1 января Публикация Директорией закона об
автокефалии Украинской Церкви. Рассказывает прот.
Кирилл Фотиев:
«Первым официальным актом, относящимся к автокефалии Украинской церкви, нужно считать закон, изданный директорией и опубликованный 1 января 1919 г. Составители этого закона с церковно-правовой точки зрения руководствовались 17-м правилом Четвертого Вселенского Собора. Согласно этому правилу, церковно-административное разделение следует за государственными образованиями, при условии, что государственная власть является законной. Посему, для авторов закона было несомненно, что, вместе с самостоятельной украинской державой, призвана начать свое существование так же и Автокефальная Украинская Церковь. Закон разбит на семь пунктов. Вот его текст:
"1) Высшая церковно-законодательная, судебная и административная власть на Украине принадлежит Всеукраинскому Церковному Собору, постановления которого нуждаются в подтверждении их государственными законодательными органами в том случае, если они имеют церковно-государственное значение или требуют выдачи денег из государственной казны.
2) Для управления делами Украинской Автокефальной Православной Церкви создается Украинский Церковный Синод в составе: 2 епископов, 1 протоиерея, 1 священника, 1 диакона, 3 мирян и 1 священника от военного ведомства. До созыва Собора, который выбирает членов Синода и подает (их кандидатуры) на утверждение правительства, члены Церковного Синода назначаются Высшим Республиканским Украинским Правительством.
3) Ведомству Синода подлежат следующие церковные дела: 1. религиозные; 2. административные; 3. хозяйственные; 4. культурно-просветительные; 5. контрольно-ревизионные.
4) На заседаниях Украинского Синода присутствует, назначенный для этого министром, представитель Республиканского Правительства, в обязанность которого входит наблюдение за выполнением законов и постановлений Синода, которые не нарушают интересов Республики. Государственный. Представитель имеет право протеста перед Советом Министров.
5) Церковная власть Украинской Автокефальной Церкви со всем ее управлением оплачивается средствами Государственного. Казначейства, в соответствии с уложением, дополнительно созданным для этой цели.
6)Украинской Автокефальная Церковь с ее Синодом и духовной иерархией ни в какой зависимости от Всероссийского Патриарха не состоят.
7)Украинский Церковный. Синод для осуществления своей деятельности, а так же до созыва Церковного. Собора, вырабатывает распоряжения, которые вступают в силу после утверждения их Украинским Республиканским Правительством".
Дополнительным декретом директории Синоду были переданы также судебные функции.
Основываясь на этих постановлениях правительства, как мы узнаем из того же письма Патриарха Тихона митрополиту Николаю Кесарийскому, приходы, перешедшие к украинцам, отказались повиноваться правящим архиереям. Епископская власть над этими приходами, как в Киеве, так и в Каменец-Подольске, была заменена властью Церковных Советов или Рад.
Как видно из первой главы, украинский конгресс в начале
1919 г. оказался «покушением с негодными средствами»: в то время как "Высокое Правительство" выносило постановления и создавало законы, Киеву уже угрожали большевики, и через несколько дней город был взят. Изданный советским правительством закон об отделении Церкви от государства поражал не только высшую церковную власть, но и деятельность приходских единиц. На основании нового закона все церковное имущество переходило в руки правительства. Группа верующих, желающая пользоваться тем или иным церковным зданием, должна была обращаться, с выработанным уставом, к соответствующим правительственным органам. Тогда этому зарегистрированному обществу (и только ему) разрешалось пользоваться просимой церковью – общество это облагалось налогом, было ответственно за состояние здания и т. д. Это распоряжение входило в общий план борьбы советской власти против Церкви, как попытка расщепить, децентрализировать Церковь, дать повод к различным расколам – ибо ничто кроме совести и церковного сознания больше не связывало приходы с их правящим архиереем. Сама высшая церковная власть этим законом изолировалась в некое безвоздушное пространство, ибо самой церкви в привычных формах уже не существовало – были отдельные приходы, формально независимые и ничем друг с другом несвязанные. Если это и не было полностью осуществимо, то таков был, во всяком случае, замысел советской власти».
Прот. Кирилл Фотиев. Попытки Украинской Церковной автокефалии в ХХ в.\\ Материалы по истории Церкви. Кн. 14. М. Крутицкое Подворье. 1997г. Стр. 27-29.
Январь Неполные данные о гонениях на Церковь в течение 8 месяцев (июнь 1918 – январь 1919):
Убито митрополитов – 1 (Киевский Владимир),
архиереев – 18,
священников – 102,
дьяконов – 154,
монахов и монахинь – 94.
Закрыто 94 церкви и 26 монастырей.
Осквернено 14 храмов и 9 часовен.
Секвестировано имущество и земля у 718 причтов и 15 монастырей.
Подвергнуты тюремному заключению за "контрреволюционность"
4 епископа,
198 священников,
8 архимандритов и
5 игумнов.
Запрещено крестных ходов 18,
разогнано церковных процессий 41,
нарушены церковные богослужения непристойностью в 22 городах и 96 селах.
Данные не полны, т.к. не учтены результаты красного террора в Поволжье, Прикамье и др. местах.
Тобольск. Еп.Вед. (при Колчаке) 1919, № 8-9
Начало года
Постановление Президиума Московского Совета о передаче монастырских помещений Отделу Народного Просвещения. Выселение монахов из большей части московских монастырей, в том числе отданы:
Спасо-Андрониевский – под квартиры;
Ново-Спасский – под
"концентрационный лагерь";
Страстной – занят Военным Комиссариатом;
Чудов – рабочий кооператив "Коммунист" и детсад.
Постепенное закрытие монастырей в Тамбове, Калуге, Курске, Воронеже, Новгороде, Ярославле и др. городах и местностях.
Рев. и Церк. 1919. № 1-2
Начало года Публикации данных о клириках и монахах – жертвах красного террора в Пермской епархии (июнь-дек. 1918) под рубрикой: "Мученики XX века":
«В № 1 "Пермских Еп. Ведом."
(при Колчаке – Л.Р.) приведен список священно - церковнослужителей и монашествующих Пермской епархии, павших жертвами большевистского гонения на Церковь. Страшен этот список. Во главе его стоят:
архиепископ Андроник, схваченный в ночь на 4 июня 1918г.
(в действительности в ночь на 5/18 июня - Л.Р.) и закопанный живым в землю.
(Это сообщение ошибочно, видимо, закопан был другой человек: арх. Андроника видели живым еще в дек. 1919 г., как сообщают Тобольск. Еп. Вед. 1919, №17 - Л.Р.); епископ Феофан (викарий Соликамский), в ночь на 11 дек. 1918г., после истязания и многократного погружения в воду, утопленный в Каме.
Далее идут имена 10 протоиереев, 41 священника, 5 диаконов, 4 псаломщиков, 36 монашествующих (Белогорского монастыря и Серафимовского скита);
против каждого имени – род его мученической кончины. Читаем: "утоплен", "исколот штыками", "избит прикладами", "задушен епитрахилью", "прострелен и заморожен", "изрублен саблями", а чаще всего "расстрелян", "расстрелян", причем встречается: "сам себе рыл могилу", "утоплен после долгих мучений", "после жестоких мучений". Встречаются пояснения, за что принял тот или иной служитель Церкви лютую смерть: "за проповеди", "за колокольный звон", "за отказ сражаться в армии красных против сибирских войск".
Мир праху мучеников веры нашей! Имена и подвиг их не забудутся вовеки».
Тобольск. Еп.Вед, 1919, № 10 Февраль-май Данные по
вскрытию св. мощей в начале 1919 года:
1. Мученик Авраамий – г. Владимир: 12 февр.
2. Кн. Андрей – г.Владимир: 13 февр.
3. Кн. Гавриил – г. Юрьев Польской: 17 февр.
4. Препод. Даниил – г. Переяславль: 20 февр.
5. Петр и Феврония – г. Муром: 10 февр.
6. Кн.Константин и его дети – Михаил и Феодор и мать его Ирина: 7февр
7. Еписк. Иоанн – г. Суздаль: 10 февр.
8. Евфимий Суздальский – г. Суздаль: 12 февр.
9. Митрофаний еп.
Воронежский – г. Воронеж: 3 февр.
10. Тихон Задонский – г. Задонск: 28 янв.
11. Сергий Радонежский – г. Сергиев Посад: 11 апр.
12. Савва Звенигородский – г. Звенигород: 17 марта
13. Кн. Мстислав Удалой – г. Новгород: 3 апр.
14. Муч. Гавриил – г. Москва: 3 апр.
15. Кн. Владимир – г. Новгород: 3 янв.
16. Анна, жена Ярослава – г. Новгород: 3 апр.
17. Иоанн Новгородский – г. Новгород: 3 апр.
18. Кирилл Новоозерский – г. Белозерск: 3 апр.
19. Иаков Боровический – Новгородская губ.: 1 февр.
20. Всеволод-Гавриил – Псковская губ.: 27 февр.
21. Афонские мученики: Евфимий, Игнатий и Акакий –
г. Балашов: 21 февр.
22. Питирим Тамбовский – г. Тамбов: 29 февр.
23. Кн.Михаил Тверской – г. Тверь: 18 мая
24. Ефрем Новоторжский – г. Торжок: 15 февр.
25. Евфросиния Суздальская: 11 февр.
26. Иулианий Новоторжский – г. Торжок: 5 февр.
27. Нил Столбенский – г. Осташков: 25 февр.
28. Макарий Калязинский – г. Калязин: 2 февр.
29. Кн.Константин – Ярославская губ.: 9 февр.
30. Кн. Георгий – г. Владимир: 25 февр.
31. Феодосии Тотемский – г.Тотьма Вологодской губ.: 17 февраля
32. Прокопий Устьянский – Вольский уезд: 6 марта
33. Евстафий, Антоний и Иоанн Виленские угодники: 6 марта
34. Еп. Никита – г. Новгород: 3 апр.
35. Кн. Федор – г. Новгород: 3 апр.
36. Арсений Чуд. – г.Тверь: 25 мая
37. Кн. Феодор – Ярославская губ.: 9 апр.
38. Кн. Давид – г. Ярославль: 9 апреля
До осени 1920 г. – 63 вскрытия мощей.
1. Рев. и Церк. 1920, № 9-12.
2. Валентинов, стр. 257-258 4/17 февр. Указ
Св. Патриарха Тихона епархиальным архиереям об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении св. мощей:
«...Господу угодно было прославить некоторых святых Своих нетлением их тела; честные мощи таковых угодников Божиих открыто почивают в храмах в драгоценных раках-гробницах, сооруженных любовию верующих... Благочестивое усердие верующих, окружая их останки благоговейным усердием, соорудило и для таковых честных мощей драгоценные раки и оправы, иногда по подобию человеческого тела, располагая в них, в подобающих облачениях, кости праведников и другие частицы святых их мощей...
Считая необходимым по обстоятельствам времени устранить всякий повод к глумлению и соблазну (в том, что доселе не вызывало соблазна и было лишь благочестивым народным обычаем), поручаю Вашему Высокопреосвященству, по Вашему непосредственному усмотрению и распоряжению, с архипастырской заботливостью и рассуждением устранить всякие поводы к
соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет Вами необходимым и возможным, с донесением о последующих Ваших распоряжениях Священному Синоду.
Молю Господа, да поможет Он Вам в этом деле и сохранит Вас беспреткновенно в нынешних лютых для Церкви обстояниях...»
1.Архив док.: 0бв. заключ.
2. Рев. и Церк. 1920, № 9-12 8/21 февр. Указ
Патриарха Тихона и Синода арх. Астраханскому Митрофану (Краснопольскому) о прославлении св. мощей убиенного святителя Иосифа в день его памяти 11/24 мая - в ответ на ходатайство епархии.
Губонин 14 марта Разъяснение 8 отдела Народного
комиссариата юстиции на запрос ликвидационной комиссии по поводу вскрытия мощей:
«Вскрытие мощей, производимое на местах по инициативе самих рабочих, необходимо приветствовать, так как во всех случаях, как и следовало ожидать, на поверку оказывается, что никаких “мощей” не существует, и при этом ясно для всех вскрывается многовековой обман служителей культа, а также и спекуляция эксплуататорского класса на религиозных чувствах темной и невежественной массы. Уклоняться от участия при вскрытии “мощей” комиссии отнюдь не слдует. Наоборот, ее участие в этом акте должно гарантировать соблюдение известного такта по отношению к религиозным чувствам сторонников православной религии. Комиссия должна соблюсти, чтобы вскрытие "мощей" было произведено в наиболее благоприятное для данной операции время, отнюдь не во время богослужения и не в дни какого-либо особенного скопления в монастыре молящихся.
Для участия при акте вскрытия необходимо пригласить представителей по возможности от всех отделов губисполкома, от губернского комитета Российской коммунистической партии, от рабочих организаций, от волостных совдепов и пр. Кроме того, при вскрытии должны непременно присутствовать врачи, которые и составят за своими подписями особый акт медицинского освидетельствования всего содержимого в раке. Самый процесс вскрытия (распоясание, снятие одежд, извлечение черепа, костей и проч. содержимого в раке) необходимо поручить представителям духовенства, которые должны быть обязательно привлечены к осмотру "мощей", лучше всего во главе с местным епископом. Под актом осмотра "мощей" подписи служителей культа крайне важны. Было бы также полезно пригласить на вскрытие "мощей" операторов с кинематографическим
аппаратом и самый процесс вскрытия запечатлеть на особой ленте».
Известия. 14 марта 1919, № 56.
Цит по: РПЦ и ком. гос-во. Стр. 57. 20 марта/2 апр. Обращение
Патриарха Тихона к Председателю Совнаркома
В.И.Ленину, по поводу кампании "вскрытия мощей":
"...Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться более Богу, нежели человеком..."
1. Архив док.: Обв. заключ.
2. Рев. и Церк. 1919, № 1-2 24 марта Письмо
Комиссариата юстиции Союза коммун Северной области – Президиуму Петросовета о необходимости исследования
мощей св. Александра Невского: «По вопросу, возбужденному Тверским губисполкомом о необходимости издания общего циркуляра, регулирующего вскрытие мощей, коллегия Народного комиссариата юстиции вынесла следующее решение:
1) Ввиду установления на местах вполне организованного порядка вскрытия и проверки мощей применительно к местным условиям (по постановлению съездов Советов губисполкомов, но всегда в присутствии представителей служителей культа и врачебного персонала), особого циркуляра по этому поводу не издавать, предоставив инициативу на местах.
2) Для устранения возможности использовать в дальнейшем обман с мощами предложить губисполкомам по истечении некоторого времени, достаточного для того, чтобы массы могли убедиться в обмане, открытые раки со всем содержимым после описи передать распоряжением губисполкомов для направления
в местные музеи, в отдлы церковной старины (протокол № 145 от 14/II- 1919).
(…)
На основании вышеизложенного, IV отдел комиссариата юстиции по отделению церкви от государства доводит до сведения президиума Петроградского Совета, что о мощах св. в. кн. Александра Невского циркулируют со времени привоза их Петром I в Петроград слухи, самые разнообразные, противоречивые, смущающие ум темного, непросвещенного и суеверного народа; одни передают, что Петр I привез пустую раку без мощей, а потому и забросил ключи от нее в Неву, а монахи эксплуатируют веками воспитанную в духе предрассудка и суеверия народную массу; другие, наоборот, утверждают, что мощи существуют, а первые слухи называют вздорными, пустою болтовней и выдумкой безбожников, желающих унизить православную церковь. Во время и после первой революции, с 1905 г. появились новые слухи, что монахи, опасаясь поругания и осквернения святыни, извлекли мощи св. Александра Невского и куда-то их скрыли.
Ввиду этого, IV отдел комиссариата юстиции по отделению церкви от государства, находя со своей стороны необходимым и своевременным исследовать эти мощи и тем самым положить конец разнообразным слухам, пререканиям и спорам, могущих вызвать народное волнение, просит разрешения президиума Петроградского Совета на расследование этого дела путем вскрытия раки».
РПЦ и ком. гос-во. Стр. 57-58. 22 апреля Письмо С.Мицкевича
В.И.Ленину по поводу вскрытия мощей:
«Дорогой Владимир Ильич.
Пишу Вам по поводу вскрытия мощей.
Я считаю, что нет ничего более нелепого и вредного для нас, как это пресловутое вскрытие, нельзя и представить. Это никого ни в чем не убеждает, распространяются легенды, что настоящие мощи прячут. А вскрывают поддельные. Озлобление же растет.
Особенно вредно это в настоящий острый момент – мобилизации и выступления Колчака.
Это ведь, кроме того, является нарушением принципа отделения церкви от государства.
Если думают вскрывать мощи в Москве, то это будет поступком, который может внушить только контрреволюционность. Это поведет к волнениям и к необыкновенному озлоблению против нас в нашем центре. Необходимо срочно дать распоряжение о прекращении повсеместно этих актов и вообще против поступков, грубо нарушающих религиозные чувства населения: курение в церкви, нахождение в шапках в алтаре, это проделывают нередко примазавшиеся коммунисты, нередко пьяные.
Надо об этом публично объявить в виде декрета или распоряжения от Совнаркома.
С. Мицкевич. Кремль. Вознесенский монастырь, кв. 2, телеф. 3-17-43.»
На документе
В.И. Ленин написал:
«Я считаю, что Мицкевич находится в паническом настроении. Безобразия при вскрытии, конечно, недопустимы. Это разъяснено. Разубеждать старух, конечно, невозможно. Но имеются массы писем и сообщений с мест, что
(вскрытия –
Л.Р.) не в пользу суеверий, а наоборот».
РПЦ и ком. гос-во. Стр. 40-41. 24 апреля Письмо Отдела юстиции Петросовета – Президиуму Петросовета по поводу вскрытия
мощей св. Александра Невского: «Отдел юстиции отношением от 24 марта сего года за №2264 просил разрешение президиума Петроградского Совета на вскрытие раки с мощами св. Александра Невского.
Теперь, когда совершилось вскрытие раки с мощами преп. Сергия Радонежского в знаменитой Троице-Сергиевской лавре, отдел юстиции находил бы со своей стороны своевременным вскрыть мощи и в Александро-Невской лавре и тем положить конец разнообразным, противоречивым, смущающим и волнующим ум темного, непросвещенного и суеверного народа слухам об этих мощах».
РПЦ и ком. гос-во. Стр. 58.
Начало года Создание в Москве "Объединенного совета религиозных общин и групп". Представители
"прогрессивного" (будущего обновленческого) духовенства пытаются превратить этот "совет" в общий административный центр всех религиозных общин РСФСР, независимо от веры – под названием
"Исполкомдух" (Исполнительный Комитет Духовенства).
А.И.Введенский. Церковь и Государство.
Рассказ А.Левитина о беседе
А.И. Введенского с председателем Петросовета Г.Зиновьевым:
«Все эти годы Введенский ни на минуту не оставлял своих планов церковной реформы. Уже в то время он становится частым гостем в Смольном: стучится там во все двери, добиваясь разрешения на создание широкой обновленческой организации. Наконец в 1919 году он удостоился аудиенции у «самого» Зиновьева, возглавлявшего тогда петроградский Совет. Эти два человека уселись друг против друга в одном из кабинетов Смольного и в течение часа обсуждали перспективы развития Русской Церкви. Введенский предложил конкордат – широкое соглашение между Советским правительством и реформированной Православной Церковью.
Г. Зиновьев дал следующий ответ:
"Конкордат в настоящее время вряд ли возможен, но я не исключаю его в будущем, так как вообще являюсь сторонником свободы вероисповеданий и, как вы знаете, делаю все от меня зависящее, чтобы избегнуть каких-либо ненужных обострений в отношениях с церковью у нас в Петрограде.
Что касается вашей группы, то мне кажется, что она могла бы быть зачинателем большого движения в международном масштабе. Если вы сумеете организовать нечто в этом плане, то, я думаю, мы вас поддержим".
Все сведения об этом периоде жизни А.И. Введенского и о его встрече с Зиновьевым я черпаю из тех очень откровенных бесед, которые я имел с А.И. Введенским во время нашей совместной жизни с ним в Ульяновске в 1943 г.»
Левитин. Стр. 51. А.Левитин о попытке арх. Пензенского
Владимира (Путяты) произвести церковный раскол:
«…Мы показали, как медленно, но верно растет обновленческое движение в Русской Церкви в предреволюционные годы и во время революции. Нет ничего удивительного в том, что это движение усилилось сразу после Октября. И сразу же мы видим знаменательное явление: в обновленческом движении появляются новые, нравственно растленные типы.
В этом отношении характерна так называемаz "владимирщина" раскол, произведенный в 1919 году бывшим архиепископом Пензенским Владимиром Путятой. Руководитель этого раскола является одним из самых омерзительных личностей в истории Русской Церкви; вполне заслуженно, за свои тяжкие грехи против нравственности, он был лишен сана – и поднял после всего этого в своей бывшей епархии смуту. Характерно, однако, что он прикрывался обновленческими лозунгами, говорил о своем желании "приблизить церковь к евангельским идеалам". Владимиру Путяте и его ближайшему стороннику иеромонаху Иоанникию Смирнову принадлежит сомнительная "честь": они первые в Русской Церкви стали пользоваться в борьбе с идейными противниками методами политического доноса. Главной их заботой было завоевать доверие властей – и нельзя сказать, чтобы эти усилия остались совершенно безрезультатными. В 1919 году представитель властей созвал в пензенском кафедральном соборе местное духовенство и потребовал в ультимативной форме, чтобы они признали Владимира своим архиепископом; на тех, кто не признал Владимира (к чести пензенского духовенства, таких было большинство) обрушились репрессии. Дело приняло столь серьезный оборот, что пришлось вмешаться самому В.И. Ленину. Ленин приказал немедленно освободить всех арестованных, а делегации, прибывшей из Пензы, заявил, что “Владимир Путята – это пиявка, присосавшаяся к советской власти”».
Левитин. Стр. 49.
Май Ставропольский Церковный Собор, с участием 11 епископов. Создание ВВЦУ во главе с архиеп. Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем); почетным председателем избран митр. Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий).
Протоиерей Владислав Цыпин.
РПЦ. Очерки истории, стр. 20 Весна 1919 Изменение политической ситуации
в Украине. Рассказ
митр. Евлогия: «Завязалась борьба украинцев с поляками, для украинцев неудачная. Поляки их энергично теснили. Украина разделилась на Восточную (Киевщину) и на Западную (Галицию) и организовала два правительства, объединявшиеся под верховной властью Петлюры.
(…)
После некоторых колебаний мы решили остаться у поляков, надеясь на великодушие победителей. Наше положение врагов их врагов (петлюровцев) ставило нас в благоприятные условия и могло гам гарантировать безопасность, даже, может, и свободу…
Поляки вошли в Киев перед Троицей.
Нас ожидала большая неприятность. Нам заявили, что будет обыск, строгий и тщательный, до белья. Бывшие австрийские, а теперь польские, жандармы два часа осматривали всю нашу одежду, прощупывая швы, подпарывая прокладки. Озлобленность поляков против меня я почувствовал в самом факте ареста.
(…)
На закате мы въехали в Станиславов… Уже было темно, когда за нами пришли солдаты и повели в гостиницу «Бельвю». Это был местный публичный дом. Нам дали отвратительную, грязную комнату. По совету митрополита Антония мы легли спать не раздеваясь, в наших тяжелых промокших рясах. Всю ночь мы не спали. Доносились непотребные крики, визги. По коридору бегали бабы, стучали сапогами солдаты, проходя мимо нашей двери.
Утром нам принесли чаю. Ночь была столь тягостная, что митрополит Антоний стал искать выхода из создавшегося положения и предложил обратиться к местному униатскому епископу (Григорию Хомишину) с просьбой заступы и убежища. Переговоры с епископом взял на себя я.
Епископ проживал в прекрасном дворце. Я просил доложить о себе. Лакей вернулся и заявил, что Владыка занят и принять меня не может. "Не сказал ли он, когда я могу его видеть?" – "Владыка не знает, когда он будет свободен…" Дальнейшие переговоры были излишни: епископ не хотел меня принять. Не пожелал ни помочь, ни выслушать».
Евлогий. Стр. 300-301. Митр. Евлогий о беседе во Львове с униатским митрополитом
Андреем Шептицким: «Мы коснулись религиозных вопросов. В православном богословии он не был глубок, его познания не выходили за пределы самых обыкновенных учебников; любой студент Духовной Академии в этой области осведомлен не меньше, чем он. Но зато в понимании жизни, политики он был драгоценнейший человек для австрийского генерального
штаба. Он прекрасно разбирался в вопросах об отделении Украины, об устройстве унии…
– Как вы, представитель польского аристократического рода, возглавляете украинское движение, которое ведет войну с поляками? – спросил я.
Митрополит улыбнулся.
– Вы хотите обвинить меня в ренегатстве? Ну нет… я буду защищаться. Позвольте заметить, что Шептицкие род русский, но в 17 веке окатоличился и ополячился. Предки наши изменили русскому имени. Я исправляю ошибку предков.
(Прим. М. Евлогия: Родной брат митрополита Шептицкого – львовский военный комендант; когда Львов был взят поляками, он держал первое время своего брата-митрополита под домашним арестом).
На эту тему мы разговорились более подробно. В конце концов из нашей беседы митрополит сделал следующее заключение:
- Наше с вами горе – мы оба слишком любим русский народ.
- Любим, но по разному – заметил я.
- Ну, это со временем сгладится…
Митрополит не кривил душой. В его речах чувствовалось искренне стремление на Восток. Он говорил убежденно. "Восточное православие", Украина, древняя Киевская Русь… все это было его "святое святых"; он считал их подлинной, ничем не замутненной русской стихией, которую нельзя этнографически отождествлять и политически сочетать с Великороссией. Исторические судьбы и пути Украины и Великороссии различны…
Митрополит показал нам свой монастырь. "Базилианские" униатские монастыри, принявшие устав св. Василия Великого, озападнились, и теперь с целью восстановления восточного монашества в неискаженном виде в монастыре митрополита был введен древний устав Феодора Студита. Настоятелем был второй брат митрополита. Мы осмотрели этот монастырь.Ревностное стремление подражать восточному монашеству чувствовалось среди братии очень сильно. Они производили впечатление фанатиков этой идеи, с воодушевлением относились к своему служению, с восхищением – к поставленному перед ними идеалу. По внешнему виду они были как будто наши: с бородами, в клобуках…»
Евлогий. Стр. 305-306. 31 мая/13 июня Покушение на Патриарха
Тихона П.К. Гусевой
, с нанесением ножевой раны. Советский суд признал ее психически невменяемой (мать двоих красноармейцев, Гусева имела до революции политическую судимость "за покушение на Распутина").
Рев. и Церк. 1919, № 3-5 8/21 июля Послание
Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви – с призывом отказаться от актов мести по отношению к гонителям Церкви, а также против еврейских погромов на территориях, освобожденных от красных:
«Божиею Милостью
Мы, смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России, всем верным чадам Святой Православной Российской Церкви.
Господь не перестает являть милости Свои Православной Русской Церкви. Он дал Ей испытать Себя и проверить Свою преданность Христу и Его заветам не во дни только внешнего Ее благополучия, а и во дни гонений. День от дня прилагаются Ей новые испытания. День от дня все ярче сияет Ее венец. Многажды беспощадно опускается на Ее, озаренный смирением лик, бич от враждебной Христу руки и клеветнические уста поносят Ее безумными хулами, а Она, по-апостольски – в тщету вменяет горечь Своих страданий, вводит в сонм небожителей новых мучеников и находит утеху для Себя в благословении Своего небесного Жениха:
"Блаженны вы, когда вас будут поносить и гнать и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь" (Мф. 5:11).
Чадца Мои! пусть слабостью кажется иным эта Святая незлобивость Церкви, эти призывы наши к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы, это противопоставление испытаниям и обычной человеческой привязанности к благам земли и удобствам мирской жизни христианских идеалов; пусть "невместимо" и "жестоко" кажется омирщенному пониманию радость, черпающая себе источник в страданиях за Христа, - но Мы умоляем Вас, умоляем всех Наших Православных чад, не отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина, не сходить с пути крестного, ниспосланного Нам Богом, на путь восхищения мирской силы или мщения.
Не омрачайте подвига своего христианского возвращением к такому пониманию защиты благополучия, которое бы унизило Ее и принизило бы вас до уровня действий Ее хулителей. Убереги, Господи, нашу Православную Русь от такого ужаса.
Трудная, но и какая высокая задача для христианина сохранить в себе великое счастье незлобия и любви и тогда, когда ниспровергнут твой враг, и когда угнетенный страдалец призывается изречь свой суд над недавним своим угнетателем и гонителем. И Промысл Божий уже ставит пред некоторыми из чад Русской Православной Церкви это испытание. Зажигаются страсти. Вспыхивают мятежи. Создаются новые и новые лагери. Разрастается пожар сведения счетов. Враждебные действия переходят в человеконенавистничество. Организованное взаимоистребление – в партизанство, со всеми его ужасами. Вся Россия – поле сражения!
Но это еще не все. Дальше еще ужас. Доносятся вести о еврейских погромах, избиение племени, без разбора возраста, вины, пола, убеждений. Озлобленный обстоятельствами жизни человек ищет виновников своих неудач и, чтобы сорвать на них свои обиды, горе и страдания, размахивается так, что под ударом его ослепленной жаждой мести руки падает масса невинных жертв. Он слил в своем сознании свои несчастья с злой для него деятельностью какой-либо партии и с некоторых перенес свою озлобленность на всех. И в массовой резне тонут жизни вовсе непричастных причинам, пролившим
(имеется в виду
«породившим» - Л.Р.) такое озлобление.
===================================================================