Патриарх Тихон
Изьятие церковных ценностей
В.И.Ленин в 1922 г.
Советский плакат 1921 г . о голоде: НАСЛЕДСТВО ЦАРЯ И БУРЖУАЗИИ
Советский плакат о голоде:
БУРЖУИ ДАРОМ ХЛЕБ НЕ ДАДУТ.
ЗОЛОТО  ВОЗЬМЕМ В ЦЕРКВАХ, МЕЧЕТЯХ, СИНАГОГАХ И КОСТЕЛАХ.
Советский плакат начала 1920-х.
ПОПЫ ПОМОГАЮТ КАПИТАЛУ И МЕШАЮТ РАБОЧЕМУ. ПРОЧЬ С ДОРОГИ!
Красноармейцы выносят церковную утварь
1922. Январь-апрель
17/30 янв.
Указ Патриарха Тихона и Синода о возведении в сан митрополита временно управляющего Западно - Европейскими русскими приходами архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского).    Митр. Евлогий, стр. 401

1/14 февр.
    Письмо Патриарха Тихона к  православно-верующему русскому народу, объединившемуся в «Союз Православных приходов в Польше»:
   «Ознакомившись с задачами и характером деятельности возникшего на территории Польского Государства Союза Православных приходов, преподаем Наше благословение на дальнейшие труды сего Союза и молим Всевышнего, чтобы Он споспешествовал деятельности Союза, направленной к благу Святой Православной Церкви».
  А.К. Свитич. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. Материалы по истории Церкви. Книга 14. М. Крутицкое подв. 1997. Стр. 113-114.

10/23 февр.
Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих.   
         Известия  1922, 26 февр.

15/28 февр.
Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и изъятии церковных ценностей:
«Среди тяжких бедствий и испытаний, обрушившихся на землю нашу за наши беззакония, величайшим и ужаснейшим является голод,  захвативший обширное пространство с многомиллионным населением.

Еще в августе 1921 г., когда стали доходить до нас слухи об этом ужасном бедствии, Мы, почитая долгом своим прийти на помощь страждущим духовным чадам Нашим, обратились с посланиями к главам отдельных  христианских  Церквей (Православным  Патриархам, Римскому Папе, Архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому) с призывом, во имя христианской любви, произвести сборы денег и продовольствия и выслать их за границу умирающему от голода населению Поволжья.

Тогда же был основан Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим и во всех храмах и среди отдельных групп верующих начались сборы денег, предназначавшихся на оказание помощи голодающим. Но подобная церковная организация была признана Советским Правительством излишней и все собранные Церковью денежные суммы потребованы к сдаче и сданы правительственному Комитету.

Однако в декабре Правительство предложило Нам делать, при посредстве органов церковного управления: Св. Синода, Высшего Церковного Совета, Епархиального, Благочиннического и Церк.-приходского Совета – пожертвования деньгами и продовольствием для оказания помощи голодающим. Желая усилить возможную помощь умирающему от голода населению Поволжья, Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским Советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чем и оповестили Православное население 6(19) февраля с.г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения.

Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям Церкви, 10(23) февраля ВЦИК, для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства, и Мы священным Нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад Наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство – миряне отлучением от Нее, священнослужители – извержением из сана (Апостольское правило 73,  Двухкратн. Вселенск. Собор. Правило 10)».  
                                      1. Веденский. "Церк. и гос."
                                      2. Вестн. РСХД,1970,  №8
                                      3. Губонин

   Оценка этого послания игуменом Иннокентием (Павловым):
   «И вот здесь патриарх Тихон совершает ошибку из разряда роковых, последствия которой сказываются по сей день. И коренится она, судя по всему, не только в непонимании  предстоятелем Российской церкви и его ближайшим окружением текущей политической и социальной ситуации, но и их оторванности от собственного духовенства, незнании  настроений и идейных течений в нем. Именнооно в первую очередь оказалось поставленным  под удар поступками своего патриарха. Речь идет о послании Святейшего патриарха от 8  февраля 1922 г., явившегося реакцией на декрет ВЦИК, опубликованный в "Известиях“ двумя днями ранее. Есть смысл привести его заключительный пассаж, ставший затем  хрестоматийным в советской антирелигиозной литературе:

   "Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство – миряне отлучением от Нее,  священнослужители – извержением из сана (73-е правило Апостольское, 10-е правило  Двукратного Вселенского Собора)."

  Перед церковным историком эта акция патриарха ставит очевидные вопросы. Куда на этот раз делась известная политическая осторожность и реализм, отличавшие лучших представителей российского епископата в начале ХХ века и проявленные Святейшим Синодом в 1917 г. после Февральской революции? На что мог рассчитывать Святейший  Тихон, выпуская свое послание? На массовый протест, который заставит коммунистическую  власть пересмотреть свое отношение к церкви? Но у церкви уж и в помине не было тогда  этой “массы”, да и российское духовенство, известное своим конформизмом, явно не  годилось ей в вожди. Практическим результатом послания был лишь довольно случайный  эксцесс в Шуе, который еще можно охарактеризовать, как сопротивление изъятию  церковных ценностей. Зато какой простор открывался теперь перед тоталитарным режимом для проведения показательных репрессий против “черносотенного“ (по терминологии Ленина) духовенства и церковных активистов, для развала канонической церковной  структуры, от которого Православной Российской Церкви так и не суждено уже было  оправиться, а главное, какой беспроигрышный козырь получила антирелигиозная пропаганда, пожавшая вскоре обильные плоды!

   И если слово “святотатство“ (т.е. воровство святыни) обвинение обыгрывало в нужном ему ключе, говоря о подстрекательстве Патриарха и подведомственного ему духовенства к сопротивлению власти, то неуклюжая ссылка на каноны, абсурдность которой была обнаружена экспертизой уже на московском процессе, стала излюбленным аргументом в коммунистической агитации, выставлявшей Российскую церковь этакой антинародной  силой, которая, прикрываясь именем Христа, отказалась прийти на помощь голодающим… Таким образом, итог того поворотного года, помимо всего прочего, выразился во впервые  проявившейся тогда социальной маргинализации Российской церкви».
      
   Примечание игумена Иннокентия по поводу ссылки на каноны:
   «Увы, незнание священных канонов не только теперь, но и раньше отличало российское  священноначалие. Несостоятельность ссылки Святейшего Тихона на указанные им каноны  была обнаружена в связи с показаниями Московскому трибуналу известного канониста,  члена Священного Собора 1917-1918 гг. Н.Д. Кузнецова, которому ничего не оставалось, как  признать, что 73-е Апостольское правило запрещает использовании клириком золотого или  серебряного церковного сосуда лишь в своем домашнем употреблении.

   При этом, в наиболее авторитетных тогда в российской церковной среде толкованиях на  правила Православной церкви еп. Никодима (Милоша) по поводу этого канона указывается,  что “бывали примеры в самые древние времена, что некоторые епископы брали в церкви все, что в ней было самого драгоценного, даже священные сосуды, и обращали их в деньги, когда являлась необходимость накормить голодных или выкупить пленных“…

   Что же касается 10-го правила Двукратного (кстати, не вселенского, как указано в  патриаршем послании, а поместного) Константинопольского Собора 861 г., то оно, имея в виду такие случаи, а также кражу священных сосудов клириками (что, очевидно, имело место в IX в.), лишь ссылается на 73-е Апостольское правило и установленные им санкции.»                 Игумен  Иннокентий (Павлов). Стр. 354-355.

Февраль
   Приписываемый Патриарху Тихону указ ("секретная инструкция") по вопросу об отношении к изъятию церковных ценностей:
   "...Хвалим и лобызаем архимандрита Никодима, настоятеля Юрьева монастыря Новгорода, богодухновенно отдавшего из монастыря ценности на многие миллионы рублей на священную войну против тевтонов (немцев).
   Мы с гневом отвергаем и караем отлучением от Церкви даже добровольное пожертвование священных риз и чаш: важно не что давать, а кому давать. Читая строки послания Нашего, указуйте о сем своей пастве на собраниях, на которых вы можете и должны бороться против изъятия ценностей. Мы разрешаем отдавать только лом и подвески с образов..."
                                     1."0бвин. закл. по делу Патр. Тихона"
                                      2. Попов. "Учебник для анти-религ. кружков", 1930


21 февраля/6 марта

   Визит митр. Вениамина в Петроградский Совет для обсуждения вопроса о пожертвовании церковных ценностей на нужды голодающих.
Из записок одного из участников событий:
«Петроградский Совет, по видимому, недостаточно был посвящен в глубокие политические расчеты московского центра. Петроградская власть искренне считала, что единственная цель декретов об изъятии – это получение в свое распоряжение церковных ценностей. Поэтому петроградский совет, вначале, в этом вопросе держался примирительной политики. Он находил нужным, не отступая, по существу, от декретов, стараться провести их в форме, не вызывающей осложнений. Совет учитывал известное ему настроение масс. Опасаясь эксцессов, он, казалось, льстил себя надеждой отличиться мирным выполнением декретов и, ради этого, готов был пойти на некоторый компромисс...

5 марта 1922 г. Митрополит получил официальное приглашение пожаловать на завтра в Помгол для участия в выработке порядка исполнения декретов о церковных ценностях, 6-го марта Митрополит явился в Смольный в сопровождении нескольких лиц... Владыка представил комиссии Помгола собственноручно им написанное и подписанное заявление.

В этой бумаге, изложенной в весьма корректном тоне, указывалось на то:
а) что церковь готова пожертвовать для спасения голодающих все свое достояние;
б) что для успокоения верующих необходимо, однако, чтобы они сознавали жертвенный, добровольный характер этого акта;
в) что для той же цели нужно, чтобы в контроле над расходованием церковных ценностей участвовали представители от верующих.
В конце своего заявления владыка указывал, что, если, паче чаяния, изъятие будет носить насильственный характер, то он благословить на это свою паству не может...

Митрополит встретил в Помголе, как это удостоверяется и в обвинительном акте, самый благожелательный прием. Выставленные им предложения даже не обсуждались детально, до такой степени они казались явно приемлемыми. Общее настроение было настолько светлым, что митрополит встал, благословил всех и со слезами сказал, что, если так, то он собственными руками снимет ризу с образа Казанской Богоматери и отдаст ее на голодающих братьев.

На другой и на третий день в разных газетах (в том числе московских "Известиях") появились сообщения о состоявшемся соглашении. Газетные заметки были составлены в тоне, благоприятном для Митрополита и, вообще, для Петроградского духовенства, которое, дескать, обнаружило искреннее желание выполнить свой гражданский долг и т.д.
Но, увы! вся эта иллюзия соглашения оказалась весьма быстротечной. Московский центр, по-видимому, остался не доволен петроградским советом, не уразумевшим истинных целей похода "пролетариата" на церковные ценности. Перспектива изъятия по добровольному соглашению с духовенством, пожалуй, увеличила бы престиж последнего, что вовсе не улыбалось московским политикам. Не соглашение, а раскол, не примирение, а война. Таков был лозунг, о котором не догадался недальновидный петроградский Помгол.

Надо думать, что петроградскому совету было сделано соответствующее разъяснение или внушение, и, когда уполномоченные митрополита явились, как было условлено, через несколько дней в Помгол, чтобы поговорить о некоторых деталях соглашения, то они встретили уже другое настроение и даже других представителей Помгола. Посланцам митрополита было весьма сухо объявлено, что ни о каких "пожертвованиях", ни о каком участии представителей верующих в контроле – не может быть и речи. Церковные ценности будут изъяты в формальном порядке...

Легко понять, как глубоко был потрясен митрополит докладом своих представителей. Было ясно, что все его планы и надежды рушились... Всякие переговоры были прекращены. Чувствовалось приближение какой-то грозы...»    А. Валентинов, стр. 205-207

2/15 марта

   Расстрел толпы верующих при изъятии церковных ценностей в соборе г. Шуя.
Изложение событий в журнале "Известия ЦК КПСС", 1990, № 4 на основе сообщений газеты "Известия ВЦИК" от 28 марта 1922 г.:
   «3 марта 1922 г. постановлением Шуйского уездного исполкома была создана комиссия согласно декрету ВЦИК от 23 февраля 1922г. ... Изъяв ценности в трех небольших церквах, 13 марта 1922 г. комиссия явилась в собор, но, встретив толпу возбужденных верующих, перенесла работу на 15 марта. 14 марта в спокойной обстановке комиссия взяла на учет ценности синагоги. 15 марта на Соборной площади собралась значительная толпа. Подъехавшая конная милиция (6 всадников) была встречена угрозами, камнями и поленьями. На колокольне стали бить в набат.

   Затем прибыла полурота 146 пехотного полка и два автомобиля с пулеметами. Из толпы раздались револьверные выстрелы, толпа попыталась окружить полуроту, тогда по приказу отделенного начальника красноармейцы выстрелили в воздух, но это не помогло, второй залп был в толпу, которая после этого разбежалась. Было убито 4 человека и ранено 10 человек (все ранения легкие, некоторые от пуль револьверов, которыми стреляли из толпы) (??? - ЛР). К вечеру были произведены аресты замеченных на площади торговцев, учителей и т.п. В тот же вечер представители верующих сдали в уездный исполком 3 1/2 пуда серебра из ценностей собора. Около 10 пудов серебра было сдано в уездный финансовый отдел: драгоценные камни, жемчужные ризы и другие ценности – в Государственное хранилище ценностей. Все изъятое было взято на особый учет Центральной комиссией помощи голодающим».        Известия ЦК КПСС  1990, № 4, стр. 193

6/19 марта
   Секретное письмо В.И. Ленина членам Политбюро по поводу изъятия церковных ценностей.


   Из истории публикации документа (Л.Р.):
   В Полном Собрании соч. Ленина, т.45, М. 1964 г. на стр. 666 помещена ссылка следующего содержания:

   "Март 19. Ленин в письме членам Политбюро ЦК РКП(б) пишет о необходимости решительно подавить сопротивление духовенства проведению в жизнь декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей в целях получения средств для борьбы с голодом".  
   Однако текст письма в Собрании сочинений опубликован не был.

   Первая версия текста была передана за границу о. Глебом Якуниным, опубликована в "Вестнике РСХД", № 97, 1970, стр. 54-57 и процитирована оттуда в 1-м издании этой книги ("Трагедия Русской Церкви, 1917-1945 гг." Париж. 1977). В апреле-мае 1990 г. эта же версия была перепечатана в журнале "Наш Современник"(1990, № 4) и в газете "Собеседник". Редакция "Собеседника" сообщила о своих настойчивых попытках получить информацию от партийных научных организаций о степени достоверности этого документа. В ответ на это был, наконец, опубликован подлинный текст из партийных архивов в журнале "Известия ЦК КПСС", 1990, № 4.

   Сопоставляя первую версию с публикацией "Известий ЦК КПСС", мы обнаружили большое количество (около сорока) мелких ошибок -пропуски слов, нарушены знаки препинания и т.п. В частности, в первой версии неточно указан номер единицы хранения в архиве ЦПА ИМЛ (дело 22954 – вместо 22947). Все это позволяет сделать вывод, что текст был заучен наизусть и воспроизводился по памяти с небольшими ошибками, однако при полном сохранении смысла.

   Здесь мы цитируем документ полностью по публикации "Известий ЦК КПСС":

   «Письмо В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б)   
   19 марта 1922 г.
Строго секретно. Просьба ни в каком случае копий не снимать, а каждому члену Политбюро (тов. Калинину тоже) делать свои заметки на самом документе. Ленин

   Товарищу Молотову для членов Политбюро.
   По поводу происшествия в Шуе, которое уже поставлено на обсуждение Политбюро, мне кажется, необходимо принять сейчас же твердое решение в связи с общим планом борьбы в данном направлении. Так как я сомневаюсь, чтобы мне удалось лично присутствовать на заседании Политбюро 20-го марта, то поэтому изложу свои соображения письменно.
Происшествие в Шуе должно быть поставлено в связь с тем сообщением, которое недавно РОСТА переслало в газеты не для печати, а именно, сообщение о подготовлявшемся черносотенцами в Питере сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей, а затем то, что нам известно о нелегальном воззвании патриарха Тихона, то станет совершенно ясно, что черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершенно обдуманно производит план дать нам решающее сражение именно в данный момент.

Очевидно, что на секретных совещаниях влиятельнейшей группы черносотенного духовенства этот план обдуман и принят достаточно твердо. События в Шуе лишь одно из проявлений и применений этого общего плана.

Я думаю, что здесь наш противник делает громадную стратегическую ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадежна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас, именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.

Нам во чтобы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности, совершенно немыслимы. Взять в свои руки фонд в несколько сотен миллионов (а может быть, и в несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать нам это не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне.

Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что, если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый кратчайший срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. Это соображение, в особенности, еще подкрепляется тем, что по международному положению России для нас, по всей вероятности, после Генуи окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть, даже чересчур опасны. Сейчас победа над реакционным духовенством обеспечена нам полностью. Кроме того, главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов за границей, т.е. эс-эрам и милюковцам, борьба против нас будет затруднена, если мы, именно в данный момент, именно в связи с голодом, проведем с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства.

Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать  самое  решительное  и  беспощадное  сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Самую кампанию проведения этого плана я представляю себе следующим образом:

Официально выступать с какими то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин, - никогда и ни в коем случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий.

Посланная уже от имени Политбюро телеграмма о временной приостановке изъятий не должна быть отменена. Она нам выгодна, ибо посеет у противника представление, будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об этой секретной телеграмме, именно потому, что она секретная, противник, конечно, скоро узнает).

В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного, чем нескольких), причем дать ему словесную инструкцию через одного из членов Политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал как можно больше, не меньше, чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности, также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров.

Самого патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать, хотя он несомненно стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев. Относительно него надо дать секретную директиву Госполитупру, чтобы все связи этого деятеля были как можно точнее и подробнее наблюдаемы и вскрываемы, именно в данный момент. Обязать Дзержинского и Уншлихта лично делать об этом доклад в Политбюро еженедельно.

На съезде партии устроить секретное совещание всех или почти всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работниками ГПУ, НКЮ и Ревтрибунала. На этом совещании провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности, самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни в каком сопротивлении они не смели и думать.

Для наблюдения за быстрейшим и успешнейшим проведением этих мер назначить тут же на съезде, т.е. на секретном его совещании, специальную комиссию при обязательном участии т. Троцкого и т. Калинина без всякой публикации об этой комиссии с тем, чтобы подчинение ей всех операций было обеспечено и проводилось не от имени комиссии, а в общесоветском и общепартийном порядке. Назначить особо ответственных наилучших работников для проведения этой меры в наиболее богатых лаврах, монастырях и церквах.
Ленин   19.III.22

   Прошу т. Молотова постараться разослать это письмо членам Политбюро вкруговую сегодня же (не снимая копий) и просить их вернуть секретарю тотчас по прочтении с краткой заметкой относительно того, согласен ли с основою каждый член Политбюро или письмо возбуждает какие-нибудь разногласия. Ленин»     19.III.22
Приняла по телефону М. Володичева.
ЦПА ИМЛ, ф.2, оп.1, Д.22947; машинописный текст.

   Из примечаний "Известий ЦК КПСС":
   На документе имеется только пометка В.М. Молотова:
"Согласен. Однако, предлагаю распространить кампанию не на все губернии и города, а на те, где действительно есть крупные ценности, сосредоточив соответственно силы и внимание партии.
19/III. В. Молотов".                Известия ЦК КПСС  1990, №4, стр. 190-193

7/20 марта
   Заседание Политбюро ЦК РКП(б) в составе:
Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий и В.М. Молотов. Обсуждался предложенный Троцким проект директивы об изъятии церковных ценностей, который был принят с поправками.
Из текста директивы:
«1. В центре и в губерниях создать секретные руководящие комиссии по изъятию ценностей по типу московской комиссии Сапронова-Уншлихта.
3. В губернских городах в состав комиссий привлекается комиссар дивизии, бригады или начальник политотдела.
6. Одновременно с этим внести раскол в духовенство, проявляя в этом отношении решительную инициативу и взяв под защиту государственной власти тех священников, которые открыто выступают в пользу изъятия.
14. В случае предложения со стороны групп верующих выкупки за ценности заявить, что вопрос должен быть рассмотрен в каждом отдельном случае в ЦК Помгола, ни в каком случае не приостанавливая при этом работы по изъятию...
Постановление Политбюро о рассылке этой директивы всем губкомам». 
Известия ЦК КПСС 1990, № 4, стр.194-195

28 марта
   Записка Троцкого в адрес Политбюро с предложениями по церковной политике:
   «Чем более решительный, резкий, бурный и насильственный характер примет разрыв сменовеховского крыла с черносотенным, тем выгоднее будет наша позиция <…> Кампания по поводу голода для этого крайне выгодна, ибо  заостряет все вопросы на судьбе церковных сокровищ. Мы должны, во-первых, заставить сменовеховских попов целиком и открыто связать свою судьбу с вопросом об изъятии ценностей; во-вторых, заставить довести их эту кампанию внутри церкви до полного организационного разрыва с черносотенной иерархией, до собственного нового собора и новых выборов иерархии». Архивы Кремля. Кн.1.С.162-163. Цит. по: Лобанов В.В. Протоколы заседаний Бюро Центральной Комиссии по изъятию церковных ценностей\\ Церковь в истории России. Сб. 6. М. 2005. С. 213.
    (Здесь программа инициирования обновленческого раскола, предложенная Троцким! - ЛР)

15/28 марта
   Публикация в газете "Известия ВЦИК" правительственного сообщения Президиума ВЦИК "О событиях в городе Шуе в связи с изъятием церковных ценностей".
Публикация в этом же номере "Известий ВЦИК" "Списка врагов народа". Первым указан Патриарх Тихон "со всем своим церковным собором", далее десятки епископов и священников.          Известия  1922, 28 мая

   Правительственное сообщение основано на заключении специальной комиссии ВЦИК, рассмотревшей положение на месте. Состав  комиссии:  П.Г. Смидович  (председатель),  Н.И. Муралов, И.И. Кутузов.

Заключение комиссии:
«1) Признать действия уездной комиссии по изъятию церковных ценностей правильными и согласованными с распоряжениями центра.
2) Признать действия местных властей в общем правильными, но недостаточно энергичными и планомерными как в деле подготовки работы по изъятию ценностей, так и по охране общественного порядка.
3) Предложить комиссии по изъятию ценностей немедленно приступить к окончанию этой работы.
4) Предложить губернским и уездным властям принять меры к тщательному расследованию нарушения общественного порядка в связи с изъятием ценностей, выяснить виновных сопротивления властям и нападения на красноармейцев и милицию и все дело передать для окончательного разбора и примерного наказания виновных в Ревтрибунал».
                                                  Известия ЦК КПСС  1990, № 4, стр. 194.
Начало года
   Из донесений осведомителей  ленинградского ГПУ:
   «Церковь Скорой послушницы, уг. 2-ой Рождественской и Мытнинской ул.
5 марта священником церкви Семеновым было произнесено слово, в котором он говорил, что те лица, которые создают политику против духовенства и храмов, достойны кары Божий. В частном разговоре священник Семенов высказал мысль, что большевики переживают последнее издыхание и что скоро все заживут по старому».

   «Благовещенский собор.
   Количественный и качественный состав собравшихся:
   80 человек, из них 12 интеллигентных, одна сестра милосердия, 1 священник, 4 детей до 13-летнего возраста, 4 кулака, 3 военных, 1 моряк, остальные обыватели и один буржуй, адрес – Красная ул.. д. 23, кв. 5, Перехлесткин.
   Настоятель собора отец Николай Комаринский, на массу действует своими восклицаниями и усердными молитвами.
   Речь о покаянии, где прежде всего взял клятву с молящихся в верности, что среди них нет предателей. Речь шла о том, что мы должны очиститься и быть как вода чистыми, прозрачными и такой должна быть вся наша жизнь. Громко восклицает, что это мы сделали с нашей жизнью, настроили фабрик и заводов и этим омерзили и загрязнили весь наш виноградник, мы все здесь собравшиеся оборванные и голодные, чем были вызваны слезы женщин.
   В результате просит никому не говорить о ночной беседе, о таинстве причащения, что только будут знать Христос и те, кто был на молитве. Дали слово  молчать, расцеловались со священником и ушли в 4 часа ночи».

   «Настроение толпы проследить не удалось, т.к. я неожиданно был встречен в церкви одним из рабочих завода, на котором я работаю. Пришлось из церкви уйти, не дождавшись выхода всех присутствующих, т.к. рабочий довольно громко спросил меня, почему я в православном храме, чем обратил на меня внимание присутствующих, добавив еще, что коммунистам быть в церкви не полагается.
   Призывов к выступлению против Власти не было. Но чувствуется как со стороны духовенства, так и верующих глубокое озлобление».

   «Много лет старостой Преображенского собора состоит Сергей Дементьевич Пискарев. Пожилой человек, из кулаков, мужик, выдвинувшийся в купцы. Принадлежал к черносотенной партии Союза русского народа и в былое время участвовал в еврейском погроме активно. Ненавистник евреев, противник большевизма, пользуется, естественно, глубоким уважением прихожан и духовенства. В минуты смуты и колебаний может быть опасен. Первое на что обрушится его затаенная ненависть, будет, конечно, еврейство и тогда он может быть свиреп и страшен, как зверь. Содержатель лошадей и экипажей. Надеждинская  37, кв. 10».
Материалы ЦГА РФ. Цит. по: А.Нежный. Стр. 47-48.

18 марта/1 апр.
   Заседание Св. Синода и Высшего Церковного Совета. По предложению Патриарха Тихона рассмотрен проект Указа на имя митрополита Евлогия по поводу политических выступлений Карловацкого Собора.
   Из текста Патриаршего Указа:
«1. Я признаю Карловацкий Собор заграничного духовенства и мирян не имеющим канонического значения и послание его о восстановлении династии Романовых и обращение к Генуэзской конференции не выражающим официального голоса Русской Церкви.
2. Ввиду того, что заграничное русское церковное управление увлекается в область политических выступлений, а с другой стороны, заграничные русские приходы уже поручены попечению Вашего Преосвященства, Высшее Церковное Управление за границей упразднить.
3.Священному Синоду иметь суждение о Церковной ответственности
некоторых духовных лиц за границей за их политические от имени Церкви выступления».
                                      1. Церк. Вед. 1928, № 12
                                       2. ЖМП 1945, № 9
                                       3. Митр. Евлогий. Путь моей жизни, стр. 402-403

27 марта/2 апр.
   Открытие XI съезда  партии.
    Из комментария журнала "Известия ЦК КПСС":
   "25 марта 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) утвердил повестку дня XI съезда партии; предложенный В.И. Лениным вопрос в нее не был включен. В документальных материалах съезда сведений о совещании не обнаружено".
    (Речь идет о предложенном Лениным секретном совещании съезда по делу об изъятии ценностей Л.Р.).                 Известия ЦК КПСС  1990, № 4, стр. 195

Весна 1922

   Массовые кровавые столкновения при изъятии ценностей: по «подсчетам» В. Красницкого – 1414.  (Цифра  явно произвольная. Точно такая же приводилась в журнале “Революция и  Церковь в 1919г. Л.Р.). Шишкин, стр. 14                          
   Свидетельство участника событий о позиции духовенства в деле об изъятии церковных ценностей:
   «Терроризированное и загнанное, оно, в огромном большинстве, держалось, в отношении изъятия, пассивно... Духовенство полагало, что все зависит от столкновения двух сил: большевистской власти и верующего населения. Оно не вело верующих масс. Для водительства нужен авторитет; робость, растерянность, молчаливое покорствование духовенства перед тиранической властью, если не совсем разрушили его авторитет, то достаточно расшатали. Поэтому духовенство скорее шло в хвосте масс, от них ждало указаний и инициативы. Может быть, горька эта правда, но от нее не уйдешь...

Да и жестоко, в сущности, было бы требовать от этих людей обязательного героизма. Пережитые испытания и гонения так принизили все и вся в советской России, так обескровили волю и дух человеческий, что удивляться пассивности – за несколькими, очень редкими, исключениями, – рядового духовенства не приходится... За массами было то преимущество, что они неизмеримо менее рисковали. Вырванные из среды их жертвы были бы случайными.

А духовенство? Даже при полной его "лойяльности" большевики постарались бы в первую очередь обрушить свое мщение на духовенство, ибо им было бы политически не выгодно признать наличность самостоятельно негодующих против власти народных масс... А что же произошло бы, если бы духовенство проявило, к тому же, какую бы то ни было инициативу в борьбе против изъятия?.. Нет, нельзя – по человечеству, нельзя  упрекнуть духовенство в занятой им пассивной позиции».              Валентинов, стр. 202-203
  
   Свидетельство участника событий о настроениях верующих масс во время изъятия церковных ценностей:
   «Наиболее серьезную роль во всем, что произошло в Петрограде в связи с изъятием церковных ценностей, играло само население. Верующие массы волновались и негодовали. Они, как ни старались это скрыть большевики, были настроены значительно оппозиционнее своих духовных водителей. Самую сдачу, хотя бы части церковных ценностей, и на каких бы то ни было условиях, они были склонны считать непростительным кощунством и предательством. Укажем несомненный факт: наиболее энергичное сопротивление изъятию оказали рабочие Путиловского завода... Выставление от народа сторожей при церквах, принятие мер к набатному созыву верующих при появлении советской комиссии – все это было явлением общим, возникавшим по почину прихожан, не только без согласия, но зачастую вопреки протестам запуганного духовенства».             Валентинов, стр. 205

Первая половина 1922
   Массовые уголовные процессы по делам об изъятии церковных ценностей (по сведениям первых 55 трибуналов об окончании 231 дела привлечены 732 человека). Кандидов, стр. 63                   
13/26 апр.
   Начало судебного процесса в Москве по делу о церковных ценностях.
     Известия 1922, 9 мая

22 апр./5 мая
   Выступление Патриарха Тихона в здании Политехнического музея на судебном процессе в качестве свидетеля.
                                      1. Фиолетова
                                      2. Воспоминания Н.М. Асафовой  (устные)

22 апр./5 мая
   Указы Патриарха Тихона, Синода и Высш. Церк. Совета об упразднении Карловацкого ВЦУ и передаче временного управления всеми заграничными русскими приходами - митрополиту Евлогию.
                                      1. Церк. Вед.1922, №2
                                      2. ЖМП    1945, № 9
                                      3. Митр. Еалогий, стр. 402-403

25 апр./8 мая
   Приговор трибунала в Москве: 11 человек – к расстрелу, 14 – освобождены, 27 – к разным срокам заключения.                                               Известия   1922, 9 мая

25 апр./8 мая

   Предложение Л.Б. Каменева на Политбюро ЦК РКП(б) об отмене приговора трибунала. Отказ Политбюро принять это предложение.      Известия ЦК КПСС  1990, № 4, стр. 195

25 апр./ 8 мая
   Обсуждение жалобы осужденных к расстрелу на заседании Президиума ВЦИК (по ходатайству Кассационного отдела Верховного трибунала).
Текст Постановления:
   «В отношении осужденных священников Христофора Надеждина, Василия Соколова, Макария Телегина, Сергея Тихомирова и Александра Заозерского ходатайство отклонить и приговор Ревтрибунала оставить в силе. В отношении остальных шести осужденных к высшей мере наказания приговор Ревтрибунала заменить 5-ю годами лишения свободы».                                       Правда  1922, 31 мая

28 апр./11 мая

   Вторичное предложение Л.Б. Каменева на заседании Политбюро ЦК РКП(б) о помиловании пяти приговоренных к расстрелу. Поручено Троцкому до 12.V   "ориентироваться и внести письменное предложение".    
            Известия ЦК КПСС  1990, № 4, стр. 195

29 апр./12 мая

   Аудиенция обновленческой "инициативной группы" у Патриарха Тихона: прот. А. Введенский, свящ. А.И. Боярский и Е. Белков, псаломщик С. Стаднюк, в сопровождении двух работников ГПУ.                   Левитин, т.2

29 апр./12 мая
    Устное заявление Патриарха Тихона "инициативной группе":
    "Я никогда не хотел быть Патриархом, патриаршество меня тяготит как Крест – это вы хорошо знаете. Я с радостью приму, если грядущий Собор снимет с меня вообще патриаршество, а сейчас я передаю власть одному из старейших иерархов и отойду от управления Церковью".                  
                                       1. Введенский. "Церк. и Рев."
                                       2. ВСС  (обновл.). 1927, № 3(16)

29 апр./12 мая
   Письмо Патриарха Тихона Председателю ВЦИК М.И. Калинину. 
   "Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) или Петроградского Вениамина (Казанского)".
                                      1. Архив док.
                                      2. Губонин
29 апр./12 мая
   Послание Патриарха Тихона митр. Агафангелу о поставлении его временно, до созыва Собора, во главе церковного управления:
   "Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора. На это имеется и согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления. Патриарх Тихон".                                      Левитин, т.1

29 апр./12 мая
   Письмо Патриарха Тихона о. Николаю Любимову о передаче церковного управления митр. Агафангелу с просьбой о его помещении в Донском монастыре.
                                     1. Архив док.
                                      2. Губонин

30 апр./13 мая
   Воззвание ("декларация")  обновленцев  "Верующим сынам православной Церкви России":
   «Братья и сестры во Христе!
   В течение последних лет, по воле Божией, без которой ничего не совершается в мире, в России существует Рабоче-Крестьянское Правительство. Оно взяло на себя задачу устранить в России жуткие последствия мировой войны, борьбы с голодом, эпидемиями и прочее нестроение государственной жизни. Церковь фактически осталась в стороне от этой борьбы за правду и благо человечества. Верхи священноначалия держали сторону врагов народа. Это выразилось в том, что при каждом подходящем случае в церкви вспыхивали контрреволюционные выступления. Это было не раз. А теперь на наших глазах происходит также тяжелое дело с обращением церковных ценностей в хлеб для голодающих. Это должно было быть подвигом любви к погибающему брату, а превратилось в организованное выступление против  государственной власти. Это вызвало кровь.

   Пролилась кровь, чтобы не помочь Христу – голодающему. Отказом помощи голодному церковные люди пытались создать государственный переворот. Воззвание Патриарха Тихона стало тем знаменем, около которого сплотились контрреволюционеры, одетые в церковные одежды и настроения. Но широкие массы народные и большинство рядового духовенства не пошли на их призыв. Совесть народная осудила виновников пролития крови, и смерть умирающих от голода падает тяжким упреком на тех, кто захотел использовать народное бедствие для своих политических целей.

   Мы, нижеподписавшиеся священнослужители православной церкви, являющиеся выразителями широких народных кругов, осуждаем действия тех иерархов и тех пастырей, которые виновны в организации противодействия государственной власти по оказанию ею помощи голодающим и в ее других начинаниях на благо трудящихся. Церковь, по самому существу своему, должна являться союзом любви и правды, а не политической организацией, не контрреволюционной партией.

   Мы считаем необходимым немедленный созыв поместного Собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между нею и Советской властью. Руководимая высшими иерархами гражданская война церкви против государства должна быть прекращена. Каждый верный и любящий сын церкви несомненно поддержит наше заявление, с коим мы обратились к государственной власти, о предоставлении нам возможности скорого созыва поместного Собора для устроения церкви и умиротворения народной жизни».

Декларацию подписали:
Епископ Антонин
Представители прогрессивного духовенства:
      г. Москвы:  священник С. Калиновский
    г. Петрограда:
     священник В. Красницкий
     прот. Ал. Введенский
     свящ. Ев. Белков
     псаломщик Стефан Стаднюк
г. Москвы:
     свящ. И. Борисов
     свящ. Вл. Быков
г. Саратова:
    прот. Русанов
    прот. Ледовский
                                                  1. Известия  1922, 14 мая
                                                   2. Правда  1922, 14 мая

1/14 мая

Л.Д. Троцкий во исполнение данного ему поручения представляет в Политбюро заключение по поводу предложения Л.Б. Каменева о помиловании приговоренных к расстрелу.
    В заключении не находилось данных для смягчения приговора пяти осужденным (тем же самым, что и в решении Президиума ВЦИК). Смягчение наказания шести осужденным   обосновывалось "исключительно соображениями о возможности с наименьшим ущербом для существа приговора, справедливого ко всем 11-ти, пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства"(Создают "авторитет" обновленцам! - ЛР)
                Известия ЦК КПСС. 1990, № 4, стр. 195





-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------