10 марта Выписки из журналов
Архиерейского Синода (карловацкого - Л.Р.) и переписки о положении Православной Русской Церкви в Советской России 1930 г.
«По поводу "Списка православных епископов, подвергавшихся гонениям до 1 марта 1930 г. в СССР":
Перечисленными в настоящем списке 197 именами отнюдь не исчерпываются все случаи гонений против Православных епископов, имевшие место в СССР при Сов. власти. В список этот не вошли имена Епископов, умерших в течение времени с 1917 по 1926 гг. (кроме митроп. Казанского Иакова
– № 196). А т.к. многие из них подвергались арестам и ссылкам, то вполне понятно, что отсутствие их имен в наших сведениях значительно уменьшает представление об объеме гонений против епископата, происходящих в СССР. Кроме того, исключительная трудность собирания сообщаемых сведений по причине полной разобщенности Православных церковных организаций, отсутствия налаженного административного и информационного аппарата, постоянного надзора ГПУ за корреспонденцией духовных лиц, а в последнее время, в иных местах и полна невозможность пользования почтой в этих целях, делают наши сведени неполными, а иногда запоздалыми. Все это нисколько не обесценивает сообщаемые сведения в смысле их точности, но вынуждает нас лишь подчеркнуть, что они должны быть рассматриваемы только как часть того колоссального целого, каким являются гонения на религию в СССР.
Кроме того, надлежит обратить внимание, что о каждом епископе, вошедшем в наш список, нами сообщаются лишь наиболее значительные этапы его исповеднического пути т.е. продолжительное пребывание а тюрьмах, высылке и ссылке. Но, кроме того, каждый Епископ подвергается бесчисленным вызовам в отделы ГПУ, чрезвычайно тяжелым, морально, допросам, иногда кратковременным арестам.
При каждой высылке высылаемого сперва арестовывают и содержат в тюрьме более или менее продолжительное время, а затем препровождают этапным порядком на место ссылки.
Само путешествие продолжается обычно очень долго и совершается в исключительно тяжелых условиях. Высылаемые духовные лица переводятся в тюремных вагонах вместе с уголовными преступниками и подвергаются в течение всей дороги бесчисленным издевательствам, а иногда ограблению и побоям. Этап делает остановки в целом ряде пересыльных тюрем попутных городов, где высылаемые оказываются лишенными продовольственных передач. Наконец, во многих случаях, где конечные пункты по пути следования этапа оказываются расположенными не на железной дороге или реке, ссылаемые вынуждены совершать свой путь под конвоем, на протяжении многих десятков, а иногда и сотен верст пешком, неся на себе свои вещи.
Частыми бывали также случаи, когда высылаемому на далекий север не давали возможности собрать свои вещи или получить их из дому, а отправляли в легкой летней одежде, в какой он был арестован. На местах ссылок ссыльные оказываются лишенными права совершать богослужение, что является прямым стеснением, даже советским законом гарантированной религиозной свободы. Корреспонденция ссыльных подвергаете официальной цензуре в отделах ГПУ. Кроме того, от времени до времени у ссыльных
производятся внезапные ночные обыски, и, если при таковых обнаруживаются предметы богослужебного назначения, например антиминс, сосуды, облачение и т.д., то они отбираются в ГПУ. Москва 10.3.1930»
ГАРФ. Машинописный текст. РПЦ и ком. гос. Стр. 271-272.
8/21 февр.Арест еп. Козловского
Алексия (Буй).
1930 годАрест еп. Нарвского
Сергия (Дружинина), возглавлявшего иосифлянскую оппозицию.
СнычевНачало года Моление за Русскую Церковь
Митр. Евлогий:«В начале поста 1930 г. архиепископ Кентерберийский пригласил меня в Лондон на однодневное моление о страждущей Русской Церкви. Я решил ехать. За нас будет молиться вся Англия, а я останусь в Париже безучастным свидетелем единодушного сочувствия всех Церквей к страждущей нашей Церкви? Невозможно! Моя совесть повелительно требовала моего участия в этих молитвах; так же, несомненно, была настроена и моя паства.
Я провел в Англии с неделю. Давно я не испытывал такого светлого чувства братской христианской любви между Церквами, какое испытал в эти незабываемые дни, когда вся церковная, верующая Англия коленопреклоненно молилась о прекращении тяжких страданий нашей Русской Православной Церкви… Политических целей я никаких в Англии не преследовал и с политическими речами нигде не выступал. Всюду, где мне приходилось говорить речи, я лишь благодарил за сочувствие, просил и впредь поддерживать нашу страдалицу Мать-Церковь своими молитвами. И вот, эти выступления и послужили поводом к строгому запросу из Москвы от митрополита Сергия: на каком основании вы позволили себе разъезжать по Англии, призывая к протесту против СССР? Тут же было высказано требование свою поездку осудить и дать обязательство такого рода выступления более не повторять… Горько мне было читать эти несправедливые упреки, продиктованные внушениями советской власти, и я резко ответил митрополиту Сергию, что моление в Англии имело не политический, а религиозный характер: это был протест религиозной и вообще человеческой совести против страшных гонений на Церковь в советской России; доказательством тому
– договор английского правительства с СССР, заключенный как раз во время моего пребывания в Англии».
Митр. Евлогий. Стр. 621-622 Оценка
А.В. Карташевым молитвенного движения против коммунизма:
«Мы ждем от
европейцев и христиан (подч. в тексте – Л.Р.) гордой брезгливости к кровавым чудовищам, позорящим XX век христианской цивилизации.
И какое счастье и какая радость, что призывы к моральной изоляции мировых московских преступников исходят из среды христианских исповеданий. Лицемерная корыстная тактика безрелигиозных политиков должна быть изобличена носителями заветов Евангелия. Христиане чрезмерно деликатно уступили влияние на мировое общественное мнение лаически настроенным профессиональным политикам. И они довели до мировой опасности бесчеловечного коммунизма.
Довольно этой ложной христианской скромности. Высоко и властно поднимем над близоруким материализмом знамя Богочеловека, знамя Господа нашего Иисуса Христа, и мировой голос христианской совести да сокрушит иерихонские стены коммунистической бастилии».
«Китеж» 1930 № 1, стр. 1613/26 февр.Письмо
митр. Петра из зимовья Хэ митр. Сергию, как сообщается в письме,
– в дополнение к ранее направленному письму
(видимо, не дошедшему до адресата? - Л.Р.):«Я постоянно думаю о том, чтобы Вы являлись прибежищем для всех истинно-верующих людей. Признаюсь, что из всех огорчительных известий, какие мне приходилось получать, самыми огорчительными были сообщения о том, что множество верующих остаются за стенами храмов, в которых возносится Ваше имя. Исполнен я душевной боли и о возникающих раздорах вокруг Вашего управления и других печальных явлениях. Может быть, эти сообщения пристрастны, может быть, я достаточно не знаком с характером и стремлениями лиц, пишущих мне. Но известия о духовном смятении идут из разных мест и главным образом от клириков и мирян, оказывающих на меня сильное давление.
На мой взгляд, ввиду чрезвычайных условий жизни Церкви, когда нормальные правила управления подвергаются всяким колебаниям, необходимо поставить церковную жизнь на тот
путь, на котором она стояла в первое Ваше заместительство. Вот и благоволите вернуться к той, всеми уважаемой Вашей деятельности. Я, конечно, далек от мысли, что Вы решитесь вообще отказаться от исполнения возложенного на Вас послушания - это послужило бы не для блага Церкви. Повторяю, что очень скорблю, что Вы не писали мне и не посвятили в свои намерения. Раз поступают письма от других, то несомненно дошло бы и Ваше. Пишу Вам откровенно, как самому близкому мне Архипастырю, которому многим обязан в прошлом и от святительской руки которого принял постриг и благодать священства».
Губонин 1/14 мартаПостановление
ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении», с требованием, в частности, «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке».
М. Одинцов. «На пути к свободе совести», с. 50 24 марта/6 апр.Постановление Комиссии по
культовым вопросам.
Отмечено, что по отношению к служителям культа имеют место:
«а) выселение из городов и сел; б) раскулачивание; в) посылка на лесозаготовки и трудовые повинности; г) непосильное обложение». Комиссия требует прекращения всех этих форм притеснений служителей культа.
Там же, стр.50 ВеснаИз письма
М.И. Калинина (заведующего секретариатом ВЦИК) в адрес Г.К. Орджоникидзе (председателя ЦКК ВКП(б)):
«Поступают многочисленные заявления от служителей религиозного культа, в которых они жалуются на свое бесправное положение и полный произвол в отношении их со стороны органов местной власти. Действительно, положение их и семей их самое тяжелое. Никаких признаков элементарной революционной законности по отношению к ним, как лишенцам, не существует. На местах царит полный произвол и непонимание политики партии
(!? - Л.Р.) в этом политически важном вопросе. Все мероприятия органов местной власти направлены к тому, чтобы заодно с кулаками "раскулачить" и служителей культа. Это незаконное «раскулачивание» производится под видом налогового обложения. Служителей культа стараются обложить по всем линиям и в таких размерах, чтобы они не могли выполнить предъявленные им требования.
И тогда у них конфискуется все имущество, даже самое необходимое для семьи, и семья выселяется…»
Там же, стр. 49 Из
материалов НКВД, подготовленных для директивных органов:
«Поступившие от административных управлений и областей сведения о подъеме антирелигиозного настроения, связанные с сообщением о чрезвычайно быстром темпе коллективизации сельского хозяйства, прекратились одновременно с прекращением преувеличенных сведений о все ускоряющемся темпе устремления широких середняцких масс в колхозы, под очевидным влиянием начавшейся ликвидации перегибов. Если осенью 1929 г. и прошлой зимой сводки пестрели донесениями об огромном количестве постановлений общих собраний граждан о ликвидации религиозных обществ, закрытии зданий культа, запрещении колокольного звона, то с февраля-марта текущего года мы имеем совершенно обратное положение: донесения из ряда мест говорят об отливе середняков из колхозов, сопровождающемся серьезным движением за открытие церквей, возвращение снятых колоколов, освобождение высланных служителей культа. Если до этого в административные отделы поступило большое количество ходатайств об оформлении закрытия церквей, то теперь усилилось поступление заявлений с просьбой об открытии церквей, о разрешении религиозных шествий и т.п.»
Там же, стр. 51-52 М. Одинцов о приостановке антирелигиозной кампании весной 1930 г.:
«После марта 1930 г. процесс административного закрытия церквей приостановился, в некоторых местах неправомочные решения былиотменены. Например, к июню 1930 г. по заявлениям верующих в Московской области было вновь открыто 545 церквей. В ряде случаев комиссия
(по культовым вопросам - Л.Р.) находила возможным отменять решения местных органов власти о закрытии церквей (Ленинград, Вятка, Чита и т.д.), ставила вопрос о привлечении нарушителей закона к административной и уголовной ответственности, требовала от облисполкомов исправления допущенных перегибов… Все это время П.Г. Смидович, возглавлявший комиссию, добивался принятия общесоюзного акта по вопросам религии и церкви и создания занимающегося этими вопросами общесоюзного органа».
Там же, с. 52 Примечание составителя (ЛР):
М. Одинцов, как бывший сотрудник Совета по делам религий, подчеркивает конструктивные попытки предшественника этого органа
– Комиссии по культовым вопросам, и вообще, на наш взгляд, значительно преувеличивает
действительную роль государственно-конституционных течений в этот период. Еще несколько месяцев назад та же Комиссия (как и НКВД, и М.И. Калинин) успешно служила орудием прямо противоположного курса. Суть дела, по-видимому, заключалась в перипетиях борьбы за власть между Сталиным и его партийными конкурентами. В данной ситуации сигналом к временному "потеплению" послужила именно его статья "Головокружение от успехов". Поскольку его противники из старой ленинской гвардии делали ставку на идейную принципиальность и последовательность, и вообще на идеологические вопросы, то Сталин, напротив, демонстрировал "политическую гибкость" и "свободу от догматизма". Одновременно он приучал партию и народ к тому, что именно он во всех случаях является фактическим хозяином положения.
В то же время, для верующего человека, знающего, какими необычными путями порой осуществляется Промысел Божий, естественно предположить, что приостановка гонения на религию и Церковь и даже возвращение части закрытых храмов было результатом молитвенного движения зарубежного христианства. В какой-то мере повторилась ситуация 1923 года, но результаты молитвенного заступничества на этот раз были катастрофически ослаблены тем, что иерархи, подобные Патриарху Тихону и митр. Вениамину, уже не стояли во главе Русской Церкви…
И все же, эта кратковременная задержка в исторической перспективе была очень важна, т.к. полное разрушение Церкви
не успело завершиться к началу Отечественной войны.
В то же время дерзнем в связи с этим высказать предположение, что ситуация, колебавшаяся, так сказать, "на лезвии бритвы", могла сложиться значительно более благоприятным для Церкви образом, если бы Ее внутреннее единство и духовная мощь не были подорваны фактическим отречением митрополита Сергия и его сторонников от верности Христу и надежды на Его помощь в деле практической организации церковной жизни.
Если можно говорить о некоей "ереси" в исповедании веры митрополита Сергия, то речь может идти о своего рода "практическом атеизме", когда о Боге много и весьма изощренно рассуждают, но в критические моменты церковной жизни на Него и Его правду всерьез не надеются. Враг мгновенно чувствует эту слабость, а церковная паства входит в состояние растерянности и апатии, как об этом скорбно свидетельствовал еп. Дамаскин (Цедрик). Если бы фальшивый центр несуществующей церковной власти не был создан, то «безбожные пятилетки» унесли бы намного меньше жертв или вообще могли бы не состояться. Во всяком случае, остается фактом, что обвальное закрытие церквей впервые началось лишь после создания сергиевской "патриархии".
Лев Регельсон - 2006 г.Без датыПослание
митр. Сергия к Церкви с осуждением усилий Римского Папы «поднять общественное мнение
христианских государств против СССР, якобы в защиту нашей Православной веры и Церкви»:
«Сейчас в стране Советов мы имеем полную возможность исповедывать нашу Православную веру и хранить ее во всей чистоте.
…Да не прельстят нас льстивые речи векового врага нашей Православной Церкви, теперь надевшего личину друга. Да не скроют от вас эти речи подлинных намерений папы: склонить вас к измене Православию, похитить у Вас самое драгоценное сокровище
– Святую Православную веру, в которой весь смысл и цель нашей жизни, или лучше сказать, вся наша жизнь и настоящая и будущая… Никакие призрачные блага, обещанные нам папой, ни даже весь мир не может вознаградить нас за эту потерю. Итак, «трезвитесь, бодрствуйте, зане супостат наш диавол, яко лев рыкая ходит иский кого поглотити…».
ЖМП. 1931, № 5 30 мая Рескрипт Президента Польской Республики о созыве Поместного Собора Православной Церкви в Польше и архипастырское послание митр. Дионисия по поводу этого рескрипта.
Текст рескрипта и послания митр. Дионисия в изложении
А.К. Свитича: «В этом рескрипте, обращенном к Главе Православной Церкви в Польше митрополиту Дионисию говорилось, что "наступило время, чтобы пожелания высших руководителей Православной Церкви в Польше, как равно и всех граждан Польской Республики Православного исповедания, были осуществлены и в Польше состоялся, согласно со святыми канонами, Поместный Собор".
И чтобы "созыв Собора был предварен Собранием представителей духовенства, а также просвещенных и благочестивых мирян, которые, образуя собой Предсоборное Собрание, занялись бы надлежащей подготовкой и разработкой тех многочисленных вопросов и проектов, относительно которых должен высказаться предстоящий Собор".
В начале рескрипта Президента отмечалось, что "15 июня 1791 года, попечением и стараниями Пресветлой Польской республики, в городе Пинске был созван последний Собор Православной Церкви в Польше и, по воле Провидения, Автокефальная Православная Церковь в Польше может ныне восстановить свою связь с историческим прошлым".
Возвещая об этом чрезвычайном событии, имеющем для Православной Церкви в Польше громадное историческое значение, митрополит Дионисий обратился ко всем верующим с особым архипастырским посланием, в котором указывал, что "открывается новая и светлая страница в жизни нашей Святой Церкви и отныне мы можем спокойно и мирно начать свою соборную работу над созиданием лучшего будущего Св. Православной Церкви в Польше… Будут приложены все силы к тому, чтобы Святая Церковь наша возможно скоре получила свое каноническое и юридическое в Государстве положение".
Рескрипт Президента и архипастырское послание митрополита Дионисия были оглашены
при исключительно торжественной обстановке в митрополичьем Соборе на Праге, по окончании Божественной Литургии, за которой присутствовали все Члены Св. Синода, Министр Исповеданий и Народного Просвещения С. Червинский, Министр Внутренних дел Г. Юзевский, Министр Юстиции С. Цар, Директор гражданской Канцелярии Президента Республики Лисевич и члены Предсоборной Смешанной Комиссии
– делегаты Правительства».
А.К. Свитич. Стр. 171-172
24 мая/4 июняЗапрещение в священнослужении, наложенное на еп. Ижевского
Синезия (Зарубина) за разрыв канонического общения с митр. Сергием.
ЖМП. № 4, 1931 28 мая/10 июняПостановление митр.
Сергия и сергианского Синода об
увольнении митр. Евлогия от должности Управляющего русскими церквами в Зап. Европе за организацию молений в защиту Русской Церкви. Временное назначение на этот пост арх. Быв. Белостокского Владимира (Тихоницкого).
ЖМП. № 2, 1931 20 июня Инструкция к
Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР "о религиозных объединениях" от 8 апреля 1929 г. с определением прав и обязанностей всех религиозных объединений и установленном отношении к ним органов советской власти.
«Секретно Циркулярно
Центральным исполнительным комитетам автономных республик, краевым и областным исполнительным комитетам.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "об религиозных объединениях" от 8 апреля 1929 года, опубликованное в "Известиях ЦИК Союза СССР и ВЦИК" 26, 27 и 28 апреля и Собрании узаконений 1929 г. № 75, ст. 353, определят права и обязанности всех религиозных объединений, а также устанавливает отношение к таким объединениям органов советской власти. Между тем, за последнее время, местные органы советской власти в некоторых местах по отношению к религиозным объединениям допустили нарушения указанного закона, выразившиеся:
1.В неправильном изъятии из пользования верующих молитвенных зданий и в расторжении договоров с верующими о пользовании молитвенными зданиями.
2.В чрезмерном налогообложении этих зданий, а также служителей культов.
3.В неправильном лишении служителей культов жилой площади.
4.В разного рода других нарушениях революционной законности, препятствующих служителям культов отправлению культов.
В целях прекращения подобных явлений Президиум ВЦИК предлагает принять к руководству следующее:
1.В двухмесячный срок рассмотреть все случаи изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений и расторжения договоров
с этими объединениями, произведенные местными органами власти без утверждения этих действий ЦИКами автономных республик, краевыми и областными исполнительными комитетами с последующим направлением этих дел в Президиум ВЦИК, если постановления об изъятии и расторжении договоров будут обжалованы верующими.
При рассмотрении этих дел не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений, если таковое изъятие приводит к невозможности в данном месте, отправления культа (если данное молитвенное здание является единственным для того или иного культа). Решение административных органов об изъятии молитвенных зданий, при наличии протеста значительной части населения, подлежит отмене.
Равным образом, подлежит отмене изъятие молитвенных зданий, поскольку оно не связано с немедленным использованием для удовлетворения действительных общественных надобностей.
2.Проверить правильность страховой оценки обложения молитвенных зданий, не допуская преувеличенной оценки и обложения этих зданий, приводящих иногда к их механическому закрытию, вопреки циркуляров Наркомфина Союза ССР от 5 января 1930 г. за №195 и Росгосстраха от 28 февраля 1930 г. за № 769 (опубликов. в бюллетене НКВД № 11 за 1930 г.). Увеличение обложения молитвенных зданий по сравнению с 1928-1929 должно быть мотивировано в каждом отдельном случае. В частности, не должны допускаться сборы и налоги, не установленные законом, как-то: сбор за использование песнопений под видом оплаты авторского гонорара, промысловый налог за продажу в молитвенных зданиях церковных свечей и т.п.; виновны в таких действиях должны привлекаться к ответственности.
3.Не допускать налоговое обложение служителей без обоснованного учета действительного дохода в соответствии с циркулярами Наркомфина РСФСР от 13 октября 1928 г. за № 63 29 апреля 1920 г. за № 606. Увеличение налоговой ставки по сравнению с предшествующими годами, должно быть в каждом случае обосновано. Не допускать лишения служителей культа жилой площади в муниципализированных зданиях, без установленного в закон основания, принимая во внимание, что один факт лишения избирательных прав не может служить основанием к выселению из муниципализированных зданий. Равным образом, не должна предъявляться непосильная плата за жилую площадь и за коммунальные услуги выше установленных норм. Плата за жилую площадь и за коммунальные услуги в совокупности во всяком случае не должна превышать 30% общего дохода служителя культа. Не допускать обложения служителя культа сборами, не соответствующими их правовому положению. Служителя культа н могут быть членами некоторых видов кооперативных организаций, и поэтому взыскание с них вступительных и членских взносов в эти организации не может иметь места, а взысканные взносы должны быть возвращены. Служители культа не могут быть членами с/х коллективов, а потому с них не должны взыскиваться различного рода сборы,
установленные для членов колхозов, в частности тракторные сборы, а взысканные сборы подлежат возврату.
4.Служители культа, как лишенные избирательных прав, ограничены по закону в политических и некоторых гражданских правах наравне со всеми прочими лицами, лишенными избирательных прав, и для них, как служителей культа, никаких дополнительных ограничений законом не установлено.
Это относится и к их праву на землепользование и к обязанности по трудповинности. Формы привлечения служителей культа к трудповинности, приводящие к невозможности отправления культа, не должны ни в коем случае допускаться.
5.В районах сплошной коллективизации изъятие имущества (раскулачивание) может допускаться по отношению к служителям культа лишь при наличии у них кулацкого хозяйства. При различного рода заготовках не предъявлять к служителям культа требований, превышающих установленные для данной местности и для мощности данного хозяйства, а также требования на продукты, не выработанные внутри этого хозяйства.
ЦИКи автономных республик, краевые и областные исполнительные комитеты должны наблюдать за тем, чтобы не принималось, вопреки существующим законам, никаких мер специально направленных против служителей культа и чтобы не допускать действий, связанных с оскорблением чувства верующих. Виновные в проведении таких мер и в совершении таких действий должны неуклонно привлекаться к ответственности.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. Калинин
Секретарь Всер. Центр. Исполн. Комитета
А. Киселев
20 июня 1930 г.
Верно: Отв. Секретарь Культовой Комиссии при Президиуме ВЦИК С. Воробьев»
ГАРФ. Заверенная машинописная копия. РПЦ и ком. гос. Стр.282-284. Замечание
Д.В. Поспеловского: «Раскулачивание священников допускается только в тех случаях, когда у священнослужителя налицо "кулацкое хозяйство". Следовало бы здесь заметить, что, поскольку никогда за историю советской власти не появлялось официального и точного определения, что такое кулацкое хозяйство, последний пункт оставлял возможность для широкого произвола как по отношению к духовенству, так к крестьянам».
Поспеловский. Стр. 162 26 июня Послание
митр. Сергия к митр. Дионисию по поводу предстоящего Поместного Собора Польской Церкви.
Из текста Послания:
«В № 147 газеты “За Свободу” напечатано о предстоящем созыве Первого Поместного Собора Православной Автокефальной Церкви в Польше и о том, что 29 сего июня назначено начало подготовительного к Собору Предсоборного Собрания.
Уже
из названия Собора видно, что он имеет главной задачей практически осуществить и оформить автокефалию Православной Церкви в Польше.
…Что же принесет Вам незаконная Автокефалия, покупаемая такою ценою? Невольно вспоминается прежняя история Православия в Польше. Там всегда умели усыпить бдительность Православной иерархи разными личными правами и привилегиями. А низшее духовенство с православной паствой в это время влачили жалкое существование в постоянных тревогах за целость своих храмов, за неприкосновенность своих святынь, за самую сохранность святой веры. Не повторяется ли эта история и в наши дни?
…Во имя возложенного на меня долга пещись о всей Православной пастве Московского Патриархата я снова братски убеждаю Вас отказаться от Вашего губительного для Церкви начинания, не отрывать искусственно и насильственно Православной паствы Вашей от ее векового союза с Церковью Русской и тем не подвергнуть свою паству всем невзгодам внутренней церковной анархии.
Ведь, если вы отказываетесь подчиниться своему законному Кириарху - Московскому Патриарху или Его Местоблюстителю, то этим даете каноническую возможность каждому, служащему Вам в Польше Архипастырю, и каждому и подведомых Вам клирику и мирянину (и даже делаете это обязательным) отказать Вам в подчинении и искать себе окормления за границей.
Неужели же Вы своими руками будете способствовать повторению в Польше тех злочастных времен, когда православная паства была покинута своими архиереями и должна была своими силами и на свой страх отстаивать свою веру и церковную независимость от Рима?
Пусть предстоящий у Вас Собор обсудит вопрос и об автокефалии, пусть даже сделает заключение о правах на автокефалию и о желательности последней, но пусть он торжественно и мужественно откажется от автокефалии незаконной и пригласит Православную паству в Польше оставаться в каноническом общении с Московской Патриархией и от законного источника
– от Поместного Собора Святой Православной Церкви Русской ожидать себе уже законной, а не самочинной, спасительной, а не губительной, автокефалии».
А.К. Свитич. Стр. 145-146. 30 июня - 4 июля Первая сессия Предсоборного Собрания
Польской Церкви (следующая сессия состоится в 1935 году). В промежутке между сессиями интенсивно работает «Смешанная Комиссия», в состав которой входили только высшие иерархи церкви и члены польского правительства (около 100 заседаний).
А.К. Свитич. Стр. 173-184 11 июля Указ митр.
Сергия об увольнении митр. Евлогия от управления Русской Церковью в Западной Европе с предписанием передать все епархиальные дела архиеп. Владимиру.
Отказ архиеп. Владимира принять должность. Евлогий. Стр. 570.
26 июня - 13 июля XVI съезд ВКП (б).
Из доклада
И.В. Сталина: «Коллективизация, борьба с кулачеством, борьба с вредителями, антирелигиозная пропаганда и т.п. представляет неотъемлемое право рабочих и крестьян ССССР, закрепленное нашей конституцией. Конституцию ССССР мы должны и будем выполнять со всей последовательностью. Понятно, следовательно, что кто не хочет согласиться с нашей конституцией
– может проходить дальше, на все четыре стороны».
И.В.Сталин. Вопросы ленинизма. Изд.10-е. Стр.360. 20 июляИнструкция
ВЦИК к Постановлению от 8 апреля 1929 г. с определением прав и обязанностей всех религиозных объединений и установленном отношении к ним органов советской власти.
РПЦ и ком. гос. Стр.282-284.
8 / 21 июля Письмо
митр. Евлогия митр. Сергию с отказом подчиниться увольнению и с сообщением о разрыве административно - канонических отношений с Патриархией.
ЖМП. №2 1931 Рассказывает
митр. Евлогий: «Продолжались мои пререкания с митр. Сергием, который прислал мне ультимативные требования:
а) осудить мою поездку в Англию; б)дать подписку никогда не повторять таких выступлений на будущее время и
в) подтвердить строгое исполнение данного обещания о невмешательстве в политику. Ответ на этот ультиматум мне очень облегчило очередное, второе Епархиальное собрание, состоявшееся тем летом...
Собрание встретило весть о моем увольнении с возмущением. Оно окружило меня любовью, горячо выражая мне свою преданность. Трогательно и единодушно прозвучал этот соборный голос духовенства и мирян. Члены Съезда обратились ко мне с горячей просьбой не покидать епархии, не обрекать ее на новые гибельные потрясения, а продолжать управлять тем корабле, который мне поручен волею почившего патриарха Тихона. Никогда не забуду я этого любящего голоса моей паствы! Я почувствовал, что оставлять овец на расхищение я не могу, что мой долг оставаться на посту ради блага паствы, несмотря на грозные, несправедливые запрещения из Москвы.
Опираясь на голоса Епархиального собрания, я сделал подробный и обстоятельный доклад митрополиту Сергию. Я доказывал ему всю несправедливость его решения, вытекающего из того, что ему не видно из Москвы особенного положения наших заграничных церквей, и просил ради блага Церкви отменить его несправедливый Указ об увольнении меня без суда. Если же наше ходатайство
– и мое личное, и моих епископов, и всего Епархиального собрания
– не будет удовлетворено, то во избежание на будущее время подобных недоразумений я просил предоставить нам право организовать временно, до установления нормальных отношений с центральной властью, самостоятельное управление заграничными приходами, на основании Указа от 1920 года 20 ноября, хотя этот Указ был издан для русских епархий, оторванных от центра фронтами гражданской войны.
Митрополит Сергий не внял моим доводам и подтвердил увольнение меня от управления епархией с запрещением в священнослужении; а управление было поручено митрополиту Литовскому Елевферию. Такое же запрещение налагалось на всех сослужащих мне епископов и на все духовенство, если оно не подчинится митр. Елевферию. В юрисдикцию митр. Елевферия отошли очень немногие: еп. Вениамин, иеромонахи Стефан и Феодор, имевшие его своим "старцем" и протоиерей Григорий Прозоров (Берлин)».
Евлогий. Стр.570-571.7 августаОткрытие
конференции в Ламбете, в которой приняли участие 307 англиканских епископов и представители патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского,
Болгарского, Румынского, Сербского, и Церквей: Греческой, Кипрской и Польской.
"Русская Неделя":
Возглавил православную делегацию патриарх Александрийский Мелетий (Метаксакис). В смешанной англикано-православной комиссии этой Конференции встал вопрос о том, как следует понимать англиканское учение о таинстве священства и о таинстве Евхаристии, англиканские епископы, члены комисси (числом 14), дали обстоятельный ответ. В “резюме прений” этой комиссии читаем:
“Английскими Епископами было заявлено, что в Англиканской Церкви посвящение в сан есть не только назначение человека на определенную должность, но, в рукоположении преподается специальная
харизма посвященному лицу, соответствующая степени священства (ЛР), и что природа этого специального дара указана в словах чина посвящения, и что в этом смысле
рукоположение есть таинство…”
В ответ на это “…православная делегация заявила, что она
признает апостольское преемство в Англиканской Церкви, поскольку Англиканские Епископы уже признали
Священство за таинство и объявили, что учение Англиканской Церкви авторитетным образом выражено в “Книге общих молитв” (Book of Common Prayer) и что смысл “39 артикулов” должен быть истолкован в согласии с “Книгой общих молитв”.
Далее Англиканские епископы заявили, что в Таинстве Евхаристии “Тело и Кровь Христовы
истинно и в действительности принимаются и вкушаются верными на вечере Господней” и что “Тело Христово дается, принимается и вкушается только некиим небесным и духовным способом”, и что после причастия, остающиеся
Освященные Дары, рассматриваются таинственно как Тело и Кровь Христовы; далее, что Англиканская Церковь преподает учение об евхаристической жертве, как сие объяснено в “Ответе Архиепископов Кэнтэрберийского и Йоркского Папе Льву XIII относительно англиканского рукоположения”; и также, что при принесении Евхаристической Жертвы Англиканская Церковь молится, чтобы “чрез заслуги и смерть Сына Твоего Иисуса Христа, и через веру в кровь Его, мы и вся Церковь Твоя получили отпущение наших грехов и все другие благодатные плоды страдания Его”, относя это ко всему обществу верных, живых и умерших”.
На это заявление православная делегация в свою очередь заявила, “что объяснение англиканского учения сделанное таким образом по отношению к евхаристической жертве,
согласуется с православным учением, если только объяснение будет высказано со всей ясностью…”. В заключительном документе англиканские члены конференции заявили: “Они (православные) пришли к нам с желанием начать предпринимать решительные и практические шаги в сторону востановления общения между нашими Церквами. Это значительный прогресс венчающий длинный период усиливающихся дружеских отношений. Теперь мы подходим к фазе решительных действий…”
На конференции также было высказано сочувствие страждущей Русской Церкви:
“Конференция сочувствует Русской Церкви в ее страданиях и гонениях, и молит милостивого Бога, да подаст Он опять свободу и благоденствие этой Церкви, дабы она опять смогла занять свое место среди других Церквей христианского мира с большей свободой и самовыражением чем прежде…”
Практические заключения англиканских членов конференции были следующие: “… Восточные Церкви понимают, что мы должны исполнять наши обязанности,
– обслуживать все души нуждающиеся в помощи; они также осознают невозможность окормлять всех своих чад разбросанных повсюду. Вывод тут довольно ясный: т.к. наши епископы и священники готовы обслуживать лишенных пастырей членов православных общин, то официальная православная делегация, подробно изучив этот вопрос, вместо протеста, высказали мнение, что такое
окормление может продолжаться с условием официального одобрения. В каждом отдельном случае такого окормления об этом должен быть извещён правящий архиерей и ни в коем случае такое окормление не должно быть предлагаемо тем, чей православный епископ с этим не согласен…” (The Christian East, Autumn 1930.).
Сайт "Русская Неделя". Летопись церковных событий. 1930. http://www.russned.ru/stats/2137Конец августа Секретное постановление
Президиума ВЦИК "О налоговом обложении настоящих и бывших служителей культа за 1930-1931 гг."
Содержание постановления в изложении
Д.В. Поспеловского: «Оно, во-первых, освобождает от сельхозналога всех бывших духовных лиц, снявших сан до 1 мая 1930 г. А дальше следуют налоговые правила, касающихся духовенства, которые уж сами по себе говорит об узаконенном притеснении духовенства… По доходам от сельского хозяйства налог на священнослужителя не должен превышать налог крестьянина с таким же доходом больше чем на 100%. Даже если доход священнослужителя не увеличился по сравнению с 1928-1929 гг., налог может быть увеличен максимум на 75 % по сравнению с предыдущим годом. Сумма общего налога по "нетрудовым доходам" (т.е. содержание, выплачиваемое приходом) не может превышать налог 1928-1929 гг. больше чем на 75 %. Документ кончается распоряжением Наркомфину разработать соответствующие инструкции».
Поспеловский. Стр.162.
1930Патриарх
Александрийский Мелетий (Метаксакис) добился признаний англиканских хиротоний Александрийской патриархией.
В письме к
архиепископу Кентерберийскому Космо Лангу он писал:
“…По вдохновению Святого Духа контакты православной делегации во время Ламбетской конференции дали радостные результаты, наш Священный Синод митрополитов Александрийского Апостольского и Патриаршего престола принял резолюцию, признав законными, с православной точки зрения, англиканское священство. Текст самой резолюции гласит: “Св. Синод признает, что заключение православной комиссии было вынесено согласно духу православного учения”. Поскольку Ламбетская Конференция приняла заявления, сделанные Англиканскими Епископами, как точное изложение учения и практики Англиканской Церкви и находящихся с ней в общении Церквей, то Синод признает эти заявления за весьма значительный (симптоматический) шаг в сторону единения Церквей”. И в виду того, что в этих заявлениях, признанных Ламбетской конференцией, утверждается полная и удовлетворительная апостольская преемственность, причащение истинными Телом и Кровью, и что Евхаристия является thusia hilasterios (Жертва), а священство почитается за таинство, то Александрийская Церковь больше не видит причин относиться к законности англиканских рукоположений с негативной осторожностью, и придерживаясь решения Константинопольской Церкви от 28 июля 1922, провозглашает, что если священник, рукоположенный англиканскими епископами, перейдет в Православие, то
он не должен быть перерукополагаем, также как и крещенный англиканами не должен перекрещиваться”.
The Christian East, vol. XII, 1931, pp. 1-6. "Русская Неделя". http://www.russned.ru/stats/2137 30 августа Заседание
фракции
ВКП (б) по поводу трудоустройства бывших служителей культа.
Выписка из протокола:
«Секретно.
Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
Слушали:
3.О предоставлении служителям культа, снявшим сан, на трудовое землепользование и заработок
(вн. тов. Смидович). Постановили:
1.Бывшие служители культов (без различия религии), порвавшие с религией и религиозными организациями, снявшие в связи с этим сан и объявившие об этом публично в местах служения или через ближайшую к месту бывшего служения газету, принимаются на учет Биржи Труда и регистрируются в качестве безработных.
Регистрация на Бирже Труда никаких льгот, как безработным, этим лицам не дает, в частности, не дает прав на получение пособия по безработице.
3.Указанные лица направляются только на техническую или физическую работу, а также на работу по специальности, если приобретена особая квалификация, но не могут быть направлены в органы НКПроса, а также на заводы и управления военной промышленности.
Поручить тов. Смидович войти в Комиссию т. Цинона с представлением о включении настоящего постановления в общесоюзный закон».
РПЦ и ком. гос. Стр.284-285. 22 сентябряПротокол
допроса митрополита Иосифа (Петровых) (в моем сокращении - Л.Р.):
«Будучи предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний, по существу показываю:
После первого приезда в Ленинград в качестве митрополита Ленинградского по назначению митрополита Сергия в 1926 году я, отслужив одну службу в Александро-Невской лавре, поехал в Новгород за вещами, откуда должен был выехать в Москву в Г.П.У. В Москве в ГПУ мне во въезде в Ленинград было отказано и предложено было выехать в Ростов Ярославской губернии. Прожив там 3-4 месяца, я вновь был вызван в Москву, где без суда и следствия послали на высылку в Моденский монастырь Череповецкого округа, где проживал до настоящего своего ареста.
Находясь в Моденском монастыре, я от митрополита Сергия получил новое назначение, и вместо Ленинградской епархии он назначал меня на Одесскую епархию. На Одесскую кафедру я не поехал, потому что находил этот перевод по церковным правилам незаконным. После назначения меня на Одесскую кафедру я первое время хотел уйти на покой от всех дел, но в это время в Ленинграде образовалась группа духовенства во главе с епископами Дмитрием Любимовым, Сергием Дружининым, священниками
– называть в отдельности отказываюсь,
– а главным образом многочисленное количество верующих стало просить меня и потребовало остаться их руководителем, Ленинградским митрополитом, обещая мне, что они меня не будут ни в чем беспокоить, а сидеть в ссылке в Моденском монастыре и только быть их духовным руководителем. Первое время так и было. В течение некоторого времени они меня ни в чем не беспокоили, ни с какими вопросами не обращались. Постепенно я
был втянут в церковный водоворот, и приходилось так или иначе реагировать на те события, которые развернулись вокруг этой новообразовавшейся церковной группы.
Дело мое, по которому я привлекаюсь, как мне представляется, зиждется на мнении обо мне, как лидере особого течения в нашей церкви, возникшего 4 года тому назад в связи с декларацией митрополита Сергия,
грубо нарушившего, по убеждению верующих, глубочайшие основы строя церковной жизни и управления (выделено мною - Л.Р.). Это течение совершенно несправедливо окрещено "Иосифлянским", каковую несправедливость указывает и сам митрополит Сергий в переписке его с митрополитом Кириллом. Гораздо основательнее оно должно быть названо
вообще "антисергианским". А так как первый протест против Сергия был громко провозглашен
не мною, а митрополитом Агафангелом Ярославским, то справедливее было бы именовать это течение "агафангелизмом" или как-либо еще в этом роде, а
уж никак не "иосифлянством". Я поэтому прежде всего категорически протестую против насильственного пристегивания моего имени к этому движению и требую прекращения дальнейшего злоупотребления моим именем.
Самое течение нашей группы возродилось на благоприятной почве злоупотреблений митрополита Сергия и не зависимо от каких бы то ни было личностей вызвало одновременно повсюду соответствующе
сильную реакцию в церковных кругах без всякого моего участия и влияния. Более того: я сам значительно позднее втянут был в это течение и не оно шло и идет за мною, а скорее я плетусь в хвосте за ним, не сочувствуямногим его уклонам вправо и влево. И если бы даже уничтожить вовсе меня и мое участие в этом движении, оно безостановочно шло бы и пойдет дальше без малейшей надежды на полное искоренение. Это движение не в силах остановить даже имя и авторитет главного нашего начальника митрополита Петра. Всякая попытка его в этом роде истолкована бы была как его отклонение от здравых суждений об истине и неминуемо кончилась бы лишь отпадением верующих масс и от самого митрополита Петра.
Не отрицая моего сочувствия антисергианству, я должен констатировать факт, что оно и не нуждается ни в моем и ни в чьем особом возглавлении, так как
каждый антисергианский архиерей получил власть вполне самостоятельно управляться со своею паствою и не нуждается в другой центральной власти за ее, в сущности, отсутствием и невозможностью (Л.Р.) функционировать правильно. Такое исключительное положение предусмотрено еще при Патриархе Тихоне и подтверждено митрополитом Петром, митрополитом Агафангелом и другими высшими иерархами, в руках коих за последнее время пребывала возможность наладить высшее церковное управление, ныне фактически не существующее.
При чем же тут я, ничуть не больше других воспользовавшийся правом "сметь свое суждение иметь" о таких вещах в нашем чисто церковном быту, до которых
гражданской власти не должно быть никакого дела? Ведь у нас есть столь красивые (но уже ли и лживые?) декреты о свободе совести, об отделении церкви от государства, о свободе всякого вероисповедания, о невмешательстве в чисто церковные дела, о запрещении поддерживать одну религиозную организацию в ущерб другой. И если законы пишутся для того, чтобы их исполнять, то не там ли настоящая контрреволюция, где эти революционные законы не исполняются, и этим самым они только роняются, уподобляясь "филькиным грамотам"?
Если закон о запрещении поддерживать одну какую-либо религиозную ориентацию в ущерб другой не есть такая филькина грамота, то я
не вижу препятствий для введения в безвредное для государства русло и этой новой антисергианской, но отнюдь не антигосударственной ориентации. Что требуется для этого с нашей стороны, ожидаю предъявлений со стороны самой Власти, и, если только она действительно искренно говорит и уверяет всех, что у нас нет преследований ни веры, ни церкви, ни верующих за их убеждения, то могу (слабо) надеяться на улучшение своей участи. Иосиф Петровых».
(Под каждым последующим протоколом имеется следующая сопроводительная надпись, которую мы в дальнейшем для краткости воспроизводить не будем - Л.Р.):ЦА ФСБ РФ. Дело «Всесоюзной организации ИПЦ». Т. II. Д. 304-307. Подлинник. Автограф А. Макарова на бланке протокола допроса. Каждая страница заверена подписью митрополита Иосифа.
Публикация и комментарии: А. Мазырин. «Я иду только за Христом»\\ Богосл. Сб. Св.-Тих. Ин-та. Вып. 9. 2002 г. Стр.376-424. 23 сентября Протокол допроса
митрополита Иосифа (Петровых):«Рукопись, обнаруженная у меня при обыске, написанная мною лично:
"Толковать с вами самое бесполезное и безнадежное дело. Мы никогда не столкуемся. Вы никогда не сделаете того, чего я хочу. Я никогда не сделаю того, что Вам нужно.
Вам нужно уничтожение Христа, мне его процветание... По вашему, мы мракобесы, по нашему, Вы настоящие сыны тьмы и лжи... Вам доставляет удовольствие издеваться над религией и верующими, таскать по тюрьмам и гонять по ссылкам ее служителей.
Нам кажется величайшей дикостью, позором из позоров XX века Ваши насилия над свободой совести и религиозными убеждениями человечества". Написан он в состоянии
крайнего нервного возбуждения при вызове к агентам Г.П.У. в Моденском монастыре, которые в 2-х-часовой срок предложили мне дать ответы на вопросы: 1) Мое пребывание в ссылке, 2) Отлучка в Ростов и 3) Мое отношение в настоящем положении к современным событиям.
Отвечать я начал именно так, как приведена вышеуказанная рукопись, но впоследствии, немного успокоившись, я понял, что совершенно неуместны [вписано над строкой: и сумасбродно] такие мысли, и написал три ответа, обнаруженные также при обыске.
Сейчас я выражаю искреннее и глубокое сожаление, что мог допускать такие мысли, если я их сразу же не уничтожил, то лишь потому, что эта рукопись в суматохе куда-то завалялась и я не мог ее обнаружить и уничтожить.
Ответ мой о ссылке мне помогла с черновиков переписать Мария Ивановна Гранатова, которая жила при мне и помогала мне в хозяйстве. Копии этих ответов я оставил у себя.
(Два различных письменных ответа на 3-й вопрос – «собственноручные показания» митрополита Иосифа содержатся в материалах настоящего следственного дела – А.М.). Этими отетами приезжающие ко мне духовенство и верующие интересовались, переписывали и увозили.
Находясь в ссылке в Моденском монастыре, ко мне приезжали за советами не только с Ленинграда, но приезжали и с других городов СССР.
С Ленинграда чаще всего приезжала монахиня Анастасия Куликова. Через нее я получал всю корреспонденцию, как с Ленинграда, так и с других городов. Помню, что таким образом была получена копия письма митр. Петра, написанного им с высылки одной своей Киевской знакомой.
В этом письме митр. Петр писал о трудностях его пребывания в ссылке и о том, что ему продлен срок ссылки еще на два года. Помимо письменных ответов моих я с матушкой Анастасией сообщал и давал те или иные указания и устно.
С Ленинграда кроме Анастасии Куликовой приезжали за советами и разрешениями тех или иных вопросов следующие лица: свящ. Алексей Вознесенский раза 2, Викторин Добронравов 1 раз, иеромонах Тихон [исправлено вместо: Стефан], Николай Ушаков, Филофей Поляков епископ Василий, миряне Мария Петровна Березовская
– два раза, Наталья Николаевна Андреева два раза и другие, которых не помню. С Натальей Николаевной Андреевой в ее приезды были разговоры о событиях, происходящих вокруг церкви.
Разговаривая с Андреевой, я заключил, что Андреева была удручена последним расколом, происшедшим в нашей организации в связи с регистрацией двадцаток
(регистрация двадцаток производилась в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 года – А.М.), вследствие чего духовенство в лице Викторина Добронравова, Алексея Вознесенского, Николая Ушакова, Николая Васильева и других отошли от епископа Сергия Дружинина и Василия Докторова и прекратили служение в церквах, принявших регистрацию.
Наталия Николаевна мне говорила, что она лично принимала усердие к примирению, а тем более еще тогда, когда увидела, что бывшие духовные чады умершего священника Федора Андреева прекратили посещать храм Воскресения на крови.
О Московском антисергианском течении я был в курсе дела отчасти от тех лиц, которые ко мне приезжали, а отчасти и от Наталии Николаевны. В один из своих приездов ко мне она говорила мне о деятельности какого-то ее знакомого Лосева, но, что она говорила, я не помню, и, не зная этого Лосева, я не придают разговору Натальи Николаевны никакого значения. Добронравов, Вознесенский и Ушаков приезжали по поводу своего отхода и непризнания регистрации. В своих разговорах они хотели меня убедить осудить перерегистрацию двадцаток, но я был против их предложения и говорил, что раз эту регистрацию требует гражданская власть, то ее нужно производить, и был более согласен с предложением Марии Петровны Березовской, которая, приехав ко мне по этому же делу, в пункты регистрации внесла оговорки, и я тогда же эти оговорки одобрил. Отказ от благотворительности церкви может быть допущен только в противоречии с нашими церковными правилами.
Про Алексея Шишкина, иеромонаха с Северного Кавказа, знаю, что он бесприходный священник, который ведет агитацию против регистрации, призывая верующих уйти в подполье. Об этом Шишкине мне писал нынешним летом один священник, который был против Алексея Шишкина. Записано с моих слов правильно. Иосиф Петровых. Уполномоченный А. Макаров.
Иеромонах Алексий (Иннокентий?) (Шишкин Алексей Прохорович, 1878-1938) с 1928 года исполняющий обязанности благочинного иосифлянских приходов на Кубани; в ноябре 1929 начале 1930 годов жил в Ленинграде; с 1930 года скрывался; расстрелян – А.М.) Там же 31 сентябряПротокол допроса митрополита
Иосифа (Петровых):«Как в первый свой приезд в Ленинград, так и проездом в Ростов через Ленинград я останавливался у моего земляка Дмитрия Петровича Варганова, проживающего по Горсткиной улице д. № 1/4. Проезжая в Ростов, я пробыл в Ленинграде два дня и одну ночь. За эти два дня я кроме епископа Дмитрия, у которого обедал, ни у кого не был, меня же на квартире Варганова посетило духовенство и знакомые, и с некоторыми из них было чаепитие.
Кто оставался на чаепитии у Варганова, я не помню, как не помню, какие вопросы за чаепитием обсуждались.
Отрицая свое руководство над антисергианским течением, я все же сознаю, что нужно же кому-нибудь было быть духовным руководителем и советником того духовенства и верующих, которые в силу лжи митрополита Сергия отошли от него и примкнули к нашей церковной группе, а так как кроме меня никого из митрополитов не было, то только этим я и объясняю, что ко мне со всего Союза приезжало духовенство и верующие за советами.
После того как я был выслан в Моденский монастырь, своим заместителем я назначил епископа Дмитрия, а после ареста
последнего руководство перешло к епископу Дружинину Сергею. Первое время епископ Дмитрий являются моим заместителем только по Ленинградской епархии, но впоследствии, когда антисергианское течение разрослось далеко за пределы Ленинградской епархии, я не мог ему запретить, да и сам с ним был согласен за то, чтобы всем обращающимся к нему за руководством он давал советы. Сам епископ Дмитрий по всем вопросам меня ставил в известность, спрашивая у меня как у своего митрополита советов и руководства.
Распространение антисергианских документов, в которых задевалась и Советская власть, преступлением не считаю, этими документами мы критиковали слова и дела митрополита Сергия, его лакейский подход к Советской власти в его церковной политике. Я ничего не имел против того, что группа Ленинградского духовенства и мирян на декларацию митрополита Сергия написали протест, требуя от последнего изменения взятого им курса церковной политики. Кто писал этот протест, я не знаю, но знаю, что его возили к митрополиту Сергию епископ Дмитрий и профессор Абрамович-Барановский. И с тем, и с другим я встретился в Москве при ожидании приема митрополитом Сергием, где протест мною был прочитан. Записано с моих слов правильно. Иосиф Петровых».
Там же---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------