1932
Публикация в Италии брошюры "Идеология фашизма" с предисловием и примечаниями Бенито Муссолини. Основные идеи:
Мир для фашизма есть мир не только материальный, манифестирующий себя лишь внешне, в котором человек, являющийся независимым индивидом, отдельным от всех других, руководится естественным законом, инстинктивно влекущим его к эгоистической жизни и минутному наслаждению.
Для фашизма человек это индивид, единый с нацией, Отечеством, подчиняющийся моральному закону, связующему индивидов через традицию, историческую миссию, и парализующему жизненный инстинкт, ограниченный кругом мимолетного наслаждения, чтобы в сознании долга создать высшую жизнь, свободную от границ времени и пространства. В этой жизни индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие, в чем и заключается его человеческая ценность.
Фашизм концепция религиозная; в ней человек рассматривается в его имманентном отношении к высшему закону, к объективной Воле, которая превышает отдельного индивида, делает его сознательным участником духовного общения.
Против демолиберального индивидуализма, мы первые утверждаем, что индивид существует только в государстве и только приемля необходимость государства, и что шаг за шагом с осложнением цивилизации свобода индивида все более ограничивается.
Кто говорит либерализм, говорит «индивид»; кто говорит «фашизм», тот говорит «государство». Но фашистское государство единственное и представляется оригинальным творением.
В фашистском государстве индивид не уничтожен, но скорее усилен в своем значении, как солдат в строю не умален, а усилен числом своих товарищей. Фашистское государство организует нацию, но оставляет для индивидов достаточное пространство; оно ограничило бесполезные и вредные свободы и сохранило существенные. Судить в этой области может не индивид, а только государство.
Государство не имеет своей теологии, но оно имеет мораль. В фашистском государстве религия рассматривается, как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством.
Фашистское государство не создало своего «Бога», как это сделал Робеспьер в момент крайнего бреда Конвента; оно не стремится тщетно, подобно большевизму, искоренить религию из народных душ. Фашизм чтит Бога аскетов, святых, героев, а также Бога, как его созерцает и к нему взывает наивное и примитивное сердце народа.
Фашистское государство есть воля к власти и господству. Римская традиция в этом отношении есть идея силы. В фашистской доктрине империя является не только территориальным, военным или торговым институтом, но также духовным и моральным.
Из
примечаний Бенито Муссолини:
Борьба есть источник всех вещей, поэтому вся жизнь полна контрастов: любовь и ненависть; белое и черное; день и ночь; добро и зло; и пока эти контрасты не придут в равновесие, борьба как высшая фатальность будет всегда основой человеческой природы.
Мир не наступит, пока народы не отдадутся во власть христианской мечты всеобщего братства и не протянут друг другу руки через моря и горы. Я, со своей стороны, не очень верю в эти идеалы, но и не исключаю их, ибо я ничего не исключаю.
Мы разорвали все истины откровения, мы наплевали на все догмы, мы отвергли все райские мечты, заклеймили всех шарлатанов: белых, красных, черных, которые пускают в продажу чудотворные рецепты «счастья» для человеческого рода. Мы не верим программам, схемам, святым и апостолам; мы не верим особенно в счастье, в спасение, в землю обетованную.
Дух универсален по самой своей природе. Поэтому можно предвидеть фашистскую Европу..., разрешающую проблему современного государства в фашистском духе; государства 20 века, весьма отличного от государств, существовавших до 1789 г. и образовавшихся затем.
Фашистское государство настаивает полностью на своем этическом характере, оно есть государство католическое, но фашистское, даже прежде всего, исключительно и главным образом, фашистское. Католицизм его восполняет и мы это открыто заявляем, но пусть никто даже не пытается, под видом философии или метафизики, подменить карты на столе.
Википедия, ст. "Доктрина фашизма", число ссылок - 21.
21 января
Акт Комиссии ОГПУ о безответственном отношении к ценностям при передаче церковного имущества:
«1932 года, января 21 дня, мы, Комиссия в составе уполномоченного утильзавода Хоз. ОГПУ тов. КОЛОСОВА В.С., пом. Уполномоченного Бузулукского райотделения ОГПУ – ЦАРЕВА П.А., зав. горфо гор. БУЗУЛУКА – ФЕДЯНИНА К.Т. и кладовщица горкомхоза – ЧАРИКОВА Г.П. сего числа составили настоящий акт в следующем:
Из закрытого Троицкого собора в г. Бузулуке райфинотделом была допущена передача в Горкомхоз церковного имущества, как-то: позолоченного деревянного иконостаса, киоты и парчи, из коих обнаружено на складе горкомхоза позолоченного дерева, икон и киот - всего 150 книг (? – Л.Р.) или квадратных аршин. Позолота частью забронирована по золоту. Парчи в количестве 8 штук, из которых есть серебряные.
Со слов кладовщика Чарикова деревянный иконостас собора, примерно в ноябре месяце 1931 года, ломался на месте ломами. Причем вся мелочь позолоты искрашивалась и была сожжена,
а крупные вещи перевезены в склад горкомхоза, сложены в сараях, часть которых испилена на дрова, для топки здания горкомхоза».
Подписи. Гербовая печать. РПЦ и ком. гос. Стр. 293.
13 марта
Докладная записка хозяйственного отдела ОГПУ в Секретариат Председателя ЦИК СССР и ВЦИК РСФСР:
«В ПОСТОЯННУЮ ЦЕНТРАЛЬНУЮ КОМИССИЮ ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ ВЦИК ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТОВ.
Секретно.
Практика работы ХОЗО ОГПУ по извлечению золота из старого церковного имущества (иконостасы, киоты, паникадилы, купола и т.д.) показала, что несмотря на ту большую ценность, которую представляет из себя указанное имущество, на местах, и особенно в районах, делу сохранности и сдачи его нам на переработку (смывку) не придают должного значения, уделяют ему чрезвычайно малое внимание, и благодаря небрежному, а подчас и преступному обращению с этим имуществом, гибнет не один десяток килограммов золота.
Нами оповещены все районы путем непосредственной рассылки на места всего законодательного материала и инструкции НКФ РСФСР, однако, наши представители, обследуя районы для выявления золоченого имущества, лишь в редких случаях не находят завалявшегося, беспризорного золоченого имущества, причем не всегда районы уясняют себе ту ценность, которую действительно представляет из себя это имущество. Наряду с этим нами зафиксированы случаи передачи золоченых иконостасов разным организациям в качестве строительного или поделочного материала, а то и просто их сжигают как топливо. Помимо этого нами выявлено большое количество церквей, фактически не функционирующих, но закрытие коих юридически не оформлено; в большинстве случаев иконостасы указанных церквей разобраны и перевезены в другое место, а к смывке с них золота нас все-таки не допускают на том основании, что церковь формально считается не закрытой.
Прилагаемые акты обследования только по Ср. Волжскому краю достаточно убедительно говорят за то, что как областные, так и районные учреждения безобразно относятся к церковному золоченому имуществу, допуская гибель его...
Вместе с тем ХОЗО ОГПУ считает необходимым поставить в известность, что, ввиду отсутствия в отдельных республиках (Украина, Белоруссия) централизованного аппарата по учету и передаче нам церковного имущества, таковое, несмотря на ряд закрытых церквей, к нам для извлечения золота не поступает».
Подписи. ГАРФ. Машинописная копия. РПЦ и ком. гос. Стр.292-293.
30 января-4 февраля
XVII партийная конференция, принявшая директивы к составлению второго пятилетнего плана социалистического строительства.
Историк Сергей Фирсов:
На конференции была сформулирована главная политическая задача второй пятилетки – окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы вообще, полностью уничтожить причины, порождавшие классовые различия и эксплуатацию, преодолев пережитки капитализма в экономике и сознании людей, превратив все трудящееся население страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества.
Задачи, как видим, были поставлены, и цели определены. Для религиозных организаций эта определенность XVII партконференции была равносильна приговору. Сознательные и активные строители нового общества не могли быть носителями "религиозной заразы". Антирелигиозную деятельность необходимо было усилить.
Союз воинствующих безбожников был в авангарде борьбы за выполнение решений XVII партконференции. Но планировали ли его лидеры так называемую безбожную пятилетку, да и была ли она на самом деле? Вопрос не столь простой, как это может показаться на первый взгляд. Публично ни Е.М. Ярославский, ни кто-либо из руководства СВБ с заявлениями о безбожной пятилетке не выступал. Однако план ликвидации религии к 1937 г. существовал – его составили воинствующие безбожники из Антирелигиозной комиссии. Вот по этому плану, реконструированному покойным петербургским профессором С.Н. Савельевым, к 1932-1933 гг. должны были закрыться все церкви, молитвенные дома, синагоги и мечети; к 1933-1934 гг. – исчезнуть все религиозные представления, привитые литературой и семьей; к 1934-1935 гг. – страну и прежде всего молодежь необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой; к 1935-1936 гг. – должны были исчезнуть последние молитвенные дома и все священнослужители; а к 1936-1937 гг. – религию требовалось изгнать из самых укромных ее уголков.
В таком виде этот план никогда не публиковался, безбожники даже в самые лихие для верующих годы столь откровенны и последовательны не были. СВБ заявлял преимущественно о том, каких вершин он должен достичь на пути к полной атеизации населения СССР. Согласно статистическим данным, приводимым самими безбожниками, в 1931 г. в стране было свыше 3000 безбожных ударных бригад (причем более половины из них – в Ленинграде, где они появились одними из первых в стране в 1929 г.), свыше 100 безбожных ударных цехов и заводов, около 300 безбожных колхозов. К концу 1932 г. планировалось значительное усиление безбожных рядов – до 8 миллионов человек. Численность юных борцов с мракобесием
и клерикализмом должна была возрасти до 10 миллионов! Не получилось...
28-30 марта, обсуждая вопросы антирелигиозной пропаганды, связанные с XVII конференцией ВКП(б), члены исполнительного бюро Центрального Совета СВБ, ни слова не сказав о развертывании безбожной пятилетки, подчеркнули, что партийные решения "по существу означают развернутую программу работы безбожной общественности"...Характерно, что никаких специальных заявлений о том, как следует исполнять решения XVII партконференции, не делал и Е.Ярославский.
Сергей Львович Фирсов – профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Была ли безбожная пятилетка? Независимая газета 30.10.2002. http://religion.ng.ru/printed/90616
Д.В. Поспеловский:
«В 1932 г. СВБ объявил, что вторая пятилетка (1932-1937) будет и пятилеткой окончательного уничтожения религии, но тут же получил нагоняй от ЦК за неправильно толкование постановления ХVII партконференции, в котором говорится, что необходимость "ликвидации в течение второй пятилетки пережитков капитализма обязывает к особенно напряженной борьбе с религией – этим наиболее живучим и враждебным пережитком реакционной идеологии эксплуататорских классов". А. Стецкий в газете "За коммунистическое просвещение" поясняет, что в решениях ХVII партконференции речь идет о преодолении, а не о ликвидации религии, которая еще долго будет "давать себя чувствовать"». РЦХИДНИ (Российский центр хранения и исследования документов новейшей истории). Поспеловский. Стр.167.
30 марта/12 апр.
Письмо митр. Сергия архим. Василию Димопуло с отказом от участия в работах Предсоборного совещания (Просинода), намеченного в текущем году на Афоне.
«Нашу Церковь Его Святейшеству угодно рассматривать как неорганизованную церковную массу, не имеющую канонического возглавления... В лучшем случае наши депутаты могут оказаться в положении каких-то просителей, а в худшем – даже ответчиков или обвиняемых. Ни то, ни другое не представляется для нас приемлемым, ни допустимым... Русский вопрос прежде всего наш домашний, внутренний и подлежит разрешению прежде всего самой Русской Церкви... Когда она признает, что вопрос превышает ее силы, она обратится за помощью к Сестрам - Церквам Православным, внесет такой вопрос на их соборное рассуждение».
ЖМП. 1932, № 9-10
Начало 1932 г.
Предложение митр. Сергия своему Синоду о возведении ряда членов Синода, «вошедших в его состав с самого начала и решившихся разделить со мною все труды и ответственность и с тех пор неуклонно пребывающих в составе Синода, – Преосвященных Архиепископа Хутынского Алексия, Одесского Анатолия, Ярославского Павла и Харьковского Константина, – в сан митрополита с присвоением Преосвященному Алексию наименования "Старорусского" и с представлением всем им права ношения белого клобука и креста на митре». ЖМП. 1932, № 11-12
1/14 апреля
Арест Елены Владимировны Быковой в Москве. Приговорена к 3 годам ссылки в Казахстан как "член церковно - монархической к-р организации 'ИПЦ'."
О.В.Косик, из биографии Е.В.Быковой:
Род. 21.3.1901, Москва. Духовная дочь протоиерея о.Алексея Мечева, а позже – духовная дочь монахини Параскевы (Матиешиной)
Вышла замуж за К.А.Апушкина, впоследствии принявшего сан священника. Дочь Кречетова Елена АпушкинаНаталья Константиновна. На основании материалов из личного архива Елены Владимировны написаны и опубликованы книги: "Добрый пастырь" – о протоиерее Алексее Мечеве, "Соль земли" – о старце Нектарии, епископе Стефане Никитине, протоиерее Константине Всесвятском, архимандрите Борисе (Холчеве) и многих других Состояла в переписке с епископом Афанасием (Сахаровым), перепечатывала на машинке его рукописи.
Ум. 7.2.1999. Похоронена Москва, Введенское (Немецкое) кладбище.
Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского/ Сост., предисл. и примеч. О.В.Косик.
www.krotov.info/.../20person/1901apushkina.htm
30 марта/12 апр.
Постановление сергианского Синода о предношении Креста при служении Заместителя, по примеру первенствующих членов Святейшего Синода:
«Ныне Ваше Высокопреосвященство – первый иерарх по управлению русской Православной Церковию, по своему значению и положению, а также по своей деятельности и ответственности превосходите прежних наших Митрополитов... Предносимый крест присвоен всем первоиерархам отдельных и автономных Церквей, не могущих сравниться по своим размерам и по своему значению с всероссийской православной Церковью».
ЖМП. 1932, № 11-12
4 мая
Протокол допроса игумении Вероники (Романенко) от 4 мая 1932 г.
Партийность и политические убеждения. Все время придержи ваюсь такой церковной группировки, которая считает существую щую мирскую власть диавольской.
Сведения об общественной и революционной работе. Все врем; шла против существующей мирской власти, скрывалась от нее в те чение ряда лет, дабы не попасть в ее порочные руки.
Показания по существу дела. В монашестве нахожусь 42 года, и: них: в Леушинском монастыре 10 лет; в Иоанновском монастыре 22 года; в Воронцовском монастыре 2 года, в С.-Петербургском] Очаковском подворье 5 лет и остальные три (3) года находилась на
нелегальном положении в Ленинграде и Ленинградской области.
В ноябре (6 числа) месяца 1922 г. меня во Пскове (Предтеченском монастыре) преосвященный епископ Геннадий посвятил в сан игумений и послал в Воронцовский монастырь. До меня игумений в этом, монастыре не было. Проигуменствовала только один год. В начале 1924 года мирская власть монастырь, существовавший под видом артели, ликвидировала, и я перевелась в С.-П[етербургское] Воронцовскоё, на Очаковской улице, подворье...
Убеждения мои ясны, они внешне выразились довольно ясно за последние 4 года с лишним. Начиная с 1927 года, т.е. с того момента, когда старая Патриаршая (Тихоновская) Церковь раскололась на два лагеря, я примкнула к тому лагерю, вернее, к той целостной Истинно-Православной Церкви, архипастыри, пастыри и настоящие последователи которой избрали путь свержения существующей мирской власти и восстановления монархии.
По своей малой образованности мне политическая сторона дела нашей Истинно-Православной Церкви вполне ясно не представлялась. Когда наши архипастыри, пастыри и активно стоящие на защите Истинно-Православной Церкви все ревнители ея объединились в большую и, казалось, непобедимую организацию, противопоставившую себя существующей мирской власти, мне представлялось все в таком свете — и я в этом убеждена до настоящего времени, – что вести борьбу необходимо вплоть до принятия мученического венца со всякой силой, которая направлена против церкви Христовой.
Мне трудно судить о том, что есть ли существующая власть от Бога или она не от Бога, но уверена, что Бог допустил эту власть, чтобы верующих в Него испытать, насколько они тверды. Зачем именно Богу устраивать всякие испытания, когда Он и без того имеет представление довольно ясное о каждом человеке, судить не смею. Каждому человеку дано свое. Так вот оно вышло и с нашей церковной организацией и мирской властью. Подразумевая отдельных нас, людей, под нашей организацией, сплоченных общими идеями и стремлениями, ничего не вижу противоречивого, если мы (организация) преследовали одни цели, а мирская власть – другие. Так оно и должно, по-моему, быть.
Между властью и Православной Церковью вообще ничего общего быть не должно и не могло. В истории Церкви были и такие времена (крестовые походы), когда христиане с оружием в руках шли (с военным оружием в руках) против неверных и убивали их без всякой жалости. Значит, так было Богу угодно. Если наша церковная организация решила пойти на свержение существующей власти, и стало быть, также с допущением неизбежных кровопролитий, то это было бы безусловно лишь во благо Святой Православной Единородной Апостольской Церкви, а потому — это была насущная задача. Если же не удалось осуществить своей цели нашей организации, то, очевидно, так должно было быть. Стоять же за веру Христову необходимо, иными хотя бы средствами, без кровопролитий, но нужно. Какими средствами? Считаю, что самое лучшее — разлагать существующую власть изнутри, постепенно, проникая в самые ее недра.
Господь всесилен – проповедовать в каких угодно условиях Имя Господне, и настанет такое время, когда расточатся «врази» его, т.е. отойдет в область преданий безверие и рассыпется существующая власть – это ужасное страшилище, от которого мне самой пришлось скрываться целых три года...
В 1927 году я, будучи игуменией Очаковского (Воронцовского) подворья, сразу же, как только появились происки существующей мирской власти в виде Декларации митрополита Сергия, отмежевалась от примкнувшего к митрополиту Сергию духовенства и присоединилась к тем пастырям и архиереям, которые пошли за преосвященным митрополитом Иосифом Петровых. Монахинь Очаковского подворья было всего 40, а за мной пошли только 12 сестер. Бывала я тогда в Старо-Ладожском подворье и в его монастыре и в некоторых других монастырях, приходилось высказывать, где было можно, свои взгляды и тем самым укреплять Истинную Православную Церковь. Скрываясь от мирской власти, жила в дер. Орлово Холмского уезда Псковской губ. в доме крестьянина Василия Гав-рилова и в Ленинграде была только наездами. Была однажды (17 мая 31 г.) в Озерках, на Поклонной горе, 15, у монахини Рыжковой Евдокии Степановны (в ссылке на 3 года) и др. В это самое время приехали люди из ГПУ и чуть было меня не арестовали. Около дома имеется отхожее место, и к моменту прихода этих людей я была там; ушла из этого места, переночевала эту ночь на Озерковском кладбище, назавтра пришла к своему брату Сергею Васильевичу Романенко (Ленинград, Рыбинская ул., 7, кв. 83) и сразу же уехала опять в деревню.
За все это время, т.е. в период нелегального моего существования, бывала я в следующих местах: на Троицкой улице у монахини Гавриилы (Огурцовой), в Сретенской церкви, что на Варваринской улице; на Б. Охте, Конторская ул.; на Большом проспекте (Петроградская сторона), дом 72, кв. 51; у проживавших там монахинь не бывала, но зато бывала в Иоанновском женском монастыре. Принимала там участие в тайных постригах в монашество.
В комнате у монахини Платониды постригала в монашество:
1) Ксению Чиркину (монашеское имя получила Никодима),
2) Татьяну Баталину (монашеское имя получила Флавиана),
3) Елену (монашеское имя получила Салафаила).
Постриги совершал архимандрит Клавдий из Киевского подворья (находится в концлагере)16. Иеромонаха Митрофана и иеромонаха Филарета, котбрые окормляют верующих, служа литургию и совершая требы на частных квартирах, знаю хорошо, но где они проживали и где в настоящее время находятся, не имею представления.
Записано с моих слов правильно и мною прочитано.
Вероника Николаевна Романенко.
АУФСБ СПб. ЛО, ф. арх.-след. дел, д. П-77283, т. 2, лл. 15-17. Подлинник. № 27
Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб. Статис, 2006, стр. 537-539
5/18 мая
Пять лет со дня "исторического события в жизни Русской Православной Церкви - образования Временного Патриаршего Синода" (т.е. со дня выдачи справки АО НКВД о "неусмотрении препятствий" - Л.Р.).
Из статьи в ЖМП, посвященной этой дате:
«Сколько трудов было положено с возникшими внутри Церкви пагубными заблуждениями, когда Епископы, клирики и миряне, обычно не разбирающиеся в самых элементарных вопросах церковной жизни, шли на прямой риск, отпадая от законной церковной власти, попирая всю каноническую ответственность за свой погибельный грех (т.е. шли "на риск" вечной погибели из-за непризнания администрации митр. Сергия!? - Л.Р.).
Памятно дело и управляющего Православными приходами в Западной Европе митрополита Евлогия, вначале ставшего на точку зрения истинного положения, но затем дерзнувшего на открытый отход от Патриархии. Но к чести истинно верующих настоящее понимание церковной жизни не было окончательно затемнено политическими мечтами и дело вечности стало выше временного благополучия...» ЖМП. 1932, № 11-12
1932
А.И. Солженицын о результатах "коллективизации":
«Тут пойдет о малом... О пятнадцати миллионах душ. О пятнадцати миллионах жизней... (По данным современным демографов, число жертв коллективизации, в основном от голода, составило 7,5 млн. чел., в т.ч. 3 млн только на Украине - Л.Р.).
О той молчаливой предательской чуме, сглодавшей нам пятнадцать миллионов мужиков – и это по самому малому (подч. в тексте - Л.Р.) расчету и только кончая 1932 годом! – о той Чуме нет книг. А о шести миллионах выморенных вослед искусственным большевистским голодом, – о том молчит и родина наша и сопредельная Европа. На изобильной Полтавщине в деревнях, на дорогах и на полях лежали неубранные трупы. В рощицы у станций нельзя было вступить – дурно от разлагающихся трупов, среди них и младенцы. "Безбелковый отек" записывали тем, кто добирался умереть на пороге больницы. На Кубани было едва ли не жутче. И в Белоруссии во многих местах собирали мертвецов приезжие команды, своим – уже некому было хоронить.
И трубы не будят нас встрепенуться. И на перекрестках проселочных дорог, где визжали обозы обреченных, не брошено даже камешков трех. И лучшие наши гуманисты, так отзывчивые к сегодняшним несправедливостям, в те годы только кивали одобрительно: все правильно! так им и надо!
И так это глухо было сделано, и так начисто соскребено, и так всякий шепот задавлен, что я вот теперь по лагерю отказываю доброхотам: "не надо, братцы, уж вороха у меня этих рассказов, не убираются", а по ссылке мужичьей нисколько не несут. А кто бы и где бы рассказал нам?..
Составлю... как знак, как мету, как эти камушки – чтоб только место обозначить, где будет когда-нибудь же восстановлен новый Храм Христа Спасителя».
А.И. Солженицын. Архипелаг Гулаг
17/30 июня
Письмо архим. Василия Димопуло об отмене Просинода ввиду невозможности присутствия представителей всех автокефальных Церквей. ЖМП. 1932, № 11-12
17 июня
Панихида в Нью-Йоркском храме Христа Спасителя об убиенном Государе Николае II и его семье
7 августа
Постановление ВЦВК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и об укреплении общественной (социалистической) собственности». Разворовывание имущества колхозов наказывалось расстрелом, при «смягчающих обстоятельствах» – лишением свободы на срок не менее 10 лет.
С. Кульчицкий:
Газета «Правда» организовала в Украине рейд по борьбе с кражами зерна. С 7 по 17 августа 1932 года в нем приняли участие 100 тысяч «ударников печати». Однако напрасно корреспондент «Правды» по Днепропетровской области призывал: надо искать, ведь существует подземный «пшеничный город», «ударники печати» не нашли его.
...Повышенная смертность на селе была связана с губительной хлебозаготовительной политикой. Тем не менее катастрофическая (на порядок большая, чем в других хлебопроизводящих регионах СССР) смертность была вызвана другой причиной.
Голодомор в самом деле был геноцидом крестьянства (в Украине) и казачества (на Кубани), совпавшим во времени с планомерным уничтожением украинской интеллигенции. Он не вытекал из официальной национальной политики ВКП(б), а точнее, из политики сталинского режима, который подмял под себя не только общество, но и правящую партию. Но он вытекал из массового террора по социальным и национальным признакам.
Геноцид под прикрытием хлебозаготовок был применен в катастрофической ситуации, которая складывалась после 1929 года в СССР, и связан был со сталинской «революцией сверху». Не с форсированной индустриализацией (здесь связь опосредствованная), а с напрасными стараниями Кремля выстроить под видом колхозов особую систему отношений между городом и селом. К созданию целостного народнохозяйственного комплекса, которым можно было управлять из одного центра, руководители ВКП(б) шли методом проб и ошибок. Голод во многих регионах СССР был следствием ошибочной пробы, а голодомор в Украине и на Кубани — результатом стараний Кремля выйти из катастрофической ситуации в наиболее опасных для него национальных регионах путем применения превентивных репрессий (террора голодом)...
ГОЛОДОМОР В УКРАИНЕ - ЭТО НЕ ХОЛОКОСТ.
Что это значит – холокост? Нужно отдать должное евреям, постаравшимся, чтобы все в мире знали содержание этого термина: последовательное и полнейшее уничтожение гитлеровцами евреев только из-за того, что они – евреи.
В уничтожении украинцев сталинским режимом нет расовой подоплеки. Этническое обоснование существует, поскольку в противном случае нельзя было бы говорить об уничтожении людей по национальному признаку. Однако никогда в сталинской репрессивной практике не наблюдалось стремления истребить украинский народ до последнего человека. Украинцев уничтожали как крестьян, сопротивлявшихся коллективизации и хлебозаготовкам, а также как граждан республики, обладавшей мощным экономическим и человеческим потенциалом, устойчивыми традициями освободительной борьбы, государственным статусом и конституционными гарантиями обретения независимости. Так же, как и украинцев, советская власть во времена Сталина уничтожала, депортировала и репрессировала иным образом поляков, немцев, евреев и представителей других национальностей, представлявших собой надуманную или реальную опасность для режима. В конце концов сталинский тоталитарный режим с целью самосохранения постоянно практиковал массовый террор. Среди преследуемых им людей были представители всех социальных групп, не исключая пролетарских, всех национальностей, не исключая русских.
После смерти И.Сталина положение украинцев в СССР менялось с поразительной скоростью и с не менее впечатляющими результатами. Украинцы или выходцы из Украины в начале 60-х гг. составляли половину всего политбюро ЦК КПСС – высшего органа тоталитарной власти в СССР. По ироническому высказыванию украинского историка Бориса Левицкого, Украина при Н.Хрущеве стала «второй среди равных», после России, в кругу союзных республик СССР. Станислав Кульчицкий. Зеркало Недели/человек № 31 (456) 16 – 22 августа 2003
http://www.zn.ua/3000/3150/41284/
Сталин был намерен сделать то, что хотел, но не сделал Ленин: загнать мелких товаропроизводителей в коммуны. Но в начале 1930 года назревал социальный взрыв. Сталин вынужден был отказаться от коммун и ограничиться артелями, позволив крестьянам иметь приусадебные участки. Надеясь, что колхозники будут довольствоваться продукцией с приусадебного хозяйства, он начал забирать из села почти весь урожай зерновых. Крестьяне не имели права на хлеб до выполнения плана заготовок, на практике – безразмерного. Хлеб, найденный в деревне, считался скрытым от учета или разворованным. Когда же Сталин убеждался в том, что весь урожай уже изъят, он начинал возвращать его небольшими порциями в голодающую деревню, чтобы обеспечить посевную кампанию.
Трехлетняя (1930–1932) продразверстка вызвала усиливающееся сопротивление. Крестьяне отказывались работать в колхозах бесплатно, государство обвиняло их в саботаже. Кризис колхозного строя грозил превратиться в экономический коллапс. В январе 1933 г. правительство было вынуждено перейти от безразмерных заготовок к фиксированным государственным закупкам зерна на налоговой основе. Это означало, что государство признало право собственности колхозов и колхозников на выращенный урожай. Новый закон коренным образом изменил отношения между городом и деревней. С.Кульчицкий. Голодомор-33: почему и как? Зеркало Недели, № 45 (624) 25 ноября - 1 декабря 2006. http://www.zn.ua/3000/3150/55147/
11 августа
Письмо Сталина из Сочи в Кремль Кагановичу.
Из письма:
«Самое главное сейчас Украина. Дела на Украине из рук вон плохи. Плохо по партийной линии. Говорят, что в двух областях Украины (кажется, в Киевской и Днепропетровской) около 50-ти райкомов высказались против плана хлебозаготовок, признав его нереальным. В других райкомах обстоит дело, как утверждают, не лучше. На что это похоже? Это не партия, а парламент, карикатура на парламент. Вместо того, чтобы руководить райкомами, Косиор все время лавировал между директивами ЦК ВКП и требованиями райкомов и вот – долавировался до ручки. Плохо по линии советской. Чубарь – не руководитель. Плохо по линии ГПУ. Реденсу (Станислав Реденс до января 1933 года работал председателем ГПУ УССР – С.К.) не по плечу руководить борьбой с контрреволюцией в такой большой и своеобразной республике, как Украина.
Если не возьмемся теперь же за выправление положения на Украине, Украину можем потерять. Имейте в виду, что в Украинской компартии (500 тысяч членов, хе-хе) обретается не мало (да, не мало!) гнилых элементов, сознательных и бессознательных петлюровцев, наконец – прямых агентов Пилсудского. Как только дела станут хуже, эти элементы не замедлят открыть фронт внутри (и вне) партии, против партии. Самое плохое это то, что украинская верхушка не видит этих опасностей. Так дальше продолжаться не может». Там же
Комментарий С.Кульчицкого:
Итак, вторая половина 1932 г. оказалась точкой пересечения двух кризисов – в социально-экономической и национальной политике Кремля. И.Сталин больше всего боялся социального взрыва в голодающей Украине. Начавшиеся в скором времени репрессии были направлены одновременно против украинских крестьян (террор голодом) и украинской интеллигенции (индивидуальный террор в массовых масштабах, партийная чистка). Острие репрессий направлялось не против людей определенной национальности, а против граждан Украинского государства. Не буду отрицать, если мне скажут, что речь идет все-таки об украинцах. Но вся суть в том, что граждане Украины, даже в смирительной рубашке советской республики, самим своим существованием создавали угрозу для своры преступников в Кремле. Там же
13 сентября
Донесение Киевского отдела ГПУ по поводу политической оценки Голодомора учениками М.С.Грушевского (1866-1934), Председателя Центральной Рады Украинской Народной Республики в 1917-18 гг.
Из донесения:
На Украине царит настоящий голод, вымирают целые села и уезды, особенно ... ужасающая смертность среди детей... Политика, направленная на то, чтобы окончательно сломить украинскую нацию, как единственную национальную силу, способную на серьезное сопротивление... (выд. мною - Л.Р.)
http://argumentua.com/stati/golodomor-na-ukraine-chto-boitsya-priznat-rukovodstvo-rossii
Осень 1932
Начали действовать ЧХК (Чрезвычайные хлебозаготовительные комиссии), созданные Сталиным осенью 1932 года в основных хлебопроизводящих регионах. В Украине комиссию возглавил председатель Совнаркома СССР В.Молотов, на Северном Кавказе – секретарь ЦК ВКП(б) Л.Каганович, в Поволжье – секретарь ЦК ВКП(б) П.Постышев. Результатом их деятельности стал голод во всех перечисленных регионах. Он начался и в городах незерновых регионов СССР, снятых с централизованного снабжения вследствие дефицита хлеба. Там же
Продолжение темы голодомора см. 1933 г.
1932 год
Возведение митр. Алексия (Симанского) на кафедру митр. Новгородского.
"Патр. Сергий и его духовное наследство", стр. 284
9/22 окт.
Постановление митр. Сергия и сергианского Синода об образовании Украинского Экзаршего Управления. ЖМП. 1932, № 11-12
21 окт./З ноября
Статья в русской эмигрантской газете "Возрождение" (Париж) "Наступление безбожников", по поводу деятельности советских церковных обновленцев в Англии:
«За последнее время все чаще доходят вести, позволяющие судить, что большевиками затеян и начинает осуществляться новый план, имеющий целью духовное пленение их наиболее стойких противников – англичан.
...По словам "Дэйли Экспресс", в Англии недавно побывали "красный епископ" и "красный священник", которые сделали попытку образовать там филиал "живой церкви", действуя, конечно, на честолюбии и обещая священникам епископский сан».
Газета "Возрождение" (Париж). 1932, №2711
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------