1янв. (н.с.)
Вашинrrонская Декларация 26 государств или "Декларация Объединенных Наций".
По настоянию СССР (!? –Л.Р.) во вступительную часть Декларации внесено положение о том, что полная победа над врагом "необходима для защиты жизни, свободы, независимости и релuгuозной свободы (выд. – Л.Р.) и для сохранения человеческих прав и справедливости" во всех странах.
Обязательства употребить все экономические и внешние ресурсы против членов Тройственного пакта 1940 г. и присоединившихся к нему государств.
Дипломатич. Словарь,М., 1984, т. 1, стр. 173
Начало года
Послание митр. Серафима (Лукьянова) с благословением А.Гитлеру.
Из Послания:
... Да будет благословен час и день, когда началась великая славная война с III интернационалом. Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога...
“Церковная жизнь” 1942 №1. Цит. по www.ateism.ru/article.htm?no=1402
24 января
Визит архиеп. Поликарпа (Сикорского) к Рейхскомиссару, главе германской власти на Украине.
Из пронемецкой газеты "Волынь" (цит. по книге Ф.Процюка):
Глава Автокефальной Православной Церкви в Генерал-Губернаторстве [имеется в виду митр. Варшавский Дионисий – Ф.П.] на основании Синодального Канонического Томоса от 13 ноября 1924 года, в целях упорядочения церковной жизни на освобожденных от большевиков украинских землях, назначил Высокопреосвященнейшего Поликарпа, Архиепископа Луцкого и Ковельского, Администратором Православной Церкви на Украине. В связи с этим назначением Высокопреосвященнейший администратор прибыл в г.Ровно, чтобы нанести визит Рейхскомиссару, как наивысшему представителю гражданской Германской Власти на украинских землях.
[Ввиду отсутствия последнего, Владыка был принят его заместителем]. Владыка просил передать свое письменное приветствие Господину Рейхскомиссару, которое заканчивалось словами: "Прошу принять для Великого Вождя Немецкого Народа Адольфа Гитлера пожелание полноты сил духовных и телесных, а также неизменного успеха для окончательной победы над врагом Востока и Запада. За эту победу, вместе со своими верующими, опекать духовенство которых я призван, я буду возносить молитвы к Всемогущему Господу".
Ф.Процюк:
Искусственно образованная "автокефальная" Церковь, естественно, не могла пользоваться авторитетом среди народа. Это учли немцы и поэтому разрешили существование на Правобережной Украине другой церковной организации, так называемой "Автономной Церкви", во главе которой поставили в звании "Экзарха" архиепископа Алексия (Громадского). Оосбенностью этой церковной организации было то, что она не брала на себя смелость называться автокефальной, а сохраняла прежнее название автономной и, следовательно, должна было признавать главенство Московского Патриарха или лица, его замещавшего.
Судя по всему, немцы больше считались с "автономистами", и когда захватили Киев, то отдали им Софийский и Владимирский соборы, а "автокефалистам" – Андреевский собор.
Ф.Процюк. Обособленческие движения на Украине. Стр. 412 - 425.
8 февраля
Высказывание Гитлера о лютеранских и католических священниках:
Величайший ущерб народу наносят священники обеих конфессий. Я не могу им теперь ответить, но все заносится в мою большую записную книжку. Придет час, и я без долгих церемоний рассчитаюсь с ними.
В такие времена я не стану считаться со всякой там юридической чепухой. Решающее значение имеет лишь вопрос, целесообразно это или нет.
Застольные беседы Гитлера, 3намя, 1993, №2, стр.1З6
9-10 февраля
Пинский Собор украинских епископов, положивший начало Украинской автокефальной церкви ("неолипковщина").
А.Свитич:
Протоиерей Никанор Абрамович, сохранивший при пострижении в монашество свое мирское имя, был Архиепископами Александром (Иноземцевым) и Поликарпом (Сикорским) и епископом Брестским Георгием (Коренистовым) хиротонисан во епископа Чигиринского. На второй день — 10 того же февраля был теми же иерархами хиротонисан во епископа Уманского и протоиерей Иоанн Губа, получивший при монашеском постриге имя Игоря. Все эти иерархи образовали Собор украинских епископов, на котором архиепископы Александр и Поликарп были возведены в сан митрополитов.
Этот же Пинский Собор положил начало так называемой "неолипковщине". Пинский Собор вынес постановление о принятии кающихся священников и диаконов Украинской Автокефальной Церкви, рукоположенных иерархией 1921 года ("митрополита" Василия Липковского), в "сущем сане". Епископов к тому времени принадлежавших к "Липковщине" на Украине уже не было.
Митрополит Поликарп и новые украинские епископы Никанор и Игорь стали хиротонисать новых епископов и, таким образом, на освобожденных от большевиков землях Украины образовались две украинских церкви: Автокефальная, возглавляемая митрополитом Поликарпом (Сикорским), и Автономная, – возглавляемая митрополитом Алексием (Громадским). Как в Киеве, так и в других главнейших епархиальных центрах Украины, пребывали епископы обеих украинских церквей – Автокефальной и Автономной. Епископы Автономной церкви и подведомственное им духовенство совершали Богослужения на церковно-славянском языке, иногда с т. н. "украинской вымовой", тогда как Автокефальная Украинская церковь пользовалась богослужебным языком украинским. А.Свитич. Стр. 267-268.
12 февраля
Заседание Св.Синода Московской Патриархии.
Назначение архиепископа Ярославского Иоанна (Соколова) митрополитом Киевским и Галицким, Экзархом Украины.
Прежний митр. Киевский Николай (Ярушевич) перемещен на Крутицкую кафедру.
Цыпин. Стр.306
17 февраля
Доклад рейх-фюреру СС Генриху Гимлеру Рейнхарда Хейдриха – главного претворителя в жизнь гитлеровского плана "окончательного решения еврейского вопроса", о массовых убийствах православных сербов:
Число славян. уничтоженных хорватами наиболее садистскими методами достигает 300.000... Сербам, живущим в Хорватии, если они принимают католичество, позволяется жить без преследований... Karlheinz
Deschner, With God and Furher p. 282. Вениамин Гомартели. Летопись. http://hristov.narod.ru/letopis3.htm
В феврале д-р Привислав Грисогно, католик, член бывшего югославского кабинета, написал протест хорватскому католическому архиепископу Степинацу:
Наша Католическая церковь двояко участвовала в этих, худших, чем у язычников, преступлениях; но что еще ужаснее, католические священники становились командирами лагерей и отдавали приказы или же не препятствовали совершать дикие пытки, убийства и зверства в отношении крещеных людей. Один католический священник перерезал горло православному сербскому священнику... Епископы дают свое согласие, по крайней мере, своим невмешательством... Один епископ открыто поносил судьбу невинных сербских христиан, пострадавших больше, чем евреи в Германии. Я пишу это, чтобы спасти свою душу и предоставляю вам искать способ спасти вашу.
Holy New Martyr Vukashin // Orthodox Canada. № 114 (1986). Там же
15 февраля
Запись в дневнике Лидии Осиповой, жительницы г.Пушкин под Ленинградом:
15 февраля. Люди умирают от голода, вшей, тифа, жестокого и подлого обращения с ними немцев, так и тех русских, которые стоят у власти над ними, и все же у них достаточно духовных сил для того, чтобы отдаться мыслям о Боге и религии... М.Шкаровский. Церковное возрождение на оккупированных территориях Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии в 1941-44 гг. http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2102
22 марта
Реакция Гитлера на "Пастырское послание немецких епископов о положении католической церкви в Германии" от 15 марта 1942 г.:
«После еды я (Генри Пиккер, ведший протокольные записи бесед – Л.Р.) склеил телеграмму, полученную от службы безопасности, и по поручению Бормана передал ее Гитлеру.
Согласно ей немецкие епископы зачитали сегодня со всех алтарей пастырское послание, в котором обвинили национал-социалистское правительство в нарушении установленного конкордатом принципа гражданского мира и это, дескать, несмотря на то, что 93% германского
народа исповедуют христианство, а бесчисленное множество католиков на передовых позициях черпают мужество из своей веры и отмечены наградами за свое героическое поведение.
Те, кого их религиозное чувство приводит в церковь, подвергаются преследованиям; за священниками установлена слежка, в школах-интернатах (например, в национал-политических воспитательных заведениях) запрещено преподавание закона Божьего, всячески препятствуется воспитание детей в религиозном духе, заповедь "Не убий!" нарушается организованным в соответствии с приказом правительства убийством неизлечимо больных и показом тенденциозных фильмов ("Я обвиняю"), нарушается право собственности (конфискация монастырского имущества) и поэтому возвращающиеся с фронта члены монашеских орденов не находят себе приюта и вообще вынуждены в дальнейшем опасаться покушений на их частную собственность.
Гитлер приказал, чтобы в прессе не велось никакой полемики с пастырским посланием, но напротив всячески подчеркивалось единство тыла и Восточного фронта. Противодействовать посланию следует с помощью частных, объективных корреспонденций.
Застольные разговоры Гитлера, 3намя, 1993, №2, стр.1З7-1З8
15/28 марта
Определение № 12 Патриаршего Местоблюстителя по делу еп. Поликарпа (Сикорского), отделившегося в автокефалию на оккупированной территории. Послание митр. Сергия украинской пастве.
«...Я имею сведения, что в ответ на мое обращение епископ Поликарп называет меня самозванцем, будто бы незаконно захватившим должность Патриаршего Местоблюстителя, и продолжает свое недоброе дело ...
По 8 правилу св. Григория Кесарийского, изменники христианства, участвовавшие вместе с варварами в ограблении христианских селений, в случае покаяния не принимаются даже в разряд кающихся впредь до особого о них суждения на Соборе (ср. Патриаршую анафему большевикам 1918 г. - Л.Р.). Тем непростительнее вина тех изменников православию, которые будут пользоваться нашествием варваров-фашистов, чтобы при их поддержке грабить украинцев духовно, увлекая их из спасительной ограды Церкви-матери на путь раскола и самочиния. Что же сказать о вине архиерея, который, изменив своей архиерейской присяге и совести, представил свое архиерейство на службу преступному предприятию?? …»
Из постановления:
«3. Если (чего мы не делаем) епископ Поликарп, впадая в "суд диаволь", пренебрежет запрещением, признать епископа Поликарпа лишившим
себя сана и монашества и всякого духовного звания с самого момента нарушения им запрещения».
"Правда о религии в России"
15/28 марта
Дата предисловия митр. Сергия к книге "Правда о религии в России". Из предисловия:
«...Эта книга есть ответ прежде всего на крестовый поход фашистов, предпринятый ими якобы ради "освобождения" нашего народа и нашей Православной Церкви от большевиков. Но вместе с тем книга отвечает и на общий вопрос: признает ли наша Церковь Себя гонимой большевиками и просит ли кого об освобождении от таких гонений?
...Даже и теперь, в 25-й год после революции, можно встретить кое-где такие настроения, о прежних же годах и говорить нечего. Известно, что тема о гонениях на религию в России и прежде не сходила со страниц заграничной враждебной пpeccы а в прессе церковно-эмигрантской остается лейтмотивом и доселе. При этом имеются в виду не какие-нибудь эксцессы, неизбежныe при всяком массовом восстании, а предполагаются официальные систематические меры советской власти к истреблению верующих и особенно духовенства. Эмигрантская пресса без стеснения проводила параллель между гонениями первых веков и современными "гонениями" в России ...
Численно Церковь понесла за время после революции большие потери. С отделением Церкви от государства сняты были всякие преграды, искусственно задерживающие людей в составе Церкви, и все номинальные церковники от нас ушли ...
Те, кто не хотел отказаться от царской власти, не могли оставаться в Церкви, которая готова была обойтись без царя и не имела ничего против советской власти. Отсюда явились разные эмигрантские расколы, увлекшие из Церкви едва ли не всю нашу церковную эмиграцию.
Одновременно с ними и, очень может быть, под их активным влиянием отделились от нас и некоторые центробежныe группы в пределах России: иоанниты, иосифляне, викторовцы, даниловцы и просто наши оппозиционеры, не мирившиеся с молитвой за советскую власть и вообще с краснотой, как они называли, нашей ориентации ...
В нашей Церкви воцарился невообразимый хаос, напоминавший состояние Вселенской Церкви во времена арианских смут, как оно описывается у Василия Великого ...
(Можно подхватить эту мысль митр. Сергия, добавив, что роль Никейского собора сыграл Великий Собор 1917-18 гг. С арианами нужно сравнить тех, кто отошел от решений этого собора, в которых был раскрыт догмат о Церкви, – а это сам митр.Сергий и его духовные наследники. Как известно, ариане при поддержке св. императора Константина несколько десятилетй почти полностью владели
Восточной и отчасти Западной Церковью – Л.Р.)
Мы могли рассчитывать только на нравственную силу канонической правды, которая и в былые времена не раз сохраняла Церковь от конечного распада. И в своем уповании мы не посрамились ...
Наша Русская Церковь не была увлечена и сокрушена вихрем всего происходящего. Она сохранила ясным свое каноническое сознание, а вместе с этим и канонически-законное возглавление, т.е. благодатную преемственность Вселенской Церкви и свое законное место в хоре автокефальных Церквей ..." Правда о рeлигии в Poccии, стр. 7-17
"Богословская" мысль митр. Сергия мечется, пытаясь вводить новые и неясные понятия. Что такое "благодатная преемственность Вселенской Церкви"? Обычная апостольская преемственность тайносовершительной харизмы? Но об этом никто и не спорил. Преемственность первосвятительской харизмы? Но она осуществляется только через Поместный Собор, и как раз этой харизмы митр. Сергий не имел. - Л.Р. 2008 г. Если такая харизма вообще существует - примеч.2011 г.)
Православный историк о. Иннокентий Павлов о сталинской религиозной политике во время войны:
Мы сейчас лишь кратко рассмотрим её внешнеполитическую составляющую, умелым проводником которой был Николай (Ярушевич). Он сначала носил титул митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины (с 15 июля 1941 г.), а затем (с 28 января 1944 г.) Крутицкого, управляющего Московской епархией. Митрополит Николай (Ярушевич) – несомненно, самая блистательная церковно-историческая фигура своего времени (в военные и послевоенные годы). В отличие от своего неудачливого коллеги Сергия (Воскресенского), понадеявшегося на быстрый разгром СССР и потому оставшегося в Риге, куда вскоре пришли немцы (за это как "предатель" он был в 1944 г. ликвидирован бериевским спецназом, переодетым в форму СС), Николай приложил все усилия, чтобы с отступавшими частями Красной Армии выбраться из Луцка, служившего ему резиденцией, и как можно скорее оказаться в Москве, где его ожидал пышный экзарший титул, внушавший надежду на возрождение порушенной всего четыре года назад подведомственной МП церковной структуры. Эвакуировавшись было в октябре 1941 г. в Ульяновск по приказу с Лубянки вместе с бесчинно носившим с 1937 г. титул Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), он уже в январе 1942 г. был вызван своими кураторами в Москву. Наступает его звёздный час. Он теперь ответственный за внешние сношения МП, которым в Кремле придают серьёзное значение.
С одной стороны, нужно демонстрировать западным союзникам "свободу совести в СССР". Этой цели будет служить выпущенная им в 1942 г. мерзкая в своей неприкрытой лживости книжка "Правда о религии в России", где впервые название "Русская православная церковь" было заявлено официально как название структуры, управляемой Московской патриархией. А через год это название будет легитимировано названием государственного органа – Советом по делам Русской православной церкви (так в оригинале) при Совете Народных Комиссаров Союза ССР.
С другой стороны, митрополиту Николаю было велено наладить отношения с православным Востоком. На своём безупречном французском языке он тогда шлёт от имени митрополита Сергия телеграммы на Фанар, в Александрию, в Дамаск (центр Антиохийского патриархата) и в Иерусалим: дескать, "живы, просим молитв в дни постигшего нашу страну военного испытания". Следует отметить, что на Востоке искренне обрадовались оживлению Русской Церкви, так что ответные телеграммы с выражением молитвенной поддержки не замедлили себя ждать. Всё это и нашло отражение в упомянутой выше пропагандистской книжке, с которой началась, закончившаяся уже в 1960 г. деятельность митрополита Николая в качестве главного (и почти единственного в РПЦ МП) церковного издателя (с 1944 г. – в качестве председателя Издательского отдела МП).
Иннокентий Павлов. НАПРАСНЫЕ ТРЕВОГИ. Заметки церковного историка в связи с возможной перспективой нового Всеправославного Собора. Часть 2. http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=932
Пасха 1942
Празднование Пасхи в осажденном Ленинграде.
В.Кононенко:
«Приближалисъ пасхальные праздники. Так и ocталосъ тайной, где помощница старосты Евдокия Ивановна Леонович раздобыла огромные стекла для окон собора. Впрягшись в телеги, их привезли прихожане. Но и в пасхальную ночь 42-го года враг не ocтавил город в покое. Тогда был особенно жестокий налет ...
7 апреля в Никольском соборе было темно и холодно. К празднику сумели изготовить несколько десятков свечей, но их не хватало. Слабый свет лампад едва рассеивал мрак. В любую минуту мог снова начаться налет. "Но враг не в силах был погасить свет, который горел внyтpи нас. Мы хранили в себе этот свет, верили в победу", – так писал в своих воспоминаниях митрополит Алексий (Симанский, будущий Патриарх - Л.Р.).
В церквах Ленинграда читали его обращение к пастве:
"Победа дocтигается силой не одного оружия, но и силой всеобщего подъема и мощной веры в победу...
И само воинство наше сильно не одною численнocтью и мощью оружия: в него переливается и зажигает сердце воинов тот дух единения, которым живет теперь весь русский народ. Несмотря на неимоверные трудноcти современной войны, мы не только не ослабели, но, наоборот, окрепли в paтных подвигах; силе и искуccтву врага мы противопocтавили нашу силу и наше воинское искуccтво и, что важнее всего, не изнемогающее ни перед какими труднocтями всенародное воодушевление ...
Победа грянет, как светлое воскресенье! С нами древние воины и древние просветители – все прошлое и все настоящее нашего народа, слитые воедино. Мы верим, что победим во имя будущего, сохраним навеки неугасимый свет родины и нашей культуры".
Близился к концу только первый блокадный год. И осажденные не знали, сколько еще будет дней войны, как еще далека Победа. Но они верили в нее ...»
В.Кононенко, Память блокады, Наука и Религия, 1988, N 5
Пасха 1942
Пасхальное послание Митрополита Анастасия (РПЦЗ):
…Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы... И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего. Освобожденная часть русского народа повсюду уже запела "Христос Воскресе!.. “Церковная жизнь”. 1942. №4.
1.http://www.evangelie.ru/forum/t49268.html 2. В. Гомартели. Летопись.
31 марта Публикация в датской газете статьи об отношении Гитлера к христианству:
СТОКГОЛЬМ, 31 марта. (ТАСС). Газета "Дагенс нюхетер" опубликовала статью по поводу "настольной книги германского солдата" – "Бог и народ", которая издана в Германии тиражом 200 тысяч экз. Столь широкое распространение книги, содержащей резкие выпады против христианства, доказывает, по мнению газеты, что германские власти весьма заинтересованы в популяризации содержащихся в ней тезисов.
Газета цитирует следующую выдержку из книг: "Фронты ясны. На одном – Христос, на другом – Германия. Третьего не дано. Компромисс невозможен, может быть только определенное решение".
Автор книг пишет также, что христианство – главный враг Германии. "Христианство – религия малых, слабых и трусливых. Бог христианства – бог любви, а любовь не есть божественная сущность. Мы, немцы, обязаны быть первыми, которые покончат с христианством. Это – для нас честь. Поэтому мы, немцы, не
можем быть христианами".
"Правда" - апрель 1942 года. Цит. по: http://old.russ.ru/ist_sovr/express/1942_14.html
Ночь с 4 на 5 апреля. Празднование Пасхи в Москве.
Прот Александр Авдюгин:
В 1942 году Православная Церковь праздновала самую раннюю Пасху…
Вопрос о полуночных службах, во всех православных приходах Москвы обсуждался. Волновались верующие. Да и как не волноваться, если немец еще недалеко от столицы был.
Бомбардировок опасались. Ночные хождения по городу не приветствовались, как и затемнение соблюдали. Если службы под пятницу и субботу Страстной недели допускали некоторый компромисс по времени их совершения, то пасхальная служба, в самую полночь Светлого Воскресения могла быть запрещена. Сильно переживали москвичи. В иной час и иное время не воспринималась праздничная пасхальная Заутреня. Уже даже поговаривали, что если власти не разрешат, все едино, служить будут… А ведь по указам военного времени карались не только действия, но и намерения.
И вдруг, в 6 часов утра в субботу 4 апреля утреннее радио неожиданно для всех началось сообщением распоряжения коменданта Москвы, разрешающего свободное движение в Москве в ночь на пятое апреля. Восторгам православных москвичей, удовлетворенных в самых заветных своих ожиданиях, не было конца…
Прот. Александр Авдюгин. Ранняя Пасха 1942 года. http://www.pravmir.ru/rannyaya-pasxa-1942-go/
М.Поповский:
"Первый после Октябрьской революции знак официального государственного благоволения к православной церкви был явлен на Пасху 1942 года. Город лежал в абсолютном и обязательном затемнении. Военные патрули следили, чтобы после девяти вечера никто из гражданских лиц на улицах не появлялся. И вдруг на рассвете 5 апреля по радио – слушайте! слушайте! – распоряжение Коменданта Москвы: разрешается беспрепятственное движение по городу на всю пасхальную ночь, "согласно традиции". Толпы народа повалили к заутрене ...
В том же апреле ... Нарком иностранных дел Молотов опубликовал ноту "О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в советских районах". И снова впервые в советском официальном документе прозвучали слова: "Гитлеровские оккупанты не щадят религиозных чувств верующей чаcrи советского населения". М.Поповский, стр. 369
Из пасхального послания митр. Сергия:
"Наши враги возымели дерзость вместо Креста Христова признать своим знаменем языческую свастику. Не забудем слова: "Сим победиши". Не свастика, а крест призван возглавить христианскую нашу культуру, наше христианское жительство. В фашистской Германии утверждают,
что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится.
Значит, Германия, собираюшаяся владеть миром будущего, намеревается забыть Христа и идти своим новым путем. За эти безумные намерения и соответствующие дела да поразит праведный Судия Гитлера и всех соумышленников его и да откроет глаза тем, кто все еще не хочет видеть в Гитлере врага Христова". ЖМП, 1943, стр. 26
4 -5 апреля
Второй Всеславянский митинг в Москве (без участия духовенства).
М.Поnовский, стр. 367
7 апреля
Публикация в советской печати сообщения об учреждения Еврейского антифашистского комитета при Совинформбюро — органе советской военной пропаганды и его воззвания к «евреям во всём мире» за 47 подписями.
Основная задача ЕАК — влиять на международное общественное мнение и организовывать политическую и материальную поддержку борьбы СССР против Германии. Непосредственное кураторство ЕАК осуществлял С. Лозовский.
В ЕАК вошли политические деятели С. А. Лозовский (руководитель Совинформбюро) и М. М. Бородин, писатели И. Г. Эренбург и Д. Р. Бергельсон, поэты С. Я. Маршак, П. Д. Маркиш, Л. М. Квитко, кинорежиссёр С. М. Эйзенштейн, музыканты Д. Ф. Ойстрах, Э. Г. Гилельс, актёр В. Л. Зускин, генералы Я. Г. Крейзер и А. Д. Кац, Герой Советского Союза командир подводной лодки И. И. Фисанович, академики А. Н. Фрумкин, П. Л. Капица (единственный нееврей, участвовавший в деятельности комитета), Л. С. Штерн и др., создатель Камерного театра А. Я. Таиров, актёр и главный режиссёр Московского государственного еврейского театра Соломон Михоэлс, которому раньше отводилась роль заместителя Эрлиха, был назначен председателем ЕАК. Секретарем ЕАК стал Ш. Эпштейн.
1) http://www.zman.com/news/2012/08/12/132597.html
2) Электронная еврейская энциклопедия ст. Еврейский антифашистский комитет http://www.eleven.co.il/article/10244
9 апреля
Высказывание Гитлера о христианской религии:
Неудивительно, что их религия позволила японцам достигнуть гораздо больших успехов, чем исповедующим христианство англичанам и американцам. Ибо у них весь народ превыше всего чтит "героев", приносящих в жертву величайшую ценность – свою жизнь во имя выживания и величия нации. В христианских же церквах наиболее чтят так называемых святых, то есть людей, которые, к примеру, много лет простоят на одной ноге или вместо того, чтобы хоть раз в жизни улыбнуться хорошенькой девушке, спят на шипах.
И здесь, как впрочем и во многих других случаях, расчеты церкви не оправдались.
Неудивительно также, что распространяемое католической церковью христианское вероучение своими проповедями внушает людям не оптимизм, а пессимизм и в отличие от японской государственной философии, не воодушевляет людей постоянными указаниями на то, что они обретут блаженство после кончины, но приводит их в уныние, все время описывая адовы муки ...
При этом любой разумный человек, вникший в суть дела, сразу поймет, что все церковное вероучение просто чушь. Ибо как же это может быть, чтобы человека в аду насаживали на вертел, поджаривали и как-то еще мучили, когда тело человеческое не может ожить уже потому, что происходит естественный процесс разложения.
Также ерунда представлять себе небеса как место, куда необходимо стремиться попасть, хотя в соответствии с церковным учением туда попадут лишь те, кто никак себя не проявил в жизни, например, умственно неполноценные и так далее. Воистину никакого удовольствия не доставит встретить там всех тех, чья глупость,
несмотря на библейское из речение "Блаженны нищие духом", раздражала еще при жизни.
И как можно увлечь человека, внушая eму, что на небесах он найдет только невзрачных и духовно немощных женщин. Далее его уверяют, что на небеса попадет лишь тот, у кого меньше всего грехов на совести. Хотя количество грехов с возрастом увеличивается, никто из духовных лиц не только не выражает готовности уже вмолодые годы уйти из жизни, но напротив даже шестидесятилетние кардиналы стремятся как можно дольше продлить свое пребывание на этой земле.
Остается лишь констатировать, что все это католическое вероучение есть не что иное, как невероятная смесь ханжества и гешефта в сочетании с использованием приверженности человека к своим застарелым привычкам.
Застольные разговоры Гитлера, Знамя, I99З, N2, стр.I46-I47
29 марта/11 апр.
Указание Гитлера относительно религиозной политики на оккупированных территориях:
"Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту, которая почитала бы Бога по-своему. Если некоторые деревни в результате захотят практиковать черную магию, как это делают негры или индейцы, мы не должны ничего
делать, чтобы воспрепятствовать им. Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола". (Ср. советскую церковную политику до 1927 г. - Л.Р.) Алексеев, стр. 158
11 апреля
Высказывание Гитлера об организации церкви на оккупированных территориях России:
Сообщества деревень нужно организовать так, чтобы между соседними сообществами не образовалось бы нечто вроде союза.
В любом случае следует избегать создания единых церквей на более или менее обширных
русских землях.
В наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о боге. Даже если таким образом жители отдельных деревень станут, подобно неграм или индейцам, приверженцами магических культов, мы это можем только приветствовать, поскольку тем самым разъединяющие тенденции в русском пространстве еще белее усилятся. 3астольные разговоры Гитлера, 3намя, 199З, N2, стр.148
30 апр./13 мая
Письмо Розенберга к рейхскомиссарам Остланда и Украины о религиозной политике. Основные положения (в излож. Алексеева):
1. Религиозным группам категорически воспрещалось заниматься политикой.
2. Религиозные группы должны быть разделены по признакам национальным и территориальным. При этом национальный признак должен быть особенно строго соблюдаться при подборе возглавления религиозных групп. Территориально же религиозные объединения не должны были выходить за границы генерал-бецирка, т.е.
приблизительно, в применении к Православной Церкви, за границы одной епархии.
3. Религиозные общества не должны были мешать деятельности оккупационных властей. Алексеев, стр. 162
16 мая
Выступление главы Восточного министерства А. Розенберга перед генерал- и гебитскомиссарами в Риге:
«Русская православная церковь была политическим инструментом власти царизма, и теперь наша политическая задача состоит в том, чтобы там, где существовала русская церковь, образовать другие церковные формы. В любом случае мы будем препятствовать, чтобы великорусская православная церковь господствовала над всеми народностями... Следовало бы далее обдумать введение латинского шрифта вместо русского. Поэтому также целесообразно, если какие-то церкви останутся по возможности ограниченными областью одного генералкомиссара... Для Эстонии и Латвии тоже является целесообразным, если они будут иметь свои собственные национальные церкви».
М. В. Шкаровский. Православие и Россия. Цит. по В.Гомартели. Летопись.
1942 год
Разрешение Экзарху Прибалтики, митр. Сергию (Воскресенскому), сохранить каноническое подчинение Московской Патриархии. Выступления митр. Сергия (Воскресенского) с
антикоммунистическими заявлениями.
Высказывания митр. Сергия (Воскресенского) – со слов свидетеля: "Не таких обманывали – с НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть не трудно". Алексеев, стр. 167
6 июня
Высказывание Гитлера о разрушительном влиянии Библии на германскую нацию:
«Это просто несчастье, что Библия была переведена на немецкий язык, и все это еврейское шарлатанство и крючкотворство стало доступным народу.
До тех пор, пока эти премудрости, в частности Ветхий Завет, передавались из поколения в поколение исключительно на церковной латыни, отсутствовала опасность того, что разумные люди, взявшись за изучение Библии, помутятся в уме. Но из-за того, что Библия сделалась всеобщим достоянием, множество людей получило возможность ознакомиться с религиозными идеями, которые – благодаря еще такому характерному свойству немцев, как склонность к размышлениям – способствовали тому, что большинство из них со временем впало в религиозное безумие.
Учитывая также, что католические священники восхваляли "безумцев" как "святых", таких движений, как движение флагеллянтов в Германии в средние века, избежать было просто невозможно.
Немец, наделенный разумом, должен был просто за голову схватиться, видя, как еврейский сброд и попы с их болтовней побудили немцев вести себя наподобие высмеиваемых нами завывающих турецких дервишей и негров».
Застольные разговоры Гитлера, Знамя, 199З, № 2, стр.161
7/20 июня
Совещание в Остминистерстве по вопросу об издании закона о веротерпимости.
В отношении Прибалтики (изложение Алексеева):
1. Оккупационные власти считали для себя выгодным объединение всех православных вокруг московского Экзарха с целью выселения их после войны в Рейхскомиссариат Москвы.
2. Во время войны они считали не столь важным, кому номинально подчинялся Экзарх в Прибалтике – Москве или Константинополю, тем более, что пребывание Экзарха Константинопольского Патриарха в Лондоне действительно не могло быть им приятно.
3. Такая политика давала возможность оккупационным властям подчеркивать свою веротерпимость и использовать полностью антикоммунистические выступления Экзарха Сергия в пропагандных целях. Алексеев, стр. 169
22 июня
Публикация юбилейной статьи Е.Махароблидзе (редактор "Церковного Обозрения" и секретарь Синода РПЦЗ).
Текст статьи:
К ГОДОВЩИНЕ КРЕСТОВОГО ПОХОДА
Прошел год, как поднят меч Правды на самого страшного врага всего человечества - коммунистический интернационал, разносящий по всему миру разъедающий душу человека чумный яд большевизма. И вот ныне значительная часть европейской России свободна уже от этого проклятого врага и дезинфекцией европейских войск под руководством великого Вождя германского народа обезврежена и очищена от этой заразы. И там, где давно уже не раздавался колокольный звон; там, где был безумно жестокий фронт против Бога; там, где в святом святых царила "мерзость запустения" и где славить Всевышнего считалось тяжким преступлением; где молитвы творились тайно и украдкой осеняли себя знамением креста, - там теперь разносится малиновый звон колоколов; открыто и безбоязненно, как 25 лет тому назад, с усугубленными лишь чувствами и особым волнением при слезах радости несутся к престолу Царя Вселенной молитвенные вздохи освобожденного из ада буквально погибавшего русского народа.
Особая радость охватывает нас от сознания, что мы наконец дождались того момента, которого так долго ждали в муках и унижениях нашего эмигрантства. И нет слов, нет чувcтв, в которых можно было бы излить заслуженную благодарность освободителям и их Вождю Адольфу Гитлеру, возстановившему там свободу вероисповеданий, возвратившему верующим отнятые у них храмы Божии и возвращающему им облик человеческий.
И теперь накануне предстоящего великого наступления на восток, чтобы добить врага до конца, хочется, чтобы и та, находящаяся еще в узах коммунизма, часть скорее приобщилась к освобожденной.
Идет страшная борьба. Весь мир содрогается от нея. Усиливается она еще и тем, что, кроме усовершенствованных орудий смерти, пущено в ход не менее опасное оружие - оружие лжи, пропаганды...
Ныне это оружие лжи, усиленное радиопередачей, отравляет народы и толкает их на верную гибель. И как странно, что это оружие лжи с неслыханным упорством применяется еврейскими властелинами Москвы, Лондона и Нью-Йорка, оправдывая свое греховное происхождение, оттененное Божественным Спасителем: "Ваш отец диавол, отец лжи" (Иоан. IV, 44).
Но Правда побеждает, она и победит. И не даром Провидение избрало Вождя Великой Германии Своим орудием сокрушения этого общечеловеческого врага, который, помимо русского народа, угрожал в следующем этапе непосредственно германскому народу. "Борьба с Германией, - писал в 1934 г. вождь сионистов Владимир Жаботинский в январском номере журнала "Наша Речь", - ведется целые месяцы всеми иудейскими религиозными общинами, всеми еврейскими конференциями, всеми евреями по всему свету. Имеется основание думать, что наше участие в этой борьбе принесет всем пользу. Мы возбудим войну всего света против Германии, войну духовную и материальную...
наши еврейские интересы требуют, наоборот, полного уничтожения Германии" (из "Мировой Службы"). Германский народ знает это и в этом залог, что он в союзе с другими народами доведет с Божьей помощью борьбу до конечной победы. И мы верим, что это будет так.
"О, радость моя, какое горе постигнет Россию за ее грехи, какое великое горе! А смертность то какая великая будет в России! Ангелы не будут поспевать душ человеческих возносить на небо! О, радость моя, горе великое покроет Россию!" Плача и рыдая повторял это cв. Серафим Саровский ученикам своим, а затем в радости продолжал: "А после этого горя на России настанет такая радость, великая, неописуемая радость, среди лета "Христос Воскресе" запоют. Пасха среди лета будет" (Летопись Дивеевского монастыря).
Первая половина сего пророчества исполнилась. Исполнится, верим, и вторая половина, т. к. по Божьей воле за оружие взялись немцы. Почитаемый афонский старец о. Аристоклий, умирая в Москве в начале большевизма, пред своей кончиною сказал своим почитателям: "Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие. Надо будет русскому народу пройти через многие унижения; но в конце он будет светильником веры для всего Мира".
Рушится великобританская империя; в судоргах корчится ея союзник красный дракон; в бездействии мечется "князь королевской тайны" - иудейская надежда Рузвельт. Вот три
оплота общего врага человечества и его двухтысячелетней христианской культуры. И нынешний крестовый поход на заре второй годовщины должен уничтожить этот триумвират зла. И Провидение Божие судит быть сему.
22 июня 1942 г. Е. Махароблидзе. “Церковное обозрение”. 1942. №4-6.
1942 год
Немецкая религиозная политика в Белоруссии.
Условия организации Белорусской Церкви, предъявленные немецким командованием митр. Пантелеймону (Рожновскому):
1. Организовать православную Церковь самостоятельно, без всяких сношений с Москвой, или Варшавой, или Берлином.
2. Церковь должна носить название "Белорусская автокефальная православная национальная Церковь".
3. Церковь управляется своими св. канонами, и немецкая власть не вмешивается в ее внутреннюю жизнь.
4. Проповедь, преподавание Закона Божия, Церковное управление должны производиться на белорусском языке.
5. Назначение епископов должно производиться с ведома немецкой власти.
6. Должен быть представлен немецкой власти cтaтyт "Белорусской православной автокефальной церкви".
7. Богослужения должны совершаться на церковно-славянском языке.
Алексеев:
"После отступления Красной Армии в Белоруссии началось такое же быстрое вoccтановление закрытых советской властью церквей, как и в районе Пскова: сотни храмов были открыты. Однако, в отличие от Прибалтики, вoccтановление церковной иерархии было осложнено борьбой привезенных немцами эмигрантов-сепаратистов с белорусскими епископами, причем первых поддерживали оккупационные власти". (Последние требовали со6людения канонических правил при отделении от Русской Церкви, т.е. оттягивали дело.) Алексеев, стр. 171-172
1942
Телеграмма Всебелорусского Церковного Собора Адольфу Гитлеру:
Первый в истории Всебелорусский Православный Церковный Собор в Минске от имени православных белорусов шлет Вам, господин рейхсканцлер, сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от московско-большевицкого безбожного ярма, за предоставленную возможность свободно организовать нашу религиозную жизнь в форме Святой Белорусской Православной Автокефальной Церкви и желает быстрейшей полной победы Вашему непобедимому оружию.
Архиепископ Филофей (Нарко)
Епископ Афанасий (Мартос)
Епископ Стефан (Севбо) “Наука и религия” 1988 №5. Цит. по www.ateism.ru/article.htm?no=1402
1942
год
Немецкая религиозная политика на Украине.
Две конкурирующие Церкви:
1. Автономная (в составе РПЦ), основанная на решениях Собора 1917-18 гг., глава – митр. Алексий (Громадский), не менее 55% населения Украины.
2. Автокефальная, порвавшая с Русской Церковью, глава – митр.Поликарп (Сикорский). Не более 40% населения.
Убийства священников и епископов Автономной Церкви: еп. Мануил (Терновский), митр. Алексий (Громадский) украинскими партизанами-самостийниками. Поддержка немцами Автокефальной Церкви.
Алексеев:
"Несмотря на явный вред борьбы двух церквей для восстановления православия на Украине, религиозный подъем среди населения был так велик, что удалось вoccтановитъ до 40% дореволюционного количества храмов, в то время, как к 1939 г. Их ocтавалось менее 3%. Кроме того, так же, как в Псковщине и Белоруссии, были крещены все дети и молодежь до 18 лет". Алексеев, стр. 173-175
В. Цыпин:
На окупированной немцами территории Киевской епархии в этом году было открыто 8 монастырей и 318 храмов, в которых служило 434 священников. История РПЦ.
1942 год
Оценка Алексеевым религиозной политики немецких оккупационных властей:
"Было известно, очевидно, многим желание Гитлера уничтожить Православную Церковь после войны. Было понимание важнейшей роли Православия в истории России и, отсюда, особо настороженное отношение к Русской Православной Церкви. Но, с другой стороны, был стихийно начавшийся религиозный подъем на всей занимаемой немецкой армией территории. Было понимание большинством представителей оккупационных властей громадной, благоприятной для немецкой армии, пропагандной роли этого подъема. Было, наконец, много немецких офицеров просто сочувствовавших этому подъему ... Фактически на всей оккупированной территории была восстановлена Русская Православная Церковь, хотя и разделенная на три части. Сепаратистских национальных церквей не удалось нигде создать, кроме Украины ..." Алексеев, стр. 175
1942-44
Православная издательская деятельность на оккупированных территориях. Историк И.В.Грибков:
Опора на Православную Церковь являлась одной из основ оккупационной политики [2; 150]. На территории временно оккупированных территорий действовало несколько крупных издательств православной
литературы – Рига, Псков, Смоленск, Витебск, Минск, Симферополь, Одесса. Центрами издания печатных периодических изданий были Псковская Православная миссия и Румынская Православная миссия.
Издательство Псковской Православной Миссии (Рига-Псков) издавало ежемесячный журнал "Православный Христианин". Журнал издавался с августа 1942 по май 1944 г. тиражом 2-3 тысячи экземпляров. В издании принимали участие священники Иаков Начиc, Николай Трубецкой (редактор), Константин Шаховской, протоиереи Кирилл Зайц, Георгий Бенигсен, Алексий Ионов, Иоанн Лёгкий, Георгий Тайлов, Николай Шенрок, архимандрит Богоявленского монастыря Серафим (Проценко), миряне барон Б.Г. Врангель, Р.В. Полчанинов, Р.И. Матвеева.
За счет хорошо отлаженной системы распространения в приходах "Православный Христианин", несмотря на небольшой тираж, был известен и очень популярен среди населения. Журнал стал по сути "учебником" и наглядным пособием для катехизаторских курсов при Миссии и уроков Закона Божьего в школах [3;153].
Румынская Православная миссия являлась крупнейшим издательским центром православной периодики по количеству наименований изданий и по их тиражам. С 1941 по 1944 г. Миссия издавала газету "Православная жизнь" на русском и журнал "Transnistria Christiana" на румынском (молдавском) языке. С лета 1943 г. для массового читателя в сельских местностях издавался "Вестник" (Одесса) Миссии тиражом 40000 экземпляров. В 1942-1943 гг. группе мирян удалось наладить выпуск журнала "Колокол" (Одесса). Для сотрудников Миссии и священников в Кишиневе выходил методико-практический журнал "Missionarul", материалы которого готовили сотрудники геологического факультета Бухарестского Университета.
Румынские издания отличались от прочих православных изданий очень высоким уровнем материалов и издательского профессионализма, отличным качеством и жестким противодействием сектантам, разнообразным "автокефалистам" и Московской Патриархии.
Удивительным фактом можно считать существование газет при монастырях. Несмотря на колоссальные трудности с полиграфической базой, отсутствие опыта издательской деятельности, нехватку бумаги и краски монастырские издательства сумели наладить выпуск регулярных изданий. В Риге объединенными усилиями издавался "Православный троиие-сергиевский листок" (издатель – священник Н. Виеглайс) [1;371]. Практически каждый крупный монастырь в оккупации старался создать издание для прихожан ("вестник", "листок", "ведомости"). Как правило, тираж этих газет был небольшим – несколько сот экземпляров. Исключением тут является мужской монастырь Беренад, издававший 2 раза в месяц полноценную газету "Воскресенье" тиражом несколько тысяч экземпляров [5;457].
В Бобруйске под непосредственным омофором епископа Смоленского и Брянского Стефана с июня 1943 г. выходила газета "Благовест" (с 15 июля
1944 г. – "Церковный благовест"), "газета возрождающегося на Руси христианства". Редактором издания был протоиерей Николай Ясинский, благочинный православных церквей Бобруйского
округа. Газета выходила 2 раза в месяц [6].
Для русских территорий были характерны не отдельные газеты, а постоянные рубрики в местных газетах: "Церковная жизнь", "Из жизни церкви", "Восстановлен храм", "Жизнь верующих". Выделиться и превратиться в самостоятельные издания им мешали материально-технические трудности. В изданиях "Двинский вестник" и "Русский вестник" имелись специальные разделы, посвященные жизни старообрядческих общин.
В оккупированной Финляндией Карелии была налажена систематическая пропаганда православия, в которой ключевую роль играла Финляндская Православная Церковь. В Карелии массово распространялась церковная газета "Ферзамлингсбладет". Для русских военнопленных под эгидой Церкви издавалась на русском языке православная газета "Друг военнопленных" тиражом 7.000 экземпляров [5;381].
И.В. Грибков. Православная периодика на временно оккупированных территориях (1941-1944 гг.) http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2405
22 июня
Статья Е.Махароблидзе в "Церковном обозрении":
К ГОДОВЩИНЕ КРЕСТОВОГО ПОХОДА
Прошел год, как поднят меч Правды на самого страшного врага всего человечества - коммунистический интернационал, разносящий по всему миру разъедающий душу человека чумный яд большевизма. И вот ныне значительная часть европейской России свободна уже от этого проклятого врага и дезинфекцией европейских войск под руководством великого Вождя германского народа обезврежена и очищена от этой заразы. И там, где давно уже не раздавался колокольный звон; там, где был безумно жестокий фронт против Бога; там, где в святом святых царила "мерзость запустения" и где славить Всевышнего считалось тяжким преступлением; где молитвы творились тайно и украдкой осеняли себя знамением креста, – там теперь разносится малиновый звон колоколов; открыто и безбоязненно, как 25 лет тому назад, с усугубленными лишь чувствами и особым волнением при слезах радости несутся к престолу Царя Вселенной молитвенные вздохи освобожденного из ада буквально погибавшего русского народа.
Особая радость охватывает нас от сознания, что мы наконец дождались того момента, которого так долго ждали в муках и унижениях нашего эмигрантства. И нет слов, нет чувcтв, в которых можно было бы излить заслуженную благодарность освободителям и их Вождю Адольфу Гитлеру, возстановившему там свободу вероисповеданий, возвратившему верующим отнятые у них храмы Божии и возвращающему им облик человеческий.
И теперь – накануне предстоящего великого наступления на восток, чтобы добить врага до конца, хочется, чтобы и та, находящаяся еще в узах коммунизма, часть скорее приобщилась к освобожденной.
Идет страшная борьба. Весь
мир содрогается от нея. Усиливается она еще и тем, что, кроме усовершенствованных орудий смерти, пущено в ход не менее опасное оружие – оружие лжи, пропаганды...
Ныне это оружие лжи, усиленное радиопередачей, отравляет народы и толкает их на верную гибель. И как странно, что это оружие лжи с неслыханным упорством применяется еврейскими властелинами Москвы, Лондона и Нью-Йорка, оправдывая свое греховное происхождение (курсив ЛР), оттененное Божественным Спасителем: "Ваш отец диавол, отец лжи" (Иоан. IV, 44).
Но Правда побеждает, она и победит. И не даром Провидение избрало Вождя Великой Германии Своим орудием сокрушения этого общечеловеческого врага, который, помимо русского народа, угрожал в следующем этапе непосредственно германскому народу. "Борьба с Германией, – писал в 1934 г. вождь сионистов Владимир Жаботинский в январском номере журнала "Наша Речь", – ведется целые месяцы всеми иудейскими религиозными общинами, всеми еврейскими конференциями, всеми евреями по всему свету. Имеется основание думать, что наше участие в этой борьбе принесет всем пользу. Мы возбудим войну всего света против Германии, войну духовную и материальную... наши еврейские интересы требуют, наоборот, полного уничтожения Германии" (из "Мировой Службы"). Германский народ знает это и в этом залог, что он в союзе с другими народами доведет с Божьей помощью борьбу до конечной победы. И мы верим, что это будет так.
"О, радость моя, какое горе постигнет Россию за ее грехи, какое великое горе! А смертность то какая великая будет в России! Ангелы не будут поспевать душ человеческих возносить на небо! О, радость моя, горе великое покроет Россию!" Плача и рыдая повторял это cв. Серафим Саровский ученикам своим, а затем в радости продолжал: "А после этого горя на России настанет такая радость, великая, неописуемая радость, среди лета "Христос Воскресе" запоют. Пасха среди лета будет" (Летопись Дивеевского монастыря).
Первая половина сего пророчества исполнилась. Исполнится, верим, и вторая половина, т. к. по Божьей воле за оружие взялись немцы. Почитаемый афонский старец о. Аристоклий, умирая в Москве в начале большевизма, пред своей кончиною сказал своим почитателям: "Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие. Надо будет русскому народу пройти через многие унижения; но в конце он будет светильником веры для всего Мира".
Рушится великобританская империя; в судоргах корчится ея союзник красный дракон; в бездействии мечется
"князь королевской тайны" – иудейская надежда Рузвельт. Вот три оплота общего врага человечества и его двухтысячелетней христианской культуры. И нынешний крестовый поход на заре второй годовщины должен уничтожить этот триумвират зла. И Провидение Божие судит быть сему.
22 июня 1942 г. Е. Махароблидзе. “Церковное обозрение” 1942 №4-6. www.ateism.ru/article.htm?no=1402
24 июля
Высказывание Гитлера об отношении Сталина к евреям.
«24 июля 1942 года за ужином в ставке германского Верховного командования под Винницей ("Верволф") Гитлер повторил вслух слова Сталина: "Сталин в беседе с Риббентропом также не скрывал, что ждет лишь того момента, когда в СССР будет достаточно своей интеллигенции, чтобы полностью покончить с засилием в руководстве евреев, которые на сегодняшний день пока еще ему нужны». "Знамя", 1993, №2, стр. 174
Александр Борщаговский о «нелюбви» Сталина к евреям.
«Нелюбовь Сталина к евреям – давняя, с корнями прочными и разветвленными. Случалось, она забирала власть над всеми его чувствами, а с некоторых пор и над мыслями и политическими расчетами. Нелюбовь эта крепла, "кристаллизовалась" на каждом новом этапе его борьбы за абсолютнyю власть, за некое право на богоподобие.
Исторический парадокс, а для Сталина и мука мученическая залючалась в том, что единственный почитаемый Сталиным в Европе политический вождь и государственный муж – Гитлер – с сатанинской энергией принялся за физическое истребление еврейского народа, а он, Сталин, волею судеб оказался во главе тех сил, которым суждено было сохранить уцелевшую часть еврейства Евразии.
… В канун войны Сталин уже не скрывал, что хотел бы в "еврейском
вопросе" следовать вдохновляющему примеру Гитлера. Клявшийся с трибун в верности интернационализму, Сталин в беседе с гитлеровским министром Риббентропом откровенно изложил свои планы, касающиеся евреев.
Вернувшись в Берлин, Риббентроп порадовал фюрера, уверенного, что "за спиной Сталина стоят евреи", сообщением о сталинской нелюбви к ним, решимости покончить с их "засилием", и прежде всего в рядах интеллигенции страны… За полтора месяца до того дня, когда Гитлеру припомнились сказанные в Москве Риббентропу обнадеживающие слова "большевистского тирана", в полдень 5 июня 1942 года фюрер изрек на удивление миру:
"Это просто несчастье, что Библия была переведена на немецкий язык и все это еврейское шарлатанство и крючкотворство стало доступно народу".
А. Борщаговский, Обвиняется кровь, Новый Мир, 1993 , №19, стр. 112
12 августа
Письмо архиепископа Серафима Ляде из Вены митрополиту Анастасию:
«По вопросу о посылке священников в Россию:
К прискорбию, по всем данным, высшие правительственные власти относятся пока еще отрицательно к положительному решению этого вопроса. Я возбудил несколько таких ходатайств, но без успеха. По всей вероятности власти подозревают, что заграничное духовенство является носителем политической идеологии, неприемлемой для германских властей в настоящее время. Мне даже не удалось получить разрешение на переезд в Германию некоторых священников из заграницы (напр., о. Родзянко), а по дошедшим до меня сведениям, разрешение не было дано, потому что эти священники якобы работали вместе с политическими эмигрантскими организациями».
Синодальный архив РПЦЗ в Нью-Йорке (СА), д.15/л.21, 37. В.Гомартели. Летопись.
5 сентября
Принятие гитлеровским правительством "Постановления против вредителей народа", вводившее в практику так называемые "Чрезвычайные суды" с ускоренным судопроизводством и срочным приведением в исполнение суровых мер наказания, в особенности смертных приговоров.
Под действие этого Постановления подпадали и тяжкие уголовные преступления, но прежде всего в категорию "вредителей народа" зачислялись разнообразные противники гитлеровского режима или лица, объявляемые таковыми.
Что
было бы с Россией, 3намя, 199З, N2, стр.136
9/22 сент.
Послание митр. Сергия по поводу измены Родине митр. Сергия (Воскресенского).
Патр. Сергuй и его духовное наследство, стр. 89
Выход в свет книги "Правда о религии в России".
Комментарий М.Поповского:
"Патриархия в содружестве с вездесущим НКВД соорудила за считанные месяцы целую книгу "Правда о религии в России". Том в 36 печатных листов, со множеством иллюcтpаций, буквиц и рисунков был изготовлен в рекордный срок. Начатый не позже февраля, он был подписан к печати уже в июле 1942-го года. Но главное "чудо" книги состояло не в темпах выпуска, не в цвeтных заставках, не в отличной бумаге и добротном переплете, а в ее содержании. Предназначалась "Правда ..." не для советского человека, хорошо знавшего положение вещей в стране, а для иностранцев, в первую очередь для общественности Америки и Англии.
..,В книге приводились фотографии переполненных храмов, портреты епископов, священников, активных мирян. А рядом злодейcтва Гитлера против хриcтиан, разбомбленные храмы, расстрелянные православные". М.Поповcкuй, стр. 367-368
1942
06 открытии храмов на занятых немцами территориях.
Б. Титов:
"На оккупированных территориях фашиcты открыли около 10 тысяч церквей, но их расчет использовать церковь как политическую силу против Советской влаcти не удался. В основной своей массе дyxoвенство либо ocталось нейтральным, либо тайно сочyвcтвовало освободительной войне своего народа".
В. Титов, Православие, М., 1967, стр. 118
Лето-осень
Вoccтановление церквей в Донской облаcти при немецкой оккупации.
Алексеев, Ставру:
"Б сводке (немецкого командования – Л.Р.) от 9 окт. 1942 г. сообщается, что после занятия Донской облаcти началось "самопроизвольное" открытие церквей везде, где было дyxoвенство, церковные здания. Поразило немцев то, что все необходимое для богослужения, – облачения и иконы – было принесено населением в большом количecтве ... Церкви посещались главным образом cтаршим поколением, женщинами и детьми.
В сводке отмечается большое число крещений.
...В сводке от 16 октября 1942 г. снова сообщается о положении в Донской облаcти и отмечается радocть населения при открытии церквей ... Было много крещений детей, от грудных до 16-летних. Население так радуется открытию церквей, пишет автор сводки, что чаcто приглашает немецких солдат быть кpecтными отцами. Чаcто бывают благодаpcrвeнные молебны на открытом воздухе.
... В сводке от 18 декабря 1942 г. сообщается о положении на Северном Кавказе и борьбе в этом районе между сторонниками Патриарха Тихона и обновленцами".
Из воспоминаний игумена Георгия:
"В октябре 1942 г. игумен Георгий посетил станицу Кущевскую, Кубанской области, где освятил храм и служил до прибытия постоянного священника. Первую неделю он служил с yтpa до вечера, совершая массу треб, а в первое воскресенье крестил 100-125 младенцев и молодых людей, съехавшихся из других станиц. После литургии о.Георгий обратился к родителям с вопросом: почему они так спешат с крестинами, в то время, как вскоре к ним должен прибыть постоянный священник?
– Каждый день дорог, батюшка, кто знает, может раньше, чем прибудет священник, опять наши придут и опять конец церкви ... – последовал характерный ответ". Русское Возpoждение 1982, N 18, стр. 113-117
1942
О политической опасности власовского движения для советского строя и об отношении к нему фашистского руководства.
О.Красовский:
«Об огромном психологическом потенциале, заключавшемся еще в 1942 году в идее создания самостоятельной антикоммунистической силы, свидетельствовал результат проведенной на некоторых участках фронта листовочной акции. Листовка, содержащая обращение Власова к бойцам и офицерам советской армии, несмотря на то, что в ней не было призыва переходить к немцам, вызвала поток перебежчиков, десятки тысяч которых требовали зачисления их в Освободительную Армию. Перебежчики отправлялись за колючую проволоку в лагеря военнопленных. Это был один из страшнейших ударов, нанесенных освободительной идее.
Были и другие ... Цензоры газеты на русском языке для военнопленных ежедневно вычеркивали из статей, подготавливаемых к печати, целые абзацы, находя в них "великорусские амбиции" или "чрезмерный патриотизм". Они постоянно находили что-то либо слишком прорусское, либо "шовинистическое".
А
чего стоила пошлая и подлая публикация Министерства Пропаганды "Унтерменш" ("Подчеловек"), в которой русский народ представлялся как мрачное скопище ублюдков и преступников, которым нет места в человеческом обществе".»
О.Красовский, Несбывшиеся надежды, Вече, 1981, N 3, стр. 159-160
Осень
Приказ ставки Гитлера, подписанный Кейтелем, по поводу Власова:
"Ввиду неправомочных, нaглых высказываний русского генерала Власова во время его поездки в группу войск "Север", осуществленную без того, чтобы Фюреру и без того, чтобы мне было известно об этом, приказываю немедленно перевести русского генерала Власова под особым конвоем обратно в лагерь военнопленных, где и содержать
безвыходно. Фюрер не желает слышать имени Власова ни при каких обстоятельствах, разве что в связи с операциями чисто пропагандного характера, при проведении которых
может потребоваться имя Власова, но не его личность. В случае личного появления Власова предпринять меры к передаче его тайной полиции и обезвредить".
Штрuк-Штрuкфельд, стр. 222
Отрицательная оценка ген. Лукиным планов ген. Власова:
«В беседе с Власовым генерал-лейтенант Лукин сказал: "Из моего опыта в немецком плену я не верю, что у немцев есть хоть малейшее желание освободить русский народ. Я не верю, что они изменят свою политику. А отсюда, Власов, всякое сотрудничество с немцами будет служить на пользу Германии, а не нашей родине"». Taм же, стр. 144
Ноябрь
Открытие в Вильно Духовной семинарии при Свято-Духовом монастыре.
Рразрешение на это от германских властей добился Экзарх Прибалтики митр. Сергий (Воскресенский).
Ректором назначен бывший профессор и проректор Московской Духовной Академии протопресвитер Василий Виноградов. Средства для семинарии собирали в храмах экзархата. Выпускники ее – молодые священники должны были, прежде всего, вести миссионерскую работу в России. В.Гомартели. Летопись
25 окт./7 ноября
Поздравительная телеграмма митр. Сергия И.В.Cталину ко дню 25-летия советского государства:
"Сердечно и молитвенно приветствую в Вашем лице богоизбранного (! - Л.Р.) вождя наших воинских и культурных сил, ведущего нас к победе над варварским нашествием, к мирному процветанию нашей cтpaны и к светлому будущему ее народов".
1. ЖМП, 1944, N 1, стр. 14
2. Правда, 1944, 7 ноября.
Ноябрь
Публикации в советских газетах поздравлений Cталину от церковных иерархов. Впечатления современника:
А.Левитин:
"После октябрьских праздников, 9 ноября принесли газеты. Я прочел нечто необыкновенное: приветствие Cталину от грузинского патриарха,
от патриаршего местоблюстителя, от митрополита Николая и от первоиерарха обновленческой церкви. Это было ошеломляюще. Собственно, неожиданностью было не то, что церковные деятели выражают чувства преданности и патриотизма, это с 20-х годов было привычно, – новым было то, что в ответ на эти верноподданические
заверения не отвечают плевками и насмешками, а печатают на первой странице.
И что было уже совершенно невероятным: в эти дни последовал указ о сформировании комиссии по расследованию фашистских зверств, и в эту комиссию был включен не кто иной, как Митрополит Николай. Crало ясно: начинается перелом в положении церкви". A.Левитин, Рук Твоих жар, стр. 66-67
Конец года
Молебны в Cталинграде перед Казанской иконой:
"...Казанскую икону перевезли в Cталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны, поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегy Волги. И немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона. Знаменитая Crалинградская битва началась молебном перед
Казанской иконой Божией Матери и только после этого был дан сигнал к наступлению".
Казанская икона Божией Матери – благословение России и Петербургу. Рукопись.
13 декабря
Высказывание Гитлера о решении проблемы церкви после войны:
«Война идет к концу. Последняя великая задача нашей эпохи заключается в том, чтобы решить проблему церкви. Только тогда германская нация может быть совершенно спокойна за свое будущее.
Догматы веры меня не интересуют, но я не потерплю, чтобы поп вмешивался в земные дела. Сделав государство полным хозяином, мы положим конец организованной лжи. В юности я признавал лишь одно средство: динамит. Лишь позднее я понял: в этом деле нельзя ломать через колено. Нужно подождать, пока церковь сгниет до конца, подобно зараженному гангреной органу. Нужно довести до того, что с амвона будут вещать сплошь дураки, а слушать их будут одни старухи. 3доровая, крепкая молодежь уйдет к нам.
Я ничего не имею против целиком государственной церкви как у англичан. Но мир просто не может так долго держаться на
лжи.Только в седьмом, восьмом и девятом веках князья, которые были заодно с попами, навязали нашим народам христианство. Раньше они жили без этой религии. У меня шесть дивизий сс, ни один из этих солдат не ходит в церковь и тем не менее они со спокойной душой идут на смерть.
Христос был арийцем (имеется в виду бредовая идея о том, что Иисус был незаконнорожденным сыном Марии от римского солдата - Л.Р.). Но Павел использовал его учение для того, чтобы мобилизовать преступные элементы и заложить фундамент предбольшевизма (заметим, что еврейские историки, например, Маккоби, обвиняют Павла как раз в том, что он превратил христианство из еврейской секты в эллинскую церковь – Л.Р./.
с его победой античный мир утратил красоту и ясность. Что это за бог, которому нравится, как люди перед его ликом умерщвляют свою плоть?
Простой, убедительный пример: Господь создает условия для грехопадения. Осуществив с помощью дьявола свой план, он затем прибегает к услугам девы Марии с целью произвести на свет человека, который смертью своей искупает грехи всего человечества. Ислам, пожалуй, еще мог бы побудить меня вперить восторженный взор в небо. Но я представляю себе, как пресно и скучно на христианских небесах! В этом мире есть Рихард Вагнер, а там только "Аллилуйя", пальмовые ветви, младенцы, старики и старухи.
Дикарь поклоняется хотя бы силам природы. Христианство же стремится заставить нас уверовать в "чудо преображения" – ничего более нелепого человеческий мозг в своем безумии и выдумать не мог, чистейший воды издевательство над любым божественным началом. Да негр с его фетишем в тысячу раз выше того, кто верит в чудесное преображение! Подчас теряешь всякое уважение к человечеству. Не к массе: она ничего другого никогда и не учила. Но когда министры – члены партии и генералы убеждены, что нам не победить без благословения церкви!
Триста лет уже немцы не могут выяснить, можно ли при совершении причастия вкушать не только "тело", но и "кровь" Христа. Наша религиозность – это вообще наш позор. Застольные беседы Гитлера, 3намя, 1993, №2, стр.132-133
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------