3/16 февр. Открытие в Москве заседаний
новых органов высшего церковного управления: Священного Синода и Высшего Церковного Совета.
Церк. Вед. 1918,№ 7-8 3/16 февр. Обсуждение на Соборе вопроса о местоблюстительстве (при нормальном ходе церковной жизни).
Деян. Соб. 76-е, кн. 6 Закрытое заседание Св.Синода и Высшего Церковного Совета.
Из Дневника прот.
Георгия Голубцова: «Заведующий делами Священного Синода П. В. Гурьев прочитал соборное определение о правах и обязанностях открываемых учреждений, и патриарх объявил оба учреждения открытыми, предложив всем посторонним удалиться; началось первое совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета».
Голубцов. Стр. 161. 14/17 февраля Рассказ прот.
Георгия Голубцова о воскресном молебне в Иверской часовне:
«Сегодня утром я пошел в Иверскую часовню, чтобы там отслужить молебен пред чудотворною иконою Божией матери. Народу там была масса: вся площадь была покрыта желающими войти в часовню, чтобы приложиться к иконе. Мне удаётесь протискаться сравнительно скоро. Ожидая, пока дежурный иеромонах окончит уже начатый им молебен, я стал наблюдать подходящих непрерывной лавой к иконе богомольцев, чтобы приложиться к святыне, и должен признаться, что такой глубокой веры, так ярко выраженной и в истовом крестном знамении, и в светящихся, слезой подернутых глазах, и в движении губ, шепчущих слова молитвы, я ранее никогда не наблюдал. По окончании молебна я попросил иеромонаха отслужить молебен для меня, но он предложил мне самому отслужить, что я с особенной охотой и сделал.
Выйдя из часовни, я остановился, чтобы еще раз перекреститься и поклониться великой святыне, и вдруг увидел на стенах часовни следы пуль; я спросил рядом стоящего со мной человека, что это за пули попадали в часовню, и узнал от него, что это все следы небывалой битвы за обладание Москвою в памятные дни 28 октября – 3 ноября 1917 года; он посоветовал мне осмотреть Никольские и Спасские ворота: я внял его совету. Никольские ворота, оставшиеся вместе с иконою над ними неприкосновенными даже в 1812 году, теперь сильно попорчены, а икона святителя Николая Чудотворца разбита. Над Спасскими воротами разрушены знаменитые часы с их историческим боем. В храм Св. Василия Блаженного попало несколько пуль, и разбиты в некоторых окнах стекла.
Отсюда я отправился в Староконюшенный переулок к своей хорошей знакомой по Сухуму В.С. Остроумовой, вдове известного в Москве профессора А.А. Остроумова, и здесь узнал, что ее внучка Варюша Котляревская, которую
знаю со дня рождения, недавно вышла замуж за сына известного генерала Брусилова. Меня оставили обедать.За обедом я узнал, что генерал Брусилов уже три месяца лежит после тяжелого ранения во время захвата Москвы большевиками в лечебнице доктора Руднева, что он на пути к выздоровлению, что большевики все время зовут его к себе на службу, но он решительно отказывается от этой чести.
(Впоследствии, в 1920 г., согласился –
Л.Р.). Весь вечер сегодня я провел дома за изготовлением письменного доклада 18-му отделу о необходимости решить абхазский церковный вопрос в присутствии представителей абхазского народа, для чего вызвать в Отдел двух представителей по выбору самого народа – клирика и мирянина».
Голубцов. Стр. 162-163. 6/19 февр. Статья в "Известиях" С. Данилова "Черное воинство", направленная против духовенства.
Известия 1918, 19(6) февр. 7/20 февр. Статья в "Известиях" Рюрика Ивикова: "Великий гнев или великое кощунство" – о Патриаршей анафеме.
Известия, 1918, 20(7) февр. 7/20 февр. Публикация молитвы о спасении Церкви Православной для чтения на литургии.
Церк. Вед.,1918, № 5 21 февраля Декрет сов. правительства: “Социалистическое Отечество в опасности!” Написан лично Лениным.
Историк
Михаил Бернштам: «В Декрете предписано "всех работоспособных членов буржуазного класса мобилизовать в батальоны для рытья окопов", то есть в военно-пенитенциарные бригады принудительного труда, подвижные первые лагеря, при этом "сопротивляющихся – расстреливать". Кроме того, "неприятельские агенты" (кто примерещится бдительным красногвардейцам), "спекулянты, громилы" (это – кто ломился в хлебные лавки, бунтующие голодные и т.п. и уже независимо от классовой принадлежности), "контрреволюционные агитаторы" (не привыкшие еще молчать недовольные) "расстреливаются на месте преступления" (так без ледствия и суда уже с 21 февраля 1918 года можно расстреливать – любого». ("Правда", 22 февраля 1918, стр.1).
М. Бернштам. Вестник РХД. №120. Стр.318. 9/22 февр.Расстрел толпы верующих при реквизиции имущества Белогорского подворья (Пермская епархия).
Тобольские Еп. Вед.(при Колчаке - Л.Р.). 1919, № 15-16 11/24 февр.Статья в "Известиях" С. Данилова: "Отделение Церкви от государства" с оценкой размеров церковных земель.
Известия 1918, 24(11) февр.
1-9/14-22 февр. Обсуждение и принятие Собором определения
о епархиальном управлении.Некоторые пункты определения:
"1.Епархией именуется часть Православной Российской Церкви, канонически управляемая епархиальным архиереем.
15. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых Апостолов, есть
предстоятель местной Церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян.
п.16 предусматривает правила избрания епархиального архиерея клиром и мирянами епархии.
Примеч. 1 к п. 16: В исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага церковного, допускается назначение и перемещение архиереев высшею церковною властью.
18.
Архиерей пребывает на кафедре пожизненно и оставляет ее только по церковному суду или по постановлению высшей церковной власти, в случаях, указанных выше, в примеч. к ст. 16.
(Выделено мною –
Л.Р.)
19. Архиерей пользуется,
по Божественному полномочию (выделено мною –
Л.Р.), всей полнотой иерархической власти в делах веро- и нравоучения, священнодействия и пастырского душепопечения".
Опр. и Пост. Вып. 1, стр. 17-33 15/28 февр. Постановление Св. Патриарха Тихона и Св. Синода с наставлением о действиях пастырей и мирян в защиту гонимой Церкви.
Церк. Вед. 1918, № 7-8 15/28 февр. Доклад Собору депутации, посетившей народных комиссаров.
Церк. Вед. 1918, № 13-14, стр. 472 15/28 февр. Торжественное заседание Собора, посвященное
памяти убиенного митр. Владимира. Речи Патр. Тихона, арх. Серафима Челябинского, митр. Арсения Новгородского, прот. И. Восторгова и др. лиц.
Церк. Вед. 1918, № 9-10, стр. 339-358
16/29 февр. Постановление Св. Синода о поминовении Патриарха на великом входе во время литургии во всех православных храмах.
Там же.
Примечание –
Л.Р.:
В других Православных Поместных Церквах имеет место другая практика - там имя Патриарха возносится только в храмах его собственной епархии, в других же епархиях поминает Патриарха епархиальный архиерей, клирики же поминают только своего архиерея (ЖМП № 1, 1931).3 марта В Брест-Литовске подписан
Брестский мирный договор между Советской Россией и центральноевропейскими державами (Германией, Австро-Венгрией) и Турцией. По договору Россия теряет Польшу, Финляндию, Прибалтику, Украину и часть Белоруссии, а также уступает Турции Карс, Ардаган и Батум. Контрибуция - 6 млрд. марок. В целом потери составляют 1/4 населения, 1/4 обрабатываемых земель, около 3/4 угольной и металлургической промышленности.
Сайт "Хронос". Гражданская война в России 1918 - 1920 годы. http://www.hrono.ru/1918ru.html Комментарий
В.Резуна (Суворова): «В марте 1918 года Ленин заключает Брестский мир с Германией и ее союзниками. В это время положение Германии уже безнадежно... Россия потеряла в войне миллионы солдат и имела полное право быть в числе победителей наряду со своими западными союзниками. Но Ленину такая победа не нужна, ему нужна мировая революция. Ленин признает, что "поставил всемирную диктатуру пролетариата и всемирную революцию выше всяких национальных жертв "(Отчет ЦК VIII съезду РКПб)…
Брестский мир сделал ненужными миллионы русских солдат, и эти миллионы никем не управляемых людей пошли по домам, ломая по пути основы государственности и только что рожденную демократия. Брестский "мир" стал началом жесточайшей гражданской войны, гораздо более жестокой и кровавой, чем Первая, мировая война... Брестский "мир" направлен и против Германии.
По смыслу и духу Брестский "мир" – это прообраз пакта Молотова-Риббентропа. Расчет Ленина в 1916 году и расчет Сталина в 1939 году тот же самый: "пусть Германия воюет на западе, пусть она истощает себя, а заодно и западных союзников до последней возможности. Мы любой ценой поможем Германии истощить себя до предела" а тогда...»
Виктор Суворов (Резун) . Ледокол. М. 1993. Стр. 17-18
13 марта Москва становится столицей советского государства.
2/15 марта Публикация послания Патриарха
Тихона с призывом к прекращению междоусобной брани:
«...К ужасам жизни, полной бедствий, скорбей и лишений, когда голод, холод и страх за свою жизнь сковали помыслы всех одною заботой о нуждах земных, когда в междоусобной кровавой борьбе земля наша, по слову Псалмопевца, "упоена кровми неповинных сынов и дщерей наших" (Пс. 105: 37), прибавилось ныне еще новое, тягчайшее для любящего Родину сердца русского, горе: тот сильнейший враг, с которым уже более трех лет вел русский народ кровавую брань, в борьбе с которым погибли целые миллионы лучших сынов русской земли, ныне устремляясь с своей боевой силой в глубину нашей Родины, чтобы овладеть и "главою" и "сердцем" ее, с неслыханной дерзостью шлет нам свои требования и предписывает принять самые позорные условия мира. И позор совершился: условия приняты... Куда же девалась былая мощь нашей Родины?
...Ведь гремят же орудия смерти во взаимной братоубийственной брани; ведь в жестоких кровавых боях, только не с врагами отчизны, а с братьями же вашими по крови и вере, проявляется и сила мышц ваших, и пламенная ревность вашего сердца... А с поля ратного, пред лицом врага иноземного, бежите вы с оружием в руках, чтобы этим же оружием расстреливать друг друга в междоусобной борьбе... Поистине "осквернися земля наша в делах ваших и заблудились вы в начинаниях своих" (Пс. 105: 39).
...Исстрадавшиеся сыны Родины нашей готовы даже малодушно кинуться в объятия врагов ее, дабы искать среди них и под их властью успокоения жизни общественной, прекращения ее ужасов. Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния! Но не здесь наше спасение, не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестроения, они только и стремились к тому, чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обессилить воинство наше и тем сокрушить могущество русской земли...»
Церк. Вед. 1918, № 7-8
14-16 марта IV чрезвычайный Всероссийский
съезд Советов, ратифицирующий мирный договор, подписанный в Брест-Литовске, В знак протеста левые эсеры выходят из правительства.
3/16 марта Приветствие
лютеран Св. Патриарху Тихону с выражением возмущения насилием над Православной Церковью и с пожеланием успеха трудам Собора.
Церк. Вед. 1918, № 9-10 4 /17 марта Записка члена братства св.
Алексия
Марии Свет В. И. Ленину:
«Тов. ЛЕНИН!
Обращаюсь к Вам от имени братства Святителя Алексия с просьбой отдать нам, любящим Св. Алексия, его мощи святые, находящиеся в Кремле в Чудовом монастыре.
Тов. Ленин! Вам дороги тела и могилы борцов, павших за социализм, похороненных у Кремлевской стены! И нам бесконечно дорога гробница нашего духовного вождя Св. Алексия – его останки святы для нас.
Пусть же в свободной России не будет, наконец, отвратительного насилия неверующих над тем, что дорого и свято сердцам верующих.
Молю святителя Алексия – этого святителя любви, чтобы он коснулся Вашего сердца и Вы, исполнив нашу просьбу, сделаете 3 тысячи человек, членов нашего братства, бесконечно счастливыми.
Член братства Свят. Алексия Мария Свет. Место службы: Московский Губсовдеп, Воротниковский пер., д.4, кв.11.
Сотрудница Отд. здравоохранения Мария Иван. Свет». Адр. Фурманный пер., д.16, кв.9.
На документе имеется резолюция В. И. Ленина:
"Т.Курский! Прошу
не разрешать вывоза, а назначить вскрытие при свидетелях. Ленин",
и распоряжение Д. И. Курского:
"Срочно. VIII отдел П.А.Красикову. Для распоряжения о вскрытии мощей с участием представит. М.С.Р.Д., Н.К.Ю. и Н.К.В.Д. Курский".
На документе имеется пометка секретаря Совнаркома:
"Папка 16, Мощи".
РПЦ и ком. гос. Стр. 37
Ответ
Чичерина кардиналу Каспари с отрицанием факта гонения на Церковь.
«После отделения церкви от государства, произведенного в России, религия рассматривается как частное дело, поэтому безусловно ошибочно говорить о преследованиях представителей религии в России. Принимая во внимание тот особый интерес, который Вы проявляете по отношению к религии, которую римско-католическая церковь рассматривала как еретическую и которую Вы рассматриваете теперь как православную, я могу Вам гарантировать, что ни один представитель этой религии не потерпел за свои религиозные убеждения.
Свидетельство солидарности церквей является к нам в тот самый момент, когда наши власти вывели на чистую воду тот обман, при помощи которого клир обманывал народные массы.
Считаю необходимым отметить, что как раз в момент наших ограничений по отношению к духовенству были произведены многочисленные зверства врагами русского народа. Истинная человечность, за которую борется наша революция, не уважается теми, которые рассматриваются как Ваши приверженцы».
1.Известия 1918, № 57.
2. Рев. и Церк. 1919, № 3-5
3. Тобольские Еп. Вед. 1919, № 8-9, стр. 144
16/29 марта Распустив Центральную Раду, власть на Украине берет гетман
П. Скоропадский, которого поддерживает Германия.
16/29 марта Постановление Патриарха и Синода о
поминовении Патриарха на великом входе во время литургии.
Церк. Вед. 1918, № 13-1419 марта/1 апр. Назначение арх. Тамбовского
Кирилла (Смирнова) митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским.
Там же
31 марта/13 апр. Заупокойная литургия по
убиенным за веру и Церковь Православную, совершенная Патр. Тихоном в храме Моск. Дух. Семинарии.
Из проповеди прот.
Павла Лахостского: «Мы собрались на Священный Собор, дабы благоустроить, или даже, как смело выражаются некоторые, "обновить нашу церковную жизнь"... Ясно, что дело благоустроения жизни церковной - угодное Богу. Но "обновление" жизни Церкви придет только свыше, от Главы Церкви. А Он, Спаситель наш, "стяжал Церковь честною кровию Своею", на земле утвердил и укрепил Ее, "яко багряницей и виссоном", кровию (подч. о. Павел. – Л.Р.) святых мучеников. Очевидно и ныне Он Сам, Всемогущий, увенчивая наше дело благоустроения церковного, возрождает и обновляет Церковь кровию новых священно-мучеников...»
Поминовение мучеников Патриархом Тихоном за литургией 31 марта.
Форма молитвенного возношения:
"О упокоении
рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных: (далее имена) и иных многих священного, иноческого и мирского чина, их же имена Ты, Господи, веси".
Имена помянутых мучников:
Митр. Владимир
Протоиереи:
Иоанн (Александрович Кочуров, Петроградск. епархии)
Петр (Иоаннович Скипетров, Петрогр. епархии)
Иосиф (Смирнов, Костромской еп.)
Павел (Александрович Дернов, гор. Елабуга Вятской еп., и чада его)
Игумен:
Гервасий (Брянского Успенского м-ря)
Иереи:
Павел (Кушников, Новгор. еп.)
Петр (Покрывало, Тульск, еп.)
Феодор (Афанасьев, Орловск. еп.)
Михаил (Чафранов, г. Севастополь)
Владимир (Ильинский, Костр. еп.)
Василий (Углянский, Симфер. еп.)
Константин (Снятиновский, Владим. еп.)
Иеромонах Герасим (Брянск. Успенского м-ря)
Диакон Иоанн (Касторский, Костром, еп.)
Послушник Антоний (Брянск Усп. м-ря)
Раб Божий Иоанн (Павлович Перебаскин, смотритель Солигаличского дух. чилища)
Церк. Вед. 1918, № 15-16, стр. 501-505, 519 Весна 1918 Отказ Патриарха Тихона благословить
Белое Движение. Сообщение кн.
Г.И. Трубецкого: «При моем посещении Патриарха Тихона перед отъездом на юг России, в начале добровольческого движения, (…) я не просил разрешения Патриарха передать благословение его войскам Добровольческой Армии, и Святейшему Тихону не пришлось мне в этом отказывать, но я просил разрешения Его Святейшества передать от Его имени благословение лично одному из видных участников белого движения, при условии соблюдения полной тайны. Патриарх, однако, не счел и это для себя возможным, настолько он держался
в стороне от всякой политики...» (выд. Л.Р.)
Руль 1923 г., 17 июля. Цит. по: Валентинов, стр. 160-161
Определение Собора "о мероприятиях, вызываемых происходящим
гонением на Православную Церковь":
"1.Установить возношение в храмах за Богослужением особых прошений о гонимых ныне за Православную Веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках.
2. Совершить торжественные моления: а) поминальное об упокоении со святыми усопших и б) благодарственное о спасении оставшихся в живых.
3. Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25-го января, или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников.
4.
Устроить в понедельник второй седмицы по Пасхе во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за Веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершить торжественные панихиды с прославлением в слове священной их памяти.
5. Преподать благословение от Священного Собора всем исповедникам.
17. От имени Священного Собора оповестить особым постановлением, что Священный Собор Православной Российской Церкви, возглавляемый Святейшим Патриархом и Преосвященными Иерархами, состоящий из избранников всего православного народа, в том числе и крестьян, есть единственный законный высший распорядитель церковных дел, охранитель храмов Божиих, святых обителей и всего церковного имущества, которое веками составлялось главным образом из добровольных приношений верующих людей и является Божиим достоянием. Никто, кроме Священного Собора и уполномоченной им церковной власти, не имеет права распоряжаться церковными делами и церковным имуществом, а тем более такого права не имеют люди, не исповедующие даже христианской веры или же открыто заявляющие себя неверующими в Бога".
Опр. и Пост. Вып. 3, стр. 55-57 Ночь со 2 на 3 (с 15 на 16) апр. Арест
еп. Гермогена Тобольского. Свидетельство очевидца:
«За несколько дней до ареста владыка говорил при6лиженным:
"Я от них пощады не жду; они убьют меня; мало того, они будут мучить меня, но я готов, готов хоть сейчас. Я не за себя боюсь, не о себе скорблю, скорблю о городе, боюсь за жителей, что они сделают с ними?". После чего из окон благословил весь город, в том числе и ту его часть, сторону и тех людей, которые в это время рождали преступный замысел об аресте и убийстве владыки...»
Из последнего послания
еп. Гермогена к пастве:
«Братия христиане! Поднимите ваш голос на защиту церковной, апостольской веры, церковных святынь и церковного достояния. Защитите ваше право веровать и исповедовать нашу веру так, как вы научились от дней древних... Оберегайте святыню вашей души, свободу вашей совести. Скажите громко, что вы привыкли молиться и спасаться в храмах, что церковные святыни дороже вам самой жизни, что без них спасение невозможно. Никакая власть не может требовать от вас того, что противно вашей вере... Богу мы должны повиноваться более, чем людям. Апостолы с радостью страдали за веру. Будьте готовы и вы на жертвы, на подвиг и помните, что физическое оружие бессильно против тех, кто вооружает себя силою веры во Христа. Вера горами двигает, вера христиан победила дерзость языческую... Станьте же все на защиту своей веры...»
Из последней проповеди
еп. Гермогена в храме, накануне ареста:
«Я никогда великое, святое дело учения Христа не положу к подножию той или иной политической партии. Я безбоязненно говорил святую правду бывшему самодержцу и не умолчу о ней перед самодержцами новыми. Знаю участь
свою, но знаю также и то, что по окончании своей земной жизни предстану перед Страшным Престолом Судии живых и мертвых и, когда буду вопрошаем Им, что скажу Ему?»
Тобольские Еп. Вед. (при Колчаке - Л.Р.). 1919, № 1-2, №10. (Еп. Гермоген имеет в виду свою борьбу против Распутина - ЛР) Крестный ход в Тобольске на Вербное Воскресение во главе с еп. Гермогеном.
Тобольские Еп. Вед. 1919, № 1-2 7/20 апреля Определение Собора
о православном приходе:"Все прихожане с их семействами, имеющие местожительство в пределах прихода, вносятся причтом в особую книгу, В книге, в особых графах отмечаются имя, фамилия, звание, род занятий каждого, время его рождения, крещения, бытия у исповеди и св. Причастия, вступление в брак, время смерти, переселения в другой приход или выбытие из прихода.
...Право участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25-летнего возраста и занесённые в приходскую книгу."
Собрание Определений и постановлений СС ПРЦ 1917-18 г. М.1994 г. стр.16. Прот.
Павел Адельгейм об этом Определении:
Приходской Устав 1917-18 г. называет лаиков "прихожанами", наделяя их каноническим статусом в правовом пространстве общины конкретного храма. Канонический статус "прихожанина" обоснован договором, который заключает с общиной храма каждый прихожанин. Подписывая договор с общиной, христианин становится законным прихожанином выбранного им храма, осознаёт себя причастником Евхаристического собрания конкретной общины. Договор ставит всех прихожан в равное положение и наделяет каноническими правами.
... Приходской Устав 1917-18 г. обеспечивает каждому христианину канонический статус "прихожанина" в избранной им приходской общине. Каждый прихожанин приобретает право участвовать в решении вопросов приходской жизни наравне со всеми прихожанами и причтом храма. Понятие "Приходского собрания" совпадает с понятием "Приходской общины" храма. Канонический статус "прихожанина" данного храма определяется двумя квалифицирующими признаками:
1. Постоянный член прихода.
2. Регистрация в Приходской книге.
Ольга Филлипова о роли прихода в церковной жизни:
К началу ХХ в. было совершенно очевидно, что приход, в том виде, в котором он находится, не устраивает никого, – ни государство, ни, особенно, церковь.
Творческая мысль епископов, как и авторов лучшей богословской, пастырской и публицистической литературы того времени, была сосредоточена на поисках пути воплощения духа соборности, который, по мнению многих архиереев, "должен одухотворять, прежде всего, простейшие единицы церковной жизни". Сто лет назад российскому обществу этот путь виделся в предоставлении приходской
общине прав юридического лица, права распоряжения церковными суммами и имуществом, в выборе священников и лиц клира, в устройстве органов приходского управления. Размышляя над этими вопросами, иерархи затрагивали их в контексте целей и задач церковно-приходской жизни, общей молитвы, устава, личного благочестия, духовного просвещения и образования, диаконии. Такой пастырский подход и память о миссии Церкви на земле роднит архиерейские отзывы 1905-06гг. с приходским Уставом, выработанным Собором 1917-18гг., который предваряет вводная статья соответствующего содержания. К сожалению, это нельзя отнести к ныне действующему Уставу, даже с оговорками.
"Нет нужды составлять заранее проекты приходского устройства, – пишет в своем отзыве 1905-06гг. епископ Иннокентий (Беляев), – такие проекты должны быть составляемы на местах".
Вторит ему и будущий патриарх Сергий:
"Пусть сам приход перерабатывает существующие по местам формы в более совершенные".
Эти мнения оставляют возможность каждому епископу вместе со своей приходской общиной, возглавляемой своим пресвитером, принимать устав, который соответствует типу и глубине вживания в Предание составляющих общину членов и внешним условиям жизни как этой приходской общины, так и, вообще, церкви. При составлении приходского Устава 1917-18гг. такой взгляд не получил поддержки соборного большинства.
Наверное, мы здесь не найдем более яркого примера узнавания времен и сроков, хотя, слава Богу не единственного, чем пример отца Иоанна Кронштадтского, который, уловив начало разрушения территориального принципа в приходской жизни, поставил в центр своего пастырского служения Евхаристию. Надо сказать, что сам Устав 1917-18гг., также как и Устав, ныне действующий, ни в каком смысле не учитывают этой перемены, и даже запись прихожан в приходскую книгу не в состоянии дать главного ответа на новый вопрос. Тем не менее, в оправдание Собора 1917-18гг., стоит указать на то, что один из пунктов вводной статьи приходского Устава содержит ссылку на 80-е правило VI Вселенского Собора об отлучении от Церкви пропустившего евхаристическое собрание без уважительной причины три воскресенья подряд. Очевидно, здесь мы видим одну из первых робких попыток сблизить мистериальные и канонические границы прихода. Робких потому, что в самом Уставе 1917-18гг. мы не найдем никакого развития этой мысли, и вопрос о членстве в приходе по-прежнему решен в нем исключительно на основе единой территории.
Собор выработал единый Устав для всех приходов России, в содержании которого, к сожалению, остается много недоработанного и противоречивого. Но это не умаляет его значение. Почти сто лет спустя он по-прежнему остается в нашей церковной истории светлым маяком, пытавшимся через реформу приходского строя оживить каждого крещеного человека как члена церковного собрания.
...Предсоборным мечтам архиереев о "малой Церкви" и "братстве во Христе" удалось осуществиться
уже после 1917г., когда прозвучал призыв патриарха Тихона о создании братств, которые стали очень быстро появляться по всей стране. Это, безусловно, свидетельствует о присутствии сродного опыта в конце синодальной эпохи. Послереволюционным братствам, наконец, удалось явить давно забытую церковную норму "общения святых", в которой канонические, мистериальные и мистические границы церкви совпадают. Все церковные таинства, и в первую очередь таинства Крещения и Евхаристии, снова стали совершаться в них в таинстве собрания верных во Христе, которое само есть богослужение и таинство.
Из
"Отзывов епархиальных архиереев" (для Предсоборного Присутствия) о состоянии
приходской жизни, приведенных в статье О.Филипповой:
Митр. Евлогий: Современный приход – это вовсе
не та чудная христианская община любви, не та святая семья Божья, (ЛР) у которой было одно сердце и одна душа: это – случайное собрание чуждых друг другу людей, которые изредка сходятся в храм, чтобы сейчас же разойтись из него в разные стороны, совершенно забыв друг друга. Пастырь часто мало знает свою паству, а последняя совершенно равнодушна к своему пастырю... Разложение же и омертвение приходской жизни особенно заметно в городах, и какие отсюда грустные и страшные последствия. Какой упадок религиозно-нравственной жизни!.
Еп. Арсений (Стадницкий):
Куча камней, не соединенная никаким цементом, более имеет связи, чем члены приходской Церкви: ежели один камень возьмешь из кучи, непременно другой, соседний камень пошевелится; а бери любого члена в приходе, обижай его и делай с ним, что хочешь, – все другие члены, за небольшими исключениями, и не тронутся <...> Неужели здесь – все, что от нас требует православная Церковь? Столь безжизненное положение основной церковной ячейки – прихода вызывает серьезные опасения...
По новейшим исследованиям о древнерусском приходе, православный русский приход был не только территориальной, как теперь, единицей, но живой и деятельной, правильно организованной общиной.
Еп. Агафангел (Преображенский):Для оживления <прихода> является необходимым, прежде всего, признать духовенство прихода, - вместе со всеми без исключения верующими этого прихода – одной христианской общиной, малой Церковью, недробимой частью единого тела Христова, в котором должен жить и единый дух Христов. В церковном приходе должна быть установлена не противоположность, а общность стремлений к единой общей цели – созиданию всего церковно-приходского народа в истинную Церковь Божью, в напоенное Духом Божьим тело Христово.
Еп. Христофор (Смирнов): Помочь делу <возрождения церкви> может восстановление приходских братств, но не в смысле благотворительных только учреждений, каковое значение братства получили только в позднейшее время, когда истинная идея братства исчезла из сознания общества, а в смысле живых органов, проникнутых идеей братства
во Христе и могущих оживлять и вдохновлять весь церковный организм. <...> Пока не возлюбим братство в самом широком смысле как древне-церковную, из существа христианства вытекающую и существу Церкви вполне отвечающую, жизненную норму, до тех пор никакие реформы не воскресят настоящую, истинную жизнь Церкви, умиравшую именно с угасанием и умиранием в Церкви идеи братства во Христе.
Еп. Евфимией (Счастнев): Забота о благолепии храма должна уступить потребности христианской общины в общих для молитвы собраниях. Пусть помещения для этих собраний будут самые скромные по размерам и обстановке, пусть не выпускается из вида, что Дух Святой сошел на апостолов не в великолепном храме, а в горнице. Только таким путем, при ограниченности народных средств, возможно будет питать духовной пищей русский деревенский нарoд.
Ольга Филлипова. Есть ли у нас альтернатива братству во Христе? Епархиальные архиереи 1905-06 гг. о реформе прихода. КИФА № 2(17) февраль 2004 г. http://gazetakifa.ru/content/view/331/20/
Протоирей
Георгий Эдельштейн о значении свободы в церковной жизни:
Я убежден, что в Церкви никогда не было и никогда не будет разделения на "левых" и "правых", на "либералов" и "консерваторов". Это искаженное видение жизни Церкви глазами политически ангажированных людей, проекция одномерной социально-экономической модели мира на церковную жизнь. Апостол Павел не был "либералом", апостол Петр не был "консерватором"... Православному христианину нелепо и дико причислять к какой-либо политической партии или группировке Христа, пусть этим занимаются К.Каутский и все прочие марксисты, которым "Капитал" и солнце, и мир, и Бога заслонил.
Подлинное разделение в Церкви происходит между теми, кто верует и исповедует, что христианство и свобода нераздельно связаны между собой, что одно без другого существовать не может, перестает быть тем, что оно есть, и теми, кто неразрывную связь между христианством и свободой отвергает и осознавать не желает ... Христианство для них - сумма разрешающих и запрещающих предписаний, правила внутреннего распорядка, какие в любом исправительном заведении на видном месте висят. Они – маленькие Великие Инквизиторы. Оттого многим из нас большинство решений подлинно свободного Поместного Собора 1917 года поперек горла: нельзя доверять общине выбирать священника, ...епархия не должна епископа выбирать, ... ни в коем случае нельзя избирать Патриарха по жребию, как постановил Собор 1917 года.
Прот. Георгий Эдельштейн. Записки сельского священника. М. 2005. Стр.232.Игумен Иннокентий (Павлов). ПРОВАЛ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ В 1917-18 ГОДАХ:Обычно реформы в Православной Российской Церкви связывают со Священным (Поместным) Собором, заседавшим в Москве с небольшими перерывами с 15 августа (ст. ст.) 1917 года по 20 сентября 1918 года. Однако главные
из них, касающиеся выборности епархиальных архиереев и установления соборных начал в приходах, о чем теперь ностальгируют современные поборники «церковной соборности», были оформлены еще до Собора, когда подобранный членом Временного Правительства в качестве синодального обер-прокурора Владимиром Николаевичем Львовым состав Святейшего Синода принял инициированные им определение «О восстановлении древнего принципа выборности епископата» (29 апреля 1917 г.) и Временное положение о православном приходе (20 июня 1917 г.). И если выборы епархиальных архиереев «свободным волеизлиянием выборных представителей клира и мирян» соответствующих епархий в Петрограде, Москве, Владимире, Харькове и н
екоторых других местах летом 1917 г. прошли успешно, то в тех же Екатеринбурге и Рязани из этого ничего не получилось,
так что в ноябре 1917 г. Святейшему Синоду пришлось туда правящих епископов уже назначать. А в 1918 г., ввиду чрезвычайных условий бытия Российской Церкви, в качестве нормы утвердилось положение, которое уже в соборном определении «О епархиальном управлении» было представлено как исключение: «В исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага церковного, допускается назначение и перемещение Архиереев высшей церковной властью».
С приходами, в свою очередь, дело не заладилось уже летом 1917 года, когда церковная вольница, расцветшая сначала в епархиальных собраниях, на приходском уровне, прежде всего в сельской местности, нередко сводилась к форменным безобразиям. Так, созывавшиеся после принятия Святейшим Синодом Временного положения о православном приходе приходские собрания могли не только произвольно снизить до минимума требную таксу, что заметно урезало и без того скудные доходы сельского духовенства, но и - вопреки указанному положению - изгнать неугодного клирика, лишив его и его семью жилья. Число таких случаев по всей стране исчислялось десятками.
В результате 15 февраля 1918 г. Патриарх Тихон и Священный Синод выпустят постановление «О преподании духовным пастырям и всем верным чадам Православной Христовой Церкви указаний в отношении обстоятельств нынешнего времени», в котором, памятуя о недавних прецедентах насилия над духовенством, определят: «В случае насильственного удаления прихожанами или посторонними лицами духовных лиц от занимаемого ими места епархиальная власть не замещает их мест и требует восстановления удаленных в их правах на местах. Всякое недовольство священником или членом причта должно быть заявлено духовному начальству, которое одно только и имеет право, по разборе дела, удалить пастыря и священнослужителей от приходской паствы» (Церковные ведомости. – 1918, № 7-8. – С. 33).
Так что принятый Поместным Собором 7/20 апреля 1918 г. Приходской устав фактически отменял выборность приходского духовенства, утвержденную Временным положением о православном приходе, вернувшись к тому порядку, при котором назначение приходского клира является исключительной прерогативой правящего архиерея.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=130418
15/28 апреля Статья
М. Горева: "Задачи комиссии по проведению в жизнь церковного декрета".
Известия 1918, 28 апр., № 85 25 апр./8 мая Роспуск комиссии НКЮ и создание VIII
("ликвидационного") отдела НКЮ (с 1922 по 1924 гг. – V отдел). Установка на борьбу с "крупными церквами" (православной, католической), как "врагами Советской власти".
М.Одинцов. Наука и Религия 1990, № 5, стр. 8
15 мая Назначение В.В.Зеньковского Министром Исповеданий Украины, вскоре после прихода к власти гетмана
П.П.Скоропадского. В.В.Зеньковский о беседе с Гетманом:
«Беседу начал Гетман, сказавший, что: "Совет Министров и я просим Вас взять на себя управление
Министерством Исповеданий и помочь нам в церковных делах, которые сейчас очень запутаны. Ко мне без конца ходят представителиобеих сторон, надоели мне чрезвычайно – и ни одна сторона не хочет уступить. Вам нужно что-то сделать, чтобы наступил хоть какой-нибудь мир".
Гетман мне понравился, и я почувствовал к нему симпатию, которую чувствуешь к людям, которым можно поверить. Но как сразу было ясно, что это все же только генерал, что не только никакого государственного таланта у него нет, но что и мыслить государственно едва ли он может. Впечатление это тотчас же окрепло, как только началась беседа (…) Некое глубокое безразличие к существу церковной проблемы, как она тогда стояла, я ощутил уже в эту же беседу и, конечно, это мое ощущение могло только усилиться в дальнейшем».
Зеньковский. Стр. 48-49. В.В.Зеньковский о своей позиции в украинском вопросе:
Принадлежа по своему происхождению на 7/8 к украинцам, я по воспитанию и чувствам всецело и абсолютно принадлежал России, – и это создавало лично для меня постоянные трудности на обе стороны. Те русские люди, которые узнавали о моем участии в украинском правительстве, нередко начинали относиться с недоверием ко мне, как русскому человеку. А украинцы, хорошо зная о том, что я не только не разделяю политических идей сепаратизма, но и по своим убеждениям и чувствам являюсь русским человеком, относились ко мне с чрезвычайным недоверием, нередко награждая меня званием "зрадника" (изменника). А между тем, помимо своей воли, мне пришлось, будучи русским человеком, действовать в составе украинского правительства…»
Зеньковский. Стр.11.
9/22 мая Крестный ход в Москве.
Орловские Еп. Вед. 1918. №11. 10/23 мая Письмо еп. Гермогена из тюрьмы с просьбой к Собору и Патриарху
"пребывание в тюрьме и всякое другое насильственное задержание вне епархии считать за продолжение его служения во вверенной ему епархии".
(Выделено мною –
Л.Р.) Тобольск. Еп. Вед. 1919, № 1-2, стр. 21
Конец мая Аресты церковных деятелей в Москве: прот. И. Восторгова, еп. Ефрема, свящ. Д. Корнеева, сторосты Успенского Собора Н.Н. Ремезова.
Орловск. Еп. Вед. 1918, № 1225-26 мая Мятеж чехословацкого корпуса в Сибири. Начало
гражданской войны. Обострение обстановки на востоке страны, где находились части отдельного Чехословацкого корпуса. По соглашению с правительством РСФСР он подлежал эвакуации во Францию через Владивосток при условии сдачи оружия, кроме минимально необходимого для охраны эшелонов. Однако нарушение командованием корпуса соглашения и попытки органов советской власти разоружить корпус привели к вооруженным конфликтам.
В ночь с 25 на 26 мая в Челябинске чехословацкие части предприняли вооруженное выступление и вскоре совместно с белогвардейскими формированиями захватили почти всю Транссибирскую магистраль. Советская власть в занятых районах была свергнута.
15/28 мая Послание
Патриарха Тихона Константинопольскому Патриарху Герману V о воздвигнутых на Церковь Божию в России гонениях.
«...В братоубийственной распре, под влиянием тлетворных человеческих страстей, распались многовековые связи, объединявшие благочестивый русский народ в благодатном союзе спасаемых смиренною верою во Христа... Широким потоком разлился по русской земле дух своеволия и любостяжания и, как последствие его, всякие злодеяния и братоубийственная брань... В тесноте своей обращаем духовные взоры наши к Великой Константинопольской Церкви... И будет любовь Церкви Матери и Сестры елеем радости для страждущей Церкви Российской, верим, что взойдут молитвы их к престолу Божию...»
Губонин 15/28 мая Письмо Патриарха Тихона последователям
протестантского вероисповедания в России (ответ на их обращение от 3/16 марта):
«С душевным умилением восприняли Мы и Священный Собор Православной Российской Церкви исполненное глубоким христианским чувством послание последователей протестантского
вероисповедания по поводу постигшего Русскую землю лихолетья и угнетающих Церковь Православную "тесноты и гонения" (Рим. 8: 35); по выслушании в заседании 26 марта (8 апр.) сего послания Священный Собор постановил благодарить Вас через наше смирение.
Повинуясь велению сердца, выражаем Вам и Вашим братьям по вере искреннюю благодарность за любовь и пожелание успеха трудам Священного Собора Православной Российской Церкви и молим Господа, да не оставит Вас Благий Человеколюбец без небесной награды за сострадательный отклик на скорби чающих Христова утешения. В печалях и бедах постигшего Православную Церковь гонения Мы непрестанно памятуем о Христе Иисусе, ублажающем "плачущих и изгнанных за правду" (Матф. 5: 4,10), и твердо уповаем, что Небесный Пастыреначальник "не попустит нам быть искушаемыми сверх сил" (1 Кор. 10: 13), но "Сам искушен быв, может и искушаемым помощи" (Евр. 11:18).
В совершенном с Вами единомыслии исповедуем, что на всем протяжении своего нередко скорбного исторического пути русский народ лишь под знаменем Креста и сению Церкви мог достигать духовного развития и исполнять свое мировое призвание; и ныне Мы несокрушимо уверены, что лишь положив в основу своего возрождения духовного и государственного животворные начала Христова Евангелия, русский народ преодолеет испытания, навлеченные им на себя отступлением от исторических заветов веры и правды.
Православная Церковь, всегда отдававшая Свои силы и достояние на спасение Своих чад и благо родной земли, и теперь не останавливается даже до мученической крови Своих служителей и впредь не остановится ни перед какими жертвами для возрождения Родины и для обновления в сознании и сердцах русских людей духа Христова. Труды Священного Собора, основанные на Слове Божием, как на краеугольном камне, полагают твердое основание устроению и укреплению жизни церковной и, объединяя в ограде Церкви верных чад Ее, окажут могучее содействие воссозданию единства и мощи Родины.
В Вашем любезном послании Мы желали бы видеть также верный залог того, что христиане всех вероисповеданий вместе с нами положат свои силы во благо Родины и подвигнутся за едино противостать "во всеоружии Божием" (Еф. 6:11) "вратам ада" (Матф. 14:18) и советом Христовым разогнать объявшую Россию тьму христоборчества, дабы "в лето Господне благоприятное" (Лук. 6:19) на общей пажити единого стада Христова (Ин. 10: 9,16) совершать свое спасение во славу Божию. Аминь».
Церк. Вед. 1918, № 17-18
9 мая - 3 июня Поездка
Патриарха Тихона в Петроград.
Несколько эпизодов, связанных с этой поездкой, по
А.Левитину: Сотрудник одной из петроградских газет спросил патриарха, что доносится к нему со всех сторон России. Патриарх после некоторого раздумья лаконически ответил: "Вопли".
Отвечая на экзальтированную речь прот. Н. С. Рудницкого (председателя правления братства православных приходов), патриарх сказал:
"Я слышал сейчас, что братство объединяет людей, готовых на подвиги исповедничества,
мученичества, готовых на смерть. Русский человек вообще умеет умирать, а жить и действовать он не умеет. Задача братства не в том только, чтобы воодушевлять на мучения и смерть, но и наставлять, как надо жить, указать, чем должны руководствоваться миряне, чтобы Церковь Божия возрастала и крепла. Наше упование – это жизнь, а не смерть и могила".
"Церковь должна быть свободна от бюрократического порядка", –
говорил он тогда же
(выд. мною - Л.Р.) Здесь, в Петрограде, он встречается в первый раз с обновленцами; на Стремянной улице, в зале собраний при церкви Св.Троицы, делегация общества "Соборный разум", состоящая из четырех человек
(свящ. Е.Белков, прот. М. Попов, прот. К. Околович и секретарь В.И. Лебедев), вручила ему адрес.
"Да... это – хорошо... теперь все стало соборное – и церковь соборная, и Россия соборная, и разум соборный", – сказал патриарх.
Церк. Вед. 1918, 14 июля, №23-24, стр. 691, 696. Соборный разум (обн.). № 6-7, с. 13. Весна 1918 Начало широкого
гонения на Церковь. Газетная кампания, кощунственные процессии, закрытие помещений 3-й сессии Собора, обвинение Патриарха в участии в заговоре Хонгара, опись церковных имуществ, закрытие домашних церквей, закрытие всех духовно-учебных заведений, прекращение преподавания Закона Божия в школе на частные средства, начало осквернений мощей и массовых расстрелов духовенства.
Из лекции проф. Н.Н. Фиолетова 9/22 февр. 1919 г. в Омске. Тобольские Еп. Вед. 1919, № 6, стр. 101-102 25 мая/8 июня Статья в "Известиях": "Коммерческая сделка Патриарха Тихона,
протоиерея Восторгова и Ко" (по поводу предоставленного последним денежного займа "до благоприятного времени"). Возбуждение следствия против "контрреволюционной" группы духовенства.
Известия 1918, 8 июня, № 116Ночь 2-3 (15-16) июняУбийство еп.
Гермогена Тобольского. Утоплен в р. Тоболе с камнем на шее. Останки через месяц извлечены и захоронены.
Тобольск. Еп. Вед. 1919, № 5 Ночь 4-5 (17-18 июня) Арест архиепископа
Пермского Андроника. Описание ареста в "Тобольск. Еп. Вед." (перепечатка из газ. "Уральская Жизнь"):
«С 14 июня окружающим архиепископа стало известно, что с часа на час надо ждать ареста Владыки, однако, хотя на стороне епископа стояли приходские советы, имеющие за собою тысячи прихожан, готовых пострадать за любимого архипастыря, было решено активно на его защиту не выступать, во избежание пролития крови.
Знал о предстоящем аресте и сам архиепископ Андроник и относился к этому вполне спокойно.
В ночь с 17 на 18 июня, едва лишь пробило
12 час. ночи, к парадному крыльцу подошла банда красноармейцев, состоящая из мотовилихинских рабочих, руководимых каким-то нерусского типа брюнетом. Взломав входную дверь и наполнив коридор, красноармейцы, хватая всех встречных, направились вверх в покои Владыки.
Спокойно встретил, в сообществе двух священников, бодрствующий Владыка собравшихся и, когда предводитель спросил: "Который из вас архиепископ Андроник?" – он ответил: "Я".
...Предводитель заявил, что он явился арестовать архиепископа, однако никаких мандатов, несмотря на требование таковых со стороны архиепископа, предъявлено не было. Как раз в этот момент произошло событие, внесшее смятение в группу явившихся в покои Владыки красноармейцев.
Монах о. Михаил забрался на колокольню соборной церкви, заперся и ударил в набат.
Красноармейцы спешно увезли архиепископа в Мотовилиху. По колокольне открыли ружейный и пулеметный огонь. Всех захваченных в архиерейском доме повезли в Чрезвычайку.
Архиепископ попал в руки кровавого руководителя мотовилихинского застенка Мясникова. Этот зверь в образе человека, как передают, подвергнув Владыку самым тяжелым пыткам, в конце концов закопал его живым в землю».
(
Это сообщение, видимо, ошибочно - закопан был другой человек, похожий на арх. Андроника. Очевидец сообщил, что видел его в группе арестованного духовенства еще в декабре 1919 г. Тогда же, видимо, он и был расстрелян вместе с другими: Тобольск. Еп. Вед. 1919, №17 - Л.Р.). Среди посмертных бумаг найден конспект одной из его речей:
"1.Моя речь кратка: радуюсь быти судимым за Христа и Церковь. Вы дорого стоите, а моя жизнь – плевок.
2.Контрреволюция! Политика – не мое дело. Ибо погибшая Россия (не) спасется в нашей взаимогрызне от отчаянности.
3.Но церковное дело святыня моя. Всех всюду зовя, отлучаю, анафематствую восстающих на Христа и посягающих на Церковь.
4.Кто слов не принимает, тот может быть убоится Суда Божия за захват Священного.
5.Посему, только через мой труп захватите святыню. Это мой долг, почему и христиан зову к стоянию до смерти.
6.Судите меня, а прочих освободите – они должны исполнять мою волю, пока христиане. Иначе – анархия, развал, презрение от всех".
Тобольск. Еп. Вед. 1919, № 6, стр. 96
7/ 20 июня Возобновление
Украинского Собора при немецкой оккупации, под председательством нового Киевского митрополита Антония (Храповицкого), назначенного туда патриархом и московским Собором после убийства митрополита Владимира.
Активным участником этого возобновленного Собора был и архиепископ Евлогий Волынский (Георгиевский), будущий экзарх Московского патриарха в Западной Европе. Несмотря на то, что и эта сессия Собора была созвана Всеукраинской Церковной Радой, которая вела на Соборе усиленную борьбу за полную автокефалию, автономисты победили 250 голосами против 80.
Поспеловский. Стр. 47.
Митр. Евлогий о летней сессии Украинского Собора:
«Решено было, несмотря на летнюю пору, возобновить работу прерванного Всеукраинского Церковного Собора. Стояла жара, но мы все же работали. Совещались об устроении Церкви на Украине.
Большинство стояло за автокефалию ("незалежную",
т.е. независимую Украинскую церковь). Председательствовал на Соборе епископ Пимен, викарий Подольский, но когда прибыл из Харькова митрополит Антоний, он добровольно уступил ему председательство. Митрополита Антония мы встретили торжественно, в Софийском соборе. Я сказал приветственную речь. Оттуда он отправился с визитом к гетману.
На Соборе
борьба партий, украинской и русской, определяла все дебаты. Министром Исповеданий при гетмане был В.В. Зеньковский. Украинец из умеренных, он держался непримиримо по отношению к сторонникам крайнего украинского лагеря и в скором времени должен был уйти в отставку вместе с другим министром более умеренного толка (Гербель). Его место занял кандидат Киевской Духовной Академии Лотоцкий – ярый украинец. Борьба за автокефалию продолжалась.
Я горячо стоял за "единую, неделимую Русскую Церковь", признавая, однако, что некоторые уступки украинцам сделать можно. Мои противники, украинцы, на меня яростно нападали. В конце концов мы победили: Лотоцкий был уволен.
Я сказал на Соборе: "Пал министр – пала и автокефалия. Будем теперь спокойно заниматься делами…"
От этих слов украинцы были вне себя».
Евлогий. Стр. 292.
12/25 июня Сообщение "Известий" о манифесте
Михаила Романова, в котором он говорит, что отказался от власти лишь условно, предоставив решение этого вопроса Учредительному Собранию, сообщает о своем намерении водворить порядок и об амнистии всем участникам переворота.
Известия 1918, 25 июня, № 129
12/25 июняСообщение "Известий" о том, что Председатель Екатеринбургского Исполнит. Комитета категорически опровергает
слух об убийстве Николая Романова. Известия 1918, 25 июня, № 129
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------