Митрополит Нижегородский и Арзамасский Сергий. Любительсое фото. Москва 1937 г. http://pash-kov.narod.ru/Sergianstvo.html
Страница последнего письма митр. Кирилла. Яны-Курган (Казахстан). 23 февр/8 марта 1937 г.
Свящ. Владимир Амбарцумов. Тюремное фото.
Свидетельство о смерти В.А.Амбарцумова, выданное родственникам через 52 года. "Причина смерти - расстрел".
Маршал М.Н.Тухачевский
Адольф Гитлер - отец нации. Олимпиада в Берлине, 1936 г.
Сталин с бурятской девочкой на руках. 1936 г.
Сталин. 1930-t
Папа Пий XI
Текст молитв, зашитый в подкладку одежды. Заключенный, носивший такую одежду, подвергал себя смертельной опасности, если бы молитвы были обнаружены. Выставка "Преодоление", М. 2012 http://www.pravoslavie.ru/smi/57695.htm
Лагерный антиминс. Выставка "Преодоление", М. 2012 http://www.pravoslavie.ru/smi/57695.htm
Типовая выписка из протокола "тройки" о расстреле священника (Александра Орлова). Выставка "Преодоление", М. 2012 http://www.pravoslavie.ru/smi/57695.htm
Епископ Дамаскин (Цедрик) в ссылке
Лагерная зона
Одиночная камера
Тюремный коридор
Тюремный двор
Оксфордская конференция "Жизнь и работа" 1937 года по теме "Церковь, община и государство" одобрила слияние с комиссией "Вера и устройство" для образования Всемирного Совета Церквей. Фото ВСЦ http://wccx.wcc-coe.org/wcc/who/service-r.html
Лагерная зона на территории монастыря
Сталин и члены Политбюро в окружении сотрудников НКВД
Правка Сталина, снижающей возраст преследования детей репрессированных, на документе, написанном рукой Молотова
Служебная записка Ежова с визой И.Сталина «Тов. Микоян просит в целях очистки Армении от антисоветских элементов разрешить дополнительно расстрелять 700 человек из дашнаков и прочих антисоветских элементов. Предлагаю расстрелять дополнительно 1500 человек, а всего с ранее утвержденной цифрой 2000 человек. Народный комиссар внутренних дел СССР, Генеральный комиссар госуд. безопасности Ежов»
Шифровка.«На № 863/ш от 3 июля сообщаю: по Днепропетровской области намечено ориентировочно для изъятия по первой категории кулацкого и враждебного элемента 1500 человек и уголовного элемента 1000 человек. По второй категории кулацкого и враждебного элемента 2000 человек и уголовного элемента 1000 человек».
Протоирей Александр Чернауап. Член Собора 1917-18 гг. Настоятель Благовещенского собора в 1926 г. Расстрелян 23 окт. 1937 г.
Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский. Тюремное фото. Расстрелян в 1937 г.
Священник Павел Флоренский. Фото из следственного дела. Расстрелян 8 дек. 1937 г.
1937
Январь Митр. Иосиф (Петровых), находившийся в южноказахстанской ссылке, передает митр. Кириллу письмо через архимандрита Арсения (об этом м.Иосиф показал на допросе 14 июля 1937г.). В этом письме м.Иосиф "свидетельствовал владыке свое глубочайшее почтение" и писал, что преклоняется "перед его мужественным стоянием в его борьбе за церковные интересы". Архим. Арсений привез ответ м.Кирилла, который, по словам вл. Иосифа, "вполне удовлетворил меня". Л.Е.Сикорская, стр.466.
11/24 янв. Определение сергианского Синода о принятии к сведению "завещательного распоряжения" митр. Петра от 22.11/5.12 1925 г. о преемниках на случай кончины; внесено в связи с кончиной митр. Петра (Полянского). (В завещании указаны, кроме митр. Кирилла и Агафангела, также митр. Арсений и митр. Сергий – Л.Р.). Сб. док. 2 17/30 янв. Указ "Московской Патриархии" о форме поминовения за богослужением "Патриаршего Местоблюстителя" митр. Сергия. Губонин
7 февр. Приговор М.А.Новоселову за "контрреволюционную деятельность": З года заключения. Отправлен в Вологодскую тюрьму. Л.Е.Сикорская, стр. 286. 12/25 февр. Письмо невыясненного автора арх. Ташкентскому и Среднеазиатскому Борису (Шипулину) по поводу кончины митр. Петра и акта о переходе Местоблюстительства к митр. Сергию. Указывается, что был произведен опрос архиереев, причем 27 из 51 общего числа правящих на 19.12/1.1 1937 г. признали акт от 14/27 декабря 1936 г., 7 подписали на месте, и 20 прислали восторженные телеграммы. Кончается словами: "о сегодняшнем имениннике и о быв.Казанском, как о кандидатах, пока не беспокойтесь". Сб. док. 2 Март Зарубежная Литовская епархия получает известие о кончине митр. Петра без указания даты и места. Архив док. 23
февраля/8марта Последнее письмо ссыльного митр.Кирилла. Яны-Курган (Казахстан). Адресовано иеромонаху Леониду. Из письма: "С митрополитом Иосифом я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от петроградской епархии первый протест против затеи митополита Сергияи дано было всем предостережение в грядущей опасности". Черновик этого письма, изъятый при последнем аресте м.Кирилла, был приобщен к следственному делу 1937 года. Л.Е.Сикорская, стр.466 1937 год Всенародная перепись, включающая вопрос о религии. Прот. М.Польский: "Вдова Ленина Н.Крупская в "Известиях" (март 1937) в статье об антирелигиозной пропаганде утверждала ... любопытный факт: "Недавняя перепись показала, что массы, и в особенности женщины, были смущены параграфом опросного листа, касающимся религии. Многие из них, которые давно не выполняют обрядов, не решились написать "неверующая" и, в конце концов, написали "верующая"... М.Польский: Переписка показала огромный процент верующих в огромной стране: две трети сельского населения и одну треть городского. Польский, т. 2,cтp. XXV 1937 Массовые расстрелы духовенства.
1937 Георгий Федотов о национальной политике Сталина в 30-е годы: ...Сталин чувствует себя преемником не только разбойников и казаков, но и царей российских, которые для него собирали и ширили государство... Достаточно ясно, какой характер носит сталинский национализм. В истории России он приемлет ее экспансию, оставаясь совершенно чуждым внутреннему содержанию русской культуры ... Против аристократической свободы (Новгород) за демократическое самодержавие
(Грозный и Пугачев) – такова политическая установка Сталина. Г.П.Федотов. Защита России. Парuж 1988. Как Сталин видит историю России. Стp. 135-142 (пepвая публикация – 1937год). За последние годы социальное и идеологическое содержание сталинской диктатуры совершенно переродилось. Государство перестало быть классовым и перестало быть марксистским ... Этому соответствует в идеологии борьба с марксизмом и постепенная замена его элементами национальной культуры. Марксизм, не отмененный официально, подвергается разгрому во всех частных сферах: в истории – борьба с нигилизмом школы Покровского, В литературе – борьба с классовым подходом, в педагогике – борьба с педагогией и т.д. Национальное сознание в очень острой и повышенной форме – национальной гордости и даже тщеславия – сменило прежний интернационализм ...
Его (Сталина – Л.Р.) государство занимает среднее положение между фашистской диктатурой и царским самодержавием (отвлекаюсь, конечно, от несоразмеримой низости и жестокости его политических средств). Не случайно, поэтому, Сталин хочет чувствовать себя укорененным в истории России, требует своего апофеоза в костюме Петра Великого и настаивает порой на реабилитации на только Петра, но и Николая I... Если Гитлер марширует под красным знаменем социализма, почему и сталинским дельцам не совершать, время от времени, обязательные поклоны в сторону марксизма? Лишь бы только из марксизма было вылущено все революционное содержание ... Там же. СССР u фашизм. Стр. 75-79 (первая nубликация в 1936г.)
Мнение маршала М.Н.Тухачевского об отношении Cталина к Гитлеру. Вадимир Карпов: Ниже я перескажу несколько фрагментов из книги дальней родственницы маршала Лидии Норд "Маршал Тухачевский", опубликованной в Париже (издательство "Лев") и пока недоступной нашим читателям.
«Мне совершенно непонятно германофильство Crалина, – говорил он (Тухачевский - Л.Р.). – Сначала я думал, что у него только показной интерес к Германии, с целью показать "свою образованность"...
Но теперь я вижу, что он скрытый, но фанатичный поклонник Гитлера. Я не шучу. Это такая ненависть, от которой только один шаг до любви ... Cтоит только Гитлеру сделать шаг к Cталину, и наш вождь бросится
с раскрытыми объятиями к фашистскому. Вчера, когда мы говорили частным порядком, то Cталин оправдывал репрессии Гитлера против евреев, сказав, что Гитлер убирает со своего пути то, что мешает ему идти к своей цели, и, с точки зрения своей идеи, Гитлер прав.
Успехи Гитлера слишком импонируют Иосифу Виссарионовичу, и если внимательно приглядеться, то он многое копирует у фюрера. Немалую роль, по-моему, играет и зависть к ореолу немецкого вождя ...
Как ни говорите, и "чином" Гитлер выше – все-таки был ефрейтором, а наш даже и солдатом не был. Cтpeмление первого лезть в полководцы оправданы – "плох тот капрал, который не мечтает стать генералом", а вот когда бывший семинарист хочет показать, что он по меньшей мере Мольтке, – это смешно, а при нынешнем положении вещей и очень грустно. И еще печальнее то, что находятся люди, которые вместо того, чтобы осадить его, делают в это время восторженные физиономии, смотрят ему в рот, как будто ожидают гениальных мыслей ... Владимир Карnов, ''Маршал Жуков''. Знамя, 1989, N 10, стр. 26-27
А.Авторханов, крупнейший исследователь деятельности Cталина: "Затаенный кумир его сердца... такой же фанатик власти, как и он – Гитлер". А.Авторханов. Технологuя власти. Франкфурт-на-Майне. 1974,стр. 280
Даниил Андреев: сравнение Cталина и Гитлера: Я не буду останавливаться на тех свойствах его (Гитлера - Л.Р.) характера и ума, которыми он уступал своему врагу и которые могут служить материалом для размышления историку. Я указываю только на те черты, которыми он, будучи сопоставлен со Cталиным, проигрывал под углом зрения метаистории в качестве кандидата в абсолютныe тираны.
Проигрывала под этим углом зрения (как, впрочем, и под всеми остальными углами) и его идеологическая концепция. Она была лишена именно той стороны, которой была сильна Доктрина: интернациональности. Мечта о владычестве семидесятимиллионного народа над двумя с лишним миллиардами населения земного шара действительно могла бы быть названа бредовой. И если бы вторая мировая война каким-нибудь чудом окончилась бы победой Германии, концепцию пришлось бы в корне пересмотреть, расширив базу "нации", по крайней мере, до границ европейской "расы господ". Но и тогда эта концепция по самой природе своей должна было бы стать объектом ненависти и отвращения для подавляющего большинства народов нашей
планеты. Задача же заключается как раз в обратном: в кристаллизации такого учения, которое, тая в себе ядро будушей всемирной тирании, на первых порах казалось бы привлекательным для большинства.
Интересно отметить, что если концепция национал-социализма страдала безнадежной националистической или расовой ограниченностью, то советская Доктрина – в том виде, в каком она пребывала в течение первых двадцати лет своего господства, отличалась противоположным дефектом: все это время она относилась с пренебрежением и даже с враждебностью к национальному импульсу в психологии масс.
Национальное начало терпелось только в тех случаях, когда речь шла о национальных меньшинствах или об угнетенных нациях колоний. Но это было дефектом, и Cталин это понял. Он несколькими годами раньше, из побуждений, недалеких, очевидно, от хулиганской потребности колотить зеркала и разбивать статуи, сносивший без всякой нужды памятники русского зодчества, превращавший черт знает вот что храмы и монаcтыри, а иные гражданские сооружения уничтожавший под предлогом выпрямления улиц (т.е. ради злосчастной идеи "прямолинейности"), теперь вдруг обратился к национальному прошлому России, реабилитировал целый пантеон русских государственных деятелей прежних эпох и стимулировал воспитание в подрастающем поколении некоего синтетического – и национально-русского, и интернационально-советского чувства "Родины".
Он понял, что ввиду предстоящего столкновения с агрессивно-национальной идеологией фашизма не нужно пренебрегать национальным импульсом в собственном народе, наоборот, следует его расшевелить, разбередить, заставить его лить воду на ту же мельницу. А вскоре после начала войны он понял еще и другое: конфессии, которые так и не удалось выкорчевать из массовой психологии никакой антирелигиозной политикой, следовало обратить в верных слуг, а потом и в рабынь.
Нескольких ничтожных подачек, вроде милостивого разрешения на восстановление патриаршего престола и обещания воздерживаться от сноса новых храмов ... оказалось достаточно, чтобы церковная иерархия полностью солидаризировалась и с программой, и с практикой партии и государства.
Но это произошло уже во время войны, когда лозунг "все для войны" вспыхнул в его мозгу, как факел. Вспыхнул же он потому, что враг, которого он рассчитывал перехитрить, заставив его истекать кровью в борьбе с западными демократиями, чтобы потом, когда ослабеют обе коалиции, самому обрушиться на них со всей интернациональной Доктриной и со свежей двадцатимиллионной армией – этот самый враг сам его перехитрил, спутал все карты, и как гром с ясного неба на неподгoтовленную к таким сюрпризам страну посыпались авиабомбы Германии и
ее союзников.
Наступила минута слабости ... Следовало своим поведением как можно скорее доказать, что минута слабости никогда не повторится и что схватку с роковым соперником он выдержит до конца, бросив в мясорубку хоть сто миллионов, но не дрогнув ни одним мускулом. Так он и держал себя в дальнейшем ... Даниил Андреев, Роза Мира В.Суворов (Резун) о роли Гитлера в стратегических планах советского руководства: Пришедших к власти нацистов Сталин упорно и настойчиво толкал к войне. Вершина этих усилий – пакт Молотова-Риббентропа. Этим пактом Сталин гарантировал Гитлеру свободу действий в Европе и по существу открыл шлюзы Второй мировой войны. Когда мы недобрым словом поминаем пса, искусавшего пол-Европы, давайте не забудем и Сталина, который пса вырастил, а потом и спустил с цепи.
Еще до прихода его к власти советские лидеры нарекли Гитлера тайным титулом – Ледокол Революции/подч. В.С./. Имя точное и емкое.
Сталин понимал, что Европа уязвима только в случае войны и что Ледокол Революции сможет сделать Европу уязвимой. Адольф Гитлер, не сознавая тогo, расчищал путь мировому коммунизму. Молниеносными войнами Гитлер сокрушал западные демократии, при этом распылял и разбрасывал свои силы от Норвегии до Ливии.
Ледокол Революции совершал величайшие злодеяние против мира и человечества и своими действиями дал Сталину моральное право в любой момент объявить себя Освободителем Европы, заменив коричневые концлагеря красными.
Сталин понимал, что войну выигрывает не тот, кто в нее вступает первым, а тот, кто вступает последним, и любезно уступил Гитлеру позорное право быть зачинщиком войны, а сам терпеливо ждал момента, "когда капиталисты перегрызутся между собой" (Сталин, речь 3 декабря 1927 года).
Я считаю Гитлера преступником и мерзавцем. Я считаю его людоедом европейского масштаба. Но если Гитлер был людоедом, из этого вовсе не следует, что Сталин был вегетарианцем. Разоблачая фашистов, мы обязаны разоблачать и советских коммунистов, которые поощряли нацистов на совершение преступлений и намеревались результатами их преступлений воспользоваться. В.Суворов, Ледокол, М. I99З, стр.13 1/14 марта Энциклика Папы Пия XI Mit brennender Sorge против религиозных аспектов национал-социализма:
Кто в пантеистическом смешении отождествляет Бога со Вселенной, снижая Бога до пределов мира или вознося мир до величия Бога, тот не верит в Бога ...
Кто, подобно древним германцам-язычникам, ставит на место Бога мрачную и безликую судьбу и тем самым отрицает премудрость и Промысел Божий, тот не верит в Бога ...
Кто принимает расу или народ, или государство, или форму правления, или носителей власти, или другие ценности человеческого общежития за нечто, что должно быть выделено из иерархии, им подобающей, и идолопоклоннически их обоготворяет, тот извращает порядок вещей, созданный и узаконенный Богом, тот далек от истинной веры в Бога ...
Высшая точка откровения достигнyта в Евангелии Иисуса Христа и она окончательна и обязательна навсегда. Это откровение не может быть вытеснено или заменено произвольными новыми "откровениями", вроде мифа о крови и расе. Ни один человек, даже если бы в нем воплощалась вся мудрость, все могyщество, вся сила мира, не может дать иного основания веры, чем то, которое уже положено Христом ...
Тот, кто в кощунственном непризнании существенного различия Бога и твари, Богочеловека и сынов человеческих дерзает поставить рядом с Христом смертного, будь он величайшим во все времена, а тем более вознести его выше Христа или против Христа, тот достоин быть назван пророком небытия ...
Кто изгоняет из церкви и школы библейскую историю и мудрые поучения Ветхого Завета, тот хулит Имя Божие, хулит план спасения Вседержителя ...
Принцип: "право есть то, что полезно народу" означает в международной жизни вечную войну между различными нациями ... В национальной жизни не хотят признать того основного факта, что человек, как личность, имеет права, полученные им от Бога; они остаются неприкосновенными по отношению к коллективу и противостоят всем попыткам уничтожения, отрицания или умаления их. Цель общества определяется природой человека. все общественные ценности существуют для человека, для его полного развития, естественного и сверхъестественного, для достижения им совершенства ...
Бессмертие в христианском смысле означает продолжение жизни человека после его земной смерти. Кто словом бессмертие обозначает продолжение здесь на земле коллективной жизни народа, неопределенную длительность его земного будущего, тот извращает одну из главных истин христианской веры и подрывает самые основания религиозного воззрения на мир ...
Церковь Христова, которая в течение веков и до нынешнего дня насчитывает больше исповедников и вольных мучеников, чем всякий другой коллектив,
не нуждается в уроках героизма чувств и действий. В постыдном приеме издеваться над христианским смирением как над унижением своей личности и малодушным поведением, отвратительная гордыня таких новаторов только позорит их самих...
Комментарий К.Мочульскоro: Это послание есть величайшее событие христианской истории нового времени. Без преувеличения можно сказать, что твердое, суровое и скорбное слово дряхлого старца прозвучало на весь мир и образовало тот духовный центр, вокруг которого начали объединяться христиане.
После энциклики во всем католическом – и вернее – во всем христианском мире стали немыслимы нейтральность и конформизм по отношению к антихристову учению. Христианство вступило в борьбу, и отступление ныне невозможно.
Некоторые высказывания национал-социалистов на религиозную тему. Розенберг: Мы должны все более и более настаивать на том факте, что наша политическая работа и законодательство не могут быть рассматриваемы отдельно от всей нашей деятельности вообще: это только внешняя сторона нашего очень глубокого и очень нового отношения к Судьбе. Кто не понимает движущей силы национал-социалистического мировоззрения, ничего не поймет в фактах его внешней жизни.
Геринг: Когда нам говорят, что мы упразднили веру, мы спрашиваем: когда в Германии была более глубокая, более страстная вера, чем сейчас? Когда была более сильная вера, чем вера в нашего вождя? Храмы не помогут народу, переставшему верить в себя. Веря в народ и его будущее, я верю во Всемогушего... Каждое учение имеет свою эмблему. Мы заменили крест портретом фюрера; наши образа святых – знамена со свастикой. Евангелие заменено нашей библией, книгой "Моя борьба". Как раньше считали годы от рождения Христа, так отныне будут читать их от рождения Третьего Рейха. Не верно говорить, что национал-социализм хочет основать новую религию – он есть новая религия.
Журнал "Гитлерюгенд": Немецкий народ понял, что не только юдаизм, но и христианство чужды германской расе. Туманы магической и суеверной религии Рима рассеиваются. Немецкая народная душа нашла себя. Рим должен пасть. Северный великан расправляет члены, и цепи, которыми сковали его сыны юга, падают. Звезда Иуды и Рима закатывается. К.Мочульcкuй, Расизм u и западное христианство,"Путь'', Парuж, N 58, 1938-9, стр.26-З6 6/19 марта Энциклика Папы Пия XI "Дивини редемторис" ("Божественный Искупитель") против "безбожного коммунизма". По yтверждению А. Бакулова, энциклика составлена на основе доклада П.-Э. Неве "Очерк о коммунизме". Основные идеи: положение Трудящихся СССР как в материальном, так и в юридическом плане значительно хуже, чем на Западе; существующий режим повинен в массовом терроре и тотальной лжи; коммунистические идеалы утопичны, но имеют некоторую привлекательность на фоне пороков капиталиcтической дейcтвительности. А.Бакулов. Наука и Религия. 1990, N 3,стр. 35 3 апреля (н.с.) Cтатья в газете "Правда" с заявлением о том, что "верующий не является врагом советской власти". Появление в газетах призывов не допускать оскорблений религиозного чувcтвa. Спад активности атеистической работы.
Флоран и Браун (последние католические священники в СССР) в своем докладе объясняют это тем, что руководству cтали извecтны результаты переписи населения, проведенной 5-6 января 1937г.: 60-70% переписанных объявили себя верующими. Результаты переписи не были опубликованы: Cталин объявил, что перепись "фальсифицирована врагами народа". В опросных лиcтах переписи 1939 года вопрос о религии уже не содержался. А.Бакулов. Наука и Религия. 1990, N 3, стр. 35
5 июня Указ Короля Леопольда III, которым в королевстве утверждена епархия "Archeveche de l'Eglise Orthodoxe russe en Belgique". Владыка Александр (Немоловский) стал носить титул "Архиепископ Брюссельский и Бельгийский", а Никольский храм стал кафедральным собором. В епархию владыки Александра тогда вошли приходы бывшего бельгийского благочиния – в Брюсселе: Свято-Никольский храм (Кафедральный собор) и Приютский храм Кузьминой-Караваевой на рю де ля Турель (Святых Николая и Пантелеимона), храмы в других городах: в Шарлеруа (Троицкий), Льеже
(св. Александра Невского), Намюре, Генте, Лувене, и Гааге (Голландия), а также временный храм в детской колонии в Жодонь (тогда же периодически совершались Литургии в Антверпене). www.podvorje.com/history3.htm Середина года М.Одинцов: В середине 1937 года в наcтpoeниях партийного и советского актива получило широкое хождение и поддержку мнение о необходимocти полной "ликвидации" законодательства о культах, и в чаcтности поcтановления ВЦИКа и СНК РСФСР "О религиозных объединениях" от 1929 г.
Можно упомянyть, что с таким предложением к Cталину обращался Маленков. В обоснование такого предложения выдвигалось "обвинение" в адрес этого законодательного акта, который якобы создал "организационную основу для оформления наиболее активной чаcти церковников и сектантов в широко разветвленную враждебную советской влаcти легальную организацию в 600 тыс. человек по всему СССР".
А потому в качестве первостепенных задач выдвигались требования "покончить в том виде, как они сложились, с органами управления церковников ... с церковной иерархией". M.Oдuнцов, всб. "На пути к свободе coвeсти", стр. 54
Декрет германского правительства, направленный против традиционных христианских церквей. Подчинение государству финансовой организации церквей; закрытие богословских школ; объявление вне закона так наз. "свободной или исповеднической церкви", не признающей объединение "Германских христиан". К середине 1927 г. арестовано более 700 ведущих протестантских пасторов. Объединение "Германских христиан", во главе с "имперским епископом" Людвигом Мюллером, объявило национал-социалистическую революцию религиозным движением и новым откровением Бога; исключило из своего числа христиан-евреев; подвергло публичному глумлению Ветхий Завет; "исправило" текст Нового Завета в соответствии с "героическим духом" германской нации. К.Мочульский, "Путь'',1928-9, N 58,стр. 26-З6 6 июля Послание (от кого, не указано). Вероятно,
еп. Дамаскин Цедрик: «Как должны верующие смотреть на отступление митрополита Сергия и относиться к нему. 6 июля 1937 г. Сердцем веруется в правду, устами исповедуется во спасение (Рим 10: 10). «Всякого, говорит Спаситель, – кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцем Моим Небесным. А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцем Моим Небесным». (Мф. 10: 32-32) (Лк. 12: 8-9). Из этих слов Спасителя видно, что от нас требуется не только вера, но и исповедание своей веры перед людьми, невзирая ни на какие страхи и угрозы. Отречение перед человеками, – только перед человеками, хотя в сердце и сохранится вера, есть уже отречение по существу. Спаситель таковым угрожает, что Он отвергнется их перед Отцем Небесным, т.е. Он не признает их Своими последователями, Своими учениками. Ибо от нас требуется не только вера в Бога и Его закон, признание Его, но и любовь к Нему. Такая должна быть наша вера. Вера, не соединенная с любовью к Нему, будет верой мертвой (Иак. 2: 20-26). Такую веру могут иметь и бесы.
Любовь же всегда соединена с некоторым самоотвержением в пользу любимого. А самоотвержение проявляется в испытаниях. Поэтому, кто исповедует веру перед человеками, т.е. когда приходится доказывать свою веру, свою любовь к Сыну Божию некоторым исповедничеством, только тогда вера является приятной Сыну Человеческому, и за такую только веру Он признает исповедующих Его Своими последователями перед Отцем Небесным. А не решающиеся на это исповедничество, отрекшиеся Его перед человеками, кому не хватает мужества из-за страха перед людьми открыто Его исповедать, или кто слукавит в своей совести, имея в сердце одно, а устами исповедуя другое, допуская хотя бы только устами, а не на деле, нечто другое, чего требует от нас истинная вера в Сына Божия, тот является отреченцем от веры, и Сын Божий отвергнется его, не позволит ему называться Своим последователем перед Отцем Небесным.
В нынешний лукавый век многие говорят: «Пусть была бы вера в сердце, нет беды, если мы слукавим на словах». Но Спаситель, как видно из вышесказанного, говорит нам совершенно иное. К сожалению, такое лукавство совести мы видим в нынешний лукавый век не только у мирян, которым это более простительно, но и у лиц, поставленных во главе церковного управления. Стоящий ныне во главе церковного управления митрополит Сергий заявил одному епископу, которому предлагалось покривить в одном случае совестью: «Зачем ставить точки над буквой "i", т.е. зачем допускать точность, можно недоговаривать, чтобы потом давать двоякое объяснение сказанным словам; для себя – так, а для других, инакомыслящих – иначе; если хотите, понимайте и в своем смысле; можете делать из этого свои выводы, хотя бы и противоположные Истине». Такая недоговоренность, допускаемая с целью, чтобы скрыть свой истинный образ мыслей из-за страха или
ради соблюдения своих земных выгод – есть отречение от Истины. Она особенно недопустима в вопросах веры, потому св. отцы на древних Соборах, в борьбе с ересями, особенно старались выработать точность в выражениях, чтобы устранить всякое двусмысленное толкование, которым могли бы прикрыться лукавые люди, чтобы скрыть свое несогласие с истинным учением.
Поэтому мы видим в Церкви бесконечные споры о терминах «омоусиус» и «омиусиус». Наоборот, свойство ересей и уклонения от Истины, недоговоренность и неточность в терминологии, чтобы иметь возможность укрываться со своей ложью за этой неточностью. Такова же политика митрополита Сергия. Все его послания, действия и распоряжения, именно без точек над буквой «i». Такова его Декларация, изданная в 1927 году, таково введенное им поминовение власти в Церкви, таково его интервью, напечатанное в 1929 г. Все эти документы, как и его действия и распоряжения, своей недоговоренностью, своим явным уклоном к извращению Истины, вызывают сомнение в правильности той линии, какую он ведет в церковной политике, чтобы истинные чада Церкви могли без колебания следовать за ним. Большинство верующих, считая митрополита Сергия законным каноническим преемником митрополита Петра, не решаются отделиться от общения с ним, но это происходит только потому, что не все верующие могут разобраться в данном случае: как должны поступать в отношении его, чувствуя сердцем неправоту его действий, они не могут обосновать свое отклонение от него, тем более что он своим хитроумием в своих документах, которые содержат в себе явно отступление от Истины, навел столько туману, что их нужно сначала расшифровывать, чтобы увидеть в них извращение Истины.
Чтобы отделиться от общения с главою Церкви по 15 пр. Двукратного Собора, надо обличить его в ереси. Многие, хотя и видят в указанных документах уклонение, извращение Истины, тем не менее не отделяются от него, извиняя его тем, что они изданы по принуждению и под страхом и есть своего рода уступка духу времени, чтобы этой ценой сохранить свободное существование Церкви, но так ли это? Можно ли здесь допустить извинение? Мученики древней Церкви стояли тоже перед дилеммой: или сохранить Истину и быть замученными за веру, или покривить своей совестью и сохранить жизнь. Они предпочли первое, и Церковь их за это прославляет, а отступивших от истины из-за страха – осуждает, не допуская им никакого извинения. Для многих из них тоже предстоял часто такой соблазн: «Мы, – говорили мучители, – не требуем от вас прямого отречения от веры, а только покажите вид, что вы согласны принести фимиам идолу, и вы будете свободны». Но они и этого не делали, боясь даже намеком отступить от веры. Церковь очень строга в этом отношении, она не допускает отречения даже
двусмысленного, которое имело бы в себе намек отречения только по недоговоренности. Так она осудила либеллатиков, получивших за деньги записки, что они принесли жертвы идолам, хотя они этого на деле не совершали. Она осудила Унию, которая не содержала в себе отречения от Православия, а только допустила подчинение Папе. Можно бы указать и другие примеры, но пока остановимся на этом.
Митрополит Сергий своими уступками, своими документами, в коих он разными двусмысленными выражениями признал законность большевизма, отстоял свое положение: он доселе управляет Церковью. Он сохранил административный аппарат церковного управления, но стоило ли из-за этого жертвовать Истиной? Почему не пошел по такому пути митрополит Петр? И поэтому доселе томится в ссылке. Неужели сохранение административного аппарата церковного управления настолько важно, чтобы ради него жертвовать Истиной? Не похоже ли это на продажу первенства за чечевичную похлебку? Церковное управление, административный аппарат Церкви – есть дело внешней организации Церкви, которое в деле Веры не играет существенной роли. Глава Церкви – Христос, та Сила, которая ее оживляет, связывает; руководит Дух Святой. Вот нерушимая организация, которой не смогут поколебать силы ада. Епископ в церковной жизни – настолько полномочная единица, что для разрешения церковных вопросов вполне достаточно его полномочий. Церковь первых веков не имела той организации – настоящего аппарата для управления (!!! - ЛР).
Каждая область, каждый город были, имея епископов, самодовлеющими единицами, тем не менее, церкви были живым теплом, и жизнь, несмотря на отступление внешней организации, била в них ключом. Так что ради сохранения Истины, в крайней нужде, можно было и пожертвовать этим аппаратом, от этого жизнь Церкви мало бы пострадала, ибо это – не главный нерв ея жизни. Истина – вот то основное начало, с повреждением которого наступает смерть в жизни Церкви. Поэтому все мы, каждый в отдельности, а в особенности епископы, призваны, главным образом, хранить Истину во всей ее чистоте. Как Церковь, так и каждый член Церкви, отпавшие от Истины, не могут быть живыми – и умирают. Многие из сторонников митрополита Сергия в том, что он своими уступками сохранил внешний аппарат церковного управления, склонны видеть особенную его заслугу, даже называют его спасителем Церкви. Какое глубокое заблуждение! Спаситель Церкви есть только Христос. Никто из людей ни погубить, ни спасти Церковь не может, как никто не может дать жизни организму человеческого тела, так никто не может и Церкви оживить, если в ней не будет живых сил ея – Христа и Духа Святаго. А они отступят
от Церкви, когда в ней будет повреждена Истина, этот основной нерв ея, и тогда Церковь Поместная, а (разумеется – не Вселенская) не будет уже живой, но Церковью мертвой, в которой останется только один остов без жизни.
Именно митрополит Сергий лишил Церковь жизни, повредив Истину. Не Церковь вообще, а только ту часть ее, которая последовала за ним в его отступлениях от Истины. Церковь же вообще не может погибнуть, она вечно будет существовать на земле, и врата ада не одолеют ее.
В чем же выражается отступление от Истины митрополита Сергия и его последователей? В своей борьбе против старого мировоззрения, основанного на вере в Бога, большевизм все время стремится привлечь на свою сторону все силы, а также и Церковь, чтобы она своим одобрением или же хотя бы не осуждением его идеологии могла расположить к признанию этой идеологии.
Церковь – Столп и Утверждение Истины, а где она повреждена, там и Церкви нет, а лишь сборище лукавнующих. И если со стороны верующих, которых на земле еще очень много, прямого одобрения [большевистского] мировоззрения со стороны Церкви ожидать невозможно, это было бы самоуничтожением Церкви, то большевизм старается привлечь ее к этому, хотя косвенно. Церковь всегда относилась к большевизму отрицательно не только как к началу, построенному на чисто материалистических принципах, стремящемуся ниспровергнуть религию и своим учением социализма стать на ее место, но она относится отрицательно и к самим проблемам соц. переустройства мира путем революции и насилия. Поэтому, например, мы видим в нашей Русской Церкви осуждение и анафематствование бунтов С. Разина и Пугачева. Привлечь Церковь и верующих открыто на свою сторону для большевизма почти невозможно. Вот тут-то изобретаются такие средства, которые, как будто бы не затрагивая вопросов религиозных, имеют в виду только внешнюю сторону переустройства жизни ея, бытовые и социальные стороны.
Конечно, за этим стремлением большевизма приходится усматривать еще и другие силы – силы врага рода человеческого, которые путем обмана, тонких сетей хитросплетения стремятся незаметно свести Церковь и верующих с пути Истины и запутать ее в сети лжи, что им путем обмана, путем стеснения отчасти и удается.
Первые подобные уклонения от Истины мы видим в обновлении и григорианстве – этих новых направлениях, возникших в Русской Церкви с приходом к нам большевизма и всецело под его влиянием и покровительством. В этих церковных течениях мы видим, что в программу их вводится и такой пункт: признание законности и справедливости соц. революции – пункт, по-видимому, не касается религиозной стороны, но мы говорим, что и в этой форме он неприемлем для Церкви, и за это, как мы видели из истории Русской Церкви, были преданы анафеме Разин и Пугачев. Значит, и в этом виде на принявших его налагается
церковное отлучение, но в чем, если рассматривать его поглубже, можно усмотреть и чисто религиозную сторону.
Церковь вообще осуждает насилие, но социальная революция без насилия и переворотов не совершается. Отсюда она, чтобы оправдать себя и развязать себе руки, должна не только порвать с Церковью, но еще выработать такое мировоззрение, которое было бы совершенно противоположно старому религиозному мировоззрению, уничтожая его, создать основу для нового мировоззрения. Она действительно и создает его. В основе этого нового мировоззрения лежит богоборчество, пересоздание мирового порядка, уничтожение Богоустановленных законов, создание своих. Если вера в Бога имеет целью приведение нас в Царство Божие, которое есть правда и мир и радость о Духе Святом, то социализм приносит нам правду, основанную на требовании жизни по плоти, мир для одних, для одного класса и страдания для других, радость плотских, греховных наслаждений. Отсюда разрушение всех прежних нравственных устоев, как личной, семейной, так и общественной жизни. Если раньше правда, мир и радость созидались принципами взаимной любви, то теперь проповедуется жгучая ненависть и зависть. Вот тот фундамент, на который упирается соц. революция, без этого фундамента она немыслима, не может быть принята человеческим сознанием. Поэтому, признавая законной и справедливой соц. революцию, церковные течения обновленчества и григорианства тем самым признают и этот фундамент ея мировоззрения, и тем самым отрекаются от христианства, они уже не Церковь Христова, а церковь лукавнующих, подлежит извержению из Тела Церкви.
Несмотря на все попытки со стороны большевизма увлечь Церковь Православную при Патриархе тоже на этот путь отступления от Истины, все это оканчивалось неудачно. Если не считать таким предсмертное завещание Патриарха Тихона, которое содержит в себе те же мысли, что и указанные выше церковные течения обновленчества и григорианства. Но так как оно подписано рукою умирающего Патриарха, может быть даже в бессознательном состоянии, то оно не имело в жизни никакого значения. Такой же неудачной была попытка и при митрополите Петре, за что он доселе томится в ссылке.
Только начиная с момента вступления в управление Церковью митрополита Сергия, эти попытки начинают увенчиваться успехами. Первым таким документом, в котором признается законность большевистского мировоззрения, является Декларация, созданная митр. Сергием в 1927 г., где выражением «ваши радости, радости большевизма, являются нашими радостями»22 митрополит Сергий заявляет это как бы от лица Церкви, управляемой им.
Как бы ни толковали это выражение Декларации
защитники митрополита Сергия, отступления от Истины никуда не скроешь. Что общего у Церкви с большевизмом? Какие у них могут быть общие радости? Радость в уничтожении веры, в разрушении храмов, в осквернении святынь и т.п.?
Для верующего все это не только не является радостью, а наоборот – великой скорбью. Конечно, защитники митрополита Сергия скажут, что мы слишком строги в данном случае и придаем слишком большое значение словам, м. Сергий не хотел того сказать. Да, я уверен, что м. Сергий не разделяет большевистских взглядов в отношении веры, но ведь каждый от слов своих осудится. Сердцем веруется в правду и устами исповедуется во Спасение. Лицу, стоящему во главе Церкви, неприлично говорить одно, а в мыслях держать другое, тем более делать это от имени Церкви.
Слова его являются соблазном для малых сих, они своим одобрением большевизма толкают их на тот же путь безразличного отношения к словесному отречению от веры, а может быть к явному сочувствию большевистскому мировоззрению.
Как уже раскрыто выше, никто не оправдается тем, что это отречение только на словах, а не на деле. Словами: «Кто отречется от Меня пред человеками, от того отрекусь и Я пред Отцем Моим Небесным», – Спаситель закрыл нам все пути к оправданию и что Он словесное отречение считает совершенным отречением и такого не считает уже Своим учеником, Своим последователем; следовательно – извергнутым из Его Церкви. Пусть не стараются оправдываться сторонники митрополита Сергия и тем, что выражение Декларации: «...ваши радости – наши радости», – не относится к идеологии большевизма, а к радостям нашего Отечества, которое у нас общее с большевизмом и радости которого, его процветание и мощь, должны быть и радостями верующих. Но так ли это? Что значит «процветание» отечества русского, управляемого большевизмом, как не усиление и укоренение тех же идей безбожия и вражды к Церкви, ея уничтожение? Что мы и наблюдаем. С укреплением большевистской власти существование Церкви становится почти невозможным, и как бы мы не толковали это выражение Декларации, оно есть отречение от веры.
Можно ли истинно верующему разделять эти мысли, выраженные в Декларации? Дальнейшим этапом и в то же время прямым следствием Декларации, вытекающим из нея логически и тем подтверждающим наше мнение – есть признание большевистского мировоззрения, является введенное митрополитом Сергием в Церкви поминовение власти. И у обновленчества, и у григорианства поминовение власти давно уже введено за богослужением – как прямой результат признания ими большевизма, законности и справедливости соц. революции. Молитва Церкви совершается или об утверждении и развитии чего-либо, что она считает своим идеалом; или же о прекращении того, что она считает злом.
Поэтому, молясь о власти, она или признает, что она в своих
стремлениях является по существу доброй и потому заслуживает молитвы, дабы она укреплялась как начало, способствующее развитию добра, или же, если не признает ея доброй, должна молиться о прекращении ея влияния или обращении ея в сторону Истины и добра. Это в формуле поминовения должно быть выражено ясно и вполне определенно, чтобы не ввести верующих в заблуждение и соблазн. К сожалению, формула поминовения, введенная м. Сергием, заимствованная у обновленчества или григорианства, как раз этой точности и определенности в себе не содержит. Формула эта выражена так: «...еще молимся о стране нашей и властех ея, да тихое безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте...» Эту формулу можно понимать и так, и эдак, так как она введена по требованию власти, то, конечно, она есть стремление показать пред ними сочувствие к ним и их признание, иначе она была бы отвергнута властью, как ее дискредитирующая.
Следовательно, эту молитву о власти можно признать молитвой положительной, т.е. молитвой о том, что Церковь одобряет и считает по существу добрым. Но тогда она одобряет большевизм и его идеологию, а следовательно, отрекается от своей, ибо та и другая друг другу противоположны; что именно поминовение – есть одобрение, а не отвержение большевизма – это само собой ясно, потому что оно есть следствие Декларации, которая, в сущности, является документом признания Церковью большевизма. Но так как совесть издавших Декларацию и введших поминовение власти в Церкви не мирится с положительной молитвой о ней, как начале отрицательном в мире, то для себя и для верующих оставляется лазейка, что они молятся о прекращении зла, когда добавляют: «...да тихое безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Но уже мы говорили, что такие недомолвки недопустимы в Церкви. Церковь свята, и нет в ней никакой погрешности. Риза ее должна быть чистой, кристальной. Между тем, двусмысленность, сознательно допускаемая, – есть обман и ложь, что Церкви никак не свойственно. Это налагает пятно на ея святость. Конечно, это пятно ложится не на Церковь, которая не допускает никакой лжи, даже ее запрещает, хотя бы она была только недоговоренностью. Это ясно из приведенных выше слов Спасителя об отречении от Него пред человеками, [это пятно ложится] на лиц, допускающих такую ложь. И они, чтобы не осквернить Тела Церкви, должны быть из нея, если не покаются, извергнуты.
В то же время такая двусмысленность, как видно из тех же слов Спасителя об отречении пред человеками, не спасет изрекших ея от осуждения за отречение. Итак, в поминовении м. Сергий допустил 2-ой акт отречения
от истины, ибо оно, по существу, есть одобрение большевизма.
Но ведь есть апостольская заповедь о молитве за власть: «...прошу совершать молитву, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим. 2, 1-3). Здесь имеется в виду молитва о личностях, о царе и всех начальствующих, которые могут измениться в своем нравственном состоянии, поэтому у нас в Церкви раньше было введено поименное поминовение царей, а не вообще, молясь о власти.
В поминовении же м. Сергия лица не упоминаются, а взят только принцип о властях. Но так как принцип и идеология власти большевизма – безбожные, богоборческие, всегда неизменны в нравственном отношении, то, конечно, молиться за них нельзя. Церковь молилась и о языческих императорах, но как она молилась? Из формулы апостольской: «...да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте...» видно, что она молилась об их обращении, дабы прекратилось гонение на Церковь, что именно такой была молитва о языческих императорах, видно из некоторых древних помянников. Так такая молитва или формула молитвы об обращении приводится у св. мученика Иустина-философа. Такая же формула, говорят, сохранилась в древнем списке литургии у магабаратских христиан в Индии. В этом смысле, если бы Церковь молилась о лицах, стоящих во главе современной власти, то для Церкви не было бы ничего предосудительного.
Но так как Патриарх Тихон большевиков (сов. власть) предал анафеме, то, очевидно,и такая молитва об их обращении в Церкви невозможна. Так что м. Сергий, введши поминовение власти в Церкви, погрешил догматически.
Можно ли молиться за большевистскую власть? Это хорошо раскрыто у проф. Муретова в «Богословском вестнике» (кажется, за 1911 год). Хотя тогда большевиков у власти не было еще, но ему пришлось высказать это по поводу одного магистерского сочинения об антихристе, где затронут был вопрос: «Можно ли молиться за антихриста», так как существо власти современной и антихриста – одно и то же. Но то или иное решение этого вопроса об антихристе приложимо и к современной власти.
Проф. Муретов доказывает, что Церковь молиться за антихриста, хотя он и будет стоять во главе власти государственной, не может, хотя, по словам Апостола, – говорит Муретов, – нет
власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13,1). На этом основании всякая власть, даже языческая, есть Божие установление и потому за каждую власть можно молиться, но только не об антихристе, – говорит он.
Власть антихриста не будет Божиим установлением, ибо она, по существу, будет богоборческой, стремящейся ниспровергнуть Богоустановленный миропорядок и поставить на его место свой. Поэтому это, скорее, анархия, чем власть. Если мы называем ее властью, то только потому, что не имеем другого соответствующего термина для ея названия, а поэтому Церковь за нее молиться не может.
Мы молимся за языческую власть потому что, в сущности, она принципов Божества и Его Законов не отрицает, но лишь имеет об этом неправильное представление. А по существу она стремится поддерживать Богоустановленные законы. Но не такова власть антихриста, он будет сознательно вести борьбу против Бога, и поэтому молиться за него нельзя. То же приложимо и к современной власти, так что защитникам поминовения из всего сказанного нельзя оправдать себя и ссылками на Св. Писание и на древний обычай Церкви молиться за языческих императоров.
Как относились к такой молитве об отступниках св. отцы, видно из следующего примера: профессор Лопухин в биографии Иоанна Златоуста рассказывает следующее: император Аркадий, освободившись наконец от невыносимой тирании своей злонравной супруги, хотел найти себе облегчение от сердечной туги в молитвах пустынников, но когда он обратился с просьбою помолиться за него к знаменитому синайскому отшельнику Нилу, то отшельник с истинною твердостию и дерзновением древних пророков отписал ему: «По какому праву желаешь ты, чтобы царствующий град избавлен был от опустошающих его землетрясений, когда в нем совершаются такие преступления; нечестие с неслыханною наглостию возводится в закон и когда из него изгнан столп Церкви, светило Истины, труба Христова – блаженный епископ Иоанн Златоуст? Как можешь ты желать, чтобы я согласился молиться об этом злосчастном городе, потрясенном всесокрушающим гневом небес, когда я изнывал от скорби, потрясен духом, когда мое сердце разрывается от злодеяний, совершенных на твоих глазах против всяких законов?» И [если отшельник] отказался от молитвы за город и за царя только потому, что в нем были допущены такие вопиющие беззакония, то что говорить о современном положении?
А вот еще
пример, как древние отцы относились к такого рода явлениям. Папа Иннокентий, узнав о подробностях дела изгнания Иоанна Златоуста, писал Аркадию: «Кровь брата моего Иоанна вопиет к Богу на тебя, царь, как в древности кровь Авеля праведного вопияла на братоубийцу Каина, и она будет отомщена, потому что ты во время мира воздвиг гонение на Церковь Божию, изгнал ея истинного пастыря, изгнав вместе с тем и Христа, а стадо вручил не пастырям, а наемникам». Если такие действия православного императора изгоняют из Церкви Христа, то что говорить о действиях м. Сергия?
Третьим актом отречения от веры в действиях м. Сергия является напечатанное им в 1929 г. интервью. В нем он говорит, что у нас нет гонения на Церковь, а пастыри и верующие, подвергаемые арестам и ссылкам, страдают за свои политические преступления. Этим м. Сергий становится на точку зрения большевизма, по которой вера является именно политическим преступлением. Такой взгляд понятен в устах большевиков, для которых вера является одним из главных преступлений к распространению их идей безбожия. В устах м. Сергия такие слова – есть отречение от веры, отречение от мучеников. После всего этого можно ли оправдывать действия м. Сергия и считать управление им Церковью каноничным? Можно ли иметь общение с ним? Он сам принял власть в каноническом отношении по законному преемству, но этого мало. Чтобы быть в общении с ним, нужно, чтобы и его действия были каноничными, а как видно из приведенных выше документов и его распоряжений, они таковыми не являются. Многие указывают на 15 пр. двукратного Собора, запрещающего отделяться от главы Церкви до Собора, кроме вины впадения его в ересь, но указанные факты его отречения от веры, несомненно, больше чем ересь.
Ересь – извращение Истины, а в указанных фактах есть отвержение и отречение от нее. Этот последний грех несравненно больше и дает больше прав на отделение от общения с м. Сергием. Грех большевизма – грех чисто сатанинский. М[итрополит] Сергий своими документами о признании большевизма стал участником этого греха, и если он не сознает его и не покается, то должен быть извержен из Церкви. Это право, конечно, принадлежит Собору (И рано или поздно такой Собор грядет! Пусть посмертно,
но митр Сергий должен быть изаержен из Церкви! - ЛР). Мы, каждый в отдельности, не можем это сделать, но чтобы не сделаться сообщником его греха, следуя его распоряжениям, мы, как к средству защиты чистоты своей веры, можем вполне на законных основаниях прибегнуть к отделению от него, хотя бы на основании того же 15 пр. двукр[атного] Собора. Тем более это мы должны сделать, что м. Сергий, не ограничиваясь тем, что сам впал в указанный грех апостасии, насильственно вынуждает к тому и своих последователей, налагая на несогласных с ним репрессивные меры, как-то: запрещение управления епархиями епископам, не желающим проводить в жизнь его распоряжения о поминовении; отлучение от Церкви, запрещение допускать несогласных к причащению Св. Тайн, запрещение отпевать их. Так недавно умер в Твери еп. Платон, он был отпет на дому двумя священниками, а местный еп. Фаддей ограничился служением заглазно литии. Это, по объяснению ар[химандрита] Гурия, произошло, очевидно, потому, что еп. Платон был оппозиционером, так что, пребывая в общении с ним [митр. Сергием], и мы можем отпасть от Церкви, потому что он насильственно вынуждает к тому и своих последователей». Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии Русской Православной Церкви за границей. Копия. Цит. по: Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб. Статис, 2006, стр. 546-556
12-25 июля (н.с.) Оксфордская конференция церквей, с участием православных; делегация Германии отсутствовала. Из постановления конференции: "С христианской точки зрения коммунизм и национал-социализм тождественны; в своей основе они суть псевдо-религии.
...На место Бога ставится бесклассовое общество или нация и ее величие. Перед нами особенно воинствующие формы идолопоклонства, требующие себе того почитания, которого достоин только Бог, Создатель и Искупитель всякой жизни. Подобные притязания должны быть решительно отвергнуты во имя Бога и во имя любви к человечеству, которому церковь призвана служить. Приписывать священный характер нации, государству или классу – значит потерять всякую надежду на будущее... Ложное обожествление, ложный Бог сообщает греховным страстям человека демоническое моryщество ..." К.Мочульский. ''Путь'' 1938-39, N 58,стр. 26-28
30 июля ОПЕРАТИВНЫЙ ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР № 00447 Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов
Из текста приказа:: Материалами следствия
по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений http://drevo-info.ru/articles/3915.html
Комментарий Леонида Максименкова (журнал "Огонек", 2007 г.) Приказ НКВД № 00447, с которого начался Большой террор, был подписан 70 лет назад – 30 июля 1937 года. Первым поставил подпись нарком Ежов, в тот же день Политбюро утвердило документ, вводивший впервые в истории контрольные цифры на отстрел граждан своей страны по областям и республикам. Но было не только это: приказу предшествовали запросы с мест. «Огонек» впервые публикует архивные свидетельства, которые на профессиональном языке называются так: качественно новый вид документов о механизме согласования и принятия решений эпохи сталинского террора.
Местной номенклатуре была дана свобода – право составлять расстрельные списки, выносить смертные приговоры и приводить их в исполнение. Кремль оказался клонирован в каждом субъекте Союза ССР. Каждый начальник управления НКВД, местный прокурор и секретарь обкома на какое-то время могли почувствовать себя Сталиным.
СНЯТИЕ КОПИЙ ВОСПРЕЩАЕТСЯ! Шифровки и сегодня сигнализируют об угрозе для жизни каждого, кто прикасался к ним. Строго секретно! Хранить только в секретных хранилищах! Запрещается упоминать, что текст получен шифром! Воспрещается указывать номера! Подлежит возврату в 48 часов! Снятие копий воспрещается! Текст ответа сообщается коротко! Только в одном экземпляре! Не трогать!
Прошло 70 лет. Показываешь коллегам эти иллюстрации, а их первая реакция от одного вида этих кроваво-красных бланков – бросить прочь. Кто-то спрашивает: «А где штамп, что это рассекречено?» Другие хотят знать, не попадает ли знание об этих документах под статью УК РФ о гостайне? Нужен ли допуск для их чтения? По-своему вопросы справедливы. Документы рассекречены. Но архивный Чернобыль с его грузом миллионов радиоактивных спецдел требует тотальной дезактивации.
ДАН ПРИКАЗ ЗА НОМЕРОМ 00447 На основании шифровок о тройках и о количестве учтенных на местах контрреволюционных элементов был составлен пресловутый приказ НКВД № 00447, подписанный Ежовым 30 июля 1937 года и в тот же день утвержденный и откомментированный Политбюро ЦК.
Приказ вводил беспрецедентные в мировой истории контрольные цифры на отстрел по областям и республикам граждан собственной страны.
Приказ подготовили в недрах Лубянки. Экземпляр завизировал замнаркома Михаил Фриновский. Похоже, что он должен был быть главным куратором спецоперации – в черновике написано «докладывать мне», но эта честь досталась Ежову. Фриновский послал текст приказа секретарю Сталина – Поскребышеву. До последнего момента за кадром оставался не только нарком в ежовых рукавицах, но и лучший друг советских спортсменов. Документ пускают на голосование вкруговую. Одни члены Политбюро ставят загогулины, другие отвечают «за» по вертушке, секретари оформляют особое постановление Политбюро о порядке проведения приказа № 00447 в жизнь. Даются инструкции Совнаркому (правительству) и Наркомфину (казначейству) о выделении 75 млн рублей из резервного фонда на оперативные расходы, из них 25 млн – Наркомату путей сообщения на обеспечение вагонов-столыпиных и оплату билетов (сталинская забота о человеке!), Наркомлесу – на развертывание лесоповала за Уралом.
9 июля Политбюро утверждает тройку по Северо-Осетинской АССР в составе товарищей Маурера, Тогоева и Иванова. Дает «добро» на расстрел 169 (по первой категории) и высылку 200 человек (вторая). А уже на следующий день главный кадровик и специалист по нац-вопросу на Старой площади, будущий премьер Советского правительства Георгий Маленков докладывает Сталину по делу руководителя северо-осетинской тройки Маурера. Проглядели! Маленков: «Тов. МАУРЕР, работающий в настоящее время 1-м секретарем Северо-Осетинского обкома ВКП(б), должен быть освобожден в связи с серьезными сомнениями в его прошлом – по национальности венгерец, происходит из богатой семьи,
попал в Россию как военнопленный... ведет сейчас себя подозрительно. О снятии Маурера советовался с тов. Ежовым Н. И.». На место «венгерца» предлагается Ф Г. Коков – второй секретарь обкома. Учился в Высшей школе парторгов ЦК, осетин, член партии с 1920 года, «проверенный партиец».
Потом будут расстреляны подавляющее большинство авторов первых шифровок с мест, и те, кто придет им на смену (Коков в том числе), и те, кто сменит этих вторых. Расстреляны будут Ежов, Фриновский, другие заместители большинства наркоматов, подавляющее большинство секретарей обкомов, прокуроров, председателей исполкомов, начальников местных управлений НКВД. В мясорубке погибнут 20 тысяч чекистов. Последний факт будут неустанно повторять в годы перестройки Чебриков и Крючков, и в этом они будут правы.
Красный террор был и до приказа № 00447. Но именно приказ принес с собой анонимность. С ним обезличка стала абсолютной. Искать ответа на вопрос, почему жертвы попадали в первую, а не во вторую категорию, бессмысленно. Право на комплектование было отдано местным тройкам, которые добирали до сотни в студенческих общежитиях, до тысячи – на колхозных сходах. Попали под раздачу – расстрел. Оказались в ненужном месте в ненужное время, но уже после выполнения плана – в лагерь. Тем страшнее рисовался образ террора в массовом сознании. На месте жертвы мог оказаться любой.
Узаконилось понятие о двух сортах врагов народа: первая и вторая категория. Третья — жены и члены семей врагов народа (см. иллюстрацию с правкой Сталина, снижающей возраст преследования детей репрессированных, на документе, написанном рукой Молотова).
Первая категория – расстрел без суда и следствия, без права на апелляцию, без объявления приговора.
Вторая – высылка в концлагерь в Сибирь, на Крайний Север или на Дальний Восток. Тоже без апелляции. Стране нужны были лес и особенно золото и платина. На лесоповале, на норильских платиновых рудниках, на колымских золотых, в воркутинских шахтах был гарантирован быстрый переход из второй в первую. Эти миллионы строили гигантские комбинаты, БАМ, нефтепроводы, ГЭС – многое из того народнохозяйственного достояния, акциями на которое сегодня успешно торгуют на Нью-Йоркской и Лондонской биржах.
Если на проведение спец-операции Политбюро выделило 75 млн рублей «из резервного фонда СНК на оперативные расходы», то на всю киноиндустрию в 1938 году дадут 150 млн. А 38-й – это «Волга-Волга», «Александр Невский», «Ленин в восемнадцатом году». Расходы окупятся. Одна мебель, сделанная в том же году рабами ГУЛАГа и проданная в мебельных магазинах страны, даст прибыль в 150 млн.
УРОК АРИФМЕТИКИ 10 марта 1938 года, в канун годовщины исторического пленума ЦК, на котором Сталин сделал выдающееся открытие – по мере продвижения к социализму усиливается классовая борьба, – Ежов направляет премьеру Молотову гулаговскую заявку для Наркомторга на 617 тысяч одеял, на 1 миллион 165 тысяч
пар кожаных ботинок и на 742 тысячи пар валенок. Ежов пишет: «Выделенное количество по 1-му кварталу не обеспечивает потребностей лагерей и мест заключения...»
Одно одеяло на двоих – логично. Работают в две смены по 12 часов. Не пропадать же одеялам по полдня. Характерна разница между количеством ботинок и валенок. Акт вычитания между кожаными штиблетами (весенне-осеннее время года) и фольклорными валенками (зимняя, полярная ночь) дает разницу в четыреста тысяч единиц зэков по одному бюджетному 38-му году. Такая смертность была заложена в плановую гулаговскую экономику. На этот лимит санкции Политбюро не требовалось.
НЕБОЛЬШОЙ ЦИТАТНИК С приказом № 00447 был перейден и моральный, и делопроизводственный барьер. На смерть отныне можно было посылать округленными тысячами, скопом, арифметической массой. Не здесь ли истоки трагедии отступления 1941-го и сталинских ударов 1942 – 1945-го? Вязьма. Харьковский котел. Мясной Бор.
В подборе цитат из тех шифровок нет никакого сегодняшнего геополитического умысла.
Из солнечной Армении: «Тов. Микоян просит в целях очистки Армении от антисоветских элементов разрешить дополнительно расстрелять 700 человек из дашнаков и прочих антисоветских элементов.
Предлагаю расстрелять дополнительно 1500 человек, а всего с ранее утвержденной цифрой 2000 человек.
Народный комиссар внутренних дел СССР, Генеральный комиссар госуд. безопасности Ежов».
Здесь особенно важно, что просит лучший друг армянского народа Анастас Микоян, а не лучший друг грузинского народа Лаврентий Берия. Сам Лаврентий Павлович требует для Грузии:
«НКВД Грузии арестовано членов нелегальных организаций меньшевиков, эсеров, соц. федералистов, нац. демократов, возвращенцев из ссылки до двух тысяч человек.
Прошу разрешить особой тройке НКВД Грузии рассмотреть следственные дела по первой категории на 1000 человек и по второй категории на 500 человек. Берия».
Из забайкальского Иркутска: «Ввиду значительной засоренности области право-троцкистскими пан-монгольскими и кулацко-белогвардейскими элементами, подпадающими под первую категорию, просим ЦК ВКП(б) разрешить дополнительный лимит по первой категории для Иркутской области 4 тысячи». Видна специфика: Забайкалье рядом с Монголией.
Из Красноярска: «К работе приступили. Тройку образовали. […] Просим для северных районов продлить срок проведения решения ЦК до 1 августа». Видна сибирская деловитость: северный завоз тоже идет из той славной эпохи.
Из Алма-Аты: «Количество подлежащих расстрелу, по предварительным данным, 2346 человек, подлежащих в высылке 4403 человек. […] Просим разрешить нашей тройке рассмотреть дела и на кулаков, проживающих в спецпоселках». Разрешили.
Особая
тема – телеграммы с братской Украины. Из Чернигова: «Тройка утверждена: первый секретарь обкома Маркитан, вридначальника УНКВД Самовский, прокурор Склярский. Рассмотрен список без данных по двум районам. Отобрано всего первой категории 244, всего второй категории 1379».
Скромные цифры. Но и область маленькая.
Из Днепропетровска запрос посолиднее: «На № 863/ш от 3 июля сообщаю: по Днепропетровской области намечено ориентировочно для изъятия по первой категории кулацкого и враждебного элемента 1500 человек и уголовного элемента 1000 человек. По второй категории кулацкого и враждебного элемента 2000 человек и уголовного элемента 1000 человек».
Кремль убавляет пыл днепропетровских товарищей – этой будущей всесоюзной кузницы кадров времен застоя. (Помните, у Леонида Ильича в «Малой земле»: «Дневников на войне я не вел»?) Это незабываемые годы ученичества маршала Брежнева. Приказ № 00447 по первой категории утверждает тысячу человек (вместо запрошенных двух с половиной), а по второй – две тысячи (вместо затребованных трех).
Читаешь эти шифровки из Ашхабада и Еревана, Сталинабада (Душанбе) и Сталинграда (Волгоград), Харькова и Чернигова, Ворошиловограда (Луганск) и Новосибирска, Москвы и Нальчика и ненавязчиво составляется ответ на модный сегодня вопрос: можно ли растаскивать историю сталинского террора по национальным квартирам?
Нет и еще раз нет! Массив шифровок показывает не только безграничный масштаб инициированного Кремлем бедствия и подхалимскую роль местных кадров в его конкретной практике, но и отсутствие дискриминации в выборе жертв. Террор прошел без различия национальных, расовых, сословных, религиозных, территориальных границ и барьеров. Тотальный интернационал.
Если заклеить фамилии авторов шифровок, города отправителей и перемешать эти десятки документов, то лишь по количеству предлагаемых жертв – сотен или тысяч – можно будет сказать – большая это республика или маленькая. Угадать точно, была ли это Винницкая область или Западно-Сибирский край, Таджикская ССР или ССР Армянская, тихий Дон или горный Дагестан, – очень трудно даже специалисту. Воистину в горниле террора, во всенародном несчастье рождалась новая историческая общность людей – советский народ.
Не унижает ли интернациональную по своей сути память жертв растаскивание в наши дни истории террора по национальным квартирам? Кощунственна сама попытка доказать, что чья-то кровь по цвету была краснее соседской.
На полное осмысление шифровок, их научную оценку, на выверенные выводы, на введение этих первоисточников в научный и школьно-университетский оборот понадобятся время и солидарные усилия отечественных историков. Желательно, чтобы все это было опубликовано сначала на языке оригинала в России, а не в виде «Избранных мест из переписки с друзьями» в Киеве, Таллине, Варшаве или на веб-сайтах фондов и институтов в плохом переводе на английский, не на средства грантов
зарубежных гуманитарных фондов. Хотелось, чтобы нашу общую трагедию никто не приватизировал.
ДЛЯ ЧЕГО ВСЕ ЭТО БЫЛО? Истины ради следует отметить, что читать эти шифровки нужно с оглядкой на другие документы 37-го года. В архивных делах расстрельные бумаги лежат вперемежку с созидательными, государствообразующими. Ведь 37-й прошел под знаком подготовки к первым в истории тысячелетней России всеобщим, прямым и тайным выборам. Вот образец избирательного бюллетеня по выборам в Верховный Совет СССР 6 марта 1937 года. Выборы готовились на 6 марта, а вместо выборов – пленум ЦК с его «по мере продвижения к социализму усиливается классовая борьба».
Для образца к утверждению типового бюллетеня на Политбюро был выбран Днепропетровский округ по выборам в Совет национальностей от УССР. В списке три (обратите внимание – три) кандидата на одно место: Петров Иван Семенович, Семенов Петр Иванович, Сиваков Семен Петрович. Кем выставлены кандидаты в депутаты? Общим собранием рабочих и служащих завода № 22. Колхозом им. Ленина. Маравлинским райкомом партии и комсомола.
Указание для политически незрелых: «Оставьте в избирательном бюллетене фамилию одного кандидата, за которого вы голосуете, остальных вычеркните».
Такие альтернативные выборы готовились параллельно с большим террором. Подспудно шулерски обманывали партию, страну и народ: только помогите разобраться с врагами – и наступит царство свободы, марксовой осознанной необходимости. 9 июля, через неделю после сталинской шифровки о тройках, Политбюро утверждает «Положение о выборах в Верховный Совет СССР».
Спецтипографии печатали не только ордера на арест и бланки для протоколов допросов, но и избирательные бюллетени.
27 августа Политбюро утвердило образцы и цвет этих бюллетеней, конвертов, списков избирателей, удостоверений на право голосования.
После выборов немедленно посыплются новые запросы от троек с мест. Не добили врагов. Будут просить новые лимиты. По-видимому, по результатам работы с письмами трудящихся, оставленными в заклеенных конвертах в избирательных урнах. Все-таки умный человек был Сталин.
ПОСТСКРИПТУМ: ПРЕМИАЛЬНЫЕ Парадоксальным видится завершение чистки. Не столько арест Ежова и его расстрел и объявление чрезвычайных троек перегибами ежовщины. Для оставшихся в живых чекистов решилось самое заветное – тот самый квартирный вопрос, который по бессмертному замечанию М А. Булгакова так испортил москвичей.
Ежов и приехавший ему на подмогу по хозяйству Берия в последней совместной законодательной инициативе подают жалобу - челобитную Сталину: «За последние два года из центрального (московского) аппарата НКВД по разным причинам выбыло большое число сотрудников, взамен которых из периферии и
по командировкам партийных организаций влились новые товарищи. В то же время жилищный фонд НКВД в Москве не только не увеличился, а наоборот, он уменьшился в связи с занятием нескольких жилых домов под служебные помещения и в связи с отменой постановления СНК СССР о закреплении за органами НКВД жилищной площади, освобождаемой сотрудниками […]».
Положение с жилплощадью действительно критическое: дома НКВД обеспечивают только восемь процентов личного состава. Остальные живут у родственников, знакомых, занимая углы и койки, в общежитиях вузов, в общежитиях школ НКВД и милиции, в гостиницах, вагонах (пять сотрудников), на не пригодных для жилья площадях (подвалы, летние помещения за городом, предназначенные к сносу дома, малометражная площадь). В общем, на положении полубездомных - полубомжей.
Таких разъяренных «щитов и мечей» революции в центральном аппарате насчитывалось 2199 сотрудников. Вот что питало их ненависть к арестованным врагам. Из трущоб, шанхаев, халуп и хибар рвались они в номенклатурные дворцы и «дома на набережных» и проспектах. «В московские особняки врывается весна нахрапом», – скажет Борис Пастернак устами Юрия Живаго. В московские особняки врывались озверевшие легавые и чекисты с дворниками - понятыми. Можно понять, откуда происходило то садистское остервенение и классовая жестокость, с каким они выбивали из арестованных, их жен и членов семей, их детей, знакомых, соседей, подчиненных, любовников и любовниц признания в шпионаже, диверсиях, террористических актах.
Конкретно требовалось 4783 комнаты. Не пять тысяч, не четыре тысячи пятьсот – а именно 4783. Это к вопросу о лубянской арифметике – первые и вторые категории они округляли до тысяч, а в своем, наболевшем, были по-большевистски честны до последнего рубля.
1 ноября 1938 года Политбюро решило вопрос. Приняло постановление «О квартирах для работников НКВД»:
«1. Передать в распоряжение НКВД СССР 1900 комнат из числа опечатанной в Москве жилищной площади репрессированных – для размещения сотрудников и 600 комнат для вселения в них семей репрессированных, которые будут удалены с площади, передаваемой НКВД. Всего 2500 комнат.
2. Возобновить действие постановление СНК СССР о закреплении за НКВД жилищной площади, передаваемой НКВД. Всего 2500 комнат. […]
3. Передать в распоряжение НКВД мебель, подлежащую сдаче в госфонд...»
Почему мебель? Ежов и Берия объяснили: «Сотрудники НКВД, особенно прибывшие и прибывающие для работы в Москве с периферии, в своем подавляющем большинстве не имеют никакой мебели».
(Документы выявлены в фондах Российского государственного архива Социально-политической истории и откомментированы Николаем Сидоровым.)
Фото: ВАЛЕРИЙ МАТИЦИН/ИТАР-ТАСС; фото документов предоставлено автором Журнал "Огонек" 23—29 июля 2007 года. http://www.ogoniok.com/5006/22/
Лето
1937 Освобождение из лагеря о.Сергея Мечева (в ссылке и лагерях с 1929 г.) "за ударный труд". Поселяется на ст. Стрельня Московской области. Продолжает катакомбное служение. Википедия, статья Мечев Сергей Алексеевич. 1937 год Массовые аресты епископата, духовенства и активных мирян. Массовое закрытие церквей. Руководство антирелигиозной кампанией возглавляет нарком внугренних дел Ежов. 1. Митр. Мануил 2. Вестник, 1939, N 1, стр. 25-32 Конец 1930-х Продолжение тайной деятельности "непоминающих". "...Свидетели, находящиеся ныне за границей, в начале 1938 г. могли найти в Москве катакомбную церковь "иосифлян", но, конечно, с трудом, от доверенных лиц. У некоей Н.Н., фамилия которой им хорошо известна, собирались в квартире человек 30-40, служил батюшка, фамилия которого им также известна. Чтобы войти, надо постучать по водосточной трубе условным знаком. Любопытно то, что в этом доме жил чекист. Тайноцерковники имели связь с высшими духовными руководителями, старцами, местопребывание которых тщательно скрывалось. Они жили где-нибудь в деревне и притом непостоянно, часто меняя место... В отдаленных окраинах советской России жили благочестивые люди, отказавшиеся от сергианских церквей. Им всем в посылках, например, в коробках с конфетами, посылались Св. Дары из разных центров. Другим привозились и передавались". Польский, Т. 2,стр.15
20 ноября Расстрел в г. Чимкент Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского. О.В.Орлова. http://www.rus-sky.com/nasledie/Moscow/St_Tikh/St_Tikh1.htm
8 декабря Расстрел священника Павла Флоренского по приговору особой тройки УНКВД Ленинградской области. 1937 год Признание немецким правительством карловацкого епископа Тихона главой православной Русской Церкви в Германии. Постройка собора на государственные средства. Митр. Евлогий, стр. 646