Проф.- прот.
С. Булгаков (14/27 апреля 1925 г., Прага):
«Дело и страдания Патриарха Тихона столь огромны, столь единственны в своем роде, что ускользают от холодного и равнодушного взгляда. Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Слова изнемогают и отказываются служить, присутствуя при этом Гефсиманском борении и видя этот Голгофский путь, и
только любовь и благодарность стремятся излить себя в словах.
Лишь немногие лица в Церкви столь трагичны в своей земной судьбе и в то же время столь явно отмечены особым помазанием божественного избранничества. Век, слабый верой, ищет знамений, но знамения не дадутся тем, кто не хочет видеть или слышать.Но для тех, кто имеет глаза и уши, наше время полно великих чудес, и из этих знамений и чудес одним из самых поразительных, как великая милость Божия к Русской Церкви в дни гонений и горя, был Патриарх Тихон.
...Когда из трех кандидатов, намеченных Московским Собором, жребий, брошенный перед иконой Владимирской Божией Матери, указал одного – все с радостным облегчением увидели перед собой ясного и кроткого, благостного и смиренного Тихона. И все, вне зависимости от того, желали они восстановления Патриаршества, или боролись против него, приняли и полюбили Святейшего Тихона. И это наименование "Святейший", столь долго не бывшее в употреблении, стало привычным и дорогим, как бы собственным именем нового Патриарха. Личность Патриарха Тихона, казалось, заключала в себе все те черты, которые особенно присущи Православию и русскому старчеству в особенности: смирение духа с полным отсутствием личных претензий или гордости, кротость, голубиная чистота вместе с детской ясностью и радостью о Господе... Эта кротость была не только даром природы, но духовным плодом мира и радости о Духе Святе, так же, как и его удивительная способность защищать себя веселой шуткой или добродушным смехом в то время, как большинство людей были бы полны обиды и негодования, есть та детская простота, обладание которой необходимо, чтобы войти в Царство Небесное. Здесь мы имеем высшую мудрость любви, которая не имеет своего и не радуется неправде, но сорадуется Истине, которая все переносит, всему верит, на все надеется. И этот дар дарован был Божиею Матерью Своему избраннику, посланному на великие испытания. Вот почему одно существование Патриарха уже исполняло людей радостью и утешением; сердца смягчались и улыбка появлялась на губах в то время, когда людям вообще не легко быть радостными. С самого начала Собор и народ любили своего Отца. Здесь осуществилось то отношение между Пастырем и пасомыми, которое характерно для Православной Церкви, отношение не страха или строгой дисциплины, но отношения любви – любви в послушании и послушания в любви.
Кормчий Русской Церкви встал за руль в тот самый момент, когда разразился ураган, разрывая паруса и ломая мачты. Черные тучи антихристова гонения за веру уже заволакивали небо, когда Патриарх, неся в руке жезл Святителя Петра, митрополита Московского, взошел на древний Престол. В это время не место было неведению или легкомыслию. Только глядя прямо в лицо свирепого и безжалостного врага, только с полным самообладанием и полной готовностью принести себя в жертву было возможно взойти на Престол Патриархов... Умереть прежде смерти, осуществить Гефсиманское самоотречение:
"Да будет воля Твоя!". Жертва должна покорно покориться принесению себя в жертву, как и пророк сказал, предзря Жертву из жертв – Сына Божия, распятого за грехи мира: "Как овца веден Он был на заклание и как агнец перед стригущими Его безгласен". Образ этого Агнца запечатлелся на Святейшем Тихоне с первых дней его служения.
То, что произошло в нем, – смерть еще до смерти, прохождение через огонь жертвенного очищения, – оставило неизгладимые черты на его духе; он был закален и вырос духовно, как никто другой. То была особая царственная свобода с полным отсутствием страха за свою судьбу. Каждый ощущал радость в присутствии Патриарха, т.к. он не знал страха, хотя и был окружен постоянной грозящей опасностью. Даже мужественные сердца подчас испытывали тайный страх, но он оставался ясным и светлым, даже когда находился на волосок от смерти, потому что уже с первых дней палачи русского народа жаждали его крови. Я даже скажу больше: было ясно, что Патриарх даже стремился быть принесенным в жертву за свой народ, казалось, им руководит тайная мысль, что его смерть может быть выкупом за свободу народа. Но ему не было дано стать мучеником в эти первые бурные месяцы. Его уделом был не короткий и блаженный момент мученичества, но долгий и суровый Крест исповедничества вместе с подавляющим и невыразимым бременем ответственности, явно превышающей силы слабой природы человека...
В первые месяцы после восстановления Патриаршества происходило множество печальных заупокойных служб, оглашаемых слезами и криками страдальцев, которым не было возможности помочь. В то же время началось истребление духовенства в его как высших, так и низших рядах, и разлился поток безбожия и разврата, заставлявший вспоминать допотопное человечество...
Несомненно, Патриарх не мог изменить своего отношения к духу безбожия и антихристианства в советском правительстве. В начале своего правления он осудил этот дух перед лицом всего мира, и он никогда не отрекался от этого осуждения, да и не мог отречься. В первые годы, когда никто не верил, что эта чудовищная и неестественная форма правления будет долговременной, Патриарх был готов принести в жертву свою жизнь за освобождение страны. Но когда длительный и хронический характер этой болезни русского государства (которая есть также болезнь и русского духа) стал очевидным, он понял необходимость учитывать это обстоятельство и подчиниться фактам, подобно тому, как ранние христиане подчинились факту правления Нерона. И это тем более, что его внимание было теперь сосредоточено на борьбе с "Живой Церковью". Это необходимое сужение фронта нашло выражение в известном примирительном заявлении по отношению к Советской власти. И так как мы не в состоянии отличить правду от лжи в этом царстве лжи и подлогов, то благоразумнее судить не по самому тексту документа, опубликованного от имени Патриарха, но по общему направлению событий. Эти уступки Патриарха мы должны рассматривать,
как его последнее пастырское самопожертвование для благополучия своего духовного стада: вместо венца мученичества, бесчестие и унижение мира с теми, кому на время было дозволено мучить нашу страну. Будем откровенны: в другом человеке такое поведение было бы предосудительным, но исходя от Патриарха, оно было воспринято народом в его неизменной любви: любовь все переносит, всему верит, на все надеется, все терпит (1 Кор. 13).
Патриарх был ангелом Русской Церкви в дни испытаний. Он был хранителем и стражем достоинства верховной власти и свободы Церкви.
Он учил нас видеть в Ней высшую и абсолютную ценность, которая не может быть подчинена каким бы то ни было практическим соображениям, как бы высоки они ни были, подобно тому, как нельзя менять первородство на чечевичную похлебку. Его вдохновляла идея Церкви, чистой и непорочной. Патриарх был хранителем чистоты веры и неодолимости церковного здания, ограждая Церковь одновременно от националистических страстей и от социалистической демагогии.
При начале нового высшего церковного управления в 1918 г., в то время, когда Патриарх и все члены Собора были в большой опасности за свою жизнь, – он открыл первое заседание словами:
"Мы живем в радостное время, мы видим осуществление идей соборности..." Патриарх охранял Церковь от отождествления с белым движением, т.к. это движение не выражало желаний большинства народа, который не исцелился от болезни большевизма. Он охранял Церковь от слишком тесной связи с какой бы то ни было политической группировкой, как стало явно после Карловацкого Собора эмигрантских Церквей. Он охранял Церковь от поглощения зловещими элементами "Живой Церкви", которые стремились сделать ее послушным орудием советского правительства. Борьба против "Живой Церкви" была борьбой за Церковь, за Ее достоинство и свободу, за чистоту непорочной Невесты Христовой.
Опасность до сих пор продолжает существовать, т.к. из острой фазы она перешла в хроническую, а социалистическая фальсификация христианства будет продолжаться. Но главная волна разбилась. В открытой борьбе с Церковью "Живая Церковь" была побеждена, и Патриарх вышел победителем, сильный верой и доверием к народу, хотя и заключенный в тюрьме. Трудно предположить, как безнадежно было бы положение Русской Церкви, если бы злоба живоцерковного движения не разбилась бы об эту скалу.
В Патриархе Русская Церковь потеряла живой символ церковного единства, а русский народ – образ национального единства... Ныне Моисей отозван, не увидев обетованной земли, и его народ оставлен без вождя в пустыне. Кого-то воздвигнет Господь, чтобы занять его место?
Восшествие на Патриарший Престол было для Патриарха восшествием на Крест. Он был возведен в это высшее достоинство, чтобы Он мог нести Крест служения. Ныне он молится за народ страдающий и ослепленный, чтобы он стал верным, чтобы он смог сохранить в чистоте святое сокровище Православия, чтобы он мог возлюбить Бога более, чем свою собственную жизнь. Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей Главе, как Она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний. И во всем христианском мире нет имени, которое повторялось бы с таким уважением, как имя Главы Русской Церкви. Оно выполняет апостольское служение Вселенского Православия. Этот тихий и мягкий свет привлекает к себе и покоряет. И Патриарх выполняет всемирное дело проповеди Православия, он призывает всех к единству под его сень. И это его дело приносит и будет приносить духовные плоды, хотя и неведомые миру. Разве это не чудо Божией благодати к Русской Церкви, что Ей была дарована подобная духовная сила во всех Ее земных уничижениях!
И святое имя, которое венчает Ее в дни испытаний, есть имя мученика в Церкви, терпящей мучения, отца его недостойных детей, Святейшего Патриарха
Тихон»
"Славянское Обозрение", (англ.), т.IV. № 10, Лондон, июнь 1925 г. Сб. док. 2 В.В. Шульгин о похоронах Патриарха Тихона (со слов очевидца):
«Я выслушал от Петра Яковлевича рассказ участника и очевидца того, как хоронили Патриарха.
Это началось здесь и шло на много верст вот по всей той дороге, по которой мы только что ехали. Тут были сотни тысяч людей. Царил полный порядок. Когда вынесли гроб, было так тихо, что все свечи горели. И этого нельзя было рассказать.
Да, эти вещи не передаются. Их только можно почувствовать. Я почувствовал, что это было нечто такое, что потрясло на всю жизнь всех, кто это видел. Это был какой-то психический ток необычайной силы. Огромное количество людей соединилось одновременно в одном чувстве, и чувстве высоком. Это не могло пройти без последствий. Эта грандиозная волна куда-то побежала и что-то сделала. И она даст какие-то результаты. Но какие, в настоящее время наше сознание еще бессильно перед этими проблемами. Мы объясним это себе совершенно иначе и не сможем связать то, что произойдет, может быть, еще не скоро, с этими похоронами тишайшего Тихона.
Когда камень падает в воду, от него идет круг. Круг бежит далеко и доплеснется до всех берегов озера. Когда Патриарх лег в гроб, белая волна побежала во все стороны. Она забежала в самые различные уголки и везде что-то колыхнула».
В.В. Шульгин. "Три столицы". 1927г., Берлин 30 марта/12 апр.Торжественное
погребение Патриарха Тихона в Донском монастыре.
Оглашение завещания Патриарха о Местоблюстителе, согласно которому, ввиду отсутствия митр. Кирилла и митр. Агафангела, обязанности Патриаршего Местоблюстителя возлагаются на митр. Петра.
Подписание заключения о вступлении митр. Петра в должность Патриаршего Местоблюстителя 60 архиереями, прибывшими на погребение.
Послание митр. Петра о принятии на себя Патриарших прав и обязанностей, в соответствии с распоряжением Патриарха Тихона и "согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви".
Губонин 29 марта/11 апр.Обращение обновленческого Синода, по поводу смерти Патриарха Тихона, с призывом к объединению на предстоящем Соборе осенью 1925г.
1. Известия 1925, 15 апр.
2. ВСС 1925, № 2 Весна
1925Публикация статьи обновленца Н.Г. Попова "Москва или Иерусалим" в связи с предстоящим Вселенским Собором.
ВСС 1925, № 2
1/14 апр.Визит митр. Петра и митр. Тихона Уральского в газ. "Известия" для передачи последнего воззвания Патриарха Тихона.
Известия 1925, 15 апр.
2/15 апр.Опубликование в газ. "Известия" воззвания
Св. Тихона и статьи А.И. Межова "По поводу тихоновского завещания".
Из статьи Межова:
«Советская власть проявила великодушие, свойственное только сильным. Стоило Тихону отказаться от подстрекательства к активным контрреволюционным выступлениям, стоило ему заявить о своей лояльности по отношению к Советской власти, как (удобное преследование против него было приостановлено.
На Тихона несомненно произвела глубокое впечатление религиозная политика Советской власти.
Завещание Тихона бьет прямо в лицо клевете, упорно распространяемой врагами русского народа, и вскрывает ее истинную цену. С этой точки зрения завещание Тихона будет иметь международное значение, поскольку оно наносит сильнейший удар бессовестным сплетням продажных писак и продажных политиканов о мнимых насилиях Советской власти над совестью верующих и о несуществующих гонениях на религию».
Известия 1925, 15 апр. Весна-летоКатегорический отказ митр.
Петра и "тихоновских" архиереев от участия в переговорах с обновленцами и присутствия на их соборе.
Левитин, т. З МайПопытка группы ленинградского духовенства во главе с О. Николаем
Чуковым к примирению с обновленцами.
Митр. Мануил ("Словарь епископов").
Еп.
Венедикт (Плотников), в изложении митр. Мануила:
«В период подготовки обновленческого собора 1925 г. среди ленинградского духовенства "выявилась левая группа тихоновцев" (Вест. Св. Син., 1926), склонная к примирению с обновленцами. Одним из возглавителей группы был о. Николай Чуков.
В одном из своих писем
(к еп. Венедикту Плотникову
–
Л.Р.) о. Николай Чуков писал, что позиция тихоновских епископов "не отвечает ни заветам Евангелия, ни урокам истории, ни требованиям церковной экономии. В этом отношении обновленцы идут далеко впереди нас и ради мира церковного становятся выше человеческого самолюбия". Себя и своих сторонников, представителей Богословских курсов, о. Николай называл людьми "просвещенных взглядов и широкого кругозора" и считал необходимым принять участие в подготовке к обновленческому собору. Еп. Венедикт ответил о. Николаю Чукову категорическим запрещением продолжать сношения с обновленцами, во избежание большой церковной беды».
Митр. Мануил21 мая/3 апреляЗаседание братства
Святой Софии в Праге, посвященное положению Церкви в России
В.В.Бибихин:Заседание 21 мая 1925 г. в Праге перешло к положению Церкви в России. Оно было названо безысходным. Церковь в стране оказалась настолько привязана к власти, что у нее не осталось даже своего голоса: непонятно, чей голос слышался в так называемом завещании, подписанном якобы Патриархом. Оказалось, что единовластие в согласии с Церковью обеспечивало ее единство, а когда Церковь осталась одна, она естественно распадается на автокефалии еще до осознания и официального оформления раскола. Булгаков на этом заседании отметил:
Фактически мы имеем здесь настоящую автокефалию. Если бы, например, какая-либо из митрополитских или епископских кафедр в эмиграции стала свободной – разве было бы послано ходатайство митр. Петру о ее замещении? Нет, она была бы самостоятельно замещена здесь. (выд. ЛР)
Булгаков применяет многозначительный термин Антона Владимировича Карташева (1875-1960) для этой фактической автокефалии: "мы с церковной Россией – в разном подданстве". Теоретически и канонически подданство для Церкви, как выяснилось в дискуссии о царе, не нужно. На практике политическая корректность, утверждает Булгаков, требует от московской Церкви лояльности "не за страх, а за совесть". "Разное подданство" фатально ведет Православную Церковь к расколу. Причина в органической связи православия с властью. Притяжение церкви, если только она хочет остаться целой, к монархии на том же заседании констатирует Лев Александрович Зандер !1893-1964), философ и богослов:
Верный сам по себе тезис о необходимости освящения власти церковью не означает, что не может быть православной республики, – между тем церковная власть без колебаний присоединяется к монархистам.
Сродство православия и единовластия на заседаниях не разбиралось. Готовность к полному отделению Церкви как чисто духовного
явления от власти из членов Братства Св. Софии показал толькол один Бердяев, но его отрешенность тут же поставила его вне Братства и фактически вне реальной Церкви вестником чего-то совершенно нового:
Духовно чувствовал себя безмерно свободнее и счастливее за 5 лет в Советской России, чем здесь; большевики были совершенно инородны, а внутри была духовная свобода(...) В России религиозно пережил факт русской революции и связанной с нейй катастрофы. Мистически пережил начало норвой жизни. В России нет реставрационной религиозности, она преобладает здесь.
Выйдя из Братства Св.Софии, Бердяев определил его распад. Распад Братства предвосхитил процесс автокефализации, который члены Братства так ясно предвидели.
В.В.Бибихин. Другое начало. Спб. "Наука", 2003. Стр.287-288ИюньЮбилейные торжества в Лондоне по поводу
1600-летия Первого (Никейского) Вселенского Собора (325г.).
В числе гостей – митр.Антоний (Храповицкий).
Рассказывает
митр. Евлогий: «Естественным продолжением экуменического общения было празднование в Лондоне. По инициативе архиепископа Кентерберийского, юбилейного торжества Первого Вселенского Собора.
На торжествах съехалось много приглашенных. В числе гостей два Вселенских Патриарха – Александрийский Фотий и Иерусалимский Дамиан; представитель Константинопольского Патриарха митрополит Германос; русская группа – митрополит Антоний и я; сербский епископ Ириней, болгарский митрополит Стефан, профессор Цанков… Некоторых православных иерархов пригласили приехать за неделю до торжества и возили по всей Англии, показывая наиболее достопримечательные храмы.
Это путешествие по Англии я совершил в сопровождении митрополита Германоса, епископа Вениамина, священника Тимофеева и протодиакона Феокристова. Всюду в церквах нас встречало приходское духовенство, в соборах – епископы. Устраивались процессии, причем собиравшийся во множестве английский народ принимал от нас благословение. Особенно светлое впечатление произвел на меня епископ Фрир (Вальтер) Трурский, епископ-монах, член англиканской монашеской общины Воскресения. Широко образованный церковный писатель, один из самых просвещенных и популярных епископов в Англии, епископ Фрир – горячий сторонник единения Англиканской Церкви с Восточной Православной Церковью.
Во время путешествия по Англии пришлось мне познакомиться и с некоторыми монастырями Англиканской Церкви. Они существуют, несмотря на протестантство. Прежде всего я посетил Келам. Это очень интересное и очень оригинальное учреждение… Богословская наука здесь стоит на высоте, сюда приходят по окончании университета лица, ищущие пастырства… Не отвергаются и развлечения, особенно любимый англичанами спорт.
… Торжественное празднование юбилея Никейского Собора открылось богослужением в Вестминстерском аббатстве, а потом в течение нескольких дней бывали
торжественные службы то в одной, то в другой лондонской церкви, и назначались собрания с лекциями в громадных общественных залах. На одном из таких собраний, в зале на 10 000 человек, выступали с речами митрополит Антоний и я. Только благодаря громкоговорителю можно было нас услышать. Я очень волновался, ибо чувствовал большую ответственность перед такою аудиторией и в такой исторический момент. Я сказал, что наши шаги навстречу друг другу имеют положительное значение, как проявление воли к соединению Церквей, но пока они ограничиваются лишь иерархией и профессорами; окончательная оценка нашей русской экуменической работы принадлежит всей Матери – Русской Церкви, она и будет нас судить – либо благословит, либо в благословении откажет; только тогда русский епископат будет в состоянии пригласить к себе своих англиканских братьев, когда соборное церковное сознание русского народа скажет на наши стремления к единению Церквей "аминь", только тогда дело наше станет крепко, незыблемо…
Основной вопрос, обсуждавшийся на этих многолюдных собраниях – апостольская
преемственность англиканской иерархии и в связи с ним вопрос о допустимости взаимообщения (intercommunion) в таинстве святой Евхаристии. Мы, представители Русской Православной Церкви, проявили большую осторожность; митрополит Антоний сказал, что все инославные исповедания лишены иерархической благодати, Англиканскую Церковь нельзя выделять из ряда других христианских исповеданий, в том числе и католичества; но восточные Патриархи, наоборот, высказывали более широкие либеральные мнения, тем более что некоторые из них, даже наиболее строгий – старейший Патриарх Александрийский Фотий, – фактически, в отдельных случаях, допускали intercommunion с англиканами, а Сербский Патриарх Димитрий в частном порядке уже причащал протестантку, румынскую королеву Марию.
Наши торжественные церковные службы и собрания сопровождались процессиями по улицам. Трогательно было видеть, как благочестивые англичане, встречая процессию, становились на колени и благоговейно ожидали благословения не только своих англиканских епископов, но нас, православных. Однако тут же в толпе кое-где мелькали плакаты "Долой епископов" – таковы нравы свободной Англии. Никейские торжества были величественны, многолюдны, изобиловали взаимными теплыми приветствиями, несомненно пролагали путь к нашему взаимному сближению, но значение их, конечно, было скорей психологическое, чем деловое.
Митр. Евлогий. Стр. 533-536.
1925 Всемирная экуменическая конференция
в Стокгольме. Митр. Евлогий: «В том же 1925 году, непосредственно после Никейских торжеств в Англии, собралась церковная Всемирная конференция в Стокгольме, посвященная обсуждению и практическому разрешению наиболее тревожных социальных и моральных
вопросов. Выяснилось, что вследствие внутренней неустроенности, необъединенности христиан в мире, не только трудно преодолеть государственный антагонизм христианских народов, но что этот внутренний разброд приносит вред самому христианству, обнаруживая раздор, соперничество Церквей или взаимное безразличие, умаляет и даже искажает чистоту и величие Христовой Истины. Эта Конференция шла по линии социального христианства. Вдохновителем и председателем был знаменитый примас Швеции епископ Седерблом».
Митр. Евлогий. Стр. 536. 22 июляИзбрание нового Константинопольского
Патриарха Василия III.15/28 июляПослание Патриаршего Местоблюстителя митр.
Петра против обновленчества в связи с готовящимся собором.
1. Губонин
2."Воскр. чтение". Варшава. 1926, № 45
3. ВСС 1926, № 6 А. Левитин о неудавшихся попытках обновленцев примириться с тихоновцами и привлечь Восточных Патриархов на свой Собор:
«К сентябрю 1925 года стало ясно, что всяки надежды на присутствие староцерковников на Соборе лишены всякого основания. Но в этом случае самый Собор становился беспредметным: ведь он был задуман как Собор примирения. Однако при отсутствии староцерковников примирения не получилось, не получилось даже диалога с ними.
Летом 1925 года лопнули также химерические надежды на Константинополь».
Левитин. Стр. 504. 30 июля Послание обновленческого
митр. Вениамина Константинопольскому Патриарху Василию III:
«Тщетно мы ждали обещанной Патриархом Григорием VIII миссии для расследования недугов нашей церковной жизни. В настоящее время, когда Вы, Ваше Всесвятейшество, из возглавляющего предполагаемую миссию стали Патриархом всей Вселенной, у нас вновь ожила надежда на помощь от нашей Матери, Церкви Восточной.
Все меры, предпринятые Священным Синодом Российской Православной Церкви, не приводят к желанному миру. У всех истинно верующих и любящих Церковь Божию осталась одна надежда на Собор. Но и Собор едва ли умирит разбушевавшиеся страсти.
Нужен авторитет, который мог бы стать выше заинтересованных сторон. Таким единственным авторитетом могли бы быть Вы, Ваше Всесвятейшество. И Святейший Синод Российской Православной Церкви умоляет Вашу Святыню отечески попечительно призреть на нашу церковную скорбь и подвигнуться на спасение болящей дочери – Церкви Российской.
Нам – верным сынам Церкви, особенно важно излечиться теперь, когда приближается время Вселенского Собора, а Вам, Ваше Всесвятейшество, особенно небесполезно посетить Церковь Русскую в преддверии грядущего Собора, чтобы правильно судить о положении ее в современных условиях нового государственного строя.
Святейший Синод Российской Православной Церкви уже принял зависящие от него меры к беспрепятственному въезду Вашего Всесвятейшества в столицу СССР.
Собор имеет быть 1 октября нового стиля 1925 г. в городе Москве.
Все мысли и сердца многомиллионного верующего народа русского обращены на Ваше Всесвятейшество, как на единственного спасителя и Отца нашей Матери Церкви
(в таких выражениях не обращаются даже к Римскому папе - А.Л.). Верим и уповаем, что тец Отцов не оставит мольбы своих детей неуслышанной и, как некогда Христос - Спаситель прикосновением исцелил горячку тещи апостола Петра, так и Вы, Ваше Всесвятейшество, своим прибытием в наш Поместный Собор и прикосновением к язвам нашей страждущей Церкви поможете уврачеванию соборным разумом ее недугов…
Председатель Св. Синода Митрополит Вениамин».
ВСС 1925. №4. Цит. по: Левитин. Стр. 504-505. Левитин об этом послании:
«После вступления на Патриарший престол в Константинополе нового патриарха Василия III, о котором архимандрит Василий Димопуло сообщал, что он якобы друг обновленчества, в Фанар немедленно полетело из Москвы послание, в котором было больше воплей о помощи, и не было оно похоже на послание главы автокефальной церкви к равному себе по сану. Во всяком случае, можно смело сказать, за время автокефалии Русской Церкви Фанар никогда не получал из России послания, составленного в столь унизительном тоне.
Сомнения быть не может, это отказ от автокефалии: безоговорочно признавая за Вселенским Патриархом его право верховного суда над Русской Церковью, инод тем самым признает его Верховным Главой Русской Церкви.
Нет сомнения – только крайне бедственное положение обновленчества побудило его на такой крайний шаг. Однако и этот отчаянный шаг не дал никаких результатов: к этому времени в Фанаре, видимо, смекнули, что обновленцы являются маловлиятельным меньшинством в Русской Церкви – поэтому Вселенский Патриарх в ответном письме
(от 11 сент. –
Л.Р.) попросту отклонил как приглашение на Поместный Собор, так и предложенную ему роль верховного судьи Русской Церкви».
Левитин. Стр.504-506. 27 авг./9 сент.Послание Патриарха Антиохийского
Григория IV против "Живой Церкви"
(подлинность не выяснена).
"Учение... о предании..." Почаев, 1934. Губонин.
11 сентября Ответное письмо Вселенского Патриарха
Василия III митр. Вениамину с отказом прибыть на обновленческий Собор:
«Сердце наше и всех всесовершенно наполняет сознание о единомыслии разделившихся, что является теперь первым шагом к непоколебимой наших предложений правости
(речь идет о примирении обновленцев со староцерковниками –
Л.Р.). Личное наше присутствие не может быть в настоящее время исполнимо по многим основаниям, и, по нашему же мнению, оно не столь уж необходимо. Ваше благочестие и искреннейшее желание поможет Вам исправить все дела Церкви. Когда всеми управляет благодать Божия и у всех одинаковое единодушие, тогда найдется путь к примирению.
Вселенский Константинопольский Патриарх Василий, во Христе возлюбленный брат.
Перевод с греческого языка. Верно.
Представитель Вселенского Патриарха архимандрит Василий Димопуло».
Левитин. Стр. 506-507. 1925 год Состояние обновленческой церкви, согласно официальному отчету Синода:
В ведении «Священного Синода РПЦ» к 1 января 1925 года:
92 епархии
в том числе:
1.Россия 57 епархий
2. Америка 1
3.Украина 9
4.Белоруссия 4
5.Сибирь 16
6. Дальневост.
область 5
В указанных 92 епархиях существует 95 викариатств.
Всего в ведении Синода 167 служащих епископов,
один «митрополит - благовестник» Александр (Введенский),
8 епископов заштатных.
Количество церквей
10.049
в том числе:
Россия 8.389
Сибирь 1.650
Монастырей 19
Священников
9.378 Диаконов 187
Комментарий
Левитина: «Что собой представляла эта многочисленная армия обновленческих священнослужителей?
Мы знаем, что среди обновленцев было много недобросовестных людей - карьеристов, стяжателей, агентов ОГПУ. Глубокой ошибкой, однако, было бы считать, что таких было большинство. Большинство обновленческих священников были честными верующими людьми.
Среди них были люди, попавшие в обновленчество случайно – было, однако, и немало идейных обновленцев.
Как признают все, без исключения, беспристрастные наблюдатели,
материальное положение низшего духовенства в обновленческой церкви было в большинстве случаев совершенно невыносимым: бойкотируемое местным населением, обложенное налогами, превосходящими заработок, обновленческое духовенство вело жалкое, полуголодное существование, служило в холодных, полуразвалившихся церквах, непрестанно подвергалось оскорблениям со стороны фанатиков староцерковного и антирелигиозного лагерей. На этом жалком фоне особенно выделялись откормленные, упитанные фигуры священников-богатеев, обычно связанных с ОГПУ. Однако, подчеркиваем, их было ничтожное меньшинство, и нельзя по ним судить обо всем многочисленном обновленческом духовенстве.
…Кроме материальной нужды, обновленцам порой приходилось страдать от эксцессов фанатичной толпы: масса, инстинктивно чувствующая неправду, лежащую в основе обновленческого раскола, но совершенно бессильная разобраться в сложной ситуации, обычно срывала свой гнев на первых попавшихся людях».
Левитин. Стр.454-460. 18-28 сент./1-10 окт.3-й Поместный Собор православных церквей на территории СССР"
(2-й обновленческий собор). Состав – 106 архиереев, более 100 клириков, более 100 мирян.
Председатель – митрополит Ленинградский Вениамин.
Почетным
председателем избран вселенский Патриарх Василий III (заочно), который на Собор, несмотря на усиленные приглашения, не прибыл.
Почетные члены Президиума: представитель Вселенского Патриарха архимандрит Василий: представитель Александрийского Патриарха архимандрит Павел.
1. ВСС, 1926, № 6(2)
2. Левитин. Стр. 512. 18 сент./1 окт.Введенский во вступительном докладе оглашает письмо обновленческого епископа
Николая Соловья (Соловей послал это письмо также М. Калинину).
Этот провокационный документ послужил поводом для ареста митр. Петра и других тихоновских епископов.
Из письма
Н. Соловья:«Мое преступление перед Святейшим Синодом заключается в следующем: 12 мая 1924 года, за четыре дня до моего отъезда за границу, я имел двухчасовое совещание с Патриархом Тихоном и Петром Крутицким. Патриарх Тихон дал мне собственноручно написанное письмо следующего содержания: 1) что я принят и возведен в сан архиепископа, 2) что Святая Церковь не может благословить великого князя Николая Николаевича, раз есть законный и прямой наследник престола – великий князь Кирилл. Распоряжение это он сделал на первом листе моего "чиновника", который был подклеен к переплету и заклеен двумя другими листами. Листы эти были для этой цели вклеены в "чиновник" как с передней, так и с задней стороны...»
Левитин и Шавров характеризуют Соловья как отъявленного авантюриста, которому никто не доверял.
О посылке Соловья за границу:
«Евдоким предложил кандидатуру Соловья – его предполагалось послать в Уругвай (г. Монтевидео) с титулом Епископа всея Южныя Америки. В течение пяти месяцев кандидатура Николая Соловья внимательно "изучалась" соответствующими инстанциями. Наконец, в мае 1924 года епископ выехал в Южную Америку. Тучков смотрел на поездку Соловья, как на интересный эксперимент: епископ – агитатор за дружбу с Советским Союзом – это было новое, оригинальное и пикантное кушанье...
Через два месяца Соловей выступил с заявлением черносотенного характера (Соловей – крещеный еврей Соловейчик), а еще через год – "раскаялся" и послал свое письмо с оговором Патриарха Тихона и митр. Петра». Левитин, т. З
26 сент./9 окт. Воззвание
Обновленческого Собора. По поводу обвинения в "самовольном захвате власти":
«Но ее
(власть –
Л.Р.) выпустил
из рук покойный Патриарх Тихон, отказавшись до собора от управления церковью еще 5/18 мая 1922 года; выпустил из рук заместитель Патриарха, митрополит Агафангел, не предусмотрев
указать себе заместителя. (ЛР) Помня завет Апостола, чтобы все в церкви было благообразно и по чину, те, кто имел ревность Илиину, взял временно высшее церковное управление в свои руки с целью привести Церковь к Российскому Собору 1923 года».
Деян. III Пом. Собора, стр. 30 2/15 ноябряПубликация в "Известиях" статьи Теляковского с угрозой в адрес
митр. Петра. Известия 1925, 15 ноября Ноябрь-декабрь Переговоры
Тучкова с митр. Петром об условиях легализации.
Дейбнер: «Эта легализация обещала облегчить бесправное положение Церкви, но требовала принятия митр. Петром (Полянским) ряда условий, как-то:
1)издания декларации определенного содержания,
2)исключения из ряда управляющих – неугодных власти епископов, т.е. устранения их от церковной жизни,
3)осуждения заграничных епископов и
4)в дальнейшем определенного контакта в деятельности с правительством в лице Тучкова.
За это обещалось официальное оформление Управлений и неприкосновенность тех епископов, кои будут назначены на епархии по соглашению с властью. Митр. Петр (Полянский) решительно отказался от предложенных ему условий».
Левитин и Шавров: «С самого начала митрополит
Петр отказался говорить о легализации. Между тем легализация Церкви была в это время главной заботой Тучкова.
Под "легализацией" тогда подразумевали "регистрацию" общин, архиереев и священнослужителей, т.е. фактически полновластное хозяйничанье в Церкви безбожников, которые могли налагать вето на любого священнослужителя, – словом, тот безобразный порядок, который существует и в наши дни».
1. Дейбнер
2. Левитин, т.З Без датыПосещение
митр. Петра арх. Григорием, еп. Борисом и еп. Иннокентием с представлением в адрес митр. Петра по поводу взаимоотношений Церкви и государства.
1. Известия 1926, 7 янв., № 5
2. Посл. еп. Бориса Рукина 16.4.1926. Архив. док. 22 ноября/5 дек."Завещание"
митр. Петра на случай его кончины – передача местоблюстительства митр. Кириллу или митр. Агафангелу, а при невозможности – митр. Арсению Новгородскому или митр. Сергию.
1. Польский, т.2, стр.289 2. Губонин
23 ноября/6 дек.Распоряжение
митр. Петра о своих временных заместителях на случай своего ареста – митр. Сергий, митр. Михаил, митр. Иосиф, с обязательным возношением за богослужением имени митр. Петра.
1. Сб. док. 1
2. Снычев
3. ЖМП 1931, № 1 27 ноября/10 дек. Арест митр. Петра. В те же дни Арест иерархов, близких к митр. Петру и проживающих в Москве: арх. Николай Владимирский, Пахомий Черниговский, Прокопий Херсонский, Гурий Иркутский, епископы Парфений Ананьевский, Дамаскин Глуховский, Тихон Гомельский, Варсонофий Каргопольский и др.
1. Архив док.
2. Дейбнер
3. Польский, т. 1, стр. 138 1/14 дек. Письмо митр. Сергия викарию Московской епархии
еп.Гавриилу с просьбой уведомить архиереев о
вступлении митр. Сергия в исполнение обязанностей Местоблюстителя по временному поручению митр. Петра.
Сб. док. 1 9/22 дек.Совещание
10 григорианских епископов в Донском монастыре, создание ВВЦС, подписание "наказа" и послания.
1. Снычев
2. Шишкин, стр.294
3. Известия, 7 янв., 19261925Формирование основных духовных течений русской эмиграции. Возникновение
евразийства. Философ
Сергей Хоружий: "Выражаясь по-большевицки, можно сказать, что 1925 – Год великого перелома в формировании облика русского Парижа как уникального философского и богословского явления периода между двух мировых войн. В этом году здесь возникают две главные составляющие, две доминанты этого явления: Богословский Институт Преподобного Сергия Радонежского и религиозно-философский журнал «Путь», а также происходит перемещение в Париж издательства YMCA-Press, уже становящегося ведущим религиозно-философским издательством эмиграции. В этом же году Париж делается организационным центром стремительно развивающегося Русского Студенческого Христианского Движения – еще одного из определяющих факторов духовной и церковной жизни диаспоры.
И наконец в этом же году в заметных масштабах достигает Парижа деятельность Евразийского движения – движения куда менее долговечного, чем РСХД, но во второй половине двадцатых годов бывшего, несомненно, важнейшим идейным течением в русском рассеянии.
Обозрение этих главных явлений целесообразно начать именно с евразийства,
стоящего в данном перечне особняком. Все остальные явления образуют между собою определенное единство. Это – магистральное русло эмигрантской культуры и религиозности: начинания в сфере христианской мысли и Русской Церкви, органически продолжающие культуру Серебряного Века и Религиозно-Философского возрождения; помимо того, они связаны также и общим источником поддержки, которым для них всех служила YMCA. Евразийство же – заведомо вне этого русла. Оно было никак не связано с Церковью (хотя и заявляло о своей верности Православию), тем паче с YMCA, и весьма мало связано с метафизикой Серебряного Века (хотя имело близость к идеям поздних славянофилов). По своему характеру и природе, оно громко заявляло себя учением и течением нового, «пореволюционного» типа, разрывающего со старыми доктринами в философии и старыми традициями в общественно-политической жизни.
Но, стоя особняком от главного русла религиозно-философской жизни диаспоры, евразийство вместе с тем почти на всем протяжении двадцатых годов находилось в центре живейших интеллектуальных, идейных и политических дискуссий, а в апогее, в середине двадцатых, было и важнейшим идейно-политическим течением в рассеянии".
С.С. Хоружий. Шаг вперед, сделанный в рассеянии. Сайт "Интеллектуальная Россия".
http://intelros.ru/lib/statyi/horuzjy1.htm#_ftn1 КОНЕЦ 1925
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------