Начало года Специальное письмо за подписью
Л. Кагановича "О мерах по усилению религиозной работы". Разослано местным органам власти.
М. Одинцов. Наука и Религия. 1990 № 5,стр.9 7 января Рождественское послание
митрополита Варшавского Дионисия, разосланное Главам всех автокефальных Православных Церквей.
Из Послания:
«Нашу Святую Православную Церковь в Польше посетил Господь в истекшем году бедствием, равным избиению Вифлемских младенцев, ибо клир Римский хочет отнять от нас половину святых храмов наших и тем лишить более двух миллионов верующих младенцев наших духовного окормления и церковной жизни».
Комментарий
А.К. Свитича: «Польские католические епископы старались всячески оправдать свои выступления, утверждая, что они "не хотят ни одной святыни, выстроенной православными и предназначенными для православного культа"».
А.К. Свитич. Стр.163. Дек. 1928/8 янв. 1929Письмо арх.
Досифея (Протопопова) митр.Серафиму (Александрову), первому члену сергианского Синода, с опровержением мнения о своем сочувствии григорианам и с утверждением верности митр. Сергию и его Синоду.
Губонин
1928?Издание листовки прот. Николая Люмперсольского "Митр. Сергий
– законный каноничный заместитель Патриаршего Местоблюстителя". Проводится идея о том, что Собор 1917/1918 гг. якобы установил право передачи всей полноты Патриаршей власти по завещанию. Приводится постановление Собора о правах и обязанностях Патриарха, которое, по мнению автора, определяет права и обязанности временного заместителя Патриаршего Местоблюстителя, т.е. митр. Сергия.
Губонин
1928?Письмо "духовного старца
о. Всеволода" о нестроениях в Церкви, вызванных иосифлянской оппозицией:
«У вас произошло разделение на две части. Одни стоят за митр. Сергия (Страгородского) и за Синод, другие
– против... И те и другие неправы. Митр. Сергий (Сграгородский) и его Синод выпустили воззвание, в котором смешивают церковное дело с политикой, и совершают
перемещение епископов помимо воли последних (ЛР), издают распоряжения, которые по совести не могут исполнять многие Православные, и превышают свои церковные права
– права лишь Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Все это вредные для Церкви мероприятия. Они составляют частное каноническое преступление митр. Сергия и иже с ним.
Но не таковы еще эти преступления, чтобы можно было объявить митр. Сергия (Страгородского) безблагодатным и требовать немедленного разрыва молитвенного с ним общения.
Правы те, которые выставляют против митр. Сергия обвинения; но глубокая, ничем не оправдываемая ошибка их заключается в том, что они порвали общение с ним и даже объявляют его еретиком, а всех, находящихся в общении с ним, безблагодатными. Думаю, что они за это будут отвечать перед Господом. Есть, следовательно, неправда у одних, есть она и у других.
Взаимные прещения одной и другой стороны не имеют поэтому никакой силы, потому что при этих прещениях ни та, ни другая сторона не опирается на Истину Православия.
Лишь то запрещение влечет за собой лишение благодати, которое согласно с волей Божией. Если же этого согласия нет, то не только благодать не отымается и не посылается, но сама церковная жизнь показывает, что все такие действия Церковью не принимаются, хотя бы и совершали великие Вселенские Соборы и самые Православнейшие Патриархи и Синоды.
(Выделено мною - Л.Р.) Таковы действия той и другой власти у нас. Обе не имеют догматической и канонической основы в своих прещениях друг на друга. И вы можете свободно ходить в те и другие храмы, моля Господа, чтобы Он дал каноническую правильность в отношениях между Православными и умирил бы Церковь Свою.
Нельзя ходить только к явным раскольникам: обновленцам, григорианам и украинцам. Этих последних бойтесь: они
– безблагодатны...»
(Позиция автора близка к позиции митр. Агафангела - Л.Р.). И. Снычев об о. Всеволоде:
«О.Всеволод
– пришлец в Ленинград, а затем удаленный
(т.е. сосланный – Л.Р.). Он был своего рода духовным старцем. Под его руководством находились многие православные жители г. Ленинграда... В то время, когда он находился вне пределов Ленинграда, в Ленинградской епархии возникли церковные смуты и нестроения. О своих смущениях они поведали своему духовному отцу, который не замедлил ответить им во утешение письмом...
Характерно, что о. Всеволод стоял на принципе отрицания церковных прещений, считая их недействительными в том деле, которое совершено иосифлянами и сергианцами. Конечно, в этом был его субъективный взгляд, основанный на ложных предпосылках.
Он смешал простые суждения о деяниях митр. Сергия с осуждением, завершенным молитвенно-каноническим
разрывом с первоиерархом, которое неминуемо влечет за собой церковное отлучение (14 пр.Двукр.Собора)».
Снычев 10/23 янв.Арест еп.
Афанасия (Сахарова) в Соловецких лагерях, перевод на неделю на Соловецкие острова, где заразился тифом. В конце февраля отправлен этапом на 3 года в Туруханский край.
Вестник РСХД №107, стр. 185
1929Аресты и ссылки руководителей иосифлянского движения
– митр. Иосифа, арх. Димитрия и других. Оставшихся возглавляет еп. Нарвский
Сергий (Дружинин).
Снычев
1929 Дейбнер: Митр. Сергий объявляет оппозицию контрреволюционной
(где объявляет?– Л.Р.). Арест 15 отделившихся от митр. Сергия епископов:
1. митр. Иосиф (Петровых) Ленинградский - в ссылке в Устюжском уезде Новгородской губ.
2. арх. Серафим (Самойлович) Угличский - в Соловках
3. арх. Варлаам (Ряшенцев), быв. Пермский - в Ярославской тюрьме
4. еп. Димитрий (Любимов) Гдовский - в Ленинградской тюрьме
5. еп. Алексий (Буй) Уразовский - в Соловках
6. еп. Виктор (Островидов) Вятский - в Соловках
7. еп. Максим (Жижиленко) Серпуховской - в Соловках
8. еп. Афанасий (Молчановский) Сквирский - в Соловках
9. еп. Нектарий (Трезвинский) Яранский - в ссылке в Казани
10. еп. Иларион (Бельский) Почепский (?) - в Соловках
11. еп. Павел (Кратиров) Ялтинский - в Харькове в ссылке
12. еп. Василий (Докторов) Каргопольский - в ссылке, неизвестно где
13. еп. Сергий (Никольский), быв. Бузулукский - в ссылке, неизвестно где
14. еп. Иосиф (?), быв. Бирский - в ссылке, неизвестно где
15. еп. Дамаскин (Цедрик) Глуховский - в тюрьме, в Москве.
Описание процедуры ареста
у Дейбнера: «Арест епископов происходил следующим образом: агент ГПУ являлся к епископу и ставил ему следующий вопрос:
"Как вы относитесь к декларации митр. Сергия (Страгородского)?"
Если епископ отвечал, что он ее не признает, то агент заключал:
"Значит, вы контрреволюционер".
И епископ арестовывался».
Дейбнер 1929?Увольнение с кафедр ссыльных украинских епископов митр.
Михаилом (Ермаковым).
Дейбнер 26 - 29 янв./9 - 12 февр.Торжественные богослужения в обновленческих храмах в Ленинграде архимандрита
Василия Димопуло (представителя Вселенского Патриарха) с призывами к Русской Церкви объединиться вокруг обновленческого Синода в связи с подготовкой Вселенского Собора.
ВСС 1929, № 5-6 (№ 38-39)3/16 февр.Выдача удостоверения митр.
Сергием (№ 205) митр. Евлогию о подчинении последнему русских церквей в Зап. Европе.
ЖМП № 6, 1931
14/27 февр.Арест арх.
Серафима (Самойловича) в Буиническом монастыре г. Могилева за послание против митр. Сергия от июня (?) 1928 г.
Польский, т. 2, стр. 16 24 февр./8 мартаВыдача удостоверения (№ 34) митр.
Сергием митр. Евлогию о бывш. братстве Св. Владимира в Берлине. ЖМП № 6, 1931
17 мартаАрест в Москве
М.А.Новоселова. Приговор: 3 года заключения.
Л.Е.Сикорская, стр. 28629 мая Пророческий сон священномученика
Дамаскина (Цедрика), Епископа Стародубского:
«Знаменательный сон 29-1У-29 г. во время приготовлений к отправке за разрешением “10 вопросов”.
(Возможно, имеется в виду первое послание епископа Дамаскина к митрополиту Сергию – О. Косик).
Продолжался в течение всей ночи, продолжаясь и после того, как я дважды просыпался пить воду.
Смотрю я с высоты на земной шар и вдруг замечаю, что он все замедляет и замедляет свое вращательное движение. Желая проверить это, ложусь грудью наподобие как бы щита на самый полюс земного шара и убеждаюсь, что движение его совершенно прекратилось...
- “Что же теперь? Разлетится в прах земля? Или, может быть, сорвется со своей орбиты и сгорит в стремительном полете в пространство?
Что-то творится на земле?.. ”
И сразу вижу себя
на огромном корабле, который стоит у какой-то гавани с потушенными огнями и топками. В темноте различаю на корабле
множество кают, из коих большинство пустые, но вижу и некоторые знакомые лица (Архиепископ Николай). Ни малейшего шума, ни единого звука... безмолвие... Почему же этот полумрак?.. Смотрю на небо и вижу на
юго-западном небосклоне полузакрытый тучками бледный, желтовато-дымчатый диск солнца... потухающего. Бледный, бледный, желтоватый свет его едва освещает небольшой клочок неба и бросает едва заметный на воде отблеск на землю... На северо-востоке рельефно выделяется на полутемном небе черная сковородка-луна, не отражающая ни единого луча света. Иссиня-черное небо кое-где покрыто, как изорванными тряпками, темно-свинцовыми узкими полосками туч... Над головой ярко-контрастно блещут играющим светом крупные звезды... немногие... На всем же горизонте нет обычного звездного покрывала, блещут только редкие отдельные яркие звезды... Внизу, в какую бы сторону ни обратился,
– взору моему открываются картины отмирающей жизни от полюса до полюса, океаны, моря, материки, острова, открывающиеся мельчайшими деталями своей умирающей жизни, когда останавливаешь свое внимание на какой-либо точке. Как бы поднявшиеся и застывшие небольшие волны черных вод океана подернутые едва заметными бликами от потухающего солнца. Всюду полумрак и безмолвие...
Выхожу на пристань. Покрытая тяжелой, как свинец, пылью дорога тянется вдоль берега, поднимаясь все выше. Усажена она но сторонам деревьями, кои черными силуэтами вырисовываются на фоне темного неба... На дороге внизу различаю много разных животных - коровы, лошади, овцы, верблюды, вытянув шеи по земле как бы силятся сами втиснуться в землю и тяжко, глубоко вздыхают...
Недалеко от пристани едва различаются высокие, мрачные постройки многоэтажных домов, уходящих во мрак улиц...
Ни одного звука, ни одного огонька... Больше чувствую, чем различаю небольшие группы молчаливых людей, едва-едва передвигающихся... от ужаса, проникающего все... Не то к этим людским теням, не то к самому себе направляю свои рассуждения:
“Ну что ж? Вот и конец всему... и не страшно... Мы умрем или от недостатка воздуха, или будем отравлены ядовитым газом какой-нибудь кометы, в орбиту которой войдет земля... И нисколько не страшно все это: 2-3 минуты томления, и конец всему. Будем готовиться умирать!”
* * *
Сон продолжался
с перерывами несколько часов, причем я подробно останавливался на всевозможных деталях картин, на красках; задерживался на оценке этих картин, на рассуждениях по поводу их. Под конец как бы поведено было мне
вновь пересмотреть все картины сна и запомнить их. И действительно, вся поразительная картина во всей полноте, но быстрее, вновь прошла пред моим сознанием, и проснулся я с
повелительной мыслью в голове: “Запомни!”
Если бы я был художник, то и сейчас в малейших деталях, красках и тонах мог бы зарисовать весь калейдоскоп виденных во сне картин умирающего мира. Первые мысли, возникшие во мне после этого сна, были: кого Господь указует под видом потухающего солнца, лишенной всякого света луны и ярких, блестящих, но немногочисленных звезд? Что означает прекращение вращения земли? Почему не стало всего звездного покрова неба?..
– Господи помилуй!»
Архив УФСБ по Брянской обл. Автограф священномученика Дамаскина Стародубского.
Рукопись под копирку. О. Косик. Совершается суд Божий над Церковью. Стр. 373-375.э
Примеч. ЛР: Более всего это похоже на детальное описание события, олтмеченного в Откровении как "шестая печать", которое многие восримкт как "конец света" - Откр. 6. 12-17. Особенно интересна такая подробность: "огромный корабль, в котором большинство кают остаются пустыми". 24 марта/6 апр.Аналитическая
справка НКВД в директивные органы по религиозному вопросу.
Содержание справки в изложении
М. Одинцова: «Отмечалось, что "религиозники" везде и всегда примыкают к тем силам, которые противодействуют мероприятиям, направленным к "укреплению мощи Союза и к ослаблению капиталистического сектора", организуют антисоветские выступления масс, прежде всего крестьянства. При этом подчеркивалась "возросшая антисоветская активность религиозников", выражающаяся в "давлении" на низовые местные органы власти при перевыборах в Советы, создании подпольных контрреволюционных организаций, распространении антисоветских листовок, терроре против активистов-безбожников, организации движения за открытие и постройку церквей и недопущение их закрытия».
М. Одинцов. Наука и Религия. 1990 № 5, с. 9 26 марта/8 апр. Постановление Президиума
ВЦИК "О религиозных объединениях".
Оценка
М. Одинцова: «В начале 1929 года в директивных органах окончательно сформировалось мнение о "ненужности" союзного законодательства о религиозных культах и "достаточности" республиканских актов. На места за подписью Л. Кагановича было направлено специальное письмо "О мерах по усилению антирелигиозной работы", которое фактически санкционировало "силовое" давление на религиозные объединения, оправдывая его контрреволюционным характером религии и смыканием религиозных организаций с другими контрреволюционными силами. И все это утверждалось, несмотря на неоднократно подтверждаемые заявления религиозных организаций в лояльности к советской власти.
Вот в такой ситуации 8 апреля 1929 года Президиум ВЦИКа принимает постановление "О религиозных
объединениях", которое, хотя и подвергалось в дальнейшем уточнению, редактированию, дополнению, но в основном существует как законодательный акт и по сей день. Оно закрепило ставшее к тому времени господствующим мнение о том, что религиозные общества не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме как удовлетворением религиозных потребностей верующих, преимущественно в рамках молитвенного здания, и что следует "вытеснить" религиозные объединения из всех сфер общества, где до этого они имели право действовать. По сути, религиозные общества превращались в некие "резервации" для граждан, исповедующих те или иные религиозные убеждения...»
Там же, стр. 10 26 марта/8 апр.Президиум ВЦИК создает специальную
комиссию по вопросам культа под председательством П.Г. Смидовича. В комиссию включены представители: НКВД, НКПроса, ВЦСПС и уполномоченного ОГПУ при СНК РСФСР.
М. Одинцов. "На пути к свободе совести", стр. 44
Май Постановление XIV Всероссийского съезда Советов об изменении
статьи 4 Конституции РСФСР. Вместо прежней формулировки:
"свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды"
принята новая:
"свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды".
О причинах внесения данного изменения в ходе постатейного обсуждения текста Конституции указывалось:
«Поправка... вносится в целях
ограничения распространения религиозных предрассудков путем пропаганды, используемой весьма часто в контрреволюционных целях».
Из доклада на съезде Председателя Совнаркома
А.И. Рыкова: «Мы, сторонники борьбы с религиозным дурманом, не только не собираемся применять против религии принудительных административных мер, но признаем в нашей конституции свободу религиозных исповеданий... В настоящее время мы имеем дело именно с таким массовым явлением, правда, в отдельных случаях с некоторыми излишествами, с некоторыми перегибами в сторону насилия. Но последние
– все же лишь исключения; в общем же мы имеем ярко выраженное массовое, вполне здоровое явление, которое знаменует собою нашу классовую победу в области культуры и которое является результатом проникновения научных знаний в ту толщу населения, где до сих пор господствовало суеверие и мрак».
Там же, стр. 44 9/22 апр.Пасхальное приветствие обновленческому Синоду Патриарха Иерусалимского Дамиана.
ВСС 1929, № 7-8 30 апр./13 маяПасхальное приветствие обновленческому Синоду Константинопольского Патриарха Василия III с выражением печали по поводу разделения Русской Церкви.
ВСС 1929, № 7-8 2/15 мая1-е
письмо митр. Казанского и Свияжского
Кирилла (Смирнова), адресованное викарию Казанской епархии
Афанасию (Малинину) и направленное для осведомления митр. Сергию из ст. Хантайка Туруханского района Красноярского округа.
Основные положения:
«Никакой заместитель по своим правам не может равняться с тем, кого он замещает, или совершенно заменить его. Заместитель назначается для управления текущими делами, порядок решения которых точно определен действующими правилами, предшествующей практикой и личными указаниями замещаемого... Коренное же изменение самой системы церковного управления, на что отважился митр. Сергий, превышает компетенцию и самого Местоблюстителя патриаршего Престола».
Митр. Сергий, «восхищая права Собора церковного, учреждает коллегиальное церковное управление в виде так наз. Временного Патриаршего Синода, приостанавливая тем действенность и обнаружение законной единолично-преемственной власти».
«До тех пор, пока митр. Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием т.н. Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению. Такое отношение к митр. Сергию и его Синоду я
не понимаю как отделение от руководимой митр. Сергием части Православной Церкви, т.к. личный грех митр. Сергия относительно управления Церковью не повреждает содержимого и этой частью Церкви православно-догматического учения, но я глубоко скорблю, что среди единомысленных митр. Сергию архипастырей, в нарушение братской любви, уже применяется по отношению к несогласным и обличающим их неправоту кличка отщепенцев, раскольников. Ни от чего святого и подлинно церковного я не отделяюсь; с
трашусь только приступать и прилепляться к тому, что признаю греховным по самому происхождению, и потому воздерживаюсь от братского общения с митр. Сергием (ЛР) и ему единомышленными архипастырями, так как у меня нет другого способа обличить согрешающего собрата...
Этим воздержанием с моей стороны ничуть не утверждается и
не заподазривается якобы безблагодатность совершаемыми сергианами священнодействий и таинств (да сохранит всех нас Господь от такого помышления), но только подчеркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. Посему литургисать с митр. Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду, если не окажется в наличии священника, разделяющего мое отношение к митр. Сергию и так наз. Времен. Патр. Синоду. Подобным образом, находясь в местности, где все храмы подчиняются так наз. Врем. Патр. Синоду, я не пойду в них молиться за общим богослужением, но совершить в одном из них литургию в одиночку, или с участием единомышленных мне клириков и верующих, если бы таковые
оказались в наличии, признаю возможным без предварительного освящения храма. Также, по моему мнению, может поступать и каждый священнослужитель, разделяющий мое отношение к митр. Сергию и учрежденному им Синоду.
Что касается мирян, то участвовать деятельно в церковно-приходской жизни приходов, возносящих имя митр. Сергия за храмовым богослужением, в качестве возглавляющего иерархию архипастыря, по совести не следует, но само по себе такое возношение имени митр. Сергия
не может возлагаться на ответственность мирян и не должно служить для них препятствием к посещению богослужения и принятия Св. Даров в храмах, подчиняющихся митр. Сергию, если в данной местности нет православного храма, хранящего неповрежденным свое каноническое отношение к Местоблюстителю Патриаршего Престола.
Молиться же о митр. Сергии наряду с остальными архипастырями и вообще православными христианами (запись в поминовении на проскомидии, молебне и т.д.) не является грехом
– это долг всех православных христиан,
пока общецерковное рассуждение не объявит учиненное митр. Сергием злоупотребление доверенной ему церковной властью
грехом к смерти (Мф. 15:17; 1 Иоан. 5: 16).
...Известные мне неоднократные попытки личных и письменных братских увещаний, обращенных к митр. Сергию со стороны почившего ныне митр. Агафангела, митр. Иосифа, с двумя его викариями, архиеп. Угличского Серафима, еп. Вятского Виктора, не могли вернуть митр. Сергия на надлежащее место и подобающему образу действия. Повторять этот опыт было бы бесполезно...»
(При цитации фамилии епископов для краткости опущены – Л.Р.). 1. Архив док.
2. Сб. док. 1
3. Губонин Май Приглашение митр. Ленинградского
Серафима (Чичагова) еп. Дамаскину (Цедрику) стать его помощником. Отказ еп. Дамаскина от этого предложения.
Еп. Дамаскин организует посылку гонца к митр. Петру в пос. Хэ.
Посланец застает
митр. Петра совершенно больным и неосведомленным о церковных событиях.
"Дедушка (т.е. митр. Петр) говорит о положении и дальнейших выводах из него почти моими словами",
– писал еп. Дамаскин в одном из своих писем. Однако письменного ответа посланцу митр. Петр не дал, опасаясь, что агенты НКВД раздуют дело о контрреволюционной организации, и попросил посланца как
можно скорей уехать. "Письменного ответа еп. Дамаскин от митр. Петра никогда не получал",
– пишет Польский.
Польский, т. 1, стр. 161 Примечание составителя
(Л.Р. 1977г.): прот. Польский явно не знаком с приписываемым митр. Петру письмом от 13/26 февраля 1930 г. Сопоставление описанного эпизода с этим письмом повышает достоверность того и другого факта, каждый из которых известен из различных источников.
Лето 1929 Церковный историк
Ольга Владимировна Косик о событиях этого времени:
«В мае 1929 года Владыка Дамаскин отказался от предложения быть помощником митрополита Серафима (Чичагова) по управлению Ленинградской епархией.
В это же время епископ Дамаскин предпринял дерзновенную попытку передать Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру, находившемуся в ссылке, копии ряда церковных документов (в том числе переписку митрополита Кирилла с митрополитом Сергием) с целью узнать его отношение к происходящим событиям. Епископ Дамаскин посылает к митрополиту Петру монахиню Ирину Бурову. Ей удалось передать документы, и хотя письменного ответа она не получила, то, что было передано ею на словах, имело очень важное значение. Владыка Дамаскин писал:
"Посланный говорит, что после ознакомления дедушка (так условно митрополита Петра называет епископ Дамаскин), говорил о положении и дальнейших выводах из него почти моими словами..."
(об этом отзыве было известно Польскому, см. выше – Л.Р.). Не так давно стали известны
два письма митрополита Петра к митрополиту Сергию, написанные после получения документов от епископа Дамаскина.
Естественно, среди переданных документов была и копия послания святого епископа Дамаскина к митрополиту Сергию. Интересно, что начало первого письма митрополита Петра к митрополиту Сергию ("несомненно, своим настоящим письмом я усугубляю Вашу душевную муку... ") очень сходно с началом послания епископа Дамаскина ("...простите, если настоящим письмом я нарушу душевный покой Вашего Высокопреосвященства"), что косвенно свидетельствует о единомыслии святых Владык.
В этих письмах митрополит Петр подтверждает свое право принимать решения, имеющие важное общецерковное значение. Святой митрополит Петр писал митрополиту Сергию:
"Очень скорблю, что Вы не потрудились посвятить меня в свои планы по управлению Церковью. А между тем Вам известно, что от местоблюстительства
я не отказывался и, следовательно. Высшее церковное управление сохранил за собою".
Митрополит Петр утверждал, что Заместителю "предоставлены полномочия только для распоряжения текущими делами, быть только охранителем текущего порядка". Иными словами, полномочий определять взаимоотношения Церкви с советским государством передано не было. Местоблюститель требует исправить допущенную ошибку, "поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшее в ней раздоры и разделения... "
(Выдержки из писем митр. Петра О. Косик приводит по кн.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве вышей церковной власти, 1917-1943. Сб. в 2 ч. Сост. М.Е. Губонин. М.1994. Стр. 681.) Таким образом, епископ Дамаскин смог увериться в том, что его взгляды и мнение близких к нему архипастырей получили поддержку Местоблюстителя. Позднее письма митрополита Петра к митрополиту Сергию стали известны епископу Дамаскину. Голос главы Церкви, почти неслышный из Обских пределов, по мере распространения писем звучал все громче.
Получив копию письма митрополита Сергия к митрополиту Кириллу. Владыка Дамаскин испытывает потрясение от реально приблизившейся возможности церковного раскола. Он пишет на полях копии письма митрополита Сергия:
"Если митрополит Кирилл находится в Туруханском крае, а также где-либо близко к железной дороге, то настоящее письмо может быть получено не ранее 1 января 30 года, ответ же на него от митрополита Кирилла может последовать не ранее конца февраля. Таким образом, механическое отношение к указанному положению на основании указанной здесь даты (1 декабря) может преждевременно вызвать катастрофу".
14 октября 1929 года Владыка вновь пишет письмо митрополиту Сергию. В нем говорится:
"Общеизвестен факт несогласия Патриаршего Местоблюстителя с принятым Вами курсом церковной политики".
Вслед за митрополитом Кириллом, который избрал мерой протеста против действий митрополита Сергия отказ от выполнения административно-церковных распоряжений и воздержание от совместного литургисания, епископ Дамаскин пишет о разрыве братского общения, которое "естественно влечет временное воздержание от общего участия во Святой Трапезе".
Важно отметить, что Владыка Дамаскин
не подвергает сомнению благодатность священнодействий, совершенных сергиевским духовенством, считая недобросовестным полемическим приемом митрополита Сергия обвинение в солидарности с крайними оппозиционными течениями, а также с раскольническим течением григорианства. Как и в прежнем письме, во главу угла ставился вопрос о праве Заместителя "самолично изменять установленный раньше (и следовательно, обязательный для Заместителя) курс корабля Церкви".
Письма Владыки Дамаскина конца 1920-х начала 1930-х годов проникнуты
эсхатологическими предчувствиями. Подобные настроения были характерны для эпохи гонений, особенно в среде церковной оппозиции. Но Владыка Дамаскин переживал наступление "последних времен" с особенной напряженностью и призывал к этому паству. Весьма показателен в этом отношении его
"Знаменательный сон" некое космическое видение о конце света, которое было воспринято Владыкой как откровение. Запись своего сна он распространял в копиях.
(См. у нас под датой 12 мая 1929 года – Л.Р.) В ОГПУ охарактеризовали этот документ как "по содержанию носящий антисоветский характер". Этим же настроением проникнуты удивительные пасхальные послания Владыки, заставляющие вспомнить о преподобном Иоанне Дамаскине небесном покровителе епископа Дамаскина.
Святой епископ приходит к убеждению, что в последние времена храмы и священнослужители отнимутся от истинно верующих. Внешнее великолепие церквей потеряет свое значение, церковь вынуждена будет уйти в "катакомбы", в "пустыню", и, как во времена первохристианства, в скудости, убожестве, но и в неповрежденной святости и чистоте поведет верных ко спасению. В письме к митрополиту Сергию он пишет:
"Настоящие скорби можно рассматривать как промыслительный отсев пшеницы от мякины, может быть, для нового доброго посева на грешной земле, может быть, для создания кадров тех верных воинов Небесного Царя, коим предстоит противостать близящемуся царству 'сына погибели' ".
Причиной наступивших скорбей Владыка считает грех русского народа по отношению к Церкви, его "глубокого охлаждения к религиозной жизни, а также грех духовенства, повинного в том, что народ русский оказался духовно неподготовленным к переживаемым потрясениям"».
1. О. Косик. Совершается суд Божий над Церковью.\\ Богосл. Сб. Св.-Тих. Ин-та. Вып. 9, стр. 161. 2002 г
2. Польский, т. 1. Стр. 327-330.
Июнь
II съезд Союза воинствующих безбожников.Историк
Сергей Фирсов:
Организация имела свой Центральный Совет, в который вошли и такие известные большевики, как П.А. Красиков, И.И. Скворцов-Степанов, П.Г. Смидович. Председателем СБ СССР стал Емельян Ярославский. Главными лозунгами Союза были: "Через безбожие
– к коммунизму" и "Борьба с религией
– это борьба за социализм".
На съезде присутствовали 1200 делегатов, представлявших около полумиллиона идейных борцов с "религиозным дурманом". Впрочем, о том, как бороться, предстояло еще решить. Лидер Союза Е. М. Ярославский полагал необходимым организовать систематическую антирелигиозную пропаганду, пытаясь предостеречь от необдуманных поступков своих не в меру ретивых
единомышленников. Но в условиях усиления борьбы с религией любые призывы оставались только призывами. Цель была вполне определена: на религии предстояло поставить "крест". Не случайно на II съезде безбожников поднимался и вопрос даже о летоисчислении. "Начать считать летоисчисление с первого года пролетарской революции
– очень сложное дело, и я боюсь, чтобы не повторился опыт Великой Французской революции,
– заявлял Ярославский, буквально сразу после этого отмечая:
– <...> Мы уже сегодня во всех советских актах и в литературе должны отмечать наше летоисчисление. 1929 год отмечается как 12-й год
новой эры, нашей эры. Я употребляю слово "нашей эры", чтобы не говорить об эре христианской". Председатель СВБ предлагал вводить в сознание широких масс понимание того, что в мире началась новая коммунистическая эра. Но сознание широких масс
– и в СССР, и за границей
– не поддалось! Новый календарь остался невостребованным. Однако в нашей стране летоисчисление "от Рождества Христова" в научной литературе заменили на "нашу эру".
Сергей Фирсов. http://religion.ng.ru/printed/90616
========================================================================