Д.С.Лихачев на строительстве Беломоро-Балтийского канала
Папа Пий XI (1922-1939)
Текст "интервью" митр. Сергия, написанный Ярославским и отредактированныый Молотовым и Сталиным
1930. Январь-май
20 дек. 1929/2 янв. 1930
2-е письмо митр. Сергия митр. Кириллу:
  «Не ограничивает моих полномочий и то обстоятельство, что получил я их не непосредственно от Св. Патриарха, а от Местоблюстителя... Смысл единоличного Заместительства в том и состоит, что патриаршая власть всегда остается в Церкви налицо во всем ее объеме, хотя бы она в данных руках была лишь на очень короткое время и хотя бы до этих рук она дошла через много промежуточных ступеней.

(Здесь суть сергианской "ереси церковного бюрократизма": обожествление административной власти, т. е.  поставление ее выше харизматической власти епископаnата и Собора! ЛР)

…Вы опасаетесь, как бы при неограниченности прав Заместителя у нашей Церкви не оказалось двух глав. В 1922 году, при жизни Св. Патриарха, митрополит Агафангел вступил в управление Церковью в качестве его Заместителя, однако тогда никто не думал о Двух главах: все понимали, что при невозможности для Святейшего управлять Церковью, кто-то должен это взять на себя. Кстати, тогда никого не смущало и поминовение имени Заместителя наряду с именем Патриарха. Настоящее же наше положение вполне аналогично тогдашнему…

   По Вашим словам, меня Синод ограничивает до такой степени, что из учредителя я превращаюсь в синодального уполномоченного; при Патриархе же будто бы были только советники, но не было соправителей. Однако буква соборного Положения… не подтверждает таких… представлений. Правда, п. 20 предоставляет Патриарху право, в случае нужды, делать распоряжения даже в отмену синодальных решений. Но это прерогатива Патриарха, данная ему для случаев чрезвычайных, отнюдь не превращает Синод в ничто при обычном течении дел… Члены Синода и участвуют не только в обсуждении как советники, но и в постановлении, как соправители, и, подписав постановление, несут за него, вместе с Патриархом, каждый свою долю ответственности. Так было при членах, выбранных на Соборе, так было и потом, например, в 1924 году. Было бы неожиданным делать отсюда вывод, что Патриарх превращался в синодального уполномоченного. Но еще менее оснований называть так меня, когда полномочия Синода зависят от моих и с прекращением их прекращаются.

  …Главным мотивом отделения служит наша декларация. В ней наши противники, сами не отрицающие обязательности для каждого христианина гражданской верности (например, епископ Виктор Островидов), не совсем последовательно увидели заявление не таких же, как и они, земных людей, граждан СССР, а заявление самой Церкви, как благодатного учреждения. Отсюда крики о подчинении Церкви государству. Царства Божия - царству мира, и даже Самого Христа - велиару. Упразднением Синода таких фанатиков не примирить: они требуют, чтобы мы возвратились к узконациональному пониманию христианства, когда идея Вселенской Церкви подменилась идеей Православно-русского государства.

    Нет ничего неожиданного в том, что среди оппозиции стоят, по Вашим словам, люди, проявившие много усердия по борьбе с обновленчеством. Это говорит только о том, что многие восставали и против обновленчества не потому, что это было церковное бесчиние, а больше потому, что оно "признало Советскую власть". Недаром и теперь кое-кто спрашивает, какая же разница у нас с обновленцами, если мы "за Советскую власть".

    Ваше отмежевание от некоторых крайних выражений оппозиции нисколько не исправляет Вашего канонического положения. Если, как я указывал в прошлом письме, наша оппозиция уже сорганизовалась в отдельное общество и "поставила свой алтарь", то не имеет существенного значения, все ли заблуждения этого общества Вы разделяете, или некоторые, важно, что ради общения с ним, Вы готовы расторгнуть общение с нами.

   …По поводу моих ссылок на правила Антиох. 2 и Апост. 8, Вы советуете мне "не злоупотреблять буквой канонических норм". По Вашим словам, "на основании канонического буквализма" обновленцы в 1923 году "осудили" Святейшего Патриарха не только на лишение сана, но и монашества. До сих пор мы думали, что обновленчество и состоит в отказе от руководства канонами и, в частности, осуждение Святейшего рассматривали как самое яркое и наглое нарушение и смысла и буквы канонов…

   …Вы хотите считать наши отношения как бы частным делом, которое других не касается… не может быть частным делом евхаристический разрыв  старейшего  митрополита и первого  кандидата  в Местоблюстители с правящим Заместителем. Вы можете сколько угодно писать о необязательности для мирян разрывать общение с нами. Но если Вы порываете, то каждый мирянин может задаться вопросом не должен ли и он порвать. В результате великий церковный соблазн и разделение, а достаточно оснований для него по канонам не имеется».
Письмо кончается назначением крайнего срока, 2/15 февраля 1930 г., для выражения митр. Кириллом канонического послушания и отказа от общения с раскольниками, с этого срока вступает в силу предание митр. Кирилла суду Собора архиереев, увольнение его от управления Казанской епархией, допущение сослужения с митр. Кириллом только при условии поминовения им Православного архиерея.
                                  1.Архив док.
                                   2. Губонин
                                   3. Снычев


3 января

   Публикация в  газете «Правда» Указа о выселении из  государственных квартир семей  «лишенцев»: в основном духовенства. М. Поповский. Стр. 222. 

Комментарий Д.В. Поспеловского:
   «3 января 1930 г. в  "Правде" было напечатано постановление о том, что все ограниченные в правах лица (священники, а также лица, принадлежавшие к дореволюционным эксплуататорским классам) должны быть выселены из всех национализированных и принадлежащих государству помещений, а также помещений, принадлежащих кооперативам и промышленным предприятиям. Необходимо напомнить, что все церковные и приходские здания были к тому времени национализированы…

   Хотя в июне-августе последовали распоряжения, отменяющие выселение духовенства из муниципализированных квартир, однако статья в "Правде" была у всех на виду, а принятые распоряжения секретны инструкции. Учитывая, что запретительные меры против религии, верующих и духовенства гораздо больше соответствовали всему духу, направлению государственной политики и политической атмосфере в стране, можно смело предположить, что восстановление справедливости по отношению к духовенству было гораздо более редким явлением, чем противоположные процессы. Духовенство, обремененное совершенно непосильными налогами, было еще вынуждено платить втридорога за наем частного жилья в условиях страшного жилищного голода и страха граждан иметь дело с духовенством».
                                                Поспеловский. Стр.167.   

Сер.  Января

Критика в Сейме польского Министра Исповеданий С. Червинского за допущенный им разгром Православной Церкви в Польше.
   Из выступления украинского депутата Д. Палиева:
   «Министр Червинский довел до того, что мир протестует против преследования религии в Советах, а одновременно протестует также против преследований Православной Церкви в Польше.
  …Ведь это при г. Министре Червинском при хохоте безбожников в Москве и Киеве на развалинах церквей, здесь в Польше, где Конституция гарантирует религиозные права населения, также разрушаются православные храмы под аккомпанемент громких восклицаний со стороны полицейских.
   Еще никто из прежних министров Исповеданий и Народного Просвещения не разрушил столько православных храмов, сколько их было разрушено при одном министре Червинском.  
   Ведь это министр Червинский сделал невозможным созыв Собора и осуществление стремления к упорядочению отношений в Православной Церкви, он лишил Православную Церковь остатка прав, гарантированных Православной Церкви “Временными Правилами”.
   Этот министр присваивает себе даже компетенцию установления канонического права Православной Церкви, как об этом свидетельствует письмо г. Министра к Православному Митрополиту по делу о воспрещении созыва Собора».    А.К. Свитич. Стр. 168-169                                                                                             
Конец  января
    Вынужденная самоликвидация Украинской Автокефальной Церкви (липковской).
    Рассказывает прот. Кирилл Фотиев:
   «Когда в 1930 г. началась борьба советской власти против "национализма" на Украине, это преследование скоро достигло и "Автокефальной Церкви". Советские власти произвели многочисленные аресты как клириков, так и мирян  главным образом из числа членов Церковной Рады.

Их обвиняли в связи с заграницей и в пропаганде петлюровских и меньшевистских идей. В среде «"епископата" начались раздоры  в конце января 1930 г. состоялся еще один "собор" УАПЦ, на котором, под давлением советской власти, были произнесены многочисленные самообвинения и было вынесено постановление о самоликвидации УАПЦ. Все "архиереи" УАПЦ были арестованы. Из них, к приходу немцев на Украину в живых оказался только "епископ" города Белая Церковь Юрий Тисленко, но и он давно уже отказался от какой либо церковной деятельности и работал недалеко от Воронежа колхозным сторожем. В 1942 г. Тисленко приехал в Киев, где скоро умер от туберкулеза. "Епископ" Полтавский Иосиф Оксиюк жил, после того, как был выпущен из тюрьмы, как простой мирянин при одной из полтавских Церквей, которая была в подчинении патриаршего местоблюстителя, митрополита Сергия.

   Лишь некоторые священники-липковцы примкнули к новой, поликарповской, волне движения "автокефалистов" во время второй мировой войны, где были, частично, перерукоположены. (Хотя нам известны повторные случаи принятия липковских "клириков" в сущем сане, т. е. без законного рукоположения.)

   Единственный "иерарх" липковской формации, оставшийся в живых это "архиепископ" Иоанн Теодорович, выехавший с разрешения большевиков, в 1924 г. из Винницы в Сев. Америку. Там им была создана ветвь липковского раскола среди украинцев-эмигрантов  никем не признанная и, ни с кем в церковном общении не бывшая своеобразная американская секта православного обряда».                           Фотиев. Стр. 60.

16/29 янв.
Заседание Исполбюро Центрального Совета СВБ (Союза Воинствующих Безбожников).
Из доклада Е.М. Ярославского:
   «Как далеко пойдет сейчас этот стихийный процесс закрытия церквей? Мне кажется, что какой бы тут сдерживающий момент мы ни выдвигали, но процесс коллективизации связан с ликвидацией если не всех церквей, то во всяком случае, значительной части церквей».                          «Антирелигиозник». 1930, № 3

Январь
Решение Комиссии по культовым вопросам, во изменение положения от 8 апреля 1929 г., предоставить облисполкомам и крайисполкомам право окончательного решения о закрытии молитвенных зданий.                          М. Одинцов. «На пути к свободе совести», стр. 47

29 янв./11 февр.

Постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений».
Из Постановления:
«В целях борьбы с попытками враждебных советской власти элементов использовать религиозные объединения в качестве опорных пунктов для ведения контрреволюционной работы…
   Предложить правительствам союзных республик немедленно поручить  органам,  производящим  регистрацию  религиозных объединений, пересмотреть состав руководящих органов этих объединений в целях исключения из них… кулаков, лишенцев и иных враждебных Советской власти лиц.
   Не допускать впредь проникновения в эти органы указанных лиц, систематически отказывая в регистрации религиозных объединений, при наличии упомянутых выше условий.
   Настоящее постановление распространяется на религиозные объединения всех культов, толков, религиозных течений и проч., однако при проведении его в национальных районах должна быть проявлена особая осторожность».    
                                                            М. Одинцов. «На пути к свободе совести», стр. 48-49

31 янв./13 февр.

Статья в газете «Правда»  против Римского  Папы:  «Святейший» спекулянт во главе крестового похода».
Из статьи:
«Раньше этот "наместник" бога на земле… рассчитывал, что ослабление православной церкви расчистит в Советском Союзе дорогу… (многоточие в тексте - Л.Р.) католичеству! Теперь, когда убедился, что трудящиеся массы СССР выметают из своей страны все и всяческие суеверия без различия "исповеданий", он решил выступить в защиту "гонимой религии"… Поэтому он призывает державы "поставить свободу религии условием признания СССР"… Совершенно очевидно, что советское правительство не допустит чьего бы то ни было вмешательства в свои внутренние дела, в том числе и в свою политику в области религии».                     Правда. 1930, 13 февр.

Начало года
Развертывание кампании всеобщей коллективизации и гонения на религию.
А.И. Солженицын:
  «Из последних писем Короленко Горькому в 1921 году, перед тем как первый умер, а второй эмигрировал, мы узнаем, что этот бандитский наскок на крестьянство уже тогда начался и осуществлялся почти в той же форме, что и в 1930 году…(здесь и ниже подч. в тексте Л.Р.). Но еще не по силе была дерзость и отсягнули, отступили. Однако замысел в голове оставался, и все 20-е годы открыто козыряли, кололи, попрекали: кулак! Кулак! Кулак! Приуготовлялось в сознании горожан, что жить с «кулаком» на одной земле нельзя.

Истребительная крестьянская Чума подготовлялась, сколько можно судить, еще с ноября 1928 года, когда, по докладу северо-кавказского секретаря крайкома Андреева, ЦК ВКП(б) запретил принимать в колхозы состоятельных мужиков ("кулаков"), вот они уже и отделились для уничтожения. Это решение было подтверждено в июле 1929 и уже готовы были душегубные списки, и начались конфискации и выселение. А в начале 1930 года совершаемое (уже отрепетированное и налаженное) возглашено публично в постановлении ЦК ВПК(б) от 5 января об ускорении коллективизации (партия имеет "полное основание перейти в своей практической работе от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса").

   Не задержались вослед ЦК и послушно-согласные ЦИК и СНК: 1 февраля 1930 года развернули волю партии законодательно. Предоставлялось край-облисполкомам "применять все необходимые меры в борьбе с кулачеством (а иначе и не было), вплоть до полной конфискации имущества кулаков и выселения их из пределов отдельных районов и краев".

   Лишь на последнем слове застыдился Мясник. Из каких пределов назвал. Но не назвал в какие. Кто веками хлопает, могли так понять, что за тридцать верст, по соседству…
И прекрасно пошли гулять эти клички по Руси Советской, чьи ноздри еще не остыли от кровавых воспарений гражданской войны! Пущены были слова, и хотя ничего не объяснили были поняты, очень упрощали, не надо было задумываться нисколько. Восстановлен был дикий (да по-моему и нерусский; где в русской истории такой?) закон гражданской войны: десять за одного! Сто за одного! За одного в оборону убитого активиста (и чаще всего бездельника, болтуна; все кряду вспоминают: ведали раскулачиванием воры да пьяницы) искореняли сотни самых трудолюбивых, распорядливых, смышленых крестьян, тех, кто и несли в себе остойчивость русской нации…

   Ни в каком не "раскулачивании" было дело, а в насильственном вгоне в колхоз. Никак иначе, как напугав до смерти, нельзя было отобрать у крестьян землю, обещанную революцией, и на эту же землю их же посадить крепостными…

   Это была вторая гражданская война теперь против крестьян. Это был Великий Перелом, да только не говорят чего перелом? Русского хребта».     
                     А.И. Солженицын. Архипелаг Гулаг.

    М. Поповский:
   «Всего лишь месяц прошел с тех пор, как 3 января газета "Правда" опубликовала указ, по которому сотни тысяч семей "лишенцев", в основном лиц, принадлежащих к духовному сословию, были выселены из своих квартир на улицу. Этого рода граждане отныне потеряли право жить в государственных зданиях, а также в домах, принадлежащих ведомствам, кооперативам и местным советам. В том же году была сделана небезуспешная попытка удушить членов церковного причта голодом: "лишенцам" не полагалось продуктовых карточек, а кооперация потребовала, чтобы эта категория потребителей, если она желает получить продукты, внесла предварительно крупные денежные взносы. Священникам и их семьям отказали не только в хлебе и крове, но даже в медицинской помощи. Их выселяли из городов…»     М. Поповский, стр. 222                                                                                                                                                                               
    Писатель Вадим Кожинов о гонениях на Церковь:
    «Атака на православие была вызвана именно пониманием всей его мощи, даже, если угодно, его всесилия (курсив В.К.). И нельзя не вспомнить, что с конца 1920-х годов в основном ради обеспечения возможности провести коллективизацию развертывается новое и во многом еще более решительное наступление на Церковь.
   Но история показала, что самое беспощадное искоренение не смогло окончательно подавить и истребить "врага". Поэтому сама беспощадность борьбы должна вызвать… не только и не столько ужас (и тем более отчаяние), но сознание трагического величия непобежденной хотя, казалось бы, ничем не вооруженной силы, сознание высокого пусть и глубоко скорбного торжества».               Наш Современник. 1990 г., № 4, стр. 170-173

Письмо М. Горького Сталину:
«Переворот почти геологический, неизмеримо больше всего, что было сделано партией… Уничтожается строй жизни, существовавший тысячелетия… начинается разрушение самой глубочайшей основы их многовековой жизни. И вот люди бешено ругаются, весьма часто скрывая под этой фразой мстительное чувство древнего человека, которому приходит конец».                                Огонек. 1989, № 37, стр. 23

  В. Резун (Суворов) о цели индустриализации:
   «Индустриализация и коллективизация проводились не для повышения жизненного уровня, а для того, чтобы производить оружие в гигантских количествах. Зачем же коммунистам оружие? Защищать людей? Тоже нет. Если бы Сталин платил за автострадные танки, за парашютный шелк, за западную военную технологию не по пять миллионов тонн хлеба в год, а только по четыре, то миллионы детей остались бы живы. Во всех странах оружие служит для того, чтобы защитить население, и прежде всего детей будущее нации от страшных бедствий. В Советском Союзе дело обстояло наоборот: население, в том числе и детей, подвергли страшным бедствиям чтобы получить оружие.

    …Вся Первая мировая война была веселым пикником в сравнении со сталинской индустриализацией… В мирное время ради автострадных танков и самолетов-агрессоров Сталин истребил во много раз больше людей. Коммунистический мир оказался во много раз страшнее империалистической войны.

   Наращивание советской военной мощи никак не диктовалось внешней угрозой, ибо началось ДО прихода Гитлера к власти. Уничтожение миллионов детей ради производства оружия проходило одновременно с гигантскими усилиями Сталина подавить западных пацифистов и возвысить фашистов.

    После Первой мировой войны Германия потеряла право иметь мощную армию и наступательное вооружение… Сталин предоставил германским командирам все то, чего они не имели права иметь: танки, тяжелую артиллерию, боевые самолеты. Сталин выделил германским командирам учебные классы, полигоны, стрельбища. Сталин открыл доступ германским командирам на самые мощные в мире советские танковые заводы: смотрите, запоминайте, перенимайте.

    Если бы Сталин хотел мира, то он должен был всячески мешать возрождению ударной мощи германского милитаризма: ведь тогда Германия оставалась бы слабой в военном отношении страной… В Европе была бы Британия, не имеющая мощной сухопутной армии; Франция, которая почти весь свой военный бюджет тратила на сугубо оборонительные программы, возводя подобие Великой Китайской стены вдоль своих границ, и другие более слабые в военном и экономическом отношении страны. В такой ситуации Европа была бы совсем не столь пожароопасной».                         В. Суворов. Ледокол.

2/15 февр
.
Вступление в силу постановления митр. Сергия относительно митр. Кирилла.       
                     2-е письмо митр. Сергия

Начало 1930 г.
Отделение от митр. Сергия еп. Ижевского Синезия (Зарубина).           Снычев

Начало 1930 г.
   Уход под влиянием бесед с митр. Кириллом Амфилохия (Скворцова), еп. Енисейского и Красноярского, в таежные леса, где он основал свой скит.                   Снычев

20 янв./2 февр.
Послание Папы Пия XI с призывом к верующим всего мира о молитве за гонимую Русскую Церковь:
    «Мы испытываем глубочайшее волнение при мысли об ужасных и святотатственных преступлениях, которые умножаются и усиливаются с каждым днем и которые направлены как против Господа Бога, так и против душ многочисленного населения России, дорогого нашему сердцу, хотя бы уже из-за величия его страданий…

   Рост такого зверства и безбожия, поощряемый государственной властью, требует всеобщего и торжественного возмещения и ответа…

   Ввиду этого, Мы, стремясь сами возможно лучшим образом совершать искупительный акт за все эти надругательства и кощунства, а также для того, чтобы призвать к этому всех верующих всего мира, постановили отправиться в день Св. Иосифа, 19 марта сего года, в нашу базилику Св. Петра и совершить на гробу Первоверховного апостола св. Литургию, для умилостивления и искупления стольких преступных оскорблений, нанесенных Сердцу Христову, для моления о спасении стольких душ, подвергнутых тяжелому испытанию, и об облегчении участи любимого нами русского народа, дабы кончилась, наконец, эта великая мука и народы и отдельные люди вернулись возможно скорее во единое стадо Единого Спасителя и Освободителя Господа нашего Иисуса Христа. Испросив у Его Святейшего Сердца прощение и милость для жертвы и для самих палачей, мы будем молить Святую и Непорочную Деву Марию, Матерь Божию, Ее пречистого обручника Св. Иосифа, покровителя вселенской церкви, св. покровителей России, св. Ангелов, св. Иоанна Крестителя, св. Николая Чудотворца, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста, святых Кирилла и Мефодия, а также и всех святых, в особенности же св. Терезу Младенца Иисуса, которой мы особо препоручили попечение об этих душах…

   Уверенные в том, что Божественное Провидение, в час им предназначенный, подготовит и даст соответствующие средства для восстановления из нравственных и материальных развалин этих огромных пространств, составляющих шестую часть суши, мы будем продолжать со всей силой души эти молитвы о восстановлении и умилостивлении, которые, веруем Мы, привлекут Божественное милосердие к русскому народу…»    
     Китеж. 1930, № 1, стр. 1-5

14 февраля
Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) по поводу предполагаемого интервью главы РПЦ:
"Поручить тт. Ярославскому, Сталину и Молотову решить вопрос об интервью".

Игорь Курляндский, к.и.н. ИРИ РАН:
Текстологический анализ документов из Архива президента РФ показал, что "интервью" являлось полной фальсификацией, совершенной уполномоченными к этому постановлением Политбюро Сталиным, Ярославским и Молотовым. Никто из иерархов Церкви, включая митрополита Сергия, не участвовал ни в его написании, ни в редактировании. Не существовало и "представителей советской печати", которые якобы брали это "интервью". Все вопросы были сформулированы Ярославским и Сталиным – партийные деятели от лица "иерархов" сами же и отвечали на них. Важную помощь автору статьи оказало знание почерков вождей, что помогло точно установить, кому из них принадлежат какая правка или фрагменты текста. Основной вариант был написан главным безбожником страны Ярославским. Он был тщательно отредактирован и дописан главным коммунистом Сталиным. Молотов оставил менее значительную правку...
Сталиным собственноручно был написан вариант названия и преамбулы так называемого интервью – "Интервью с главой... Православной церкви митрополитом Сергием". Прочерк значил, что Сталин не решил тогда, как точно обозначить титул Сергия – "глава российской православной церкви" или как-то еще? В итоге назвали "главой патриаршей православной церкви в СССР". Вначале планировалось представить текст как "интервью" только Сергия, без Синода, но в итоге решили, что значительно весомее представить его как общее мнение руководства "тихоновцев".

Игорь Курляндский, кандидат исторических наук Института российской истории РАН
"Наш ответ Римскому Папе.  Как тт. Сталин, Ярославский и Молотов в 1930 году писали "интервью" митрополита Сергия и его Синода"
Политический журнал, № 6-7 (183-184) / 21 апреля 2008
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=50&tek=8111&issue=218


2/15 февр.
Интервью представителей советской печати с митр. Сергием, подписанное также митр. Серафимом Тверским, арх. Алексием (Симанским), арх. Филиппом (Гумилевским), еп. Питиримом (Крыловым). Отрицание факта гонений на Церковь в СССР.

   По поводу обращения Папы Римского в защиту гонимой Русской Церкви:
«Мы считаем излишним и ненужным это выступление папы Римского, в котором мы, Православные, совершенно не нуждаемся. У папы есть давнишняя мечта окатоличить нашу Церковь, которая, будучи всегда твердой в своих отношениях к католицизму, как к ложному учению, никогда не сможет связать себя с ним какими бы то ни было отношениями».


   По поводу выступления Архиепископа Кентерберийского:
   «Оно грешит той же неправдой насчет якобы преследований в СССР религиозных убеждений, как и выступление Римского папы… пахнет подталкиванием паствы на новую интервенцию, от которой так много пострадала Россия».
                                        1. Известия. № 46, 1930
                                        2. Беднота. № 39, 1930

Начало года
   Данные о закрытии храмов к концу 1929 началу 1930 г.
«Труд», Ростов, 1929, декабрь:
В Москве до революции - 675 церквей, в 1926 - 287.
В России закрыто молитвенных домов: в 1927 - 134;
в 1928 - 542;
в том числе 445 церквей,
59 синагог и
38 мечетей;
до августа 1923 - 572;
в том числе 540 церквей,
63 синагоги и
18 мечетей,
в течение 1929
  всего 1000 молитвенных домов.

«Известия» 1929, 22 марта:
в 1928 закрыты 345 церквей приходских и 88 монастырских.
По Украине:
за пять лет, до окт. 1929,
закрыто 364 молитв, дома (в среднем по 6 в месяц);
с октября 1929 по февраль 1930 - 202 (в среднем по 50 в месяц).

Январь 1930: снятие колоколов в Тамбове, Нежине, Чернигове. Запрещен колокольный звон в Москве, Ярославле, Пскове (по сов. газетам: Известия. 1930, 30 янв.; Безбожник. 1930, № 5 и др.).                     Путь. 1930, № 23, стр. 70-78

5/18 февр.
Интервью иностранных корреспондентов с митр. Сергием, подписанное им одним. Содержание аналогичное.
Сообщены данные о состоянии патриаршей Церкви: приходов около 30.000, священников значительно больше (1-3 на приход), 163 епископа, «находящихся в каноническом подчинении Патриархии, не считая епископов, пребывающих на покое и находящихся в молитвенном общении с Патриархией».
За границей: в Зап. Европе - митр. Евлогий, в Литве - митр. Елевферий, в Японии - арх. Сергий (Тихомиров), в Китае - еп. Нестор (Анисимов).

   Митр. Евлогий по поводу «интервью» митр. Сергия:
   «Оказывается, что текст большевики дали митрополиту Сергию за неделю до интервью, а потом держали его в изоляции. Перед ним встала дилемма: сказать журналистам, что гонение на Церковь есть, это значит, что ВСЕ тихоновские епископы будут арестованы, т.е. вся церковная организация погибнет; сказать "гонения нет" себя обречь на позор лжеца… Митрополит Сергий избрал второе. Его упрекали в недостатке веры в несокрушимость Церкви. Ложью Церковь все равно не спасти. Но что было бы, если бы Русская Церковь осталась без епископов, священников, без таинств, этого и не представить… Во всяком случае, не нам, сидящим в безопасности, за пределами досягаемости, судить митрополита Сергия…»             Евлогий. Стр. 621.

   А. Бакулов:
«Митрополиту Сергию пришлось объявить иностранным журналистам, что никаких преследований по религиозным мотивам в Советском Союзе нет. Аналогичного заявления потребовали и от католических священников. Многих, в том числе апостолического администратора Минска о. П. Авгло, принуждали к этому шантажом и угрозами. Епископ Неве («апостолический администратор» Москвы - Л.Р.) пытался протестовать, но Эрбетт (французский посол в СССР - Л.Р.) отговорил его». 
    А. Бакулов. Пи-Эжен Неве свидетель трагедии. Наука и религия. 1990 № 3, стр. 33

   Митрополит Сергий (Воскресенский) Экзарх  Прибалтики, в изложении Д.В. Поспеловского:
   «Митрополит Сергий согласился исполнить это требование большевиков под условием, что православные священники не будут подвергнуты так называемому раскулачиванию, как раз тогда происходившему, и это условие было действительно большевиками выполнено. Ценою унизительного интервью, во время которого за стеной присутствовал агент ГПУ, митрополит Сергий спас множество сельских священнослужителей в те времена они еще исчислялись десятками тысяч от разорения и гибели».                   Поспеловский. Стр.160

6/19 февр.
Памятная записка митр. Сергия о нуждах Православной патриаршей Церкви в СССР для тов. Смидовича.            Губонин

19 февраля
Письмо Митрополита Страгородского И.Н. П.Е. Смидовичу о нуждах Православной Церкви в СССР:
   «1.Страховое обложение церквей, особенно в с[ельских] местностях иногда достигает таких размеров, что лишает общину возможности пользоваться церковным зданием. Необходимо снизить, как оценку церковных зданий (отнюдь не приравнивая ее к зданиям доходным), так и самый тариф страхового обложения.

2.Сбор авторского гонорара в пользу Драмсоюза необходимо поставить в строго законные рамки, т.е. чтобы сбор производился только за исполнение в церкви тех музык, произведений, которые национализированы или же по авторскому праву принадлежат какому-либо лицу, а не вообще за пение в церкви чего бы то ни было, в частности при богослужении: чтобы исполнение служителями культа своих богослужебных обязанностей не рассматривалось, как исполнение артистами музыкальных произведений, и потому церкви не привлекались бы к уплате 5-ти % сбора со всего дохода, получаемого духовенством, т.е. и дохода от треб, совершаемых даже вне храма.

3.Необходимо прекратить взимание сбора за страхование певчих, отмененного в нюне 1929 г. и взимаемого с церквей за пропущенные годы (иногда с 1922 г.) по день отмены, причем вместе с пеней сбор иногда достигает очень значительных сумм (напр. 4.000 руб. с лишком).

4.Необходимо отменить обложение церквей различными с/х и др. продуктами (напр., зерновыми или печеным хлебом, шерстью и т.п.), а также специально хозяйственными сборами, напр., на тракторизацию, индустриализацию, на покупку облигаций, госзаймов и т.п.  в принудительном порядке.
За неимением у церквей хозяйства, налог, естественно, падает на членов религиозной общины, является, таким образом, как бы особым налогом за веру, сверх других налогов, уплачиваемых верующими наравне с прочими гражданами.

5.Необходимо распоряжение НКФ, от 5-го января с.г. за № 195 о неналожении штрафов, ареста и пр. на имущество членов общины и прих. Советов за неуплату налогов на церковь, распространить и на страховой налог, авторский и пр.

6.Необходимо разъяснить, чтобы члены приходства, церковные старосты и сторожа и др. лица, обслуживающие местный храм не приравнивались за это к кулакам и не облагались усиленными налогами.

7.Необходимо разъяснить, чтобы представители прокуратуры на местах, в случае обращения к ним православных общин или духовенства с жалобами, не отказывали им в защите их законных прав, при нарушении их местными органами власти или какими-либо организациями.

8.Необходимо признать за правило, чтобы при закрытии церквей, решающим считалось не желание неверующей части населения, а наличие верующих, желающих и могущих пользоваться данным зданием, чтобы православный храм при ликвидации оной общины мог быть передан православной же общине, если в наличии есть достаточное количество желающих образовать такую общину и, чтобы, по упразднении храма (от каких бы причин оно не зависело) членам православной общины предоставлено было право приглашать своего священника для исполнения всех их семейных треб у себя на дому.

9.Необходимо сделать разъяснения касательно вступления в силу постановления СНК от З-го апреля 1928г.о религиозных объединениях, а равно и относящейся к этому постановлению инструкции (от 1-го октября 1929 г.) и дополнительных распоряжений, так как иногда местные власти не принимают от общины заявлений о регистрации и даже запрещают делать какие-либо подготовительные шаги к регистрации (между тем, как в законе ясно указан предельный срок  1-е мая 1930 г., до истечения которого обязаны зарегистрироваться все общины, желающие продолжать свое существование).

10.ПОЖЕЛАНИЯ ДУХОВЕНСТВА: чтобы служители культа, как не пользующиеся при извлечении дохода наемным трудом, приравнены были по-прежнему к лицам свободных профессий, а не к трудовому элементу, тем более, не к кулакам.

11.Чтобы при обложении доходов не назначалась произвольно, иногда вне всяких возможностей (напр., в Ижевске, на Епископа Синезия Зарубина наложено 10.300 р. и потом еще 7.000 р. с сотнями в качестве аванса на будущий год) и чтобы обложение приравнено было к лицам свободных профессий.

12.Чтобы в отношении служителей культа, как элементу не кулацкому, дана была сельским властям ясная инструкция, устанавливающая некоторые границы, касательно сроков и размеров местных налогов в порядке самообложения.

13.Чтобы служители культа, не занимающиеся сельским хозяйством, скотоводством, охотой и т.п. не облагались продуктами упомянутых занятий (зерновым или печеным хлебом, шерстью, маслом, дичью и т.п.), причем иногда в экстренном порядке ("в 24 часа").

14.Чтобы при описи имущества за неуплату налогов оставлялся законный минимум обстановки, одежды, обуви и пр.

15.Чтобы при назначении трудовой повинности принимался во внимание как сообразный со здравым разумом размер налагаемой повинности (напр., на священника села Люк Вотской области наложено срубить, распилить и расколоть 200 кубов дров), так и возраст и состояние здоровья подвергаемых повинности.

16.Чтобы служители культа не лишались права иметь квартиру в пределах своего прихода и около храма в сельских местностях, хотя бы и в селениях, перешедших на колхоз, и, чтобы лица, предоставляющие служителям культа такую квартиру, не облагались за это налогами в усиленной степени.

17.Чтобы детям духовенства разрешено было учиться в школах 1 и 2 ступени и чтобы те из них, кто с осени 1929 года уже были зачислены в состав студентов ВУЗа, не изгонялись за одно свое происхождение, а изгнанным предоставлено было право закончить свое образование.

18.Желательно, чтобы певчие-любители, профессионалы, состоящие в союзе РАБИС и др. профессиональных союзах и для постороннего заработка участвующие в церковных хорах, за это участие н исключались из РАБИС и других союзов.

19.Летом 1929 г. возбуждалось ходатайство об открытии в Ленинграде Высших Богословских курсов Православной Патриаршей церкви. Весьма желательно получить удовлетворение этого ходатайства, хотя бы в целях уравнения нашего церковного течения с обновленчеством, у которого есть академии.

20.Давно чувствуется потребность иметь в Патриархии какое-нибудь периодическое издание, хотя бы в виде ежемесячного бюллетеня для печатания распоряжений, постановлений, посланий и пр. Центральной Церковной власти, имеющих общественный интерес.

21.В виду газетных статей о необходимости пересмотра Конституции СССР в смысле совершенного запрещения религиозной пропаганды и дальнейших ограничений церковной деятельности, ПРОСИМ защиты и сохранения за Православной Церковью тех прав, какие предоставлены ей действующими законоположениями СССР.

Подлинник подписан: Иван Николаевич Страгородский
Митрополит Нижегородский Сергий, Зам. Патриаршего Местоблюстителя»
  Машинописная копия. Из Пражского Синодального архива. РПЦ и ком. гос. Стр.268-270.

24 февраля

   Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ в секретариат председателя ВЦИК о разрешении снять позолоту с куполов Храма Христа Спасителя:
  «Согласно постановлению СТО от 5 июля 1929 г. нашему утильзаводу №1 предоставлено  исключительное право обработки золоченых предметов, не могущих быть использованными  в гражданском обиходе и не имеющих исторически художественной ценности.

   По договору между НКФ РСФСР и ХОЗО ОГПУ последнему передаются для обработки все  золоченые предметы из закрываемых молитвенных зданий (иконостасы, киоты, иконы,  медная утварь и купола)…

   Самыми богатыми в отношении количества золота являются купола церквей, и ХОЗО  ОГПУ, сосредоточив все свое внимание на них, приступает весной к массовой их отмывке,  как на месте их нахождения, так и на заводе.
   В частности, одними из лучших куполов являются купола Храма Христа Спасителя, на  позолоту коих в свое время было израсходовано свыше 20 пудов золота…

   После смывки золота ХОЗО ОГПУ берется за свой счет закрасить купола или даже, в случае необходимости, вновь их вызолотить более дешевым способом.
   Даже последнее вполне себя экономически оправдывает, так как на позолоту вновь уйдет от  1,5 до 2 пудов золота; в отношении же внешнего вида (блеска) вновь вызолоченные купола  будут лучше старых, так как теперешняя позолота сильно покрыта копотью и купола потеряли свой первоначальный  блеск.
   Сохранность новой позолоты и их внешний блеск ХОЗО ОГПУ гарантирует не на один десяток лет.

   В настоящее время в связи с предполагаемым закрытием храма задача облегчается.
   Считая, что в настоящее время оставлять на куполах до 20 пудов золота (1/2 миллиона  валюты) является излишней для СССР роскошью, а реализация золота будет большим  вкладом в дело индустриализации страны, просим в срочном порядке разрешить вопрос о храме и куполах, с тем чтобы, приступив сейчас же к подготовительным работам, ХОЗО  ОГПУ могло бы уже в начале весны заняться смывкой или снятием куполов».
Нач. Хозотдела ОГПУ  …..
Нач. Мат. - Заг. Отд.  …..
Секретарь                     …..
Подписи неразборчивы                            РПЦ и  ком.  гос. Стр.281.



---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------