Князь Григорий Трубецкой
ВЕРУЮ, СОТУЮ ВСТРЕТИМ ГОДОВЩИНУ ОКТЯБРЯ
Плакат 1927 г. к 10-летию Октября.

http://www.politklass.ru/cgi-bin/issue.pl?id=885

Митр. Михаил (Ермаков), Экзарх Украины.
Слева направо: епископы Павел (Кратиров), Константин (Дьяков), Борис (Шипулин), Евгений (Зернов), Онуфрий (Гагалюк), Дамаскин (Цедрик), Антоний (Панкеев). Харьков 1927 год
1927. Октябрь-ноябрь
9/22 окт.
Письмо Г. Трубецкого митр. Евлогию по поводу требования митр. Сергия о подписке в лояльности к Советской власти.
   Текст письма:
   «Дорогой горячо любимый Владыко.
    Спешу ответить Вам тотчас по получении Вашего письма. Поверьте, что мне очень было тяжело писать Вам, а еще тяжелее писать статью, которая появилась уже вчера вечером. На Ваши указания, что упреки мои несправедливы и что мы говорим на разных языках, хочу ответить Вам по совести, как на духу.

Я ведь совершенно согласен с принципом невмешательства Церкви в политику и в том, чтобы амвон не обращался в политическую трибуну. Согласен  глубоко и с тем, что зарубежное духовенство должно беречь мать-церковь и не вредить своими выступлениями, как это сделал Карловацкий Собор. Все это высказано было Вами в письме митр. Сергию и это меня обрадовало так же, как и те оговорки, которые Вы сделали что требование лояльности для нас невыполнимо, равно и намек на то, что мы ждем более авторитетного голоса Русской Церкви в лице Собора, на котором будут епископы-исповедники. Вот почему я приветствовал Вас, хотя далеко не все было мне по душе в Вашем письме особенно же какая-то настойчивая мольба о сохранении связи с Русской церковью и просьба о разрешении ее  покинуть, если иначе нельзя, ибо явно, что такого разрешения митр. Сергий при всем желании дать не может, ибо слишком связан с Советской властью, и ее подобный выход не может удовлетворить.

Вы спрашиваете, что же сейчас произошло нового? Новое это Ваша готовность пойти на новые требования, предъявленные митрополитом Сергием, очевидно, по указаниям советской власти. Я  ждал его письма. Раз Вы его не оглашаете, значит, сомневаетесь в впечатлении, которое оно может произвести. Но и краткого изложения достаточно, чтобы видеть источник и цель требований, предъявляемых через митр. Сергия Советами. Дело теперь идет о всей пастырско-общественной деятельности духовенства. Следовательно, священник лишен возможности осуждать богоборческую власть. Уста его будут замкнуты. Вы допускаете панихиды по убиенным Советской властью, но, конечно, это будет Вам поставлено как нарушение обязательства принятого на себя ...

    Вспоминайте собственное прошлое: Вы бывший член  Госуд. Думы, Вы епископ в Холме на Волыни и в Галиции да разве Вы не являете самый яркий пример в прошлом участия в определенной политике. Я понимаю, что условия изменились, что теперь надо требовать большей осторожности, чтобы не повредить Церкви в России, но можно ли делать из этого канон, собирать в этом подписки, разве эти подписки не представляют насилия над совестью духовенства, разве это церковное дело? Дорогой Владыко, если я Вас оскорбил, умоляю меня простить. В письме к Вам я хотел говорить всю правду, как ее чувствую, без прикрас. В статье, ответственной, я старался быть, как могу, сдержанным, но я не могу изменить убеждения, что пересылка в Москву подписок есть акт не церковный, а полицейский.

Вы хотите помочь Русской Церкви? Но почему Вы думаете, что помогаете? Разве не тот же митр. Сергий в письме за год до нынешнего выступления советовал Вам всем зарубежным епископам отделиться от Москвы и устроить свое самостоятельное существование. Разве Вы не чувствуете, что ему самому тяжело быть орудием ГПУ и что он только и хочет, чтобы Вы отвязались от сами от него, а не ложились постоянным грузом, который может его вынудить к однозначному посредничеству. А маленькая подробность, что каждому священнику разрешается  отвечать по-своему, разве Вы не чувствуете в этом как будто либеральном разрешении руководства ГПУ, которое хочет рассортировать священников и управлять через Вашу голову Божеской церковью? А когда Вы изъявите полную  покорность и больше не будете нужны, тот же ГПУ не постесняется расправиться с Вами. Мне кажется нет другого выхода, как созвать поскорее, я бы сказал безотлагательно, епархиальное собрание, чтобы паства солидаризировалась с пастырями и были выработаны краткие, но твердые положения, которые обеспечили бы нас от вторжения в церковные дела Советской власти и установили бы нашу фактическую автономию. Если это будет принято митр. Сергием, то, конечно, это было бы счастьем, но на это нельзя рассчитывать, ибо решать будет не он, а ГПУ. Тогда, что делать, мы все и пастыри и паства будем исключены из Московского Патриархата. Тяжело, но что же делать. Лучше смотреть на вещи прямо, как они есть, а не так, как хотелось бы. Все вместе будем терпеть и делить чашу испытаний.

И когда Вы говорите, что мы вредим Русской Церкви, я не могу не спросить: какой Церкви и чему вредить? Если церкви дарована свобода, почему ею не  пользуется митр. Петр и все исповедники, и где подлинная Русская Церковь с этими узниками или с освобожденным Сергием? (выд. Л. Р.)

Дорогой Владыко, Мне Вас от всей души жаль, я сердечно привязан к Вам, но повторяю, Вы нынешней политикой никому не поможете и себя погубите.

Почему я Вам все это писал, а не пришел сказать? По опыту прошлого. Я не имею глагола, который жжет сердца людей, и от этого слова мои оставались всегда так бесплодны, когда приходилось беседовать с Вами. И у меня оставалось тяжелое чувство. Тяжелое особенно потому, что я ни к кому не могу всецело примкнуть, ни к Вам, ни карловцам, хотя в этом вопросе они заняли, на мой взгляд, совершенно правильную позицию. И потом: уходя от Вас, я всегда чувствую, даже когда Вы соглашаетесь со мной, что я уйду, а придут другие, и Вы с Вашей мягкостью и неспособностью очернить того, кто с Вами говорит, согласитесь с тем, кто к Вам ближе стоит.

Я Вас сердечно люблю за Ваше доброе сердце, простоту, скромность и благостность, за ту молитву, которую, чувствуется, Вы творите всегда в сердце. Но Ваша мягкая податливость влияниям и нерешительность вводит Вас то во внутренние постоянные противоречия, то в пагубные ошибки. Простите меня за мою дерзость, что я позволяю все это писать Вам, чувствуя все мое недостоинство, жаждущий почитать Вас как духовного отца и Владыку. Другие, вероятно, не позволяют себе это делать, но, может быть, таят в сердце то, что я целиком высказываю Вам от любящего и скорбящего сердца. Ваши добрые и благостные слова в ответ на мое горячее и, вероятно, неумеренное письмо, глубоко меня тронули, и я почувствовал, как мне было бы нелегко порвать с Вами. Господь да сохранит нас от этого. Думайте о нас, Вашей пастве, Ваших духовных детях больше, чем о воображаемом Вами долге по отношению к м. Сергию, который действует в условиях и обстоятельствах, которые нам нельзя понять. Ведь и то хорошо, если мы сдержим себя в невольно напрашивающемся осуждении его образа действий и настойчивом  вопросе: почему же м. Петр в тюрьме, а исповедники в узах? Чему же и кому же Вы будете помогать?

Господь да поможет Вам, да умудрят Вас, да даст Он мир Вашей душе и мир Церкви. Не сердитесь на горячо любящего Вас и испрашивающего святых молитв Ваших. Григорий Трубецкой».
                                        ЦГАОР. Автограф. М. Одинцов. Диспут №2, стр. 184-186

9/22октября

   Разъяснение митрополитом Псковским Феофаном вопросов по поводу Декларации митр. Сергия:
  «На все нижеизложенные вопросы надо принять к сведению слова св. Василия Великого в 16 правиле: "вникай в писание с точностью и в нем самом обрящешь разрешение вопроса".

   I.Что новый Синод не есть ли новый номер обновленческого Синода, так как ничего об обновленцах в обращении не говорится? Ответ: в обращении сказано: "не менее важной своей задачей мы считаем приготовление и самый созыв второго поместного Собора, который вынесет решение о всех похитителях власти церковной, раздирающих хитон Христов". Из этих слов ясно, что все различные отклонения от православной Церкви осуждаются. Кроме того, говорится о созыве второго поместного Собора, тогда как у отклонившихся имеются уже три собора, считая собор 1917-1918 гг.

     II.На основании какого акта патриаршее управление заменяется синодальным? Ответ: по собору 1917-18 гг. было образовано патриаршее управление и при нем Священный Синод из двенадцати архиереев, шести  лиц в священном сане и шести мирян. Само по себе патриаршество не могло быть единоличным управлением, так как по постановлению Собора 1917-18гг. патриарх должен быль старшим между равными и в 34 правиле св. Апостолов сказано: "первый ничего не творит без рассуждения всех". В настоящее время митрополит Сергий является заместителем местоблюстителя патриаршего престола, так как патриарх Тихон, умирая, назначил себе местоблюстителя. Изменение патриаршего управления в синодальное управление может только сделать православный канонический собор. Митрополит Сергий счел для себя необходимым образовать при себе временный Синод из лиц, приглашенных им; выбрать же членов временного Синода нельзя было, ибо не было еще Собора.

    III.Что теперь церковь опять соединена с государством? Разве декрет об отделении церкви от государства уничтожен? Где об этом напечатано? Ответ. Церковь остается отделенной от государства, согласно декрету, который не аннулирован. Церковь должна оставаться вне политики. Христос Спаситель сказал: "Церковь Моя не от мира сего"(Иоанн 18:36), но при этом имел известное отношение к государственной власти. На вопрос, позволительно ли платить подать кесарю, т.е. языческому правительству. Он ответил: "отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Матф.22:17-21). Христос Спаситель, предсказывая падение Иерусалима, жалел об иудеях при предстоящих бедствиях во время падения Иерусалима (Матф.24:20; Марк 13.17-18; Лука 21:13). Из этих текстов следует, что сожаление о бедствиях, исполнение гражданских обязанностей в отношении к Государственной власти не является показателем соединения Церкви с Государством.

     "Носите тяготы друг друга и тако исполните закон Христов" (Галат.6:2) пишет апостол Павел, призывая о помощи друг другу.
    22 октября 1927г.    Феофан, Архиепископ Псковский»
ЦГАОР. Листовка. Типографский  экземпляр. М. Одинцов.  Диспут. №2, стр. 178-179

11/24 окт.
Запрос НКВД в ГПУ по поводу регистрации органов местного церковного управления.
Текст запроса:
« В секретный отдел ГПУ  У1 отделение,   тов. Тучкову.                                           
   Административный Отдел ЦАУ НКВД отношениями от 1.У11.с.г. за № 0.4503/2.302 и от 23.IX.с.г. за № С.4503/217.09 запросил Ваше заключение по вопросу об исполнительных органах т.н. епархиальных религиозных съездов ("регистрации церковных управлений",  выдвинувшимся у церковников Тихоновской ориентации в связи с выдачей гр. Страгородскому (митрополиту Сергию) из Административного Отдела ЦАУ НКВД "справки" известного Вам содержания.
   Вследствие неоднократных запросов местных административных органов НКВД об оформлении фактически существующих епархиальных управлений, Адмотдел ЦАУ НКВД полагает необходимым преподать на места по линии НКВД соответствующие указания и распоряжения, согласованные с Вами, поэтому просит ускорить сообщение по затронутому вопросу Вашего заключения.
Начальник Административного
Отдела ЦАУ НКВД      Клокотин
Референт                     Соловьев»
                           ЦГАОР. Машинописная  копия.  М. Одинцов. Диспут №2, стр. 200-201

18/31 окт

Разъяснение ОГПУ на запрос НКВД по вопросу регистрации местных органов   церковного управления.
   Текст разъяснения:
  «По затронутому Вами вопросу о возможности регистрации в подведомственных НИБД органах епархиальных управлений (тихоновских) аналогично с регистрацией, так наз. сергиевского синода, СООГПУ (Секретный Отдел Объединенного Государственного Политического Управления - Л.Р.) считает необходимым сообщить нижеследующее:
1) в настоящих условиях необходимо отказывать в официальной регистрации вышеназванных управлений;
2) однако в тех условиях, когда по обстоятельствам времени и места кое-где могут возникать епархиальные управления, местные органы НКВД, не регистрируя таковых, одновременно не должны препятствовать их функционированию.
Нач. СООГПУ          Дерибас
Нач. VI  Отд. СО        Тучков»    ЦГАОР. Подлинник. М. Одинцов.  Диспут №2, стр. 201

13/26 окт.

    Письмо митр. Сергию еп. Максима (Руберовского) от имени пяти ссыльных епископов в Ходжейли, с одобрением его действий.                                        Снычев

17/39 окт.

Письмо митр. Иосифа митр. Сергию с отказом оставить Ленинградскую епархию.     Снычев                   
Октябрь
Телеграмма-запрос экзарха Украины митр. Михаила митр. Иосифу по поводу перевода последнего на Одесскую кафедру.                     Снычев

Октябрь

Ответная телеграмма митр. Иосифа митр. Михаилу (Ермакову) по поводу   перевода   на   Одесскую   кафедру:  
"Перемещение противоканоническое, недобросовестное, угождающее злой интриге мною отвергнуто".   Снычев

22 окт./4 ноября
Письмо православного своему другу (имена неизвестны) о последних событиях церковной жизни:
«Всякому, имеющему очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ясно, что, вопреки декрету об отделении Церкви от государства, православная Церковь вступила в тесный, живой союз с государством. И с каким государством?! Возглавляемым не православным царем (в свое время многие члены Церкви энергично возражали против связи Церкви и с таким государством), а властью, которая основной задачей своей поставляет уничтожение на земле всякой религии, и прежде всего православного христианства, т.к. в нем она видит и справедливо основную мировую базу религиозной веры и первоклассную крепость в ее брани с материализмом, атеизмом, богоборчеством и сатанизмом (коему, как гласит народная молва, причастны неции из властей века сего)...»

Автор развивает мысль, что происходящие события являются прообразом последних апокалиптических свершений, на основе пророчеств еп. Феофана Затворника о будущих ложных христианах, "возлюбивших нынешний век".

«Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это одна видимость, внутри же отступление истинное. На этой почве народится антихрист и возрастет в том же духе видимости».

Автор пишет о верующих, которые «не спешат окончательным разрывом с церковными "прелюбодеями", в надежде, что совесть их сожжена не до конца, а потому возможно покаяние и исправление... Архив  док. Машинописная  листовка.

22 октября/4 ноября
    Письмо архиепископа Иллариона (Троицкого) к Н.Н. по поводу Декларации митрополита Сергия (Страгородского)
  «День Казанской иконы Божией Матери.
   Дорогой друг мой!
Под впечатлением Вашего тревожного письма от 2(15) октября я заглянул в свою записную тетрадь, припомнив, по ассоциации с предметом Вашей тревоги, некоторые сравнительно давнишние свои заметки в ней. Вот что было набросано мною под 18 февраля/3 марта1924 г.:

"Может быть, скоро мы окажемся среди океана нечестия малым островком. Как постепенно подкрадывалось и быстро совершилось падение самодержавия и изменился лик русской государственности, таким же образом происходит и может быстро совершиться реформационно-революционный процесс в нашей Церкви. Картина церковных отношений может измениться как в калейдоскопе.

Обновленцы могут вдруг всплыть, как правящая в России "церковная партия", причем противников у нее может оказаться очень немного, если открытые обновленцы и скрытые предатели поладят между собою и совместно натянут на себя личину каноничности. Конечно, можно гадать и иначе, но во всяком случае истинным чадам Вселенской Христовой Церкви надлежит "бодрствовать и стоять с горящими светильниками".

"Трудность настоящего времени для православного человека состоит, между прочим (если не главным образом), в том,  записано мною в тетрадь под 1(14) января 1925 г.  что теперешняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дивьими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4:2) чрез примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На "законном" основании можно и антихриста принять..."

Церковные события последних недель не являются ли подтверждением этих предчувствий? То жуткое, что предощущалось душой 2-3 года тому назад, не придвинулось ли к нам вплотную с вторичным вступлением митрополита Сергия в управление Русской Православной Церковью? Вызвавшее многообразные и вполне заслуженные отрицательные критики послание митрополита Сергии и его Синода не бросило ли возглавляемую им церковную организацию в омерзительные, прелюбодейные объятия атеистической, богохульной и христоборной  (анти-Христовой) власти (разнообразные эпитеты, прилагаемые мною к советской власти, употребляю не в ругательном, а в существенном, строго определенном смысле) и не внесло ли страшное нечестие в недра нашей Церкви? Заметьте: изошло это послание не от раскольников-обновленцев, борисовцев и им подобных отщепенцев и не от еретиков живоцерковников, а от законной, канонической, по видимому православной иерархии; главные положения послания опираются на тексты (правда, иногда не без искажения их: см. лжетолкование на 1 Тим. 2: 1-2) Св. Писания и на, как будто однородный с настоящим, опыт древней Церкви. С другой стороны, послание стремится и надеется удовлетворить насущные потребности истомленных гонениями верующих душ, ибо сулит им мир и покой. И многие-многие, особенно из духовенства, сочувственно откликаются на обращение митрополита Сергия и его Синода.

В результате этой симфонии богоборной власти и православной законной иерархии получаются уже некие "благие" плоды; епископы (правда, далеко не высшего качества и не очень "виновные") возвращаются из ссылок (правда, не далеких) и поставляются на епархии (правда, не на те, с которых были изгнаны), при исполняющем обязанности Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии имеется Синод (правда, похожий скорее на обер-прокурорскую канцелярию) из законных иерархов (правда, большей частью "подмоченных", т.е. весьма в церковном отношении скомпрометированных своей давнишней и прочной ориентацией на безбожное ГПУ,  да и не этим одним); имя митрополита Сергия произносится всеми как имя действительного кормчего Русской Церкви, но увы!  имя это является фальшивой монетой, так как фактически распорядителем судеб Русской Церкви и Ее епископов, как гонимых, так и протежируемых, т.е. милуемых и поставляемых на кафедры (последнее особенно печально!) является нынешний обер-прокурор "Православной Русской Церкви" Евгений Александрович Тучков.

Всего этого не осмелится отрицать митрополит Сергий, явившийся несчастным инициатором, вернее  орудием чудовищного замысла осоюзить Христа с Велиаром. Всякому, имеющему очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ясно, что, вопреки декрету об отделении Церкви от государства, Православная Церковь вступила в тесный, живой контакт с государством. И с каким государством?! Возглавляемым не Православным царем (в свое время многие члены Церкви энергично возражали против связи Церкви с таким государством Прим. архиепископа Иллариона), а властью, которая основной задачей своей поставляет уничтожение на земле всякой религии, и прежде всего Православного Христианства, так как в нем она видит и справедливо  основную мировую базу религиозной веры и первоклассную крепость в Ее брани с материализмом, атеизмом, богоборчеством и сатанизмом (коему, как гласит народная молва, причастны неции из властей века сего).

"... И повел меня (один из семи ангелов) в духе в пустыню,  вещает нам св. Иоанн Богослов,  и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными ... и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим..." (Апок. 17: 3 - 6).  И как было не дивиться св. Тайноэрителю, когда он узрел пред собою преображение "жены, облеченной в солнце", имевшей под ногами луну и на главе "венец из двенадцати звезд" (Апок. 12:1) в "великую блудницу" (Апок. 18: 2), в "мать блудницам и мерзостям земным", "упоенную кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых"!

Друг мой! Не видим ли мы нечто подобное собственными глазами? Не проходят ли перед нами события, невольно приводящие на память духовные созерцания Новозаветного Тайновидца? Сопоставьте приведенные выше слова Апокалипсиса с делом и деяниями наших живоцерковников и обновленцев! Не приложимы ли они к ним, почти до мелочей!?

Гораздо значительнее, в указанном апокалиптическом смысле, представляются события последних дней, связанные с именем митрополита Сергия. Значительнее, хотя бы по одному тому, что усаживается на зверя багряного с именами богохульными не самочинная раскольница, а верная жена, имущая образ подлинного благочестия, видимо не оскверненного предварительным отступничеством. В этом главная, жуткая сторона того, что совершается сейчас на наших глазах, что затрагивает глубочайшие духовные интересы чад Церкви Божией, что неизмеримо по своим последствиям, не поддающимся даже приблизительному учету, но по существу имеющим мировое значение (выделено мною - Л.Р.), ибо таковое значение принадлежит изначала Церкви Христовой, единой, истинной (православной), на которую с небывалой силой ополчаются теперь силы ада и с которой мы органически связаны не в сем только веке, но и будущем, если действительно возлюбили век оный. Как же нам быть в эти страшные минуты новой опасности, надвинувшейся по наущению вражьему на нашу Мать, Святую Православную Церковь? Как быть, чтобы не выпасть из Ее благодатного, спасительного лона  и не приобщиться нечестию богохульного зверя и сидящей на нем блудной жены? Господи, скажи нам путь, воньже пойдем!..

"После сего я увидел,  продолжает Богослов,  иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, велика блудница, сделалась жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице" (Апок. 18: 1-2).  "И услышал я иной голос с неба, говоривший: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее" (Апок. 18:4).

Не подумайте, дорогой мой, что эти апокалиптико-эсхатологические экскурсы я предлагаю в качестве непреложно-догматического толкования данных мест Откровения. Это было бы с моей стороны непозволительным притязанием, безумной дерзостью. Я только провожу пунктирную линию между образами Апокалипсиса и современными церковными событиями, которые невольно обращают мысль к этим пророческим образам, со своей стороны бросающим яркий луч света на данные события. "Можно неоднократно усматривать еще в Ветхом Завете, что одни и те же пророчества сперва исполняются в малом виде, а потом имеют еще другое, высшее и окончательное исполнение" (не привожу примеров, чтобы не растягивать письма). Это обстоятельство достаточно для оправдания делаемых мною сопоставлений, которые я предлагаю Вашему христианскому размышлению и отдаю на Ваш дружеский суд, усердно прося Ваших молитв о вразумлении меня благодатию Духа Истины, без Которого наши человеческие соображения о предметах духовных часто оказываются лишь "пленной мысли раздраженьем". Ни самая широкая ученость, ни самый глубокий природный ум, ни самая утонченная естественная мистика не могут дать удовлетворительного разумения тайн Божиих. А здесь мы соприкасаемся с тайной, великой и, в известном смысле, последней тайной земного бытия Церкви и человечества. Тайной является и вопрос, естественно возникший при чтении последнего приведенного мною стиха из Апокалипсиса, где верные призываются выйти из Вавилона, вопрос о том, когда народ Божий должен совершить свой выход. Один чрезвычайно ученый, вдумчивый, благочестивый и скромный толкователь Апокалипвива так отвечает на этот вопрос; "тогда, когда Вавилон будет на рубеже суда"... "Это познала на своем опыте первенствующая Церковь, которая вышла из развалин Израиля и Иерусалима: сигналом освобождения Ее был суд над ветхозаветным народом".

Тогдашняя Церковь имела достаточно ясные и даже внешне определенные указания для своего исхода (Мф. 24:15; Мк. 13:14 и особенно Лк. 21:20). Можно ли сказать это о признаках предписанного Господом исхода в ту заключительную эпоху, к которой в конечном счете относятся слова Тайнозрителя, и предварением которой, можно думать, имеется теперешнее время? "Рубеж суда" ни есть ни хронологический, ни внешне видимый признак. Для усмотрения его люди должны иметь отверстыми духовные очи. Фарисеям, вопрошавшим Господа:   "Когда приидет Царствие Божие?" был дан ответ: "... не приидет Царствие Божие с соблюдением", т.е. Царство Божие не придет приметным образом для чувственных очей, "ниже рекут: се зде, или: онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:20-21).

"Это значит,  по словам епископа Игнатия Брянчанинова, - надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм, по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое Царство. Кто принял внутрь себя Царство Божие, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не принял внутрь себя Царства Божия, тот не узнает антихриста, тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем; тот не узнает приближающейся кончины мира и вступающего страшного второго пришествия Христова; оно застанет его неготовым. Никакое человеческое учение словом и словами недостаточно дпя наставления тому, что требует наставления в душевной клети, наставления от Самого Бога. Стяжавший внутри себя Царствие Божие имеет руководителем Святаго Духа, Который наставляет всякой истине руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающеюся для удобнейшего обмана в призраки истины. Очень верно сказал некоторый блаженный инок, беседуя об актихристе:

"Многие имеют веровать в антихриста и станут славить его, как Бога крепкого. Имущие Бога всегда в себе и просвещенные сердцами увидят истину чистою верою и познают его. Всем бо, имущим Боговидение Божие и разум, тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим эемная непонятно сие будет: привязаны бо суть в вещах житейских. Аще и услышат слово: то не имут веры, но паче омерзит  им  глаголяй  сия.

      Они сочтут его сумасбродом, достойным лишь презрения, сожаления. Омраченное своим плотским мудрованием человечество и вовсе не будет веровать второму пришествию Господа. Придут в последние дни ругатели, по своих похотех ходяще и глаголюще: где есть обетование пришествия Его! Отнележе бо отцы усопша, вся тако пребывают от начала создания (2 Петр. 3: 3-4)" (Еп. Игнатий Брянчанинов. Поучение в понедельник 26-й недели о Царствии Божием. Соч. 3-е изд. Т.4. С.266-268).

Что господствующая ныне "власть темная" мыслит, рассуждает и действует в стиле этих ругателей, в том нельзя сомневаться и тому не следует дивиться. Но не сочтут ли и современные церковные деятели, "имущие образ благочестия, силы же его отвергшиеся" и с "ругателями" века сего сочетавшиеся, не сочтут ли они "сумасбродством, достойным лишь презрения", тех дум, которые износит моя душа навстречу Вашей?

  На днях один епископ, отстаивая ориентацию митрополита Сергия, запугивал своего собеседника, с негодованием отвергавшего эту ориентацию, между прочим, тем, что несогласные с митрополитом Сергием останутся в таком меньшинстве, что явятся одной из множества существующих у нас мелких сект. Бедный епископ, прибегающий к такому бессильному аргументу в защиту народившейся "советской Православной Церкви"! Вспомнил бы он слова Спасителя о том, найдет ли, придя, Сын Человеческий веру на земле! Вспомнил бы множество апостольских предсказаний об оскудении веры и об умножении всякого нечестия в последние времена! Вспомнил бы сказанное Тайнозрителем о Церкви Сардийской, в которой лишь "несколько человек" "не осквернили одежд своих", и о славной Церкви Филадельфийской, "не много имевшей силы", но сохранившей слово Господне и не отрекшейся от имени Христова! (Апок. 3: 4-8).

"Множество" и "большинство" необходимы в парламентах и партиях, а не в Церкви Божией, являющейся столпом и утверждением Истины, независимо от этих категорий и даже вопреки им (ибо Она имеет свидетельство в себе самой).

"Евангелие будет всем известно, говорит епископ Феофан [Говоров] о временах, предшествующих явлению антихриста (в толковании на 2-е послание к Солунянам), но одна часть пребудет в неверии ему, другая  наибольшая  будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построевая а себе веру своим измышлением, хотя на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам числа не будет... Их и теперь уже очень много, а будет еще больше. Что ни царство, то свое исповедание, а там, что ни область, а далее, что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают Богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан".

Это с одной стороны. С другой, по словам епископа Феофана:
"будет часть и содержащих истинную веру, как она передана св. Апостолами. Но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, который требуется верою, возлюбив нынешний век. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это одна видимость, внутри же отступление истинное. На этой почве народится антихрист  и возрастет в том же духе видимости. Потом, отдавшись сатане, "явно отступит от веры и ... не содержащих христианства в истине увлечет к явному отступлению от Христа Господа".

Стоит над этим задуматься, дорогой мой!
Уместным считаю сообщить Вам следующее. Недели 2-3 тому назад я читал письмо, в котором приводились подлинные (в кавычках) слова одной небезызвестной "блаженной", сказанные ею на запрос о митрополите Сергии, причем вопрошавший, по-видимому, указывал, что митрополит Сергий не погрешил против православных догматов, что он не еретик.  "Что ж, что не еретик!  возразила блаженная.  Он хуже еретика: он поклонился антихристу, и, если не покается, участь его в геенне вместе с сатанистами".

Все это вместе взятое и многое другое, видимое и слышимое, и заставляет живые верующие души настораживаться и внимательно всматриваться в развертывающуюся перед нами картину усаживания жены на зверя. Эти души чувствуют новую, небывалую опасность для Церкви Христовой и, естественно, бьют тревогу. Они, в большей части своей, не спешат окончательным разрывом с церковными "прелюбодеями", в надежде, что совесть их не сожжена до конца а потому возможны покаяние и исправление, т.е. отвержение начатого ими темного дела. Сбудется ли это чаяние?! От души говорю: подай, Господи! Но в самой глубине его нахожу сомнение и, однако, пока не ставлю точки над i. Пусть поставит ее время, а точнее сказать Владыка времен! Он же да сохранит нас, как от легкомысленной поспешности, так и от преступно равнодушной медлительности в том страшно ответственном положении, в которое мы поставлены промыслом Божиим!   Вот, друже мой, некраткий отклик на Ваше коротенькое, но кровью сердца написанное письмо.
Господь да хранит и да умудрит нас в эти тяжкие и жуткие минуты нашего духовного бытия! Любящий Вас брат о Господе...

    Р.S. Письмо это писал, многократно отрываясь от него, и в обстановке, препятствовавшей сосредоточению мысли. Поэтому не взыщите, если оно вышло отрывочным и несколько несвязным. На днях, может быть, напишу Вам еще о том же предмете, но с другой стороны касаясь его».                      Коллекция ГАРФ. РПЦ и  ком. гос. Стр. 236-242.

29 окт./11 ноября
    Доклад митр. Сергию еп. Василия (Беляева), по словам последнего находившегося с 19 июля/1 авг. по 10/13 сент. в поселке Хэ вместе с митр. Петром и якобы получившего от  митр. Петра поручение сообщить следующее:
   «Владыка получил возможность (из газеты "Известия") прочитать декларацию нынешнего Православного Синода и вынес от нее вполне удовлетворительное впечатление, добавив, что она является необходимым явлением настоящего момента, совершенно не касаясь ее некоторых абзацев. Владыка митрополит просил передать его сердечный привет митр. Сергию и всем знающим его».  (Что это - лжесвидетельство? Письма от митр. Петра нет - Л.Р.).
                                                          1. Губонин
                                                           2. Митр. Елевферий

В  своем  исследовании А. Мазырин и  О. Косик уточняют:
Сам  митр.  Петр  в  написанном в  декабре 1929 года письме  митрополиту Сергию дал следующее разъяснение по этому поводу:
«Между прочим, мне пишут, что епископ Василий о делах от моего имени представил Вам доклад. Должен заметить, что ни ему, ни другому моему сожителю я не давал никаких поручений, касающихся церковных дел» (Акты... С. 682).                   А. Мазырин,  О. Косик. Стр.319.            

30 окт./12 ноября

Послание Патриарха Антиохийского Григория митр. Сергию с признанием его временным Главой Патриаршей Церкви и с благословением сергианскому Синоду.                 Губонин

Октябрь

Письмо еп. Виктора (Островидова) Глазовского митр. Сергию с возражением против "Декларации".                       1. Снычев   2. Польский, т. 2, стр. 72-73

Ноябрь

Отделение от митр. Сергия и переход на самоуправление Воткинской и частично Вятской епархии во главе с еп. Виктором. Заявление еп. Виктора, что на его стороне 25 архиереев в Соловках (по утверждению Снычева, оказавшееся ошибочным - Л.Р.).   1. Снычев    2. Шишкин, стр. 311
 
17 ноября

     Обращение митрополита Киевского Михаила (Ермакова), Экзарха всея Украины к архипастырям, пастырям и пасомым Украинской Православной Церкви:
«"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Св.Духа, со всеми Вами" (2-е Кор.XIII,13).
По воле Всеблагого Промысла Божия, по благословению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященнейшего Митрополита Сергия и Патриаршего при нем Синода я снова, после 5-ти летнего отсутствия моего у кормила управления Церковью Украинской, в Бозе почившим Патриархом Тихоном моему водительству вверенной, призываюсь ныне стать во главе этой дорогой для меня Церкви.

   Мною возбуждено ходатайство перед Украинской Советской Властью о легализации исполнительных органов Украинской Старославянской Православной Церкви: Священного Собора, Высшего Церковного Совета и Окружных Советов, ибо Церковь наша может свободно развиваться с внутренней и внешней стороны, лишь вступив на легальный путь своего существования.

   Сообщая о сем важном событии, призываю всех Вас, дорогие сотрудники и пасомые, объединиться в воссоздании, с Божией помощью, единства нашей Православной Церкви, столь нарушенного сильно в предшествующие годы.

  23  января 1918 года был издан  декрет "об отделении  Церкви  от государства  и  школы  от  Церкви".  В силу этого декрета православная религия  признается частным делом граждан. Не возражая против  принципа аполитичности Церкви в государстве,  некоторые пастыри и архипастыри выступили  с  протестом против запрещения государственной власти  церковным религиозным обществам владеть  собственностью, против лишения их прав юридического  лица и против национализации всего церковного имущества. Тем самым, однако, в церковную жизнь был внесен элемент политики в форме призыва к неисполнению государственных норм и неповиновению  властям предержащим.

  Помимо сего некоторые иерархи Русской Православной  Церкви, бежавшие заграницу, оставив без всякого  попечения вверенные их водительству епархии и этим  нарушившие 21-е правило Антиохийского Собора,  повели оттуда сильную политическую агитацию против  существующей у нас законной Советской власти.

     [Примечание публикаторов.
    21-е  Правило Ант.  Соб.:
   "Епископ от единого предела да не преходит в другой,  ни по самовольному вторжению, ни по насилию от народа, ни по принуждению от епископов: но да пребывает в церкви, которую принял от Бога в  жребий себе в начале, и да не преходит из нее, по изреченному уже о сем прежде определению" (Правила Православной Церкви.\Пер. с сербского. Серг. Пос. 1996. Т.2. С.78)]


    Все это, конечно, в сильной степени определило отношение Советской Власти к нашей Православной Церкви. Сейчас беспристрастно обозревая эти пережитые уже страницы нашего прошлого, мы должны признать свои ошибки и исправить их. Многие из нас поддались чувству естественной скорби и забыли, что Церковь Христова всегда была сильна не внешней организацией, а могучим, одухотворенным чувством веры, пламенными религиозными переживаниями и всепрощающей братской любовью, которая объединяла всех во Христе. Не в золоте и серебре, не в драгоценных ризах и камнях сила Христовой церкви, а в колоссальном нравственном ее авторитете, в Божественной Благодати ее Основоположника Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему мы со спокойной совестью высказываем свое глубокое сожаление по поводу прежних политических выступлений против существующей у нас Советской Власти со стороны некоторых иерархов, как внутри нашей страны, так и за пределами ее.

Развал Церкви, проявившийся в упадке освященной веками церковной дисциплины, в отсутствии центрального органа, бессилии и беспомощности в делах церковного управления епископов, большая часть которых, не пользуясь доверием Соввласти; лишена возможности осуществлять свои архипастырские обязанности, этот развал Церкви породят ереси, расколы и разные сектантские заблуждения. В настоящее время Церковь на Украине, можно сказать, раздирается на части самосвятами, обновленцами, лубенцами,  дияльной Церковью и проч. Если присоединить сюда проявляющееся еще и теперь со стороны даже высших представителей Церкви, например, бежавших заграницу епископов, увлечение политиканством и политикой; если принять, наконец, во внимание отсутствие специальных пастырских школ для подготовки служителей алтаря, отсутствие печатного органа и проч., то понятно станет, как далека современная церковная жизнь на Украине от жизни нормальной, покойной и мирной.

   С чего же начать нам, приступая к благоустроению Христианской Церковно-общественной жизни на Украине?
   Мы не ошибемся, если примем к руководству Заповедь Апост. Павла, который не просто предлагает или заповедает христианам, молиться за властей и всех людей, но усиленно просит, умоляет их исполнять этот долг "прежде всего"  умоляет молиться за власть. Конечная цель этой молитвы за всех людей  исполнение воли Господа Иисуса Христа "который хочет, чтобы все люди спаслись и в разум истины пришли" (1 Тим. 2, ст. 4).

   Последуем и мы этой заповеди Апостольской в своей жизни и деятельности, и тем самым, содействуя воле нашего Спасителя о спасении всех людей, мы положим прочное основание нашему спокойному житию в условиях настоящего времени.  В своей деятельности по устроению на земле царства Божия Церковь неизбежно должна соприкасаться с властью гражданской, так как члены ее в то же время и члены гражданского общества. Как должны поступать руководители Церковной жизни и их пасомые, чтобы согласие с властью правительственной и тихое, мирное житие не нарушались?

Церковные деятели, конечно, должны строго согласоваться с законами евангельскими, с учением Св. Апостолов и вообще с церковным преданием. В этих законах и преданиях нет ничего такого, что противоречило бы законам государства. С другой стороны, христиане, члены государства должны подчиняться и власти государственной, согласно учения Св. Апостола:  "всяка душа властем предержащим да повинуется, несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть" (Римл. XIII:1).

Повиновение власти долг всякого последователя Христа. Долг этот свято исполнял и сам Иисус Христос, который и других научил воздавать кесарево Кесарю. Так поступали и Св. Апостолы и первых веков христиане, кои, по свидетельству истории, были лучшими подданными своих властей, самыми добросовестными и честными исполнителями обязанностей государственных. Так и мы должны честно, не за страх, а за совесть исполнять лежащий на каждом из нас гражданский долг и в точности исполнять распоряжения власти, нашим религиозным, нравственным и каноническим обязанностям не противоречащие.

Обязанность пастырей Церкви Христовой благоустроение на земле царства Божия и приготовление через то христиан к унаследованию вечного небесного царствия. Христос Спаситель на вопрос Пилата: "Царь ли ты Иудейский?"  ответил: "Царство мое не от мира сего"  а в другой раз, обращаясь к слушателям, сказал: «царство Божие внутри Вас есть» (Лук. XVII: 21). Св. Апостол Павел разъясняет это учение Спасителя в том смысле, что Царство Божие не есть накопление одних лишь материальных благ, не есть пища и питие, а "правда, мир и радость о Св. Духе" (Рим. XIV: 17),  оно есть состояние внутреннее и обусловливается развитием не внешних сторон человеческой жизни, а внутренним усовершенствованием каждого человека. К этому внутреннему усовершенствованию людей, к заботе об их религиозно-нравственном развитии и должна быть направлена вся деятельность, весь труд пастырей Церкви. Само собою понятно, что эта деятельность должна быть совершенно чуждой вторжения в сферу государственных политических отношений. Кратко сказать. Церковь Христова, как Провозвестница Царства Божия, должна быть в своей деятельности аполитична. Божественный Основатель Христианства и Его Апостолы не занимались решением вопроса о том, что такое власть, которой всякая душа должна покоряться, они не создавали никаких государственных форм и не писали никаких конституций. Так смотрели на характер и сущность пастырского делания и Св. Отцы, напр., Св. Киприан пишет:  "каждый удостоившийся священства, должен служить только алтарю и жертвам, заниматься только молитвами и молениями, и не оставлять Церковь для занятий земными и мирскими делами, но трудиться денно и нощно для небесных и духовных".

Так решается этот вопрос и в канонах, напр., 81 Апостольское правило гласит:
"рекли мы, яко не подобает Епископу или пресвитеру вдаваться в народные управления, но не опустительно быть в делах Церковных". Или "да будет убежден сего не творити, или да будет извержен".
Получив права легального существования, мы должны признать, что вместе с правами на нас ложатся и обязанности по отношению к той власти, которая дает нам эти права.

Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященнейший Митрополит Нижегородский Сергий в своем и Синода при нем послании пишет:
    "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной радости и успехи которой наши радости и успехи, а неудачи наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза не только за страх, но и по совести, как учил нас Апостол (Римл. ХIII: 5)".

Мы полностью разделяем эти слова, и ими должно определяться наше отношение к Соввласти, как граждан ее. Людям, не разделяющим наше мнение, "придется или переломить себя и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру и работать с нами только во имя веры; или, если переломить себя они не смогут, по крайней мере, не мешать нам, устранившись от дела".

Так вполне справедливо писал далее Высокопреосвященный Митрополит Сергий.
От лица нашей Украинской Православной Староцерковной иерархии и паствы, настоящим заявляем нашу покорность Социалистической Республике в делах, не касающихся нашей религиозной совести; вменяем себе в обязанность гражданского долга засвидетельствовать перед Соввластью нашу искреннюю готовность быть вполне законопослушными гражданами Советского Союза и не принимать решительно никакого участия в каких-либо организациях, кружках и предприятиях, действующих во вред Союзу; не допускать бесед и проповедей, которые бы заключали в себе политический элемент, твердо обещаем не дать вовлечь Церковь в какую-нибудь политическую авантюру и никому не позволим прикрывать именем Церкви свои политические вожделения. Признаем, наконец, за правило, что всякое духовное лицо, которое не пожелает признать своих гражданских обязанностей пред Советским Союзом, как мы признали, тем заявит, что оно не желает работать вместе с нами на пользу Всеукраинской Православной Старославянской Церкви.

Осуждая и запрещая вмешательство духовенства в дела политические, Церковь Украинская не имеет и не имела никакого решительно общения с духовенством, находящимся в эмиграции, и в своей деятельности совершенно от него не зависима.  В 1922 году Святейший Патриарх Тихон прислал нам в Киев письмо, осуждающее Митрополита Антония Храповицкого за известный Карловацкий Собор. В письме этом Святейший Патриарх выразил решение, что Митрополиту Антонию "не следует возвращаться в Киев".

Собор Епископов Украины под нашим председательством в том же году постановил освободить Митрополита Антония от должности Митрополита Киевского и Галицкого и назначить выборы нового Митрополита. А в дальнейшее время компетентные органы должны озаботиться строжайшим расследованием обстоятельств, предшествовавших и сопутствовавших осиротелости епархий, брошенных бежавшими пастырями и архипастырями, продолжающими до сих пор использовать свое церковное положение в целях не церковных, для справедливого их осуждения.

Итак, в сознании своего нравственного долга, мы обращаемся ко всем верным чадам Православной Украинской Церкви с призывом быть законопослушными и лояльными гражданами нашего Советского Государства. Пусть наша государственная власть мирно и спокойно творит свою задачу  развития всех сил страны и неуклонный подъем экономического благосостояния трудящихся масс города и деревни. Мы же, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, вознося ежедневно заповеданную нам молитву к Отцу нашему Небесному, "Отче Наш" - будем стремиться привлекать ко Христу всех наших братьев, верующих, своею молитвою и примером добродетельной жизни.

Поступая таким образом, мы будем тоже приносить пользу государству: человек, воспитанный в верности обетам, данным им при крещении, послушное чадо Святой Церкви, богобоязненный и высоконравственный, всегда будет честным, благонадежным, полезным гражданином государства земного.

      Дерзаем закончить сие наше послание словами Св. Апостола Павла:
"Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Бог же мира да усовершит Вас во всяком добром деле к исполнению воли Его, производя в Вас благоугодное Ему через Иисуса Христа; Ему слава во веки веков. Аминь" (Евр. ХIII:18, 21).  
       Смиренный Митрополит Михаил ЭКЗАРХ Украины.    4/17 ноября 1927 г. г. Харьков»
  Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 68.  Типографский экземпляр. Выходные данные: Харьков. Укрголовлiт. Типография "Украинский рабочий".  Тираж 5 000 экз.
  А. Мазырин, О. Косик.  Вслед  за июльской  декларацией. Стр. 304-312.


4/17 ноября
     Циркуляр НКВД РСФСР по поводу отказа в регистрации местных органов церковного управления и одновременно «непрепятствовании» их деятельности.
Текст:
«ЦИРКУЛЯР
Народного комиссариата внутренних дел РСФСР (по ЦАУ)
г. Москва № 415/74 17-го ноября 1927г.
Всем краевым, областным и губернским административным отделам Копия: краевым, областным, губернским исполнительным комитетам.              
   О епархиальных управлениях  т.н. Сергиевского Синода.
Вследствие поступающих с мест запросов  о регистрации т.н. епархиальных управлений тихоновской ориентации в связи с оформлением т.н. Сергиевского Синода, НКВД РСФСР, по согласованию вопроса с ОГПУ, считает необходимым сообщить, что в настоящих условиях следует воздержаться от выдачи каких-либо справок о регистрации т.н. епархиальных управлений или о принятии к сведению списков членов этих организаций. Однако в тех случаях, когда по обстоятельствам времени и места кой-где могут возникнуть епархиальные управления, Административные отделы, не регистрируя таковых, вместе с тем не должны и препятствовать их функционированию.
ЗАМНАРКОМВНУДЕЛ РСФСР           Егоров
ВРИД. начальника Центрального
административного управления -
Начальник милиции республики           Кацва»
                              ЦГАОР. Машинописная копия.      М. Одинцов. Диспут №2,стр.202

Ноябрь

Появление приходов в Ленинграде, не поминающих имя митр. Сергия за богослужением. Снычев   
24 ноября/7 дек.

Послание Константинопольского Патриарха Василия III митр. Сергию.
«Известие, что и Ваши дела получили благополучное разрешение, что касается отношений к гражданской власти... доставило нам большое удовольствие. Надеемся, что это правильное направление будет способствовать пользе... целой и единой Русской Церкви, но никак не одной из ее частей, на которые Она теперь находится разделенной (имеется в виду обновленчество - Л.Р.)... Ответственность за прошлое тяготеет одинаково на многих и никто не может сбросить ответственности с одного на других...»                   Губонин

24 ноября/7 дек.

Послание   Константинопольского   Патриарха  Василия III обновленческому Синоду с сообщением о получении им письма митр. Сергия Нижегородского об узаконении возглавляемой им части Церкви и с выражением надежды на примирение враждующих и созыв общего Собора с участием обеих частей Русской Церкви.
                                                    Тульские  Еп. Вед. (обн.) 1928, № 1-2

1927
Нелегальное монашеское поселение в труднодоступном селении Псху (Абхазия)
Сергiй Шумило:


По сведениям ОГПУ, к началу 1927 года в районе Псху и озера Рица насчитывалось до 400 монахов. Только за два года, с 1928 по 1930 год, в долину Псху прибыло 214 человек, из них 188 монашествующих. Монахи селились по нескольку человек в келлиях в окрестностях хуторов, в труднодоступных лесистых местах; некоторые келлии объединялись в скиты. Были иноки, которые подвизались в пещерах и скалах. Пропитание добывали, возделывая огороды; проводили трудовую, молитвенную жизнь при «строжайшей монашеской дисциплине». В 1926 году на Псху было 12 священников, которые служили в 8 храмах, в т. ч. «потайных», подземных; богослужение совершалось и под открытым небом в лесу.

В результате таких настроений по советской России стала распространяться легенда, что «есть долина Псху, где нет советской власти». Потому сюда и устремились многие гонимые пастыри и монахи-«тихоновцы», среди них и бывшие афониты. В частности, здесь было немало иноков, что вернулись на Родину с Афона перед началом Первой мировой войны. Промыслом Божиим им суждено было в годы богоборческих гонений хранить очаги православия, нередко совершая свое служение в условиях подполья и катакомбной пастырской деятельности. Все они находили в районе Псху приют и укрытие.

Одно время здесь тайно скрывался и новосвященномученик Аркадий (Остальский), епископ Лубенский, который в 1926 г. сбежал из ссылки (расстрелян в 1937 г.). Окормлял ново-афонских изгнанников «тихоновский» епископ-исповедник Валаам (Лазаренко) Майкопский, тайно служивший в скиту в урочище Пcху (был выслежен чекистами и расстрелян в Майкопской тюрьме в 1930 г.).

Разгром чекистами нелегального центра новоафонского монашества в поселке Псху припал на 1930 год.
На этом сайте http://www.regels.org/New-Aphon-Martyrs.htm
Источник: Новомученики Ново-Афонские Сергий Шумило
http://afonit.info/biblioteka/russkij-afon/novomucheniki-novo-afonskie






--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------