|
||||||||||||
1919. Июль-декабрь
|
||||||||||||
|
||||||||||||
8/21 июля
Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви – окончание (...) Православная Русь, да идет мимо тебя этот позор. Да не постигнет тебя это проклятие. Да не обагрится твоя рука в крови, вопиющей к Небу. Не дай врагу Христа, диаволу, увлечь тебя страстию отмщения и посрамить подвиг твоего исповедничества, посрамить цену твоих страданий от руки насильников и гонителей Христа. Помни: погромы – это торжество твоих врагов. Помни: погромы – это бесчестие для тебя, бесчестие для Святой Церкви! Для христианина идеал – Христос, не извлекавший меча в Свою защиту, утихомиривший сынов грома, на кресте молившийся за Своих врагов. Для христианина путеводный светоч – завет св. Апостола, много претерпевшего за своего Спасителя и смертью запечатлевшего преданность Ему: не мстите за себя возлюбленные. Но дайте место гневу Божию. Ибо сказано: Мне отмщение и Я воздам, говорил Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его. Если жаждет, напой его. Ибо делая сие, ты соберешь на голову его горящие угли (Рим. 12:19). Мы не говорим уже о том, что пролитая кровь всегда взывает к новой крови. И отмщение – к новому возмездию. Строительство на вражде – строительство на вулкане. Взрыв – и снова царство смерти и разрушения. Наша боль – боль за светлость и счастье Нашей Святой Церкви, Наших чад. Наши опасения – что некоторых из них может прельстить этот новый, уже показывающий зияющую пасть зверь, исходящий из бездны клокочущего страстями сердца человеческого. Одним порывом мщения навсегда запятнаешь себя, христианин, и вся светлая радость нынешнего твоего подвига – страдания за Христа – померкнет, ибо где тогда дашь ты место Христу. Мы содрогаемся, читая, как Ирод, ища погубить Отроча, погубил тысячи младенцев. Мы содрогаемся, что возможны такие явления, когда при военных действиях один лагерь защищает передние свои ряды заложниками из жен и детей противного лагеря. Мы содрогаемся варварству нашего времени, когда заложниками берутся в обеспечение чужой жизни и неприкосновенности. Мы содрогаемся от ужаса и боли, когда после покушений на представителей нашего современного правительства в Петрограде и Москве, как бы в дар любви им и в свидетельство преданности, и в искупление вины злоумышленников, воздвигались целые курганы из тел лиц, совершенно непричастных к этим покушениям, и безумные эти жертвоприношения приветствовались восторгом тех, кто должен был остановить подобные зверства. Мы содрогались – но ведь эти действия шли там, где не знают или не признают Христа, где считают религию опиумом для народа, где христианские идеалы – вредный пережиток, где открыто и цинично возводится в насущную задачу истребление одного класса другим и междоусобная брань. Нам ли, христианам, идти по этому пути. О, да не будет! Даже если бы сердца наши разрывались от горя и утеснений, наносимых нашим религиозным чувствам, нашей любви к родной земле, нашему временному благополучию, даже если бы чувство наше безошибочно подсказывало нам, кто и где наш обидчик. Нет, пусть лучше нам наносят кровоточащие раны, чем нам обратиться к мщению, тем более погромному, против наших врагов, или тех, кто кажется нам источником наших бед. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром (Рим. 12:21). Чадца Мои! Все Православные русские люди! Все христиане! Когда многие страдания, обиды и огорчения стали бы навевать вам жажду мщения, стали бы проталкивать в твои, Православная Русь, руки меч для кровавой расправы с теми, кого считала бы ты своим врагом, -отбрось далеко так, чтобы ни в минуты самых тяжких для тебя испытаний и пыток, ни в минуты твоего торжества, никогда-никогда рука твоя не потянулась бы к этому мечу, не умела бы и не хотела бы нести его. О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение грядущим поколениям, как лучший завет и благословение: что только на камени сем - врачевания зла добром – созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота подвига Ее чад и служителей. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь. Гал. 16:18». Губонин Д.В.Поспеловский о политической позиции Патриарха Тихона: «Окончательно и определенно эта позиция гражданской лояльности Церкви по отношению к новой власти высказана в патриаршем питании 8 октября н. ст. 1919 г., которое является в то же время ярким доказательством того, что, осуждая братоубийство, патриарх не разделял людей на белых, красных, зеленых. Заявляя о лояльности Церкви к советской власти, патриарх говорит, что Церковь не может благословлять никакое иностранное вмешательство в судьбы России, ибо "никто и ничто не спасет Россию от нестроения... пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих... не возродится духовно в нового человека". Послание решительно запрещает духовенству встречать белых колокольным звоном и молебнами, показывать свое предпочтение той или иной из борющихся сторон. Это послание опровергает также ходячее определение патриарха Тихона как оппортуниста-перестраховщика. Ведь оно было составлено в момент апогея наступления войск генерала Деникина, которые находились уже между Курском и Тулой, и в Москве ожидали их прихода со дня на день. Именно этот момент избрал патриарх, чтобы сделать принципиальное заявление о позиции Церкви: "несть власти, аще не от Бога", с одной стороны, а с другой – "Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительно историческое значение". Фактически патриарх и Собор только дважды выступили с непосредственной критикой действий советского правительства. Во-первых, это послание, осуждающее Брестский мир как измену. Но, как известно, даже в ленинском ЦК большинство сначала голосовало против этого мира. Так что в связи с посланием от 18 марта н.ст. патриарха Тихона можно обвинить в антиправительственной позиции в той же степени, что Бухарина и Троцкого, например. И, во-вторых, это послание Совету Народных Комиссаров в связи с первой годовщиной Октябрьской революции, в котором он призывает советскую власть прекратить красный террор, упрекает в невыполнении тех обещаний, с которыми большевики пришли к власти. Это был обращенный непосредственно к власти, а не призывающий кого-либо восстать против власти, ответ Церкви на террор. Это было проявление патриархом старинного права патриархов "печаловаться перед государем", акт, подобный митрополиту Филиппу по отношению к Ивану Грозному. И тут мы видим принципиальность и последовательность действий патриарха Тихона, а не злобный антисоветизм». Поспеловский. Стр.55-56. 5/18 авг. Расстрел близ Сарова в канун праздника Преображения почитаемой народом болящей девицы Дуняши, разбитой параличом и 30 лет прикованной к постели, а также четырех других девушек, пожелавших разделить ее участь и оставшихся при ней во время ареста. Видение одному из очевидцев Духа Св. в виде голубя: когда девушек везли на расстрел, красноармейцы по дороге их секли, и большой Белый Голубь закрывал девушек своими крыльями, принимая на себя удары. В дополнение к этому свидетельству другие очевидцы сообщают, что один солдат в страхе отказался стрелять, т.к. увидел "что-то белое", закрывавшее Дуняшу, которую подруги держали под руки. Губонин 1 сентября Постановление Комиссариата Абхазии – военного командования при Сухумском генерал-губернаторе Мазниеве (Г.Мазниашвили) (в период пребывания на территории Абхазии грузинской армии), по поводу церковного управления: 1. Находящийся в г.Сухуми Кафедральный собор с причтовым домом, архиерейский дом и здание бывшего училищного совета признать национальным достоянием автономной Абхазии ("автономной", т.е рассматриваемой военным командованием как часть Грузинской республики; это первый прецедент официального заявления прав Грузии на Абхазию – Л.Р.). 2. Считать Сухумскую архиерейскую кафедру вакантною и принять меры к скорейшему ее замещению постоянным и самостоятельным епископом. 3. Временно, до избрания епископа, назначить управляющего православными церквами Абхазии с резиденцией в г.Сухуме. 4. Предоставить управляющему право: а)переводить, б)назначать, в)совершенно устранять от должности, г)ревиэировать церкви, монастыри и прочие церковные учреждения, д)основывать и организовывать такие епархиальные учреждения, какие он только найдет необходимым. 5. Отвести управляющему под квартиру архиерейское помещение с предоставлением ему права пользования всеми теми средствами к содержанию, какие имелись до сего времени в распоряжении сухумского епископа. 6. Представить управляющему право непосредственного заведования архиерейским домом и Драндским монастырем. 7. Проведение в жизнь настоящего постановления поручить и.о.Комиссара внутренних дел И.К.Лорткипанидзе. Председатель Комиссариата Абхазии – Д.Эмухвари. И.о.Комиссара внутренних дел – И.Лорткипанидзе. ЦГИАГ, ф.1863, оп.1,д.707, л.2. Сайт "Абхазия" (грузинский). http://www.abkhazeti.info/history/20050617594439975893.php 7 октября Доклад агента ВЧК Алексея Филиппова о посланиях патриарха Тихона. Из доклада: «Все послания патриарха проникнуты прямой или открытой, но неприязнью к Советской власти. Они заключают в себе в той или иной форме резкий или более смягченный, но отголосок общественного мнения, определенного периода и тех командовавших классов населения которые стояли в то время у власти, но принуждены были с появлением большевиков сойти с арены политической деятельности. Совсем иной характер носит последнее, еще не выпущенное пока, но уже подписанное и в подлиннике находящееся у меня в портфеле обращение Тихона к духовенству – послание четвертое по счету (несомненно, речь идет о Послании от 8 октября – Л.Р.). ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ от 19-го января 1918 года (…) Указывая на ужасы избиений и зверства, практикуемых большевиками, якобы в отношении людей неповинных, без суда, на всем пространстве России, Патриарх именует большевиков (правда, прямо не называя их) – "извергами рода человеческого", "вершителями дела сатанинского", предает их "анафеме" – проклятию, под угрозой «огня геенского в загробной жизни». Чадам Церкви – мирянам предписывается на основании и после ссылки на учение Православной Церкви "не вступать даже в общение с такими извергами и изъять их из обращения", т.е. предлагаются все меры истребления большевиков, очевидно, вплоть до убийства. (В послании сказано: «не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение:“измите злого от вас самих”. 1 Кор.5:13. – Л.Р.). (…) Послание очевидно составлено человеком хорошо знакомым с настроениями и церковными делами, а также привыкшим смело оперировать материалом и соображениями общественного характера (утверждают, что это постановление составлено проф.Кузнецовым, исследователем церковного права, присяжным поверенным и сторонником в то время Антанты). Своего рода приложением, вернее, авторитетным подкреплением первого послания Тихона является одновременно выпущенное и на оборотной стороне послания напечатанное – «Воззвание Священного Собора» – митрополитов, архиепископов и епископов (очевидно, имеется в виду Постановление Собора об одобрении послания Патриарха Тихона от 19 янв/1 февр. 1918 г. – Л.Р.). Оно заявляет с еще большим прямодушием и откровенностью, что "от века неслыханное творится на Святой Руси", ибо "люди, назвавшиеся комиссарами, из них некоторые чуждые вере христианской, издали декрет о насилии над совестью верующих, желая уничтожить церкви, колокола, иконы, воспрещая таинства. Слыхано ли дело, чтобы церковными делами управляли люди безбожные, не русские и не православные". Ссылаясь на то, что при отобрании имуществ от Александро-Невской Лавры вооруженною рукою был убит священник, Собор предлагает образовывать Союзы для защиты Святых (святынь – Л.Р.) от дерзких и нечистых рук и противиться вплоть до пролития крови (т.е. своей крови – Л.Р.), с тем, чтобы удостоиться венца мученического, но не допустить превращения Руси святой в землю антихристову» и в «пустыню духовную». Собор требует от мирян следовать посланию Патриарха Тихона. Такое воззвание Собора, если не прямо, то косвенно является возбуждающим против инородцев и иноверцев, пытающихся будто бы погубить Церковь, отнять все ее имущества и превратить самую страну в пустыню. Будучи дополнением к посланию Тихона, оно, так сказать, расшифровывает его внутреннюю тенденцию и прокладывает путь к дальнейшим изобличениям, которые последовали уже в письме к Совету Народных Комиссаров от имени и за подписью того же Патриарха Тихона, но уже в годовщину Октябрьской революции. ПИСЬМО К СОВЕТУ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ (Распространено в 5.000.000 экземпляров, печатно, за пределами Советской России известно под названием послания). (Неясно, откуда взята эта фантастическая цифра – Л.Р.). В обращении к Совету Народных Комиссаров от 25 октября 1918 г. эпиграфом избран такой знаменитый и прорицающий текст: "Взявшие меч от меча и погибнут". Здесь еще решительнее и пространнее предсказывается и оправдывается близкий конец Советской власти. Тут Патриарх с необыкновенной смелостью и резкостью вступает на почву политических разоблачений и обличений. Написанное и выпущенное в годовщину революции 25-го Октября 1918 г., это воззвание – письмо укоризненное, бросает в лицо большевикам, что Брестский мир, ими заключенный, унизителен, что оттого большевики скрывают даже содержание его условий, увозя тем временем русское золото за границу, что они расчленили, раздробили родину, угасили храбрость в сердцах воинов и незаслуженно дали первое место в России пролтариату, который является у нас предателем. (…) Самый характер послания чисто провокационный и рассчитанный на толпу, стиль не носит признаков церковности, ни характера государственности, но имеет памфлетно - публицистические свойства. (…) По уверению многих, составителем этого письма был Самарин, или неизвестные, но во всяком случае входившие в кружок Самаринцев. Дата письма показывает, что покушение на Ленина, убийство Урицкого и другие факты вселили в известных кругах уверенность в том, что они еще сильны, что контр-переворот возможен, что опора для них в массах может быть найдена путем широкого распространения письма за подписью представителя Церкви, Патриарха, как величайшего из авторитетов по историческому своему происхождению. Это письмо-обращение, напечатанное на машинке и воспроизведенное на гектографе (механически), притом во многих десятках тысяч экземпляров, получило, как сообщают, распространение через Совет объединенных приходов и на его средства, а также в списках (рукописных) широко проникло в публику. В печатном виде оно распространилось в миллионах экземпляров по зарубежным местам, будучи воспроизведено в заграничной печати на иностранных языках. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ Второе послание от 5/18 марта имеет эпиграфом изречение пророка Иеремии: "Посрамились мудрецы и запутались в сети. Они говорят: Мир, мир, а мира нет". Оно носит безусловно и чисто политический характер. Более того: характер памфлетный. На тему о заключении мира (Брестского), позорящего всю Россию и отдающего в тяжкую кабалу весь русский народ, говорит все послание. Патриарх протестует против такого мира и сообщает, что церковь не даст на него своего благословения. Одновременно он констатирует усиление голода, эвакуацию жителей из столиц, обращает внимание на безработицу, грабежи и убийства, как следствие того, по мнению Патриарха, что «люди, отрекшиеся от веры, и гонители Церкви Христовой» принялись за устроение государства – и мира народу не дали, а государство довели до крайнего разложения. И хотя в письме нет прямых выступлений против советской власти, т.е. с наименованием ее, что делается в письме к Совету Народных Комиссаров, тем не менее искусно и вместе с тем неприкровенно объявляемое недоверие к Советской власти и элемент возбуждения против инородцев и иноверцев – налицо. ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ Третье послание появилось сравнительно недавно. Оно помечено 21-м июля 1919 года. Воспроизведенное на гектографе с рукописного списка, оно развозилось по представителям духовенства Павлом Астровым (кадетом) и вручалось каждому священнику в одном экземпляре для оглашения с амвона церквей. В провинцию оно также было послано, но не духовенством, а распространялось неизвестными светскими элементами. Духовенство, запуганное репрессиями и ввиду неоднократного подтверждения со стороны советской власти, что никакой политической пропаганды через церковь и ее служителей вестись не должно, уклонялось от оглашения последнего воззвания публично. Тем не менее и это воззвание оказало свое действие будучи передаваемым из рук в руки, по секрету, среди публики. Между тем, политический элемент в содержании последнего послания опять налицо, причем он в собенности характерен по своему тону, на сей раз уже не негодующему, а грустному. Патриарх теперь находит, что Господь дает испытание своей Церкви, что она оказалась в терновом венце, избиваемой бичом от враждебной Христу руки. По слогу и характеру скорбное, поучающее и переполненное риторического пафоса и повторений, послание аффектированно останавливается на еврейских погромах и призывает христиан прекратить их, дабы не давать диаволу увлечь всех нас страстью отомщения. Расплывчатость и осторожность в выражениях эта часть, тонущая в ворохе красноречия, тем не менее она представляет Патриарха, подписавшего это воззвание, делающим определенный поворот влево. Такое выступление могло показаться запоздалым даже для того времени, но уже имеющим некоторые положительные признаки. Однако оно не получило широкого распространения неизвестно почему – по условиям ли времени, а, может быть, и намеренно. Хорошо известно однако, что ни на одном из иностранных языков оно не появилось и в зарубежную Русь (автор доклада в дальнейшем уточняет, что он имеет в виду Кавказ, Дон и Сибирь, занятые белыми – Л.Р.), именно туда, где катилась тогда волна погромов, оно не проникло. Тем не менее, наряду с этим, а может быть, и специально для определенных целей, в послании содержится параллель между Иродом, избившем тысячи младенцев, и Советской властью, которая берет заложников, и которая, в ответ на покушение на тов. Ленина и убийство Урицкого, по выражению послания, "воздвигла целые курганы трупов из лиц, совершенно непричастных к этим покушениям, и безумные эти жертвоприношения приветствовались восторгом тех, кто должен был остановить подобные зверства". Подобные бедствия и казни, по мнению составителей послания – "вредный пережиток", где открыто возводится в насущную задачу "истребление одного класса другим и междоусобная брань". Слишком раскрашенное фразами, переполненное обилием сравнений и уснащенное цветами красноречия в кадетском духе, это послание представляет бесспорный шаг вперед по сравнению с предшествующими. Оно в заключении имеет даже призыв к прекращению кровавой расправы с теми, кого считают врагами, т.е. большевиков. Однако излишняя повторность выражений и смысл сравнений, точно из ваты сделанных, наряду с обилием церковных изречений и ссылок на тексты Св. Писания и делают послание мало действительным для понимания народа и совсем не убедительным для интеллигенции. Таким образом, это воззвание, самое претенциозное, не даровитое и неубедительное, представляется простой партийной демонстрацией, хитроумно действовавшей под прикрытием церковного авторитета и с именем Патриарха, и сделавшей последнюю попытку выступления противу Советской власти. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ Сравнительное изучение всех посланий Тихона представляет не только исторический или литературный интерес, но имеет и практическое жизненное значение. К словам и мыслям главы Православной церкви в России все прислушиваются с тревогою точно к набатному колоколу. Зарубежные элементы полагают значительной силу своей устойчивости и рассчитывают на сопротивление народных масс против Советской власти под влиянием скрытого недовольства Церкви и ее иерархии. Заграничные элементы и правительства всегда ссылаются (а может быть и опираются) на силу мнения церковной власти и влияние ее в России, пока еще огромное, но поскольку эти мнения получили отражения в первых посланиях Тихона, явно отрицательных и враждебных в отношении Советской власти. Поэтому неожиданностью, и притом чреватой последствиями, является содержание последнего послания Тихона (от 8 окт. 1918 г. – Л.Р.), подавляющего все надежды Антанты и наступающих на нас элементов, да и самого, впрочем, духовенства. Отныне не может быть колебаний и двойственности толкований в отношении образа мыслей высшей церковной власти, да и самого Патриарха. Напротив, духовенству в Послании, как своего рода приказе по духовному воинству, решительно предписывается силой церковного авторитета подчинение Советской власти и всем ее велениям. Таким образом признание ее (хотя и без одобрения ее действий) со стороны церковной власти уже состоялось, именно с подписанием и выпуском в свет четвертого послания. Затем в послании дается, если и не прямое, то во всяком случае ясное и трезвое напоминание союзникам (Антанте), что они могут не заботиться о России. Таким образом высший церковный авторитет, как Патриарх, выпускающий послания только в исключительные моменты под влиянием серьезных событий после продолжительных размышлений и с одобрения высшего церковного совета из иерархов, обдумав каждое выражение и каждое слово, – отнимает надежду у Антанты на какую бы то ни было нравственную и духовную поддержку ее домогательств со стороны Церкви. Все эти свойства послания делают необходимым самое широкое его распространение в массах и необходимость напечатания в сотнях тысяч экземпляров с немедленной отсылкой потребного их количества в зарубежную Русь: Кавказ, Дон и Сибирь. Кроме того весьма важно, использовав момент, сделать перевод этого послания на иностранные языки и отсылку их за границу при соответствующих комментариях, определяющих значение послания и его последствия, а также сделав выводы политического свойства: в смысле изменения взглядов духовенства на Советскую власть и ее нынешнее положение в России. Москва. 7-е Октября 1919 г. Алексей Филиппов». На документе далее пометка зав. Секретным отделом ВЧК Лациса М.Я.: «Это доклад нашего агента по делу». РПЦ и ком. гос-во. Стр. 47-55. 25 сент./8 окт. Послание Святейшего Патриарха Тихона к архипастырям Русской Церкви с призывом о невмешательстве в политическую борьбу: «Многократно с церковной кафедры обращались Мы к верующим со словом пастырского назидания о прекращении и распрей и раздоров, породивших на Руси кровавую международную брань, но и доныне эта брань не прекращается и кровь обильным потоком льется по всему обширному пространству русской земли, взаимная вражда между борющимися сторонами все больше и больше разгорается, все чаще и чаще проявляется в жестоких кровавых расправах не только над теми, кто принимал непосредственное и деятельное участие в этой борьбе, но и над теми, кто только подозревается в таковом участии, иногда без достаточных к тому оснований. Если ужасы кровавой расправы враждующих между собой лагерей не могут не производить гнетущего впечатления на сердце каждого христианина, то неизмеримо более тягостное впечатление производят эти ужасы тогда, когда жертвами их делаются нередко неповинные люди, непричастные к этой страстной политической борьбе. Не мимо идут эти ужасы и нас, служителей Церкви Христовой, и много уже и Архипастырей, и пастырей, и просто клириков сделались жертвами кровавой политической борьбы. И все это, за весьма, быть может, немногими исключениями, только потому, что мы, служители и глашатаи Христовой Истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной, якобы, к ниспровержению Советского строя. Но Мы с решительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы: установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает Себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение. Говорят, что Церковь готова, будто бы, благословить иностранное вмешательство в нашу разруху, что Она намерена звать "варягов" прийти помочь нам наладить наши дела... Обвинение голословное, неосновательное: Мы убеждены, что никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто, не спасет России от нестроения и разрухи, пока Правосудный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не "возродится духовно в нового человека, созданного по Богу в справедливости и святости истины" (Ефес. 4:24). Указывают на то, что при перемене власти служители Церкви иногда приветствуют эту смену колокольным звоном, устроением торжественных богослужений и разных церковных празднеств. Но если это и бывает где-либо, то совершается или по требованию самой новой власти, или по желанию народных масс, а вовсе не по почину служителей Церкви, которые по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими Она возбраняет Своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций. Памятуйте, отцы и братия, и канонические правила и завет Св. Апостола: "блюдите себя от творящих распри и раздоры", уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, "повинуйтесь всякому человеческому начальству" в делах мирских (1 Петр. 2:13), не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность Советской власти, подчиняйтесь и ее велениям, ибо Богу, по апостольскому наставлению, должно повиноваться более, чем людям (Деян. 4:19; Галат.1:10). Посвящайте все свои силы на проповедь Слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову, и Бог любви и мира да будет со всеми вами. Аминь (2 Кор. 13:11)». Распоряжения Высш. Церк. Власти. Вятка, № 21-22, 1919 \\ Губонин Свидетельство кн. Трубецкого о впечатлении, произведенном в Белой Армии этим посланием: «...Пастырским посланием, помеченным 25-м сентября (день памяти Св. Сергия), Патриарх вменил в обязанность пастырям церкви стоять в стороне от гражданской войны. Я помню, как нас, стоявших тогда близко к Добровольческой Армии на юге России, огорчило это послание Патриарха, (ЛР) но впоследствии я не мог не преклониться перед его мудрой сдержанностью: всюду, где епископы и священники служили молебны по поводу победоносного продвижения Добровольческой Армии, духовенство принуждено было вслед за тем разделить участь этой армии и спешно покидать свою паству, к великому ущербу для церковного дела. ...При необыкновенной мягкости и благостности, которые делают личность его столь обаятельной, Святейший Тихон всегда производил на окружающих впечатление полной готовности понести тот крест, какой укажет ему Господь. Личная участь не заботила его, но он болел душой за подначальных и за духовных своих чад...» "Руль". 1923, 17/VII. Цит по: Валентинов, стр.161 Замечание Поспеловского к письму Трубецкого: «Вот из этого-то духовенства и возник впоследствии карловацкий раскол; его составили люди, которые не поняли и не разделили установок патриарха и его церковного правления в России, а потому не поверили и в его дальнейшие запреты эмигрантскому духовенству заниматься непосредственно политикой, не поверили в их искренность, в последовательность основной политики Церкви эпохи гражданской войны. Поэтому "карловчане" не подчинились дальнейшим распоряжениям патриарха, утверждая, что они подложны, и этим учинили раскол, продолжающийся по сей день». Поспеловский. Стр.56. Оценка И. Стратоновым значения патриаршего Послания от 8 окт. 1919г.: «Св. Патриарх Тихон в 1919 году обратился к церковному обществу с призывом о невнесении политики в церковь. Церковная власть поняла, что вне этого условия бесплодными будут все организационные усилия, да и само течение церковной жизни будет находиться под постоянным ударом. Имевшие место до этого политические выступления церковных деятелей с этого момента совершенно прекращаются. Это требование Патриарха с замечательной последовательностью было выполнено всем церковным обществом, иерархия и клир вообще отошли от политики, отдавши все силы церковному служению, которое в то время требовало крайнего напряжения. Миряне как-то добровольно размежевались без всякого сговора: политики отошли от церковно-общественной работы, церковники перестали быть активными в политике. Разойдясь в общественном делании, те и другие продолжали быть более преданными церкви, чем раньше, и сохранять между собою самые искренние и добрые отношения». Стратонов. Стр.35-36. 18 ноября Заседание НСА (Народный Совет Абхазии в период контроля страны армией грузинского правительства) по поводу Декрета военного Комиссариата Абхазии от 1 сент. 1919 г. об изъятии православных храмов из ведения России и передачи их в собственность Абхазии (т.е. в пользу Грузинской автокефальной Церкви, которая претендовала на каноническую власть над территорией Абхазии – Л.Р.). Протест абхазских делегатов НСА. Сайт "Абхазия" (грузинский) об этом заседании: На заседании НСА 18 ноября 1919 г. А.Демьянов, Д.Алания, М.Тарнава и М.Маргания (абхазские представители в НСА – Л.Р.) внесли запрос по поводу настоящего декрета. Они утверждали, что социалистическое правительство (имеются в виду грузинские меньшевики – Л.Р.) не должно вмешиваться в религиозные дела, что объявленное собственностью Абхазии церковное имущество принадлежит России. Это говорили люди, поддержавшие в мае 1917 г. объявление независимости Абхазской церкви (см. в нашей хронологии "март 1917" – Л.Р.). Они требовали отмену декрета Комиссариата, умалчивая в то же самое время о постановлении съезда священнослужителей Абхазии от 7 октября 1919 г. С защитой декрета выступил И.Лорткипанидзе, который отметил, что по каноническим правилам гражданин чужого государства (имеется в виду Россия – Л.Р.) не может занимать высокий церковный пост, что после 20 марта 1919 г., когда АНС принял известную декларацию, нужно было решать вопрос и о церкви, которой до последнего времени управляли люди, "не имевшие ничего с нею общего". Когда официальное заявление определенной группы, – сказал И.Лорткипанидзе', – "говорит, что они подчиняются южнорусской церкви, то мы этого ни с какой точки зрения понять не можем. Когда мы получили известие, что епископ после слов молитвы о несчастной истерзанной России молится за благоверных правителей России, мы можем иметь к этому определенное отношение". Не соответствует действительности, что кафедральный собор является только русским, – заявил он, так как "после разгрома Сухумской церкви в 1877 году (в результате Русско-Турецкой войны) правительство ассигновало местному православному населению определенную сумму денег на постройку этого храма. Систематически собирались деньги. Их давали не только русские". Свое выступление он завершил словами: "Что же касается существования церкви, которая не признает нашей республики (имеется в виду Грузинская - Л.Р.) и молится за Колчака, я должен заявить, как представитель политической власти, что пока между нами и Доброволией (армия Н.Деникина) существует состояние войны, такой церкви у нас не будет". М.Тарнава сказал, что комиссариат должен аннулировать свой декрет, и "разрешение этого вопроса об устроении церкви Абхазии должно быть передано духовенству", ибо "наше дело – это политическое устроение края, но не область религиозной жизни наших граждан". А.Демьянов добавил, что нужна церковная свобода, которая нарушена декретом во всех отношениях. По мнению Д.Алания, данный вопрос нельзя было решать без НСА. И.Маргания, наоборот, считал, что ни Комиссариат, ни НСА не должны вмешиваться в дела церкви. Отвечая оппонентам, И. Пашалиди отметил, что власть, в том числе социалистическая, не может индифферентно относиться к вопросу о церкви и привел пример большевиков и В.Ленина, арестовавщих священников, в том числе Патриарха (Выделено мною – Л.Р.). Религия и церковь не одно и то же, заявил он, мы считаемся с церковью, ибо она "имеет известное значение в истории". И.Пашалиди вспомнил о том, что Грузинская церковь старше Русской, что она "была основана тогда, когда русские еще молились Перуну" (главное божество славян до Х в. – до крещения Руси). О сути запроса и главной цели его авторов он сказал: "Я думаю, что авторы запроса хотят просто показать, что ничего грузинского они не признают" (безусловно, так оно и было – Л.Р.) НСА признал удовлетворительными объяснения И. Лорткипанидзе (имеется в виду решение грузинского большинства НСА – Л.Р.). ЦГАА, ф.И-39,оп.1,д.12,лл.14-20. Сайт "Абхазия" (грузинский). http://www.geocities.com/abkhazia_dream/comments/245.htm Обсуждение грузинской церковной политики в Абхазии на Парижской мирной конференции 1919 г.: Представитель Н.Деникина на Парижской мирной конференции С.Сазонов (бывший министр иностранных дел царской России), явно имея в виду настоящий пункт декрета, сообщал лорду Керзону (министру иностранных дел Великобритании), что "по-видимому грузинские власти прибегают к секвестрации русских церквей не только в Грузии, но и в местах вроде Сухуми", не имеющего, по его мнению, "ничего общего с Грузией". Этим вопросом интересовался и Верховный комиссар Великобритании в Закавказье О.Уордроп, обращаясь за разъяснениями к министру иностранных дел Грузии Е.Гегечкори. Он также просил министра сообщить, насколько обоснованы утверждения русских властей, что "в Сухуми русские священники Голубцов и Протопопов и секретарь прихода Автономов были высланы за попытку воспрепятствовать грузинам захватить местную православную, церковь. Названные священники отказались выполнять настоящий декрет и указание Сухумского митрополита Амвросия о продолжении службы "ввиду запрещения временным высшим церковным управлением Юго-Восточной России иметь общение с представителями грузинской церкви". Там же 15 декабря Хиротония Патриархом Тихоном Серафима (Звездинского) во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Святитель Тихон – Патриарх Московский и всея России, составление и общая редакция О. В. Орловой, Москва, Сретенский монастрырь, Фонд патриарха Тихона, 1995 г. http://www.rus-sky.com/nasledie/Moscow/St_Tikh/St_Tikh1.htm 1919 г. КОНЕЦ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
||||||||||||
РАСПЯТИЕ ЕВРЕЕВ ДОЛЖНО БЫТЬ ОСТАНОВЛЕНО.
Статья из газеты "Американские евреи" 31 октября 1919 г |
||||||||||||
Революционная акварель. Художник Иван Владимиров, 1919
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Епископ Дмитровский Серафим (Звездинский).
|
||||||||||||