1 августаРечь
Сталина на объединенном Пленуме ЦК и ЦКК, в которой, в частности, говорится о
желательности прихода фашистов к власти в Германии:
«Именно тот факт, что капиталистические правительства фашизируются, именно этот факт ведет к обострению внутреннего положения в капиталистических странах и к революционным выступлениям рабочих...»
Речь впервые опубликована в:
Собр. соч. 1952 г. Т.10,стр.49
Крупнейший исследователь деятельности и личности Сталина
А. Авторханов утверждает, что Гитлер – "затаенный кумир его сердца",
"такой же фанатик власти, как и он"
(А. Авторханов. Технология власти. Франкфурт/Майн, 1974, стр. 280).Комментарий
В. Резуна (Суворова): «Роль Сталина в захвате власти фашистами огромна... Я приведу только мнение Льва Троцкого, высказанное в 1936 году: "
Без Сталина не было бы Гитлера, не было бы Гестапо!"
В 1927 году Сталин объявил о том, что Вторая империалистическая война, совершенно неизбежна, как неизбежно и вступление Советского Союза в эту войну. Но мудрый Сталин не хочет войну начинать и быть ее участником с первого дня: "Мы выступим, но
выступим последними, чтобы бросить на чашу весов гирю, которая могла бы перевесить" (т.7, с.14).
Начиная с 1927 года, Сталин всеми силами (правда, публично этого не показывая)
поддерживает фашистов, рвущихся к власти. Когда фашисты придут к власти, Сталин всеми силами будет их
толкать к войне. 1927 год – это год, когда Сталин окончательно и прочно занял место на самой вершине власти.
1927 год – это тот год, когда Сталин сделал окончательный вывод о неизбежности Второй мировой войны, о решительной борьбе с социал-демократическим пацифизмом, который тормозит начало войны, о
поддержке рвущихся к власти фашистов, которых следует затем уничтожить. 1927 год – это начало индустриализации СССР. Сверхиндустриализации. Супериндустриализации. Индустриализация планировалась пятилетиями, и первая пятилетка началась именно в 1927 году. Зачем пятилетки были нужны, можно судить по такому факту. В начале первой пятилетки в Красной Армии было 92 танка, а в конце ее – более 4000. Но все же военный крен в первой пятилетке еще не был так заметен. Главное внимание уделялось не производству вооружения, но созданию индустриальной базы, которая затем будет вооружение выпускать».
В. Суворов. Ледокол. М. 1993, стр.25-26, 34
АвгустСсылка тяжело больного
митр. Петра в зимовье – 200 верст от Обдорска на берегу Обской губы.
1. Архив док.
2. Дейбнер 19 августа Сопроводительная статья к опубликованной в газете
«Известия» Декларации митрополита Сергия:
«Только наиболее тупые и заскорузлые представители духовенства неспособны были понять и видеть, что политическое равнение по пастве, по трудовому народу необходимое условие сохранения за церковью того, у нее еще осталось, и прежде всего сохранения тех доходов, которые простодушная паства еще им доставляет».
Среди церковников //Известия ВЦИК. 1927 г. № 188 (3122). 19 авг. 10/23 авг.Телеграмма митр. Евлогия о согласии на подписку лояльности.
ЖМП, №6. 1931. 16/29 августаПисьмо
Д. Мережковского и З. Гиппиус митрополиту Евлогию с просьбой не подписывать присланного митр. Сергием обязательства о лояльности Советской власти.
Текст письма:
«Владыка,
умоляем Вас не подписывать присланного Вам митрополитом Сергием обязательства подчиняться Советской власти. Дело тут, конечно, вовсе
не в "политике", а в чем-то неизмеримо более важном.Мы твердо уверены, что так же думают и чувствуют множество верующих во Христа и любящих Православную Церковь. Статья в "П.Н." (газета "Последние Новости" – М.О.) о необходимости подчинения Советской власти нас всех глубоко возмутила. Еще раз умоляем и заклинаем – не подписывайте. С глубоким уважением и преданностью.
Д. Мережковский, З. Гиппиус»
ЦГАОР. Автограф. М. Одинцов. Диспут №2, стр. 18З-184
26 авг./8 сент.Акт Карловацкого Собора с подтверждением решений Арх. Синода от 13/26 янв. 1927 г. о запрещении митр. Евлогия в священнослужении, с дополнительным пояснением, что "богослужения его безблагодатны, таинства, им совершаемые, не таинства, а совершаемые им хиротонии неканоничны". Запрещение викариев Зап.-Евр. епархии: арх. Владимира и еп. Сергия. Непризнание этого акта митр. Евлогием.
"Китеж". 1927, № 8-12, стр. 56 31 авг./13 сент.Постановление сергианского Синода о переводе
митр. Иосифа на Одесскую кафедру.
Снычев 31 авг./13 сент.Письмо митр.
Евлогия (№ 1823) с просьбой о самостоятельном управлении.
Письмо митр. Евлогия (№ 1824) о разногласиях с карловчанами.
ЖМП. №6. 1931. 5/18 сентября Постановление Архиерейского Собора Русской православной церкви
за границей («карловацкой») по поводу декларации митр. Сергия.
Из текста постановления:
«Во всестороннем обсуждении … собор архиереев признал следующие положения:
1.Послание заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия и Временного патриаршего Синода составлено не свободно, а под сильным давлением безбожной советской власти.
2.Послание преследует недостижимую цель – установить союз между безбожною большевицкою властью и православной церковью и, следовательно, сделать ее орудием этой власти не только в пределах страждущей России, но и за границей.
3.Послание имеет в виду установить союз Святой православной церкви с властью, разрушающей и церковь, и всякую религию, и нашу родину, и союз столь тесный, что "радости и успехи" советской власти признаются в нем "радостями и успехами церкви" и "всякий удар, направленный против советской власти, как удар, направленный на церковь".
4.Послание вызовет
новую и тяжкую смуту и разделение в нашей церкви и даст повод опасаться за чистоту православия в России.
5.По своему содержанию послание не архипастырское, а чисто политическое и посему не может иметь церковно-канонического значения. Хотя церковь должна быть выше политических страстей и партийности, но она не должна быть совершенно безучастна к политическим вопросам государственной жизни. Церковь должна не только благословлять христианскую политику государства, но и борьбу его с противо-христианскими, а тем более с безбожными началами, тогда как послание благословляет противохристианскую политику.
6.В самой редакции послания чувствуется рука врагов церкви...
7.Постановление Временного патриаршего Синода
"об увольнении от должностей" и "об исключении из клира, находящихся в ведении Московской патриархии", архипастырей и прочих священнослужителей, если они откажутся подписать присланное обязательство о лояльности к советскому правительству, есть превышение власти и противоречит канонам...
Определили:
1.Заграничная часть Всероссийской церкви отселе должна прекратить
административные сношения с Московской церковною властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею ввиду порабощения ее безбожной советскою властью, лишающею ее свободы в своих волеизъявлениях и канонического управления церковью.
2.Чтобы освободить нашу иерархию в России от ответственности за непризнание советской власти заграничною частью нашей церкви впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей церкви от гонений безбожной советской власти,
заграничная часть нашей церкви должна управляться сама, согласно священным канонам, определениям Священного Собора Всероссийской Поместной православной церкви 1917-1918 гг. и постановлению Святейшего патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного Совета от 7/20 ноября 1920 года, при помощи архиерейского Синода и Собора епископов под предводительством Киевского митрополита Антония.
3.Заграничная часть Русской церкви почитает себя неразрывною, духовно-единою ветвью Великой Русской церкви. Она не отделяет себя от своей матери-церкви и считает
(видимо: «не считает»? –
Л.Р.) себя автокефальною. Она по-прежнему считает
своею главою патриаршего местоблюстителя митрополита Петра и возносит имя его за богослужениями.
4.Если последует постановление митрополита Сергия и его Синода
об исключении заграничных епископов и клириков, не пожелавших дать подписки о лояльности советскому правительству, из состава клира Московского патриархата, то такое постановление будет
не каноническим. 5.Решительно отвергнуть предложение митрополита Сергия и его Синода дать подписку о лояльности советскому правительству, как неканоническое и весьма вредное для святой церкви как в России, так и за границей».
ЦГАОР. Копия. М. Одинцов. Диспут. №2. Стр.192-193.
14/27 сент. Отзыв
соловецких епископов на "Декларацию".
Из текста отзыва:
«а) Мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и государства...
б) Послание приносит Правительству "всенародную благодарность за внимание к духовным нуждам Православного населения". Такого рода выражение благодарности в устах Главы Русской Православной Церкви не может быть искренним и потому не отвечает достоинству Церкви...
в) Послание Патриархии без всяких оговорок принимает официальную версию и всю вину в прискорбных столкновениях между Церковью и государством возлагает на Церковь...
г) Угроза запрещения эмигрантским священнослужителям нарушает постановление Собора 1917/1918 гг. от 3/16 авг. 1918 г., разъяснившее всю
каноническую недопустимость подобных кар и реабилитировавшее всех лиц, лишенных сана
за политические преступления в прошедшем (Арсений Мацеевич, священ. Григорий Петров)».
Снычев 1927"Необходимые канонические поправки к посланию митр. Сергия и его священного Синода от 16/29 июля 1927 г."
Послание из Соловков
еп. Прилукского Василия (Зеленцова). (Л.Р.: Польский указывает, что текст составляет 10 страниц петитом на машинке и имеется за границей. Это послание имеется также в архиве митр. Мануила, согласно ссылке Снычева –
без указания автора. У нас полного текста нет, приводим лишь окончание послания, приведенное у Польского). «...Подведем итоги сказанному:
1.Каноническая законность Всероссийского Православного Поместного общецерковного Собора 17-18 гг. признана всеми православными церквами и не встречает возражений даже со стороны отщепенцев от Всероссийской Православной Церкви, отклонившихся от нее в революционное время.
2.Постановление этого Собора от 2/15 августа 18 г.
(еп. Василий, видимо, ошибся –
дата постановления по всем другим источникам 3/16 августа –
Л.Р.) содержит в себе отказ Всероссийской Православной Церкви вести впредь церковную политику в нашей стране и, оставив политику частным занятием членов Церкви, дало каждому члену нашей Церкви свободу уклоняться от политической деятельности в том направлении, какое подсказывает ему его православная совесть; причем
никто не имеет права принуждать церковными мерами (прямо или косвенно) другого члена Церкви к чьей-либо политике. (выд. - ЛР) 3.Т.к. это постановление Всероссийского Собора не о мелких подробностях церковной жизни, собрания постановлений которых может изменить и исполнительная власть церковная, если потребуется изменение пользой для Церкви (как это всегда бывало во Вселенской Церкви, согласно с Филип. 3: 16) – но установило самый принцип (основное правило) отношения Всероссийской
Церкви к политике в нашей стране на будущее время, – то отменить или изменить это соборное постановление имеет право только новый Всероссийский Поместный Собор православный (епископский или общецерковный); а пока Всероссийский Поместный Собор его не отменит, все члены и все учреждения Всероссийской Православной Церкви должны соблюдать это правило в точности.
4.Поэтому, во-первых, ни Всероссийский Патриарх, ни его Заместители и Местоблюстители, и вообще никто во Всероссийской Православной Церкви не имеет канонического права назвать свою или чужую политику церковной, т.е. политикой Всероссийской Церкви как религиозного учреждения, а должны называть свою политику только своей лично или групповой политикой.
5.Во-вторых, никто во Всероссийской Православной Церкви не может принуждать (прямо или косвенно) церковными мерами другого члена церкви примыкать к чьей-либо политике, хотя бы и патриаршей.
6.Политика же митр. Сергия и его синода, как и политика почившего Патриарха Тихона, как и политика Карловацкого Собора, суть только их личные и групповые политики, а не церковные политики и ни для кого не обязательны, и никто не имеет права канонического принуждать церковными мерами кого-либо примыкать к какой-либо из этих политик.
7.Стараниям митр. Сергия и его св. Синода добиться от гонящих Всероссийскую Православную Церковь большевиков мирного отношения к ней Церковь не может не сочувствовать, ибо христианам заповедано от Бога – "если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми" (Рим. 9:18). Но Христос разрешает Церкви принять от митр. Сергия и его св. Синода только такое примирение с гонителями ее, большевиками и их советской властью, которое действительно будет миром Христовым, т.е. миром такого содержания и качества, каких требует Христос, сказавший: "Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его", а не земного благополучия и безопасности, всякий иной мир безусловно запрещен Церкви Христом на веки и вечность (Ин. 14: 27).
8.К сожалению, эта попытка митр. Сергия и его св. Синода не только не дает нам еще Христова мира с большевиками, но пока не дает и надежды на такой мир, и то не по одному лишь упорству большевиков во вражде к Православной Церкви, но и потому, что попытка митр. Сергия и его Синода начата ими и движется вперед не по каноническим рельсам, следовательно, не по пути церковной правды. Есть еще и другие недочеты в ней с церковной точки зрения, о которых скажем в другой раз, если Бог даст возможность сказать. Требуется немедленно ввести эту попытку митр. Сергия и его св. Синода в каноническое русло церковной правды, и прежде всего заявить большевикам, что только Всероссийский Поместный Собор Православных епископов (одних или расширенный участием клириков и мирян в форму общецерковного Всероссийской Собора) вправе говорить о политике и совершать какую-либо политическую деятельность от имени нашей Церкви.
Простите нашу худость, отцы и братия, сестры и чада о Господе, и помолитесь
о моих грехах. Милость Господня да радует всех нас непрестанно, возлюбленные. Господь Бог говорит каждому, имеющему уши, чтобы слышать:
"Будь верен Мне до смерти и дам тебе венец жизни. Боязливых же и неверных Мне участь в озере, горящем огнем и серою" (Откр. 2:10; 21: 8).
Худостный Епископ Василий Прилукский 1927 г. Остров Соловки».
Польский. Т. 2 стр. 46-47 15/28 сент.Письмо митр.
Иосифа митр. Сергию с признанием незаконности перевода на Одесскую кафедру.
Снычев
24 сент./7 окт.Письмо митр.
Сергия митр. Евлогию
(отказ в предоставлении автономии).
ЖМП, № 6,1931
20 сент./З окт.Доклад еп. Петергофского
Николая (Ярушевича) о волнениях в Ленинградской епархии в связи с переводом митр. Иосифа.
Снычев 29 сент./12 окт.Постановление митр.
Сергия и Синода, подтверждающее перевод митр. Иосифа в Одессу. Временное управление Ленинградской епархией митр. Сергий берет на себя.
Снычев 3/16 окт.Открытое письмо
митр. Евлогия митр.Сергию по поводу требования о подписке в лояльности к советской власти.
Из текста:
«Церковная власть не может никому навязывать политических программ или стеснять свободу политических убеждений... Наша принадлежность к Русской Православной Церкви не может служить основанием для предъявления к нам, эмигрантам, требования "лояльности", то есть законопослушности по отношению к советской власти, как это требование, естественно, предъявляется к советским гражданам.
Я обязуюсь твердо стоять на установившемся уже у нас, согласно заветам Святейшего Патриарха Тихона, положении о
невмешательстве Церкви в политическую жизнь (ЛР) и не допускать, чтобы в подведомственных мне храмах церковный амвон обращался в политическую трибуну.
Но если, паче чаяния. Вы не признаете этого моего заявления достаточным и будете вынуждены
исключить (выд. – ЛР) меня и вверенное мне духовенство из состава клира Русской Церкви, то, что же делать, мы с покорностью примем это новое тягчайшее испытание, и тогда благословите нас, согласно ранее выраженному Вами указанию, на
временное самостоятельное (автономное) существование в странах инославных и на подчинение Поместным Православным Церквам в странах православных».
Газета "Последние Новости" (Париж.16.09.27г.) М.
Одинцов. Диспут №2, стр.190-191 ОктябрьВторой Собор
Всеукраинской Церкви ("липковской").
Рассказывает прот.
Кирилл Фотиев:«Второй "собор" "Всеукраинской Церкви" состоялся в октябре 1927 г. и к этому времени во главе движения самосвятов встал "епископ" Николай Борецкий. Подробности о составе и деятельности второго "собора" до нас не дошли. Мы можем лишь утверждать, что идеология самосвятов осталась неизменной, если судить по той программе, которую, в связи с созывом второго "собора" объявили Борецкий и "архиепископ" Константин Кротович. По этой программе "Всеукраинская Православная Церковь" ставила перед собой следующие задачи: 1) Отделение Церкви от государства, 2) Участие всего народа в деле управления Церковью ("соборноправство"), 3) Украинизация Церкви, 4) Усиление христианского влияния на народный характер, 5) Автокефальность украинской Церкви, 6) Объединение всех церквей.
Несомненно, борьба против липковцев продолжалась все эти годы и велась не только иерархией и духовенством, но и простым верующим народом, из недр которого родилось и само презрительное название липковцев – "самосвятами".
Самосвятство оставалось и впредь самым сильным обвинением, которое сознание верующего народа предъявляло "Всеукраинской Православной Церкви". Безусловно, наибольшую неприязнь верующее население должно было испытывать к самозваным архиереям. Попытка освободиться от этого обвинения чувствуется и в деятельности "собора" 1927 г.
Но, по сравнению со всеми предшествующими выступлениями липковцев по этому вопросу, "собор" 1927 г. внес новые положения. Если вся реорганизация церковной жизни была направлена липковцами на практическое принижение значения епископата, за счет усиления "соборноправности", то "собор" 1927 г. открыто развивает учение о двухстепенной церковной иерархии.
Сущность аргументации "собора" сводится к следующему: основанное Богом и введенное апостолами церковное служение разделяется на две степени – низшую, включающую в себя диаконское служение, и высшую, епископскую которая одновременно может считаться пресвитерской. Носители этой второй степени церковного служения являются наследниками апостолов и носителями благодатных даров. Развитие этой второй ступени и выделение из нее епископата представляет собой чисто историческое явление в смысле даров благодати любой сельский
священник ничем не уступает епископу Константинополя или Рима. "Церковь Христова не утратит ничего из своей благодатной жизни, если, под влиянием известных изменений исторической жизни, вернется обратно к простому священническому служению, при котором епископ ничем не отличается от священника, а священник от епископа".
Эта же тенденция к нивеляции чувствуется в словах «собора» об управительных
органах Церкви:
"Украинская Автокефальная Православная Церковь всенародно-соборноправна т.е. правит сама собой в органической связи с Главой Церкви, Господом нашим Иисусом Христом при содействии животворящей силы Св. Духа»".
Мы можем с большой долей вероятности утверждать, что "собор" 1927 г. был последним крупным выступлением
липковцев в России. Несомненно, отдельные приходы существовали, так же как и обновленческие приходы, но роль их в жизни Церкви незначительна и даже едва заметна».
Фотиев. Стр. 58-59. 8/21 окт. Указ
митр. Сергия и Синода о форме поминовения за богослужением:
«Ввиду существующего ныне разнообразия поименного поминовения правящих иерархов и для избежания недоразумений, возникающих иногда из того обстоятельства, что Местоблюстителя поминают и последователи ВВЦС, не признающие нынешнего его Заместителя, которому, между тем, в его ответственном служении особенно необходимы молитвы церкви, предложить Епархиальным Преосвященным указать подведомому им духовенству, что впредь до нового распоряжения по сему предмету Высшей Церковной Власти или будущего Поместного Собора, на все ныне длящееся время междупатриаршества, во всех подлежащих случаях за Богослужением следует, – придерживаясь текста Служебника и других богослужебных книг, – возглашать:
“О Святейших Патриарсех православных, о Патриаршем Местоблюстителе Митрополите Петре, о Преосвященном Митрополите Сергии и о Преосвященном Митрополите (Архиепископе или Епископе) нашем (имя-рек), (чья епархия или кто ею управляет в данное время), а в уездах – и о Преосвященном Епископе нашем (викарном, коему церкви уезда подчинены) ”;
а на ектениях, сверх того, согласно Апостольскому наставлению (1 им. 2:2) и постановлению в Бозе почившего Святейшего Патриарха и бывших с ним иерархов, составлявших патриаршее Управление, возглашать на великой ектении:
“О стране нашей и о властех ея Господу помолимся”;
на сугубой:
“Еще молимся о стране нашей и о властех ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте”.
О чем для должных распоряжений по епархиям послать Епархиальным Преосвященным циркулярные указы.
8/21 октября 1927 г., №549.
Заместитель Патриаршего Местоблюстителя
Сергий М. Нижегородский
Управляющий делами Париарш. Свящ. Синода
Сергий, Епископ Серпуховский».
Архив УФСБ РФ по Тюменской обл.
Типографский экземпляр на бланке, предназначенном для рассылки
архиереям.
Внизу листа выходные данные:
«Изд. Митрополита С. Страгородского. Москва. Главлит № А-100.
18-я тип. Мосполигр. Им. М.И. Рогова. Тираж 20 000 экз.»
Опубликовано: Новое время (Белград). 1928. 10 апр. №2082. А. Мазырин. О. Косик. Вслед за июльской декларацией\\Богословский сборник. Св.-Тих. Ин-т. Вып. IX. М. 2002. Стр.300-303. 8/21(?) окт.Послание
Патриарха Иерусалимского митр. Сергию с благословением ему и его Синоду.
Губонин
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------