1922. Попытка создания
Турецкой Православной Церкви
Игумен
Вениамин Гомартели: Осенью 1922 митрополит Константинопольского патриархата Прокопий Конийский, которому подчинялись все церкви Анатолии, с двумя титулярными епископами и двумя священниками (один из которых, Папа Евтим, стал движущей силой в движении сепаратистов) отделились от Конст-ого патриархата и создали свой Синод «Турецкой Православной Церкви». Новый Синод усиленно поддерживался правительством Ататурка. Ввиду этого патр. Мелетий счел неуместным подвергать их запрещению. Он предложил создать автономную турецкую Церковь, находящуюся в подчинении Конст-ому патриархату, в которой обещал ввести в богослужение турецкий язык. В то время в Анатолии жило ок. 50.000 туркоязычных православных. Движение это потеряло всякую поддержку после великого исхода православных из Турции, но до начала 30-х годов оно попортило много крови вселенским патриархам.
Teoman Ergene, Istikll harbinde Trk ortadokslari, The Turkish Orthodox in the War of Independence. Istanbul, 1951, pp. 25-26. В.Гомартели www.russned.ru/stats/2025Церковный историк
Александр Дворкин о попытке Кемаля Ататюрка ввести в Турции христианство: «Мы можем пытаться восстановить эту картину лишь на основании устных рассказов и догадок. По некоторым сведениям, Кемаль Ататюрк, ненавидевший ислам и сделавший все, что мог, для его ослабления в своей стране, одно время размышлял об обращении Турции в христианство, чтобы сделать свой народ полностью европейским. Так как, будучи диктатором, он не мог и помыслить, чтобы турки управлялись неким зарубежным властителем, он сразу отмел для себя идею римо-католичества. Идея автокефальной православной турецкой Церкви со своим патриархом нравилась ему куда больше. Но, конечно, для того, чтобы православие могло быть принято турецким народом, оно должно было стать турецким. Именно тогда при поддержке турецкого правительства (без благословения, а вполне вероятно, и без ведома Фанара) было создана миссионерская Турецкая Православная Церковь, активно занявшаяся переводами и начавшая служить на турецком языке.
Вселенский греческий патриархат не мог этого перенести. Легитимная турецкая Церковь в Истанбуле означала, что и патриархат должен был стать турецким. Церковь должна была отказаться от эллинизма и уступить место новому видению и новым горизонтам…
На это Константинопольские патриархи пойти не могли. Они встали в резкую оппозицию к попытке создания турецкого православия. Страсти накалились. Обе стороны активно прибегали к политическим интригам в борьбе друг против друга. Методы борьбы были весьма неприглядными с обеих сторон. В конце концов, священники, пытавшиеся организовать миссионерскую работу среди
турок, были запрещены в служении, а затем все, не подчинившиеся запретам, были низвергнуты из сана и анафематствованы за непослушание церковным властям и за ересь филетизма. Так великое миссионерское дело было убито в самом зародыше. Без изначальной поддержки Фанара браться за него не имело смысла.
Как говорят, Ататюрк вскоре охладел к своей экспериментальной идее, забросил ее и занялся другим. Великая возможность была упущена... Впрочем, повторим еще раз, мы очень мало знаем о том, что ж произошло тогда на самом деле. Непризнанная Фанаром "Турецкая Православная Церковь" теоретически существует в Истанбуле и сейчас. Во всяком случае, мы несколько раз видели эту вывеску в городе: правда, ворота, на которых она висела, явно очень давно не открывались…
Итак, "Турецкая Православная Церковь" не состоялась… Интересно, жалеют ли об этом Вселенские патриархи сейчас, когда они теснятся в микроскопическом анклаве и все чаще сталкиваются с проявлениями растущего и крепнущего исламского фундаментализма? Кто знает…»
Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижн. Новг. 2003. Стр. 815-816.
29 октября Первый
пленум ВЦУ в новом составе:
Председатель митр. Антонин (Грановский)
Заместители Председателя:
прот. А.И. Введенский
прот. В.Д. Красницкий
митр. Сергий (Страгородский) митр. Евдоким (Мещерский)
арх. Краснодарский Иоанн
Члены:
Протоиереи Боголюбский и Федоровский ("Союз возрождения")
Прот. Вдовин и свящ. Эндека (СОДАЦ)
Еп. Богородский Николай (Федотов), протоиереи Нименский, Красотин и Покровский ("Живая Церковь")
А. Левитин: «При обсуждении выявились острые разногласия. Антонин требовал самых радикальных решений: полного отмежевания от административных методов,
бесплатного духовенства, живущего трудом рук своих
и полного упразднения каких-либо наград и рангов; должны быть лишь три древних церковных степени: епископ, пресвитер и диакон. Красницкий в ответ на эти предложения мрачно молчал, не считая нужным даже возражать на этот "бред сумасшедшего". А.И. Введенский уговаривал "не идти так далеко, а то мы можем остаться совершенно одни". Ни по одному из этих вопросов не было принято никаких решений.
Единственным практическим результатом пленума ВЦУ было новое распределение портфелей в прзидиуме ВЦУ. Было постановлено, что общим направлением дел ведают председатель митр. Антонин и управляющий делами А.И. Новиков (недавний сторонник Красницкого, переметнувшийся к Антонину); предсоборными делами – прот. А.И. Введенский; административными – прот. Красницкий, брачными и судебными делами – епископ Николай Федотов (сторонник Красницкого), финансовыми и хозяйственными делами – прот. Вдовин (сторонник Введенского).
Постановлено было также пересмотреть состав епархиальных управлений и списки уполномоченных ВЦУ, так как все члены епархиальных управлений и уполномоченные фактически были единолично назначены В.Д. Красницким.
Для "чистки" сторонников Красницкого была образована особая комиссия, в состав которой вошли: митр. Сергий, прот. А.И. Введенский, Вдовин и прот. Красницкий. Таким образом, Красницкому удалось сохранить важные позиции в новом ВЦУ: в его руках, в частности, оставался административный отдел – важнейший нерв, связывающий ВЦУ с периферией. Тем не менее осень 1922 года принесла полное поражение "Живой Церкви" – кратковременный период ее засилия в обновленческом движении и период диктатуры Красницкого ушли безвозвратно в прошлое.
Ненавидимая и презираемая народом, не имеющая опоры в духовенств, разъедаемая внутренними противоречиями, потому что безыдейность и беспринципность н рождают дружбы между людьми, а порождают лишь животный эгоизм, – группа "Живая Церковь" после нескольких месяцев своего господства пришла к полному банкротству. К сожалению, с уходом "Живой Церкви" от власти не исчез ее дух: этот тлетворный, смердящий дух карьеризма, пресмыкательства и сикофантства остался в обновленческом движении навсегда – и он пережил обновленцев; этот мертвящий дух веет над официальной церковью и в наши дни».
Левитин, стр.154-156. 30 октября Доклад
Тучкова руководству ГПУ "о тихоновщине":
«Совершенно секретно.
Пять месяцев тому назад в основу нашей работы по борьбе с духовенством была поставлена задача борьбы с Тихоновским реакционным духовенством и, конечно, в первую очередь с высшими иерархами, как-то: митрополитами, архиепископами, епископами и т. д.
Для
осуществления этой задачи была образована группа так называемая "Живая церковь", состоящая преимущественно из белых попов, что дало нам возможность
поссорить попов с епископами примерно как солдат с генералами, ибо между белым и черным духовенством существовала вражда еще задолго до этого времени, так как последнее имело огромное преимущество в церкви и ограждало себя канонами от конкуренции белых попов на высшие иерархические посты. Это обстоятельство нами было учтено и с этого было приступлено к осуществлению означенной задачи.
Наряду с множеством статей, воззваний, речей и пр., в коих клеймилась Тихоновская и монашеско-архиерейская политика и сам Тихон, попы, взяв в свои руки верховную церковную власть, приступили к реальному осуществлению этой задачи, т.е. удалению от управления епархиями тихоновских архиереев и замены их лояльными по отношению к Соввласти. В первую очередь заменялись архиереи особо реакционного толка.
Эта задача в течение пяти месяцев более чем наполовину выполнена, так, например: к настоящему времени в имеющихся в 68 епархий
(так в тексте. – Публикатор.) уволено на покой тихоновских архиереев около 100 человек, назначено в епархию правящими архиереями вновь посвященных живоцерковниками вдовых и холостых попов 11 человек, плюс к ним неправящими 4 человека, назначено и переведено старых служащих и при Тихоне архиереев, относящихся лояльно к Соввласти и церковному обновлению, 10 человек и таких же оставлено правящими в епархиях около 20 человек, находится совершенно без епископа 9 епархий и, наконец, ярых тихоновцев остается незамененными 5 человек. Таким образом, если даже из этих "лояльных" половинную часть отнести к тихоновцам, то получается, что половина тихоновских архиереев заменена обновленцами и полуобновленцами.
Окончательно разгромить Тихоновский и полутихоновский епископат и лишить его управления церковью возможно было бы только в том случае, если бы вопреки канонам посвящать женатых попов в епископы и выбрать из них епископов с любыми взглядами, то в этом случае, несомненно, был бы епископат явно настроен против Тихона и его политики.
По моему мнению, недурно было бы изгнать тихоновцев и из приходских советов, начав эту работу примерно так же, т.е.
натравляя одну часть верующих на другую (ЛР). Осуществить же это возможно путем образования мирянских групп "ревнителей обновленческого движения". Для примера приведу пробу, проделанную Красницким в Храме Христа Спасителя 28 октября, где после его речи и приглашения записалось в группу обновления 12 человек мирян, указав в списке свои подробные адреса. Правда, эта цифра маленькая, но как проба довольно показательная, т.к. даже в этом храме миряне записались в обновленцы.
По выполнении этой задачи, т.е. когда будет сломлена и дискредитирована тихоновщина, которая до сего времени имеет еще первенствующее значение, отсюда
логический вывод, что наступает период паралича единства церкви, что, несомненно, должно произойти на соборе, т.е. раскол на несколько церковных групп, которые будут стремиться осуществить и проводить в жизнь каждая свою реформу.
Начальник 6-го отделения секретного отдела ГПУ Е. Тучков».
Заверенный машинописный текст. РПЦ и ком. гос-во. Стр.152-154. Без даты Заметка в РОСТА
о развале церкви, "Новом христианстве".
«Ближайшее к патриарху Тихону лицо было опрошено сотрудником РОСТА:
- Как относится патриарх к образовавшейся в Пензе организации "новых христиан"?
Представитель патриарха ответил с видом скорбного смирения:
- У патриарха отнято право признавать или запрещать религиозные организации. Патриарх теперь "частное лицо", поэтому он воздерживается от суждения о "новых христианах".
Тем не менее представитель патриарха не может воздержаться от нескольких язвительных намеков о восставших против православной церкви "новых христианах", особенно по адресу ставшего во главе раскола архиепископа Владимира
(Путяты –
Л.Р.). Личность этого "церковного революционера", надо сказать, в некоторой степени "историческая". Репутация вождя "новых христиан" весьма и весьма "подмочена".
Представитель высшей церковной иерархии, воздерживаясь от осуждения по существу нового раскола, очень подробно и с большим удовольствием останавливается на личности архиепископа Владимира и на связанном с ним процессе растления и еще каких-то пакостях.
Обычный прием охранителей старого: смешать явление с личностью. Стараться не видеть народного движения, сосредоточив все внимание на каком-нибудь авантюристе, случайно пристегнувшемся к этому движению. То, что произошло в Пензе многотысячное собрание верующих христиан, объявившее войну православной церкви ведь, это не какая-нибудь случайность, не результат присутствия в Пензе еп. Владимира, а проявление глубокого брожения в сознании народной массы.
Революция сокрушила церковь – мощное орудие порабощения масс. Пролетариат бодрой и смелой рукой отшвырнул от себя вместе со всем старым хламом и религиозные путы. Для пролетариата не было в этом вопросе никаких колебаний, никаких сомнений. Он сорвал маску с лицемерных служителей церкви, посмеялся над чучелами "нетленных мощей", призвал иерархов к трудовой повинности, на монастырях написал свой великий лозунг "кто не работает, да не ест!". Пролетариат, обретший новую религию в коммунизме, сразу забыл о вопросах церкви.
Но кроме пролетариата, решительного в своих умозаключениях, есть многомиллионная темная и инертная масса. Тысячелетний обман вросся корнями в сознание массы. Сокрушение церковного гипноза – одна из труднейших задач революции. Пензенское собрание "новых христиан" свидетельствует, что революция одержала и здесь победу, пробила и здесь брешь.
Темная верующая масса начинает прозревать. Она поняла всю ложь казенной церкви, она отрекается от православия, исказившего евангельское учение. Она объявляет войну церковной иерархии, всей православной церкви. Она в смутном брожении пробуждающегося сознания хочет что-нибудь построить... Какое-то "новое христианство"... Что выйдет из этого, мы не знаем заранее. Отрекшись от старой веры, народная масса найдет веру в коммунизме, а всякое "новое христианство" послужит только переходной ступенью».
РПЦ и ком. гос-во. Стр. 163-164 28 ноябряДоклад о работе
антирелигиозной комиссии при ЦК за период времени с 12 по 27/ХI 1922г.
«В Политбюро ЦК РКП.
Работа комиссии и созданных ею вспомогательных органов за отчетный период выразилась в следующем.
1. В СФЕРЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ
Постановлено закрыть газету "Наука и религия", освещавшую вопросы раскола церкви, субсидировавшуюся за последнее время партией, но не носившую определенной физиономии. Вместо "Науки и религии" решено выпускать при издательстве "Красная Новь" антирелигиозную газету, на первое время раз в неделю. Газета должна носить популярный характер, предназначаясь для широкой рабоче-крестьянской аудитории. Задачи газеты: освещение с точки зрения последовательного марксизма и коммунизма происходящих внутри церкви событий, церковной политики Советской власти и Компартии, сектантского движения, а также борьба с религиозными предрассудками всех видов и разновидностей (включая сюда помимо православной веры и сектантства все т.н. иноверные и инославные вероисповедания) под углом научного материалистического мировоззрения.
Ответственным редактором газеты намечен тов. Флеровский. К ближайшему сотрудничеству в ней постановлено привлечь тт. Галкина и Жакова (завед. Пропаганд. Отд. МК). Вся техническая часть издания может считаться налаженной. Первый номер выйдет на следующей неделе.
При газете решено издавать месячное приложение в виде иллюстрированного журнала научно-пропагандистского характера. Техническая организаци издания поручена тов. Флеровскому.
Тов. Красикову поручено к ближайшему заседанию комиссии подготовить издательский план брошюрно-книжной литературы антирелигиозного содержания, могущий быть в ближайшее время реализованным через издательство "Красная Новь".
II.В ОБЛАСТИ КОНКРЕТНОЙ БОРЬБЫ С ЦЕРКОВНОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ В ЛИЦЕ "ТИХОНОВЩИНЫ"
Специально созданной подкомиссией в составе тт. Красикова, Менжинского и Попова рассмотрены дела епископов, попов и мирян, уличенных в активной "тихоновщине". Часть их постановлено подвергнуть административной ссылке на срок от двух до трех лет. В качестве мест ссылки назначены в первую очередь Зырянская область (имеющая пункты, удаленные на полторы тысячи верст от ж. д. абсолютно пустынные и глухие) и Хива, по своим географическим и этнографическим свойствам признанная чрезвычайно благоприятным местом ссылки для реакционного духовенства. Другую часть находящихся под стражей епископов и попов, бывших ближайшими сотрудниками Тихона по Синоду и старому ВЦУ, решено предать суду вместе с бывшим патриархом. Ведение их дела в срочном порядке поручено следователю ГПУ тов. Агранову. В помощь тов. Агранову у МК (по соглашению с ним) затребован через секретариат ЦК т. Лунин бывший прокурором по большому Московскому процессу церковников, слушавшемуся в мае и давшему первоначальные материалы для привлечения к суду патриарха Тихона.
Принимаются меры к получению от представителей "Живой Церкви" и ВЦУ конкретных материалов, устанавливающих контрреволюционную работу определенных лиц из состава тихоновского духовенства и реакционного мирянства на предмет применения к ним судебных и административных мер.
III. В ОБЛАСТИ РАЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Принятыми мерами удалось приостановить разгоревшуюся "междуусобную" борьбу обновленческих групп в целях создания хотя бы временно их общего фронта против "тихоновщины", начавшей было заметно усиливаться в последнее время. Результатом явилось усиление репрессий со стороны ВЦУ по адресу "тихоновцев" (устранение нескольких десятков епископов) и принятие ряда постановлений, ярко демонстрирующих лояльность ВЦУ по отношению к Советской власти: в частности, признание 7-го ноября церковным праздником (имеются сведения о торжественном праздновании этого дня, например в Тамбове, где в соборном богослужении по случаю 5-летия Октябрьской революции участвовало 4 епископа, 20 священников и до 6000 мирян). В принципе решено ВЦУ и в недалеком будущем будет проведен в жизнь переход к новому стилю с соответствующей передвижкой всех церковных праздников. Смысл означенных мер прежде всего сводится к дальнейшему углублению раскола церкви. За последнее время можно отметить беспрекословное исполнение со стороны ВЦУ всех директив надлежащих органов и усиление влияния на его работу.
Подготовка к собору со стороны ВЦУ за последнее время оживилась. Происходит выработка различных тезисов. Есть все основания ожидать на соборе ожесточенных догматических споров между тремя группами, входящими во ВЦУ ("Возрождения", "Живой Церкви" и "Древлеапостольской Церкви"). Недавно за пределами ВЦУ народилась новая группа "Трудовой Церкви" под лозунгом: "Долой буржуев из храмов".
Эта группа намерена требовать своего присутствия на соборе.
Намечаются определенные симптомы раскола среди мирян. В Москве уже создалась компактная группа мирян "живоцерковцев", которая на днях выпустит свое воззвание с лозунгом изгнания из приходских советов реакционных элементов (в группу входят представители интеллигенции и мелкой нэповской буржуазии; рабочих нет). Аналогичные директивы по соответствующей линии даны на места.
Работа по разложению церкви требует средств, которые должны быть отпущены в распоряжение комиссии.
IV. В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С СЕКТАНТСТВОМ.
Изучение нынешнего положения сектантства дало возможность комиссии установить наличность в советской федерации в настоящее время сект двух категорий:
1)определенно лояльных по отношению к советской власти и не представляющих для нее никакой опасности: молокане, духоборы, штундисты и т.д.;
2)склонных к буржуазной реставрации или анархо-мещанству и располагающих крупными связями в контрреволюционных заграничных кругах. К числу последних принадлежат толстовцы (в особенности правое крыло, возглавляемое Чертковым и Булгаковым), баптисты, евангелисты, союз христианских молодых людей и т.д.
Для баптистов и евангелистов, совершенно лояльных по отношению к царскому милитаризму в прошлом, характерно нежелание служить в Красной Армии.
В целях борьбы с контрреволюцией, прикрывающейся флагом сектантства, комиссия постановила:
1.Уточнить статьи закона, регулирующие отбывание сектантами воинской повинности, чтобы освобождение могло применяться впредь только к сектам, не отбывавшим воинской повинности до революции;
2.При сокращении Красной Армии и ее вспомогательного персонала считать необходимым очищение армии прежде всего от элементов, не желающих принимать торжественного обещания о защите Республики с оружием в руках. Руководящий персонал толстовцев и "христианских молодых людей" (в количестве 7 человек) постановлено выслать за границу немедленно. О баптистах и евангелистах ГПУ поручено собрать материал, устанавливающий их контрреволюционную деятельность.
V.В ОБЛАСТИ ПРАВОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЛЕГЧАЮЩИХ ПАРТИИ БОРЬБУ С РЕЛИГИЕЙ И МИСТИКОЙ ВСЕХ ВИДОВ
Комиссия выработала правила (утвержденные Политбюро) о ввозе в страну религиозной литературы, стремящиеся свести этот ввоз к минимуму, рассмотрела проект положения о порядке регистрации религиозных обществ, ставящий целый ряд препон организации таких обществ во всероссийском масштабе (проект для детализации передан в специальную подкомиссию в составе тт. Менжинского, Красикова и Равич). Находится в стадии рассмотрения ряд вопросов, касающихся нашей церковной политики и связанных с отношениями к некоторым иностранным государствам.
На последнем заседании комиссии заслушано сообщение тов. Красикова о решении МСНК ликвидировать пятый отдел Наркомюста (по отделению
церкви от государства). Комиссия самым решительным образом высказалась против такой ликвидации, крайне усложняющей и затрудняющей ее работу и постановила обжаловать постановление МСНК как по советской, так и по партийной линии.
Председатель комиссии Н. Н. Попов».
РПЦ и ком. гос-во. Стр.158 - 161
14/27 ноября Московский
процесс "второй группы церковников". Привлечено 118 обвиняемых: "противодействие изъятию" и "контрреволюционная пропаганда".
Приговор:
игуменья Побединская, протоиерей Хотовицкий, благочинный Успенский – 10 лет,
4 человека – по 7 лет;
16 человек – по 5 лет;
51 человек – разные сроки;
31 человек – оправдан.
Ко всем осужденным, кроме первых 23 человек, применена амнистия.
1. Правда 1923, 20 апр. № 86
2. Известия 1923, 27 февр., № 44
3. Левитин, т.1
4. Валентинов, стр. 71-72 23 ноября/6 дек.
Анафематствование заключенным Патриархом Тихоном ВЦУ, как учреждения антихристова: «Божиею милостью, смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России, всем архипастырям, пастырям и всему Православному русскому народу.
Благодать и милость Господа нашего Иисуса Христа да приумножится. В тяжелую годину наших испытаний, в годы торжества сатаны и власти антихриста, когда на ваших глазах новыми иудами-предателями из рода нашего разрывается нешвенный хитон Христов – Святая Церковь Православная, Мы, по долгу своего Первосвятительского служения, призываем всех верных сынов Божиих стать твердо и мужественно за веру Божию и на защиту Святой Церкви древлеправославной даже до уз, крови и смерти, если того потребуют обстоятельства жизни, и запрещаем признавать ВЦУ как учреждение антихриста, в нем же суть сыны противления Божественной Правде и церковным святым канонам.
Сие
же пишем, да ведомо будет всем вам, что властию, данною нам от Бога –
анафемствуем ВЦУ и всех имеющих с ним какое-либо общение. Благодать Господа да пребудет со всеми вами. Аминь. Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России. Москва, Донской монастырь. 23 ноября(6 декабря) 1922 г.»
1. Сб. док.1
2. Губонин
3. Известия 1923, № 153
4. Митр. Елевферий. "Нед. в Патр." 6/19 дек.
Прочтение послания ПатриархаТихона с анафематствованием ВЦУ с амвонов московских храмов в день Св. Николая. Фиолетова 6/19 дек. Сообщение в "Известиях" о результатах изъятия церковных ценностей:
"По сведениям ЦК Помгола серебра из церковных ценностей собрано более 23.997 пуд." "Известия" признают, что это "цифра до смешного пустяковая".
1922 А. Ваксберг о крупных хищениях средств, собранных Помголом:
«В самые трудные, голодные годы – непосредственно перед нэпом он
(А.Я. Вышинский –
Л.Р.) возглавил управление распределения российского Наркомпрода. Потом стал прокурором, причем сразу самого высокого ранга... Сюжеты тех – первых судебных процессов, на которых Вышинский пробовал голос... вельможные хозяйственники из легендарного Помгола, жиревшие на народной беде: пир во время чумы...»
Арк. Ваксберг. "Царица доказательств". Лит.Газета. 27 янв. 1988г. Примеч. Л.Р.:
Представляется очень странным, что Вышинский стал обвинителем
фактически своих бывших подчиненных. Не служило ли это прикрытием того факта, что он сам возглавлял централизованное "хищение", т.е. использование не по назначению средств, собранных Помголом? Конец года Данные о числе духовных лиц, погибших в столкновениях при изъятии ценностей и расстрелянных по суду в течение 1922 г.
2691 белого духовенства
1962 монашествующих
3447 монахинь и послушниц
Итого 8100 жертв.
Польский, т. 1, стр. 214 Петр Струве о характере коммунистического атеизма в России:
«Для современных христиан России советская власть и советский строй вовсе не могут и не должны почитаться только и преимущественно "политикой" и "политической формой" в обычном общепринятом смысле слова. Поскольку советский строй превращается в чисто политическую форму, он перестает духовно существовать, он передвигается в какую-то другую плоскость. Обращаясь мыслью к эпохе первохристиан, мы не делаем никакого сопоставления той эпохи с нашей. Наше время ужаснее. С религиозной, а тем самым и с общекультурной точки зрения, воинствующий против религии и Бога коммунистический атеизм есть нечто, не сравнимое ни с язычеством в его борьбе с христианством, ни с чем либо вообще, что до сих пор было в истории. Религиозная борьба эпохи французской революции, при всей отвратительности деталей, все-таки имела в себе что-то от религии.
Противорелигиозная же работа советской власти есть принципиальная и последовательная борьба против веры и Бога, во имя доведенного до цинизма "человекобожия". Такой борьбы в такой сосредоточенности и напряженности – нельзя этого не подчеркивать постоянно – история еще не знала. На западе часто также не понимают, что русская коммунистическая революция бесконечно грубее и жестче всякого деспотизма, когда либо, где либо свирепствовавшего против той или другой группы верующих. Ибо поскольку она упраздняет и отрицает всякое, и в том числе экономическое самоопределение лица, она на личную свободу, и в том числе на свободу совести посягает гораздо радикальнее, чем какой-либо другой существовавший в истории режим...
По степени социальной и политической тираничности советский режим есть нечто непревзойденное и непревосходимое, а по духу, по идейному заданию этот режим есть именно и прежде всего борьба с религией и с Богом. И самый советский социализм в его основах есть гораздо меньше устремление экономическое, чем именно идейная установка, соединяющая в себе отрицание Бога и отрицание свободы человеческого лица. По идейному содержанию современный русский коммунизм есть прямой наследник противорелигиозного бешенства Бакунина – без его принципиального анархического
индивидуализма – с рафинированной жестокостью полицейского аппарата, сознательно, с психологическим учетом и расчетом пользующийся самыми низменными инстинктами отдельного человека и человеческой толпы.
...Россия являет образ страны, опустошенной и терзаемой прежде всего и больше всего безбожием, ставшим неограниченной, воистину деспотической властью. Ужасно, что эта власть отрицает все правовые формы свободы. Но еще ужаснее, что, – и разрушения во имя безбожия».
Петр Струве. Вводная статья к книге: А. Валентинов. Черная книга ("Штурм небес"). На англ. и нем. яз. в 1924 г., на рус. яз. - 1925г. 1922-23
Константин Криптон о реакции церковного народа на изъятие ценностей:
«Православная паства исключительно горячо реагировала на изъятие церковных ценностей. В Митрофаньевском соборе Саратова, где я пережил начало новой церковной политики, вопрос об отдаче ценностей поставили, после воскресной литургии, перед прихожанами – на их решение. Последнее было единодушно отрицательным. Аргументация была такова: "Если правительству нужны средства для закупки хлеба. То напряжем все силы и сами соберем. Церковных же ценностей брать не надо – это наша святыня".
Не обошлось без криков, особенно при выходе из церкви, на паперти: "Дай-ка ценности! Не на голодающих пойдут, а на "Рычи, Китай". (В то время производились как раз особенно усиленно сборы денег – "добровольные взносы" на организацию, получившую у саратовцев название "Рычи, Китай". М.б. она официально так и называлась – сейчас не помню). Аналогичное характеризует прихожан других городов и селений.
Применив вооруженную силу, правительство, тем не менее, приступило к данной "операции". По всей стране полилась кровь духовенства и верующих, защищавших свои святыни. Этому можно найти достаточные подтверждения в центральных и местных газетах. Но ценности были изъяты.
Иной характер приняли попытки "преобразования" церкви. Для десятков миллионов верующих людей было чересчур ясно: пришли обновленцы не с реформами, а с "женатыми митрополитами и епископами", готовыми сокрушить самые основы Православия. (Ряд реформ был уже разработан, а также намечался к разработке – не дали закончить – на Всероссийском Церковно-Поместном Соборе 1917-18 гг.).
Но здесь "нашла коса на камень". Можно было отправлять в тюрьмы, лагеря, ссылку, даже расстреливать сопротивляющихся епископов, священников, самих прихожан, начиная с членов церковных "двадцаток". Участие в последних с тех лет становится все большей и большей жертвой. Бывая по служебным обязанностям в маленьких городках
Сибири, а также Европейского Севера, я видел там многих из них, находившихся в ссылке. Достаточное число людей пошло и в лагеря. Но с массой верующих людей ничего нельзя было сделать.
Церкви обновленцев становятся пусты. Толпы верующих устремляются в необновленческие храмы. Исключение составляли соборы, когда там служили обновленческие епископы. Значительная часть публики приходила, однако, из любопытства: что это за новая церковь?»
К. Криптон. Вестник РХД 1979, № 128. Стр. 222-223. 30 декабря ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК .
Принята делегатами 1 общесоюзного Съезда Советов.
Из текста Декларации: Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.
...Неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.
...Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании "Союза Советских Социалистических Республик", служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим,
так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство является достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и
новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику (выд. мною –
Л. Р.) . Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Сост. Орлов А.С... Москва "Проспект" 1999 г.: hronos.km.ru Комментарий
В. Резуна (Суворова): «Декларация об образовании СССР объявляла, что СССР – это только первый решительный шаг в создании Всемирной Советской Социалистической республики: намечалось количество республик увеличивать до тех пор, пока весь мир не войдет в состав СССР. Декларация об образовании СССР была открытым и прямым ОБЪЯВЛЕНИЕМ ВОИНЫ ВСЕМУ ОСТАЛЬНОМУ МИРУ... Это – официальный документ о главной цели огромного государства: разрушить и подчинить все остальные государства мира».
В. Суворов. Ледокол. М. 1993, стр. 21
Примечание Л.Р.: Когда М.С.Горбачев попытался реально превратить СССР в миролюбивое государство, Союз тут же распался, потеряв изначальный смысл своего существования.
Станислав Кульчицкий (профессор, зам. директора Института истории НАН Украины) о роли Украины в создании СССР:
В январе 1918 г. ІІІ Всероссийский съезд советов объявил созданную большевиками советскую республику свободным союзом наций. В.Ленин заверил делегатов, что вокруг России будут объединяться новые и новые народы, и эта федерация
будет расти добровольно, без вранья и железа.Конституционные
конструкции государства советского типа ничего не значили для Кремля, ведь за ними скрывалась не отображенная в Основном Законе диктатура жестко централизованной партии. Эта особенность позволяла как угодно выстраивать национальную советскую государственность. Контролируемая большевиками страна оставалась централизованной даже тогда, когда не имела названия и состояла из девяти формально независимых государств.
В.Ленин трижды отправлял вооруженные силы России в Украину, а в конце 1920 г. сосредоточил в жизненно важной для Кремля республике более
миллиона красноармейцев. Вместе с чекистами и милицией они образовали мощное силовое поле, в котором никто не мог бросить вызов диктатуре ЦК РКП(б). И все-таки Ленин заключил договор между Российской Федерацией и советской Украиной, в котором каждая сторона признавала независимость и суверенность другой.
Когда больного Ленина поставили перед фактом образования единого государства путем «автономизации» национальных республик, он внес в конституционную конструкцию принципиальные поправки. Образовывался федеративный союз государств, в который «вместе и наравне» входили как Российская Федерация, так и другие независимые республики. В конституциях республик, как и в общесоюзной, отмечалось, что
каждая республика имеет право выйти из Советского Союза, когда того пожелает.Ричард Пайпс, авторитетный специалист по истории России, утверждает, что национальная советская государственность была фикцией, так как за ней скрывалась жестко централизованная диктатура с центром в Москве. Это утверждение требует уточнений, без которых мы не поймем ни украинского Голодомора, ни разрушительного для судьбы СССР противостояния Б.Ельцина и М.Горбачева в 1990–1991 годах.
Советская государственность – это непростое понятие как в первичном, то есть российском измерении, так и во вторичном, национальном. Подчиненные диктатуре кремлевских вождей советы обладали вполне реальной властью. Благодаря этой власти партия большевиков превращалась в государственную структуру.
Двуединая конструкция власти – гениальное по своей коварности творение Ленина. Но она не была безопасной для центра, который я бы назвал не Москвой, а Кремлем.
Москва – это столица России – тогда самой обделенной в правах республики. Вожди большевиков превратили всероссийский ЦК РКП(б) во всесоюзный орган. Хоть Россия и оставалась государствообразующей республикой, Кремль не стремился ни отождествлять себя с ней (этому мешала конституционная конструкция СССР), ни создавать
конкурентный центр власти.Несмотря на свои преимущества, конструкция национальной советской государственности также представляла для Кремля угрозу.
Самая большая угроза исходила от Украины – республики с крепкими традициями строительства национального государства, которая по экономическому и человеческому потенциалу была равна другим республикам, вместе взятым. Важно было и то, что Украина располагалась у границы с Европой. Миллионы украинцев находились в Польше, Чехо-Словакии, Румынии. Миллионы украинцев, по данным Всесоюзной переписи 1926 г., находились и за пределами восточных границ УССР – в Центрально-Черноземной области (ЦЧО) и на Северном Кавказе.
После образования СССР Кремль развернул в национальных республиках кампанию коренизации – укоренения советской власти в нерусской среде. В Украине коренизация вышла за рамки бюрократической кампании и стала орудием национального возрождения. После Всесоюзной переписи 1926 г. украинское руководство поднимало перед политбюро ЦК ВКП(б) вопрос о присоединении к республике территорий Российской Федерации, где украинцы составляли большинство населения. Общее количество украинцев на близлежащих к украинско-российской границе территориях
с преимущественно украинским населением (Кубанский и Таганрогский округа, районы ЦЧО) составляло 2733 тысячи человек.Ходатайство отвергли, но руководству УССР удалось добиться согласия Кремля на украинизацию тех районов за пределами республики, в которых украинцы составляли большинство. На Кубани благодаря активной поддержке населения на украинский язык была переведена деятельность административных учреждений, школ, СМИ. В Кремле на эти успехи смотрели
с удивлением и обеспокоенностью. Полностью украинизированную Кубань пришлось бы присоединять к УССР, то есть наращивать ее и так большой людской потенциал в СССР.
Мы помним Советский Союз таким, каким он
стал после Голодомора 1933 года и Великого террора 1937 года. Это был союз республик, контролируемых центром посредством
трех вертикалей власти – партийной, чекистской и советской. Основная часть объектов управления уже была переведена в подчинение общесоюзных наркоматов. Однако
до начала террористических акций СССР был союзом государств. Распространение советской государственности на национальные окраины помогло большевикам реставрировать империю, но привило ей внутреннюю нестабильность. Созданное в России тоталитарное «государство-коммуна» с максимально суженным количеством носителей диктатуры
вобрало в себя национальные государства,
наделенные реальной управленческой властью. Дабы устранить угрозу повторного распада империи, Кремль готов был прибегнуть к любым средствам террора. С.Кульчицкий. Голодомор-33: почему и как? Зеркало Недели, № 45 (624) 25 ноября - 1 декабря 2006. http://www.zn.ua/3000/3150/55147/
А. Левитин об отношении простых верующих к церковным расколам:
«
"Нет Христа между нами!"– во всеуслышание заявил епископ Антонин Красницкому. Был ли Христос в Русской Церкви в это время?
Такой вопрос, может быть, задает себе верующий читатель…
А что скажет читатель неверующий?
"Вот ваша церковь" – со злорадной усмешкой заметит он.
Нет, это не наша церковь, ответим мы ему, это только одна часть нашего духовенства. И тут вспоминается старая женщина, которой один из авторов как-то стал рассказывать о церковных делах.
"Это все меня не интересует, – с кроткой улыбкой перебила она. – Я люблю ходить в церковь, всегда становлюсь перед Распятием и чувствую, что Христос смотрит мне в душу, а до всего остального мне дела нет".
Именно так и рассуждало подавляющее большинство верующих – они исповедывались, причащались, возносились душой к Богу под звуки чудесных песнопений православной литургии и в эти моменты совершенно забывали (а многие даже и не знали) о шумных спорах между различными церковными направлениями. Они чувствовали себя около Того, Кто сказал:
"Аз с вами до скончания века".
Поэтому мы отвечаем:
"Нет,
Христос в Русской Церкви был, есть и всегда будет"».
Левитин. Стр. 135
1922 г. КОНЕЦ
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------