6 апреля
Немцы без объявления войны нападают на Югославию.
15 апреля
Вождь хорватских нацистов-усташей Анте Павелич становится во главе нового Независимого Государства Хорватия (Независна Држава Хрватска – НДХ). На территории, вошедшей в его состав проживало ок. 5 милл. католиков – в основном хорватов, почти 2 милл. православных сербов и ок. 750.000 мусульман. Simon Wiesenthal Center, одна из самых крупных независимых организаций, занимающихся вопросами геноцидов, подсчитала, что нацистским режимом Анте Павелича было уничтожено 600.000 сербов (70% населения), 30.000 евреев (75%) и 29.000 цыган (97%).
Серия указов нового правительства: запрещение употребления кириллицы, закрытие православных школ, обложение Патриархии социальным налогом, повеление сербам носить на рукаве цветные повязки с литерой "Р" (сокр. от pravoslavac); апрет употребления термина "Сербская Православная религия".
Владимир Мосс, Православная Церковь на перепутье. Гл. VI. Вениамин Гомартели. http://hristov.narod.ru/letopis3.htm
Апрель
Оккупация Косово и Метохии итальянскими фашистами.
Один из участников этих трагических событий священник Димитрия Шекуларец:
«Приход я оставил потому, что перед этим был ограблен албанцами. Без всего, я, жена и наши шестеро детей убежали в тот момент, когда я должен был быть убит, а может быть и моя семья, так как погибало большое количество сербов, а женщины и дети подвергались мучениям... Поджигают дома, убивают известных граждан... Слышны пронзительные крики женщин и детей. Вопль за воплем. Помочь никто никому не может. Немецкая армия
еще не прибыла, наша в развале. Анархия торжествует. Албанцы немилосердны. Избивают, убивают, грабят. Сербский народ в панике... Мы пытались вести переговоры с албанскими руководителями, и первым делом с председателями общин, которые в Югославии пользовались привилегиями... К нашему сожалению и горькой неожиданности, они стали для нас опасней, чем остальные.
Оставляется все имущество и богатство. Бегут женщины, старики, дети, многие босые и плохо одетые. Идут пешком, потому что телег нет – забраны на нужды армии вместе с лошадями и волами. У меня малолетние дети. Самому старшему 11 лет. Один потерял ботинок, другой не может идти, третий просит воды, четвертый хлеба. Настоящий ад. Бежим к Печи. Здесь находим епископа Рашко-Призренского. Он и нас двое священников спасаемся бегством. Идем вместе к командующему немецкими войсками, которые уже прибыли. Просим защиты, так как албанцы и там устраивают резню сербского населения. От немцев получаем ответ, что у них нет достаточно людей, чтобы защитить села, и что они могут гарантировать защиту только для города. Я пытаюсь перебраться через Чакор, но от Печи до Чакора опять орудуют албанцы. Транспортного средства у меня нет. Успеваю вернуться через Косовскую Митровицу в Рашку. Позднее снова возвращаюсь в Дреницу. Сейчас здесь вместо немцев итальянцы. Я объявляюсь. Жалуюсь руководителю членов Косовского комитета. Албанцы узнают. Поэтому сплю в лесу. Идут за мной по следу... Хотят меня убить. Часть жителей вернулась на свои пепелища, но убийства еще продолжаются – теперь по ночам. Моя церковь обезображена, приходской дом разрушен. Обстановка невыносимая. Мне снова с трудом удается перебраться в Рашку, и больше я не возвращаюсь, потому что меня подстерегают албанцы». Там же
28 апреля
Глава хорватской католической Церкви архиепископ Алоизий Степинац Загребский выпускает воззвание, призывающее всех католических священников сотрудничать с правительством Анте Павелича.
В своем дневнике в это время архиепископ Алоизий Степинац писал:
"Хорваты и сербы из двух разных миров, два разных полюса; они никогда не найдут общего языка, если только не произойдет чудо Божие. Эта схизма величайшее зло в Европе, м.б. даже большее чем Протестантизм. Тут нет морали, нет принципов, нет правды, нет справедливости, нет честности..." Там же
22 июня
Вторжение немецких войск на территорию СССР. Начало Великой Отечественной войны.
В.Суворов:
Гитлер считал советское вторжение неизбежным, но он не ожидал его в ближайшие недели. Германские войска отвлекались на проведение второстепенных операций, а начало "Барбароссы" откладывалось.
22 июня 1941 года операция наконец началась. Сам Гитлер явно не осознал, как крупно ему повезло. Если бы "Барбароссу" перенесли еще раз, например, с 22 июня на 22 июля, то Гитлеру пришлось бы покончить с собой не в 1945 году, а раньше.
Существует немало указаний на то, что срок начала советской операции "Гроза" был назначен на 6 июля 1941 года /подч.В.С./.
Мемуары советских маршалов, генералов и адмиралов, архивные документы, математический анализ сведений о движении тысяч советских железнодорожных эшелонов – все это указывает на 10 июля, как дату полного сосредоточения Второго стратегического эшелона Красной Армии вблизи западных границ.
Но советская военная теория предусматривала переход в решительное наступление не после полного сосредоточения, а до него. В этом случае часть войск Второго стратегического эшелона можно было бы сгружать уже на территории противника и после этого вводить в бой.
Жуков (как и Сталин) любил наносить свои внезапные удары воскресным утром. 6 июля 1941 – это последнее воскресенье перед полным сосредоточением советских войск.
Генерал армии С.П.Иванов прямо указывает на эту дату: "германским войскам удалось нас упредить буквально на две недели".
В.Суворов, Ледокол, М. 199З, стр.ЗЗ2-З3З
Июнь
Воззвание к пастве Архиепископа Постдамского Серафима (Ляде):
Во Христе возлюбленные братья и сестры!
Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали – к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле... Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы... Наконец-то наша вера оправдана!... Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это – продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 г., – но увы! – окончилась трагически, главным образом, вследствие предательства ваших лжесоюзников, которые в наши дни подняли оружие против германского народа. Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевицком фронте.
"Спасение всех", о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение, – исполнение ваших долголетних стремлений и надежд. Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевицких бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь! http://www.ateism.ru/article.htm?no=1402
Листовка за подписью архимандрита Иоанна (Шаховского):
БЛИЗОК ЧАС
В крови и грязи пришедшее, уйдет в крови и грязи.
Человеконенавистническая доктрина Маркса, вошедшая в мир войной – войной исходит. "Я тебя породил, я тебя и убью!" кричит сейчас война большевизму.
До каких дней желанных, и подсоветской, и Зарубежной России довелось дожить. Не сегодня-завтра откроются пути свободных слов о Боге. Пред своей кончиной в Москве, в начале большевизма, Афонский старец, праведный о.Аристоклий сказал такие, буквально записанные (людьми, автору сих строк близкими) слова: "Спасение России придет, когда немцы возьмутся за оружие". И еще пророчествовал: "Надо будет русскому народу пройти через многие еще унижения, но в конце он будет светильником веры для всего Мира". Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня 1941 г., есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро
выпущены из всех тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Одно это уже исполняет сердце радостью. Лучшие русские люди будут скоро отданы России. Лучшие пастыри будут отданы Церкви, лучшие ученые – русской науке, лучшие пистели – народу, отцы – детям своим, и дети – родителям, к женам вернутся с далекого севера любимые мужья; сколько друзей разосланных вновь соединяться... Промысл избавляет русских людей от новой гражданской войны призывая иноземную силу исполнить свое предначертание.
Кровавая операция свержения третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. У каждого народа есть свои качества и дары. Операция началась, неизбежны страдания ею вызываемые, интернационала рукою созданных и связанных на всех своих местах русских людей. Невозможно было долее ждать, что за эту задачу возьмутся те, так называемые "христианские" правительства, которые в недавней испанской борьбе были и материально, и идеологически не на стороне защитников христианской веры и культуры. Обезсиленные и закрепощенные по лагерям, заводам и колхозам русские люди были безсильны подняться против международной атеистической силы, засевшей в Кремле. Понадобилась железно-точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля. И она их собьет, если русские люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием высшему зову, Провидением на нее наложенному сверх всяких политических и экономических разсчетов. Сверх всего человеческого действует меч Господень.
Новая страница русской истории открылась 22 июня, в день празднования русской церковью памяти "Всех святых, в земле русской просиявших". Не ясное-ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля. В этот чисто русский (и только русский) праздник, соединенный с днем воскресения, началось исчезновение демонских криков "Интернационала" с земли русской...
Внутреннее воскресение зависит от сердца человеческого; оно подготовлено многими молитвами и терпеливым страданием. Чаша исполнена до краев. "Великое землетрясение" начинает "колебать основание темницы" и скоро "у всех узы ослабеют" (Деян. 16, стих 26). Скоро, скоро русское пламя взовьется над огромными складами безбожной литературы. Мученики веры Христовой, и мученики любви к ближнему, и мученики правды человеческой выйдут из своих застенков. Откроются оскверненные храмы и освятятся молитвой. Священники, родители и педагоги будут вновь открыто учить детей истине Евангелия. Иван Великий заговорит своим голосом над Москвой и ему ответят безчисленные русские колокола.
Это будет "Пасха среди лета", о которой 100 лет тому назад, в прозрении радостного духа пророчествовал великий святой Русской земли преподобный Серафим.Лето пришло. Близка русская Пасха...
Архимандрит Иоанн (кн. Шаховской) “Новое слово” №27 от 29.06.1941 г. Берлин.
http://www.ateism.ru/article.htm?no=1402
Справка о служении Иоанна Шаховского в Германии:
1 апреля 1932 был назначен настоятелем Свято-Владимировской церкви в Берлине. Митрополит Евлогий вспоминал об этом времени:
Приход возглавил о. Иоанн Шаховской, человек даровитый, высокого аскетического склада, подвижнического духа, пламенный миссионерский проповедник. Он привлёк сердца; приход ожил и процвёл.
Сам архиепископ Иоанн вспоминал об этом периоде своей жизни:
Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но … стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население.
С 18 мая 1935 – игумен. С 26 мая 1936 – благочинный приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, с 2 мая 1937 – архимандрит. Издавал и редактировал журнал «За Церковь», основал одноимённое православное издательство. В 1937 был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии генерала Франсиско Франко во время гражданской войны в Испании. Деятельность «евлогианских» приходов в Германии вызывала негативное отношение со стороны нацистских властей, считавших их недостаточно лояльными и предпочитавших контактировать с РПЦЗ. Однако он отказался вновь менять юрисдикцию, хотя и был вынужден в 1942 войти в состав епархиального совета Германской епархии РПЦЗ как представитель приходов, оставшихся в ведении владыки Евлогия.
Одним из самых противоречивых решений Иоанна (Шаховского) стало его первоначальное отношение к нападению нацистской Германии на Советский Союз. Не будучи сторонником нацистов, он, как и часть эмиграции, был подвержен иллюзиям, видя в начавшейся войне шанс на свержение большевистского режима. Выступая в выходившей в Германии газете «Новое Слово» 29 июня 1941 он писал:
Промысл избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая на землю силы исполнить свое предназначение. Право на операцию свержения 3-го Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под его
хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. Операция началась. Неизбежны страдания, ею вызываемые. Но невозможно было провидению долее ожидать свержения 3-го Интернационала рукою сосланных и связанных на всех местах русских людей… Понадобилась профессиональная, военная, испытанная в самых ответственных боях железно точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля, она их собьёт, если русские люди не собьют их сами.
Позднее архимандрит Иоанн не делал подобных заявлений. Во время войны он занимался миссионерской деятельностью среди советских военнопленных. В этот период его издательство было ликвидировано нацистами, а выпущенные им книги – конфискованы. Википедия. Статья "Иоанн Шаховской"
6 мая
Сталин становится главой советского правительства.
Комментарий В. Суворова:
Этот шаг озадачил многих. Из трофейных документов мы знаем, например, что германское правительство так и не смогло найти удоветворительного объяснения этому событию. Впервые за всю советскую историю официально высшая naртийная и государственная власть оказалась сосредоточенной в одних руках .
Начиная с 1922 года, заняв пост генерального секретаря, Сталин отказался от всех государственных и правительственных постов.
Сталин возвел свой командный пост над правительством и над государством /подч. В.С./. Он контролировал все, но официально ни за что не отвечал. Все успехи – от Сталина, все провалы – от врагов, от проходимцев, от примазавшихся карьеристов, извращающих генеральную линию.
Победа колхозного строя" – творение сталинского гения, а миллионы погибших при этом – "головокружение от успехов" у некоторой части ответственных товарищей районного масштаба. К Великим чисткам Сталин вообще никакого отношения не имел – ежовщина! И пaкт с Гитлером не Сталин подписывал. Пакт вошел в историю с именами Молотова и Риббентропа.
Но вот что-то произошло (или должно произойти), и Сталин в мае 41-гo принимает на себя официально бремя государственной ответственности. Для Сталина новый титул – не усиление власти, а ее ограничение, точнее – самоограничение…
В мае 1941 года Сталин принял государственную ответственность в предвидении "неожиданностей".
В июне Гитлер напал, но это была такая "неожиданность", которая заставила Сталина интенсивно отбиваться от государственной ответственности.
Очевидно, что Сталин готовился не к германскому вторжению, а к "неожиданностям" противоположного характера».
В.Суворов, Ледокол, М. 1993, стр. 166, 181
22 июня
В.Суворов:
«... Легенда о том, что 22 июня 1941 года Гитлер начал войну на востоке, чуть ли не насильно втянув Советский Союз в войну.
А если мы послушаем тех, кто находился действительно рядом с самыми главными советскими лидерами в те дни, часы и минуты, то все выглядит совсем по-другому: 22 июня 1941 года Гитлер сорвал сталинский план войны, Гитлер перенес войну на территорию, где она родилась 19 августа 1939 года.
Гитлер не позволил советским лидерам вести войну так, как они намечали, заставив их импровизировать и делать то, кчему они не готовились: защищать свою собственную территорию.
Гитлер, конечно, не мог остановить натиск мирового коммунизма, но осадил, задержал, ослабил его». В.Суворов. Ледокол. М. 1993, стр. 324-325
9/22 июня
Обращение митр. Сергия по случаю начала Великой Отечественной войны.
"Правда о религии в Poccии". Стр.15
Первые дни войны. Ряд патриотических деклараций главы обновленчества А.И.Введенского.
А.Левитин-Краснов, В.Шавров. Очерки по истории русской церковной смуты. Стр.636.
22 июня
Обыск в покоях митрополита Анастасия в Берлине..
М.Шкаровский:
В гестапо Владыка имел репутацию англофила, и агенты искали прежде всего компрометирующую его в этом плане переписку. Одновременно были произведены тщательные обыски в канцелярии Архиерейского Синода и на квартире правителя дел синодальной канцелярии Г. Граббе. Последний оказался на 3-4 дня подвергнут домашнему аресту. Изъятые при обыске делопроизводство Синода и множество других документов были отправлены в Германию для изучения. (В 1945 они достались советским войскам и оказались перевезены в Москву). Сведений о политической деятельности митрополита гестапо найти не удалось, и оно оставило Владыку в покое.
М. В. Шкаровский. РПЦЗ на Балканах в годы Второй Мировой войны. http://hristov.narod.ru/letopis3.htm
30 июня
«Законодательное собрание Западноукраинских земель», созванном членами ОУН(б) во главе с Ярославом Стецько во Львове, после вхождения в него утром того же дня первых подразделений вермахта принят документ:
Акт провозглашения Украинского Государства.
1. Волей украинского народа, Организация Украинских Националистов под руководством Степана Бандеры провозглашает создание Украинского Государства, за которое положили свои головы целые поколения лучших сынов Украины.
Организация Украинских Националистов, которая под руководством ее Создателя и Вождя Евгения Коновальца вела в последние десятилетия кровавого московско - большевистского порабощения упорную борьбу за свободу, призывает весь украинский народ не складывать оружия так долго, пока на всех украинских землях не будет создана Суверенная Украинская Власть.
Суверенная Украинская Власть обеспечит украинскому народу покой и порядок, всестороннее развитие всех его сил и удовлетворение всех его нужд.
2. На западных землях Украины создаётся Украинская Власть, которая подчинится Украинскому Национальному Правительству, которое создастся в столице Украины – Киеве.
3. Вновь создающееся Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Велико-Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и в мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации.
Украинская Национальная Революционная Армия, которая создается на украинской земле, будет бороться дальше совместно с Союзной немецкой армией против московской оккупации за Суверенное Соборное Государство и новый порядок во всем мире.
Пусть живёт Суверенное Соборное Украинское Государство! Пусть живёт Организация Украинских Националистов, пусть живёт руководитель Организации Украинских Националистов и украинского народа Степан
Бандера! Слава Украине!
Википедия: Акт 30 июня 1941 года
Лето 1941
Обращение Русско-Американского Комитета, за подписями архиепископа Виталия, Бориса Сергиевского и Бориса Бразоля к американскому президенту Рузвельту по поводу начала войны Германии с СССР:
Господину Президенту Американских Соединенных Штатов Франклину Делано Рузвельту, Белый Дом, Вашингтон.
Господин Президент,
С возникновением военных действий между Германией и Советской Россией мировая история подошла к поворотному пункту, который, несомненно, окажется в высшей мере знаменательным для человечества в целом.
Германия вторглась в Советскую Россию, и в иных кругах высказывается мнение, что Америка без промедления должна придти на помощь СССР.
Мы расцениваем события на Востоке через призму двойного критерия: мы усматриваем центр тяжести создавшегося положения не столько в военных операциях, хотя они и развиваются в гигантском масштабе, сколько в катаклизмическом столкновении двух коренных начал – христианского начала духовной терпимости и социально-политической свободы, с одной стороны, и анти-христианского начала узкой нетерпимости и политического гнета – с другой. В этом историческом конфликте русский народ стоит перед трагической дилеммой: либо использовать нападение Германии на Сталина для своего освобождения от советского ига, либо, подчинившись Сталину, навсегда отказаться от надежды стряхнуть с себя оковы коммунистического рабства. Если бы русский народ избрал вторую часть означенной дилеммы, Европа неизбежно сделается коммунистической и Америка также пала бы жертвой Коминтерна.
Ныне, в первый раз со времени ноябрьской революции 1917 года, Россия имеет возможность вернуться в лоно великой семьи тех цивилизованных наций, которые исповедывают принципы социальной справедливости и политической свободы, которые верят в правительство национальное и народное, в правительство для народа и при посредстве народа.
Этот Комитет, представляющий лояльных американцев русского происхождения, с большою тревогою и глубоким прискорбием констатирует явно обозначающееся стремление отдельных чинов Администрации к оказанию Америкой помощи не России, не русским, а красной диктатуре в лице Сталина. Мы полагаем, что было бы фатальной ошибкой для Соединенных Штатов выступать на защиту советов по следующим основаниям:
Во-первых, современная Россия находится под властью гнусной клики международных заговорщиков, известной под именем Коминтерна, стремящейся путем разлагательной пропаганды или же
насилием ниспровергнуть законные правительства во всем мире. До тех пор, пока Россия эксплоатируется в качестве огромного плацдарма мировой революции, мир на земле не может и не будет восстановлен.
Во-вторых, недавние официальные расследования безошибочно доказали, что местные коммунисты, при финансовой поддержке Москвы, лихорадочно ведут в самых разнообразных направлениях подрывную работу против Соединенных Штатов: они развращают нашу молодежь; они сеют семена революционной пропаганды среди наших солдат и матросов; они всячески поощряют классовую ненависть; они организовывают забастовки и употребляют все усилия, чтобы высмеять те принципы, на основе которых построена наша свободная страна.
В-третьих, среди бесчисленных преступлений против цивилизации совершенных коммунистическими угнетателями, засевшими в Кремле, едва ли не самым гнусным является их бунт против религии, их варварское обращение с священнослужителями, их систематическое и безжалостное вытравливание каждого признака религиозной мысли. Фактически, за время своего существования, красная власть разрушила или закрыла до 50,000 русских православных храмов и физически истребила несколько десятков тысяч священников. Равным образом, мы просим помнить, что советская власть обошлась русскому народу до 50,000,000 жизней, в каковой итог входят умершие с голоду и от эпидемий во время великих голодух 1921-1922 и 1931-32 гг., а также замученные позорным ГПУ.
Протянет ли Америка руку помощи иностранному правительству, которое стремится свергнуть наше собственное правительство? Дадим ли мы Коминтерну оружие, которое он употребит против нас же? Помогая красному Интернационалу, отвергнем ли мы те идеалы, за которые в прошлом американцы отдавали свои жизни, и которые мы, под присягою, клялись защищать?
Более того, американская помощь Сталину и его приспешникам будет истолкована угнетенным и порабощенным русским народом, как большая несправедливость по отношению к нему самому.
Русские страстно ждут прихода благословенного часа своего освобождения. Для тех десятков миллионов крестьян, у которых были отняты земли и жилища, и которые пулеметами были загнаны в колхозы; для тех рабочих масс, которые прикреплены к государственным заводам; для тех бесчисленных страдальцев, которых мучают в концентрационных лагерях; для всех этих обездоленных и голодных советских рабов, коммунистическая власть является символом бездарности, подкупности и жестокости. Русские не будут добровольно сражаться за Сталина даже в том случае, если бы мы послали им наших лучших военных экспертов и отдали им лучшее американское вооружение. И каждый американский доллар, внесенный в казну Коминтерна, был бы расцениваем русскими в качестве попытки этой страны продлить агонию их горестного существования под красным игом.
В заключение, мы хотим отчетливо указать, что принципиально и безоговорочно мы противимся всякой попытке захвата русской территории. На этом основании русские национальные организации
повсеместно протестовали против безобразного брест-литовского договора; на этом же основании они осудили версальский договор, в силу коего большие территориальные пространства были выкромсаны из истекавшего кровью тела России. На этом же основании мы решительно подняли бы наш голос против всякого покушения современной Германии на захват хотя бы одного квадратного дюйма русской государственной территории. Мы полагаем, однако, что задача охранения целости России является долгом самих русских, и, далее, что как только придет к власти компетентное русское национальное правительство, оно сумеет разрешить все территориальные проблемы без вмешательства какого либо иностранного правительства.
Архиепископ Виталий (Максименко). "Православная Русь". № 16, 1954 г. Стр. 10-11.
http://www.eshatologia.org/837-obrashenie-k-ruzveltu-1941.html
2 июля
Выступление Экзарха Московской Патриархии в Соединенных Штатах митрополита Вениамина (Федченкова) на многотысячном митинге в Мэдисон Сквер-Гардене:
"Настоящее столкновение Советского Союза с Германией произошло в необычайный, знаменательный день. Есть единственный день в году, когда Русская Православная Церковь празднует память всех святых земли Русской от начала христианства до наших дней. И этот единственный день в нынешнем году совпал с 22 июня. Как раз именно в ночь под этот день по-американски и утром этого дня по-европейски немцы открыли войну против нас. Это знаменательное совпадение несомненно, не случайно!.. Не буду говорить много о нем, но мы верим, что это есть знак милости русских святых к общей нашей Родине и это дает нам великую надежду, что начатая борьба кончится благим для нас концом" . Правда о религии в России. Стр. 290–292.
7 июля
Расстрел украинского катакомбного священника Андрея Бойчука.
О.Андрей Бойчук был арестован незадолго до начала войны, 7 мая 1941. Обвинительное заключение было составлено 25 июня, а 7 июля 1941 постановлением НКВД и прокурора УССР он был приговорён к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян. ЦГАООУ, ф.263, оп.1, д.33122, л.1-24. Цит. по: М.В.Шкаровский. ИПЦ на Украине.
М.В.Шкаровский:
Некоторые украинские иосифлянские общины, несмотря на жесточайшие репрессии и голодомор, всё же уцелели к началу Великой Отечественной войны. Так, бывший харьковский прот. Николай Загоровский, отбывший пятилетний срок заключения на Соловках, в 1941 жил в Обояни
Курской области. После взятия города немцами он возвратился в Харьков, где совершал богослужения в собственном доме. В 1943 о. Николай оставил город вместе с отступавшими германскими войсками и скончался на границе с Польшей, в Перемышле. Таким образом, иосифлянство на Украине прослеживается до 1940-х.
26 июня/9 июля
Речь Митрополита Сергия на молебне о победе русского воинства в Богоявленском соборе г.Москвы:
"На морских кораблях иногда подается зычная команда: Все наверх!". Это значит – кораблю угрожает морская стихия и управление кораблем требует совместной работы всех, кто находится на нем. И вот по этой команде все выбегают на верхнюю палубу, каждый к своему месту и там спешат делать то, что от каждого потребуется, пока не пройдет жгучий момент и корабль по-прежнему спокойно и уверенно сможет продолжать свое плавание.
Нечто подобное, только в неизмеримо большей степени, переживаем и мы сейчас. Мрачная и дикая стихия угрожает стране. Родина наша в опасности, и она coзывает нас: "Все в ряды, все на защиту родной земли, ее исторических святынь, ее независимости от чужестранного порабощения". Позор всякому, кто бы он ни был, кто останется равнодушным к такому призыву, кто предоставит другим жертвовать собой за общее народное дело, а сам будет выжидать, к какой стороне лучше и выгодней пристать.
В особенности позорно и прямо грешно среди таких якобы cынов, а на деле предателей родины, оказаться нам, чадам Святой Православной Церкви. Не тому учит она нас, не тому учат нас ее подвижники, умевшие с высоты своих духовных подвигов, из дремучих лесов и пустынь, устремляться в ряды защитников родины, когда она к тому призывала.
Не тому учат нас и весь наш православный народ-богоносец, не поколебавшийся жертвовать собой "за други своя" и через это достигавший победы над чужестранным врагом.
Глубоко ошибаются те, кто думает, что теперешний враг не касается наших святынь и ничьей веры не трогает. Наблюдения над немецкой жизнью говорят совсем о другом. Известный немецкий полководец Людендорф, пocылавший своих солдат на смерть сотнями тысяч, с летами пришел к убеждению, что для завоевателя христианство не годится. Оно своим учением о любви ко врагам неизбежно расслабляет животную жестокость, которую Людендорф признавал в человеке за естественное качество. По убеждению этого зоологического генерала, для борьбы за существование жестокость необходима прежде всего, только она и побеждает. Поэтому генерал призывает своих германцев бросить Христа и кланяться лучше древне-германским идолам – Вотану и другим.
Говорят, Людендорф и в самом деле, и даже вместе со своей супругой, устраивал поклонение Вотану. А что это за Вотан? Чем он лучше разных чурбанчиков, которых почитают дикари на самой низшей ступени культуры и которых, в виде угождения, мажут сметаной?...
Не верх ли безумия для человека становиться в ряды таких дикарей и менять Христа на чурбанчиков? Пусть не подумает кто, что Людендорф от самомнения и гордости под старость просто сошел с ума и начал чудить. Нет, это совсем не личное только дело Людендорфа: безумие это распространено среди фашистов и даже стремится заразить собою и другие народы, попадающие под германское влияние или владычество.
Например, в свое время гepманцы в Латвии организовали общину язычников, поклоняющихся древне-латышским идолам. Был там и ученый проповедник этой новой, совсем неученой религии. Выступал в газетах, с речами на публичных собраниях. Соблазнил даже одного православного священника-латыша. Тот долго колебался, не рискнугь ли ему своим будущим, променяв православный приход на языческую общину. И, кажется, рискнул и теперь ушел от нас...
Так вот какая мрачная туча безумия надвигается на нас вместе с германскими полчищами. Можно ли нам благодушно стоять, сложа руки? Можем ли мы променять Христа на какого-то выдуманного другого бога, созданного больным воображением впадающих в озверение людей? Да сохранит Он Сам нас от такого несчастия! Будем помнить, как Святая Церковь научает нас исповедовать перед Господом: "Тебе Единому согрешаем, но и Тебе Единому служим. Не вемы кланятися богу иному, ниже простирать руки наши богу чуждему" (молитва на повечерии Пятидесятницы).
Не было того и не будет, чтобы наш православный народ, из страха перед нашествием инопоклонников, малодушно изменил своим лучшим историческим заветам и без борьбы предал и свою землю, и свою будущую судьбу на произвол заклятому врагу ...
Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы. Да послужит и наступившая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной, да унесет она с собой всякие тлетворные миазмы: равнодушие ко благу отечества, двурушничество, служение личной наживе и пр.
у нас уже имеются некоторые признаки такого оздоровления. Разве не радостно, например, видеть, что с первыми ударами грозы мы вот в таком множестве собрались в наш храм и начало нашего всенародного подвига в защиту родной земли освящаем церковным богослужением? Как хочется сказать вместе с псалмопевцем: "Укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас" (Пс. 67, 29). Аминь". "Дни примирения"
30 июля/12 авг.
Поучение Митрополита Сергия за Литургией в церкви Иоанна Воина на Б.Якиманке в Москве:
"В настоящее время все наши мысли устремлены на запад, туда, где наши доблестные воины ведут смертный бой со врагом, напавшим на нашу родину. Пocтоянно думая о них, мы молим Господа дать им силы и мужество, и терпение в перенесении тяжких испытаний
войны и увенчать их усилия победой.
Этот раз мне хочется напомнить о молитве за тех, кому Господь судил положить на брани душу свою. Наша Святая Церковь неустанно напоминает нам о такой молитве. Кажется, нет ни одного церковного памятника, нет ни одного установленного Церковью поминального дня, в который не было бы включено моление за "воинов, на брани живот свой положивших".
Само собой понятно, что при этом речь идет не о молитве за родственников, на поле брани убиенных. Рoдныe своих вспомнят и без всяких напоминаний. Церковь приглашает нас молиться вообще за всех, на брани убиенных, poдныe они нам или нет, близкие или нет, и даже, может быть, совсем неведомые люди, – молиться не по их родству или близости к нам, а именно потому, что они жизнь свою положили на поле брани за отечество, значит, в том числе и за каждого из нас.
Если за всякое благодеяние или услугу мы сознаем себя обязанными благодарнocтью, то как, во сколько раз больше нужно быть благодарными тому, кто не поколебался пожертвовать за нас и самой жизнью своей?
Но чем мы можем им заплатить свой долг благодарнocти? Земное умершему уже неинтересно и бесполезно. Единственно, что ему от нас нужно, – это наша забота о его загробной участи, то есть, если мы, живые, будем молиться о нем и в память его будем благотворить нуждающимся. Часто напоминая нам о воинах, на поле брани убиенных,
Св. Церковь и хочет утвердить нас в мысли, что молитва за них не есть что-то необязательное для нас. Молитва эта есть наш непременный долг, не исполняя которого, мы не ocтанемся без вины. Сказано: "Суд без милости не сотворившему милости" (Иак. 2:13).
А поминовение или благотворение в память усопшего и есть единственная милocть, которую мы, живые, можем сотворить нашим убиенным воинам. Запомним же лежащий на нас долг и всякий раз, молясь за своих родственников и близких, не забудем приложить молитву и за воинов, на поле брани убиенных. Может быть, кто скажет: "Народ теперь охладевает к вере и даже совсем отказывается от нее. Какой смысл молиться за тех, кто не хочет молитвы? Но, во-первых, не все же отказываются от молитвы; а во-вторых, кто и как бы не отнесся к нашей молитве, мы исполним свой долг любви и благодарности; отказавшийся уже сам понесет последствия своего отказа. Главное же, нельзя забывать глубокую разницу между настроением человека, пока он находится в обычной своей житейской обстановке, и настроением того же человека в час смертный.
Я разумею при этом не просто страх смерти, часто совсем животный, подавляющий духовные силы человека, делающий его неспособным даже к искреннему воодушевленному покаянию. Наоборот, я хочу сказать о том, что в этот великий час разлучения души от тела человеку иногда доступны чрезвычайные постижения, недоступные в другое время; что последние несколько минут и даже мгновений этой жизни оказываются иногда несравненно более значительными, чем вся прожитая им на земле жизнь.
Это
не наша догадка. Это засвидетельствовано и в Евангелии. Это нераздельно соединяется в нашем сознании с самыми существенными истинами святой нашей веры.
Значит, как бы человек ни был грешен, как бы далеко он ни был от Христа, повременим произносить о нем наш окончательный приговор. Кто знает, может быть, при последнем издыхании этого грешника Христос предстанет его мысленному взору и протянет Свою руку спасения, скажет ему, как Петру: "Маловерный, зачем ты усомнился?" (Мф. 14:31). "Разве рука Моя стала короткой, чтобы спасать?" (Ис. 50:2). "Разве у Меня не достанет милости, чтобы и тебя помиловать?..."
Тем более надежды на такой спасительный исход для наших воинов, на поле брани живот свой полагающих. Уже одна их решимость пожертвовать собой "за други своя" делает их "недалекими от царствия Божия" (Мр. 12:34), как бы родственными правде Христовой. Милость Божия тем легче найдет путь извести (привести - Л.Р.) их ко спасению. Значит, есть и смысл, и великая надежда молиться за павших на брани, и непременный наш братский долг это делать, потому что за нас же они полагают души своя.
Да воздаст праведный и неизреченный в милости Судия нашим воинам венцы нетления за их самоотверженный, смертный подвиг, и нас, усердствующих в молитве за них, да помилует. Аминь". "Дни примирения"
Без даты Первый Всеславянский митинг в Москве (без участия духовенства).
М.Поnовскuй, стр. 367
31 июля
Прибытие экспедиции Аненербе на православный Афон.
31 июля 1941 г., т.е. после того как фашистская Германия напала на Советский Союз, на Афон по приглашению Св. Кинота прибыла группа немецких офицеров и ученых во главе с профессором византийских исследований Мюнхенского Университета Францом Дёльгером. Эта экспедиция Анненербе была поддержана министром восточных территорий Альфредом Розенбергом и фокусировала внимание на исторических, искусствоведческих и теологических вопросах. Как вспоминал монах Герасим Дионисиатис, многие офицеры были очень образованными людьми и хорошо знали не только европейские языки, но и древнегреческий. Группа немецких офицеров и ученых обосновалась в Карее, а гарнизон – в Великой Лавре и на Вигле.
Во время немецкой оккупации в 1941 г. Священный Кинот Святой горы Афон направил Адольфу Гитлеру письмо с просьбой сохранить святогорские монастыри от разрушения и ввести на Афон немецкий гарнизон. Это послание составил старец Гавриил Дионисиатис, духовник монастыря Дионисиат, а перевел на немецкий язык – монах Герасим Дионисиатис. Кроме того, известный афонский мастер резьбы
по дереву монах Арсений Ксилоглиптис («резчик») из скита Малой Анны искусно вырезал деревянную икону Гитлера с надписью «о Адольф о мегас василиас» («Адольф - великий царь»), которая была подарена фюреру вместе с посланием Кинота.
Впоследствии Ф. Дёльгер оставил свидетельство о своём посещении Афона в сопровождении взвода эсэсовских автоматчиков: «Пожалуй, во всем мире нет другого такого места, в котором посетитель с Запада не убеждался бы до полной ясности в наличии настоящей пропасти между западным и восточным мышлением, между западным и восточным благочестием. Сама природа на Афоне освящена историей, все погружено в мистику и символику. Для православного монаха здешние места наполнены чем-то возвышенным, выходящим за пределы грешного существования. Эта возвышенность, божественность Афона воспринимается не как игра воображения или ложное подобие, но с полной серьезностью, в духе позднеантичного неоплатонического учения о бытии».
Помимо Кареи, экспедиция Дёльгера посетила также Русский на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором им устроил торжественный приём настоятель Руссика архим. Иустин (см. видео: http://youtu.be/n5YyEoaL3OA). Во время приема этой делегации иеромонах Софроний (Сахаров) подвел немцев в царском архондарике к стене, где висели портреты русских царей и патриархов, под которыми на самом видном месте висел … портрет Гитлера (см. фото).
http://rublev-museum.livejournal.com/345855.html
Со ссылкой: ЦО, 1943 г., № 6. С. 8). Примечание диакона Андрея Кураева: "ЦО" это, как я понимаю, белградское "Церковное обозрение", орган РПЦЗ. http://diak-kuraev.livejournal.com/1529019.html
Август
Создание на оккупированной територии Псковской православной миссии.
В.Алексеев, Ф.Ставру:
По инициативе митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского) – прибалтийского экзарха Московской Патриархии – в августе на оккупированную немцами Псковщину прибыла целая миссия из 15 священников-эмигрантов, в основном из Прибалтики, в их числе были и выпускники парижского «евлогианского» Богословского института. Миссию возглавляли поочередно прот. Сергий Ефимов, затем прот. Николай Коливерский, прот. Кирилл Зайц; в числе духовенства также прибыли о. Георгий Бенигсен (секретарь миссии) о. В. Толстоухов, о. Иоанн Легкий, о. Алексей Ионов и др.
Миссия охватила оккупированную территорию Псковской, Новгородской, отчасти Ленинградской и Калининской областей - все они находились в ведении не тылового, а военного немецкого командования, которое не занималось проведением розенберговской политики по отношению к населению. Хотя все храмы на этой территории были ранее закрыты или разрушены большевиками, религиозный подъем народа был столь огромным и
неожиданным для эмигрантов, что один из них сохранил такое впечатление о первом богослужении:
«Нам показалось, что не священники приехали укреплять народ, а народ укрепляет священников»...
Миссия просуществовала до апреля 1944 г., открыв около 300 храмов, в которых служили около 174 священников. Многим из них, оставшимся в СССР, пришлось за это заплатить лагерями, а то и жизнью.
Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории. Журн. Русское Возрождение. Нью Йорк. 1981. № 14.
Лето 1941
Многие православные в Хорватии принимают католичество, ради сохранения жизни.
Письмо католического епископа г. Мостар в ответ на на запрос главы хорватской католической Церкви архиепископа Алоизия Степинаца:
"...Когда новообращенные присутствуют на мессе, они (усташи. Ред.) их хватают, мужчин и женщин, охотясь за ними как за рабами. Из Мостара и Каплина в шести товарных вагонах матери, девочки и дети, которым еще не исполнилось восьми лет, были отправлены в Сурманцы, где их вывели из вагонов, отвели на высокий холм и сбросили живыми в глубокую пропасть. В приходе Клепца семьсот схизматиков из окрестных сел были уничтожены. Вице-губернатор Мостара, мусульманин, публично заявил (как государственный чиновник он должен был держать язык за зубами), что в одном только Любине 700 схизматиков были брошены в яму. В самом Мостаре сотни связанных были вывезены в вагонах за город и расстреляны как животные".
Letter from Bishop of Mostar Alojzije Misic to Archbishop of Zagreb, Alojzije Stepinac. Quoted in Alexander, Stella. Church and State in Yugoslavia since 1945, p 32. В.Гомартели. Летопись. http://hristov.narod.ru/letopis3.htm
1/14 авг.
Атлантическая хартия – декларация, подписанная Ф.Рузвельтом и У.Черчиллем.
Основные принципы:
Отказ от захвата территорий, признание права "всех народов избрать себе форму правления, при которой они хотят жить"; обещание содействовать "восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным пyтeм". Призыв к послевоенному сотрудничеству государств в экономической области, к отказу от применения силы в международных отношениях и избавление человечества от бремени вооружений. Провозглашение политики "открытых дверей" и "равных возможностей", обеспечение
доступа "на равных основаниях к торговле и мировым сырьевым источникам".
Дипломатический словарь, М. 1984, т. 1, стр. 297
27 авг./9 сент.
Выступление У.Черчилля в Парламенте Великобритании с пояснением по поводу Атлантической хартии, что имеется в виду не отказ от колоний, но отказ от захвата территорий стран Европы, находящихся под нацистским игом.
Там же, стр. 297
11/24 сент.
Декларация Межсоюзной Конференции в Лондоне с участием СССР и еще 9 государств: Бельгия, Чехословакия, Греция, Польша, Голландия, Норвегия, Югославия, Люксембург и Свободная Франция.
Выражено "согласие с основными принципами декларации Ф.Рузвельта и У.Черчилля".
Из Декларации Конференции:
В навязанной фашизмом войне "решаются судьбы Европы и всего человечества на многие десятилетия"; советский народ "несет на своих плечах всю основную тяжесть борьбы против кровавого агpecсoра"; СССР "отстаивает право каждого народа на государственную независимость и территориальную неприкосновенность своей страны, право устанавливать такой общественный строй и избирать такую форму правления, какие он считает целесообразны".
Там же, стр. 296
Осень
Требования американских союзников обеспечить свободу религии в СССР.
М.Поповский:
«Осенью 1941-го, оставшись один на один с германской военной мощью, Сталин заметался в поисках вoeнных союзников. Русская армия отступала. Требовалось время, чтобы перестроить промышленность на вoeнныe рельcы. Жизненно важно было получить военную помощь от соединенных Штатов и Англии. Особенно от Штатов. Президент Рузвельт готов
был эту помощь оказать, но в Америке многие еще помнили предательство Сталина по отношению к европейским демократиям, его массовый политический террор внутри cтpaны и удушение церкви.
Президент США получил сотни писем от католических и православных приходов Америки, которые предостерегали его от помощи безбожной России. Столь же энергично выражали свой протест изоляциониcты. Когда в августе 1941 года США и Англия подписали первый союзнический документ, так называемую Атлантическую хартию, американские изоляциониcты резко критиковали ее за то, что документ этот предусматривал защиту только трех свобод и не принимал в расчет четвертой: свободы религии. Сторонники изоляционистов заявили, что Рузвельт и Черчилль капитулируют перед безбожной страной большевиков.
Рузвельт не скрыл от Сталина своих трудностей. В демократической стране власти не могут притворяться глухими, если большая группа населения выражает неудовольствие государственной политикой. Прибывший в Москву в конце сентября 1941 года личный секретарь Президента А.Гарриман сказал Сталину, что американская общественность обеспокоена судьбой Церкви в СССР. Сталин сделал вид, что вопросу этому серьезного значения не придает, но замечание Гарримана его насторожило. Не такие были у России тогда дела, чтобы плевать на общественное мнение соединенных Штатов.
...Вопрос этот снова всплыл в последних числах декабря 1941 года, когда Президент составлял проект декларации "Объединившихся держав" (будущих объединенных Наций). В Америке и Англии документу этому придавали большое значение. Кaждый пункт обсуждался со всех сторон. Ближайший помощник Рузвельта Гарри Гопкинс написал Президенту) yтpoм 27 декабря:
"...Вы должны приложить все усилия, чтобы добиться включения в этот документ пункта о свободе религии. Я считаю, что Вам необходимо побеседовать по этому вопросу с Литвиновым в полдень".
Беседу Рузвельта с Литвиновым за обедом в Белом Доме Р.Шервуд описывает следующим образом:
"Рузвельт доказывал ему (Литвинову) важность включения в декларацию упоминания о свободе религии. Следует напомнить, что неупоминание этого в Атлантической хартии вызвало серьезную критику этого документа ... Литвинов считал, что его правительство, которому он уже передал по телеграфу декларацию отрицательно отнесется к предложенному изменению. Он заявил, что Кремль может согласиться лишь с одной фразой "свобода совести", но Рузвельт заверил его, что это одно и то же, и просил сообщить об этом Кремлю.
Он объяснил, что ему хотелось бы видеть в декларации слово "религия", потому что оно значилось в его часто провозглашавшихся четырех свободах. Он указал, что "традиционный джефферсоновский принцип свободы религии имеет столь
широко демократический характер, что включает право не придерживаться вовсе никакой религии".
Р.Шервуд закончил описание беседы в Белом Доме следующими словами:
"Я не знаю, каким образом Литвинову удалось сообщить об этом Cталину и Политбюро, но факт остается фактом, что слова "свобода религии" появились в окончательном тексте декларации". Р.Шервуд. Рузвельт и Гопкинс, М. 1958.
Думаю, что Литвинову не пришлось уговаривать Cталина. Ведь уже в начале октября 1941 года Соединенные Штаты предоставили Советскому Союзу беспроцентный заем на сумму один миллиард долларов для закупки вооружения и сырья. А впереди предстояло получить по Ленд-лизу еще десять миллиардов. Прагматик и циник из Кремля знал: в этом мире за все надо платить. В конце концов Берлин стоил обедни».
М. Поповскuй, стр. 362-264
26 сентября
Протест католического немецкого епископа графа фон Галена против "программы эвтаназии"; которая унесла к этому времени более 70 тыс. человек. Протест заявлен в прокуратуру г. Мюнстера и оглашен с церковных кафедр Ольденбургского округа. Что было бы с Россией. 3намя 1993, №2, стр.138
3 октября
Письмо немецкого Генерального комиссариата Беларуссии, адресованное Митр. Пантелеимону (Рожновскому) и еп. Венедикту.
В письме указаны условия для создания Белорусской Церкви:
а) Православная Церковь в Беларуси руководствуется святыми канонами, а немецкая власть не вмешивается в ее внутреннюю жизнь;
б) Православная Церковь в Беларуси должна называться: “Белорусская Автокефальная Православная Национальная Церковь”;
в) проповедь, обучение Закона Божия и церковное письмоводство должны вестись на белорусском языке;
г) назначение епископов, благочинных и священников не должно производиться без ведома немецкой власти;
д) должен быть представлен статут “Белорусской Православной Автокефальной Национальной Церкви”;
е) богослужения должны совершаться на церковно-славянском языке.
В.Гомартели. http://hristov.narod.ru/letopis3.htm
30 сент./12 окт.
Завещательное распоряжение "Патриаршего Местоблюстителя" митр. Сергия о передаче полномочий в случае своей смерти митр. Алексию (Симанскому).
"Патр. Сергuй и его духовное наследство", стр. 282
Осень
Открытие храмов на оккупированной территории Ленинградской области.
Прот. И. Чудович поселился 19 сентября 1941 г. в пос. Тайцы и вскоре возобновил богослужения в местной церкви свт. Алексия, митрополита Московского. Этот храм был закрыт в 1939 г. и превращен в клуб, а уже в сентябре 1941 г. местные жители добились разрешения германской администрации открыть любимую церковь. По воспоминаниям старожилов, вскоре рядом с ней запылал огромный костер – прихожане выносили из храма подшивки советских газет, портреты Ленина, Сталина и т. п. и бросали все это в огонь. По сравнению с другими оккупированными местностями, военнослужащие находившихся в Тайцах немецких частей относились к местной церковной жизни неплохо и даже помогли побелить стены храма и изготовить для него кресты. Из соседней Александро-Невской церкви в Алексиевскую были перенесены чудом сохранившиеся там иконостас и утварь. На первую службу вместе с местными жителями пришли немецкие солдаты (позднее посещение православных богослужений им было запрещено), а церковный хор нередко приглашали для выступления в германский санаторий, разместившийся в бывшей усадьбе Демидова.
Вырица же стала в годы войны крупнейшим церковным центром не только Гатчинского благочиния, но и всей оккупированной части Ленинградской епархии – здесь действовали пять храмов и существовало два монастыря. Накануне войны все вырицкие церкви были закрыты, и первые богослужения возобновились в конце августа 1941 г. в храме Казанской иконы Божией Матери. Эта высокая деревянная церковь чуть не погибла при отступлении советских войск из поселка. Была послана специальная команда для ее подрыва, как возможной цели для наводки немецкой артиллерии, но офицер, которому было поручено руководство акцией, войдя в церковь, неожиданно застрелился, а солдаты без него не стали выполнять приказ. Первым настоятелем храма служил престарелый протоиерей Владимир Богданов, которому к тому времени исполнилось 73 года. Псаломщиками и певчими в Казанской церкви стали проживавшие летом на даче сын скончавшегося в ссылке местного протоиерея Георгия Преображенского Иоанн Преображенский и его двоюродный брат,
будущий профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Ливерий Воронов. Он приехал к родителям в августе, а на следующее утро в поселок неожиданно вошли немцы.
Больше всего храмов – почти 40 – удалось возродить в Лужском округе, что объясняется его значительной отдаленностью от линии фронта и наличием достаточного числа священников. К началу войны все 7 православных церквей Луги были закрыты и частично уничтожены, но несколько священнослужителей осталось на свободе. Кроме того, город и окрестные деревни считались в 1930-е гг. местом высылки, т.н. "сто первым километром" и там проживало значительное количество репрессированных ленинградцев.
М.Шкаровский. Церковное возрождение на оккупированных территориях Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии в 1941-44 гг. http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2102
1/14 окт.
Послание митр. Сергия к московской пастве: "...такая надежда, как железная броня, да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага ..."
Там же, стр. 80
6/19 окт.
Эвакуация митр. Сергия в Ульяновск ("внимая мольбам верующих").
Там же, стр. 81
Октябрь 1941
Эвакуация в Ульяновск "Святейшего и блаженнейшего Первоиерарха Московского и всех Православных Церквей в СССР" Александра Введенского. Встреча его в пути с митр. Сергием (Страгородским).
Анатолий Левитин:
В октябре 1941 года, в дни самых горячих упорных боев в Подмосковье, в которых решалась судьба столиц, в квартире А.И.Введенского в Сокольниках, раздался телефонный звонок, Приятный мужской голос с некоторой картавостью вежливо попросил А.И.Введенского, чтобы он прибыл в Московский Совет, в отдел эвакуации. Там, в отделе эвакуации, одетый в форму МГБ генерал, с совершенно очаровательной любезностью сообщил, что А.И. Введенский со своей семьей и митрополит Виталий (Тульский – Л.Р.) сегодня вечером эвакуируются в Оренбург. "Там, в глубоком тылу, вам будет удобнее управлять Церковью", вежливо заключил он разговор...
Едва уселись по местам – в дверях суматоха, внесли чьи-то вещи, почтительно раскрылись двери вагона и в вагон вошел среднего роста старичок с седой окладистой бородой, в золотом пенсне, с подергивающемся от нервного тика лицом, одетый в рясу и монашескую скуфейку. "Какая встреча!" – бросился к нему А.И.Введенский, Улыбнувшись, старичок дружески с ним облобызался... "Да,да, какая встреча!" – сказал пожилой блондин профессорского вида, сопровождавший ставричка, и тоже троекратно облобызался с А.И.Введенским.
Вошедшие были старые знакомые А.И.Введенского: в последний раз А.И.Введенский видел старичка в скуфейке 19 лет тому назад, осенью 1922 года. А.И.Введенский был тогда молодым преуспевающим протоиеерем – заместителем председателя ВЦУ, а старичок был членом ВЦУ, и на осенней сессии в 1922 году они сидели рядом. Теперь А.И.Введенский, уже немолодой и не преуспевающий, был первоиерархом обновленческой церкви, а вршедший носил в то время титул: "Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Сергий, Митрополит Московский и коломенский", а рядом с ним петроградский товарищ юношеских лет А.И.Введенского – митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич – Л.Р.).
Полный, осанистый протоиерей (Н.Ф.Колчицкий) с благообразным лицом, которое очень порили косые хитренькие и злобные глаза, стоял рядом и любезно улыбался. Генерал МГБ улыбался снисходительно и иронически, братья-баптисты и старообрядческий архиерей, скромно потупившись, искоса наблюдали за лобызаниями "друзей"...
Под Рузаевкой митрополит Сергий почувствовал себя плохо. Люди в белых халатах забегали вокруг него. Здесь
было получено из Москвы сообщение об изменении маршрута: по просьбе патриаршего местоблюстителя вагон вместо Оренбурга отправили в Ульяновск.
А.Левитин-Краснов, В.Шавров. Очерки по истории русской церковной смуты. Стр.641-42.
25 окт.
Немецкие войска входят в Харьков. Завершение оккупации Украины.
Митр. Феодосий (Процюк) о церковной ситуации на Украине:
К 1939 г. на территории советской Украины в результате репрессий не осталось ни одного канонического епископа. После 1939 г. канонические иерархи были только на присоединенных территориях. Немцы были заинтересованы в том, чтобы на оккупированной ими земле Православную Церковь возглавляли лица, которым они могли бы вполне доверять и которые бы от лица Церкви заявили о том, что Церковь должна поддерживать оккупантов. Такими лицами, мечтавшими занять пост главы Церкви, оказались три архиерея: на правобережной части Украины – Луцкий епсикоп Поликарп (Сикорский) и архиепископ Волынский Алексий (Громадский). На левобережной части Украины кандидатом оказался "митрополит" Феофил (Булдовский).
...
До Великой отечественной войны западные области Украины находились под властью панской Польши, и это наложило печать на всю жизнь Православной Церкви этой части Украины. В "польское" время среди православного населения шли распри. Одни совим отцом считали Алексия (Громадского), другие – Поликарпа (Сикорского). Распри происходили не просто из-за имен, а из-за той разницы в общем духе и настроенности, каким отличались оба "владыки"...
В приходах архиепископа Алексия чувствовалась симпатия к матери Церкви Русской, и богослужение совершалось на славянском языке. В приходах, подчинявшихся епископу Поликарпу, наоборот, насаждался украинский язык...
Уже в тридцатые годы священников, поддерживающих Поликарпа, считали "украинофилами", в действительности это так и было, а сторонников архиепископа Алексия называли "москалями", "кацапами", хотя в действительности все они, как и мой отец, были чистокровными украинцами, родившимися на Украине от украинских родителей...
Как рассказывал своему окружению Феофил (Булдовский), в конце сентября 1941 года, на собрании киевского духовенства было восстановлена Всеукраинская Православная Церковная Рада, которая обратилась к Дионисию (Валединскому), бывшему тогда митрополитом Варшавским, с просьбой возглавить Украинскую автокефальную Православную Церковь и послать в восточные "освобожденные" (оккупированные немцами) области епископов. Митрополит Дионисий согласился встаь во главе возрождающейся Церкви, но немецкие оккупанты протестовали против его кандидатуры.
Более того, они запретилим митр. Дионисию даже въезд на территорию Украины. Был упорный слух, что после этого митр. Дионисий добился
визы на поездку к Константинопольскому Патриарху Вениамину II с целью просить Патриарха благословения на установление порядка в Церкви и разрешение вопроса об управлении ею на оккупированных землях Украины. Эта поездка как будто состоялась, и Патриарх дал просимое благословение, заметив, что Томос Патриарха Константинопольского Дионисия о присоединении Киевской митрополии Московскому Патриарху является неканоническим, так как он не был утвержден восточными Патриархами – Иерусалимским, Александрийским и Антиохийским. На основании этого Патриарх считает, что Украинская Церковь по-прежнему входит в юрисдикцию его Патриархата и является, таким образом, экзархатом Константинопольским.
[На основании этих указаний] митрополит Дионисий назначил в конце 1941 года главой Украинской Православной Церкви епископа Поликарпа с присвоением ему необыкновенного для православной Церкви титула: "Администратор Автокефальной Украинской Православной Церкви на освобожденных землях Украины".
[Митр. Феодосий считает, что в тех условиях поездка митр. Дионисия в Константинополь была маловероятной и что вопрос был решен путем переписки]. Ф.Процюк. Обособленческие движения на Украине. Стр. 409 - 412.
31 октября
Директива Главного управления имперской безопасности рейха. Повторяется тезис из инструкций (раздел "Актуальные задачи в Восточных областях"), в которых подчеркивалось, что необходимо "изолировать" православное духовенство в связи с их взглядами на богоизбранность еврейского народа и заняться подготовкой новых кадров:
"Разрешение церковного вопроса в оккупированных Восточных областях является чрезвычайно важной ... задачей, которая при некотором умении может быть великолепно разрешена в пользу религии, свободной от еврейского влияния. Это влияние, однако, имеет своей предпосылкой закрытие находящихся в Восточных областях церквей, зараженных еврейскими догматами".
И. Альтман, Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. Цит. по: В.Гомартели. http://hristov.narod.ru/letopis3.htm
М.Поповский:
Когда в октябре 1941 года немцы подошли к окраинам Москвы и возникла реальная опасность падения столицы, в верхах НКВД сообразили, что глава православных митрополит Сергий может оказаться для гитлеровцев ценнейшим трофеем. По логике ЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ в таких случаях предполагаемый "вражеский трофей" надо либо уничтожить, либо вывезти. Расстрелять было проще, но тогда могли поднять вой запaдныe союзники.
Решили вывозить. В НКВД срочно изготовили официальную бумагy – распоряжение Московского городского Совета депутатов трудящихся N 3/331 от 7 октября 1941 года, в которой митрополиту Сергию и его патриархии предписывалось покинуть Москву и направиться на жительство в город Чкалов (Оренбург) ...
В дороге Сергий разболелся. Сотрудники НКВД, не yвepeнныe в том, что довезут
своего подопечного живьем, снеслись с Москвой и получили разрешение изменить маршрут. Вагон повернул на Ульяновск. М.Поповcкuй, стр. 366
1941
Оценка духовной ситуации в начале войны.
М.Одинцов:
Пагубнocть такого курса (на уничтожение религии - Л.Р.) особо зримо проявилась в первые же месяцы Великой Отечественной войны. Иллюзии об успешном и повсеместном "преодолении" религии, победа "безбожного движения" рассеивалась, уступали место правде жизни – миллионы верующих, уставшие от административного диктата,
надеялись, что уж сейчас-то их внутренние убеждения оставят в покое, дадут возможнocть молиться и верить так, как жаждет их душа, измученная горем и бедой.
Нельзя не учитывать и того, что на оккупированной территории (прежде всего недавно вошедшей в состав СССР) остались многие сотни церквей и молитвенных домов. А миллионы людей, и среди них верующие, эвакуировались в те районы, где их или совсем не было, или было очень и очень мало. Тем самым в условиях войны резко обострилось противоречие между возросшей потребнocтью в удовлетворении гражданами религиозных чувств и реальными, крайне незначительными возможностями для этого.
М.Одинцов, На пути в свободе совести, стр. 56
Состояние иосифлянского движения к началу войны.
М.Шкаровский.
Уцелевшие тайные иосифлянские общины с 1939 г. очень оберегались и попасть в них стало трудно. Количество служб значительно сократилось. На Северо-Западе России перед войной паству окормляли так и не разысканные НКВД тайные епископы: Вытегорский Модест (Васильев), Ингерманландский Роман (Руперт) и Псковский Иоанн (Ложков). Яркую картину нелегальной деятельности иосифлян на Северном Кавказе и в Ставрополье накануне войны «рисует» докладная записка уполномоченного Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) по Орджоникидзевскому краю председателю КПК А.А. Андрееву от 18 июня 1941 г.:
«В Буденовском районе, являвшемся за последнее время центром контрреволюционного тихоновско-имяславского церковного подполья, функционировало 4 церкви, в одной из которых вскрыт и ликвидирован подпольный монастырь. На территории Орджоникидзевского края с центром в г.Буденновске действовал контрреволюционный тихоновско-имяславский церковно-повстанческий центр, ликвидированный во второй половине 1940 года. В ряде районов края этими церковниками были организованы глубоко законспирированные кельи и молитвенные дома, обитаемые, в большинстве своем, беглыми монашескими элементами, беглыми попами и особенно ревностными фанатиками-верующими. Некоторые из них действуют до настоящего времени. Церковники в Буденновском районе развернули свою контрреволюционную клеветническую деятельность, направленную к подрыву колхозного строительства и оборонного могущества СССР. Участники контрреволюционного подполья Лапшин и Никитин в беседах с верующими о подрывной работе внутри колхозов заявили:
«...Колхозникам нужно разъяснить, что они находятся и закрепостились навечно в руках антихриста. Нужно внушать колхознику порвать это дело и бежать из колхоза».
М.Шкаровский. Православие при социализме. Гоударственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.
Состояние Ленинградской епархии к началу войны.
М.Шкаровский:
К началу Великой Отечественной войны на территории Ленинградской области осталась 21 действующая церковь, больше чем в любой другой епархии Советского Союза (в границах 1939 г.), кроме Московской. Однако подавляющее большинство из этих храмов – 16, находились в Ленинграде и пригородах и, таким образом, все районы области представляли собой "церковную пустыню". М.Шкаровский. Церковное возрождение на оккупированных территориях Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии в 1941-44 гг. http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2102
Осень
Использование немцами и их союзниками открытия церквей для освоения оккупированных территорий.
Алексеев, Cтавpy:
"В сводке (немецкого командования - Л.Р.) от 18 сентября 1941 г. упоминается о румынизации населения Транснистрии (область между Южным Бугом и границей Бессарабии) при помощи Румынской Православной Церкви.
В свoдкe от 1 октября 1941 г. пишется, что румыны использовали неспособность большевиков сломить религию. В Бессарабию священники ввозились из Румынии. В Тирасполе создано архиепископство ... На 30 июня 1942 г. в Транснистрии было 500 заново освященных храмов (40% дореволюционного количества). За время оккупации в Транснистрии открыто 12 монастырей".
Русское Возрожденuе, 1982,N 18, стр. 107-109
Конец года
Допросы немецкими генералами майора Я.И.Джугашвили, сына И.В.Сталина. По мнению Я.И., Германия не сможет одержать конечную победу; самым опасным для себя Сталин считает русский национализм.
Ген. В.Штрик-Штрикфельд:
"Сталин, по мнению Якова Джугашвили, сына Сталина, боится русского национального движения. Создание оппозиционного Сталину национального русского правительства могло бы подготовить путь к победе – такова была основная мысль нашего доклада, который фельдмаршал фон Бок переслал в ставку фюрера".
Генерал Штрик-Штрикфельд выдвинул проект о создании РОА ("Русской Освободительной Армии") из военнопленных добровольцев: к апрелю 1942 г. планировалось сформировать 200-тысячную русскую армию. Ген.- фельдмаршал фон Бок утвердил проект, а главнокомандующий сухопyтными силами Германии ген.-фельдмаршал фон Браухич поставил на нем резолюцию: "Считаю решающим для исхода войны".
19 декабря 1941 г. фон Браyxич был смещен, командование сухопyтными силами взял на себя Гитлер.
В.Штрuк-Штрuкфельд, Пpoтив Сталина и Гuтлера,Посев, 1981, Стр. 30-34
1941-42
Обращение митрополита Гор Ливанских Илии (Антиохийская Церковь) к Советскому Правительству с пророчеством по поводу хода войны:
"Началась невиданная, страшная война, в которой враг имеет единственную цель – уничтожить Русь Святую, уничтожить народ Рoссии, стереть само понятие и воспоминание о России. ...Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Александрийский Александр III обратился к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось в то время у нашей cтpaны.
...Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы cтpaны и народа России был избран друг России и молитвенник за нее из братской Церкви – митрополит Гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что означает Россия для мира; знал – и поэтому всегда молился о ней.
Когда началась война и стали доходить вести о тяжелых событиях на фронте, он спустился в мрачное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушал пищи, не пил, не спал, а только стоял на коленях перед иконой Божией Матери с лампадой и молился. Каждое утро владыке приносили сводку с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг.
И вот через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Матерь Божия и объявила, что он избран, как истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет исполнено, Россия погибнет.
- Должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; – священники должны быть возвращены с фронтов, из тюрем и начать служить;
- сейчас готовится к сдаче Ленинград; сдавать Ленинград нельзя; пусть вынесут чудотворную икону Казанской и обнесут Ее с крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую землю; это избранный город;
- перед Казанской иконой нужно отслужить молебен в Москве;
- затем икона должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя;
- когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена.
Владыка связался с представителями Русской Церкви и с Советским Правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы (в каких именно архивах – партийных, Совета по делам религии, КГБ, Московской патриархии? Никаких сведения об этом мы не имеем - Л.Р.), переданные митрополитом Илией в Москву".
Казaнская икона Божией Матери – благословение России и Петербургу. Рукопись
Конец года
Немецкая церковная политика на оккупированных территориях.
М.Поповский:
"Немцы откровенно готовились обратить Церковь против советов. У себя дома фюрер разорял католические храмы, арестовывал и даже расстреливал священников, но на захваченных землях России он по тактическим соображениям приказал религиозныe чувства верующих не оскорблять. Сами гитлеровцы храмов не открывали, но когда в Управы с такой просьбой обращались верующие, разрешения давались немедленно. В Харькове при Областной Управе оккупанты создали даже Комиссию по делам религии, в общем довольно благосклонную к русскому православному духовенству. В Пскове действовала Православная Миссия, которая открывала церкви, печатала боrocлyжебныe книги, организовывала религиозное обучение детей.
При всем том фашисты оставались фашистами: они арестовывали, пытали и убивали каждого, кого подозревали в сотрудничестве с партизанами или в шпионаже. Случалось, что жертвами их становились священники. Известны случаи, когда местные коменданты приказывали священникам возносить молитвы во славу фюрера и германского оружия. Но в целом, "для пользы дела" гитлеровские власти на оккупированных территориях к Церкви благоволили.
На Украине, в захваченных русских областях число вновь открытых храмов исчислялось сотнями. Нашлись готовые служить священники, а вскоре обнаружились и архиереи. Епископ Поликарп Сикорский, в западных районах Украины, объявил себя главой Украинской автокефальной (не подчиняющейся Московской Патриархии) Церкви.
Группа прибалтийских архиереев, во главе с митрополитом Литовским Сергием Воскресенским, ближайшим помощником Сергия старшего, в 1940 году приехавшим из Москвы, послала приветственную телеграмму Гитлеру. Епископы заявляли, что Сергий – заложник советской власти, вынужденный служить ей только под угрозой.
Возникла серьезная опасность, что Гитлер сделает мученичество Русской Православной Церкви своим политическим козырем. То была сильная карта ...
Так с двух сторон – из Европы и Америки – напирала на Cталина проблема российского православия. Напирала тогда, когда сам он совсем еще не готов был потакать церковникам и благодетельствовать верующим".
(М.Поповский не говорит здесь о третьем, вероятно, самом сильном факторе давления на Cталина – "власовском" факторе, которыйсамому Cталину представлялся наибольшей опасностъю - Л.Р.). М.Поповский, стр. 364-365
4 ноября
Протодиакон Иаков Абакумов (родной брат начальника СМЕРШа) во время молебна в Елоховском соборе добавляет молитву за "первоверховного вождя Иосифа".
Историк Ирина Карацуба:
Напоминать ли, что до того печального дня "первоверховными" православная церковь именовала только апостолов Петра и Павла…. Впрочем, в это же время Русская зарубежная православная церковь возносила молитвы за "христолюбивого вождя германского народа".
Кандидат исторических наук, доцент МГУ Карацуба Ирина,
"THE NEW TIMES", 11 мая 2009 г. http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=70502&cf=
Ноябрь 1941
Покаяние и кончина бывшего обновленческого митрополита Николая Платонова
Рассказывает Аеатолий Левитин:
Я увидел его в последний раз в ноябре 1941 года, в самое тяжелое время блокады, когда еженедельно уменьшалась продовольственная норма и на улицах Ленинграда появлялись первые трупы. В декабре Ленинград был уже завален ими. В небольшой столовке для научных работников (в Этнографическом переулке) я увидел его, сидящего в вестибюле, исхудавшего, бледного, жалкого... Я ни разу и не говорил с ним после его отречения и, встречая его на улице, демонстративно с ним не здоровался, но сейчас меня почему-то потянуло к нему, и, подойдя, я окликнул его по имени: “Николай Федорович”. Встав, он вежливо поздоровался. Мы обменялись рукопожатием. “Как вы поживаете, Николай Федорович?” – спросил я. “Плохо, очень плохо, голубчик, семья распалась, а сейчас съел карточку, до двадцатого ничего не дадут”, – сказал он упавшим голосом. Это значило, что он получил по продовольственной карточке ту мизерную норму, которая полагалась на десять дней. “С сердцем плохо – аорта... ” – жаловался он. Я попробовал (со свойственной мне бестактностью) заговорить на идеологические темы – он устало махнул рукой: “Не знаю, не знаю, ничего я теперь не знаю”.
“Конченый человек”, – подумал я, отойдя от него. Конец наступил через несколько месяцев, весной. В феврале, всеми оставленный, одинокий, голодный, он постучался к Александре Ивановне Тележкиной – своей старой прихожанке, обожавшей его всю жизнь. Она открыла перед ним свои двери и приютила в своей маленькой комнатке своего бывшего владыку – и поделилась с ним последним куском хлеба.
И еще в одни двери постучался отверженец –– в двери Церкви. На третьей неделе Великого Поста, в среду, во время литургии Преждеосвященных Даров, в Николо - Морском соборе происходила общая исповедь. Исповедовал престарелый протоиерей о. Владимир Румянцев. Неожиданно в толпу исповедников замешался Н. Ф. Платонов – и начал громко каяться, ударяя себя в грудь. Затем в общей массе он подошел к священнику. О. Владимир молча накрыл его епитрахилью и произнес разрешительную молитву.
“Господи, благодарю Тебя за то, что Ты простил меня! Веровал, верую и буду веровать!” – воскликнул он, отходя от Святой чаши.
Он умер на другой день, в холодную ленинградскую мартовскую погоду, и погребен на Смоленском кладбище в братской могиле, среди беспорядочной груды трупов умерших от голода людей.
А.Левитин, В.Шавров. Очерки российской церковной смуты. Стр.631-32
11/24 ноября
Послание митр. Сергия.
"Гитлеровский молох продолжает вещать миру, будто бы он поднял меч "на защиту религии" и "спасение" якобы поруганной веры. Но всему миру ведомо, что это исчадие ада старается лживой личиной благочестия только прикрывать свои злодеяния ... Сердце христианина для фашистских зверей закрыто, оно источает только уничтожающую смертельную ненависть к врагу ..."
Патр. Сергий и его духовное наследство, стр. 82
Конец декабря
Указ Розенберга о "Свободе церкви". (Из показаний Розенберга на Нюренбергском процессе.)
"...После вступления немецких войск на восточные территории, армия по собственной инициативе даровала свободу богослужений; и когда я был сделан Министром восточных областей, я легально санкционировал эту практику, издав специальный указ о "Свободе церкви" в конце декабря 1941 г." Алексеев приводит мнение А.Долина, изучившего этот вопрос и пришедшего к выводу, что такого эдикта не было. А.лексеев, стр. 159
конец 1941
Публикация статьи митр. Анастасия "Нравственная сущность коммунизма и средства борьбы с ним".
Из статьи:
«Борьба с ним (коммунизмом – С.Т.) посильна только крепким духом и военной мощью народам, как, например, германскому, объявившему непримиримую брань не только русскому коммунизму, но и всякому проявлению коммунистического духа в других странах Европы.
Сколько бы силы зла не оказывали сопротивление в нынешней решительной борьбе с ним, на которую смотрит весь мир, он уже чувствует свою обреченность. Победа для нас обеспечена заранее ...»
Журн."Церковная Жизнь" (карловацкий), 1941, N3-12
Цит по: С.В.Троицкий, О неправде карловацкого раскола, стр.96
1941
В.Суворов о причинах неудач советской армии в начале войны:
«Стратегическая оборона являлась вынужденным видом боевых действий, она заранее не планировалась", – так говорят советские военные учебники.
Но и без учебников мы знаем, что оборонительные действия Красной Армии летом 1941 года были чистой импровизацией. Красная Армия перед войной к обороне не готовилась, учений на оборонительные темы не проводила. В советских уставах об обороне в стратегическом масштабе нет ни слова. Красная Армия не только не имела оборонительных планов, но даже чисто в теоретическом плане проблемы ведения оборонительных операций не рассматривались.
Более того, к обороне советский народ и его армия не были готовы даже морально.
Народ и армия готовились к выполнению оборонительных задач наступательными методами.
На прямой вопрос, были ли планы войны у советского командования, Жуков отвечает категорически: да, были. Тогда возникает вопрос:
если планы были, почему Красная Армия действовала стихийной массой без всяких планов?
На этот вопрос Жуков ответа не дал. А ответ тут сам собой напрашивается. Если советские штабы работали очень интенсивно, разрабатывая планы войны, но это не были оборонительные и не контр-наступательные планы, то – какие тогда? Ответ: чисто наступательные.
Это были очень хорошие планы, но с первого момента оборонительной войны они стали ненужными: как автострадные танки, как десантные корпуса». В.Суворов, Ледокол, М. 199З, стр. З25-З27