18/31 марта
Ответ Чичерина через зав. подотделом стран Согласия Вайнштейна с заявлением о суверенности прав России на своей территории и с обвинением английского правительства в убийстве политзаключенных в Ирландии.
Отказ Ходжсона принять ноту Чичерина ввиду содержащихся в ней обвинений британского правительства "в хладнокровном убийстве политических заключенных" и отказа признать искренность призывов к милосердию со стороны британского правительства, отнюдь не претендующего нарушать суверенитет советского государства на его территории.
1.Левитин, т.2
2. Валентинов, стр. 189
18/31 марта
Расстрел прелата Буткевича в ночь с 31 марта на 1 апреля (католическая Страстная Суббота). Валентинов, стр. 195
А. Левитин:
«Это был не конец – это было начало. Волна протеста прокатилась по Европе, причем везде и всюду имена Цепляка и Буткевича сплетались с именем патриарха Тихона. Так неожиданно в 1923 году скрестились пути Римско-католической и Русской православной Церкви.
З апреля в Ватикан было подана петиция, подписанная рядом крупных польских католических деятелей, с ходатайством о канонизации прелата Буткевича. 6 апреля в Варшаве произошла манифестация крайне правых организаций, вылившаяся в еврейский погром». Левитин, стр. 216
Начало апреля
Всеобщее возмущение убийством прелата Буткевича.
Постановление Польского Сейма:
«Потрясающее преступление, учиненное в Москве врагами христианства над ксендзом прелатом Буткевичем, поразило весь цивилизованный мир.
Никакие дипломатические соображения не могут заглушить голоса всеобщего возмущения и порицания этого бесчеловечного насилия, которое является издевательством над элементарными
принципами человеческой совести, свободы и справедливости. В силу этого и Сейм Речи Посполитой, как представитель многомиллионного христианского населения, не может не выразить своего возмущения и потому подписавшиеся фракции предлагают Сейму принять следующее (вся Палата встает):
Сейм Речи Посполитой, объединяясь со всем цивилизованным миром в чувстве глубокого волнения и возмущения по поводу неслыханного преступления - судебного убийства, совершенного в Москве врагами христианства над прелатом Буткевичем, самоотверженно, как пастырь, отдавшим себя служению беднейшим, изнывавшим в нужде католическим массам в России, убийства совершенного только за то, что он до гроба хотел остаться верным своей вере и своему пастырскому долгу,
1) Высказывает свое преклонение перед мужеством, с каким принял мученичество за веру прелат Буткевич, и убеждение, что кровь мученика, пролитая невинно, будет, как то бывало и прежде, посевом любви и самопожертвования за дело страдающего человечества и усилит, в особенности в польском народе, сыном которого был погибший, мужество и выдержку в борьбе за повышение моральных ценностей в частной и общественной жизни.
2) Перед лицом всего цивилизованного мира от имени польского народа протестует самым торжественным образом против преследования христианской веры и морали в советской России, доведенного до насилия, беспримерных жестокостей и убийств.
3) Выражает свое сочувствие бедным, заброшенным христианским народам в советской России, которые под властью врагов христианства так жестоко страдают и которых ожидают еще дальнейшие преследования и насилия.
4) Обращается к правительству с просьбой не прекращать своих усилий в деле совместного выступления всего цивилизованного мира на защиту попранных прав и принципов свободы совести в советской России и за освобождение духовных лиц с Архиепископом Цепляком и Патриархом Тихоном во главе.
5) Выражает убеждение, что своим мученичеством за веру покойный ксендз Буткевич, последователь святых мучеников, приобрел право на почитание, как новый покровитель нашего отечества...»
Речь Посполита:
«Процесс Тихона, как и процесс Цепляка, – это два крупных удара в ограду христианства – в пастырей, чтобы рассеялись овцы.
Русская церковь, замкнутая в себе самой, влачит жалкое мученическое существование с первых моментов большевистского переворота. Уже в январе 1918 года большевики убили в Киеве митрополита Владимира, а до марта 1922 года погибло в России мученическою смертью 28 православных епископов и 1.215 низших священнослужителей. Эти цифры в настоящий момент растут очень значительно...
На московском процессе католических ксендзов один из обвиняемых сказал, что безусловно всякая власть от Бога, но, видимо, Бог послал большевистскую власть, чтобы покарать Россию.
Если это так, то весь
цивилизованный христианский мир молит Творца, чтобы эта страшная кара кончилась скорей и, обрызганная мученической кровью, Россия могла бы морально возродиться, увенчивая семью цивилизованных обществ».
Газета Поранная:
«Убийство совершено накануне великого праздника всего христианского мира. Этим символическим повторением закрытия гроба Господня тяжелым крестом красные тираны хотят убить веру в Воскресение. Убийство это является вызовом всему цивилизованному миру».
Курьер Варшавский:
«Карта, ставка, бита, выиграна – эти слова принадлежат к любимой терминологии московских революционных сановников... Кремль стал большим домом шулеров. Для красных рискующих игроков – все игра, да притом игра фальшивая. (...) Это усилит, в особенности в польском народе, сыном которого был погибший, мужество и выдержку в борьбе за повышение моральных ценностей в частной и общественной жизни.
2) Перед лицом всего цивилизованного мира от имени польского народа протестует самым торжественным образом против преследования христианской веры и морали в советской России, доведенного до насилия, беспримерных жестокостей и убийств.
3) Выражает свое сочувствие бедным, заброшенным христианским народам в советской России, которые под властью врагов христианства так жестоко страдают и которых ожидают еще дальнейшие преследования и насилия.
4) Обращается к правительству с просьбой не прекращать своих усилий в деле совместного выступления всего цивилизованного мира на защиту попранных прав и принципов свободы совести в советской России и за освобождение духовных лиц с Архиепископом Цепляком и Патриархом Тихоном во главе.
5) Выражает убеждение, что своим мученичеством за веру покойный ксендз Буткевич, последователь святых мучеников, приобрел право на почитание, как новый покровитель нашего отечества...»
Речь Посполита:
«Процесс Тихона, как и процесс Цепляка, – это два крупных удара в ограду христианства – в пастырей, чтобы рассеялись овцы.
Русская церковь, замкнутая в себе самой, влачит жалкое мученическое существование с первых моментов большевистского переворота. Уже в январе 1918 года большевики убили в Киеве митрополита Владимира, а до марта 1922 года погибло в России мученическою смертью 28 православных епископов и 1.215 низших священнослужителей. Эти цифры в настоящий момент растут очень значительно...
На московском процессе католических ксендзов один из обвиняемых сказал, что безусловно всякая власть от Бога, но, видимо, Бог послал большевистскую власть, чтобы покарать Россию.
Если это так, то весь
цивилизованный христианский мир молит Творца, чтобы эта страшная кара кончилась скорей и, обрызганная мученической кровью, Россия могла бы морально возродиться, увенчивая семью цивилизованных обществ».
Газета Поранная:
«Убийство совершено накануне великого праздника всего христианского мира. Этим символическим повторением закрытия гроба Господня тяжелым крестом красные тираны хотят убить веру в Воскресение. Убийство это является вызовом всему цивилизованному миру».
Курьер Варшавский:
« Для красных рискующих игроков – все игра, да притом игра фальшивая. С размахом опьяневших игроков они швыряют на стол величайшее духовное сокровище: христианскую этику.
Кремль бросил вызов Богу. Коммунизм поставил себе целью убить в человеке благородное начало, лишив его моральности религии; этим способом старается коммунизм создать новое поколение людей без чести и веры, лишенное совести, новое поколение, в полной мере оматериализованное, бесстыдное, циничное, управляемое исключительно звериным страхом перед занесенной над ним нагайкой красных царей.
Это предвидел Мережковский, и до сих пор у меня звучат его слова: мировая война окончится новой войной, войной Креста с пентаграммой. На небосклоне виднеется новый знак: кроваво-красная звезда. Все в огне и крови... Свобода стала насилием, равенство – неволей, братство – резней ближних. Революция стала реакцией, какой до сих пор не видел свет. И имя этой реакции – большевизм. Но крест – победит...
...Крест одержит победу над красной пентаграммой – это значит, что ум победит безумие, цивилизация – дикость, дух – материю, и прогресс варварство.
Но для победы нужны мужественные сердца и отважные плечи. Нет победы без борьбы, нет победы без жертв...»
Морнинг Пост (Англия), статья "Антихрист за работой":
«У московской камарильи чешутся руки затеять бой, чтобы покончить с христианством в России. Большевики умышленно выбрали день Святого Праздника всех христиан, чтобы бросить свой вызов... Друзья Архиепископа у нас цеплялись за соломинку, искали помощи у лидеров рабочей партии, но мы очень и очень сомневаемся, чтобы слово этих лидеров имело вес в Кремле...
И невольно спрашиваешь себя, что думает Ллойд-Джордж и другие покладистые души, которые пошучивали над большевистским варварством и уверяли нас, будто московских комиссаров можно перевоспитать, – об этом, бьющем в глаза, применении большевистской
программы. Годы идут, но большевики не меняются. Они были подвергнуты благодетельному влиянию торговли, у них в Лондоне имеется так называемая торговая делегация, и несмотря на такие поощрения, они теперь воздвигли такое беспримерное гонение на христианство и на всех, кто еще имеет мужество открыто исповедовать его... Убежденные, что их злое учение восторжествует, они видят в колебаниях Запада лишь признаки близящегося краха христианской цивилизации и свирепствуют пуще прежнего.
И мы не верим, чтобы большевизм допустил когда-нибудь свободное исповедание христианства в России.
Одно из двух: либо большевизм, либо христианство победит в России. И как ни мрачны сейчас перспективы будущего, мы не сомневаемся в конечном результате». Валентинов, стр. 190-194
Начало апреля
Отклики советской прессы на международное возмущение. Типичные высказывания.
"Правда", Петроград:
«Международная контрреволюция может орать, сколько ей нравится, она этого решения не изменит, никакой крик не поможет».
"Известия", 30 марта, по поводу замены арх. Цепляку расстрела 10-летним заключением:
«Эта мягкость советской власти не должна никого вводить в заблуждение. Пусть все знают, что, каким бы флагом ни прикрывалась активная контрреволюция, она встретит беспощадный отпор со стороны советской власти». Валентинов, стр. 196-197
24 марта/6 апр.
Официальное сообщение в "Известиях" о том, что начало судебного процесса над Патриархом Тихоном состоится 11 апреля 1923 года (в среду Светлой Седмицы). Левитин, т.2
25 марта/7 апр.
Перенос начала процесса на 24 апреля (по утверждению Левитина и Шаврова, это было ответом на личное ходатайство еп. Антонина: "не омрачать православным Пасху" – к возмущению Красницкого). Левитин, т.2
27 марта/9 апр.
Запрос арх. Кентерберийского в английском парламенте по поводу предстоящего суда над Патриархом Тихоном. Левитин, т.2
31 марта/13 апр.
Сообщение агентства Рейтер:
«Архиепископ Кентерберийский и Йоркский, римско-католический епископ Вестминстерский и верховный раввин, "объединившись в чувстве возмущения и отвращения", опубликовали совместный протест против жестокой войны русского советского правительства со всеми формами религиозных вероисповеданий и против дикого преследования духовенства и верующих. Они заявляют, что такая политика должна вызывать протест всех сторонников свободы веры». Валентинов, стр. 245
Апрель
Статья в "Правде" по поводу процесса католического духовенства о необходимости вынести приговор над Папой Римским.
«Мы твердо убеждены и знаем, что наш приговор будет приведен в исполнение, потому что рано или поздно, а буржуазная Италия станет советской, и тогда Святейший Папа может очутиться в таком же приблизительно неприятном и неудобном для него положении, как и его коллега, Патриарх Тихон, и он, Папа, будет, понятно, действовать также контрреволюционно».
Инсценировки суда над Папой Римским на комсомольских "красных пасхах" с вынесением смертного приговора. Постановлено устраивать такие процессы во всех пролетарских клубах и рабочих собраниях. Валентинов, стр. 246-249
2/15 апр.
Статья в "Правде" К. Радека "
Лекция истории для архиепископа Кентерберийского".
«...Английское духовенство, во главе с Фомой Девизеном, архиепископом Кентерберийским, выпустило воззвание "против гонений на религию в России". Доказательством существования этих гонений являлся для духовной английской братии процесс католического
архиепископа Цепляка, предстоящий процесс православного Патриарха Тихона, – и, о ужас! – арест гомельского раввина... о котором трубит вся английская пресса, чтобы показать: если гонят уже и... еврейских раввинов, то какое же может быть сомнение в том, что в России сражается Вельзевул с архангелами». Правда 1923, 15 апр., № 92
Весна 1923
Послание епископа Трофима Бирского "К верным чадам Христовой Церкви", против ВЦУ:
«…Епископ, взошедший на кафедру с помощью гражданской власти, - есть церковный прелюбодей».
1.Сб. док.1 2.Фиолетова
Весна 1923
Международные отклики на сведения о попытке расправы с Патриархом Тихоном.
Кардинал Мерсье (телеграмма на имя Патриарха Тихона):
«Примите чувства уважения, восхищения и горячей симпатии. Вместе с Вами молим Бога о спасении России».
Франция (ответ французского посла в Финляндии главе Финской Церкви еп. Серафиму):
«Французское правительство, еще до этого возмущенное приговором над Московским Патриархом (очевидно, имеется в виду привлечение к суду и арест - Л.Р.), сейчас же обратилось к британскому, бельгийскому, итальянскому и юго-славянскому правительствам с просьбой совместно обсудить те меры, при помощи которых можно было бы добиться освобождения главы русской церкви. Британское правительство, посоветовавшись со своим представительством в Москве, сообщает, что вмешательство со стороны великих держав было бы, по-видимому, скорее вредным, чем полезным, и его бы использовали для доказательства солидарности буржуазных правительств с мнимыми врагами пролетариата.
Такое мнение британского правительства было признано моим правительством основательным, и оно, при таких условиях, не может считать, что удовлетворение Вашей просьбы будет иметь хоть какой-нибудь успех».
Англия (ответ английского министерства иностранных дел еп. Серафиму):
«1.По поручению маркиза Керзона, отвечаю на письмо Вашего Высокопреосвященства Его Величеству Королю от 12-го сентября относительно притеснений русской церкви.
2.Я позволю себе уверить Вас, что правительство Его Величества весьма искренно сожалеет о всех нападках на свободу вероисповеданий и сочувствует жертвам преследований, когда им приходится страдать за свои убеждения.
Положение, однако, не таково, чтобы можно было вмешиваться во внутренние дела других стран, и остается только надеяться, что там, где борьба за убеждения особенно сильна, общий ход событий приведет ко всеобщему умиротворению и вернет условия нормальной жизни, столь необходимые для преуспевания всякого государства.
3.Я должен, однако, заметить, что отдельные общества, по почину архиепископа Кентерберийского, принимают живое участие в судьбе русской Церкви и делают все, что могут, для защиты ее».
Германия (ответ президента Эберта еп. Серафиму):
«Ваше Высокопреосвященство, я с большим участием принял к сведению Ваши сообщения и просьбу заступиться перед советским правительством за преследуемое русское духовенство. Само германское правительство не имеет возможности официально вмешиваться в вопрос о способе обращения с православным духовенством, так как вопрос это внутренний, русский вопрос, тем не менее могу указать Вам, что Германия неоднократно пользовалась удобным случаем, чтобы поставить русское правительство в известность о том, что в широких духовных кругах надеются на то, что русские власти будут обращаться с духовенством по возможности мягче. Судя по впечатлениям, полученным здесь, эти обращения германского правительства произвели свое действие на русское правительство.
Я охотно верю, что преследованию угнетаемого русского духовенства скоро придет конец и прошу Ваше Высокопреосвященство принять мои искренние уверения в глубочайшем моем уважении...»
Группа французских пастырей различных исповеданий:
Кардинал Луи Дюбуа,
архиеп. Парижский,
ряд епископов,
главный раввин Франции Леви,
настоятели православных американских церквей в Париже Гудрич и Фредерик Бекман,
капеллан посольской церкви В.Маршалл Сельвин,
ряд американских пасторов,
глава греческой православной церкви во Франции Герман Василлакис,
глава румынской церкви,
армянский ахримандрит Врамшабух с митрополитом Евлогием - главой Русской Православной Церкви в Зап. Европе:
«Советское правительство преследует религиозную мысль вообще, без различия исповеданий и культов. Это – открытая борьба, явная цель которой вырвать с корнем из народной души религию, почитаемую бесполезной и опасной.
Казнь митрополита петроградского Вениамина, недавний процесс монсиньора Цепляка, казнь прелата Буткевича, заключение в темницу Патриарха Тихона
и угрозы казнить его, высказываемые еще до суда, вызывают всюду понятный ужас и всеобщее осуждение...
Мы единодушно протестуем против системы преследования религии, которое ничем не может быть оправдано. Мы взываем к общественному мнению всего мира, дабы оно всеми средствами, имеющимися в его распоряжении, положило конец гонениям на наших братьев в России и пришло на помощь несчастным жертвам их». 1.Валентинов, стр. 167-170 2. Левитин, т.2
Март-апрель
Кампания в советской печати с призывами к расправе над Патриархом Тихоном.
Статьи: "Тихоновщину надо обезвредить", "Тихон Кровавый" и т.п.
Совпадение кампании антитихоновской и антипасхальной.
Характерное заявление одного из советских журналистов (Ольдора):
«Молитвы Патриарха Тихона не дошли до Господа Бога. Они были перехвачены ГПУ». Правда 1923, 24 марта, № 89. Цит. по: Левитин, т.2
2/15 апр.
Статья в "Известиях" обновленческого "митрополита всея Сибири" Петра Блинова:
«Карловацкий "воин" (имеется в виду митр. Антоний Храповицкий – Л.Р.) и его черная рать не ошиблись в расчетах. Около поставленного ими патриарха Тихона сразу сгруппировалась сплоченная кучка темных дельцов, мозгом и душой которых были черносотенные архиереи – Никандр Феноменов, Серафим Чичагов. Это единение старых, испытанных "политических" работников совместно с примкнувшими к ним единомышленниками породило черносотенное контрреволюционное выступление, за вершившееся потоком патриарших воззваний. Патриаршие воззвания в связи с изятием церковных ценностей вызвали в России 1.414 (опять эта мифическая цифра, указанная еще в 1919г. в журн. "Революция и Церковь" – Л.Р.) кровавых эксцессов. Бывший патриарх Тихон, как главный виновник этих эксцессов, архиепископ Серафим и другие его соратники должны, по мнению Сибирского Церковного Управления, понести должную кару...»
1. Левитин, т.2
2. Известия 1923, 15 апр.
7/20 апр.
Публикация в "Известиях" подборки "Обновленческая Церковь о процессе Тихона". Статьи с резким осуждением "контрреволюционной" деятельности Патриарха Тихона: Антонин Грановский, А.И. Введенский, В.Д. Красницкий.
21 апреля
Письмо Дзержинского в Политбюро с предложением отложить процесс над Патрирахом Тихоном.
Ф.Дзержинский:
“В Политбюро ЦК РКП
Полагаю, что необходимо отложить процесс Тихона в связи с разгаром агитации за границей (дело Будкевича) и необходимостью более тщательно подготовить процесс. Ф. Дзержинский
Я думаю, что Дзержинский прав. Г. Зиновьев. Л. Каменев. Троцкий. Сталин.
Безусловно прав. М. Томский.
Согласен.М. Калинин.
т. Рыков – против”.
Предложение Дзержинского принято Политбюро того же 21 апреля (л. 32).
Вскоре члены Политбюро были ознакомлены еще с одним документом, укреплявшим аргументацию Дзержинского. Со страстным призывом не расстреливать патриарха Тихона к Троцкому обратился Фритьоф Нансен, один из организаторов зарубежной помощи голодающим России.
Архивы Кремля. № 61, п. 3. Цит. по В.Гомартели. http://www.russned.ru/stats/2077
14/27 апр.
Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв таковых:
«2. Согласно постановления ВЦИК от 3-го августа 1922г., ни одно религиозное общество, какого бы то ни было культа, не может открыть свои действия без регистрации его в отделе управления губ. или облисполкома.
5. Отдел управления отказывает в регистрации если устав общества задачи его и методы деятельности противоречат конституции РСФСР и ее законам.
7. Религиозные общества, не зарегистрировавшиеся в указанном порядке в трехмесячный срок со дня опубликования настоящей инструкции в "Известиях ВЦИК", считаются закрытыми...
9. Губернские и всероссийские съезды религиозных обществ могут избирать исполнительные органы...»
1. Церк. и Гос. Стр. 5-7
2. Рев. и Церк. 1923, № 1-3
16/29 апр.
Открытие в Храме Христа Спасителя "2-го Поместного Собора Православной Российской Церкви" (обновленческого). Из 74 епархий РПЦ представлены 72.
Состав:
476 человек,
из них 287 выборных от епархий,
139 назначены ВЦУ
(среди них 71 архиерей,
56 епархиальных уполномоченных ВЦУ,
70 представителей от Центр. Комитетов обновленческих групп). Состав по группировкам:
"Живая Церковь" – 200 человек,
"Содац" ("Союз древле-апостолькой церкви") – 116,
"Возрождение" – 10,
Беспартийные ("умеренные тихоновцы") – 66,
Непартийные обновленцы – 3.
Отсутствие на обновленческом Соборе представителей зарубежных Церквей (кроме представителя методистов Э. Блэйка), в т.ч. представителей Константинопольского и Александрийского Патриархов, проживавших в Москве и присутствовавших осенью 1922 г. на съезде группы "Живая Церковь".
Комментарий Левитина и Шаврова:
"Тучков... не мог бы не испытать чувства глубокого разочарования. Собор должен был, по его замыслу, явиться трамплином для прыжка в Европу. Не надо забывать, что в то время связи с буржуазным Западом налаживались с огромным трудом.
– Ваш Собор, если построить дело умело, может привлечь в Москву весь Запад, – сказал он однажды А.И. Введенскому.
– Так и будет: "все флаги в гости будут к нам", – уверенно ответил А.И. Введенский.
И вот оказалось, что все "флаги" остались у себя дома... Это объясняется, очевидно, широкой кампанией в защиту Патриарха Тихона, поднятой на страницах западной прессы".
Из речи В.Д. Красницкого:
«...Прежде всего, мы должны обратиться со словами глубокой благодарности к правительству нашего государства, которое, вопреки клевете заграничных
шептунов, не гонит Церковь. В декрете об отделении церкви от государства нет гонения на религию. В России, согласно конституции, каждый может свободно исповедовать свои религиозные убеждения. Если представители религиозных учений привлекались и привлекаются властью к ответственности, то они страдают только за свои контрреволюционные действия.
...Я верю, что Собор, осудив контрреволюцию как явление временное и преходящее в Церкви, построит, на основе декрета, чистую религиозную жизнь. Слово благодарности и привета должно быть высказано нами единственной в мире власти, которая творит, не веруя, то дело любви, которое мы, веруя, не исполняем, а также вождю Советской России В.И. Ленину, который должен быть дорог и для церковных людей, как граждан единой республики»!
Из соборного "приветствия":
«...Собор шлет свое приветствие верховному органу рабоче-крестьянской власти и мировому вождю В.И. Ленину.
Великий Октябрьский переворот проводит в жизнь великие начала равенства и труда, имеющиеся в христианском учении. Во всем мире сильные давят слабых. Только в Советской России началась борьба против этой социальной неправды. Собор полагает, что каждый честный христианин должен стать среди этих борцов за человеческую правду и всемерно проводить в жизнь великие начала Октябрьской революции. Владимиру же Ильичу Собор желает скорейшего выздоровления, чтобы он снова стал вождем борцов за великую социальную правду».
Из речи А.И. Введенского:
«... Марксисты, коммунисты, Советская власть не идут за Христом. Марксисты, коммунисты, Советская власть работают для исполнения заветов Христа – скажете ли вы: мы (видимо, следует "они" – Л.Р.) антихристы? Не вспомните ли вы, что вера одна, сама по себе – ничто. Или вы забыли, как великий Апостол говорит, что и бесы веруют и трепещут. Они, которые одни во всем мире, полагаясь только на свои силы, пошли и крикнули: "Довольно этой неправды" – я не назову их антихристами, а тем сыном, который пошел и исполнил то, что сказал Христос. Те страдания, та кровь, те тюрьмы, то гонение, которое великая коммунистическая идея испытывала десятилетия, освятили ее и в нравственном отношении.
Маркс ни слова не говорит о нравственности, но является бессмертным гигантом нравственности, и гигантом, перед которым многие – жалкие болтуны нравственности. А между тем Церковь до сих пор не выявила своего отношения к этому строительству. Церковь не сказала своего слова правды.
...Мы переживаем сейчас минуты исключительной исторической важности, когда мир
может услыхать от церкви, что капитализм – грех.
...Мир должен услышать от Церкви, что те, которые пошли бороться с этим злом, они не прокляты, а благословенны, и мы их, не знающих имени Христа, должны благословить именем Христа. Мир должен принять через авторитет Церкви правду коммунистической революции.
Это честь, это святыня, это конечная вершина, на которую может взойти Русская Церковь.
Недаром вещал Достоевский – с Востока, из России мир услышит новое слово. Раскаты Октября потрясли вселенную. Пусть Церковь тихостью Святого Духа благословит эти громы, которые для того прогремели, чтобы на земле была Рождественская тишина, благоволение человеков и мир, чтобы пели архистратиги, когда пришел на землю Отец и Учитель».
Из «соборного постановления»:
«Церковным людям не следует видеть в советской власти власть антихристову. Наоборот, Собор обращает внимание, что советская власть, государственными методами, одна во всем мире, имеет цель осуществить идеалы Царства Божия.
Поэтому каждый верующий церковник должен быть не только честным гражданином, но и всемерно бороться, вместе с советской властью, за осуществление на земле идеалов Царства Божия». Левитин, т.2
19 апреля/2 мая
Письмо епископа Николая (Ярушевича) протоиерею Александру (Введенскому) из Бутырской тюрьмы..
Дорогой и глубокочтимый о.Александр Иванович.
В торжественные, радостные дни открытия долгожданного Собора, […] (текст не читается, так как край листа попал в переплет) счастье русской Церкви, примите, дорогой о.Александр, эти строки, напоенные любовью к Вам. Я нахожусь в Бутырской тюрьме, приговорен к высылке в Зырянский край.
Я горячо-горячо прошу Вас, я умоляю Вас, – возьмите меня на поруки! Возьмите, дорогой о.Александр, – во имя Христова Воскресения, во имя радости открытия Собора, во имя нашей дружбы, моей неизменной глубокой любви к Вам и почитания, во имя наших давнишних общих устремлений и упований. Уже месяца 1 . пишу и в ГПУ и во ВЦУ; перед Пасхой писал обширно и Вам, дорогой о. Александр. Я мог отсюда послать только официальным порядком и беспокоюсь, что мои послания не дошли.
Я писал
и опять повторяю исповедание своей души, – что я давно уже безоговорочно подчиняюсь ВЦУ, безоговорочно сыновне подчиняюсь новому петроградскому митрополиту, радостно жду Собора, как открывающего новую эру в жизни Церкви, и приемлю сыновне и обязуюсь проводить все постановления его, что я вместе со всеми честными сынами Церкви требую тягчайшего суда и лишения сана б[ывшего] патриарха Тихона за все его преступления. Я ни разу не был допрошен в Москве, хотя 5 или 6 раз умолял дать мне возможность высказаться и отдать все мои силы и знания на службу обновленной Церкви, – для окончательного освобождения ее от вековых пут и предрассудков, – и нашей великой Рабоче-Крестьянской Власти.
В декабре-январе я уже окончательно хотел отказаться от своей мысли обновить — через себя – реакционное петроградское духовенство (я всегда оставался убежденным обновленцем). Арест остановил окончание моих переговоров с епископом Артемием. Со времени ареста я страдаю, ибо идейно ничего не имею общего с остальным арестованным петроградским духовенством и никогда уже не буду иметь с ними никакого идейного и церковного соприкосновения, если они не оставят своей реакционной дороги, на которой, Вы ведь это знаете, я органически не мог никогда стоять, особенно c 1917 года.
Я обязуюсь работать в полном подчинении петроградскому митрополиту и епархиальному управлению и исключительно в стане церковного обновления. Я буду трудиться над окончательным искоренением реакционности и тихоновщины и за радость сочту работать с Вами в партийных рядах.
Мучительно тяжелы перерывы бездействия, когда все люди с Вами, и так хочется работать для обновленной чистой Невесты [Христовой]. Умоляю Вас, — возьмите меня на поруки! Если были у меня ошибки, [то] простите и покройте своею любовью. Примите мое раскаяние и чистосердечное исповедание!
С братской любовию целую и благословляю, дорогой о. Александр. Желаю полного торжества всех Ваших святых трудов. Ваш во Христе Епископ Петергофский Николай.
Вверху первой страницы поверх текста по диагонали написано: К делу Ярушевича 11/5 Е.Тучков. ЦГАООУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 45504. Л. 54–55 об. Подлинник. Рукопись. Подпись – автограф епископа Николая (Ярушевича).
Сухоруков Александр Николаевич, публикация «Малоизвестные страницы церковного служения экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова) в 1922-1923 годах (по материалам следственного дела) Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви 2009 Вып. II: 1 (30) Сc. 79–122
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=102703
20
апр./З мая
Принятие обновленческим Собором постановления о лишении Патриарха Тихона "сана и звания Патриарха", а также о лишении его монашеского звания. Подписали 54 епископа, в т.ч. 16 старого постановления. Подписи авторов "меморандума трех" отсутствуют: митр. Сергий – в заключении; арх. Серафим не явился на Собор; арх. Евдоким опоздал на Собор и явился к его закрытию.
Вопрос о причинах и сроках заключения м. Сергия не вполне ясен – возможно, это результат усилий А.И. Введенского устранить опасного конкурента. Это подтверждается пунктом протокола заседания от 31 октября Комиссии по проведению отделения церкви от государства:
«Епископа Сергия оставить в прежнем положении опального».
Из Соборного Определения:
«Всероссийский Поместный Собор Православной Церкви свидетельствует перед лицом Церкви и всего человечества, что сейчас весь мир распался на два класса: капиталистических эксплуататоров и пролетариат, трудом и кровью которого капиталистический мир строит себе благополучие. Во всем мире лишь Советское государство вышло на борьбу с этим социальным злом, христиане не могут быть равнодушными зрителями в этой борьбе. Собор объявляет капитализм смертным грехом, а борьбу с ним – священной для христианина (выделено мною – Л.Р.) В Советской власти Собор видит мирового вождя в борьбе за братство, равенство и мир народов.
…Церковным людям нельзя видеть в Советской власти власть антихристову. Наоборот, Собор обращает внимание на то, что Советская власть одна во всем мире имеет осуществить идеалы Царствия Божия.
Поэтому каждый верующий церковник не только должен быть честным гражданином, но и всемерно бороться вместе с Советской властью за осуществление на земле идеалов Царства Божия.
…Собор считает Тихона отступником от подлинных заветов Христа и предателем Церкви и, на основании церковных канонов, сим объявляет его лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирянское положение.
Отныне патриарх Тихон – мирянин Василий Белавин». Левитин. Стр. 281-282.
Комментарий Левитина:
«Независимо от юридических аргументов – извержение из сана заключенного Патриарха было глубоко безнравственным актом – столь же безнравственным, как лишение сана приговоренного к смерти митрополита Вениамина. Мир с отвращением и ужасом отвернулся от обновленческого Собора».
Отклик одной из зарубежных газет, помещенный в газете "Известия", 1923, 11 мая:
«Есть зрелища нестерпимые, есть сочетания слов поистине сатанинские, в соблазне своем непереносимые ...служитель Христов, домогающийся убийства с ним единому Богу сослужащего, – это предел земного падения, бездна, разверзающаяся в пустоту всяческого отрицания. Не нужно быть церковно-верующим, не нужно быть вообще верующим – нужно быть только существом, не утратившим образ человеческий, чтобы осудить этих потомков Иуды Искариотского». Левитин, т.2
21 апр./4 мая
Резолюция Патриарха Тихона на доставленном ему постановлении обновленческого собора:
«Прочел. Собор меня не вызвал, его компетенции не знаю и потому законным его решения признать не могу. Патриарх Тихон (Василий Белавин), 22 апреля/4 мая 1923 года». Левитин, т.2
22 апр./5 мая
Постановление Константинопольского Синода по поводу приглашения обновленческого Собора принять участие в "церковном суде" над Патриархом Тихоном:
«Уведомить представителей Вселенского Патриарха в Москве, что Великая Церковь не только не пошлет на суд своего представителя, но рекомендует и русским иерархам воздержаться от всякого участия в нем».
С.В. Троицкий. Что такое Живая Церковь. Стр. 34
24 апр./7 мая
Сообщение прибывшего из Вятки арх. Евдокима (в обновленчестве – "митрополита Одесского") о неудачной попытке подчинить ВЦУ отделившуюся от него в самоуправление ("автокефалию") Вятскую епархию во главе с епископами Виктором и Павлом.
Левитин, т.2
24 апр./7 мая
Постановление обновленческого собора об отлучении от Церкви всех членов Карловацкого Собора 1921 года.
1.Левитин, т.2
2.Деян. соб. (обновленческого), стр. 12-13
25апр./8 мая
Избрание обновленческим Собором Высшего церковного совета.
Председатель митр. Антонин (Грановский)
Заместитель председателя – протопресв. Красницкий
25 апр./8 мая
Меморандум британского правительства ("ультиматум Керзона"). Основное требование меморандума – прекратить коммунистическую пропаганду в Азии. Угроза расторжения торгового договора от 16 марта 1921г. Посылка британского судна в Белое море. Уличные демонстрации в СССР с лозунгами: "лордам – в морду", "по зубам английских лордов", "отставка Керзона" и т.д.
Требования Чичерина и Троцкого к петербургскому и московскому советам "не делать ни одного шага, не говорить ни одного слова, которые могли бы закрыть путь к мирной развязке".
П. Милюков:
«Рабочая партия страшно взволновалась и телеграфно умоляла советскую власть воздержаться от всякого шага, могущего вызвать применение силы.
Перспектива вооруженного столкновения с Англией вызвала проявление обоих течений, крайнего и умеренного, боровшихся за руководство внешней политикой в советской России».
Пункт меморандума Керзона, связанный с преследованиями религии в СССР.
«Пункт 21. В течение прошлого года имел место в России ряд событий, приведший к процессу, осуждению и, не раз, к казням русских
священнослужителей, занимающих высокие посты в иерархии Православной и Католической Церквей в России. В июле 1922 года петроградский митрополит Вениамин с 10-ю другими священниками судились, были приговорены к смертной казни и, как полагают, были казнены за то, что они воспротивились конфискации церковного имущества.
В конце марта 1923 года архиепископ Цепляк и монсиньор Буткевич, руководящие римско-католические прелаты России, были привлечены к суду за мнимые враждебные действия по отношению к Советскому Правительству и были приговорены: первый к 10-летнему заключению, а второй – к смертной казни, каковые приговоры были приведены в исполнение.
Католикос Грузии и Кутаисский епископ арестованы и содержатся в Тифлисе в ожидании суда.
Патриарх Русской Православной Церкви Тихон был в мае 1922 года взят под строгий арест и в скором времени будет судим (процесс, очевидно, временно был отложен) по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Правительство Его Величества воздерживалось от высказывания своего мнения по поводу характера и основательности обвинений, выдвинутых против священнослужителей, понимая, что высказываться по этому вопросу – не его дело. В самой России, однако, не делается никакой попытки признать, что эти преследования и казни являются частью сознательной кампании, предпринятой Советским Правительством с определенной целью уничтожения всякой религии в России и замены ее безбожием. Как таковые, эти деяния вызвали глубокий ужас и негодующие протесты во всем цивилизованном мире. Когда монсиньор Буткевич был приговорен к смерти, правительства и религиозные организации многих стран обратились к Советскому Правительству с просьбами о помиловании. В согласии с этим взрывом оскорбленного морального чувства человечества, действуя согласно полученным от Правительства Его Величества инструкциям, обратился к господину Чичерину с соответствующим указанием...» Милюков, т.1, стр. 313.
30 апр./12 мая
"Обращение Русского духовенства к Архиепископу Кентерберийскому, Примасу Англии" – от членов обновленческого ВЦС:
«Меморандум правительства Вашего по существу является скрытым покровительством обличенным врагам нашей Родины, посягательством на мирную жизнь народа нашего.
...Высший Церковный Совет с чувством глубокого душевного удовлетворения считает нужным поставить Ваше Высокопреосвященство в известность, что религиозная жизнь в настоящее время пользуется такой свободой, какой она никогда не пользовалась ни при одном из прежних правительств Отечества нашего.
Что касается осуждения гражданской
властью священнослужителей за нарушение существующих законов Советской Республики, то нравственная ответственность за их участь и тяжелое положение падает на них самих и на тайных вдохновителей их преступных деяний.
Мы уверены, что если бы означенные лица совершили свои преступные деяния на английской территории, то они были бы и в Англии подвергнуты тяжелым наказаниям.
Российская Православная Церковь, верная вечным заветам Евангелия, неизменно молится и учит своих чад мирному братскому единению со всеми народами. Но в случае посягательства на честь и достоинство их Отечества она благословляла и благословит встать на защиту его и пожертвовать собой для спасения свободы своего государства...» Левитин, т.2
14 мая
Ответ на британский меморандум министра иностранных дел СССР М. Литвинова.
По вопросу о религии и Церкви:
«Пункт 43. Хотя вопрос о положении церквей в советских республиках и не входит ни в малейшей степени в область взаимоотношений этих Республик с Великобританией, тем не менее, в интересах правильной информации общественного мнения. Российское правительство считает необходимым самым категоричным образом опровергнуть неосновательные утверждения о преследовании им каких бы то ни было религий. Советское правосудие обрушивается только на тех духовных лиц, которые используют свое положение служителей одной из церквей для политической деятельности, направленной против внутренней или внешней безопасности Советских республик...»
1.Милюков, т.1, стр.313
2. Левитин, т.2
4/17 мая
Встреча в Лондоне Красина с Керзоном.
Красин добивается десятидневной отсрочки для предоставления Москвой более удовлетворительного ответа на ультиматум. Милюков, т.1, стр.313
10/23 мая
Второй
ответ советского правительства на ультиматум Керзона с рядом уступок, но с обходом требования о прекращении пропаганды в Азии. Милюков, т.1, стр. 313-314
15/28 мая
Нота Керзона, признающая ответ в целом удовлетворительным, кроме указанного пункта. Там же, стр. 314
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------