митрополиту Дионисию Варшавскому, как создателю неоавтокефальной Церкви на Украине, титул "Патриарха всея Украины". Вручение особой грамоты о даровании митрополиту Дионисию столь редкого и высокого титула происходило в зале заседаний Св. Синода, в митрополичьих покоях. Принимая грамоту и новый титул, митрополит Дионисий произнес на украинском языке благодарственную по адресу автокефалистов речь. Имя митрополита Дионисия, как "патриарха всея Украины", возносилось за Богослужениями в украинских автокефальных храмах.  
Гомартели. Летопись.
  

Январь

Перевод владыки
Афанасия (Сахарова) в Москву. Допросы в Лефортовской тюрьме.
О.В.Косик:

Епископ Афанасий был этапом перевезен в Москву, во внутреннюю тюрьму на Лубянке по распоряжению Народного комиссара Государственной безопасности Меркулова[14]. То, что в дело вмешался сам нарком говорило о том, что к этому делу проявлено особое внимание.
Выявив основных участников организации, которой не было, следователь задумался над тем, как превратить богослужения на дому в составе нескольких людей, в массовую опасную организацию, угрожающую самим основам государственной безопасности. Одна из подследственных Нина Владимировна Трапани в своих воспоминаниях писала: “Мне объявили, что я обвиняюсь в групповой антисоветской деятельности. ...следователь показал мне схему нашей “организации”. Наверху большого листа ватманской бумаги, как солнце на небе, был изображен большой круг – Святейший Патриарх Тихон. От него по нисходящей шли лучи, оканчивавшиеся кружками поменьше: митрополиты (было их, кажется, три), от них исходили новые кружки, размножаясь, от тех новые, меньшие, и т. д. до множества мелких точек. Таких рядов было двенадцать-четырнадцать. ...Он только показал мне место Владыки Афанасия, образованное из луча, исходящего от митрополита Кирилла, — место это было центральным. От него спускались еще три кружочка – священники. Од>ним из них был о. Иеракс. В следующем ряду – пятом – находилось мое место. Я с несколькими другими “исходила” от о. Иеракса. Мы были, по словам следователя, связистами. От нас спускались еще кружочки, но кто это был и какая роль отводилась им в этой схеме, – не знаю”[17].

Стремление представить дело как можно масштабнее отразилось даже в постановлении на арест о. Петра, где говорилось: “НКГБ известно, что антисоветское подполье церковников в последнее время 1942–1943 гг. приняло широкие размеры. Глубоко законспирированные группы этого подполья, помимо Москвы, существуют в ряде городов Советского Союза, в частности в гор. Загорске”[18].

После составления общей схемы “подполья” оставалось добиться признания своей вины и выявления возможно большего количества участников этого подполья.


...Перед каждым исследователем следственных церковных дел стоит проблема использования этих источников, и каждый решает ее по-разному. Самый трудный документ – протокол допроса. Искаженная действительность обязательно требует своего искаженного языка. Для осуществления этой задачи следователями применялся перевод нейтральных и церковных понятий на язык политической борьбы. «Церковники», тем более непоминающие, были оппозиционны априори.

Но для осуждения этого было мало. Требовалось найти конкретные антисоветские действия, для этого усилиями лубянских языковедов был создан специальный язык, на который требовалось переводить нейтральные и церковные понятия. С препарированной таким образом действительностью работники органов уже могли работать дальше.

Вот некоторые образцы такого препарирования, взятые из данного дела:

- Привлечение к общине верующих новых людей – вербовка

- Богослужение на дому – антисоветское сборище

- Тайные рукоположения – выпуск подпольных кадров священников и т. д.

Широко применялось намеренное искажение слов подсудимого, провокационные вопросы и т. д. Лексические пласты в показаниях, часто в протоколах существуют, не смешиваясь, что дают возможность явно видеть творчество следователя при стенографировании. Епископ Афанасий не приспосабливается к заданному контексту и постоянно “свидетельствует об истине”. Он так разговаривал со следователем, как будто тот может его понять, он объясняет, почему верующие не могли внутренне примириться с безбожной властью.    
О.В.Косик. http://dado.msk.ru/txt/sa/kosik.html

Весна 1944

Помощь высшего духовенства
Элладской Церкви, а также представителей греческой интеллигенции, в спасении евреев.
В.Гомартели:

Ранней весной немцы решили активней заняться проведением в жизнь т. наз. плана "окончательного решения еврейского вопроса" в Афинах. Военным комендантом Афин был назначен генерал СС Йорген Струп, который руководил ликвидацией Варшавского гетто в мае 1943 г.

Главному раввину Барзилаю было предложено немедленно представить список имен и адресов всех представителей еврейской общины города. Барзилай прекрасно знал, что за этим стоит, год назад из Солуни было департировано 46000 евреев в лагеря Аушвиц и Биркенау. Барзилай пробовал обращаться за помощью к греческим гражданским властям, но
безрезультатно.

Когда он обратился к главе Эладской Церкви архиепископу Дамаскину (Папандреу), то у него, духовенства и шефа афинской полиции Ангелоса Эверта встретил сочувствие. Архиеп. Дамаскин 23 марта писал греческому премьеру Логофетополусу и главе немецкого оккупационного правительства Гюнтеру Алтенбургу:

«Наша святая вера не признает различий, превосходства или недостоинства, основанных на национальных или религиозных признаках, придерживаясь учения, что пред Богом 'нет ни эллина ни иудея', таким образом осуждая любые попытки дискреминировать людей по религиозным или национальным различиям… Если, тем не менее, они (немцы) будут требовать депортации, мы верим, что правительство, как носитель сохранившейся в стране власти, должно совершенно безкомпромисно проявить свое отрицательное отношение к этому, и предоставить иностранцам нести полную ответственность за очевидную несраведливость. Пусть никто не забудет, что все поступки совершенные в это трудное время, даже лежащие за пределами нашей воли и власти, когда-то будут судимы всеми народами и подвергнутся историческим расследованиям. Если во имя нации лидеры побояться смело выразить протест против оскорбляющей наше национальное единство и честь, жестокой депортации греческих евреев, тогда это молчание вождей ляжет тяжелой грузом на совесть нации» (“Chronika,” the newspaper of Greek Jewry, 1984).

Под этим обращением архиепископа подписались ректоры университетов, писатели, профессора, ученые, весь цвет греческой интеллигенции. Архиепископ не ограничился словами, он повелел всем мужским и женским обителям принимать к себе беженцев и дал тайный указ выдавать всем желающих ложные свидетельства о крещении с новыми христианскими именами, а Ангелос Эверт выдавал соответствующие документы, если бы Йорген Струп узнал об это, то им обоим неминуимо бы грозила смертная казнь. Таким образом они спасли около 1400 евреев. Архиеп. Дамаскин предоставил свой автомобиль, пользующийся неприкосновенностю, главному раввину Барзилаю, чтобы переправить его к партизанам (The Greek Orthodox Church and the Holocaust, George Margaritis, University of Crete, pg. 13).
                  В.Гомартели. Летопись.  http://hristov.narod.ru/letopis3.htm

Апрель

Из доклада митрополиту Ленинградскому Алексию священника 
Михаила Смирнова:
С течением времени все убедились, что немцы не только холодно равнодушны в отношении к Православию, но даже враждебно настроены. В храм входили, не сняв головных уборов, несмотря на указания на недопустимость этого. Курящие входили с дымящей сигарой или папиросой. За каждым немцем нужно было следить, чтобы он в церкви что-либо не украл. В Гатчинском соборе с царских врат были сняты однажды все иконы и с жертвенника – проскомидийные копии. По улице священнику нелегко было пройти спокойно: увидят в рясе – начнут насмехаться. Однажды у меня немец-хулиган сорвал с головы зимнюю шапку и пытался надеть грязный котелок. Другой раз при выносе из дома покойника с пением "Святый Боже", немцы натравили на меня свою собаку... Дерганье за бороду, разные вскрики и многое другое, так что всех случаев глумления и не перечислить.  
М.Шкаровский. Церковное возрождение на оккупированных территориях Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии в 1941-44 гг.  http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2102

19 апреля

Доклад о положении Церкви председателя Совета по делам РПЦ
Карпова И.В.Сталину, В.М.Молотову и Л.П.Берия:
"В ночь с 15 на 16 апреля с.г. во всех городах и районах Союза, где есть действующие православные церкви, проводилась ночная пасхальная служба, так называемая «заутреня». В г. Москве пасхальная служба проводилась в 30 церквах патриаршей ориентации и одной обновленческой, причем во всех церквах было большое переполнение верующих. Общее число посетивших церкви г. Москвы на первой «заутрени» ориентировочно составляет 120 тысяч человек, но в большинстве церквей в эту ночь было проведено по 2 и 3 службы. Примерно половину посетивших церкви составляли пожилые возраста, 25% – среднего возраста и 25% – молодежь. 75% всех составляли женщины...

Почти во всех церквах города, в том или другом количестве, были военнослужащие офицерского и рядового состава, общим числом свыше 500 человек... Выборочные данные о посещаемости церквей в эту ночь в Московской области показывают, что количество верующих в церквах было значительно выше, чем в праздник пасхи 1943 г. Так, например, в 30 районах области 90 действующих церквей посетило 148 тысяч человек, тогда как в прошлом году – 95 тысяч человек. Почти 80% посетивших пасхальную службу в районах области составляют женщины, молодежь – от 20 до 25%, но в некоторых районах, как, например, Подольском, Мытищинском, Константиновском, Краснопахарском, молодежь составляла 50% всех присутствующих в церквах.

В области также были посещения церквей офицерским и рядовым составом. Так, например, в «Казанской» церкви(села Коломенское Ленинского района) военнослужащих было 50 человек, в церкви «Александра Невского» (поселок Бирюлево Ленинского района) – 275 человек, в «Троицкой» церкви г.Подольска – 100 человек. Во всех церквах города и области во время пасхальной службы было зачитано церковно-патриотическое обращение патриарха Сергия. Никаких происшествий в церквах не зарегистрировано. 19 апреля 1944 г.
Председатель Совета по делам РПЦ при СНК СССР Карпов Г.Г."                                  
ГАРФ, фонд 6991, опись 1, дело 2, листы 14 и 14 оборотный.    В.Гомартели. Летопись.

5 мая
Д
окладная  записка Г.Г.Карпова о состоявшейся беседе с патриархом Сергием (Страгородским).
Из записки:
"4) Патриарх Сергий поднял перед тов. Карповым вопрос о возможности назначения Тамбовского архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) на Тульскую епархию и мотивировал эту необходимость болезнью архиепископа Луки (малярия), заявив при этом, что представитель Наркомздрава РСФСР профессор Шапиро, наблюдающий за Сергием с урологической стороны, на днях ему заявил, что он, Шапиро, согласовал этот вопрос с наркомом здравоохранения РСФСР и считает возможным дать Войно-Ясенецкому, как профессору хирургии, место в Туле, вместо Тамбова.

Тов. Карпов ознакомил Сергия с рядом неправильных притязаний со стороны архиепископа Луки, неправильных его действий и выпадов. В частности, что архиепископ Лука в хирургическом госпитале в своем кабинете повесил икону; перед исполнением операций совершает молитвы; на совещании врачей эвакогоспиталей за столом президиума находился в архиерейском облачении; в дни Пасхи 1944 г. делал попытки совершать богослужения в нефункционирующих храмах; делал клеветнические выпады по отношению к обновленческому духовенству и т. д.

Сергий заявил, что он обратит на это внимание и примет меры воздействий, а тов. Карпов заявил патриарху Сергию, что он согласует вопрос с Наркомздра-вом РСФСР". ГАРФ. Ф. 6991. On. 1. Д. 4. Л, 24 - 26.
Цит.по: В.Гомартели. Летопись.

2/15 мая   
6 час. 50 мин.
Внезапная
кончина Патриарха Сергия "от кровоизлияния в мозг"; накануне был бодр и служил в храме.
Экстренное заседание Синода.
Вскрытие "завещания":
"1. В случае моей смерти или невозможности исполнять должность Патриаршего Местоблюстителя, эта должность во всем объеме присвоенных ей патриарших прав и обязанностей переходит к Преосвященному Митрополиту Ленинградскому АЛЕКСИЮ СИМАНСКОМУ ...".
Панихида об усопшем.               
ЖМП, 1944, N 5, стр. 1-4

5/8 мая
Погребение Патриарха Сергия.
Из речи
митр. Николая накануне погребения:
"...Если бы нужно было одним словом охарактеризовать выдающуюся личность почившего Святейшего Патриарха Сергия, то нельзя было бы иначе назвать его, как   в е л и к и й  
(разрядка в тексте - Л.Р.) святитель (Л.Р.: от себя добавим – великий ересиарх).
В веках истории Русской Православной Церкви никогда не умрет его благословенное имя наряду с именами мудрого Филарета и святых Петра, Алексия, Ермогена, печальников за русскую землю, его отдаленных предшественников по московской кафедре, к сонму которых ныне отошел и Святейший Сергий".         
ЖМП, 1944, N 5, стр. 26

Курс Московской Патриархии на канонизацию Патр. Сергия.
Некоторые
отзывы о нем его учеников и последователей:
"...Невольно исполняешься благоговения перед неисповедимыми судьбами Промысла Божия, поручившего корабль земной жизни Церкви Христовой в трудные переломные гoды политической жизни нашей Родины столь мудрому кормчему". 
Проф. А.А.Савич, в книге "Патр. Сергий и его духовное наследство",  М. 1947, стр. 14.

"...Ясна и чиста была вся прекрасная долгая жизнь нашего Первосвятителя ... святейшеro старца" .
Архиеп. Дмитрий Градусов, там же, стр. 91. (Примеч. Л.Р.: Арх. Дмитрий Градусов – будущий воспитатель и покровитель молодого Никодима Ротова)

"...Простой, но неотразимый образ святости. Когда наши потомки прочтут все, что написал Патриарх Сергий – письма и сочинения – и познакомятся
(они прочтут и познакомятся !! - Л.Р.) с историей его служения Церкви и Отечеству, то они безусловно пожелают воплотить свое представление о Патриархе в "Житие Великого старца Сергия", эпиграфом котороro будет апостольское определение любви – этогo главноro сокровиша покойноro Патриарха".      Доц. А.Н.Георгиевский, там же, стр. 98.

"...Митр. Сергий был в эти годы в подлинном смысле душой Русской Церкви – ее сердцем, ее мозroм, был источником ее силы, виновником ее славы", "Великий Святитель", "никогда не умрет его благocловенное имя наряду с именами мудроro Филарета и святых Петра, Алексия, Ермогена", "величайший церковный руководитель", "крупнейший ученый".
Митр. Николай Ярyшевич, там же, стр. 163-164.

"...С неколебимой решимостью идти только по Твоему пути и следовать Твоим священным для нас заветам".
Митр. Алексий Симанский, там же, стр. 172.

"...Только Ты, Святейший наш Отец, в период церковных расколов спас Русскую Церковь своим мудрым руководством от разрухи и гибели. С твоею смертью мы все духовно осиротели. Тем, кто был близок к тебе, многое известно из Твоей жизни такого, чего другие и не знали ... Ты был тем архипастырем, который учил и сам творил, чему учил ... Ты, Святейший, предстанешь у престола Божия как новый молитвенник за Русскую Землю, за Церковь Православную ..." 
Прот. Н.Колчицкий, там же, стр. 174-175.

(
Примеч. Л.Р.: А, может быть, митр. Сергий предстанет в одеждах покаяния за тяжкий грех против Церкви, как он промыслительно предстоял при жизни перед святым Патриархом Тихоном?)

"Патриарху Сергию выпало на долю "убеление церковных одежд": перевоспитание понятий церковных всей егo паствы на основе истинно христианских начал: собирание воедино рассыпавшихся частей Церкви, скрепление их цементом подлинной, а не "бытовой" только веры. И он этого достиг".     
М. Курдюмов, там же, стр. 262.

"Пройдут еще годы, десятки, сотни лет, изменятся судьбы народов, изменится самое лицо земли, но до конца времен Церковь сохранит  память великоro Святителя, наряду с другими именами, которые знает каждый христианин", "все было велико в жизни великого Сергия"; "возвышенный ум, способный непрестанно восходить к вечным истинам
христианства"; "он жил догматами Церкви"; "Святейший Сергий мыслил и действовал как богослов, возводя все к основным истинам веры"; "можно было бы составить боrocловский
трактат о природе Церкви, собрав отдельные замечания догматического характера, разбросанные в его бесчисленных распоряжениях"; "его завет богословию о Церкви, всякой будущей экклезиологии, желающей отвечать исканиям современной  религиозной и философской мысли"; "как некогда Василий Великий, почивший Московский Патриарх "чрез единый град возжег огонь для всей вселенной". 
 
Проф. Владимир Лосский, там же, стр. 270).

"Мудрейший из русских Первосвятителей"; "эта линия, проведенная терпеливым и мудрым усилием, должна была отделить в сознании верующих религию от политики, Божие от кесарева"; "история должна оценить и ту духовную зоркость великого старца, которая помогла нам распознать антихристианскую сущность фашизма".
Доц. О.В.Ведерников, там же, стр. 279-281.

"Очевидность успеха мудрой политики Патриарха Сергия, который заявлением от лица Церкви о полной лояльности к Советской власти побудил ее прекратить гонение на Церковь"; "центральное Церковное Управление восстановлено благодаря мудрой политике Митрополита Сергия". "Нельзя слишком строго осуждать о. Польского, который, с его
крайне ограниченным "иосифлянским" кругозором, не в силах понять все величие духа, широту и глубину воззрений Патриарха Сергия".  
Проф. С.В.Троицкий, "О неправде карловацкого раскола", Париж, 1960, стр. 81, 82 и 89.

Выражения, употребляемые
И.Снычевым (1965): "великий ум", "проницательный ум" и даже "гигант умственного мышления".             Там же

Прот. Александр Смирнов:

В настоящий момент вся международная обстановка представляет сильно волнующееся море-океан... Но мы верим, что Единый Владычествующий небесными и земными, Кому дана всякая власть на небе и на земле, Кто кратким возглашением "умолкни, перестань" (Мк.4, 39) утишил ветер и бурю на Галилейском озере, Тот в определенный Его благим и премудрым Промыслом  момент утишит и мировую бурю. Наступит благословенная тишина мирной жизни, и тогда образ Святейшего Патриарха Сергия, ведшего корабль церковный в эту жестокую бурю на море житейском в направлении к Царству Божию, будет с благодарностью вспоминаться нашими потомками как светлый образ мудрого кормчего Церкви Российской, а история отведет ему почетное место наояду с другими великими патриотами земли Русской".
Из речи на погребении. Цит. по кн.: "Страж Дома Господня". С.Фомин.  М. 2003, где этот текст приведен в аннотации ко всей книге.


Предисловие Патр.Алексия II к книге "Страж Дома Господня".
Напечатано на официальном бланке:

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II
3 июня 1998, исх. № 2818   119034 Чистый пер. д. 5

                                         ПРЕДСТОЯТЕЛЬ ЦЕРКВИ МУЧЕНИКОВ
        Святейший Патриарх Сергий, долгие годы возглавлявший церковное управление в должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и собственно Местоблюстителя, взошел на Патриарший Престол в 1943 г., менее чем за год до своей кончины. Выдающийся богослов и церковно-общественный деятель, отличавшийся глубокой, но отнюдь не «кабинетной» ученостью, он столкнулся с попыткой тоталитарных властителей полностью уничтожить канонический церковный организм. Перед лицом этой опасности – а она для православного христианина угрожает не просто кризисом церковной администрации, но прежде всего утратой возможности прибегать к богослужению и Таинствам, без которых немыслимо спасение, – Патриарх Сергий употребил все усилия, чтобы, не поступившись верой и канонами, как это сделали обновленцы, сохранить для верующих возможность припадать к духовной сокровищнице Церкви.

        Широко известно Послание митрополита Сергия пастырям и пастве от 29 июля 1927 г., так называемая Декларация, в которой Церковь сказала о том, что, храня верность Православию, она разделяет радости, успехи и неудачи со своей гражданской родиной, тогда – Советским Союзом (а не «с большевиками», как говорят недруги Церкви). Архивы донесли до нас предварительный, не одобренный властями текст этого Послания, в котором митрополит Сергий еще яснее выразил эту мысль:

«Отнюдь не обещая примирить непримиримое и подкрасить нашу веру под коммунизм, мы религиозно остаемся такими, какие есть, – староцерковниками, или, как нас величают, тихоновцами. Прогресс церковный мы видим не в приспособляемости Церкви к “современным требованиям”, не в урезке ее идеала и не в изменении ее учения и канонов, а в том, чтобы при современных условиях церковной жизни и в современной обстановке суметь зажечь и поддержать в сердцах нашей паствы весь прежний огонь ревности о Боге и научить пасомых в самом зените материального прогресса находить подлинный смысл своей жизни все-таки за гробом, а не здесь. При всем том мы убеждены, что православный христианин, свято соблюдая свою веру и живя по ее заповедям, именно потому и будет всюду желательным и образцовым гражданином какого угодно государства, в том числе и Советского».

Поистине поражает, что в годину самых лютых репрессий, когда многие некогда бескомпромиссные политики целиком отказались от своих убеждений, возглавитель Русской Церкви столь ясно свидетельствовал о вере перед лицом всемогущего тоталитарного государства.

        В годы первосвятительского служения Патриархов Тихона и Сергия Церковь услышала апостольский призыв:
«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4, 12—13). Сонмом мучеников Церковь Русская засвидетельствовала свою веру и уготовила свое будущее возрождение. Среди исповедников Христовых мы можем в полной мере назвать святителя Тихона и Святейшего Патриарха Сергия, проведших немалое время в заключении и тяжко пострадавших от гонителей Церкви.

        Надобно особо отметить труды первых послереволюционных Патриархов по сохранению и воссозданию единства Церкви. Поддержанный безбожниками обновленческий раскол, а также различные неканонические группировки, не смирившиеся с новым государственным устройством, стали не меньшей опасностью, чем гонения. Твердость в отстаивании канонического церковного устройства привела к тому, что большинство верующего народа не покинуло Церкви-Матери, а основная часть раскольников вернулась в нее.

        Со времени апостолов в Церкви Христовой епископы, как апостольские преемники, подают народу Божию благодатные дары Святых Таинств. «Без епископа нет Церкви,—говорит священномученик Игнатий Богоносец,—где епископ, там должен быть и народ, так же как, где Иисус Христос, там и соборная Церковь» (см.: К смирнянам, гл. 8).

        В последнее время прошлое нашей Церкви нередко выставляется в искаженном свете, ее епископы становятся объектом злонамеренной клеветы. И делается это сознательно—«поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мф. 26, 31).
        Хотелось бы напомнить, что наши предшественники, Предстоятели Церкви мучеников и исповедников, сталкивались с этими тенденциями с момента возрождения Патриаршества в 1918 г.

        Святой исповедник Патриарх Всероссийский Тихон и священномученик митрополит Крутицкий Петр подвергались критике за мнимые уступки существующему строю со стороны людей, которые, находясь в безопасности за рубежом, считали возможным судить гонимых собратьев и ставить свои амбиции выше интересов Русской Церкви. Они же пытались дискредитировать Патриарха Сергия, чей диалог с власть предержащими позволил избежать смерти многим тысячам христиан, а может быть – и уничтожения самой Русской Православной Церкви. Это поношение не прекращается и поныне, хотя зарубежные критики, упрекавшие нашу Церковь в зависимости от тоталитарного государства, потеряли сейчас свой главный аргумент. Прискорбно видеть, что и среди живущих в России находятся люди, стремящиеся подражать этому «радению о Православии».

        Великая Отечественная война, во время которой власти были бессильны скрыть от народа силу патриотического служения Церкви, принесла ослабление гонений. Никогда Русская Православная Церковь, даже в тяжелейшую годину испытаний, не прекращала своего патриотического служения. 22 июня 1941 г., совершив богослужение в Богоявленском кафедральном соборе, митрополит Сергий собственноручно написал послание, обращенное ко всем чадам Русской Православной Церкви и народу земли нашей с призывом стать на защиту Отечества.

        Да, Бог поругаем не бывает, и мы видели, как в тяжелейший период истории Отечества нашего исполнились слова Спасителя: «...создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Только в войну, в 1943 г., после встречи трех митрополитов со Сталиным было дозволено Церкви открыть духовные учебные заведения, продолжить выпуск «Журнала Московской Патриархии», а главное – восстановить Патриаршее управление.

        Были вновь открыты многие монастыри и храмы. Однако место Церкви было не только в оградах храмов. Будучи отделена от государства, она ни в коей мере не могла быть отделена от общества, от народа. Это немыслимо прежде всего потому, что миллионы православных людей, трудящихся в самых разных областях народной жизни, призваны утверждать своими поступками христианские нравственные нормы. Именно в деятельном возвращении к этим нормам мне видится основа истинного и прочного возрождения России в наши дни.

        Недолго судил Господь осуществлять Святейшему Патриарху Сергию его Патриаршее служение. Менее чем через год Господь призвал его в Свои вечные Небесные обители...

        Сегодня разные силы пытаются доказывать, что деятельность Святейшего Патриарха носила характер соглашательства с государственной властью. Нет, он пытался доказать властям, что Церковь хочет продолжать свою миссию и переживает радости своей Родины, как свои радости, и печали и горе, как свою печаль и свое горе. Одной из главных заслуг Святейшего Патриарха Сергия, видного богослова, иерарха Церкви нашей, является то, что он сохранил в тяжелейшие годы Церковь, провел ее через бури, треволнения и испытания к моменту восстановления Патриаршества.
Патриарх Московский и всея Руси  АЛЕКСИЙ ВТОРОЙ. Подпись.
http://www.pravilovery.ru/katalog_09_01_05.htm

Примечание Л.Р. 2008 г. Как при жизни митр. Сергий узурпировал церковную власть, так после смерти "узурпирует" славу мучеников. Во всяком случае, это пытаются совершить от его имени ученики и последователи. Что касается его самого, то имеются некоторые духовные намеки на то, что его душа сейчас снова пребывает в покаянии перед Святейшим Патриархом Тихоном, повторяя свой прижизненный опыт.

Оценка деятельности митр. Сергия одним из авторитетных руководителей Катакомбной Церкви (предположительно, архиепископ Арсений Жадановский):
"Дорогие детки!
...Вы просите разъяснения одной и той же темы. О ней лучше всего было бы поговорить при встрече, но, к сожалению приходится писать с риском не ответить на некоторые ваши недоумения ".

Описав далее преследования против Церкви и церковную политику митр. Сергия, автор письма продолжает:
"...Вскоре пагубные последствия этого "направления" не замедлили сказаться. За "отошедшими" в концлагеря скоро последовали и все надеявшиеся спастись под его
(митр. Сергия - Л.Р.) омофором. Храмы и обители быстро закрывались, одни за другими, и через десять лет после Декларации, сулившей Церкви "тихое и безмятежное житие", на всем безбрежном пространстве СССР осталось только несколько xpамов  (подч. в тексте - Л.Р.) в больших городах; они так и назывались "показательными". Да остался еще митр. Сергий с незаконно им организованным синодом – полтора десятка готовых на все архиереев, среди которых был и будущий Патриарх всея Руси Алексий Симанский.

Так бы это и продолжалось, если бы не случилась война. В  оккупированных немцами областях сразу же началось стихийное церковное строительство. Открывались, очищались и освящались оскверненные, но уцелевшие церкви, а где они были разрушены, там устраивались молитвенные дома. Туда верующие сносили  сохраненные ими свято антиминсы, иконы, сосуды, всякую утварь. Тысячные толпы снова пришли в храмы, снова услышали Слово Божие, снова причастились бескровной жертвы.

Все это не могло не отразиться и в областях, еще оставшихся под властью Сталина. Он понял, что продолжение прежней церковной политики может оказаться для него сугубо опасным и, решив не отставать от Гитлера в благочестии, повелел во всем послушному ему митр.Сергию снова открывать те храмы, закрытие которых он, т.е. митр.Сергий, незадолго перед тем оправдывал, неоднократно заявляя всему миру, что никаких гонений в СССР нет, а храмы закрываются потому, что об этом ходатайствуют прихожане, решившие, что храм им не нужен.

И вот начинается "новая эра". Открываются храмы, полтора десятка епископов по разрешению Сталина делают митр. Сергия Патриархом или компатриархом, как справедливо прозвали его немцы в своих газетах. Новоиспеченный Патриарх начинает лихорадочно увеличивать сонм своих епископов
(какое точное выражение! – Л.Р.), доведя их за недолгий период своего патриаршества до 50-ти с лишним душ, конечно, из единомышленников.

Осуществляются даже самые смелые мечты – открывается несколько семинарий и две Академии, разрешается издание журнала Патриархии. Разница только в том, что причиной всего этого "расцвета" была, очевидно, не Декларация митр. Сергия, а нечто совершенно ничем в своем существовании митр. Сергию не обязанное – весьма по началу успешное наступление Гитлера.

То, что эта перемена церковной политики была не искренней, а только вынужденной, показывает практика партии в последующее время, имеющая целью ликвидировать Православную Церковь до конца текущей семилетки
(имеется в виду Хрущевское гонение - Л.Р.). Реакция патриарха Алексия на эту практику ни на йоту не разнится от реакции митр. Сергия на разгром церковных организаций в 30-е годы. Она так же постыдна и преступна. И оправдать ее невозможно ничем.  (Выд. мною – Л.Р.)

Правы ли мы, утверждая это и на этом основании продолжая пребывать вне общения с иерархией, возглавляемой Патриархом Алексием?

Безусловно правы. Не отдана ли Православная Церковь на поток и разграбление заклятым Ее врагам? Кто фактически самовластно распоряжается Церковью – не областные ли и районные уполномоченные, возглавляемые своим председателем – Куроедовым?  Не вмешиваются ли они во всем мелочи церковной жизни, стараясь,  конечно, не упорядочить ее, а нанести ей как можно больше вреда?  Не превращается ли весь епископат в пустую декоративную ширму, прикрывающую своим благолепием черное дело поругания святыни веры? Не дошли ли некоторые из епископов до того, что сами приезжают закрывать монастыри, вместо того, чтобы их защищать (это было на моих глазах)?

Не осмеливаются ли уполномоченные требовать от священников не пускать малолетних в церковь, не исповедовать, не причащать их? Не осуждают ли все посылаемые п. Алексием делегации на всевозможные церковные конференции антикоммунизм, как несогласное с христианством учение, в то время как коммунизм сам себя без всякого стеснения объявляет антихристианским?

Таким образом, всякое неодобрение, осуждение и идейная борьба  с антихристианством, по новой сергианско – алексианской доктрине,  объявляется делом, недостойным христианина, и наоборот – союз с врагами Христовыми, соучастие, содействие и не только молчаливое, но часто весьма громкое одобрение их разрушительной и гонительской деятельности (например: "Сталин – верный страж православия") – это прямой долг всякого христианина.

И в полном согласии с этой своей невероятной доктриной п.Алексий  и действует. Он, например, спешит сделать выговор Кеннеди за возобновление ядерных испытаний, и он же упорно молчит не только, когда Хрущев делает то же самое, но и тогда, когда этот миротворец, нагло попирая не только права человека, но и собственные советские
законы, разоряет Церковь.

Даже митр. Николай Крутицкий, ретивый и резвый апологет церковного НЭПа, не выдержал и предпочел опалу, а наш Святейший по-прежнему, как ни в чем не бывало, участвует в приемах, конгрессах, аплодирует и т.д.

"Все это так, –  могут мне сказать, –  но не нарушены ли вами церковные каноны, запрещающие клирикам прекращать общение со своими митрополитами и епископами до соборного суда?". Аргумент, как будто, очень весомый. Но – разберемся. И прежде всего спросим: разве у нас существуют периодические (раз в году и раз в 3 года) соборы, где мы
могли бы апеллировать? А ведь согласно канонам, эти соборы – обязательное церковное установление.

Выходит, что наши обвинители являются
nервыми нарушителями  (выделено в тексте – Л.Р.)  канонов, вынуждающими нас тоже не соблюдать их. Ведь нельзя же обвинять нас за то, что мы "отделились от собора", если этих соборов вообще не созывают! (Вот – безупречная православная экклезиология! – Л.Р.)

Скажут: за последние 20 лет были соборы и съезды. Но какие? Это были съезды
"nотаковщиков" (курсив в тексте – Л.Р.), покорно штамповавших приказы· сначала Карпова, а потом Куроедова. А ведь канонами запрещается (курсив в тексте – Л.Р.) какое бы то ни было давление гражданской власти на членов собора, и все, вынужденные этим давлением, постановления епископов объявляются недействительными.

Опять наши обвинители, выдающие себя за защитников канонов, оказываются их нарушителями. Постоянная картина: если судить по существу – они беззаконники и преступники, если судить формально – они блюстители канонического порядка в Церкви.

Но и это жалкое утешение существует только для весьма поверхностных исследований. А если взглянуть попристальнее, то обнаружится, что они не имеют никакого права настаивать на своей каноничности.   Ибо существует канон, по которому всякий клирик (иерей или епископ),  достигший своего сана по влиянию, настоянию или вообще по какому-нибудь давлению или помощи гражданской власти должен
быть извержен из сана (курсив в тексте – Л.Р.). По этому канону, не говоря уже о нынешних епископах, которые не могут надеть омофора, пока на это не соизволит Куроедов, должен быть извержен из сана сам Патриарх, "избранный" собором по прямому приказу правительства.

Вот насколько канонична вся иерархия русской православной Церкви! Они, конечно, сейчас же скажут: так бывало и раньше. Бывало! Но это отнюдь не делает такой способ приобретения сана каноничным, и если раньше такие факты со стороны самодержавного правительства считались узурпацией, то каким словом назвать то чудовищное, что теперь
происходит в Церкви? Так что путь они умолкнут и перестанут хвалиться своей мишурной каноничностью!

Существует еще одна, весьма примечательная особенность всех нынешних "церковных светил", странная и ничем не объяснимая, если не видеть здесь явного действия Правосудия Божия.
Они сами себя секут  (курсив в тексте – Л.Р.), при всем честном народе. Вот факты.

Когда появилась так называемая "Живая Церковь", то ее идеологи в своих журналах, желая как можно сильней опорочить отвергавшую их Православную Церковь, усиленно распространяли дотоле мало известные  предсказания Преподобного Серафима Саровского о том, что наcтyпит время, когда многие архиереи отcтyпят от истинной веры и произведут смуту в Церкви. Этим предсказанием они хотели заклеймить Православную Церковь и отвратить от нее верующий народ. Но этот народ, доселе не знавший предсказания Преподобного, когда услышал о нем, то сразу и
единогласно решил – этоне про Патриарха Тихона -
это про вас!  (Курсив в тексте – Л.Р.)

И, таким образом, вытащенное Живою Церковью с целью обличения и дискредитации Православной Церкви предсказание, обличило не Ее, а их самих. Так же произошло с митр. Сергием. Когда в оккупированных Гитлером областях уцелевшие священнослужители возобновили богослужение и таинства, митр. Сергий нашел правило св. Григория Неокесарийского, помещенное в "Книге правил", по которому те клирики, которые войдут в соглашение с отрядами жестоких насильников и будут участвовать с ними в разорении храмов и всяких насилиях, должны быть извержены из сана, отлучены от Церкви и даже на смертном одре лишены разрешения.

И это правило он со всею строгocтию применил к тем священнослужителям, которые не разрушали, а возобновляли храмы и были виноваты лишь тем, что Гитлер не мешал им в их святом деле. Так, не по адресу метая канонические громы и молнии, митр. Сергий в фатальном ослеплении не заметил, что это грозное правило с абсолютной точностью
характеризует поведение его самого и его единомышленников, предавших Церковь в руки небывалых еще нигде насильников и покрывавших их злодеяния.

Так митр. Сергий из полного забвения сам извлек
канон, озглашающий грозное прещение на него самого. А теперь этот канон висит с такой же тяжестью над п.Алексием и всеми его сподручными. Об этом столь неосмотрительном деянии митр. Сергия я узнал из его книги "Правда о Церкви" (кажется, так она называлась), изданной во время войны и привезенной сюда одним из офицеров Советской Армии. Тексты канонов я цитирую по памяти, но ручаюсь за их смысл. (См. "Правда о религии в России", 1942г., стр. 139 - Л.Р.).

Скажут: в пользу митр. Сергия говорит то, что к нему вернулся ряд архиереев, ранее от него отошедших. Нет, дорогие детки, этот факт нисколько не склоняет весы на его сторону. Я уже говорил, какую великую смуту вызвал митр. Сергий в умах и сердцах наших, как трудно было разобраться и решать, – вы не можете представить себе, как это было трудно, как мы метались и мучились. Неудивительно, что имели место колебания, перемены решений. Мотивов мы их не знаем, а они могли быть очень разными: не только доводами разума, но просто великой усталостью, или еще чем-нибудь другим. Один архиерей прямо сказал мне:

"Я тебе скажу откровенно: все, что делает митр. Сергий, – это гнусное паскудство, но я хочу наконец вернуться домой!" (Но дома он пробыл очень недолго).

Все вышесказанное, надеюсь, убедит вас, что не по легкомыслию или предубеждению сделали мы свой выбор, и не по легкости мысли и упорству не меняем его. Мы сделали его по крайнему нашему разумению и готовы с ним стать на суд Божий. Нас очень мало, но у нас есть и епископство православное, даже не только за границей, и совесть наша
спокойна.

Мы веруем, что если жизнь человеческая продлится еще на земле, то некогда соберется собор, который оправдает наше дерзновение и справедливо оценит "мудрую политику" митр. Сергия и его последователей, захотевшего "спасать Церковь" ценой ее непорочности и истины.

Теперь – основной ваш вопрос:
как вам  быть? Если бы нынешние дни были похожи на дни сергианской смуты, я сказал бы вам то, что говорил тогда: ходите в храмы, не имеющие общения с митр. Сергием, а к нему и его сторонникам не ходите. Но времена изменились: наших храмов теперь в СССР нет.

Можем ли мы, ушедшие в свои одинокие кельи и обретающие там все, чем питали нас храмы, запрещать тысячам верующих,
не имеющим  такой возможности, искать утешения и духовной пищи в имеющихся  храмах и осуждать их за то, что они ходят туда?

Не можем же мы уподобиться тем невегласам, которые тупо твердят: "это не храмы, это капища, посещающие их оскверняются и лишаются спасающей их благодати" – и прочие безумные глаголы. И я говорю вам: если не имеете других путей принимать участие в богослужении и приобщаться таинствам, если томит вас жажда церковного единения и
молитвы
и если посещение храмов дает вам  это –  то не смущаясь идите туда и не бойтесъ, что это будет грехом.

Дух дышит, где хочет, и по неизреченному милосердию своему Господь  и через самых недостойных служителей Своих, даже через неверующих,  не лишает христиан своих небесных даров. Если вам захочется более близкого, личного общения, то советую, как я и раньше говорил вам, избирать для этого священнослужителей искренних и нелицемерных,
а таковые в храмах существуют. Им, конечно, трудно, но они как-то стараются пролезть сквозь игольное ушко. Искать таких среди епископов – почти безнадежно: громадное большинство их "ведает, что творит",  и сейчас особенно оправданы слова св. Иоанна Златоустого: "Я никого на свете не боюсь; боюсь одних епископов".

Вот, кажется, все, что мне нужно было вам сказать, детки. Да, еще: не думайте, что если вы начнете посещать храмы и даже в них исповедоваться и причащатъся, то я буду вас считать чужими. Душа моя всегда открыта ддя вас, пока у вас есть желание общения с нею.     С любoвью о Христе ...  1962 г.»           
«Письмо к духовным детям», машинопись

6/19 мая
Письмо Патриаршего Местоблюстителя,
митр. Алексия (Симанского) И.В.Сталину по поводу кончины Патр. Сергия и своего вступления в должность. Из письма:
"...Нам, его ближайшим помощникам, близко и его чувство самой искренней любви к Вам и преданности Вам, как мудрому, Богопоставленному Вождю (это его постоянное выражение) народов нашего великого Союза.

...В этот ответственнейший ддя меня момент жизни и служения Церкви я ощущаю потребность выразить Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, и мои личные чувства.

...Прошу Вас, глубокочтимый и дорогой Иосиф Виссарионович, принять эти мои заверения с такою же доверенностью, с какою они от меня исходят, и верить чувствам глубокой к Вам любви и благодарности, какими одушевлены все, отныне мною руководимые, церковные работники".
                                                          1. Известия, 1944, 21 мая
                                                          2. ЖМП, 1944, N 6,
стр. 46
1/14 июня
Открытие Православно-Богocловского Института и Богословско-Пастырских курсов в Новодевичьем монастыре в Москве.            
ЖМП, 1944, N 7, стр. 10-18

28 сентября
Доклад епископа
Сумского Корнилия отправил местоблюстителю митр. Алексею о закрытии местными властями в епархии 30 храмов.
М.И.Одинцов:
Это явление приняло такой массовый характер, что встревожило руководство Совета по делам РПЦ. 5 окт. в докладной записке В. Молотову Г. Карпов приводит ряд фактов «административного и самочинного» закрытия храмов. Он выдвинул ряд предложений:
1) воздержаться от закрытия приходских церквей, хотя бы они были открыты и в период временной оккупации…
3) В целях борьбы с нелегальными церковными группами там, где они приняли широкие размеры, и в тех областях и районах, где настойчиво ставится вопрос об открытии церквей, пойти на расширение сети действующих церквей до 2-3 на район…
5) Не препятствовать церковным приходским советам в производстве необходимого ремонта… строительство же новых молитвенных зданий… не разрешать.
Большая часть предложений Г. Карпова была одобрена и 1 декабря Совнарком принял соответствующее постановление.
Религ. Организации в СССР в годы Вел. Отеч. Войны (1943-1945).    М. И. Одинцов. Отечественные архивы, 1995, № 3, с. 62-63.

6 ноября

Арест в Ярославле епископа
Василия (Преображенского).
О.В.Косик:
Поводом для преследования епископа Василия послужили организованные им евангельские кружки. Из постановления на арест. “Преображенский является одним из руководителей антисоветского церковного подполья, существующего на территории гор. Ярославля, Угличского и Тутаевского районов Ярославской области.

Следствие велось жестко, с самообвинениями. Например, в протоколах есть признания такого типа: «Я показал, что меня побудило к активным действиям против установленных советской властью в стране порядков». Ясно, что все показания написаны следо>вателем. Епископ очень болен.

В январе епископ Василий был доставлен в Москву и помещен в больницу Бутырской тюрьмы для лечения.

В конце февраля 1944 года следствие было возобновлено. Допрашивал его следователь Полянский. Епископ Василий показал, что виделся с епископом Афанасием лишь раз, в зырянской ссылке. То, что записывает следователь Полянский, содержит грубые фактические ошибки, так пребывание епископа Афанасия с митрополитом Кириллом в Туруханской ссылке перенесено им с 1930 на 1937 г. Допрос не подписан епископом Василием.

Последний допрос в порядке надзора проводил прокурор главной военной прокуратуры Осипенко, на этом допросе записаны показания о том, что епископ Василий был бы готов признать власть установленного немцами правительства, но священники, с которым он обсуждал это, с ним не согласились. Скорее всего, это вымученные слова, ска>занные под нажимом следователя. Протокол заключенным подписан.

В Постановлении о выделении из дела ряда следственных материалов следователь Гарбузов нашел, что все факты антисоветской деятельности лиц, названных при ведении следствия над епископом Василием, нуждаются в перепроверке.
 
   О.В.Косик. http://dado.msk.ru/txt/sa/kosik.html


8/21 ноября

Собор епископов. Подготовка Поместного Собора для избрания Патриарха.
Патриарх Сергий и его духовноe наследство, стр. 304

11/24 ноября

Встреча участников Собора епископов с Председателем Совета по делам РПЦ Г.Г.Карповым, который заверил в "благосклонности Правительства к Православной Церкви".         
Там  же, стр. 308-310

29 ноября

Письмо протоиерея
Димитрия Кратирова председателю Архиерейского Синода Зарубежной Русской Православной Церкви митрополиту Анастасию (Грибановскому)
«29 ноября 1944 г.
Ваше Высокопреосвященство!
Группа православного духовенства, эвакуировавшегося в августе сего года, ввиду наступления большевиков, из Риги в Германию и проживавшего первоначально в Шендорфском лагере, что в Саксонии, обратились 14-го сентября сего года, по указанию Высокопреосвященнейшего Серафима, Митрополита Германского, к генералу добровольческих отрядов [...] с прошениями о назначении на должности священников в Русскую Освободительную Армию. При прошении были приложены присланные Высокопреосвященнейшим Серафимом и заполненные нами особые анкеты.
В конце октября сего года нами, все еще в Шендорфском лагере, было получено от Управления добровольческими отрядами, за № извещение, что прошения наши получены и в дальнейшем мы должны ожидать особых распоряжений.
В начале ноября сего года мы были переведены из Шендорфского лагеря в пересыльный лагерь в гор. Граце, где покамест и проживаем до нынешнего времени.

Желая от всей души послужить и со своей стороны великому делу освобождения Родины от большевизма, мы с нетерпением ждем решения по упомянутым выше нашим прошениям, тем более что со времени подачи их прошло уже 2,5 месяца, но такового до сих пор все еще пока не имеем. 28 ноября сего года мы случайно узнали из газеты «Русское Дело», № 72/147 от 22-го ноября, что 18 ноября в Берлинском кафедральном соборе состоялось совершенное Вами, в сослужении многочисленного духовенства и в присутствии генерал-лейтенанта А.А. Власова и других представителей РОА, торжественное молебствие о даровании русскому воинству победы над большевиками.

Событие это, возбудившее в наших сердцах живейшую радость и самое глубокое сочувствие, в то же время указало нам, что духовное окормление РОА приняли на себя именно Вы, Ваше Высокопреосвященство, а не Высокопреосвященнейший Владыка Серафим. Если суждение это правильно, то мы покорнейше просим Вас, Высокопреосвященнейший Владыко, принять и нас под Ваше Архипастырское водительство и, вместе с тем, не отказать в возможном содействии Вашем к скорейшему назначению нас для служения в доблестной, родной нам РОА.
Сведения о нас и, в частности, краткие биографии имеются у Высокопреосвященнейшего Владыки Серафима. При сем прилагаем поименный наш список25. Почтительнейше просим Вашего Архипастырского благословения и святых молитв Ваших.
По поручению группы Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга и богомолец, протоиерей Димитрий Кратиров».   
Синодальный архив в Нью-Йорке, д. 53/44. Цит. по: Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб. Статис, 2006, стр. 558

Осень

Письма
митр. Евлогия своим духовным чадам о мотивах, побуждающих его к возвращению в юрисдикцию Московской Патриархии:
"Конечно, христианство выше и шире национализма, и на вершинах его перед Престолом Господним нет ни эллина, ни иудея, равно как ни православного, ни католика, а есть только праведные и грешные и над ними единый Христос Бог наш. Но пока мы живем на этой грешной земле, неизбежны, необходимы разделения национальные и конфессиональные.

И против этого ничего не поделаешь. Национальность (точнее народность) – это голос крови, зараженной первородным грехом, а пока мы на земле, мы несем следы этого греха и не можем стать выше его. (То же я думаю о конфессиональных разностях). Но будучи убежденным националистом, т.е. верным и преданным сыном своего народа, я, конечно, совершенно отвергаю тот звериный национализм, который проявляют теперь немцы по отношению к евреям, равно, как будучи православным, я чужд религиозного фанатизма ...

Выше всего чту свободу во Христе. Вот в самых общих кратких словах мое исповедание ..."
(Письмо от 26 окт. 1944г.).

"Прекрасна идея вселенского православия, но путь к ней через национальное православие. Недаром Господь, устрояя Единую Вселенскую Церковь, допустил создание национальных автокефальных церквей. Вселенская идея слишком высока, малодоступна пониманию широких масс народа. Дай Бог утвердить его в национальном православии ..."(Выд. мною. Л.Р.)   
      Письмо от 23 нояб. 1944г.  Митр. Евлогий, стр. 669-670

1943-1945
Епископские хиротонии на территории СССР: Европейская часть, бывшая под оккупацией, – 14; Европейская часть, не бывшая под оккупацией, – 6; Урал – 1.
Вестник Ин-та  по изучению CCCP, Мюнхен, 1956, N 4(26), стр. 97-104

Свидетельство о
религиозных настроениях в армии:
"Казанскую икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, и в места, где готовились наступления. Священство служило молебен, кропили святой водой солдат. Казалось, что пришло время славной древности Российской, когда были великие молитвенники на Русской земле и Божня Матерь под их молитвы
отгоняла врагов, вселяла в них ужас.

Рассказы о таких случаях во время войны приходилось слышать от многих фронтовиков, в том числе и от неверующих. Хочется рассказать об одном таком свидетельстве заступничества и помощи Матери Божией. Произошло это событие во время штурма Кенигсберга в 1944 году.
Вот, что рассказывает офицер, бывший в самом центре событий битвы.

– Наши войска уже совсем выдохлись,а немцы были все еще сильны. Потери наши были огромные, и чаша весов колебалась – мы могли потерпеть там срашное поражение. Вдруг видим – приехал командующий фронтом, много офицеров, и с ними ... священники с иконой! Многие стали шутить:
"Вон попов привезли, сейчас они нам помогут".

Но главнокомандующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? – во весь рост – их же всех перебьют. От немцев была такая стрельба – огненная стена. Но они спокойно пошли в огонь.

И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали общий штурм города-Крепости – с суши и с моря. Немцы гибли тысячами. Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна, которая была видима всей немецкой армии – и у всех, абсолютно у всех отказало оружие, они не могли сделать ни единого выстрела. Тогда-то наши войска сломали сопротивление врага и взяли город. Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем дело и Кто помогает русским.

...Вся Россия молилась тогда. Сколько старших офицеров, не говоря уж о солдатах, молились перед боем, крестились. Многие командиры, да и сам маршал Жуков, говорили перед боем: "С Богом". Один офицер, сидевший на связи в наушниках во время боевых вылетов, рассказывал, что часто слышал в наушники, как пилоты горящих и подбитых самолетов кричали: "Господи, прими с миром дух мой!"..."
Казанская икона Божией Матери благословение России и Петербургу. Машинопись.

1 ноября

Умер митрополит Украинской Греко-Католической Церкви
Андрей Шептицкий.

Конец гoда
Визит в Москву делегации
Униатской Церкви Зап. Украины.
М.Одинцов:
"В декабре 1944 г. в Москве, в Совете по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР, была принята делегация Греко-католической церкви во главе с архимандритом Климентием Шептицким. Делегация передала два письма на имя И.В.Сталина и в Совнарком, в которых выражалась благодарность советской власти и Красной Армии за освобождение Украины, заявлялось о стремлении церкви участвовать в "устроении мирной жизни" на освобожденной территории.

Кроме того, ставился вопрос об уреryлировании взаимоотношений между государством и Униатской церковью, о создании условий для ее нормального функционирования. В частности, высказывались просьбы не препятствовать деятельности церквей и монастырей, учебных духовных заведений и изданию религиозной литературы.

Члены делегации подчеркивали, что
"Западная Украина более 300 лет живет отличной жизнью от Восточной Украины и что вследствие этого у нее другие обычаи жизнь, культура и религия, а потому нужно перемену делать осторожно ".

Руководство Совета, заручившись предварительно согласием В.М.Молотова и Н.С.Хрущева, в своем ответе указало, что перед советским законом все религии равны и все религиозные организации действуют в рамках существующего в стране законодательства о культах. А потому не будет делаться каких-либо исключений и для Греко-католической церкви, и ее просьбы, поскольку они не расходятся с законом, будут удовлетворены. Кроме того, Совет принял от делегации 100 тыс. рублей, переданных ею от имени духовенства и верующих в фонд Красного Креста".
                                        М.Oдuнцoв, в сб. На пути к свободе совести, стр. 63-64

14 ноября
Учредительный съезд КОНР (Комитет Освобождения Народов России) в Праге.
Напутственное слово
митр. Анастасия:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа! На русской земле искони существовал такой обычай, по которому на всякое доброе дело, особенно общее, всегда прежде его начинания, испрашивали благословение Божье. И вы, дорогие братья и соотечественники, вы, деятели и вдохновители русского национального движения, собрались здесь, показывая этим историческую связь великого дела освобождения России с деяниями наших отцов и прадедов...

Нас соединяет ныне всех одно чувство – смертельная непримиримость к большевицкому злу и пламенное желание искоренить его на Русской земле. Ибо мы знаем, что до тех пор, пока оно царит там, – невозможна никакая разумная человеческая жизнь, никакое духовное продвижение вперед; пока это зло угрожает как нашему отечеству, так и всей Европе, – повсюду будет утверждаться смерть и разрушение. И поскольку Вы, дорогие братья и сестры, стремитесь сокрушить это страшное зло... вы творите подлинно патриотическое, даже более того, мировое дело, и Церковь не может не благословить вашего великого и святого начинания...

Дорогие братья и сестры, объединимся же все вокруг этого нашего Освободительного Движения, будем каждый подвизаться на своем пути и содействовать общему великому делу освобождения нашей Родины, пока не падет это страшное зло большевизма, пока не восстанет со своего одра наша измученная Россия... Аминь!"  
 
"Воля народа" 22 нояб. 1944. Цит. по: И. Л. Солоневич. Россия в концлагере.

Из
Манифеста КОНР:
"...Нет преступления большего, чем
угнетение другого народа и навязывание ему своей воли (выд. ЛР).
...Комитет Освобождения Народов России приветствует помощь Германии
на условиях, не затрагивающих чести и независимости нашей родины. Эта помощь является сейчас единственной реальной возможностью организовать вооруженную борьбу против сталинской клики.
...Братья и сестры на родине! Усиливайте свою борьбу против сталинской тирании, против захватнической войны. Организуйте свои силы для решительного выступления за отнятые у вас права, за справедливость и благосостояние.
  Комитет Освобождения Народов России призывает вас всех к единению и к борьбе за мир и свободу".

Среди принципов новой государственности народов России Манифест указывает:
"Введение действительной
свободы религии, совести, слова, собраний, печати. Гарантия неприкосновенности личности, имущества и жилища. Равенство всех перед законом, независимость и гласность суда".


Комментарий
В.Штрик-Штрикфельдта:
Манифест говорит о тяжкой судьбе народов России и бичует преступления Сталина  против отдельных людей и целых народов...
Никаких реверансов  в сторону немецкого фюрера или нацистской партии. Никакого упоминания о евреях: права всех граждан гарантируются в одинаковой степени.
...Можно лишь удивляться, что в обстановке  нацистской Германии можно было создать и опубликовать
такой документ.      В.Штрик-Штрикфельдт. Против Сталина и Гитлера. Посев 1975. М. 1993. Стр. 355-56

18 ноября
Докладная записка
Г.Г. Карпова управляющему делами СНК СССР Я.Е. Чадаеву о включении в план финансирования Совета по делам РПЦ средств на приобретение ценных подарков высшему духовенству.

СЕКРЕТНО
Управляющему делами  Совнаркома Союза ССР товарищу Чадаеву Я.Е.

В 1944 году Управлением делами Совнаркома Союза ССР было отпущено Совету по делам Русской православной церкви при СНК СССР 100 тысяч рублей для расходов в течение года на приобретение ценных подарков высшему духовенству (патриарху и митрополитам) в юбилейные дни, что было разрешено тов. В.М. Молотовым.

Совет обращался в Управление делами Совнаркома СССР в 1944 году об отпуске такой суммы только потому, что сметой Совета на 1944 год не были предусмотрены ассигнования на эти цели.

В данное время Совет составил и представил в Наркомфин СССР смету расходов на 1945 год и по ст. "Прочих расходов" включил сумму в 100 тысяч рублей, дав соответствующее объяснение в объяснительной записке.

Штатное управление Наркомфина Союза ССР, просматривая смету Совета на 1945 год, включило эту сумму и просит соответствующих указаний от Совнаркома.

Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР в связи с этим просит Вашего указания Наркомфину Союза ССР о включении в план финансирования Совета в 1945 году 100 тысяч рублей на приобретение, по мере надобности, ценных подарков высшему духовенству.

В январе месяце, с разрешения Правительства, будет проводиться избрание патриарха Московского и всея Руси, что уже потребует расходов по этой смете, а, кроме того, в течение года будут юбилейные дни высшего духовенства.

Председатель Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г.Г.  Карпов
ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 3. Л. 242–242 об. Машинописная копия
http://d-m-vestnik.livejournal.com/587495.html

Историк Т.А. Чумаченко:
Традиция одаривания руководства патриархии стала частью новой церковной политики И.В.  Сталина, – пишет Т.А.  Чумаченко. – С осени 1943 года на церковное руководство как из рога изобилия
падали различные блага: квартиры, машины, “подарки”, дачи, возможность отдыха и лечения в лучших санаториях страны. В 1944 г. к своему 77-летию немало ценных подарков от правительства получил патриарх Сергий. А патриарх Алексий, отмечает исследовательница, “не чурающийся жизненных удобств, впрочем, как и митрополит Николай, и протопресвитер Николай (Колчицкий), принимал дорогие подарки с признательностью и удовольствием, рассматривая эти знаки внимания как своего рода оценку своей деятельности со стороны правительства»
Чумаченко Т.А.  Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999. С. 60.  http://d-m-vestnik.livejournal.com/587495.html

1 декабря
Постановление
Совнаркома с предписанием местным органам влacти воздерживаться от закрытия храмов, открытых в период оккупации; не препятствовать верующим в их ремонте; в случае изъятия церковных зданий под общественные нужды – предоставлять верующим иные помещения.            М.Одинцов. Наука u Религия 1990, N 8

Конец года
Письмо НКГБ СССР о формировании личного состава Поместного Собора РПЦ МП 1945 г. «Обеспечить, чтобы в числе кандидатов преобладали агенты НКГБ…».

Совершенно секретно

«УТВЕРЖДАЮ»
НАРКОМ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗА ССР
Комиссар Госбезопасности 1 ранга
В. МЕРКУЛОВ

НАРКОМАМ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНЫХ и АВТОНОМНЫХ
РЕСПУБЛИК
НАЧАЛЬНИКАМ УНКГБ КРАЕВ И ОБЛАСТЕЙ.

Во второй половине января месяца 1945 года в Москве состоится поместный собор (съезд) русской православной церкви для избрания «патриарха Московского и всея Руси».

Поместный собор будет состоять из выборных делегатов от духовенства и мирян.

Избирательных собраний в церковных приходах, благочиниях и епархиях проводиться не будет, а делегаты от духовенства и мирян будут определены в епархиях по усмотрению правящего епископа (епархиального архиерея) из числа лиц, рекомендуемых духовенством епархии и положительно зарекомендовавших себя на священнической или церковной работе.

На поместном соборе будут участвовать от епархий, имеющих архиереев: архиерей, один священник и один мирянин; от епархий, не имеющих архиерея только один священник.

Для предварительного обсуждения вопросов, связанных с проведением поместного собора в период с 14 по 20 ноября с.г. в г. Москве будет проведено предсоборное совещание (архиерейский собор).

В связи с изложением НКГБ СССР предлагает:

1. Приступить к подбору кандидатов для участия на соборе из числа духовенства и мирян, наметив с этой целью лиц, имеющих религиозный авторитет среди духовенства и верующих и в то же время проверенных на агентурной или патриотической работе.

Важно обеспечить, чтобы в числе намеченных кандидатов преобладали агенты НКГБ, способные провести на соборе нужную нам линию;

2. На всех намеченных кандидатов (за исключением епископов) представить к 1 декабря с.г. справки, в которых, наряду с изложением краткой биографии, деловых качеств и политической характеристики, указать насколько данная кандидатура авторитетна в церковных кругах.

Порядок продвижения кандидатур, намеченных Вами для участия на соборе, будет сообщен Вам после ноябрьского совещания епископов. Для получения дополнительных указаний, вступать в переговоры с агентурой о кандидатурах, намечаемых для участия на соборе и вообще о поместном соборе не следует.

3. Обязать агентов из числа епископов, участников предсоборного ноябрьского совещания, по прибытии в Москву, связаться с работниками 5 Отдела 2 Управления НКГБ СССР по телефонам:

К-4-24-00, спросить Алексея Ивановича, или К-4-59-07, спросить Александра Ивановича. О выезде их заблаговременно телеграфировать.

НАЧАЛЬНИК 2 УПРАВЛЕНИЯ НКГБ СССР
Комиссар Государств. Безопасности 3 ранга
ФЕДОТОВ.

НАЧАЛЬНИК 5 ОТДЕЛА 2 УПРАВЛЕНИЯ
Комиссар Государств. Безопасности
КАРПОВ.
№ 122.

CREDO-PRESS 12.01.2019  https://credo.press/222109/ 




========================================================