Начало 1920-х г.г. Свидетельство
современника о массовом возвращении в Церковь образованных слоев общества: «Эта группа лиц в описываемое время была особенно многочисленной, – явление обычное во всякую революционную эпоху, когда обездоленные революцией общественные классы, пораженные ужасом при виде крушения всего того, чем они жили и чему были преданы, начинают искать прибежище в церкви, той самой церкви, к которой, быть может, в лучшую пору своей жизни многие из них относились более или менее равнодушно. Все идеалы кажутся безвозвратно рухнувшими; спасения, светлого обновления жизни не видно в самой отдаленной перспективе; кругом нищета, унижение, смерть. Является непреодолимое стремление найти духовное убежище в церковной ограде, погреться у единого, еще не потухнувшего огонька, обрести слова утешения и надежды...
Значительное число интеллигентов: врачей, адвокатов, инженеров, бывших чиновников, сановников, педагогов, профессоров и т.д., гонимых ужасом всего совершавшегося на их глазах, инстинктивно ринулись к церкви, месту, которое им казалось тихой пристанью и, как будто, было еще некоей завесой отделено от
мятущегося, захлебывающегося в крови, изнывающего от мучений остального мира. "Отдохнуть, помолиться, забыться" – этими простыми словами можно было бы охарактеризовать стремление "церковников". Многие, в конец измучившиеся, спешили совсем порвать с прежней жизнью. Недавние сенаторы и военные шли в священники, монахи. Другие довольствовались тем, что заполняли храмы, группировались в кружки, принимавшие, по мере возможности, участие в церковно-приходской жизни и т. д. Никакой "политики" в этих заседаниях не допускалось. Те, кто жил в это время в советской России, помнит ту
невероятную запуганность, которая обуяла тогда всякого обывателя. В своей семье боялись подчас вести политические разговоры, а, тем паче, в многочисленных собраниях... Это был, как бы, некий суррогат общественной жизни...»
Валентинов, стр. 204 Философ
Сергей Хоружий о состоянии русского философского сообщества в первые годы после революции:
«Исход в рассеяние, начавшийся сразу же вслед за большевистским переворотом, уже и в первый период захватил некоторую часть философского и богословского сообщества. Другая, более значительная часть оказалась в рассеянии в ходе перипетий Гражданской войны.
В обзоре "Десять лет русской философии (1914–1924)"
Б.В.Яковенко дает следующий перечень "философов, добровольно удалившихся из России":
Л.Петражицкий, Ф.Зелинский, В.Зеньковский, Н.Алексеев, Б.Вышеславцев, Л.Шестов, Е.Спекторский, С.Гессен, А.Ященко, Б.Яковенко, Г.Ланц, М.Шварц, В.Сеземан, Д.Чижевский, А.Лазарев, А.Штейнберг, Г.Гурвич, П.Сорокин, Г.Флоровский, А.Койре, И.Степанов, кн. Н.Трубецкой, Г.Ландау,
И.Геллер. К этому списку автор присовокупляет: "и др."[3]; и в качестве хотя бы основных имен из оставшихся в сем разряде, необходимо назвать Вяч. Иванова, П.Струве, П.Савицкого, Н.Арсеньева, Г.Федотова, В.Н.Ильина, В.Вейдле, Л.Зандера; надо также уточнить, что П.Сорокин был в числе высланных , а не "добровольно удалившихся".
Для характеристики ситуации русской философии к началу ее эмигрантского бытия существенен и другой перечень, приводимый
Б.Яковенко: "Приблизительный перечень умерших за это время философов или мыслителей, имевших близкое отношение к философии: В.Савальский (1873–1915), оставивший фундаментальный труд 'Государство как предмет возможного опыта'; Е.Де-Роберти (1843–1915); М.Ковалевский (1850–1916); В.Эрн (1880–1917), оставивший незаконченное исследование о Платоне; М.Каринский (1840–1918); В.Розанов (1856–1919); Д.Викторов (1874–1918); В.Хвостов (ум. в 1918); А.С.Лаппо-Данилевский (ум. в 1918); Н.Дебольский (1842–1918); Г.Плеханов (1858–1918; Я.Озе (1860–1919); кн. Е.Трубецкой (1863–1920); О.Розенберг (1888–1920); Д.Овсянико-Куликовский (1853–1920); Л.Лопатин (1855–1920); Б.Кистяковский (1870–1920), оставивший в рукописи ценный труд, который будет опубликован Украинской Академией в Киеве; Ф.Батюшков (1857–1920); Н.Ланге (ум. в 1920); Д.Болдырев (ум. в 1920); Н.Самсонов (ум. в 1921); П.Кропоткин (ум. в 1921), оставивший незаконченной систему этики; П.Новгородцев (ум. в 1924), оставивший незаконченным второй том 'Общественного идеала' ".
Неизбежным образом, оба списка весьма неполны, как все попытки описей и подсчетов, делаемые еще по горячим следам событий; но и они вкупе содержат около 50 имен – число, очень внушительное для любого философского сообщества в любую эпоху (тем паче если учесть, что "философы народ штучный").
Тем не менее, при всем масштабе утрат,
философская жизнь в России была лишь ослаблена, однако нисколько не парализована ими. В известной мере, можно даже говорить об обратном, об активизации. Преобладающей частью, русские философы остались на родине, и необычайность переживаемого исторического момента, сознание присутствия в мире «в его минуты роковые» побуждали их к
напряженному осмыслению событий. Вопреки лишениям и разрухе, для подавляющего большинства революционные годы –
время интенсивного творчества. Пишется очень многое, и хотя далеко не всё удается издать, в свет выходит немало важных трудов: большие итоговые сочинения Евг. Трубецкого "Смысл жизни" и П.Новгородцева "Об общественном идеале", новаторская работа И.Ильина о Гегеле, "Душа России" Н.Бердяева и "На пиру богов" о.Сергия Булгакова (первоначально – в сборнике "Из глубины"), первые философские тексты Карсавина, последние статьи Розанова, включая "Апокалипсис нашего времени"...
Активности творческой сопутствовала организационная.
Здесь созидание успешно соперничало с разрушением, и наряду с прекращением старых изданий, объединений, обществ непрерывно возникали новые, пускай эфемерные. Важной чертой явилась активизация культурной и творческой жизни в провинции, как в старых центрах, так нередко и в новых, неожиданно возникавших по обстоятельствам бурного времени. Так, в 1921–22 гг. действуют Философские общества – Петроградское, Киевское, Костромское, Донское; Саратовское Философско-историческое общество, Московское Психологическое общество, Вольная Философская Ассоциация (Вольфила) в Петрограде и Москве, Вольная Академия Духовной Культуры в Москве и мн. др. Выпуск же обширной печатной продукции философского или околофилософского содержания, всевозможных сборников, альманахов, журналов начинавшихся и закрывавшихся, по всей территории России едва ли поддается учету».
С.С.Хоружий. Шаг вперед, сделанный в рассеянии. Сайт "Интеллектуальная Россия".
http://intelros.ru/lib/statyi/horuzjy1.htm Начало года Разгром Красной Армии в Польше.
М.Бернштам о провале советской агрессии в Европе:
«1920 год… У границ Польши приготовились в броске красные армии, и уже составленное красное польское правительство (незаменимый железный Феликс Дзержинский, Мархлевский, Кон, Ганецкий, Козловский) едут в обозе. А красный Берлин только и ждет сигнала к восстанию. Наконец, восстает в нужный момент.
Бойцы Первой Конной поют
(официальный марш Армии Буденного –
Л.Р.):
“И в битве упоительной,
лавиною стремительной -
даешь Варшаву! Дай Берлин!
Уж врезались мы в Крым!
Веди ж, Буденный, нас смелее в бой,
пусть гром гремит,
пускай пожар войны, пожар!.. ” И их пение перекрывается всеобщим лозунгом дня:
“Даешь транзит! (в Германию через Польшу) Даешь Варшаву! Даешь Европу!” И притихшая Европа ждет большевиков.
Но в это время сотрясается Украина от всенародного восстания, другое крестьянское восстание начинается в Сибири, крестьяне Тамбовской области свергают коммунистическую власть, на Дону снова скачут по селам партизаны… И скоро придется коммунистам вымаривать искусственным голодом среднерусские и поволжские губернии, чтобы раздавить истоки сопротивления в народе
(не случайно голодали всегда именно непокорные области). (ЛР)
И откатываются красные армии из Европы, не дойдя ни до Берлина, ни до Варшавы. Нету тыла. Опять нету тыла. Опять российский народ всадил нож в
спину мировой революции и спас Европу (она, впрочем, этого не заметила).
…И после этого коммунистический орден отступил надолго, но
планы свои лишь отодвинул для более верной подготовки…»
Бершнтам. Стр. 327-328.
14-18/(27-31) янв. Процесс в Московском Губревтрибунале по делу "архангельской контрреволюционной группы", обвиняемой в обращении за помощью к арх. Кентерберийскому, а также в том, что участники группы "подговорили малолетних гимназистов и гимназисток показать, что они видели
над Ледовитым океаном Божию Матерь и Младенца Иисуса благословляющих", как говорилось в обвинении, "белогвардейские войска"
(это можно понимать, как благословение будущего места народных страданий –
Л.Р.). Еп. Архангельский Павел, свящ. Иоанн Попов (редактор Арханг. Еп. Ведомостей) и секретарь Епарх. Совета Соколов приговорены к расстрелу, но, "ввиду великих побед Пролетарской Республики в мире", Трибунал заменил приговор пятью годами заключения.
Отчет 5-го Отдела НКЮ. Рев. и Церк.,1922, № 1-3
Начало года Данные по числу ликвидированных монастырей: до 1921 г. - 573; в начале 1921 г. - еще 40.
Журнал «Революция и церковь» по поводу трудовых коммун, создавшихся в 1919-1920гг. "по благословению" Патриарха:
«У церковников имелась определенная тенденция создать свое "государство" и свое отдельное хозяйство в раб.- кр. Государстве».
Констатация запрещений монахам быть членами трудовых коммун – не только послушникам, но и монастырским работникам.
Рев. и Церк. 1922, № 1-3 Февраль "Дело епархиального совета" в Новгороде. Обвинение – контрреволюционная пропаганда в Епарх. Ведомостях. Митр. Арсений Новгородский, викарный еп. Алексий (Симанский) и др. приговорены к пяти годам условно. Епарх. Совет закрыт.
Рев. и Церк. 1922, № 1-3 11 февраля Грамота Патриарха о предоставлении автономии Финляндской Церкви:
"Принимая во внимание, что Финляндская Православная Церковь, как находящаяся в пределах самостоятельного государства, фактически уже пользуется самостоятельностью во всех делах церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских".
А. Ведерников. ЖМП 1951, стр.34-43 Февраль
Создание
«Епископского Совета Украины». Совет признан Патриархом Тихоном.
Первый акт Совета: лишение сана всех священнослужителей автокефалистов и отлучение от церкви мирян, имевших общение с ними.
Фотиев. Стр.39.
Митр.
Феодосий (Процюк): Итак, в течение лета 1920 года
движение автокефалистов росло и ширилось, однако такого епископата, какой нужен был автокефальной Церкви, не было, да и само покровительство архтепископа парфения было ненадежно, что, видимо, чувствовали сами сепаратисты и что в недалеком будущем оправдалось. Приняв автокефалистов "пiд свiй догляд", архиепископ Парфений написал Патриарху Тихону письмо, в котором уверял Святейшего, что он взял под свое попечение движение автокефалистов ради мира церковного и чтобы удержать их в лоне Русской Православной Церкви и в подчинении Патриарху. В письме он называл самого себя "послушным сыном" Святейшего Патриарха.
Однако канонический украинский епископат украинский епископат смотрел на автокефалистов по-иному. В феврале 1921 года Всеукраинский Церковный Синод, то есть тот Синод, который вел свое начало еще от Всеукраинского Церковного Собора 1917-1918 годов, издал постановление, по которму все священники-автокефалисты, порвавшие со своими епископами, лишались сана и духовного звания. Согласно постановлению Синода, Всеукраинская Церковная Рада должна была ликвидироваться.
Ф.Процюк. Обособленческие движения на Украине. Стр.175-176. 1921 Избрание Константинопольским Синодом на Патриарший Престол греческого подданного Мелетия Метаксакиса, архиепископа Афинского, близкого друга Венизелоса, без ведома и согласия турецкого правительства.
Из статьи
А. Буевского: «Патриарх Мелетий IV прибыл в Константинополь на корабле под византийским, желтым с черным орлом, флагом и вступил на трон. Турецкое правительство решительно опротестовало избрание...
Вступление в обязанности Патриарха Мелетия IV ознаменовалось признанием
действительности англиканской иерархии, которое он провел в 1922 г. через Св. Синод».
А. Буевский. ЖМП 1953, № 3, стр. 28-36 3/16 марта Подписание в Москве договора
"О дружбе и братстве" между РСФСР и Турцией. Обязательства обеих сторон не допускать на своей территории пребывания групп, имеющих целью борьбу с другой договаривающейся стороной: имелось в виду прежде всего
прекращение деятельности белоэмигрантских группировок, обосновавшихся в Турции. Закрытие в Константинополе русской дипломатической миссии, занимавшей здание бывшего русского посольства.
Богословские Труды. Сб.27. Москва. 1986, стр. 288
8/21 февр. Указ Патриарха Тихона и Синода о назначении викария Новгородской епархии Алексия (Симанского) – епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии.
ЖМП 1963, № 5 21 февраля Записка по прямому проводу секретаря Черниговского губкома партии Одинцова в ЦК КП Украины (копия – В.И. Ленину) о проведении медицинской экспертизы мощей Феодосия
22 февраля Секретная телеграмма секретаря Черниговского парткома Одинцова по поводу обнаружения
нетленности мощей преп. Феодосия:
«Постановлением губсъездов Советов Черниговщины 18-го февраля вскрыты мощи Феодосия, сообщаем проект заключения врачебных экспертов.
“Предъявленное экспертизе тело, называемое мощами святителя Феодосия Черниговского есть действительно тело человека в состоянии сухого омертвения –
мумификации без признаков гниения. (ЛР) Данные микроскопического исследования подтверждают найденные при внешнем осмотре и обнаруживают довольно ясное строение ткани и клеток, в особенности волокнистой ткани, мышечной и красных кровяных телец.
О давности тела врачебная экспертиза не может дать свое заключение, не имея на это необходимых средств для исследования. Тело хорошо хранилось”.
После вскрытия труп был представлен для обозрения публики в течение трех дней, а затем нашим постановлением труп положен в пещеру, имеющуюся при соборе, заперт замком и опечатан. В связи с этим выражается недовольство в форме настойчивых ходатайств о водворении трупа в раку собора и облачении его. Нами организуется агиткампания по научному обоснованию мумификации. Необходима высылка в Чернигов специальных экспертов для химического и археологического исследования на месте старой могилы необходимыми препаратами и аппаратами.
Ждем указаний. 23-го февраля 21 года Чернигов.
Секретарь Губкомпарта ОДИНЦОВ
Врид Предгубисполкома Филатов»
На телеграмме имеются пометки:
Только Москва из ЧЕРНИГОВА Принята 23/II 13. 55
Записка по прямому проводу «МОРЗЕ». Копия № 753 Красикову
С подлинным верно. Печать: Москва. Кремль. Подпись.
РПЦ и ком. гос-во. Стр. 55-56. Март Эпизод из практики проведения
антирелигиозной пропаганды на местах.
Излагает
С. Фирсов: «В 43 номере "Еврейской трибуны" за 1922 г. помещена статья некоего Н. Сорина, в 1921 году являвшегося
юрисконсультом отдела юстиции города Екатеринодара. В марте того года зав. отделом юстиции и член коллегии местного ЧК Краснушкин поручил ему в недельный срок составить ответ членам патриархального братства, имеет ли Православная Церковь в России "по конституции и декретам вообще право на существование или нет… А вы, как еврей, напишите о П. Ц. с искрой, – с солью и перцем". Указание Сорина на собственное еврейство как на повод к тому, чтобы отказаться от написания материала о Православной Церкви, успеха не имел. "Пришлось писать… Заключение превратилось в трактат, горячо защищавший права Православной Церкви на существование… Заведующий отделом юстиции, прочитав мою записку, пришел в ярость и пригрозил арестом".
"Дня через три после представления мною записки, – вспоминал Н. Сорин, – в отдел ко мне явился незнакомый до того господин и, отрекомендовавшись секретарем екатеринодарского архиерея (видимо, Иоанна Левицкого – С. Фирсов), заявил мне, что он пришел по поручению архиерея – передать мне его благословение и выразить от имени последнего признательного признательность за защиту Православной Церкви. По его словам, архиерей видит в том факт, что антикоммунист, еврей защищает православную Церковь от разгрома, залог того, что в будущей России еврейский вопрос будет разрешен "по совести".
В данном случае важен прецедент: в южнороссийской области, одной из тех, где антисемитские настроения были достаточно широко распространены, сознательная попытка власти подключить к травле Православной Церкви именно еврея не удалась. Более того, Н. Сорин, даже сумев выбраться из страны, не забыл случившегося и в дин русской церковной смуты, когда решался вопрос о жизни и смерти Патриарха Тихона, предложил для его спасения воздействовать на советские власти, организовав еврейское религиозное мнение
(см. 10 апреля 1923 г. – Л. Р.)». Сорин Н. Практика "отделения Церкви от государства" в Советской России. По личным воспоминаниям \\ Еврейскаятрибуна. 1922 №43 (148), 16 ноября.
Цит. по: С. Фирсов. Континент 2002, № 111, стр. 377. 18 марта Рижский договор, завершивший советско-польскую войну:
к Польше отошли Западная Украина и Западная Белоруссия. Предыдущий Рижский договор – от 11.8.1920 г. о независимости Латвии.
БСЭ. Ст. Рижские мирные договора Константин Криптон о реакции на местах на
поражение Красной армии в Польше:
«Вскоре после начала
тамбовского восстания, когда обычное движение в южной части губернии было уже нарушено, мне пришлось провести некоторое время в самом Тамбове. Как раз пришли сведения:
1) неожиданное поражение советских войск под Варшавой, 2) заключение мира с Польшей.
Последнее
после не прекращавшихся уверений в развитии мировой революции ("Мировой
пожар разгорается") явилось для населения еще более неожиданным. По городу развесили объявления об открытом для всех докладе по поводу "мира" в зале бывшего Дворянского собрания (оно называлось, конечно, как - то иначе). Докладчиком должен был быть крупный партийный работник, недавно присланный Москвой в качестве председателя губисполкома (в столь "тяжелую" губернию) – А.Г. Шлихтер. Я пошел на доклад. Первое, что удивило – появление господина не только в хорошо сшитом костюме (это в годы военного коммунизма!), но умеющего и держаться в нем. Доклад заинтересовал также. Его выводом, несколько раз повторенным, было: отличительная черта Советского правительства – делать как раз во время и как раз то, что нужно. Конечный успех всегда останется за нами».
К. Криптон. Вестник РХД 1979, № 128. Стр. 242. В. Резун (Суворов) о поражении Красной Армии в Польше:
«Мировой революции не последовало. Коммунистические режимы в Баварии, Бремене, Словакии, Венгрии оказались чахлыми и нежизнеспособными... Ленин мог их поддерживать в то время только морально: все силы большевиков были брошены на
внутренние фронты, на борьбу против народов России, не желавших коммунизма.
Только в 1920 году Ленин достаточно укрепил свои позиции внутри России и немедленно бросает огромные силы в Европу, чтобы подтолкнуть революцию.
...Официальный марш Красной Армии (марш Буденного) включает слова: "Даешь Варшаву! Дай Берлин!" Теоретик советских коммунистов Николай Бухарин в газете "Правда" провозглашает более решительный лозунг: "Непосредственно к стенам Парижа и Лондона!".
...Разгром орд Тухачевского в Польше имел для большевиков очень неприятные последствия. Забастовал рабочий Питер – колыбель революции.
Матросы Кронштадта, те самые, которые подарили власть Ленину и Троцкому, требуют очистить Советы от коммунистов. По стране прокатилась
волна крестьянских выступлений. В тамбовских лесах крестьяне создали хорошо организованную, но плохо вооруженную антикоммунистическую армию.
Тухачевский чужой кровью смывает позор своего стратегического поражения. Зверство Тухачевского в Кронштадте стало легендарным. Чудовищное истребление крестьян в Тамбовской губернии стало одной из самых страшных страниц во всей истории человечества».
Суворов. Ледокол. Стр. 19.
28 февраля –
18 марта Антисоветский мятеж в Кронштадте, вызванный недовольством политикой военного коммунизма. Ликвидирован частями Красной Армии.
БСЭ. Ст. Кронштадтский мятеж. 8-16 марта 10-съезд РКП(б), принявший предложения В.И. Ленина о новой экономической
политике (НЭП): допущение частичного развития капитализма при сохранении государством командных высот в народном хозяйстве.
БСЭ. Ст. Новая экономическая политика. В. Резун (Суворов) о Новой Экономической Политике:
«Вот заявление Ленина того времени: "Мы кончили одну полосу войн,
мы должны готовиться ко второй". Для этого и вводится НЭП. Мир – это передышка для войны. Так говорит Ленин, так говорит Сталин, так говорит "Правда". НЭП – это короткая передышка для будущих войн. Коммунистам надо привести свою страну в порядок, укрепить и консолидировать власть, развернуть сверхмощную военную промышленность, подготовить население к будущим войнам, сражениям, "освободительным походам". Этим они и заняты».
Суворов. Стр. 21 26 марта/8 апр. Указ Патриарха Тихона и Синода о подчинении всех русских церквей в Западной Европе, до восстановления нормальных отношений с Петроградом, канонической юрисдикции
арх. Евлогия (Георгиевского), с возношением его имени за богослужением. Указ подтверждаетпостановление заграничного РВЦУ о назначении арх. Евлогия.
1. Троицкий 1
2. Троицкий 2
3. Церк. Вед. 1922, №1
4. Евлогий, стр. 386-387 2/15 апреля Уведомление
митр. Евлогия от имени Высш. Врем. Рус. Управления («карловацкого») о его назначении управляющим всеми западноевропейскими церквами:
«Его Высокопреосвященству Преосвященнейшему Евлогию
Архиепископу Волынскому и Житомирскому.
Сим имею честь уведомить Ваше Высокопреосвященство, что постановлением Высшего Временного Русского Управления Вам вверено управление
всеми западноевропейскими русскими церквами на правах Епархиального Архиерея, включая и церковь с приходом в Болгарской Софии и в Букуреште; прочие же русские церкви на Балканском полуострове и в Азии управляются Р.В. Церковным Управлением; все сие впредь до восстановления сношений с Всероссийским Свят. Патриархом.
Председатель В.Ц. Управления Антоний Митр. Киевский и Галицкий».
Евлогий. Стр.344.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------