«Всероссийский Церковный Собор в дни гражданской войны заседал ежедневно и уделял особенное внимание переживаемым событиям… И на Соборе, и в церквах Москвы совершались моления о
прекращении братоубийства…»
«Всероссийский церковно-общественный вестник», 1917 год.
Генерал Лавр Корнилов
Икона Божией Матери "Державная"
Воззвание "К гражданам России" от 25 октября/7 ноября, написанное рукой Ленина. Факсимиле.
Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Признанный специалист в области истории Русской Православной Церкви и государственно-церковных отношений в XX веке. Автор семи монографий, изданных в России и за рубежом.
Арсений (Жадановский), епископ Серпуховской, возглавлявший молебен в Кремле во время штурма
Схимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни
Жребий с именем Тихона, Митрополита Московского и Коломенского
Патриарх Тихон, 1918 г.
1917. Август - Октябрь
24 авг.
  Обращение Собора ко всему православному русскому народу:
    «...Братие возлюбленные, услышьте голос Церкви. Родина гибнет. И не какие-либо не зависящие от нас несчастия тому причиною, а бездна нашего духовного падения – то опустошение сердца, о котором говорит пророк Иеремия: “два зла сотворили люди Мои: Меня, источник воды живой, оставили и выкопали себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды” (Пророч. Иерем. 2:13).

Совесть народная затуманена противными христианству учениями. Совершаются неслыханные кощунства и святотатства; местами пастыри изгоняются из храмов. Люди всех званий и состояний стремятся использовать народную беду для легкой наживы. Изо дня в день возрастает дерзость грабежей. Захват чужого добра провозглашается как дозволенный. Люди, живущие честным трудом, становятся предметом глумления и хулы. Забывшие присягу воины и целые воинские части позорно бегут с поля сражения, грабя мирных жителей и спасая собственную жизнь. А в это время на несчастную Россию надвигается ужас междоусобной войны. Наша Родина стала притчей во языцех, предметом поношения среди иноземцев из-за алчности, трусости и предательства ее сынов.

Православные! Именем Церкви Христовой, Собор обращается к вам с мольбою. Очнитесь, опомнитесь, отбросьте вашу взаимную ненависть и внутренние распри, встаньте за Россию. Вспомните предостерегающие слова Предтечи Христова: "уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Лк. 3:9). Не допустите Родину до поругания и до позорного конца.

     ...Прежде всего и больше всего да возгорятся сердца ваши любовью Христовой. Явите в делах ваших эту любовь к многострадальной, измученной России…»                 Церк. Вед. 1917. № 36-37, стр. 311-313

24 авг.
     Обращение Собора к армии и флоту:
     «...С болью душевной, с тяжкой скорбью Собор взирает на самое страшное, что в последнее время выросло во всей народной жизни и особенно в армии, что принесло и грозит еще принести Отечеству и Церкви неисчислимые беды. В сердце русского человека стал затуманиваться светлый образ Христов, начал гаснуть огонь веры православной, начало слабеть стремление к подвигу во имя Христа. Что поддерживало наш народ, что утешало и укрепляло его во дни великих испытаний среди многих скорбей тяжкой доли, что вдохновляло нашего воина служить до смерти, страдать не укоряя, умирать благословляя? – Образ Христа Страдальца, распятого за грехи человечества; примеры шедших по стопам Христа подвижников и страдальцев; заветы и благословения Церкви Святой.

Начало все это меркнуть в русских сердцах – непроглядная тьма окутала русскую землю, и стала гибнуть великая, могучая Святая Русь...

Вы, забывшие Бога и совесть, растлители в воинах чистой веры, убийцы их духа, разрушители устоев, на которых доселе крепла и развивалась воинская мощь и сила, ужаснитесь вашего сатанинского дела! Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих (Мф. 18: 6), а вашим ядом отравлены целые полки, может быть на всю жизнь развращены у многих сердца.

За ваше безумие Родина уже заплатила врагу теми ужасными поражениями, которые он так легко, без жертв и усилий, нанес нам на нескольких фронтах. Вы виновники тех бесчисленных жертв, которые в последнее время бесплодно принесены лучшими сынами Родины, павшими не только от вражеских, но и от своих мечей и пуль. Вы сделали то, что надежда России, ее богатырь-солдат теперь для многих мирных граждан стал предметом ужаса и отвращения.

Вы будете виновны, если сраженная Россия склонит свою голову, лишится своей свободы и подпадет под немецкое рабство, которое сильнее татарского придушит народ, вас же и ваших детей и внуков. Если вы делаете это по неразумию, раскайтесь и принесите плод достойный покаяния. Верните армии то, что вы безбожно отняли у нее – ее могучий дух. Если вы делаете это по злому умыслу – горе вам! Придет пора, что преданный вами народ, народ прозревший, наученный великим страданием, поймет и жестоко осудит вас. Души замученных, зарезанных, расстреливаемых по вашим наветам и советам своими же братьями наших героев долга призовут вас к суду Всевышнего. Кровь бесчисленных мучеников наших воинов, пролитая в эту войну, падет на вашу голову. Опомнитесь! Ведь и вы сыны России! Ужель мученья и смерть матери не трогают Вас? Ужель ее проклятие не страшит вас?
Обманутые врагами и предателями, изменой долгу и присяге, убийствами своих же братий, грабежами и насилиями запятнавшие свое высокое священное звание воина, – молим вас, – опомнитесь! Загляните в глубину своей души, и ваша, придушенная вражьими наветами, совесть, –  совесть русского человека, христианина, гражданина – может быть, скажет вам, как далеко вы ушли по ужасному, преступнейшему пути, какие зияющие, неисцелимые раны нанесли вы Родине – матери своей.

Ужель вы хотите свое благополучие построить на развалинах и пожарище Святой Руси? Иль вы думаете свое личное счастье купить гибелью Родины? Не может быть счастья изменнику, предателю. Ужасно Каиново счастье! "Нет мира нечестивым, говорит Бог мой" (Ис. VII:11). Молим вас: вернитесь к Богу, к правде, к своему великому долгу!..»
Церк. Вед. 1917. № 38-39, стр. 327-330

28 авг.
Требование ген. Корнилова о передаче ему полномочий для создания нового кабинета с участием Керенского и Савинкова.  Речь. 1917, 28 авг.

27-29 августа
    Собор  в «корниловские дни».
    А.В. Карташев:  
«Главнокомандующий  генерал Корнилов прислал приветствие открывающемуся Собору, и Собор послал ему патриотическую телеграмму. При таком настроении как громом  поразили соборян неожиданные для всей России "Корниловские дни" 27- 29 августа. Участники корниловского восстания обратились в частном порядке к Собору за моральной  поддержкой. Положение было крайне щекотливое. Собор колебался два дня и назначил уже  закрытое заседание для обсуждения этого вопроса. Но тем временем Керенский предал Корнилова и объявил изменником. Все это произошло  молниеносно быстро и избавило Собор от искушения и внутреннего раскола. Собор стал более осторожным в своей политической тактике, но свое отношение к Корнилову выразил  все-таки в телеграмме Керенскому, прося его не проливать крови и н  увлекаться местью».       Карташев. Стр.111.

30 авг.
Согласие ген. Корнилова подчиниться требованиям  Врем. Правительства. Керенский – верховный  главнокомандующий.  Речь. 1917, 28 авг.
31 авг.
   Подчинение ген. Крымова, возглавлявшего войска, идущие на Петроград, приказу Временного Правительства. Самоубийство ген. Крымова после личной беседы с Керенским.    Речь. 1917, 1 сент.

1 сент.
    Постановление  Собора  "по  поводу  угрожавшей  Родине братоубийственной войны":
   «...Теперь, когда вера русского воина ослаблена соблазнами противных христианству учений и власть русского военачальника подорвана, русское войско перед лицом внешнего врага готово распасться на два враждующих стана. Не со вчерашнего дня началась эта междоусобная распря. За последние месяцы от руки своих же братьев солдат погибло великое множество офицеров, преданных долгу Родины. Верная своим священным заветам, Церковь Православная не принимает участия в борьбе политических партий. И, однако, ныне, как и в дни священномученика Патриарха Ермогена, она не может оставаться равнодушною зрительницею распада и гибели Родины.
Собор свидетельствует, что упавший воинский дух русской армии может быть восстановлен не прельщением вещественными благами, а только верою Христовой, которая побуждает к бескорыстным подвигам. Этим создается та дисциплина духа, которой утверждается дисциплина внешняя.
   ...Междоусобие должно быть предотвращено, братоубийство должно быть оставлено окончательно, примирение обоих враждующих станов должно быть полным и прочным. Не должно быть места для недостойных актов кровавой мести. Памятуя о лежащей на нем обязанности служить делу мира во Христе, Собор указывает, что непременным для того условием должно служить отрешение от односторонних точек зрения класса и партий. Власть должна быть не партийною, а всенародною. А народно-русскою может быть только власть, просветленная верою Христовою.
Несокрушимо веруя, что для спасения Родины требуется Божья помощь и самоотверженная любовь ее сынов. Собор ждет от русской государственной власти тех подвигов этой любви, которая сделает ее достойною благословения Божия».
Церк. Вед. 1917. № 40-41, стр. 359-360


2 сент.

Провозглашение Временным Правительством "Российской Республики" (узурпация права Учредительного Собрания на выбор формы правления – Л.Р.) и передача власти "Совету пяти", во  главе  с Керенским. 
Речь. 1917, 3 сент.

8 сентября
Избрание Католикосом-Патриархом  всей Грузии епископа Полоцкого и Витебского Кириона (Садзагашвили), автора ряда работ по истории Грузинской Церкви. В 1906 г. представил в Предсоборное Присутствие "Четыре доклада в пользу грузинской церковной автокефалии".    
РПЦ. Очерки истории, стр. 22

14 сент.
Всенародное моление в день Крестовоздвижения о спасении Державы Российской.    Церк. Вед. 1917. № 36-39, стр. 313

14 - 22 сент.

В Петрограде собирается Демократическое совещание, в задачу которого входит выработка принципов будущего правительства до созыва Учредительного собрания. Единственный итог конференции – образование предпарламента.

4 октября
Послание Собора всем чадам Церкви по поводу приближающихся выборов в Учредительное Собрание:
«Великое дело предлежит народу православному. Уже не в первый раз в нашей истории рушится храмина государственного его бытия, а Родину нашу постигает гибельная смута.

И опять, как три века назад, призывается Русь разумом всенародным скрепить правовые устои,  возродить пошатнувшуюся мощь, твердыми законами оградить свободу и порядок в земле нашей.

...Непримиримостью партий и сословным раздором не созидается мощь государства, не врачуются раны от тяжкой войны и всегубительного раздора. Царство, раздельшееся на ся, изнеможет. Не надлежит обращать соревнования партий, сословий, народностей в междоусобную распрю. Всенародным единением, озаряемым общею верою, просветляемым неподкупною совестью, искони утверждаются царства, с пошатнувшейся верой, с затемнившейся совестью расточаются силы, рушатся державы. О том вещает мудрость веков, эту истину скорбным путем познает теперь Родина наша, отравленная злобной завистью и лютой корыстью. Пусть победит в себе наш народ обуревающий его дух нечестия и ненависти, и тогда дружным усилием легко и светло совершит он государственный труд свой. Соберутся кости сухие, облекутся плотию и оживут по велению духа. Но без любви, смирения, кротости, всуе приступим к великому делу... В родине видится оку веры земля святая... И по истине не мила нам и родина без святой веры нашей. Пусть же носители веры призваны будут уврачевать ее болезни...»   Церк. Вед. 1917. № 42, стр. 375-377

7 октября
Открытие предпарламента. Большевики покидают его с первого же заседания.

11 октября

   Начало обсуждения на Соборе вопроса о восстановлении Патриаршества.
     А.В. Карташев:
     «Инстинкт подсказал Собору мысль, что следует поторопиться с организацией высшей  церковной власти независимо от ее фиктивной опоры на власть общегосударственную. И вот, 11 октября специальный отдел Собора устами своего председателя Митрофана,  архиепископа Астраханского (впоследствии убитого большевиками), ставит на обсуждение  вопрос об избрании Патриарха.

    Развернувшиеся горячие прения по этому вопросу вскрыли самую суть, сердцевину давнего расхождения церковных партий: правой и левой. Правые были за немедленное  избрание Патриарха. Левые стояли за управление церкви реформированным Синодом,  избираемым периодическими Соборами. Тем не менее, азбука церковных канонов и истории была так очевидна, и тот факт, что решительно все автокефальные церкви востока, даже еретические, возглавлены первоиерархами, за странным исключением одной только русской, был так убедителен, что все возражения против восстановления патриаршего сана в России казались какими-то лукавыми софизмами, продиктованными посторонними соображениями. Может быть, эти прения и затянулись бы надолго, если бы не  большевистский переворот 25 октября…»    Карташев. Стр.112.
12  октября
Петроградский совет создает Военно-революционный комитет для организации обороны города от немцев. Большевики под руководством Троцкого преобразуют его в штаб по подготовке вооруженного восстания. Совет обращается к солдатам столичного гарнизона, к красногвардейцам и кронштадтским морякам с призывом присоединиться к нему. 
Сайт "Хронос". Хроника распада России в 1917 году.     http://www.hrono.ru/1918ru.html

13 октября
     Последнее (шестое) явление  Пресвятой  Богородицы в Фатиме. Великое  чудо – «пляска солнца», явленное собравшейся  толпе (50-70 тыс. чел.). Чудо было заранее (13 июля) обещано в этот день Богородицей для свидетельства («чтобы люди поверили в Нее»), но 19 августа Богородица сказала детям, что «из-за гордого  противления злых людей обещанное Ею чудо в октябре будет менее значительным».
   Явление Святого Семейства трем детям во время «пляски солнца».
   Последние слова Богородицы в Фатиме: 
  «Нужно, чтобы люди исправились и просили прощения в грехах своих. Пусть они перестанут оскорблять Господа. Он и без того претерпел уже слишком много оскорблений».
    Описание «пляски солнца»: 
«Вдруг солнце задрожало, закружилось наподобие огненного колеса, бросая во все стороны снопы яркого света, принимавшего поочередно различную окраску. Все созерцавшие это небесное знамение люди ясно увидели, как один человек, что солнце отделилось от тверди небесной и зигзагообразными скачками устремилось на них, излучая сильное тепло. Солнце, внезапно остановившись во время своего головокружительного падения, зигзагообразно поднялось на небо и мало - помалу стало сиять своим обычным  светом среди ясного неба. Толпа поднялась с колен  и, как один человек, пропела "Верую".  "Пляска солнца" продолжалась всего минут десять. Ее видели все. Небывалое движение солнца наблюдалось за пять и более  километров от Кова-де-Ирия (места явления)».              Фатима. Стр. 20-26.

13 октября 
  Донесение Св. Синоду митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина) об обретении  2 марта 1917  г. иконы Божией  Матери «Державная».

    В донесении сообщается следующее (в моем слегка сокращенном изложении - Л.Р.)
    Крестьянка Евдокия Андрианова рассказала  приходскому священнику о своих двух сонных видениях.
    В первом, бывшем 11 февраля, в чистый Понедельник, ей было сказано:
"Есть в Коломенском большая черная  икона, ее нужно сделать красной и пусть молятся".

   Второе видение было 26 февраля:

   «Белая церковь, в которой происходит спор со старообрядцами и среди храма она видит торжественно восседающую женщину,  хотя лик ее был не видим. По сторонам  присутствовали два иеромонаха, и когда один из них объявил, что сейчас начнется спор со старообрядцами, то на приглашение выйти, так как соберется толпа и будет душно, женщина согласилась и величественно пошла», причем Андриановой было памятно, что  "самый выход был как бы из подвала, а не из парадного хода храма".

    Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил ее в храм, где ей были показаны все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где еще икон. На этот вопрос священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону. Когда ее принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика. Тотчас же промыли  икону и на ней оказалось  изображение: "Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне,  в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове  корона, на коленах Божией Матери – Благословляющий Спаситель".  Андрианова, находя, что эта икона вполне соответствует ее видениям, тотчас же попросила отслужить молебен, и с этого  времени стала разноситься среди местных жителей слава об иконе среди  всех окрестных  жителей и весьма многие прибегают к помощи Царицы Небесной. О чудесах же от иконы не было заявлено.

    Произведенным по поручению Преосвященного Иоасафа расследованием выяснилось, что обстоятельства вполне подтверждены показаниями допрошенных лиц. (Еп. Дмитровский Иоасаф Каллистов временно управлял Московской митрополией с 20 марта по 2 июля 1917г.).

    Икона не древняя, не старше конца 18 века, по образу написания принадлежащая к типу Цареградских икон Богоматери. Известный археолог И. Снегирев считает, что икона принадлежала к иконостасу, перенесенному в свое время из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря.

Донесение митр. Тихона заканчивается словами:
    «Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для  возношения молений перед Нею.
   О вышеизложенном  долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду на благоусмотрение».

   Примечание  М.А. Бабкина:
   «При первом и последующих упоминаниях фамилии в тексте документа – Андрианова.
    Однако в современном официальном издании фамилия крестьянки значится без "н":  Адрианова  (см. ЖМП. 1993. №3. С.31). Разночтение, видимо, связано с тем, что в святцах  РПЦ нет имени "Андриан", но есть "Адриан". У старообрядцев же наоборот: имя в святцах пишется с "н". Вероятно, в официальном  издании фамилия крестьянки приводится без "н", с целью подчеркнуть ее принадлежность к РПЦ.
     Во всех публикациях с повествованием об истории обретения "Державной" опущен  эпизод сна крестьянки, связанный с видением двух иеромонахов и упоминанием о  старообрядцах».   Бабкин. Стр.417-418.
  
Из записи  рассказа крестьянки  Е.И. Андриановой об обретении ею Державной иконы Божией  Матери:
   «…Сон. Воскресенье  на понедельник,  на  3-й неделе Великого  поста.
   Вижу – белая церковь, где должен быть спор со старообрядцами, вижу – в храме народ  стоит в беспорядке, прохожу на середину, народ вмиг пропал и только осталась ОДНА  ЖЕНЩИНА (здесь и ниже выделено в источнике), которая села среди храма.
    Вижу – справа стоит еромонах поодаль, задом к ней, у него раскрыта книга, в которой он  перебирает листы, он был высокого роста, русый, без бороды, клобука, в мантии, древний, слева выходит другой  еромонах, тот был в клобуке, черный, с бородой, он заявил при этом: будет спор со старообрядцами о СЛОВЕ БОЖИЕМ и по окончании этого он обратился ко мне, взглянув на меня. И в этот момент я обратилась к ЖЕНЩИНЕ, слезно прося  ЕЕ,  и сказала: пойдем отсюда, найдет народ и здесь будет душно.
    ОНА вмиг встала, пошла, я оглянулась назад и вижу, что еромонах на четверть стоит  в земле (тот, который стоял слева), когда я подошла к диванчику, чтобы взять платье, в этот момент в стене образовалась брешь, куда пошла ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ…»
    Запись, со слов  Е.И. Андриановой, сделана  в марте 1917 г. мещанином Семеновской слободы  И.Д. Покровским.
Машинопись. Подлинник.
  Бабкин. Стр.419-420.   Цит. по: Православная  Москва в 1917-1921 гг.
Сб.  док. и материалов. Изд. Главархива Москвы. 2001.

В издании  Патриархии (ЖМП 1993,№3) сказание о явлении иконы заканчивается следующими словами:
   «По некоторым сведениям установлено, что Державная икона Божий Матери до 1812 года принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. В год нашествия Наполеона на Москву она была спрятана в селе Коломенском и, вероятно, оставалась забытой там в течение 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время. Ведь икона эта обнаружилась в совсем особое  время – в начале русского лихолетья. День ее явления совпал с днем отречения от престола последнего царя, а царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя  и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, словно отражающая цвет крови.
   Служба и акафист Державной иконе Божией Матери составлены с участием Святителя Тихона (Белавина).
   Обретенная икона находится в храме в честь Казанской иконы Божией Матери, что в Коломенском.
   Празднование в честь Державной иконы ежегодно совершается  «2 марта по церковному календарю».        Бабкин. Стр.421-422.

20 октября

   Послание Собора по поводу расхищения церковного имущества и земли:
«Печальные вести доходят до Церковного Собора с разных мест земли русской. То и дело слышим об ограблениях церквей, монастырей, землевладельцев, а нередко и об убийствах служителей Божиих и мирных обывателей мирского звания...
   ...Опомнитесь, православные христиане! Устыдитесь хотя бы всех иноверцев, живущих на нашей земле: они в настоящем году умножили свои заботы, свое усердие к своим храмам и духовным лицам, и все сословия их, сплотившись вместе, вместе стоят друг за друга; неужели же самый благочестивый народ русский, а равно и прочие православные народы на св. Руси окажутся лютым врагом своей Церкви, своих священников и прочих своих сограждан.
   ...Возвратитесь к честному труду над своим собственным добром, а чужого не касайтесь, пока высшая власть, т.е. Учредительное Собрание, не установит каких-либо новых земельных законов.
...Самое пожелание завистливое есть нарушение заповеди, а грабеж – тяжкое преступление, привлекающее  гнев Божий на весь народ».    Церк. Вед. 1917.  № 43-45, стр. 399-401

23 октября
Определение Собора "по поводу правительственного законопроекта о церковно-приходских школах":
«Собор... считает долгом заявить Временному Правительству, что закон 20 июня 1917 г. о передаче церковно-приходских школ в ведомство Министерства народного просвещения причиняет большой вред Православной Церкви в ее христианско-просветительной деятельности, внезапно отнимая у православных приходов незаменимое средство выполнять свое важное назначение...»  Опр. и Пост. Вып. 2, стр. 16-20

16/29 октября
Пленум Петроградского совета принял предложенную председателем Совета Л. Д. Троцким резолюцию о создании Военно-революционного комитета. Повод: захват германскими войсками ряда островов: ключевых форпостов при входе в Финский залив и обвинения в адрес Временного Правительства о якобы его "отказе защищать Петроград".
В ВРК вошли, кроме президиумов Совета и его солдатской секции, представители Балтийского флота, железнодорожного союза, заводских комитетов, профессиональных союзов, военных организаций представленных в Совете партий, красной гвардии и др.
Точный персональный состав ВРК не установлен: в исторических исследованиях называются от 30 до 104 фамилий.
1.Википедия ст. "Военно-Революционные Комитеты"
2. Александр Рабинович. Волнения в гарнизоне и Военно-революционный комитет  http://scepsis.ru/library/id_1530.html

21 октября/3 ноября
Избрание бюро ПВРК: большевики Н. И. Подвойский, В. А. Антонов-Овсеенко, А. Д. Садовский; левые эсеры П. Е. Лазимир, Г. Н. Сухарьков. Там же

24 октября/6 ноября
ПВРК (Петроградский Военно-Революционный Комитет) направляет своих комиссаров на все стратегические объекты Петрограда. Там же

25 октября/ 7 ноября
Вооруженный захват Петроградским Военно-революционным комитетом правительственной власти (впоследствии получивший  название: «Великая Октябрьская Социалистическая Революция» - Л.Р.).   
Воззвание Петроградского Совета, написанное Лениным:

"К гражданам России!
Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.
Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства – это дело обеспечено.
Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!
Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов
25 октября 1917 г. 10 ч. утра"
1.Известия ЦИК. 1917, 27 окт
2.Декреты Советской власти, т.1: 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г.,
Москва 1957, с. 2.

26 октября

Избрание большевистской частью «Съезда Совета рабочих  и солдатских  (в основном  из  дезертиров: воинских частей, скопившихся в Петрограде и отказавшихся идти на фронт Л.Р.) депутатов» Совета Народных Комиссаров  в  качестве  правительства.                 Известия ЦИК. 1917, 25 окт.

27 октября/9 ноября

Конфискация Военно-революционным комитетом газеты "Известия  Всероссийских  Советов  Крестьянских  Депутатов". Закрытие кадетской газеты "Речь", а  также  ряда правых газет.        Известия ЦИК. 1917, 27 окт.

27 октября
Постановление Совета Нар. Комиссаров о созыве Учредительного Собрания в намеченный срок.       Известия ЦИК. 1917, 28 окт.

27 октября/9 ноября

Декрет большевистско-эсеровского Совнаркома о печати (об ограничении свободы печати). Принят большинством в один голос.
     «...Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону...»        Известия ЦИК. 1917, 28 окт.

Текст Декрета:
Декрет о печати
27 октября (9 ноября) 1917 г.                                                                  
     В тяжкий решительный час переворота и дней, непосредственно за ним следующих,  Временный революционный комитет вынужден был предпринять целый ряд мер против контрреволюционной печати разных оттенков.
     Немедленно со всех сторон поднялись крики о том, что новая социалистическая власть нарушила, таким образом, основной принцип своей программы, посягнув на свободу печати.
     Рабочее и Крестьянское правительство обращает внимание населения на то, что в нашем обществе за этой либеральной ширмой фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс.
    Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий  буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и  крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы. Вот  почему и были приняты временные и экстренные меры для пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса.
     Как только новый порядок упрочится, – всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону.
     Считаясь, однако, с тем, что стеснение печати, даже в критические моменты, допустимо только в пределах абсолютно необходимых, Совет Народных Комиссаров постановляет:
                                Общее положение о печати
     1) Закрытию подлежат лишь органы прессы:  1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству; 2)сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов; 3) призывающие к деяниям явно преступного, т.е. уголовно наказуемого характера.
     2) Запрещения органов прессы, временные или постоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров.
     3) Настоящее положение  имеет  временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни.
     Председатель Совета Народных Комиссаров
     Владимир Ульянов-Ленин.
Декреты Советской власти.Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/press.htm

Примечание Л.Р.  Запрет на свободу слова до конца оставался основой советского строя. Когда этот запрет был ослаблен (с 1988 г. т.н. "гласность"), Советский Союз  рухнул через 3 года.

28 октября - 4 ноября
Восстания юнкеров в Петрограде и Москве. Признание Ленина на заседании ЦИК о том, что "во имя свободы печати было устроено восстание юнкеров, объявлена война в Петрограде и Москве".       Известия ЦИК. 1917, 7 ноября

30 октября
Принятие Собором решения о восстановлении патриаршества и о порядке избрания Патриарха. Первое голосование – выбор кандидатов: митр. Антоний - 101; арх. Кирилл - 27; митр. Тихон - 23. Признано не действительным  ввиду отсутствия кворума.    Деян. Соб. 30 окт.
  
31 октября
Вторичное голосование (митр. Антоний - 159; арх. Арсений - 148; митр. Тихон - 125), первый кандидат – митр. Антоний. Выборы второго и третьего кандидатов: арх. Арсений и митр. Тихон.   Деян. Соб. 2 нояб.

2 ноября
Извещение Н.И. Львова и И.Т. Евсеева (члены Собора от Гос. Думы) о том, что они сложили с себя полномочия членов Собора.    Деян. Соб. 2 ноября

2 ноября
Доклад Собору членов соборного посольства (возглавляемого митр. Платоном), посетившего Московский воен.- рев. комитет для переговоров о прекращении кровопролития на улицах Москвы.  Деян. Соб. 2 ноября

Ольга Васильева:
В ее состав для переговоров с московским Военно-революционным комитетом входили: митрополит Тифлисский Платон, епископ Камчатский Нестор, архимандрит Виссарион, протоиерей Э.И. Бекаревич, священник В.А. Чернявский, А.И. Дайн и П.И. Уткин.    
Утром 2 ноября 1917 года делегация отправилась в штаб Военно-революционного комитета, а к полудню, по возвращении ее, глава делегации митрополит Платон доложил Собору следующее:

     «Должен прежде всего сказать, что первый раз в жизни я испытал такое острое и сильное впечатление. Большего озлобления у людей и непонимания того, что они совершают, я не могу себе и представить. Я даже представить не могу, чтобы люди доходили до такой страшной злобы. Единственное утешение я находил в том, что впервые увидел на улицах всю силу веры в душе православного человека…
     Идя к цели нашего путешествия, мы спросили по дороге милиционера, где находится Военно-революционный комитет. По указанию этого милиционера мы направились к бывшему генерал-губернаторскому дому на Тверской улице. В дальнейшем пути мы встречали на улице абсолютно одно внимание. Многие солдаты снимали фуражки, крестились и подходили ко мне целовать крест.
     Подходим наконец к генерал-губернаторскому дому и видим здесь большую солдатскую толпу. У выхода из дома тянулась бесконечная лента солдат, которые начали посматривать на нас далеко не дружелюбно. Так мы здесь попали в атмосферу злобы.
     Нам сразу поставили вопросы: “Где вы были раньше? Зачем мешать религию в наши дела? Зачем тут духовенство? Оно уже известно своим раболепством. Идите лучше к своим юнкерам”. Обращаясь лично ко мне, некоторые сказали: “Уходи в Кремль. Там твои”. Простояли у дома минут 15–20, стараясь успокоить солдат.
     Я обратился к одному человеку, самому злобному, бывшему в форме солдата, сказав ему, что религии здесь место, что мы не исполнили бы долга, если бы не думали об этой гражданской войне (выделено мною. – О.В.), а теперь мы на своем месте. Высокопреосвященный Димитрий, преосвященный Нестор, священники Чернявский и Бекаревич беседовали с другими.
   Пришлось наблюдать нам и такую картину: солдаты, окружив кольцом, вели значительную группу евреев, захваченных, когда последние стреляли из переулка и готовились стрелять из пулемета. Над головами евреев солдаты махали ружьями и повели их, как говорили в толпе, к расстрелу. Вообще озлобление против евреев неописуемое.
     В дальнейшем я, и только один я, получил приглашение войти в дом. Не могу вам описать, что в нем увидел. Если на улицах всюду теперь грязь, то там в полном смысле слова болото.
     Мне пришлось протискиваться среди женщин, среди всевозможного народа со свирепыми лицами, в загрязненном виде, не знающих туалета; у многих людей были испитые лица… Так меня провели через две комнаты, повели потом вниз, затем вверх. Опять я прошел через две комнаты и уже в третьей увидел группу военных и светских лиц, а также проходящих женщин. У дверей стояли часовые.
     Не помню всего, что говорил я здесь, но все-таки в общем припоминаю мною сказанное. Я говорил, что пришел к ним с приветом, с Богом, с Христом.
     “И вы, – продолжал я, – со Христом, и между нами – Христос. По Его милости Господней я пришел к вам и буду говорить с вами о любви”.
     Дальнейшая фраза моя была такова: “В настоящий момент, когда здесь кровь льется, когда ужасом наполняется страна, Священный Всероссийский Собор не может молчать, и он послал меня во имя братолюбия, во имя московских святынь, во имя Ермогена и других святителей, на святые жилища коих летят бомбы, во имя ни в чем не повинных женщин и детей, во имя всего этого Собор послал меня и спутников моих”.
     (Кто-то предложил митрополиту сесть, и он стал умолять этого человека прекратить междоусобие.)
     “Если нужно, – добавил я, – то я прибегну к последнему средству”. При этом я стал опускаться пред ним на колени. Он подхватил меня и стал рассказывать, что драма переживает последние минуты, что всего несколько часов отделяют нас от мира, но что перемирия другой стороной дано не будет. “Но мы, – говорил этот господин, – испортили бывшее перемирие, и теперь мы предложили им сдаться. Мы послали двух делегатов и ждем ответа в положительном смысле.

    (Митрополит Платон спросил о возможной расправе.)

 
  “С нашей стороны расправы не будет. А юнкера вот что делают. Вчера они в Кремле захватили в плен солдат, вывели их к памятнику Александра II, выкопали яму, перестреляли солдат и бросили их туда. Может быть это и ложь, но это чрезвычайно взвинтило нервы солдат. И все же могу сказать, что расправы с юнкерами не будет. Вчера или сегодня (не помню точно указанной собеседником даты) в 3 часа ночи была взята телефонная станция. Захвачено было 140 юнкеров и служащих на станции. Хотя и ожидали, что на них зверски нападут, но они целиком были доставлены к нам, и ни один не пострадал. Им, юнкерам, надо сдаться. Да к тому и идет дело”.
     Но когда я сказал об юнкерах, что они, как юноши, горячи, что они отстаивают Родину и можно допустить, что они будут сражаться до последнего, то собеседник мне сказал, что к вечеру Собор уже узнает о мире.
     “Но что же с Кремлем?” – спросил я,
     На что последовал ответ: “На Успенский собор не было сброшено специальных ударов. Пострадал только Чудов монастырь”.
     “Кто же участвует в примирении враждующих?” – снова задал я вопрос. Собеседник ответил: “Железнодорожный союз, социал-революционеры, меньшевики и прибывшие из Петрограда представители газеты "Новая Жизнь"”.
     Я продолжал: “Не отправиться ли мне со спутниками, которых сюда не пропустили, в Кремль? Мы побеседовали бы с юнкерами; и их надо бы посетить”. На это последовал ответ: “Это было бы возможно, но по пути туда вы подвергаетесь опасности попасть под выстрелы”.
     “Что же, значит нам надо возвращаться домой?” – спросил я.
     “Да”, – ответил этот господин.
     Я спросил: “А с кем я имею дело?” От ответил: “Фамилия моя Соловьев”.
     При этом он взял у меня благословение, проводил на площадь, стараясь обезопасить проход. Довел меня он до памятника Скобелеву к спутникам моим, мы перекрестились и пошли сюда, получив проводника и пропуск».
     Закончив доклад Собору, митрополит Платон отправился было с кафедры, но, вспомнив упущенное, вернулся и добавил: «Когда во время беседы моей с Соловьевым вбежал офицер и сказал: “Нашли пулемет на церкви”, я стал просить: “Пощадите церковь!” – и он мне сказал, что не будет трогать ее. Из этого я вновь заключил, что религиозное чувство у этих людей не умерло, оно у них есть».   
ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 35. Лл. 67–69.
Цит. по: Ольга Васильева. Сокрушение совести. http://www.rustrana.ru/rubrics.php?r_id=2432


2 ноября
Отклонение Собором предложений о немедленной организации крестного хода.      Деян. Соб. 2 ноября

Призыв Собора к обеим сражающимся сторонам о прекращении кровопролития, недопущении расправы с побежденными и сохранении святынь Кремля:
«...Во имя Божие Всероссийский Священный Собор призывает сражающихся между собой дорогих наших братьев и детей ныне воздержаться от дальнейшей ужасной кровопролитной брани. Священный Собор от лица всей нашей дорогой Православной России умоляет победителей не допускать никаких актов мести, жестокой расправы и во всех случаях щадить жизнь побежденных. Во имя спасения Кремля и спасения дорогих всей России наших в нем святынь, разрушения и поругания которых русский народ никогда и никому не простит, Священный Собор умоляет не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу...»                   Деян. Соб. 2 ноября

2  нояб.
"Декларация прав народов России" провозглашает равенство и суверенность народов России и их право на свободное самоопределение вплоть до отделения.

4 ноября
Принятие Собором общих положений о высшем управлении Православной  Российской  Церкви:
    «1.В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.
2.Восстановляется патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом.
3. Патриарх является первым среди равных ему епископов.
     4.Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».
                                                        1. Деян. Соб. 4 ноября
                                                       2.Опр. и пост. Вып. 1, стр. 3

    А.В. Карташев:
«Под залпы артиллерийских выстрелов, громивших самый Кремль и попадавших в  кремлевские соборы и монастыри, под свист пуль уличных боев волевое решение  подавляющего большинства соборян должно было оформиться. Для колебаний не осталось времени. Бесспорно, как это выразилось и открыто в речах, у многих были надежды – получить в лице Патриарха не только возглавителя Церкви, но и национального вождя, живое лицо которого могло бы быть некоторым центром притяжения и собирания  разбушевавшейся массовой стихии. Но либеральные защитники идеала соборности в смысле  осуществления канонической свободы самоуправления  в церкви добились своего. Они  включили вопрос о восстановлении патриаршества в законодательное определение о  соборной форме высшей церковной власти и этим сделали из русского Патриарха  конституционного председателя соборных  учреждений, лишенного возможности стать  церковным монархом».  Карташев. Стр. 112-113.

Догматическое обоснование принципа Патриаршества.


Из статьи-речи члена Собора Н.И. Троицкого:
«...Каким же должен быть Патриарх в отношении к прочей иерархии, особенно – к епископам? На это уже существует ответ: в отношении к епископам Патриарх должен быть "первым иерархом между равными". И это есть совершенно точное о нем понятие, и только она придает ему истинно апостольский (здесь и ниже подчеркнуто  Н.И. Троицким Л.Р.) характер. Здесь, в обширных речах, некоторые собеседники несколько касались святости Церкви, многие и много до излишества говорили о соборности ее, но сравнительно очень мало было сказано о ее апостольстве. А между тем, именно с этим ее характером стоит в связи данное понятие о Патриархе как "первом среди равных"...

  Понятие "первый среди равных" имеет для себя глубокое догматическое и историческое основание. Пред вознесением Своим на небо Спаситель, посылая учеников Своих на всемирную проповедь, повелел им: "Шедши научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28:19). И мы православно исповедуем, что Лица Св. Троицы равны и равночестны, но первое именуется Отцом, и это Лицо Отца будет именоваться всегда первым из трех Лиц Св. Троицы, равных между собою. Перестановка здесь невозможна, и порядок этот останется вечно неизменным, ибо и он основывается на истории божественного Откровения...

  И при этом порядке Лица Святой Троицы все равны: здесь нет подчинения одного Лица другому, но есть первое между равными – всегда первое между всегда равными, и при таком равенстве сии Лица никогда не могут быть смешиваемы и переставляемы. Посему-то и Спаситель, открывший тайну трех Лиц Божества, повелел возвещать ее только в порядке исторического откровения, как она действительно была и пребудет открытою...
Но, от Евангельской догмы переходя к апостольской истории, видим, что идея "первый среди равных" встречается при самом возникновении Апостольской Церкви – в первом сонме 12-ти Апостолов. ...И Самому Христу, и Апостолам, и всему народу Симон Петр говорил, как "первый между равными", или, как выражается дееписатель Лука, "став посреди учеников", или "став с одиннадцатью"...

Как первый и таковой между сими ему равными он и есть Апостольский прототип всех патриархов последующих исторических времен Церкви. Таким-то именно должен быть и высший иерарх Русской Церкви – "как первый между равными ему иерархами", первый – в деле исповедания веры, и в управлении Церковью, и в приумножении ее членов.

Таковое, истинно апостольское патриаршество и предстанет в Русской Церкви, если Патриарх ее будет именно как первый среди равных...»         Деян. Соб. Кн. III. Приложение  к Деяниям 31.

Из статьи-речи члена Собора А.В. Васильева "Патриаршество и соборность":
   «Православно понимаемая соборность,  по которой все стосковались и восстановления которой хотят, объединяет в себе совет и священноначалие.
 
Прообраз соборности Триединый  Бог
(подчеркнуто А.В. Васильевым Л.Р.): при равночестности Божественных Лиц в Нем есть и священноначалие. От Единого источника Начала-Отца рождается Слово-Сын и исходит Дух Святый. Господь наш Иисус Христос говорит: "Аз и Отец едино есма", "видевый Меня виде и Отца", но Он же сказал: "Отец Мой болий Мене есть" и – "снидох с небесе не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца". В предвечном Божием Совете о творении мира и человека участвуют все Божественные Лица: но Сын покорствует Отцу до самоуничижения, до сошествия на землю в образе человека-раба, до страданий и смерти крестной. И Дух равен Сыну и Отцу; но Сын посылает Его от Отца и Он покорен Отцу и Сыну, нисходит на нашу грешную землю, животворит, просвещает и святит ее. И весь мир, и все населяющие его Богозданные твари носят в себе, в меру большего или меньшего их совершенства, образ и подобие своего Творца.

О человеке прямо сказано в книге Бытия: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию".
Человек, как и его Творец, соборен и иерархичен в телесном составе, а в душевном существе – триедин. Но в его отдельности он еще не венец Божественного Творчества. Правда, сотворив его в 6-й день, Бог почил от дел Своих; но Господь наш Иисус Христос говорит: "Отец Мой доселе делает, и Аз делаю". Но это Божественное делание уже не непосредственный вызов стихий и существ Божественным Словом из небытия к бытию, а зодчество из данных в первые дни стихий и сил, совершаемое при посредстве созданных тогда же разумных тварей, главным образом – человеков и ангелов...

Церковное наше священноначалие идет и получает свое освящение и благодатную(выделено  мною Л.Р.) силу и власть не от избрания снизу, а сверху. "Не вы Меня избрали, - говорит Христос ученикам, – но Я вас избрал". И Он дал им власть учить и священнодействовать, вязать и решать и пасти Его стадо, и от Апостолов передается преемственно эта власть чрез святительское рукоположение доныне. По православному нашему пониманию, Церковь не только общество верующих, но – тело Христово; тело же возглавляется единою главою, и все члены его от нее получают веления, куда им двигаться или что делать. Верховному Апостолу Петру  трижды повелел Господь: "паси агнцы (овцы) Моя", и на этом камне воздвиг Он Церковь Свою и обещал, что врата адова не противостанут ей. И Церковь Христова, в Православном ее понимании, не бездеятельная и не оборонческая, но воинствующая, наступательная. "Дадеся Мне всяка власть (подч.  Васильевым Л.Р.) на небеси и на земли. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам; и се Аз с вами семь до скончания века", –  таковы последние слова, последний завет Господа нашего Иисуса Христа Апостолам и их преемникам перед вознесением Его на небо.

     И как всякому великому воинству необходимы единый верховный вождь и подчиненные ему вожди – военачальники в каждом самостоятельно действующем отряде, так и великое воинство Христова – Святая Вселенская Церковь, возглавляемая единым Верховным Пастыреначальником Господом Иисусом Христом, в каждой из автокефальных, самостоятельных своих частей должна иметь своего верховного пастыреначальника и вождя в лице первоиерарха своего народа, своей области или страны» (Выделено  мною – Л.Р. Здесь  четко выражен  образ  Церкви как  армии, как Божьего войска).          
Деян. Соб. III. Прилож. к Деян. 31

4 ноября
Воззвание Собора о помощи солдатам, находящимся в немецком плену.     Деян. Соб. 4 ноября

4 ноября
  Сообщение митр. Вениамина Собору о событиях последних дней в Кремле:
«Ужасные дни пришлось пережить в Кремле, но Господь судил сохранить святыни. Уцелел и я с монастырской братией. Монашествующие все видят в этом милость Божию по заступлению Пресвятой Богоматери, Святого Архистратига Михаила и Святителей Алексия и Ермогена. Им мы все время приносили усердные молитвы. Только в Чудовом монастыре, среди всех храмов Кремля, совершалось непрерывное моление, которое в среду и четверг совершалось перед мощами Св. Алексия, перенесенными в подземелье, в церковь Святителя Ермогена.

  …Надо пережить, что мы пережили, чтобы почувствовать, что творилось в Кремле.
  Когда сыпались снаряды, мы молились, чтобы Господь примирил убивающих друг друга.
   Когда сражавшиеся падали трупами, мы молились "об убиенных во дни и в нощи".
   Когда после литургии и всенощного бдения мы собирались на молебен, за которым читалось Евангелие со словами: "мир вам", то эти слова производили на нас особенно сильное впечатление. Все исповедывались и причащались, как те, которые служили с приготовлением, так и те, которые были без этого приготовления. И Господь сохранил всех нас.

  …Теперь не время для речей. Ведь пережиты ужасы. Мы не знаем истинного положения вещей, его исторической стороны: кто больше виноват, а кто меньше, нам не ведомо. Не надо нам вспоминать бывшее, искать виновников происшедших событий. Вспомним лучше сказанные нашим русским Златоустом архиепископом Херсонским Иннокентием слова в Великий  Пяток: "Теперь не время слов и речей, а время – молиться и плакать". Прошу поэтому прекратить все речи о минувших событиях: это делу не поможет. Лучше простим  всем все и будем молиться, чтобы Господь укрепил силы духовные насельников Чудовой обители, чтобы милость Божия всегда была с ними и чтобы благодать Божия от сей обители разлилась по всей стране и внесла успокоение в мятущиеся сердца».         Деян. Соб. 4 нояб.

4 ноября
Принятие Собором решения об избрании Патриарха на следующий день – 5(18) ноября – в Храме Христа Спасителя и принятие порядка церемониала избрания: по жребию из трех кандидатов, набравших наибольшее число  голосов.       Деян. Соб. 4 ноября
    
А.В. Карташев:

«Роль жребия в избрании епископов, завещанная нам Византией, особенно широко практиковалась в древней Руси,  в  Новгороде и в Москве, при поставлении Патриархов».                   Карташев. Стр.114.
  

5 ноября
Избрание Патриарха по жребию в Храме Христа Спасителя. Слово преосв. Тихона при встрече депутации, сообщившей ему об избрании в Патриархи.

Описание избрания митр. Евлогием:
      «Все с трепетом ждали, кого Господь назовет... По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец – иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни (неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры), ради церковного послушания участвовавший в Соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир  внятно прочел:  "Тихон, митрополит Московский". Словно электрическая искра пробежала по молящимся... Раздался возглас митрополита: "Аксиос!", который потонул в единодушном "Аксиос!.. Аксиос!.." духовенства и народа. Хор вместе с молящимися запел "Тебе Бога хвалим"... У многих на глазах были слезы. Чувствовалось, что избрание Патриарха для всех радость обретения, в дни русской смуты, заступника, предстателя и молитвенника за русский народ...Всем хотелось верить, что с Патриархом раздоры как-то изживутся...
Когда мы расходились и надевали шубы, протопресвитер Шавельский сказал: "Вижу, Господом Церковь наша не оставлена..."»
                            1. Деян. Соб. 5 ноября
                            2. Митр. Евлогий, стр. 302-303


Прот. Иоанн Мейндорф  о богословском, мистическом аспекте Патриаршества:
    «…После двух веков внешнего порабощения в рамках синодальной системы, Церковь свободно обрела видимого главу – патриарха. По смыслу православного канонического  устройства, главная функция патриарха – а также  всякого областного  примаса – состоит в "предстоятельстве  в любви" (св. Игнатий Антиохийский) и в ответственности за единство епископата, а тем самым и всей Церкви данной области, при соблюдении того же единства  с епископатом и верующими всей вселенской православной Церкви.

    Порядок избрания был утвержден собором… Заключительный акт – избрание по  жребию одного из трех избранных кандидатов – вылился как бы естественно, из общего  желания, чтобы патриаршим достоинством был облечен именно тот, кто "изволися Духу  Святому и нам".

    Интересно, что за рубежом некоторые высказывались против каноничности такого  избирательного порядка по чисто экклезиологической причине… Избрание епископов – предстоятелей  местных  церквей – отражает сошествие Св. Духа на всю Церковь в день Пятидесятницы. При их поставлении благодать Духа ниспосылается на Церковь и действует  в Церкви, поэтому епископы избираются "клиром и народом" каждой церкви. Избрание по жребию, говорили некоторые, как бы отрицает возможность действия Св. Духа через  людей, через соборное согласие всей Церкви…

    Не подлежит сомнению, что избрание  патриарха – именно так, как оно совершилось – соответствовало общему соборному сознанию. Столетиями архиереи русской Церкви назначались "Указом его императорского величества". Все были согласны покончить с  таким порядком. Ведь священные каноны прямо и безоговорочно объявляют недействительными (курсив прот. И.Мейендорфа Л.Р.) все постановления, совершенные  по указу властей гражданских… Но, с другой  стороны, Собор знал, что святая Божья  Церковь не является "демократией".  Не всегда ведь человеческое большинство отображает  волю Божью. Поэтому и было введено избрание патриарха по жребию.

…Избрание патриарха в таких условиях и при таких обстоятельствах должно было  выразить, непосредственно и  прямо, волю Божию, а не только волю демократического  большинства или даже человеческого разума и политических  расчетов… Если бы избрание было просто "демократическим",  избранником оказался бы, без сомнения, митрополит Антоний Храповицкий. При его, может быть, блестящем возглавлении  русская Церковь пошла бы несколько другим путем, чем при простом, мудром и праведном исповеднике  патриархе Тихоне…

Именно потому, что избрание было истинно церковным актом, оно стало – и по сей  день остается – основой  неразделенности, может быть даже – неразделимости  русской  Церкви.  С момента своего избрания  патриарх Тихон стал служителем  церковного единства, и  даже те, которые впоследствии от Церкви отделились – все, за исключением, к счастью, исчезнувших "обновленцев" – ссылались и еще ссылаются на наследие патриарха  Тихона…» . Прот. Иоанн Мейендорф. Святейший  патриарх Тихон – служитель единства Церкви. Вестник РХД.  №158. 1990. Стр.40-42.

В.В. Зеньковский о духовном складе митр. Антония (набравшего большинство голосов при избрании кандидатов в патриархи – Л.Р.):
    «Будучи большим талантом, с глубокой и редкой богословской ученостью, м. Антоний являл пример великого и неутомимого церковного деятеля, отдавшего всю свою  незаурядную энергию на церковную работу.

Его центральная идея, как мне кажется, всегда заключалась в вере, что подлинное и чистое христианство осуществимо лишь в монашестве… Он не уважает мира (курсив В. Зеньковского Л.Р.),  не верит в  него. В этом смысле и Церковь для м. Антония не семя обновления жизни в мире, в истории, а некий Нов ковчег, со всех сторон окруженный  бурными водами. Правда в мир не входит и не может войти – и единственно, что может справляться с миром, это не Церковь, а светская власть.
Светская власть есть от Бога данная, естественная, но и постоянно благословляемая свыше сила на обуздание природного хаоса, природной неправды; поэтому Церковь потонула бы в миру, если бы с мира были сняты оковы, налагаемые на него властью (! - В.З.) .
  
Отсюда для м. Антония вытекает тезис, который по существу ужасает своим неверием в  Церковь, который определяет все церковно-политическое мировоззрение м. Антония – а  именно его глубокое убеждение, что Церковь нуждается для своего мирного и  плодотворного развития в монархии. Но м. Антоний слишком глубоко и горестно перестрадал тот плен Церкви государству, какой был при нашей монархии. Поэтому  искренне и непоколебимо защищая идею монархии, м. Антоний столь же твердо стоит за  свободу Церкви, за соборное ее  управление, за патриаршество. Возрождение  патриаршества на Руси есть по преимуществу заслуга м. Антония, неутомимо защищавшего  эту идею в течение нескольких десятилетий.
М. Антоний более смел и даже радикален в церковных вопросах, чем это про него думают. Он никогда бы не мог, если бы стал патриархом, получить тот ореол чистоты и правды,  который привлекает русские сердца к образу патр.Тихона, но в смысле уступок большевикам и даже всего того, что ныне делает митр. Сергий, м. Антоний мог бы пойти даже дальше и смелее. Он до известной степени воспитатель всего русского епископата,  умевший замечать огонь в душах тех, кто уходил в монашество – его действительно чтут и глубоко ценят почти все русские  (да и не одни  русские) епископы.

      И вместе с тем именно в силу свой глубины и цельности м. Антоний был и остается  самой роковой фигурой в русском епископате – не столько даже в силу его назойливой и  неумной "политики", его игры с разными монархистами (которых он,  впрочем, видит  насквозь и совершенно не  уважает!), а в силу его общего принципиального неумения,  фатальной неспособности понять то, что если Церковь лишь уходя от мира может быть  верной Христу, то этим она  неизбежно отдает мир во власть Сатане, отрекается от своей  спасительной задачи в  мире. Односторонность понимания христианства, как она проявила себя в нашем монашестве (хотя, конечно, монашество не покрывается этим моментом, оно  глубже и религиозно действительнее его), есть роковая и страшная  "ересь чувства", говоря  термином  Хомякова, ересь в исходной  установке.
 
Ничто так  не иссушало и не губило Церковь, как  отрешенный и отворачивающийся от  жизни, а потому и односторонний, и болезненный, и неправедный  мистицизм. Роковое  значение усваиваю я м. Антонию именно как наиболее яркому и одаренному, наиболее  глубокому и влиятельному представителю такого одностороннего, внежизненного понимания христианства. Вся неправда этого направления в Церкви, помимо чисто догматического искажения, которым оно страдает, обнаруживается в том, что, отворачиваясь (по существу) от жизни, оно неизбежно утеривает основную христианскую стихию любви, не может любовно и светло глядеть на мир, а полно презрения, злобы, осуждения. Неблагостность душевного типа, здесь создающаяся, есть решающее  свидетельство его неистинности.

       Я не хочу винить митр. Антония – он не был выше своего времени, он отдал лучшие силы своей богатой и разносторонней души на то, чтобы максимально возвысить то  направление, в котором, вслед за эпохой, видел "суть"  христианства – и, конечно, не  понял, не восчувствовал того, куда должна идти христианская сила…» (выделено мною Л.Р.).      
  Прот. Василий  Зеньковский. Пять месяцев у власти. Воспоминания.
  Материалы по истории Церкви.  Кн.6. Крутицкое  подворье.  М. 1995 г. Стр.211-213.
Опубликовано по  авторской рукописи. Публикатор (М.А. Колеров) считает, что текст написан  летом  1931 г.