Начало января
Окончание сессии Поместного Собора.
Из воспоминаний митр. Евлогия:
«Приближалось Рождество. Сессия Собора прекращалась. Я стал помышлять, как бы мне на праздники уехать на Волынь. Путешествие по железным дорогам стало уже трудным. Мне удалось достать билет до Киева, и я выехал вместе с митрополитом Платоном. Путь был тяжелым. Теснота, неудобства, беспрестанные проверки документов, злобные выкрики по нашему адресу: "Волкодавы!.. Буржуи!.." Все же мы до Киева добрались.
По приезде мы посетили Киевского митрополита Владимира. Он проживал в Киево-Печерской Лавре. Там же расположился бывший Владимирский архиепископ Алексей Дородицын. После революции паства из Владимира его прогнала за его дружественные отношения с Рапутиным: он поднес Распутину книгу с надписью "Дорогому, мудрому старцу". Изгнанный из епархии, Дородицын (украинец из Екатеринослава) перекочевал в Киев "ловить рыбу в мутной воде" – и поселился в Лавре. Он обладал прекрасным голосом, был отличным регентом. Внешне он был безобразен: тучность его была столь непомерна, что он не мог дослужить Литургии, не переменив облачения перед "Херувимской", так он изнемогал от жары. Аппетит его всех поражал, а когда его мучила жажда, он мог выпить чуть ли не ведро воды: как-то раз в Киеве во время Миссионерского съезда, приведя к памятнику святого Владимира крестный ход, он выпил всю кандию, приготовленную для освящения…
Устроившись в Лавре, архиепископ Алексей стал мутить монахов-украинцев и возбуждать их против митрополита Владимира в надежде добиться его увольнения и самому сесть на его место. Монахи стали притеснять митрополита сначала в мелочах. Случалось, ему нужно куда-нибудь съездить, а монахи не дают лошадей и заявляют: "Владыка Алексий на лошадях уехал". Положение создалось для митрополита Владимира тягостное. Когда мы с митрополитом Платоном приехали к нему, он (м. Владимир – Л.Р.) сказал: "Вы бы его (арх. Алексея – Л.Р.) вразумили…". Мы к нему зашли. Он встретил нас неприязненно: "С митрополитом Платоном я буду говорить, а с Евлогием не стану…". – Я не от себя пришел к вам, а по приказу Владыки Владимира" – сказал я. "Ну, идите…". Он был груб и на увещания ответил запальчиво: "Мне указок не надо!..». Евлогий. Стр. 283-284.
1/14 янв.
Слово Патриарха Тихона в Храме Христа Спасителя перед новогодним молебном:
«...Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?..
...И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и
даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Апок. 3:17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, пожирающее в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь "Плач Иеремии", невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину.
...И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет. Они полагаются только на свои силы. Желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Ты, Господи, ибо мы не покорны были слову Его (Пл. Иерем. 1:18).
Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, – и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит – прилежати же о душе – вещи бессмертней – совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании "храма и житниц" постигает неудача. Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге...» Церк. Вед. 1918, № 1
5/18 янв.
В Брест-Литовске генерал Гофман в форме ультиматума предъявляет условия мира, выдвинутые центральноевропейскими державами (Россия лишается своих западных территорий).
Сайт "Хронос". Гражданская война в России 1918 - 1920 годы. http://www.hrono.ru/1918ru.html
5/18 янв.
Расстрел демонстрации в поддержку Учредительного Собрания в Петрограде. Известия ВЦИК. 1918, 7 янв.
Открытие Учредительного Собрания.
Количество депутатов по результатам выборов:
русских с.-р. 338;
с.-р. других национальностей 99;
большевиков 168;
меньшевиков 18;
других социалистов 16;
"буржуазных" и националистических партий 64.
Собралось около 400 депутатов, из них за избрание председателем Чернова – 244; против – 153 (большевики и левые эсеры). Депутатов "буржуазных" партий (в том числе к.-д.) были единицы.
Из речи Бухарина:
"...Вопрос о власти партии революционного пролетариата есть коренной вопрос текущей действительности, который будет решен гражданской войной".
Из
речи Церетели:
"...С того момента, как вы вступили на путь диктатуры меньшинства, линия гражданской войны прошла через сердце демократии, и единства в рядах этой демократии нет".
Разгон Учредительного Собрания в ночь с 5 на 6 января.
1. Известия ВЦИК. 1918, 6 янв. 2. Милюков. Т. 2, стр. 12-14
23-31/10-18 янв.
III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На нем принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и провозглашена Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).
Сайт "Хронос". Гражданская война в России 1918 - 1920 годы. http://www.hrono.ru/1918ru.html
11/24 янв.
В ЦК партии большевиков сталкиваются три позиции относительно переговоров в Брест-Литовске: Ленин стоит за принятие предложенных условий мира ради укрепления революционной власти в стране; "левые коммунисты" во главе с Бухариным выступают за продолжение революционной войны; Троцкий предлагает промежуточный вариант (прекратить военные действия, не заключая мира), за который голосует большинство. Там же
11/24 янв.
Провозглашение независимости Украинской народной республики четвертым Универсалом Центральной Рады (в составе России УНР была образована еще 20.11.1917 г.). Там же
28 января
Обращение Московского Совдепа ко всем гражданам по поводу предстоящего крестного хода 28 января с призывом не препятствовать ему:
«…Революция, в своем стремлении разрушить все виды рабства, натолкнулось на власть духовенства.
Признавая полную свободу вероисповедания, мы не хотим, чтобы церковь была орудием господства государственной власти, прислужницей ее. Пусть всякий верующий, всякая община, всякий союз верующих – пусть они исповедуют какую хотят религию. Государство не может в это вмешиваться, предлагать ту или иную веру. И если верующие хотят устроить религиозное шествие по городу, это их дело.
Но крестный ход на 28-е января назначен против власти рабоче-крестьянского правительства. Граждане увидят, как вся буржуазия присоединится к этому шествию, потому что сейчас духовенство восстало на защиту вовсе не храмов, не свободы веры. ЭТОМУ НИКТО И НИЧТО ТЕПЕРЬ НЕ УГРОЖАЕТ (выд. в тексте – Л.Р.); оно восстало на защиту богатств, имений, земель, жалованья в 200 тыс. руб. митрополитам, миллионов, накопленных в монастырской казне, сытой, спокойной и бездельной жизни сотен тысяч праздных и богатых людей.
Мы призываем всех граждан к полному спокойствию и вдумчивому отношению к тому, что двинуло сейчас против нас молчавших до сих пор служителей церкви.
Пусть идут
за ними помещики, капиталисты и их прислужники. СОЗНАТЕЛЬНЫЕ СОЛДАТЫ, РАБОЧИЕ И КРЕСТЬЯНЕ ТУДА НЕ ПОЙДУТ. Они могут молиться в церквах или дома, помимо этого хода. Им нечего делать вместе с буржуазией.
ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА РАБОЧИХ, СОЛДАТСКИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ г. МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ». Известия. № 21, 28 янв.
7/20-18/31 января
Украинский Церковный Собор. Требование Всеукраинской Православной Церковной Рады об отделении от Русской Церкви.
Из выступления митр. Платона (Рождественского), представителя Патр. Тихона:
"Преждевременное и непродуманное провозглашение автокефалии Украинской Церкви вызовет церковную смуту, а может быть, даже и великую схизму, или раскол". Церк. Вестник. № 13-14, стр. 442
С вступлением в Киев большевиков 9(22) февраля Собор начал распадаться. Многие его участники разбежались, но голосование в этом уменьшенном составе дало большинство все же автономистам, а не автокефалистам. Сессия была прервана. Поспеловский. Стр. 47.
Митр. Евлогий об Украинском Соборе:
«На Всеукраинский Церковный Собор съехались люди столь неподходящие для трудной и серьезной работы, что было даже жутко. Толпа озлобленных, возбужденных политическими страстями украинцев. С первого же дня началось шушуканье о том, чтобы в председатели никого из старых иерархов не проводить, а самого молодого. Выбрали епископа Пимена Балтского, викария Подольской епархии. Это был покладистый человек, игравший на популярности. Он заискивал, всем без разбора говорил "миленький… миленький" и действовал по указке своих сторонников, не разбираясь в сути дел.
С самого начала определилась непримиримая по отношению к Русской Церкви позиция Собора. Крики "Долой Москву!", "Освободимся от московского гнета!" имели большой успех. Заседания проходили в горячих митинговых речах. А тем временем наступали большевики.
…Весь город уже облетела весть, что большевики теснят украинцев, что Рада против них бессильна. На Соборе паника… Украинцы присмирели – и в растерянности: "Ах, владыка… что делать, владыка?.. благословите, владыка!.. ". Как все переменилось! Ночью загремела пушка. Надо ехать сейчас же. (…) Доехали до леса, отыскали в прикрытии автомобиль – и в Житомир…
Здесь было более или менее спокойно, Владыка Антоний жил несколько дней и уехал в Харьков. А к нам вскоре добежала весть о взятии большевиками Киева, о зверствах, учиненных ими в городе, и наконец – весть ужасная… – об убийстве митрополита
Владимира». Евлогий. Стр.284-285.
9/22 янв.
Похороны жертв расстрела 5 янв. в Петрограде. Расстрел демонстрации в Москве. "По предварительному подсчету" число "случайных жертв": убитых более 50, раненых – более 200. Известия ВЦИК. 1918. 11 янв.
12/25 янв.
Статья М. Рейснера в "Известиях" о разделении Церкви и государства, в связи с готовящимся декретом. Известия ВЦИК. 1918, 12 янв.
14/27 янв.
"Россия в проказе..."
Слово Патриарха Тихона, сказанное им при служении в Николо-Воробьинском храме г. Москвы (на Воронцовом поле):
«...Где же выход из современного печального положения нашего? Все чаще и чаще раздаются голоса благомыслящих людей, что "только чудо может спасти Россию". Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из Св. Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверствие жителей (Мф. 13:58), и, с другой стороны, Господь, предуказуя ученикам Своим грядущие бедствия – войны, грады, моры, землетрясения – изрек, что избранных ради прекратятся эти тяжелые дни (Мф. 24:22).
Есть ли среди нас, братие, хотя бы немногие праведные мужи, ради коих Господь милует народы? То ведает один Бог! А мы, подобно Евангельским прокаженным, ставши издалеча, вознесем глас, глаголюще: Иисусе Наставниче, помилуй ны (Лук. 17:12-13). Да не взыщеши дел, оправдывающих нас. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистого помилуеши, ничтоже дивно: достойны бо суть милости Твоея, но на нас грешных удиви [покажи - ЛР] Милость Твою (из вечерней молитвы) и спаси ны, прежде даже до конца не погибнем». Церк. Вед. 1918, № 11-12
19 янв./1 февр.
Послание Патриарха Тихона с анафематствованием участников расправы над невинными людьми и гонителей Церкви:
«…Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на Нее врагов неистовых? Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей.
Враги Церкви захватывают власть над Нею и Ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя пособниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.
А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами Святого Апостола:
"Кто
ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч" (Рим. 8:35).
А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в нашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и Мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца:
"Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ей”». Церк. Вед. 1918, № 2
Оценка патриаршей "анафемы" историком Реслером в книге "Церковь и революция", 1969; в изложении архиепископа Брюссельского Василия (1970):
«Автор путем внимательного рассмотрения документов и изучения событий в их хронологической последовательности показывает, что в начавшемся конфликте между Церковью и властью, агрессивной стороной были большевики, против которых патриарх Тихон вынужден был начать оборонительную борьбу, что выступления его, даже если они касались как будто бы чисто политических событий, как, например, его протест против Брестского мира, носили не политический, а преимущественно нравственный и национальный характер.
Не носит политического характера и знаменитая "анафема" патриарха Тихона и не является "антисоветским" выступлением. Большевики в ней нигде не названы и направлена она, как правильно отмечает Реслер, "не против большевиков, как таковых, но против тех (большевиков или не большевиков), которые были виновны в заклейменных патриархом преступлениях". Это была "анафема" против анархии вообще: "Политические условия были еще так мало закреплены в определенном направлении, что озабоченность Тихона относилась ко всей совокупности развязанных революцией действий анархических элементов".
Тот же оборонительный и вместе с тем церковный характер носил и протест патриарха Тихона против декрета об отделении Церкви от государства и о "свободе совести", ибо этот декрет "создал основные условия для полного организационного и хозяйственного ослабления Церкви, так же как и для ее полного вытеснения из общественной жизни", в то время как провозглашенная большевиками "свобода совести" мыслилась как "освобождение совести от религии"». Архиеп. Василий. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1970, № 69, стр. 70-71
19 янв./1 февр.
Попытка красногвардейцев проникнуть в Александро-Невскую лавру. Убийство о. Петра Скипетрова. Церк. Вед.
1918, № 2
Февраль
Выступления инославного и иноверного духовенства в печати в защиту Русской Православной Церкви (по поводу событий в Александро-Невской лавре).
Евангельский пастор Вальтер:
"Нельзя не высказаться против тех фактов, которыми сопровождается отделение церкви от государства. Религиозные чувства людей, привыкших с особым трепетом входить в храм, не могли не быть глубоко оскорблены в тяжелые недавние дни... Каковы бы ни были теоретические решения, положение Православной Церкви в настоящую минуту является очень трагичным, и в этом наши глубокие симпатии всецело на ее стороне".
Священник армяно-григорианской Церкви Тер-Грегориан:
"В переживаемый нами вообще и Православной Церковью в частности момент... нельзя останавливаться на разрешении теоретических вопросов: слишком трагическая яркая картина развертывается перед нами в церковной жизни, чтобы не привлечь к себе всю силу нашего внимания своими тяжелыми подробностями. Не останавливаясь на фактах последних дней, нельзя не высказаться определенно и прямо против всего того, что глубоко оскорбляет религиозное чувство верующих, ибо есть вещи, к которым нельзя прикасаться так жестоко, как ко всему остальному".
Петроградский раввин Каценелеибоген:
"С чувством особого волнения может говорить еврей о том, чему подвергается в настоящее время Православная Церковь. Только сам носивший кандалы, носивший их долго и бесконечно тяжело, может понять переживания того, кому хотят эти кандалы надеть. Мы знаем одно: религиозное чувство, в течение ряда веков бывшее единственным прибежищем миллиона людей, задето... Мы, только несколько месяцев тому назад освободившиеся от кошмара религиозного гнета, не можем не высказать Православной Церкви и всем ее сынам нашего глубокого сочувствия, не можем отделаться от великой и искренней печали. Однако такое пассивное сочувствие недостаточно. Нужно заявить о нем громко и прямо. Поэтому я считаю необходимым, чтобы евреи, своими долгими страданиями купившие себе право быть первыми в ответе на угнетения, выступили с решительным протестом против фактов, подобных имевшим место в Александро-Невской лавре".
Магометанский имам Давлеканов:
"Мы, мусульмане, так бережно охраняющие заветы своей религии, относимся с громадным уважением к религиозному чувству инаковерующих, и потому с особою грустью мы следим за терниями, выпавшими на долю Православной Церкви и ее прихожан".
Самарские Еп. Вед. 1918 (при Колчаке – Л.Р.) № 6, стр. 262-263
20 янв./2 февр.
Оповещение ЧК по охране Петрограда о предстоящем 21 января крестном ходе и запрещение препятствовать ему.
Известия. 1918. 21 янв. № 16
20 янв./2 февр.
Декрет об отделении церкви от государства.
Из Декрета:
«1.Церковь отделяется от государства.
2.В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан..
3.Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповедыванием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание: Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан упраздняется.
12.Церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13.Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием.
Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».
Подписи под Декретом:
Председатель Совета Народных Комиссаров В.Ульянов (Ленин)
Народные комиссары: Н. Подвойский, В. Алгасов, В. рутовский,
А. Шлихтер, П. Прошьян, В. Менжинский, А. Шляпников, Г. Петровский.
Управляющий делами Вл. Бонч-Бруевич.
Секретарь Н. Горбунов.
Справка (под архивным экземпляром документа):
Для разработки проекта декрета СНК 11(24) декабря 1918 г. образовал комиссию. 20 января (2 февраля) 1918 г. декрет был принят. 21 января (3 февраля) 1918 г. декрет был опубликован в газетах «Известия» и «Правда».
1. Известия.1918. 21 янв. № 16
2. РПЦ и ком. гос-во. Стр.29-30.
А.В. Карташев об отделении церкви от государства:
«Революция спалила последние остатки каких то опор церкви в государстве. В гонениях и мученичестве от государства церковь приобрела полнейшую самоопору и свободу, которыми должна дорожить и обратно их не сдавать ни за какую чечевичную похлебку обманчивых привилегий. Сегодня государство друг, а завтра враг.
При текучести и неустойчивости режимов для так трагически освободившейся церкви наилучше блюсти свою свободу, независимость и соединенную с ними моральную силу в отделении от государства и не подвергать себя новому риску связи с неверным союзником.
Будущий режим свободной России для нас теперь – уравнение со многими неизвестными (выделено мною – Л.Р.)
Абстрактно мыслима однако и такая комбинация, когда вновь встал бы вопрос о некотором культурном сотрудничеств государства с церковью. Но форма и подход к нему были бы уже обратными эпохе Временного Правительства: не от дурного союза к благодетельному разводу, а от принципиального и ценностностого разделения к свободной кооперации двух независимых величин». Карташев. Стр.26-27.
20 янв./2 февр.
Открытие 2-ой сессии Собора. Деян. Соб. 20 янв.
21 янв/3 февр.
Крестный ход в Петрограде. Церк. Вед. 1918, № 2, стр. 85-87
22 янв./4 февр.
Постановление Собора об одобрении послания Патриарха Тихона от 19 янв./1 февр. 1918 г. Деян. Соб., 22 янв.
22 янв./4 февр.
Воззвание большевиков к населению Москвы по поводу Декрета.
"Церковь владела не только человеческими душами, но и большими капиталами. Церковные власти и монахи наживали свои богатства не на небе, а на земле; огромные народные богатства отнимали у бедных и нуждающихся, чтобы создать удобную и сытую жизнь духовным властям, церковным служащим и многочисленным тунеядцам... Народные комиссары все это отныне отняли у церковников и возвратили народу. Пусть церковное имущество принадлежит тем, кто его создал... Что народ дал, то он же теперь и взял". Реслер
24 янв./6 февр.
Передовая статья в газ. "Известия" по поводу Декрета об "отделении" Церкви от государства. Известия, 1918, 24 янв.
24 янв/6 февр.
Декрет о переходе на новый стиль.
24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».
Из Декрета:
1) Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14-м февраля, второй день считать 15-м
и т.д.
10) До 1 июля 1918 г. писать, после числа каждого дня по новому календарю, в скобках число по до сих пор действовавшему календарю.
Председатель Совета Народных Комиссаров В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Заместитель Народного Комиссара по иностранным делам ЧИЧЕРИН
Народные Комиссары:
А.ШЛЯПНИКОВ
В.ПЕТРОВСКИЙ
В.АЛГАСОВ
В.ОБОЛЕНСКИЙ
«Правда» от 25 января 1918 г. История календаря в России и в СССР. http://grigam.narod.ru/kalend/kalen19.htm
24 янв./6 февр.
Начало штурма Киева большевистскими войсками Муравьева.
"В 12 часов дня, после нескольких часов артиллерийской подготовки, на штурм Цепного моста пошли красногвардейцы 2-й армии, пустив впереди себя броневик. Но броневик был подбит, а первая атака «красных» захлебнулась в крови... Однако с тыла «красным» пришла неожиданная помощь... В Печерской Лавре еще со времени киевского восстания укрывалось несколько десятков восставших рабочих. Узнав о штурме Цепного моста, что находился недалеко от Лавры, восставшие поставили пулемет на высоченную лаврскую колокольню и начали палить из него в спину республиканских солдат".
https://newsparky.livejournal.com/1459073.html
25 янв./7 февр.
Убийство в Киеве митрополита Владимира.
Рапорт секретаря Киевской духовной консистории в канцелярию Св. Синода:
«25-го Января вечером зверски убит Киевский Митрополит ВЛАДИМИР. Преступники в солдатских шинелях несколько раз являлись к покойному якобы с целями обыска. В последний раз они явились в числе пяти человек в восьмом часу вечера. Взяв из несгораемой кассы принадлежавшие Владыке Митрополиту денежные документы, процентные бумаги и наличные деньги, преступники вывели Владыку в девятом часу вечера за стены Лавры и там злодейски его расстреляли. Труп обнаружен был лишь на другой день с несколькими огнестрельными и колотыми ранами. 29 Января состоялось благочестное погребение в ближних пещерах священных останков убиенного святителя. Православное население г. Киева потрясено и возмущено ужасным преступлением. Меры к охране имущества покойного приняты и указаны Уст. Дух. Консисторий надлежащие распоряжения сделаны». РПЦ и ком. гос. Стр.35.
Украинский историк Сергiй Шумило
— Сергей Викторович, а известно ли, кто именно расстреливал митрополита Владимира?
— Интересные сведения относительно возможного исполнителя преступления приводит в своих показаниях комендант Лавры В.С. Сергеев, который собственными силами пытался провести расследование убийства митрополита Владимира. По своим каналам он получил информацию о причастности
к этому преступлению председателя Совета Никольской Слободы Чалого-Маршака, бывшего каторжанина из Сибири. При его задержании у него было изъято не только оружие, но и лошадь, которая, как оказалось, была реквизирована им у лаврских монахов. По словам Сергеева, "население Никольской Слободы на этого типа очень жаловалось, говорили, что он ежедневно население грабил, все реквизировал".
— И удалось доказать причастность этого председателя?
— Нет, поскольку двое лаврских монахов, которых привели на опознание, не смогли подтвердить его участие в расстреле. На следующий же день большевики, в том числе и комендант Сергеев, вынуждены были бежать из Киева под натиском германских войск. Начатое комендантом Лавры расследование не было завершено. Но даже из этих кратких сведений видно, что виновных в убийстве митрополита он искал среди своих, хоть и считал, что оно было "совершено не с политической точки зрения, а с уголовной". Из показаний лаврских монахов известно, как арестовавшие митрополита Владимира красноармейцы обвиняли его в том, что незадолго до этого при украинской власти он не заступился за пленных большевиков, поднявших вооруженное восстание на заводе "Арсенал". Что это, как не политическое обвинение? http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=130277
25 янв./7 февр.
Статья в "Известиях" В. Славского: "Последняя ставка". По поводу Патриаршей анафемы. Известия, 1918, 25 янв. № 19
25 янв./7 февр.
Постановление Собора "на случай болезни, смерти и других печальных для Патриарха возможностей, предложить ему избрать нескольких блюстителей патриаршего престола, которые в порядке старшинства и будут блюсти власть Патриарха и преемствовать ему".
Секретное заседание Собора, на котором было принято постановление о чрезвычайном порядке Местоблюстительства при невозможности созвать Собор для избрания нового Патриарха.
Свидетельства об этом постановлении:
3/16 февр. при обсуждении вопроса о порядке местоблюстительства кн. Трубецкой упоминает о "закрытом заседании Собора", на котором "было постановлено, что вся полнота прав Патриарха переходит к местоблюстителю", и о том, что "неудобно в открытом заседании говорить о всех мотивах принятого решения".
В 1926 г., в одном из своих писем митр. Агафангелу, митр. Сергий ссылается на это постановление:
"Собор 1917-18 гг. сделал Св. Патриарху поручение, в изъятие из правил, единолично назначить себе преемников или заместителей на случай экстренных обстоятельств. Имена же этих заместителей Патриарх должен был, кроме их, не объявлять, а только сообщить Собору в общих чертах, что поручение исполнено. Я знал о таком поручении Собора Патриарху, но на заседании том не был.
Преосвященный же Прилукский Василий (Зеленцов) подтверждает,
что он был и на первом (закрытом) заседании, когда Патриарху было дано поручение, и на втором, когда Патриарх доложил Собору, что поручение исполнено".
1. Церк. Вед. 1918,№ 3-4, стр. 160
2. Деян. Соб. 76-е, кн. 6, стр. 249
3. Письмо митр. Сергия митр. Агафангелу от 17/30 апр. 1926 г.
26 янв./8 февр.
Расстрел крестных ходов в г. Воронеже и г. Шацке Тамбовской губернии. Церк. Вед. 1918, № 9-10
26 янв./8 февр.
Большевики берут власть в Киеве.
Сайт "Хронос". Гражданская война в России 1918 - 1920 годы. http://www.hrono.ru/1918ru.html
Украинский историк Сергiй Шумило о зверствах больщевистской "армии" Муравьева в Киеве.
"— Сергей Викторович, углубленно изучая историю 1918 года, вы нашли объяснение тому, откуда появилась дикая агрессия к церкви? Ощущение, что инопланетяне прилетели с Марса и расстреляли митрополита Владимира...
— Интересный вопрос, но действительно создается такое впечатление. До сих пор не названы прямые виновники и исполнители этого преступления. Когда я добрался до архивов и стал читать следственные дела, то несколько ночей не мог спать — настолько меня поразили показания очевидцев. Вы только представьте, что в это же время, когда расстреляли митрополита Владимира, в Киеве за три дня было убито от 2500 до 5000 человек! Точную цифру назвать никто не может до сих пор! Человека могли расстрелять просто за то, что у него были чистые руки или он носил пенсне! В этой бойне убийство митрополита было одним из штрихов, осталось нераскрытым и породило немало слухов и мифов!...
Одним из таких авантюристов был бывший крестьянин Костромской губернии Михаил Муравьев. Став в Первую мировую капитаном, он во время Февральской революции выслужился перед Временным правительством и получил звание подполковника. Будучи левым эсером, он в ходе Октябрьского переворота быстро смекнул, куда дует ветер, и тут же предложил большевикам свои услуги, быстро сделав блестящую карьеру.
Уже в декабре 1917-го он большевиками назначен начальником штаба наркома по борьбе с контрреволюцией на юге России, а в январе 1918 года — командующим группой войск на Киевском направлении...
— Это все хорошо, но спустя много лет даже сами большевики будут со стыдом называть его подразделение "муравьевскими бандами"...
— Ничего удивительного! Прославившись небывалой жестокостью во время военных операций на востоке Украины (и в частности под Крутами), Муравьев во главе своей революционной армии, этих "муравьевских банд", 5-8 февраля (по новому стилю) 1918 года захватывает Киев. Хотя
здесь он "господствует" чуть более трех недель, но, по многочисленным воспоминаниям очевидцев, этот период для киевлян напоминал сцены из апокалипсиса. В первые три дня Муравьев отдал город на полное разграбление красноармейцам. Сохранилось множество свидетельств о кошмарах, творимых бандами Муравьева...
Обратимся к свидетельствам самих большевиков...
Часть малосознательных красногвардейцев и солдат пользовались безнаказанностью и даже поощряемостью командования, и расстреливали всех встречных… Муравьев, разъезжая на автомобиле, обращался к революционным войскам с горячими призывами: "Главное — будьте беспощадны, никому пощады не давайте!" Грабежи дошли до невероятных размеров, грабить начали все, что поощрялось самим Муравьевым, который часто повторял: "Все — ваше, берите все"...
Член Киевского штаба Красной гвардии И. Тягай, свидетельствовал: "Террор проводился по всей жестокости, какая только может быть. Некоторые улицы были завалены трупами убитых гайдамаков, офицеров, вильных казаков, а также и случайных прохожих. Несколько дней они оставались неубранными… Расстрелы производили пьяные матросы и солдаты армии Ремнева по приказанию пьяных начальников… Штаб занимался исключительно грабежами и пьянством".
В свете всех этих событий убийство митрополита Владимира Богоявленского, грабеж и надругательство над телом убитого вписываются в картину "киевского апокалипсиса" февраля 1918 года. Однако в отношении иерархов Церкви это был первый случай. И в этом совершенное преступление было беспрецедентным.-----
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=130277
27 янв./9 февр
В Брест-Литовске подписан сепаратный мир между центральноевропейскими державами и Украинской Радой. Там же
28 янв./10 февр.
Л.Троцкий заявляет о том, что "прекращается состояние войны между Россией и центральноевропейскими державами", реализуя. свою формулу "ни мира, ни войны". Там же
27 янв./9 февр.
Публичные доклады в Петрограде помощника наркома образования Л. Шпицберга с призывами "отвергнуть Царя Небесного", с сообщением, что готовятся декреты: о запрещении причащения как "колдовского акта", об изъятии священных сосудов, о закрытии церквей и объявлении духовенства "контр-революционным". Прозрачные намеки: "Патриарх еще жив..."
Л. Шпицберг – член одной
из комиссий Синода по приглашению обер-прокурора В.Н. Львова.
1. Церк. Вед. 1918, № 5, стр. 205
2. Реслер
Начало февраля
Сообщения с мест о проведении Декрета в жизнь, поступившие в газету "Утро России":
«В ЗАЩИТУ ЦЕРКВИ.
На имя всероссийского патриарха из различных мест поступают приветствия с выражением готовности оказать поддержку в том крестном подвиге, к которому призывает владыка-патриарх верных сынов церкви.
Сельский сход села Воронино, Клинского уезда, приветствуя послание патриарха, сообщает о своем постановлении бороться за целость и достоинство церкви вплоть до готовности пожертвовать за нее жизнью.
В Твери состоялось общегородское собрание духовенства и мирян, вынесших приговор о том, что весь народ, идущий за ними, готов на крестный подвиг, провозглашенный патриархом.
КОСТРОМА (соб.кор) по поводу декрета об отделении церкви от государства состоялись многолюдные собрания мирян. Прихожане выступили с резкой критикой декрета, истолковывая его как открытое гонение на православную церковь.
В Покровской, Богословской, Космо-Дамианской, Борисоглебской и Спасо-Никольской церквах произошли печальные недоразумения. Рискнувшие было выступать "большевики" были изгнаны из храмов; к счастью, конфликты эти не имели особо печальных для большевиков последствий, ибо священники вступались за них, старались успокоить массу, дабы не превратить храм в арену кровавой расправы.
Впрочем, в Борисоглебской церкви успокоить взволнованных прихожан не удалось. Выступавшего здесь члена губернской земской управы Скороходова сильно побили.
РЕЛИГИОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ
КОСТРОМА (соб. кор.). На многочисленном собрании в кафедральном соборе прихожане обратились к духовенству с требованием устроить в ближайшее воскресенье (11 февраля) общенародный крестный ход из всех церквей города и окрестностей.
Епископ Севастиан
предложил сначала "испросить разрешение гражданской власти". Совещание шумно запротестовало. Решено было ограничиться простым уведомлением.
Для устройства и организации самого крестного хода постановлено избрать особую комиссию, в которую войдут по 2 представителя от каждого прихода. Кроме того, на приходских собраниях решено выбрать комитеты в составе пяти лиц для охраны храмов от кощунственных посягательств. В случае какого-либо посягательства на церковное достояние представителям комитета, как и Священнику, предоставляется право набатом созывать прихожан на защиту церкви.
Собрание прошло при небывалом религиозном подъеме. Слезы и рыдания оглашали своды храма. Слышались призывы к бойкоту большевистских газет, обливающих помоями религию и церковь. При таком настроении никто из большевиков не посмел выступить. Пущенные кем-то провокационные слухи, что будто бы большевики заготовили пулеметы и будут стрелять в народ, только сильнее воодушевили молящихся.
– Мы тогда с открытой грудью, безоружными пойдем на них и тогда посмотрим! – кричали они.
Характерно, что само духовенство н выступает, действуя так, как требуют того прихожане. В Спасо-подвязьевской церкви священник так и заявил пришедшим к нему красногвардейцам, что теперь хозяин церкви не он, а весь приход.
Красногвардейцы-латыши требовали от него подписки в том, что он признает декрет. Разумеется, дать такую подписку, а равно исполнить требование – "не звонить в набат", священник отказался.
Церковь Спаса-Подвязье находится в центре фабричного района».
Машинописный текст. РПЦ и ком. гос. Стр.37-38.
29 янв./11 февр.
Прекращение деятельности Святейшего Синода в Петрограде ввиду отобрания властями его помещений. Церк. Вед. 1918, № 3-4
30 янв./12 февр.
Статья на 1-й стр. "Известий": "Воинствующая Церковь". Известия. 1918, 30 янв., № 23
30 янв./12 февр.
Открытое письмо Патр. Тихона свящ. Томской епархии Николаю Троицкому. Церк. Вед. 1918, № 5
31 января/13 февраля.
Из Дневника о. Георгия Голубцова о заседании Поместного собора:
«Сегодня утром я отправился в первый раз на Церковный Собор, заседания которого происходили в Московском епархиальном доме, в Каретном ряду, в Лиховом переулке. Поехал я на трамвае через Каменный мост, мимо храма Христа Спасителя, по проездам Пречистенского, Никитского, Тверского и Страстного бульваров. По пути я видел массу разрушенных домов, особенно сильно пострадал огромный, кажется, 6-ти этажный дом у Никитских
ворот, в который упирается Тверской бульвар; в нем, говорили мне потом, помещался во время боев на улицах Москвы штаб "юнкеров". Когда трамвай проходил мимо Александровского военного училища, то у всех пассажиров лица обратились по направлению к нему и как-то сразу изменились; мой сосед шепотом мне сообщил, что здесь помещается главный красногвардейский штаб и что здесь продолжаются бессудные расстрелы подозрительных, по мнению нынешних властей, лиц.
Сойдя с трамвая у Петровских ворот, я, природный москвич, учившийся в Московской духовной семинарии, а потому отлично знавший Москву, быстро нашел Епархиальный дом и вошел в него. Заседание Собора уже началось. Мне сказали, что без членского билета меня не впустят в зал заседаний Собора, так как сейчас заседание происходит при закрытых дверях, и посоветовали пройти за нужными указаниями в канцелярию Собора. В канцелярии я предъявил свои документы и через 15-20 минут я получил членский билет за № 542 за подписью товарища председателя Собора митрополита Новогородского Арсения и за печатью Собора. С этим билетом я был пропущен в зал соборный и занял первое попавшееся мне свободное место.
Помещение – огромное, состоит из очень большого зала в два света и примыкающей к нему церкви. Между иконостасом церкви и залом устроено возвышение на расстоянии не менее 16-20 аршин; на этом возвышении стоит длинный покрытый зеленым сукном стол для президиума Собора, налево от стола кафедра для ораторов, направо стол для секретаря и его помощников, внизу у стола устроены места для делопроизводителей и стенографистов; сзади стола, по направлению к иконостасу, амфитеатром поставлены кресла для архиереев – членов Собора. Места членов Собора – клириков и мирян – отделены от стола для президиума большим проходом и деревянною решеткой.
Председательствовал сам патриарх, с ним сидели за столом товарищи председателя: митрополит Арсений, протопресвитер Н. А. Любимов и кн. Е. Н. Трубецкой. Отсутствовали товарищи председателя: митрополит Харьковский Антоний, протопресвитер Г. И. Шавельский и М. В. Родзянко. Перед иконами в иконостасе горели лампады. Оканчивались прения (при закрытых дверях) по поводу занятия большевиками зданий Синода в Петрограде; была голосована и принята единогласно резолюция:
"Через ранее избранную для переговоров с Народными Комиссарами делегацию выразить горячий протест от имени Всероссийского церковного собора, члены которого являются представителями всего православного русского народа, против своевольного захвата принадлежащего православной церкви имущества и потребовать немедленного возвращения захваченного имущества его законному владетелю в лице Святейшего патриарха".
После краткого перерыва заседание Собора продолжалось при открытых дверях. Патриарх довел до сведения Собора, что члены Святейшего Синода старого состава сложили с себя свои высокие обязанности, и потому Собору надлежит вынести свое постановление относительно вступления в исполнение своих
обязанностей вновь избранных членов Священного (а не Святейшего; Святейшим теперь именуется только патриарх) Синода и Высшего церковного Совета, при содействии каковых учреждений патриарх управляет русскою церковью. Соответствующее постановление Собором было внесено и вместе с сим было решено совершить торжественное открытие Священного Синода и Высшего Церковного Совета в субботу 3/16 февраля.
Святейший выразил желание получить от меня сведения о положении церковных дел в нашей епархии и вообще в Закавказье и сказал, что он позовет меня к себе после, когда хоть немного освободится от скопившихся во множестве разных дел.
Собор действует через посредство: 1) общего собрания Собора, 2) Совещания архиереев, 3) Соборного Совета, 4) Отделов, 5) Председателя, товарищей председателя и 6) секретаря и помощников секретаря.
Каждое принятое общим собранием членов Собора правилодательное или основоположное постановление обсуждается епископским совещанием с точки зрения соответствия его слову Божию, догматам, канонам и преданию Церкви; в состав этого совещания входят все архиереи члены Собора, и тогда только это постановление принимает силу соборного определения или послания, когда оно не отвергнуто тремя четвертями голосов епископского совещания, причем для вынесения своего решения епископскому совещанию дается трехдневный срок.
Соборный Совет составляет предложения о ходе занятий на Соборе и дает направление поступающим на имя Собора делам: он состоит из президиума, состав которого мною указан выше, и трех членов по избранию Собора: митрополита Платона (от епископата), прот.- проф. А. П. Рождественского (от клириков) и проф. П. П. Кудрявцева (от мирян).
На отделах лежит предварительная разработка всех подлежащих рассмотрению Собора вопросов. Председатели отделов, их заместители и секретари избираются Собором, а в члены отделов записываются члены Собора по своему выбору, причем один член Собора не может быть членом более чем трех отделов. В нужных случаях отделы могут образовывать из своей среды подотделы способом по своему усмотрению.
Всех отделов на Соборе двадцать один:
1) отдел уставный (председатель Иаков, архиепископ Казанский, и его заместители: В. П. Шеин и протоиерей П. Н. Лахостский),
2) Высшее Церковное управление (председатель Митрофан, архиепископ Астраханский и его заместители: Мансуров П. Б. и Гермоген, епископ Тобольский),
3) епархиальное управление (председатель Георгий, епископ Минский и его заместители: проф. И. М. Громогласов и прот. А. Я. Зыков),
4) Церковный суд (председатель Сергий, митрополит Владимирский и его заместители: П. В. Цветков и В. В. Радзимовский),
5) благоустроение прихода (председатель Потулов В. А. и его заместители: Кузнецов Н. Д. и свящ. Ф. Ф. Григорьев),
6)правовое положение церкви в государстве (председатель Арсений, митрополит Новгородский и его заместители: проф. князь Е. Н. Трубецкой и Анастасий, архиепископ Кишиневский),
7) богослужение,
проповедничество и храмы (председатель Евлогий, архиепископ Волынский и его заместители: Пахомий, епископ Черниговский и проф.-прот. В. Д. Прилуцкий),
8) церковная дисциплина (председатель Владимир, митрополит Киевский и его заместители: прот. П. А. Миртов и Серафим, епископ Сердобский),
9) внешняя и внутренняя миссия (председатель Платон, митрополит Кавказский и его заместители: Серафим, епископ Челябинский и Сильвестр, епископ Омский),
10) единоверие и старообрядчество (председатель Антоний, митрополит Харьковский и его заместители: епископы Андроник Пермский и Серафим Челябинский),
11) монастыри и монашество (Серафим, архиепископ Тверской - председатель и его заместители: епископы Тихон Уральский и Феодор Волоколамский),
12) духовная академия (председатель проф.-прот. А. П. Рождественский и его заместители: проф. В. П. Рыбинский и проф. И. В. Попов),
13) духовно-учебные заведения (председатель Иоанн, архиепископ Рычиский и его заместители: прот. К. М. Агеев и П. Н. Николин),
14) церковноприходские школы (председатель Назарий, архиепископ Херсонский и его заместители: прот. П. И. Соколов и В. Г. Добронравов),
15) преподавание закона Божия (председатель Кирилл, архиепископ Тамбовский и его заместители: прот. Е. 3. Капралов и М. Ф. Глаголев),
16) церковное имущество и хозяйство (председатель Анастасий, архиепископ Кишиневский и его заместители: П. И. Астров и А. А. Осецкий),
17) правовое и имущественное положение духовенства (председатель Андроник, епископ Пермский и его заместители: прот. В.Д.Рождественский и И.М.Бич-Лубенской,
18) устройство православной церкви в Закавказье в связи с объявленной грузинами автокефалией своей церкви (председатель Димитрий, архиепископ Таврический и его заместители: Макарий, епископ Владикавказский и кн. П.Д.Урусов,
19) издательский (председатель Никандр, епископ Вятский и его заместители: Андроник, епископ Пермский и прот. П.Н.Лахостский),
20) личный состав (председатель Митрофан, архиепископ Донской иего заместители: Митрофан, архиепископ Астраханский и проф.-прот. П.И.Лепорский и
21)редакционный (председатель Рункевич С.Г. и делопроизводитель Дегтярев К.К.).
Я записался в отделы 5, 8 и 18 (мне было объяснено, что я могу записаться в три отдела). Заседания Собора бывают только дневные, а с 5 часов вечера работают отделы в помещениях епархиального дома и находящейся близ него духовной семинарии. Самый многолюдный отдел 5-й: в нем записалось свыше ста членов, а самый малолюдный –18, наш Кавказский, в нем лишь 12 членов. На вторую сессию Собора из Закавказья приехал пока я один, почему, сказали мне, после Рождества еще не было ни одного заседания Кавказского отдела». Голубцов. Стр. 151-156.
1/14 февр.
В России вводится новое летоисчисление – григорианский календарь. За 31 января по юлианскому календарю сразу наступало 14 февраля по
григорианскому.
1/14 февр.
Статья "Известий": "В Александро-Невской лавре" – о предложении нескольких служащих лавры поставить на голосование вопрос о передаче помещений лавры Комиссариату Призрения. Известия 1918, 14(1) февр., № 25
2/15 февраля
Крестный ход в Нижнем Новгороде, возглавляемый еп. Лаврентием (Князевым).
Журнал Московской Патриархии:
В праздник Сретения Господня, в Нижнем Новгороде состоялся величественный крестный ход, перед которым на богослужении в кафедральном соборе Владыка Лаврентий произнес слово о мирной христианской борьбе с врагами веры и Церкви. Когда же новая власть объявила о национализации церковных земель и недвижимого имущества, на Епархиальном съезде духовенства по инициативе епископа Лаврентия было составлено воззвание к пастве, содержащее протест против подобных действий власти. Так нижегородцы выражали свою преданность Матери-Церкви. ЖМП. Из жизни епархий. http://www.jmp.ru/jmp/07/09-07/03.htm
2/15 февр.
Расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т.ч. 2 рабочих оружейного завода.
Расстрел в Харькове толпы верующих, собравшихся для проведения крестного хода в связи с Декретом и гонениями на Церковь. Церк. Вед. 1918, № 5, стр. 209
2/15 февр.
Статья В. Славского в "Известиях": "Мобилизация Церкви". Известия 1918, 15(2) февр.
3/16 февр.
Сообщение Патриарха Тихона об убийстве митр. Владимира. Деян. Соб. 3 февр., кн. 6
Доклад об обстоятельствах убийства митрополита Владимира, сделанный на московском Соборе архимандритом Матфеем, ездившем в Киев для расследования дела.
Изложение Д.В.Поспеловского:
«Из доклада явствует, что покойный митрополит не желал признавать украинофильской церковной партии, а именно украинофилы составляли большинство монахов Киево-Печерской лавры, где он проживал. Монахи выбрали новый состав духовного собора, который митрополит отказался признать. Монахи хотели снять наместника Лавры о. Амвросия, который и сам соглашался уйти на покой, но митрополит этого не допустил. Возвращающегося с московского Собора в декабре 1917 г. Владимира в Киеве никто не встретил, так как он отказывался признавать Церковную Раду, в отличие от архиепископа Евлогия Волынского, который наряду с некоторыми другими архиереями признал Раду "правомочным органом церковной власти на Украине" – без согласия митрополита Владимира.
Последний заявил, что он скорее умрет, чем пойдет на компромиссы, в которых обвинил Евлогия и других духовных лиц. 26 января (8 февраля) 1918 г. вооруженная банда, ночевавшая
до этого в монастыре, сделала у митрополита обыск и на глазах у всех монахов увела его за угол монастыря, где и расстреляла.
Никто из монахов и из группы богомольцев в 100 - 200 человек, видевших это, не вмешался, не поднял тревоги, никто и не обеспокоился долгим отсутствием митрополита; и только на следующий день одна богомолка сообщила монахам, что тело митрополита лежит у монастырской стены. Большевики поспешили уведомить монахов и Церковь, что они никакого отношения к убийству не имели. Этот эпизод свидетельствует, конечно, о серьезных трениях и недовольстве в украинской церковной среде того времени». Поспеловский. Стр.46-47.
Рассказ митр. Евлогия об убийстве митр. Владимира:
«Впоследствии я узнал, при каких обстоятельствах владыку Владимира убили. В злодействе свою роль сыграл и Алексей Дородицын, но кровь его и на монахах Лавры. Дородицын создал для митрополита Владимира тягостное положение, которое дошло до того, что он чувствовал себя в митрополичьих покоях в Лавре, как в осажденной крепости. Когда Киев был взят, командующий большевистскими войсками Муравьев пришел к наместнику Лавры с предупреждением:
"Я буду жить в лаврской гостинице, с вами у меня телефон. Если ворвутся к вам банды с обыском, с требованием денег или случится еще что-нибудь – звоните ко мне", – сказал он. Вскоре днем в трапезную Лавры пришла банда матросов и потребовала еды. В то время как монахи их кормили, начались расспросы: довольна ли братия начальством? Не имеют ли монахи каких-либо жалоб?..
Послушники, распропагандированные революцией и возбужденные агитацией Дородицына, стали жаловаться на притеснения: народ несет в Лавру большие деньги, а поедает их "он" – и они указали наверх, где находились покои митрополита. Матросы ворвались в его квартиру, отпихнули старика-келейника, пригрозив ему револьвером – и бросились в спальню. Там они оставались около двух часов. Что в спальне происходило, неизвестно. Потом они вывели владыку Владимира и направились с ним к черному ходу.
"Прощай, Иван…" – успел сказать келейнику митрополит. Вывели владыку из Лавры незаметно. У лаврских валов матросы прикончили его – расстреляли в упор….
Он лежал полунагой, когда его нашли. Убийцы сорвали крест, панагию… даже набалдашник с посоха, только шубу не успели унести и бросили тут же…
Монахи, видевшие, как уводили их митрополита, не только не подняли тревоги, не ударили в набат, но ни звука никому не сказали. Спустя уже значительное время кто-то спохватился и позвонил Муравьеву. Тот прислал своих солдат. Допросы, расспросы: кто? Куда увели? Когда? Но было уже поздно, злодеяние совершилось..
Убиенного, полураздетого, изуродованного владыку митрополита увидала на рассвете крестьянка, несшая молоко в Лавру. Монахи объясняли свое молчание растерянностью, паникой: "Мы были парализованы…"
Митрополит Владимир был старец чистейшей, прекрасной души. Застенчивый, непоказной, незлобивый, необыкновенно кроткий, он всегда безропотно принимал испытания, которые выпадали на его долю. Его архипастырская жизнь была не из легких: его непрестанно переводили с кафедры на кафедру и тем самым лишали его возможности сродниться с какой-нибудь паствой. В Киеве в последнее время перед его мученической кончиной мы сблизились. Он меня полюбил. Мы подолгу беседовали. (…)
На Всероссийском Церковном Соборе митрополита Владимира оттеснили, в Президиум не выбрали, хоть он и был старейший. А в Киеве его обступили украинские нахалы, И, как я уже сказал, архиепископ Алексей совместно с грубыми монахами его унижали». Евлогий. Стр.285
Примеч. Л.Р. Митр. Евлогий в своих описаниях допускает неточность. Митр. Владимир был убит НАКАНУНЕ полного захвата Киева войсками Муравьева. Однако, в Лавре еще до этого засело некоторое количество вооруженных сторонников красных. См. 24 янв./6 февр.
3/16 февраля.
Рассказ прот. Георгия Голубцова о заседании Собора:
«Заседание Собора открылось сегодня в 10 ч. 5м. под председательством Арсения, митрополита Новгородского. В начале заседания секретарь Собора сообщил, что вместо заболевшего Сухумского епископа Сергия в заседаниях Собора будет участвовать его заместитель, Сухумский кафедральный протоиерей Георгий Степанович Голубцов. Затем Собор приступил к слушанию и постатейному чтению выработанного 2-ым отделом Положения "Об избрании патриарха".
Профессор И. И. Соколов выдвинул вопрос о местоблюстителе русского патриаршего престола, и Собор постановил сдать этот вопрос для всесторонней разработки во 2-й отдел Собора. Вдруг входит патриарх; Собор встречает его вставанием, поклоном и ответным на его благословение пением: "испола эти, деспота".
Заняв председательское место, патриарх при гробовой тишине сказал следующее:
"К великой скорби слухи об убийстве митрополита Владимира подтвердились. Из верных источников я узнал, что в ночь на 26-е января в Киево-Печерскую лавру пришло несколько солдат с требованием, чтобы их провели к "хозяину" лавры; их провели к настоятелю лавры митрополиту Владимиру, который спал. Солдаты его разбудили и произвели очень длительный обыск, ища, очевидно, денег, но нашли только 100 рублей. Затем заставили его одеться, объявив ему, что поведут его в комиссариат, и вывели его из лавры за ворота. Никто из, очевидно, перетрусившей братии не проявил желания проводить своего владыку. А утром 26 января владыку нашли за лаврой убитого, причем на теле оказалось несколько
ран не только пулевых, но и штыковых".
Сказав это, патриарх объявил заседание закрытым, предупредив, что сейчас будет отслужена панихида по убиенном святителе, новоявленном священномученике митрополите Владимире. Панихида была отслужена при открытых царских дверях здесь же, в церкви епархиального дома во имя св. равноапостольного князя Владимира, патриархом в сослужении архимандритов и протоиереев – членов Собора, при пении соборян. Должен заметить, что епархиальный дом, в котором происходят занятия Собора, выстроен митрополитом Владимиром в бытность его на Московской кафедре.
Да, великую потерю понесла Русская церковь в лице покойного святителя! Я очень хорошо знал покойного владыку, ибо, прослужив под его начальством около 4-х лет в Сухуме, когда он был экзархом Грузии, я и по перемещении его в Москву всегда являлся к нему во время моих ежегодных отпусков на родину. Это был человек необычайного смирения и скромности и вместе с тем необычайной силы духа. В течение многих лет он был первенствующим иерархом не только по своему общественному положению, но и по тем высоким качествам духа, коими он ярко выделялся среди всех других русских архиереев.
Вечная память священномученику митрополиту Владимиру!
По окончании панихиды состоялось торжественное открытие Священного Синода и Высшего Церковного Совета, в присутствии членов Собора и множества других лиц. Прежде всего патриарх в сослужении нескольких архимандритов и протоиереев совершил молебствие, затем обратился с краткой речью к членам Священного Синода и Высшего Церковного Совета, призывая их к жертвенной совместной с ним работе на пользу святой церкви Христовой в настоящие лукавые дни». Голубцов. Стр.160-161.