Январь Послание - энциклика
местоблюстителя Константинопольского престола митрополита Дорофея «К Христовым Церквам всего мира» с выражением готовности принять участие в
экуменическом движении.
Оценка
епископа Триадицкого Фотия (противника экуменизма):
«…В мае 1917 года Греция становится окончательно на сторону Антанты и объявляет войну государствам Тройственного союза. После окончания войны, в силу Нейского (1919) и Севрского (1920) мирных договоров, Греция получает значительные территории, в том числе и в Малой Азии. Однако партия Венизелоса не удовлетворяется этими приобретениями, а усиленно стремится к возрождению древней Византийской империи со столицей Константинополем. Союзническая оккупация города (16 марта 1920 - 6 октября 1923 гг.) как будто приблизила осуществление этих желаний.
В качестве местоблюстителя патриаршего престола митрополит Дорофей посещает в 1920 г. страны Западной Европы, в том числе и Англию, для того, чтобы расположить правящие круги этих стран в пользу Греции. Он даже обращается к великим державам с предложением уничтожения турецкого государства.
…Еще в начале послания-энциклики 1920 г. заявляется, что Константинопольская Церковь считает совместимым взаимное сближение и общение различных "Христианских Церквей" с наличием догматических различий между ними. В послании-энциклике инославные общности именуются "почитаемыми Христианскими Церквами", которые "не являются чуждыми и далекими, но родственными и близкими во Христе". Они также называются "сонаследниками, составляющими одно тело и сопричастными обетованию Божию во Христе". В качестве первого шага к сближению, послание-энциклика предлагает "принятие единого календаря для одновременного празднования главных христианских праздников".
…В соответствии с энцикликой 1920 г., опубликованной и распространенной без согласия других Церквей-сестер, Вселенская патриархия входит в официальное сотрудничество с представителями экуменического движения и в августе 1920 г. участвует в предварительной конференции по вопросам веры и устройства в Женеве».
Еп. Триадицкий Фотий. "Всеправославный Конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия"\\ Сб. Современное обновленчество - протестантизм "восточного обряда". М. 1996. Стр. 193-194. Прот.
Виталий Боровой о начале экуменического движения.
"Очень кратко скажу об экуменизме. Сейчас идет кампания лжи и искажений. Искажение может быть случайным, но и сознательным, ложным. Во-первых, да будет известно (документы можно показать), что зачинателем-не зачинателем, но сторонником и участником
экуменического движения была Русская Православная Церковь конца XIX в. (ЛР), именно эта синодальная церковь царского времени, когда никаких
экуменистов не было. В движении “Вера и церковное устройство” участвовали патриарх Тихон, его преемник Платон (Рождественский) и другие. Потом эти священники стали мучениками, мучениками – уже от советской власти. Мало того, поддержка движения была настолько большая, что
даже о. Иоанн Кронштадтский принимал эти делегации и поддерживал их. Извините, я уже имя упомянул, хотя, может быть, этого и не надо было делать.
Первое заседание участников экуменического движения “Вера и церковное устройство” проходило в августе 1920 г.
по инициативе Русской Церкви с ведома патриарха Тихона. Богослужение совершалось в нашем православном храме. Там были митрополит Евлогий, а также другие представители православных церквей.
Существуют документы и воспоминания, где говорится о том, что надо слушать Русскую Православную Церковь, потому что она приведет, так сказать, к сближению христиан. Так было и в 1925 г. – на Всемирном съезде участников этого движения, среди которых присутствовали и наши богословы. Однако с 1927 г. все прекратилось".
Протопр. Виталий Боровой (Москва). Митрополит Никодим и церковная ситуация середины XX века.
Сайт Св.-Филаретовского Ин-та. http://www.sfi.ru/ Прот.
Виталий Боровой о существовании традиции "православного экуменизма" :
"Чтобы понять это, достаточно:
- внимательно прочесть исследование отца Георгия Флоровского о "православном экуменизме XIX века" (Собрание сочинений, т. 4, стр. 213-313);
- вспомнить взгляды по этим вопросам святителей: митрополита Филарета Московского, епископа Феофана Затворника, Платона (Городецкого), митрополита Киевского, Иннокентия Московского, Вениамина, митрополита Петербургского, патриарха Тихона, архиепископа Платона (Рождественского) и многих других святителей и богословов нашей Церкви;
- ознакомиться с ходом наших богословских переговоров с англиканцами и старокатоликами о восстановлении единства и общения (прочесть хотя бы труды Роттердамской Петербургской Богословской комиссии, прочесть "тезисы Болотова о филиокве" и т.п.);
- вспомнить о поддержке нашей Церковью экуменического движения "Веры и церковного устройства" с самого начала этого движения (1910 год) патриархом Тихоном, Синодом и оберпрокурорами Синода (Саблер-Львов);
- вспомнить о создании на Московском
Соборе 1917-1918 годов специального Отдела по соединению Церквей и о благословении этого Собора "всем тем, кто трудится над изысканием пути к единству... дружественных нам Церквей". В связи с этими постановлениями Собора следует отметить, что экуменический вопрос о соединении церквей впервые в истории межцерковных отношений был поставлен на таком высоком уровне (на уровне Собора Русской Церкви), и по времени – на год раньше экуменической инициативы Натана Содерблома (шведского архиепископа, зачинателя экуменического движения "Жизнь
и деятельность"), и
на три года раньше Константинопольской энциклики (1920 год) – от имени всех Православных Церквей о необходимости всем христианским Церквам объединить свои усилия для создания "Лиги Церквей", т.е. нынешнего Всемирного Совета Церквей и на 44 года раньше "Экуменического декрета" Ватиканского Собора (1962 год).
Можно привести много других фактов и документов об активном участии нашей Церкви в экуменическом движении "Веры и церковного устройства" (Женевская Конференция 1920 года, Всемирная Конференция в Лозанне 1927 года, участие богословов нашей Диаспоры в Эдинбурге в 1937 году и т.д.)".
Страничка о. В. Борового: http://www.golubinski.ru/russia/borovoy/nikodim.htm
20 февр./4 марта Разъяснение 5-го ("ликвидационного") Отдела НКЮ (Нар. Комиссариата Юстиции) о недопустимости со стороны церковной иерархии перемещения духовенства, закрытия храмов и т.д. против воли группы верующих.
Рев. и Церк. 1922, № 1-3
3/16 марта Оккупация Константинополя (Стамбула) союзниками (продолжалась до 6 окт. 1923 г.).
Из статьи
А. Буевского: «Поражение Турции в первой мировой войне содействовало успеху политической группировки, возглавляемой Е. Венизелосом (род. в 1864г.), усилиями которой в мае 1917 г. Греция окончательно встала на сторону союзников... Территориальные притязания партии Венизелоса не удовлетворялись присоединением к Греции Восточной Македонии и Смирны,
в перспективе она видела возрождение Византийской империи со столицей в Константинополе. (ЛР) Весьма значительной поддержкой пользовался Венизелос в руководящих церковных кругах Константинополя, где к тому времени преобладали его политические сторонники... Константинопольская Патриархия перестала признавать турецкое правительство и по гражданским делам обращалась к английским оккупационным властям».
А. Буевский. ЖМП 1953, № 3, стр. 28-31
9/22 апреля Петлюра в Варшаве подписывает договор с Польшей и получает титул: "Верховный Гетман Директории независимой Украинской Республики".
Ф.Процюк. Стр. 165. 13/26 апреля Мустафа
Кемаль (Ататюрк) от имени Великого национального собрания Турции обращается
к правительству РСФСР с предложением об установлении дипломатических отношений.
Богословские труды.
Сб. 27. Москва. 1986, стр. 288
26 марта/8 апр. Разъяснение 5-го Отдела НКЮ о привлечении к всеобщей трудовой повинности также и духовных лиц и о перенесении времени богослужения при совпадении его со временем общественно-полезных работ.
Рев. и Церк. 1922, № 1-3 Разъяснение 5-го Отдела НКЮ о том, что служители культа, как имеющие "нетрудовой заработок" и занимающиеся "непроизводительным трудом", "не могут пользоваться полными гражданскими правами".
Рев. и Церк. 1922, № 1-3 АпрельОткрытие
Православного Богословского института в Петрограде.
Ректор – настоятель Казанского собора Н.К. Чуков (впоследствии – митр. Ленинградский Григорий; ум. 1955).
Проректор – проф. И.П. Щербов.
Преподаватели
Профессора ПДА:
А.И. Бриллиантов,
Н.Н. Глубоковский,
И.А. Карабинов,
протоиерей В.М. Верюжский.
Профессора Петрогр. Университета:
Академики
Б.А. Тураев,
Л.П. Карсавин,
Д.И. Абрамович,
а также:
проф.-прот. А.А. Дмитриевский,
проф. Н.О. Лосский,
С.С. Безобразов (впоследствии епископ Кассиан, ректор Православного Богословского
ин - та в Париже).
С 1925 г. преобразован в Высшие Богословские курсы, которые были закрыты в 1928
РПЦ. Очерки истории, стр. 32
7 мая Польские войска вступают в
Киев, выбив оттуда большевиков и установив власть Директории во главе с Гетманом
Петлюрой. Ф.Процюк: Автокефалисты могли теперь снова торжествовать. Было образовано правительство, в которое вошел протоирей Василий Липковский. Пять киевских украинских приходов: Софийский, Андреевский, Никольский, Петропавловский и Ильинский объединяются и вновь восстанавливают Всеукраинскую Церковную Раду. Епископ Назарий (Блинов), продолжая оставаться за отсутсмтвием митрополита у власти, издал указ, согласно которому все священники, выходившие из-под его юрисдикции и организовавшиеся в Раду, запрещаются в священнослужении.
Ф.Процюк. Стр.165.
27 апр./10 маяОбращение Патриарха
Тихона в Совнарком в связи с предполагаемым увозом из Свято-Троицкой Сергиевой лавры св. мощей преп. Сергия для демонстрирования их в одном из московских музеев:
«Мы прибегли к письменному обращению и заявили, что закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи самым существенным образом затрагивает нашу религиозную совесть и является вторжением гражданской власти во внутреннюю жизнь и верование Церкви, что стоит в противоречии с декретом об отделении Церкви от государства, с неоднократным заявлением высшей центральной власти о свободе вероисповеданий и с разъяснениями, что нет никакого общего распоряжения об изъятии из храмов предметов культа...»
Посл. Патр. Тихона от 28.8./10.9. 1920г. \\ Сб. док. 1
5 мая Пленум
Церковной Рады в Киеве. Послание Рады было зачитано во всех украинских церквах, где это было возможно: на территории,
занятой Директорией, и в местностях,
оставленных войсками генерала Деникина:
От Всеукраинской Православной Церковной рады к Украинскому православному народу
Дорогие братья и сестры –
украинцы –
дети православной нашей церкви!
С незапамятных времен Украинскому народу присуща одна черта, положенная в основание его натуры, – это непреоборимое стремление к свободе и независимости. Это его черта полностью проявилась и в деле построения здание нашей Церкви.
Как известно, от начала христианства на Украине и до присоединения ее к Московскому Государству, на протяжении около 600 лет, Украинская Церковь не знала над собой чужеземного владычества. Она фактически было автокефальной – оставаясь лишь до некоторой степени в духовном подчинении цареградским Патриархам.
По примеру
первых христиан, украинские общины избирали себе духовных владык и пастырей и сами через своих избранных лиц, из коих составлялись духовные соборы, управляли всеми церковными делами, то есть управлялись соборне. Принимая живой и непосредственное участие в церковном устроении, украинский народ достаточно полно проявил свои национальные способности в разных отраслях церковно-гражданского быта: в построении храмов, школ для народа и создании достаточно высокой культуры и просвещения, в установлении разных обычаев и обрядов, которыми сопровождались праздники и совершения богослужений, в создании чудесных церковных напевов, поистине – образцов боговдохновенного творчества и т.п. Поэтому и службы Божии тех времен являли собой действительно акты единения народа с Богом, а заповеди Христовы глубоко проникали в народную жизнь.
Однако после присоединения
Украины к Московской державе духовная власть последней с помощью гражданской власти путем запретов, ссылок, насилий и террора шаг за
шагом уничтожила не только независимость и соборноправность Украинской Церкви, но и почти все, что имело на себе хоть какие-либо приметы национального творчества, присущего украинскому народу.
К весьма грустным последствиям для Украинской Церкви привело это
московское хозяйничание. Народ был совершенно отстранен от управления церковными делами, а руководство ими перешло к владыкам-чужакам. Приходы были заняты пастырями, назначенными властями, чуждыми, а то и враждебными народу.
Вместо живого украинского языка и славянского с украинским выговором в Церкви был заведен язык мертвый, славянский с московским выговором, народу украинскому совершенно непонятный. Запрещены службы Божии со старинными обычаями и обрядами, а также украинское пение и другое.
Таким образом, Украинскую Церковь превратили в пустыню многолюдную, гле с одной стороны народ, а с другой –
чуждое ему духовенство, и они, вместо духовного единства, являли собой
два враждебных лагеря. Иначе говоря,
живая Церковь была убита и Дух Божий удалялся от нее. История украинского народа дает много приеров героической борьбы за свою Церковь, и идея освобождения Церкви из-под чужой, московской неволи, а также возвращение ей всего того, что было отнято, никогда не угасала среди лучших его сынов.
В 1917 году, когда пали цепи самодержавного московского царизма, на который главным образом опиралась высшая духовная власть, эта идея стала ведущим призывом для некоторой части украинского духовенства и интеллигенции, чьими заботами и был создан так называемый
Всеукраинский Церковный Собор. Однако из-за интриг и мошенничества московских владык этот Собор принес лишь вред Украинской Церкви и послужил на некоторое время тормозом для церковного движения. Но уже весною 1919 года движение возникло с новой силой, главным образом среди народной интеллигенции и рабочего класса гор. Киева, и вскоре охватило широкие слои населения как больших городов – Полтавы, Каменца, Одессы и др., так и многих сел Украины, имея своим лозунгом автокефалию и соборноправность.
В гор. Киеве и его окрестностях церковное движение сразу приняло организованную форму: население начало основывать
по образцу старинных украинских братств так называемые украинские приходы, которые потом объединились в Союз, а Союз для управления церковными делами поставил Всеукраинскую Православную Церковную Раду, куда вошли
представители всех объединенных приходов.
В киевских приходах начали совершаться украинские богослужения. Сколько позволяли условия и обстоятельства времени, в этих приходах украинское население начало возобновлять свое
старинное церковное устройство: было установлено избрание причта, были введены в употребление при совершении служб украинский язык, чтение и пение, возобновлены также украинские обряды и обычаи и др.
Всеукраинская
Церковная Рада развернула широкую деятельность по организации и упорядочению украинских приходов и управлению ими, по переводу богослужебных книг на украинский чзык, по переложению на ноты переведенных песнопений, приведя таким образом в согласие все стороны своей церковной жизни. И вот, видимо, нет сейчас на Украине такого места, где бы население не слыхало о том, что в течение почти целого года в Киевских святых храмах – кафедральном соборе св.Софии, соборе свт.Николая, церкви св. Андрея Первозванного и др., уже звучит слово Божие и святая молитва на родном, живом украинском языке, разливаются волны боговдохновенного пения, и народ, посещая эти храмы, молитвенно устремляет сердце к Богу Живому. Только в животворных украинских службах Божиих украинское православное население находит для своей души пищу истинную.
Проводя в таком направлении свою деятельность, украинское православное население, руководимое заветами Святой Апостольской Церкви, совсем не ставило своей целью отделения от высшей духовной власти. Наоборот, всю свою деятельность по возрождению Церкви желало вести в соглашении с епископатом, для согласования дел с которым направлялись лучшие люди. Каким же было отношение епископата, местной высшей церковной власти к этому освободительному движению?
Воспитанный в традициях московского самодержавия, киевский епископат, понимая, что речь идет о действительном освобождении Украинской Церкви от подчинения Церкви Московской и о полном лишении всех прав и привилегий московской духовной власти, решительно выступил
против усилий украинского народа, не признавая за ним никакого права на участвование в делах церковных.
Так, например, когда украинские приходы законным путем добывали в свое пользование храмы, бывшие до того не приходскими, епископат в лице епископа Черкасского Назария, который в отсутствие митрополита Антония управлял Киевской епархией, употреблял все средства для того, чтобы украинцы этих храмов не получили, не благословлял украинским священникам совершать богослужения, посредством подведомственного ему духовенства вел открытую агитацию против украинского церковного движения, называя украинцев богоотступниками, униатами и т.п. Часто епископ Назарий не желал разговаривать с представителями украинских приходов, были даже случаи, когда он их прогонял.
Эта атмосфера враждебности до украинского церковного движения получила наиболее острые формы во время
так называемой деникинщины.
Митрополит Антоний, прибывший на Украину вместе с деникинцами, отобрал от украинцев все храмы и, имея целью задушить церковное движение вообще, запретил в священнослужении 13 священнослужителей и диаконов-украинцев. По освобождении Украины от деникинских полчищ, когда церковное движение стало еще интенсивнее, епископат, борясь с ним, не оставлял своих старых методов борьбы. Третьего мая было оглашено новое запрещение украинским священникам, И. таким образом, украинское
население было поставлено перед дилеммой: подчиниться воле епископата и отказаться от дела освобождения своей Церкви, или отречься от враждебного епископата и идти своей дорогой, принимая меры к получению своего епископата. И в лице своего высшего руководящего органа – Всеукраинской Православной Церковной Рады – было избрано второе. Всеукраинская Православная Церковная Рада, которая является действительным выразителем воли и желаний организованного украинского православного населения и которая стоит на страже интересов родной Церкви, должна была принять наглый вызов, сделанный епископатом украинскому церковному народу, и дать ему соответствующий отпор.
Церковная Рада твердо убеждена в том, что те меры, которые она приняла вследствие
епископского вызова, ялвются в настоящий момент единственно возможными и целесообразными и что они найдут в сердцах всего украинского православного населения искренний отзыв, сочувствие и моральную поддержку.
Следовательно, имея в виду:
1. что украинское церковное движение во всех своих проявлениях не имеет по существу в себе ничего антиканонического, так как оно базируется на фундаменте своего старинного устройства и только
возрождает свои права, самовластно уничтоженные московской властью; 2. что украинское церковное движение является живым, народным и устремляется уверенной твердой поступью
к полному освобождению Украинской Православной Церкви от подчинения Московской Церкви и возвращения ей автокефального и соборно-правного устройства; 3. что киевский епископат, являясь
представителем московской духовной власти, постоянным торможением украинского церковного движения, наконец, зарещением священников, открыто явил себя не пастырем добрым, а врагом украинского народа и этим своим действием отошел от Украинской Церкви;
4. что вследствие всего вышесказанного Украинская Православная Церковь, которая состоит из украинских приходов,
осталась без епископов, в то же время беспрерывно пребывая в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Церковная Рада ПОСТАНОВИЛА:
1. Считать распоряжения представителя московской духовной власти – киевского епископата в лице Назария, епископа Черниговского, о запрещении священнодействий украинским причтам актом аморальным и неканоническим, а посему непригодным, почему таковому не должны подчиняться запрещенные члены причтов.
2. Считать, что отныне Украинская Православная Церковь, которая состоит из украинских приходов,
не имеет епископа, поэтому Всеукраинская Православная Церковная Рада считает необходимым
временно, до избрания украинского епископата и установления Всеукраинским Церковным Собором надлежащих органов управления, взять на себя
главное управление делами Украинской православной Церковью как в городах, так и поселках Украины. Поэтому
никаких распоряжений епископата московской духовной власти украинские приходы и причты
исполнять не должны и в сношения с ними не входить, обращаясь по всем делам исключительно к Всеукраинской Православной Церковной Раде.
3. Считать Украинскую Православную Церковь
освобожденной от московского главенства – автокефальной, независимой и соборноправной. 4. Принять надлежащие и немедленные меры к приготовлению и законному проведению украинской православной общественностью избрания украинских епископов.
5. Призвать украинскую православную общественность отнестись с надлежащим сознанием к происшедшему и поддерживать Всеукраинскую Церковную Раду как в ее борьбе с врагами Церкви, так и в великом труде восстановления всего церковного устройства, а также заботиться о своих Божиих храмах и за исполнением религиозных треб обращаться лишь к причтам украинских приходов.
6. Предложить приходским советам всех украинских приходов как по городам, так и поселкам применить необходимые меры для того, чтобы настоящее послание Всеукраинской Православной Церковной Рады было немедленно после его получения опубликовано в святых храмах и на приходских собраниях.
Всеукраинская Православная Церковная Рада.
г. Киев, мая 5 дня, 1920 года.
Митр. Феодосий (Процюк). Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943. М., Крутицкое подворье. 2004. Стр. 165-171.
5/18 мая Постановление Патриарха
Тихона и Синода о предоставлении права епархиальным архиереям решать на местах все церковные дела в случае прекращения связи с Высшим Церковным Управлением.
1.Церк. Вед. 1922, № 1 \\ Губонин
2. ЖМП 1931, №1 Май Подписка Патриарха
Тихона и членов Синода и Высш. Церк. Сов. о прекращении церковного производства бракоразводных дел, по требованию гражданской власти.
Подписали: Патр. Тихон; митр. Сергий (Страгородский); митр. Кирилл (Смирнов); арх. Никандр (Феноменов); еп. Александр?; еп. Иувеналий (Масловский); еп. Алексий (Кузнецов?); протопресв. Н. Любимов; Александр Куляшев; протоиерей А. Станиславский.
Рев. и Церк. 1920, № 9-12 9 мая Призыв газеты "Правда" в связи с успешным
настулением Красной Армии в Польше: "На Запад, рабочие и крестьяне! Против буржуазии и помещиков, за международную
революцию, за свободу всех народов!".
Комментарий историка
А.А. Пронина: Россию охватил
ажиотаж близости мировой революции. Газеты восторженно писали о штурме Варшавы Западным Фронтом (под командованием
Тухачевского), о боях на подступах к Львову, которые вел Юго-Западный фронт (где членом Реввоенсовета был
И.В.Сталин), публиковали приказ Тухачевского своим войскам:
"Бойцы рабочей революции! Устремите свои взоры на Запад. На Западе решаются судьбы мировой революции. Через труп белой Польши лежит
путь к мировому пожару. На штыках понесем счастье и мир трудящемуся человечеству. На Запад! К решительным битвам, к громозвучным победам!".
На знаменах боевых частей Западного Фронта, на кумаче транспарантов сверкали лозунги: "На Варшаву!", "На Берлин!", собрания и митинги красноармейцев заканчивались хоровым кличем: "Даешь Варшаву!", "Даешь Берлин!".
В это время
германские генералы, переводившие вооруженные силы на полуподпольное существование в виде спортивных обществ, землячеств ветеранов и т. п. и потому обладавшие реальной силой и властью в поверженной стране, решились на
военный союз с "советским большевизмом" для разгрома Польши, стремясь ликвидировать последствия Версальского договора и восстановить общую границу с Россией. Эту идею четко сформулировал и всячески поддерживал главнокомандующий сухопутными войсками рейхсвера фон Сект. Разгром Красной Армией польских войск под Киевом и начавшееся их изгнание за пределы советских республик способствовали установлению тайных контактов германских генералов с председателем Реввоенсовета Л. Д. Троцким и созданию предварительных наметок сотрудничества. Штаб мировой революции – Коминтерн, его Второй конгресс, проходивший в те дни в Москве, назвал "белогвардейскую" Польшу "твердыней капиталистичеcкой реакции".
Коминтерн призывал:
"Братья красноармейцы, знайте: ваша война против польских панов есть самая справедливая война, какую когда-либо знала история. Вы воюете не только за интересы Советской России, но и за интересы всего трудящегося человечества, за Коммунистический Интернационал: Красная Армия есть сейчас одна из главных сил всемирной истории. Близко то время, когда
создастся международная Красная Армия".
На весь мир был обнародован
манифест Второго конгресса Коминтерна:
"Коммунистический Интернационал есть партия революционного восстания международного пролетариата: Советская Германия, объединенная с Советской Россией, оказались бы сразу сильнее всех капиталистических государств, вместе взятых. Дело Советской России Коммунистический Интернационал объявил своим делом. Международный пролетариат не вложит меча в ножны до тех пор, пока Советская Россия
не включится звеном в федерацию Советских республик всего мира". А.А.Пронин. Советско-польская война 1920 г. http://history.machaon.ru/all/number_10/pervajmo/pronin/part1/p2/index.html Лето 1920 Наступательные операции Красной армии
в Польше. Высказывания большевистских деятелей по поводу глобальных планов военной экспансии.
В.И. Ленин: «Как только мы будем сильны настолько, чтобы сразить весь капитализм, мы немедленно схватим его за шиворот».
Л.Д. Троцкий предлагал сформировать мощный конный корпус
для броска в Индию, так как, по его мнению, путь на Запад пролегал через Афганистан, Бенгалию и Пенджаб.
Н.И. Подвойский: «Одно должно претворяться в другое так, чтобы нельзя было сказать, где кончается война и начинается революция».
В.Н. Тухачевский:
«Война должна быть окончена лишь с
завоеванием всемирной диктатуры пролетариата». Предлагал создать Генеральный штаб III Интернационала.
К.Б. Радек: «Мы всегда были за революционную войну… штык – очень существенная вещь, необходимая для введения коммунизма».
Ф.Э. Дзержинский: «
Мы идем завоевывать весь мир, несмотря на все жертвы, которые мы еще понесем».
Н.И. Бухарин: «Рабочее государство, ведя войну, стремится расширить и укрепить тот хозяйственный базис, на котором оно возникло, то есть социалистические производственные отношения (отсюда, между прочим, ясна принципиальная допустимость даже наступательной революционной войны)».
Коган Л.А. Военный коммунизм: утопии и реальность\\Вопросы истории. 1998. № 2. Стр. 12-13.Историк
А.А. Пронин о причинах поражения Красной Армии в Польше:
«В 1920 году польские рабочие и крестьяне не проявили ожидаемой готовности присоединиться к русским "освободителям от капиталистического ига". Напротив, призыв главы Польской республики Ю. Пилсудского к народу оказать сопротивление Красной Армии был
горячо подхвачен поляками. На берегах Вислы, под Варшавой, начался сокрушительный разгром советских войск.
Натиск Красной Армии, интернациональной по духу, в пух и прах разбился о национальный патриотизм польского народа, едва обретшего государственную самостоятельность и не желавшего вновь становиться населением окраины Российской империи. Именно в этом усматривают причины поражения Красной Армии в советско-польской войне 1920 г. исследователи последней.
Тот факт, что Красную Армию
не стали поддерживать ни польские крестьяне, ни польские рабочие,
подтвердили на IX Всероссийской конференции РКП (б) очевидцы. Так, член Реввоенсовета 15-й армии Западного фронта Д. Полуян заявил:
"В польской армии
национальная идея спаивает и буржуа, и крестьянина, и рабочего, и это приходиться наблюдать везде". Красная Армия испытала унижение стремительного отступления. "Правда" писала: "наша Красная Армия, а значит, и мировая революция, отступает" ».
А.А.Пронин. Советско-польская война 1920 г. http://history.machaon.ru/all/number_10/pervajmo/pronin/part1/p2/index.html Историк
И.В. Павлова (докт. ист. наук) о советских военных планах:
«После поражения под Варшавой в 1920 г. Ленин стал более осторожным относительно своих планов о будущей советизации Запада. В настоящее время опубликован ранее неизвестный фрагмент его речи на IX партийной конференции 22 сентября 1920 г., где он, в частности, сказал:
"Я прошу записывать меньше: это не должно попадать в печать…". В этом выступлении, как уже отмечено в литературе, отразились ленинские планы
большевистской экспансии на Запад, а также его одержимость секретностью. Решения принимались в тайне как от собственной партии, так и от Коминтерна.
После поражения под Варшавой намерения руководства партии остались прежними. Председатель Сибревкома И.Н. Смирнов на III Сибирской конференции РКП(б) в феврале 1921 г. рассказал о своем разговоре с Лениным, состоявшемся у него после того, как выяснилось, что
40 тыс. добровольцев, собравшихся в Сибири для поездки на Польский фронт, оказались невостребованными:
"Скажи в деревне, что нам еще придется
ломать капиталистическую Европу и что эти 40 тыс. должны сыграть решающую роль. И русская советская винтовка появится в Германии".
…После первых неудачных опытов
надежды на мировую революцию не исчезли и действия по ее "подталкиванию" не прекратились, но
были глубоко законспирированы. В результате правда о них оказалась буквально замурована».
И.В. Павлова. Поиски правды о кануне второй мировой войны\\Сб.: Правда Виктора Суворова. М. 2006. Стр. 134-135. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------